Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Эмоции являются важной частью жизни спортсмена, оказывают влияние на физиологию, мотивацию, когнитивную сферу, а, следовательно, на его работоспособность и результаты (Babkes Stellino, Partridge, & Moore, 2012; Uphill & Jones, 2012). А тогда, когда речь идет о командных видах спорта, влияя на межличностные отношения, эмоции  становятся частью общения. Они показывают, как человек себя чувствует, в каком состоянии он находится, а способы выражения эмоций влияют на то, как на них реагируют другие люди (Crocker, Kowalski, Graham, & Kowalski, 2002; Jones, 2012). Поэтому эмоциональная саморегуляция оказывает большое влияние на результаты спортсмена, что делает ее развитие составной частью его подготовки. Фокус внимания спортивного психолога, может быть, направлен на то, как спортсмен воспринимает и регулирует различные эмоциональные состояния, например, тревогу до и во время соревнований. Или на то, как он проявляет способность эмоционального самовыражения в пылу командной борьбы. Цель этой статьи – знакомство с ключевыми аспектами межличностной эмоциональной саморегуляции спортсменов в команде.

Эмоции и эмоциональная регуляция в спорте

К эмоциональной саморегуляции относятся процессы, посредством которых человек влияет на возникающие эмоции, контролирует момент их возникновения, а также то, как он их переживает и выражает. Модель эмоциональной саморегуляции наглядно представляет процессы, направленные на управление интенсивностью переживаемых эмоций: снижение, поддержание в стабильном состоянии или увеличение, а также то, как они проявляются и влияют на окружающих людей.  Термин «эмоциональная саморегуляция» используется в статье в значении автоматических или произвольных стратегий для инициирования, поддержания, изменения или проявления собственных эмоций, а термин «межличностное эмоциональное регулирование» — как автоматические или произвольные вербальные и невербальные действия, влияющие на эмоции других людей.

Для эмоциональной саморегуляции спортсмены используют ряд стратегий:

  • Отвлечение;
  • Переключение внимания;
  • Переосмысление;
  • Постановка целей;
  • Внутренний диалог (самовнушение);
  • Воображение;
  • Расслабление;
  • Вытеснение из сознания (подавление);

Известно, что способность спортсменов регулировать свои эмоции напрямую связана с их спортивными достижениями (Jones, 2012). Lane, Beedie, Devonport и Stanley (2011) говорят о том, что спортсмены с помощью стратегий саморегуляции, увеличивали интенсивность таких эмоциональных состояний, как гнев и тревога, если они интуитивно ощущали, что эти эмоции будут способствовать достижению результата. Исследования показали, что в спорте высших достижений индивидуальные программы саморегуляции чрезвычайно эффективны для улучшения результатов (Robazza, Pellizzari, & Hanin, 2004).

Таким образом, способность к эмоциональной саморегуляции ведет к достижению результата, а навыки реагирования в контексте спортивной ситуации (например, когнитивная оценка и целеполагание) могут быть использованы в качестве стратегий эмоциональной саморегуляции (Lane, 2012). Кроме того, попытки контролировать или подавлять свои эмоции могут привести к значительному снижению мышечной выносливости (Bray, Martin Ginis, Hicks, and Woodgate, 2008).

Влияние окружения на эмоциональные реакции и межличностные отношения спортсменов.

Обзор литературы, посвященной командным силовым видам спорта, таким как, регби, американский футбол и хоккей (Campo, Mellalieu, Ferrand, Martinent, and Rosnet, 2012) показал значимость влияния окружения на эмоциональное состояние спортсменов. Влияние значимых других через отрицательное отношение, критику, поведение партнеров по команде и т.д. было причиной возникновения негативных эмоций спортсменов более чем в 58% случаев. В то же время собственные ошибки спортсменов (физические или ментальные) – в 52,9%.

Имеется также свидетельство того, что на эмоции спортсменов влияет восприятие себя как члена какой-то группы. Например, восприятие футбольными фанатами себя как членов фанатского сообщества влияет на эмоции, которые они испытывали во время просмотра Чемпионата Мира по футболу. Примечательно, что позитивные переживания болельщиков, связанные с успехами команды сохранялись дольше, чем негативный эмоциональный опыт, связанный с ее неудачами (Jones, Coffee, Sheffield, Yanguez и Barker, 2010). Кроме того, идентификация зрителей со спортивной командой приводила к повышению самооценки и позитивному взгляду на жизнь, а также снижению депрессии и меньшему чувству одиночества (Branscombe & Wann, 1991).

