Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Родители счастливее тех, у кого детей нет? Почему братья и сестры могут быть настолько не похожи? Всегда ли полезна жесткая дисциплина? Во сколько ребенок должен ложиться спать? Стоит ли ему смотреть телевизор?

По каждому из миллиона подобных вопросов можно услышать несколько мнений. Но к чему стоит прислушаться?

Отбросив ненужные предрассудки и суеверия, обратимся к 10 актуальным психологическим исследованиям из области детско-родительских отношений.

  1. В целом, родители более счастливы, чем те люди, у которых нет детей

В последние годы было несколько исследований, утверждающих, что все трудности родительства значительно перевешивают приятные моменты. «Вот! Я так и знал», — втайне подумали многие родители.

Не торопитесь с выводами! Новейшее исследование показывает, что в среднем родители ежедневно чувствуют себя лучше и получают больше удовольствия от заботы о своих детях и общения с ними, чем от каких-либо других занятий (Nelson et al., 2013).

Отцам особенно свойственно получать позитивные эмоции от общения со своими детьми.

  1. Детоцентрированные семьи: нужды ребенка – превыше всего

В современном мире, подход, когда родители ставят ребенка на первое место в отношениях в своей семье, имеет ряд преимуществ. При таком подходе родители видят больше смысла в их воспитании, они получают большее удовлетворение от своей родительской роли, испытывая меньше негативных эмоций, связанных с заботой о ребенке.

«Исследование показывает, что чем больше заботы и внимания человек отдает другим, тем более он счастлив. По этой версии, чем больше родители «инвестируют» в благополучие своих детей, тем больше счастья и смысла они получают от родительства» (Ashton-James et al., 2013).

То, что хорошо для детей, хорошо и для их родителей.

  1. Гиперопека провоцирует несамостоятельность

Каждому родителю важно вовремя понять две ключевые вещи. Во-первых, то что их ребенок имеет право быть отдельной личностью, и, во-вторых, то что он развивается и растет. Поэтому, необходимо различать адекватную вовлеченность в жизнь своего подросшего ребенка и гиперопеку.

В англоязычном психологическом дискурсе родители, чрезмерно опекающие своих уже взрослых детей, называются «родители-вертолеты», то есть такой родитель, дети которого настолько опекаемы, что становятся несамостоятельны в своих решениях и действиях. Сравнение с вертолетом возникло из метафоры, что родитель «кружит над ребенком», заслоняя собой все вокруг.

В ходе исследования о связи гиперопеки и случаев депрессии у детей было опрошено 297 студентов. Они описывали свои взаимоотношения с родителями и чувства, возникающие в ответ на родительские действия.

Результаты исследования выявили, что дети гиперопекающих родителей демонстрируют более высокий уровень депрессии, они менее инициативны и независимы в своих суждениях и поступках.

«Родителям необходимо учитывать возрастные особенности их детей и приспосабливаться к ним. Излишняя вовлеченность во все стороны жизни подростка или юноши не всегда уместны» (Schiffrin et al., 2013).

  1. Строгая дисциплина часто имеет обратный эффект

Около 90% американских родителей признаются, что хотя бы раз были чрезмерно строги к своим детьми. Как правило, это примеры эмоционального насилия, включающего в себя вербальные оскорбления и угрозы.

Многим кажется, что строгость позволяет держать детей в рамках, но это правда лишь до определенной степени, ведь чрезмерная строгость может только усугубить проблему.

Исследование 967 американских семей с 13-летними подростками, сопоставляющее чрезмерную вербальную строгость (угрозы и оскорбления) и поведение детей, выявило, что поведение детей, подвергавшихся такого рода эмоциональному насилию, ухудшилось в течение следующего года (Wang et al., 2013).

Такие примеры «строгой дисциплины», как моральное унижение ребенка, не проходят бесследно даже в случае, если в целом эмоциональная привязанность ребенка и родителя достаточно сильна.

  1. О важности режима сна

Ребенку важно ложиться каждый день в одно и то же время. Это подтверждается многолетним исследованием, в котором приняло участие 11 000 детей. На момент начала исследования детям было 3 года, на момент окончания – 4. Ученые сопоставляли влияние регулярного отхода ко сну в одно и то же время на когнитивные способности ребенка (Kelly et al., 2013).

Исследователи выявили, что:

«Дети, режим сна которых не был четко установлен в возрасте 3 лет, в дальнейшем демонстрировали более низкую скорость чтения, более низкие результаты в математике и заданиях на пространственное мышление. Это утверждение верно, как для мальчиков, так и для девочек».

3 года – именно тот возраст, когда режим ребенка должен быть окончательно установлен. Чем раньше ребенок научится ложиться и вставать в одно и то же время, тем лучше для его когнитивных способностей.

10 психологических исследований, о которых должен знать каждый родитель

  1. Домашние хлопоты – дело всей семьи

Родителям намного проще воспитать счастливого ребенка, если их отношения между собой – близкие и гармоничные. Домашние обязанности – это общая работа всех членов семьи, и отсутствие бесконечных ссор между родителями на бытовой почве благоприятно сказывается на атмосфере в семье.

Супруги более удовлетворены своей семейной жизнью, если они справедливо разделяют обязанности по дому и выполняют их одновременно, каждый – свои (Galovan et al., 2013). Со временем и у ребенка будут появляться свои обязанности по дому, что приучит его к дисциплине и командной работе.

  1. Меньше мультиков!

