Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Новое исследование проливает свет на психологию потребителей

В моменты неопределенности страх может заставить людей вести себя иррационально. Во время пандемии это выражалось в импульсивных покупках, когда люди скупали магазины, чтобы запастись товарами первой необходимости. Некоторые даже пытались нажиться на дефиците, взвинчивая цены на туалетную бумагу и дезинфицирующие средства для рук.

Подобное явление не ограничилось несколькими странами или населенными пунктами – это наблюдалось во всем мире, опустошив полки супермаркетов и вызвав значительные сбои в цепочках поставок.

Что же заставляет людей вести себя подобным образом во время кризиса? Что это — базовый инстинкт выживания, стадное чувство под влиянием социального давления или нечто более сложное?

Во время начала пандемии мы провели исследование, целью которого было понять сложную систему факторов, заставляющих нас действовать или реагировать слишком остро в условиях неопределенности.

Психологические особенности потребителей

В нашем исследовании мы рассматривали следующие факторы: нарциссизм, психологическая правомочность, статусное потребление, страх смущения и страх упустить что-то новое. Нарциссизм — это черта, характеризующаяся повышенным чувством собственной значимости и отсутствием эмпатии к другим людям.

Психологическая правомочность — это убежденность в том, что человек по своей природе заслуживает особого отношения или привилегий. Статусное потребление — это стремление приобретать предметы, придающие социальный престиж или доминирующее положение.

Страх смущения — беспокойство по поводу негативного осуждения со стороны окружающих. Страх упустить — это беспокойство по поводу того, что другие не получат удовольствия, которое они испытывают.

Уникальные типы потребителей

Наше исследование позволило выявить четыре различные группы потребителей, каждая из которых обладает уникальными психологическими характеристиками, определяющими их покупательские привычки.

  1. Поборник равноправия (эгалитарий). Поборники равноправия продемонстрировали низкий уровень нарциссизма и психологического превосходства по сравнению с другими группами. Они склонны к более сбалансированному и ориентированному на общество подходу к жизни. Вероятно, у них сильна вера в ответственность и справедливость общества. Поборники равноправия — это те люди, которые работают волонтерами в местных продовольственных банках или участвуют в общественных субботниках.

Что касается покупок, то сторонники равноправия не так много запасают, как другие группы. Например, в то время как другие могут запасаться дезинфицирующими средствами для рук, такой человек может купить всего один или два флакона, а остальные оставить для других членов сообщества.

  1. Конформист. Конформисты подвержены влиянию умеренного страха упустить что-то новое и сильного страха смущения. Конформисты — это те люди, которые соблюдают дресс-код и редко ставят под сомнение авторитеты.

При совершении покупок конформисты отдают предпочтение товарам, соответствующим рекомендациям общественного здравоохранения, например одноразовым маскам. Они, как правило, первыми закупают маски оптом при появлении новых рекомендаций по охране здоровья населения.

  1. Эгоист-общественник. Эгоисты-общественники демонстрируют умеренный уровень нарциссизма и психологической самодостаточности. Например, такой человек может организовать общественное мероприятие, но при этом будет настаивать на том, чтобы быть в центре внимания.

Эта группа особенно заинтересована в продуктах питания, таких как бутилированная вода и закуски. Эгоист-общественник может запастись этими товарами не только для себя, но и для того, чтобы поделиться с соседями, стремясь выделиться.

  1. Эгоист, не приемлющий ограничений. Для таких эгоистов характерен высокий уровень нарциссизма и психологического превосходства. Например, такой эгоист может сократить очередь, поскольку считает свое время более ценным, чем время других.

Что касается покупок, то эгоисты, которые не приемлют ограничений, готовы тратить больше на товары, которые приносят им непосредственную пользу. Например, они могут купить три последние бутылки дорогого фирменного сиропа от кашля, не задумываясь о том, что он может понадобиться другим.

Что это означает для потребителей

Важный урок, который мы извлекли из пандемии COVID-19 и последовавших за ней глобальных потрясений, заключается в том, что необходимо быть готовым к неожиданностям.

Если вы когда-нибудь в панике набивали свою корзину до отказа, то знайте, что вы не одиноки. Но понимание того, кто мы есть, почему мы принимаем те или иные решения и как мы можем быть более осознанными, — это первый шаг к более правильному потребительскому выбору.

Являетесь ли Вы поборником равноправия, думающим об обществе и покупающим только то, что необходимо? А может быть, вы конформист, строго покупаете те товары, которые рекомендуют медицинские учреждения? Признание этих черт в себе может стать тревожным сигналом, побуждающим нас к более ответственному подходу к покупкам, особенно в период всеобщего страха и паники.

Что это означает для розничной торговли

Понимание особенностей различных групп покупателей — это не только повышение прибыли. Это способ ориентировать бизнес на этичное и эффективное обслуживание населения, особенно в кризисные периоды.

Например, если большинство ваших покупателей склонны следовать за толпой (конформисты), подумайте о том, чтобы предлагать в своих магазинах достоверную информацию о здоровье населения. Если ваша клиентура склоняется к справедливости (эгалитарии), сделайте справедливое распределение товаров первой необходимости основной частью вашей стратегии поддержки сообщества.

Если вы обслуживаете людей, ориентированных на собственные интересы (эгоистов, которые не приемлют ограничений), подумайте о долгосрочных последствиях поощрения высокого потребления и о том, как стимулировать ответственные покупки. Если же значительная часть ваших клиентов ориентирована на общественные нужды (эгоисты-общественники), подумайте о создании постоянных программ участия в общественной жизни или акций по сбору пожертвований.

Размышляя о проблемах, с которыми мы столкнулись, ритейлеры имеют возможность планировать будущее, в котором их действия принесут пользу не только их бизнесу, но и обществу в целом. Повышение уровня самосознания позволяет нам более изящно справляться с хаотичными обстоятельствами и принимать решения, выгодные для всех, кто находится рядом с нами.

 

Оригинальная статья: Seung Hwan Lee, Omar H. Fares – What drives people to panic buy during times of crisis: A new study sheds light on the psychology of consumers, November 2023

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, покупки, психология потребления, пандемия, исследования, торговля, покупки, кризис, панические покупки, импульсивные покупки, потребители, поведенческая психология

65480cookie-checkЧто побуждает людей совершать импульсивные покупки во время кризиса?