Другое исследование свидетельствует о том, что восприятие спортсменами своей принадлежности к «элитной» группе было связано с эмоциональным переживанием гордости (Uphill and Jones (2007)).

Процессы межличностного эмоционального регулирования можно рассматривать с двух сторон.

Со стороны произвольной или автоматической передачи эмоций от одного человека к другому (Hatfield, Cacioppo, & Rapson, 1994). Тоттерделл (2000) исследовал «эмоциональное заражение» среди профессиональных игроков в крикет. Оказалось, что позитивное настроение спортсменов связано с позитивным настроением их товарищей по команде, что, в свою очередь, влияло на результаты выступления команды. Более возрастные игроки (которые больше привержены команде и более восприимчивы к эмоциональному заражению) показали большую взаимосвязь между собственным настроением и настроением своих товарищей по команде. Тоттерделл предположил, что связь между индивидуальным и командным настроением может зависеть от эмоциональной выразительности и коммуникации спортсменов на эмоциональном уровне посредством мимики, слов и поведенческой экспрессии. Аналогично, Moll, Jordet и Pepping (2010) изучали эмоциональное заражение посредством видеоанализа экспрессии футболистов после успешного пенальти. Проявление ликования после успешного пенальти было связано с успехом команды в результате матча. Исследователи дали высокую оценку социальным контактам между партнерами по команде во время соревнований. Эти результаты подтверждают те исследования, которые доказывают важность невербальной коммуникации и языка тела для командного взаимодействия между спортсменами, их противниками и тренерами (Le Couteur & Feo, 2011; Manley et al., 2008).

Со стороны межличностных и контекстуальных факторов эмоционального реагирования значимы параметры группового взаимодействия (Wagstaff, Fletcher, & Hanton, 2012). Wagstaff со своими коллегами (2012) познакомился с членами пяти олимпийских спортивных команд и сообщил, что эмоциональная саморегуляция зависит от эмоциональных способностей спортсмена (способность идентифицировать, обрабатывать, осмысливать и управлять эмоциями) и социальных норм организации эмоционального самовыражения. Считается, что саморегуляция влияет как на индивидуальные параметры, такие как, собственное поведение, мотивация и эмоции, так и на результаты межличностного общения, от чего в свою очередь зависят отношения между членами группы.

В недавнем исследовании (K.A. Tamminen, P.R.E. Crocker / Psychology of Sport and Exercise 14, 2013) была поставлена цель изучить эмоциональную саморегуляцию и межличностную регуляцию эмоций в команде. Задача заключалась в том, чтобы понять «значение, которое люди придают происходящим с ними событиям и распознать те способы, с помощью которых осуществляется взаимодействие партнеров в команде» (Prus, 1996).  В качестве участников были выбраны женщины, так как есть доказательства того, что женщины получают больше преимуществ от социального регулирования эмоций (Flores & Berebaum, 2012). Кроме того, женщины-спортсмены ищут поддержки в большей степени, чем мужчины (Crocker & Graham, 1995). Групповое взаимодействие исследовалось в команде по керлингу, так как здесь небольшой количественный состав команды предполагает, что ее члены взаимодействуют друг с другом во время каждой тренировки и игры, что может не произойти в более крупных командах, в которых есть деление на основных игроков и резервных, или в видах спорта, в которых спортсмены делятся на пятерки или линии (например, американский футбол или хоккей на льду).

Сбор данных включал интервью и наблюдения в течение сезона. Спортсмены участвовали в трех полуструктурированных интервью (перед началом, в середине и по окончании сезона). Темы для обсуждения включали: а) справочные вопросы (например, как долго вы занимаетесь керлингом?), б) индивидуальное регулирование эмоций (например, что вы сделали в прошлый раз, когда попали в напряженную и сложную ситуацию), в) межличностное регулирование эмоций внутри команды (например, расскажите мне о ситуации, которая была стрессовой или сложной для вашей команды; как ваша команда отреагировала на это событие?) и г) отношения с товарищами по команде (например, опишите отношения между членами вашей команды). По результатам наблюдения за соревнованиями, тренировками и командными встречами делались подробные заметки. Затем, в ходе интервью спортсмену задавались вопросы о его действиях в конкретных ситуациях. Например, почему спортсмен строил свои действия тем или иным способом? Какие условия привели к подобным действиям?

Результаты

Анализ показал основные компоненты, требующие эмоциональной регуляции («язык тела» и самоцензура) и способы межличностного эмоционального регулирования. Спортсмены сообщили о некоторых трудностях (вызовах), связанных с регуляцией эмоций, а также выявили факторы, влияющие на эмоциональную саморегуляцию. (см. Рис. 1).