Американская Академия Педиатрии не рекомендует родителям включать мультфильмы детям до 2 лет. После двух лет просмотр телевизора допускается, однако время просмотра не должно превышать 2 часов в день.

Новое исследование, проведенное среди 2 000 канадских детей, показывает, что каждый дополнительный час просмотра телевизора, негативно влияет на их развитие и способность к обучению в будущем (Pagani et al., 2013).

Чем больше дети смотрели телевизор в возрасте 2,5 лет, тем меньше был их словарный запас, менее развита мелкая моторика и математические способности в возрасте 5 лет.

  1. Физическое развитие улучшает результаты в школе

Физические упражнения – это отличный способ увеличить активность мозга.

Новое исследование 11-летних детей показало, что умеренные физические нагрузки улучшают академические показатели по математике, естественным наукам и родному языку (Booth et al., 2013). Это подтверждается и исследованием, проведенном среди 16-летних подростков по результатам годовых экзаменов. Интересно, что особенно высокие результаты в области естественных наук показывают девочки, активно занимающиеся спортом.

  1. Опасности интенсивного материнства

Некоторые женщины заявляют, что заботиться о детях – намного труднее, чем работать. Существует взаимосвязь между воспитанием детей и уровнем стресса и чувства вины. Но ведь ранее говорилось о том, что родительство – это источник радости и смысла. Чем объясняется данное несоответствие? Возможно, это связано с разницей подходов к родительской роли. Интенсивное материнство, например, может отражаться на матери достаточно негативно.

В ходе исследования, участниками которого стали 181 женщины, дети которых были младше 5 лет, было установлено, что матери, которые считают детей исключительно женской сферой и отказываются разделять обязанности по уходу за детьми с мужьями, больше подвержены депрессии и менее удовлетворены своей жизнью (Rizzo et al., 2012).

Каждая мать в той или иной степени посвящает себя детям. Тем не менее, это не должно осуществляться ценой собственного психического здоровья.

  1. Каждый ребенок — уникален

Каждый родитель двух или более детей заметил любопытную вещь: братья и сестры, даже при внешней схожести, могут кардинально отличаться характерами.

По результатам исследования Пломина и Дениелся (1987), по характеру братья и сестры похожи не больше, чем два совершенно незнакомых, не связанные между собой человека. Это звучит странно, учитывая, что 50% их генетического кода идентичны. Разгадка кроется вовсе не в генах, а в обстановке, в которой росли дети. Но ведь обстановка в одной и той же семье вряд ли кардинально отличается? Да, но у каждого ребенка разные отношения с родителями, братьями и сестрами, одноклассниками и учителями и так далее. Именно этим определяется разность характеров братьев и сестер.

Каждый ребенок в семье обладает собственной индивидуальностью, и к каждому из детей необходим свой подход. Это еще один из многих вызовов, с которыми родители встречаются на своем нелегком пути к счастью.

Похожие статьи:

ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ?

Я НИКОГДА НЕ ПОВТОРЮ ОШИБОК СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ!

УСПЕШНЫЙ РЕБЁНОК — СПОКОЙНЫЙ РЕБЁНОК

Исследования: Nelson SK1, Kushlev K, English T, Dunn EW, Lyubomirsky S. — In defense of parenthood: children are associated with more joy than misery. Psychological Science, Jan 2013

Claire E. Ashton-James, Kostadin Kushlev, Elizabeth W. Dunn. — Parents Reap What They Sow. Child-Centrism and Parental Well-Being. Social Psychological and Personality Science, Mar 2013

Holly H. Schiffrin, Miriam Liss, Haley Miles-McLean, Katherine A. Geary, Mindy J. Erchull, Taryn Tashner. — Helping or Hovering? The Effects of Helicopter Parenting on College Students’ Well-Being. Journal of Child and Family Studies, Apr 2014

Ming-Te Wang, Sarah Kenny. — Longitudinal Links Between Fathers’ and Mothers’ Harsh Verbal Discipline and Adolescents’ Conduct Problems and Depressive Symptoms. Child Development, May/June 2014

Yvonne Kelly, John Kelly, Amanda Sacker. — Time for bed: associations with cognitive performance in 7-year-old children: a longitudinal population-based study. BMJ Journals, Nov 2013

Adam M. Galovan, Erin Kramer Holmes, David G. Schramm, Thomas R. Lee. — Father Involvement, Father–Child Relationship Quality, and Satisfaction with Family Work. Journal of Family Issues. Mar, 2013

Linda S. Pagani, Caroline Fitzpatrick, Tracie A. Barnett. — Early childhood television viewing and kindergarten entry readiness. Pediatric Research, Aug 2013

J.N. Booth, D. Leary, C. Joinson, A. R. Ness, P. D. Tomporowski, J. M. Boyle, J. J. Reilly. — Associations between objectively measured physical activity and academic attainment in adolescents from a UK cohort. British Journal of Sports Medicine, Oct 2013

Kathryn M. Rizzo, Holly H. Schiffrin, Miriam Liss. — Insight into the Parenthood Paradox: Mental Health Outcomes of Intensive Mothering. Journal of Child and Family Studies, Jun 2012

Robert Plomin, Denise Daniels. — Why are children in the same family so different from one another? Behavioral and Brain Sciences, Feb 2010

Автор перевода: Елисеева Маргарита Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: исследование, дети, воспитание детей, развитие детей, раннее развитие, семья, семейная психология

Фото из архива Маргариты Елисеевой

Подпишись на рассылку

email рассылки

20150cookie-check10 психологических исследований, о которых должен знать каждый родитель