Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Этологическая перспектива

Этологическая перспектива — это биологически ориентированная позиция, которая стремится понять эволюцию, причины и ход развития поведения, а также использование или функцию поведения (Hinde, 1987, 1989). Эта точка зрения возникла из более ранней новаторской работы двух известных европейских ученых- зоологов, Конрада Лоренца и Нико Тинбергена и очень популярна в последние десятилетия. У людей, как и у животных, есть множество моделей поведения, которые являются «видоспецифичными» или уникальными для их вида. Они могут помочь нам понять, как развиваются дети. Одной из целей этологии является поиск кросс- культурных универсалий — тех моделей поведения, которые являются общими для всех человеческих детей в самых разных культурах. Исследования показали, что эмоциональные выражения, такие как радость, печаль, отвращение и гнев схожи в широком диапазоне современных культур, таких как Бразилия, Япония и Соединенные Штаты, а также в более древних культурах, таких как Форе и Племена дори в Новой Гвинее (Ekman, 1972; Ekman et al., 1987).

Более того, многие формы поведения, такие как улыбка и плач, наблюдаемые в различных культурах, имеют биологическую основу и нужны для того, чтобы родитель или опекун ребенка мог качественно выполнять обязанности по уходу за ним. Например, плач служит для сообщения о том, что ребенок огорчен или голоден. С точки зрения эволюции, он имеет огромное значение для выживания, поскольку гарантирует, что младенец получит внимание, необходимое для адекватного развития. Джон Боулби один из ведущих специалистов в области влияния этологии на ранние социальные отношения. Хотя этологи считают, что многие элиситоры (помощники), такие как плач, имеют биологическую основу, они модифицируются опытом, основанным на окружающей среде. Например, дети могут научиться маскировать свои эмоции, улыбаясь, даже когда они несчастны, или выражая удивление, даже когда они знали, чего от них ожидают (Saarni & Crowley, 1990). Важным моментом является то, что современные этологи рассматривают детей не как пленников своих биологических корней, а как открытых для всего нового полноправных участников собственного развития. Критические периоды развития — еще одно понятие, с которым мы уже сталкивались, так же выведено из этологии. Это очень мощная конструкция, которая помогает нам понять влияние времени на события, происходящие с ребенком в раннем развитии.

Этологи используют наблюдение за детьми в их естественной среде в качестве своей основной методологии. Их цели заключаются в разработке подробных описаний и классификаций поведения. Они стремятся понять, как поведение организуется в осмысленные паттерны. Например, высокая частота ударов, тыканий, пинков и криков часто используется для определения конструкции агрессии, тогда как легкое поднятие бровей, многозначительная улыбка и наклон головы предполагают образец кокетливого поведения. Фактически, этология оказала большое влияние на рост популярности наблюдательных подходов в современной психологии развития.

Одним из основных интересов этологов является организация социального поведения между индивидуумами (например, матерью и ребенком, братом и сестрой). Этологи много внимания уделяют изучению роли невербального поведения в регулировании социального обмена между детьми. Обезьяны часто используют угрожающие жесты, такие как взгляд и оскаленные зубы, чтобы отразить нападение, или знаки умиротворения, такие как обнажение шеи, чтобы остановить борьбу. Как когда-то заметил известный теоретик эволюции Чарльз Дарвин, «уменьшение себя» — это жест умиротворения, который может подавлять агрессию. Как это могут использовать дети? Ученые наблюдали за учениками младших классов на переменах и заметили, что такие действия, как вставание на колени, поклоны, лежание (действия, предполагающие уменьшение себя) — оказались успешной тактикой умиротворения (Ginsburg, Pollman, & Wauson, 1977). Мальчики, которые демонстрировали подобное поведение при встрече с разбушевавшимся хулиганом, с большей вероятностью успешно останавливали нападение. Дарвин был прав, и современные этологи продолжают исследовать способы, которыми социальное поведение регулируется жестами, позами, выражением лица и другими невербальными сигналами. Этологи также внесли важный вклад в наше понимание того, как организованы детские группы. Оказывается, иерархия доминирования есть не только у обезьян, дети также развивают определенные организационные структуры, в том числе «иерархические порядки»! Этология становится все более полезной и влиятельной точкой зрения для понимания развития детей.