Эмоциональная саморегуляция в спортивной команде. Пять стратегий влияния на эмоции спортсменов

Рис. 1. Компоненты эмоциональной регуляции

Эмоциональная саморегуляция

Спортсмены признали важность эмоциональной саморегуляции и то, что их эмоции могут повлиять на членов команды. Зная это, они старались управлять своими эмоциями через управление мимикой, жестами, речью. Например, лидер команды сказала: «Я могла бы злиться на себя в случае неудачи, но это состояние может легко перенестись на товарищей по команде. Поэтому я должна быть очень внимательна к тому, как я управляю своим гневом». Или еще одна цитата:

— Я очень разговорчивый человек. Поэтому, если я вдруг просто выключаюсь и молчу, они знают, что со мной что-то не так. Если я просто скажу «не беспокойтесь, все в порядке» они мне не поверят, потому что они привыкли, что я играю определенную роль.

  • Что вы делаете в этой ситуации?
  • Я стараюсь оставаться разговорчивой, я стараюсь не изменять свое поведение в такой ситуации. Сама себе я могу сказать «я не могу поверить, что сделала это, я не могу поверить, что сделала то», но партнерам по команде я скажу: «Хорошо, двигаемся дальше, давайте сделаем это».

Спортсменки описали самоцензуру как форму саморегуляции, в соответствии с которой они контролировали то, что говорили партнерам по команде или избегали высказывать опасения, относительно принятия стратегических решений, так как это может нанести ущерб игровому плану или уверенности в последнем броске. Иногда нежелание члена команды обременять своими трудностями партнеров воспринимается как социальное дистанцирование теми, кто хотел помочь своим товарищам справиться с негативными эмоциями. Лидер вспомнила такую ситуацию:

«Я сказала: «Как мы можем помочь справиться с этим?» Она сказала: «Никак». Я помню, что подумала: «Нет, ты можешь разделить этот груз с нами, тебе не нужно тащить это одной». Поэтому иногда негативные стратегии работы со стрессом, могут оказывать негативное влияние на команду, потому что спортсмен пытается все сделать самостоятельно, а команда говорит: «Нет, поделись с нами частью стресса, чтобы разгрузить себя! Мы хотим помочь тебе справиться с этим стрессом, поэтому просто поделись с нами!»

Таким образом, понятие эмоциональной саморегуляции связано с межличностной регуляцией эмоций, однако на выражение эмоции также влияет ряд факторов, описанных ниже.

Межличностная эмоциональная регуляция

Спортсмены описывали случаи, когда случайно или намеренно управляли эмоциями партнеров по команде или, когда их собственные эмоции регулировались действиями партнеров. Так, например, когда один из игроков сделала два важных броска плохо в трудный для команды момент и разочаровалась в себе, партнеры по команде продолжали шутить и смеяться. Это успокоило ее и показало, что все в порядке. Важная роль в такие моменты отводится лидеру команды. Однако необходимость управлять эмоциями партнеров по команде может вызывать у лидера трудности, потому что ему, в первую очередь, необходимо справиться с собственными эмоциями. Иногда, это настолько затратный процесс, что у лидера не остается энергии, чтобы справиться с поставленной задачей.

Пять стратегий межличностной эмоциональной регуляции

Все спортсмены указали такую стратегию, как позитивная или техническая обратная связь. То есть, если партнер по команде сделал неудачное действие, его все равно нужно поддерживать и сказать ему что-то, повышающее уровень уверенности, и в то же время сохранять спокойствие и не акцентировать внимание на неудаче.  Иногда лидер не хочет давать негативную обратную связь, но партнеры по команде понимают, что что-то сделали не правильно. Таким образом, в идеале нужно сказать, что в следующий раз нужно сделать по-другому, чтобы все получилось. Например: «В следующий раз просто подкрути его сильнее».

Еще одной стратегией управлениями эмоциями в команде является юмор. Например, перед матчем можно рассказывать друг другу смешные истории, чтобы поднять настроение. Как правило, для использования юмора необходимо, чтобы партнерам по команде было комфортно друг с другом.

