Принципы оперантного обуславливания, о которых мы говорили в прошлый раз, могут помочь гиперактивному ребенку.
Почти в каждом классе можно найти ребенка, которому трудно сидеть на одном месте во время урока, внимательно слушать учителя и выполнять задания в срок. Зачастую, чтобы ребенок стал спокойней, родители соглашаются на медикаментозную терапию, которая эффективна лишь в 30%-50% случаев. Однако, далеко не все родители готовы к тому, что их ребенок будет принимать препараты, негативно влияющие на другие внутренние органы. При этом существует вероятность полного отсутствия ожидаемого эффекта. Замечательной альтернативой для таких семей является использование поведенческой терапии, которая основана на принципах оперантного обучения.
В 1976 году Дэниел О’Лири (Daniel O’Leary) и его коллеги провели исследование, в котором сравнили две группы учеников третьих-пятых классов. В первой группе было 9 детей. На протяжении 10 недель с ними проводилась новая программа поведенческой терапии. Вторая группа состояла из восьми человек и не подвергалась никаким воздействиям.
О том, как проводился эксперимент из отчета его создателя:
«Первичная терапия представляла собой домашнюю систему поощрений. Программа состояла из пяти компонентов.
- Четкая постановка целей, которые ребенок должен достичь во время урока.
- Похвала ребенка за усилия, которые он приложил для достижения целей.
- В конце дня оценивалось поведение ученика при достижении поставленных целей.
- Родители ежедневно получали отчет о том, какую работу проделал их ребенок.
- Родители вознаграждали ребенка за старания к достижению поставленной цели.
Во время программы учителя подробно консультировали родителей о тех успехах, которые проделал их ребенок за день. При этом был использован табель успеваемости, который фиксировал какие цели были достигнуты и какие усилия приложил ребенок. В конце учебного дня учитель завершал заполнять табель и отдавал его ребенку, чтобы тот вручил его родителям. В табеле учитель делал памятку, как и за что родители должны поощрить ребенка».
Чтобы оценить эффективность исследования, ученые опирались на две группы параметров. К первой относились: невнимательность, беспокойство, поведенческие проблемы и гиперактивность. Все симптомы были зафиксированы учителем в начале и в конце эксперимента. По итогу учитель предоставил полученные данные. Вторая группа параметров представляла собой шкалу из 8-ми пунктов рейтинга тяжести проявления основных четырех или пяти проблем у каждого ребенка.
Эксперимент удался. Была выявлена существенная разница между группой детей, которые прошли поведенческую терапию и теми, кто ее не проходил. Согласно отчету учителя, а также вышеупомянутой оценочной шкале, гиперактивность у испытуемой группы была снижена.
В 1977 году ученые Сьюза О’Лири и Вильям Пелхэм (Susan O’Leary, William Pelham) провели еще одно исследование. Результаты оказались очень впечатляющими. Сравнили две группы детей. Первую группу перевели с медикаментозной терапии на поведенческую. Вторая продолжала принимать лекарства. Результат показал, что дети ушедшие от медикаментов, ничего не потеряли. Их поведение и успехи в учебе были не хуже чем у детей из второй группы.
Таким образом, данные исследования стали наглядной иллюстрацией того, что теория оперантного обуславливания успешно применяется на практике и даже может стать достойной альтернативной медикаментам при снижении гиперактивности у детей.
Источники: O’Leahry, K. D., Pelham, W. E. Rosenbaum, A., & Price, G. H. (1976). Behavioral treatment of hyperkinetic children. Clinical Pediatrics, 15, 510-515; O’Leary, S. G., & Pelham, W. E. (1977) Behavior therapy and withdrawal of stimulant medication with hyperactive children. Pediatrics, 60, 101-115.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: unsplash.com
Ключевые слова: поведенческий подход в психологии, воспитание детей, оперантное обуславливание, гиперактивный ребенок, гиперактивный ребенок лечение, гиперактивный ребенок в школе, ноотропы для детей, лечение гиперактивности, гиперактивные дети, что делать с гиперактивным ребенком, чем заменить лекарства при гиперактивности
Из данной статьи я узнал о двух методами коррекции поведения у детей с синдромом гиперактивности. В первом методе использовались конкретно поставленные задачи, измеримые цели и понятные действия. В итоге дети получая четкие, понятные инструкции, получая обратную связь от общества, в виде учителя и похвалу за приложение усилий от родителей и воспитателя занесённые и отмеченные в таблице понятной ребенку, дали отличный результат. Значит можно простыми действиями, с измеримыми характеристиками выровнять поведение детей и сохранить здоровье исключая медикаментозное лечение. Опыт доказывает отсутствие такого синдрома как гипервозбудимость, а наличие полного отсутствия навыков у родителей как воспитателей. Приобретение повышенного благосостояния привело к нежеланию заниматься воспитанием, а откупиться от функции воспитателей. Также в погоне за поддержанием финансово уровня качество взаимодействия уменьшилось значительно.