Экологическая перспектива

Экологическая перспектива делает упор на изучение развития в контексте и тесно связана с этологической точкой зрения. Экологическая перспектива подчеркивает важность понимания отношений между организмом и различными системами окружающей среды, такими как семья и общество. В свою очередь, представляют интерес и отношения, существующие между экологическими системами. Дети рассматриваются как активные участники создания собственной среды. Более того, субъективный опыт детей в отношении их отношений и окружения столь же важен, как и объективные аспекты окружающей среды.

Основным сторонником этого подхода является Ури Бронфенбреннер (1979, 1986, 1989), который предложил основу для организации наборов экологических систем. По его мнению, мир ребенка организован «как набор вложенных друг в друга структур, каждая из которых находится внутри другой, подобно набору матрешек» (Bronfenbrenner, 1979, p. 22). Исследователь предложил четыре контекста, или уровня, которые варьируются от самых естественных условий, таких как семья или группа сверстников, до более отдаленных контекстов, в которых ребенок не принимает непосредственного участия, таких как местное правительство. Эти системы и отношения между ними могут меняться в ходе развития. Самая непосредственная обстановка называется микросистемой, она относится к реальной жизненной ситуации, в которой ребенок живет и взаимодействует с другими людьми. Природа микросистемы меняется в процессе развития. Например, в младенчестве самое важное для ребенка это семья и дом, а в среднем детстве и подростковом возрасте появляется дополнительный фокус в виде школы и группы сверстников. Следующий уровень, мезосистема, включает в себя взаимоотношения контекстов микросистем, в которых ребенок активно участвует. Например, отношения между микросистемами дома, школы и группы сверстников образуют мезосистему ребенка. Для взрослого мезосистему определяют связи между микросистемами семьи, работы и друзей. На следующем уровне, экзосистеме, находятся условия, влияющие на развитие ребенка, но в он не играет непосредственной роли. Рабочее место родителей является ярким примером среды, которая оказывает глубокое влияние на ребенка, при том, что его личное причастие к этому минимально. Когда отцу приходится много путешествовать или он внезапно переходит на работу по сменам, характер семейной жизни ребенка может измениться. Другими примерами экзосистемы могут быть местный школьный совет, комиссия по зонированию или школьный класс, который посещает старший брат или сестра. Например, если на месте детской площадки местное правительство решает провести дорогу, рекреационная жизнь ребенка может ухудшиться. Наконец, мезосистема и экзосистема встроены в набор идеологических и институциональных моделей определенной культуры или субкультуры, которую Бронфенбреннер называет макросистемой. Этот уровень признает, что широкие модели верований и идеологии различают разные культуры и страны, а также разные субкультуры внутри страны. Дети, выросшие в Китае, имеют другую социальную идеологию, чем дети, выросшие в Соединенных Штатах. Дети, живущие в гетто в черте города, сталкиваются с иным набором ценностей и верований, чем дети в богатом пригороде. Важность экологической схемы Бронфенбреннера связана с тем, что в ней подчеркивается важность анализа отношений между ребенком и различными системами окружающей среды, а также отношений между этими системами. Кроме того, подчеркивается, что экология ребенка никогда не бывает статичной. Развитие предполагает взаимодействие меняющегося ребенка с меняющейся матрицей экологических систем.

Экологическая модель Бронфенбреннера:

  1. экологическая система: микросистема относится к отношениям между ребенком и ближайшим окружением;
  2. мезосистема относится к сети взаимосвязей установок в ближайшем окружении ребенка;
  3. экзосистема относится к социальным условиям, которые воздействуют на ребенка не на прямую;
  4. макросистема относится к отношениям, нравам, убеждениям и идеологиям культуры.

В следующий раз мы рассмотрим детское развитие с исторической точки зрения.

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Ключевые слова: детская психология, детская научная психология, этология в детской психологии, экология в детской психологии, экологическая модель Бронфенбреннера, Джон Боулби.

Источник фото: freepic.com

64430cookie-checkЭтологическая и экологическая перспективы изучения детской психологии