Еще одна стратегия – рассказывать товарищам по команде о своих эмоциях и реагировать на их эмоции во время соревнований. Тамминен и Крокер (K.A. Tamminen, P.R.E. Crocker / Psychology of Sport and Exercise 14, 2013) привели пример того, как такой стратегией воспользовалась участница их исследования после того, как команда набрала несколько очень важных очков в конца матча. Набор этих очков означал, что команда может пройти в более высокий раунд соревнований, если они сохранят свое преимущество в последних двух эндах. Тогда спортсменка сказала: «Отлично, девчонки, давайте сделаем глубокий вдох. Если мы проведем конец матча на хорошем уровне, следующий энд будет победным». В период соревнований команды также часто разрабатывают специальные аббревиатуры или используют сочетания слов, чтобы мобилизовать друг друга. Например, ДВД (дышать, верить, доверять)  или «дыши, дыши, успокойся».

Просоциальные действия – это действия, принимающие в расчет потребности других людей и связанные с удовлетворением их потребностей путем приспособления и изменения собственного поведения. Одним из примеров просоциального действия является передача права броска, удара, если есть чувство неуверенности в своих действиях и тревога. Просоциальные действия иллюстрируют способы, с помощью которых спортсмены учитывали проблемы товарищей по команде и уделяли первоочередное внимание задаче регулирования их эмоций для получения положительного результата. Просоциальные действия также включают в себя управление своим телом, позволяющее давать позитивные сигналы в знак поддержки.

Скрытые действия включают действия по защите товарищей по команде от потенциальных стрессоров или прямой критики. Например, если есть необходимость заставить кого-то из команды двигаться быстрее или другим образом скорректировать действия, тогда свое обращение нужно обращать ко всей команде, а не к этому человеку: «Давайте двигаться быстрее! Нам всем нужно быть быстрее!»  Но почему бы просто не обратиться к одному человеку? Чтобы в команде не было человека, который чувствует, что к нему обращаются не так, как к другим, и критикуют.

Факторы, влияющие на эмоциональную регуляцию

Продолжительность совместной работы. По мере увеличения времени существования команды и совместной работы, спортсмены используют стратегии более активно и более сдержаны в проявлении своих эмоций.

Групповая динамика и сплоченность. Тамминен и Крокер говорят о том, что успех команды связан с навыками межличностного общения. Чем более сплочена команда, тем больше это способствует эмоциональной регуляции как каждого ее члена отдельно, так и между партнерами.

Контекст. Соревнования, разбор после игры или общение один на один. В контексте соревнования спортсмены старались больше контролировать свои эмоции, и, наоборот, в разборе после матча или в общении один на один спортсмены могли позволить себе выпустить пар. Одна из причин была в том, чтобы произвести на соперника впечатление сплоченной команды и показать, что партнеры доверяют друг другу.

Роли в команде. Роль лидера (капитана) возлагает на спортсмена дополнительную ответственность по регуляции эмоций, потому что его эмоциональное состояние передается партнерам по команде в первую очередь.

Наличие поддержки за пределами команды. Часто наличие поддержки вне команды (муж, родители, психолог, друзья) стимулирует к тому, чтобы показать эмоции именно им, а не партнерам по команде.

Выводы

Взаимодействие между эмоциями и когнитивной обработкой было подчеркнуто не только в осознании спортсменами их эмоций, но и в мониторинге и изменении действий для достижения успешных результатов команды и поддержания позитивных отношений с товарищами по команде (Thompson, 1994). Эти результаты подтверждают, что построение межличностных отношений требует самоконтроля (см. Vohs & Ciarocco, 2004) и что эмоциональная саморегуляция может способствовать позитивным социальным связям между товарищами по команде.

Похожие статьи:

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕТСКОМ СПОРТЕ: КАК ВОСПИТАТЬ ЧЕМПИОНА?

НЕ СДАВАТЬСЯ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ: СПОРТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Психология для олимпийцев

Написано по материалам:

  • “I control my own emotions for the sake of the team”: Emotional self-regulation and interpersonal emotion regulation among female high-performance curlers / K.A. Tamminen, P.R.E. Crocker / Psychology of Sport and Exercise 14 (2013) 737e747
  • Emotion self-regulation and athletic performance: An application of the IZOF model/ C. Robazza et al. / Psychology of Sport and Exercise 5 (2004) 379–404

Ключевые слова: саморегуляция, команда, эмоциональная регуляция, эмоции, эмпатия.

Перевод: Колесников Евгений Иванович

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Елисеева Маргарита Игоревна

Ключевые слова: спорт, психология спорта, спортивная психология, успех, победа

Подпишись на рассылку

email рассылки

21270cookie-checkЭмоциональная саморегуляция в спортивной команде. Пять стратегий влияния на эмоции спортсменов

Педагог-психолог, специалист в области психологии спорта