Формирование гендерных ролей и гендерных различий в поведении происходит посредством взаимодействия биологических, когнитивных и социальных факторов.
Биологические факторы в типизации гендерных ролей
Наибольший интерес для изучения представляют собой два биологических фактора:
- влияние гормонов на типизацию пола;
- связь между гендерными различиями и латерализацией функций мозга (зависимость форм поведения от работы двух полушарий мозга).
ВЛИЯНИЕ ГОРМОНОВ НА ПОВЕДЕНИЕ В СОЦИУМЕ
Гормоны — это мощные и узкоспециализированные химические вещества, которые контактируют с клетками, способными принимать и реагировать на гормональный фон. Андрогены — мужские гормоны, а тестостерон, который использовался во многих исследованиях половых различий, представляет собой особый тип андрогенов. Эстрогены и прогестероны — женские гормоны. Тем не менее, как мужские, так и женские гормоны обнаруживаются в разных концентрациях у мужчин, женщин, подростков и взрослых. Различия гормональной системы менее заметны у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Было высказано предположение, что пренатальный и пубертатный периоды являются критическими с точки зрения реакции организма на гормоны (Hines, 1982). Гормоны организуют психологическую и биологическую предрасположенность формирования пола в пренатальном периоде. Увеличение гормонов в период полового созревания лишь активирует то, что было заложено в фазе развития организма.
Гормональные различия, наблюдаемые внутриутробно и в ходе последующего развития, могут способствовать различиям в социальном поведении, как между полами, так и внутри одного пола. Янг, Гой и Феникс (1967) вводили беременным обезьянам тестостерон (мужской гормон) во второй четверти беременности. Это привело к псевдо-гермафродитному женскому потомству, у которого были обнаружены не только генитальные изменения, но и модели социального поведения, характерные для самцов обезьян. Эти молодые обезьяны-самки демонстрировали мужское поведение, использовали угрожающие жесты, их игра была более грубой.
Последующие исследования показали, что если мужские гормоны вводят нормальным самкам обезьян после рождения, но до наступления половой зрелости, самки также становятся более напористыми. Некоторые из них достигали статус первичного доминирования в своей стае. Например, такие самки сдерживали сексуальную и грубую игру между самцами и требовали от своих последователей более сдержанного и послушного поведения.
Связь между тестостероном и агрессией является хорошим примером взаимодействия между биологическими факторами и факторами окружающей среды. Было обнаружено, что, помимо влияния тестостерона на уровень агрессии индивида, существует обратная сторона процесса. Регулярные поражения в поединках у животных и размещение их в местах, где они не могут доминировать, снижают уровень тестостерона. То же самое происходит с человеком, находящимся в стрессе (Hood, Draper, Crockett, & Petersen, 1987). Таким образом, получается, что не только тестостерон может вызывать социальные реакции, но и социальный опыт влияет на уровень тестостерона.
Другой пример модификации гормональных факторов социальным опытом ярко демонстрируется в исследованиях Мани и его коллег (Money & Annecillo, 1987; Money, 1987; Ehrhardt, 1987; Money & Ehrhardt, 1972). Эти исследователи изучали пренатальные гормональные аномалии (высокий уровень андрогенов), которые приводят к маскулинизации ребенка женского пола и последующей ошибочной сексуальной идентичности ребенка. Многие из участников этих исследований были младенцами женского пола, у которых была нормальная внутренняя женская репродуктивная система, но имелся увеличенный клитор, который напоминал половой член, а губные складки часто сливались и напоминали мошонку.
Исследования Джона Мани, проведенные с девочками с высоким уровнем андрогенов, показали, что в психологическом плане девочки, которым не объясняли основы женского поведения в первые несколько лет жизни, плохо адаптируются к женской роли. То есть если после первых нескольких лет жизни ребёнок переходит на правильную женскую гендерную роль, происходит неадекватная гендерная типизация и плохая психологическая адаптация. Девочки, которые с раннего возраста, жили в условиях обучения к женской роли, получали нормальное психо-сексуальное развитие. Это привело авторов к выводу, что между 18 месяцами и 3 годами существует «критический период» для установления гендерной роли.
Исследование двадцати пяти андрогенизированных в фетальном периоде девушек, некоторые из которых прошли коррекционную операцию и воспитывались, как девочки с рождения, демонстрировали поведение настоящих сорванцов. Было замечено, что играм в куклы они уделяют намного меньше времени, чем спортивным играм с мячом. В подростковом возрасте уход за детьми также не вызывал у них энтузиазма. Эти девочки предпочитали простую утилитарную одежду, такую как брюки и шорты, и мало заботились о косметике, украшениях и прическах.
Интересы этих девочек оказались более близким к интересам мальчиков: напористость, отношение к сексуальности и достижениям аналогичны тем, которые чаще встречаются у мужчин в нашей культуре. Девушки данной группы были достаточно самоуверенны, чтобы успешно утвердиться в иерархии доминирования своих друзей-мужчин. При этом они не боролись за верхнюю позицию в иерархии. Их также мало заботило установление доминирующей позиции в женском коллективе, возможно, из-за отсутствия интереса к традиционным женским играм и занятиям.
В детских фантазиях такие девочки видят успех через достижение, а вовсе не замужество. Как правило, они рассматривают поздний брак в сочетании с карьерой и небольшим количеством детей. Следует отметить, что у этих девушек не наблюдается лесбийских наклонностей. Несмотря на то, что их сексуальные фантазии имеют тенденцию напоминать фантазии мужчин, они выбирают сексуального партнера мужского пола и в фантазии, и в реальной жизни. Более того, последующие исследования этих детей в зрелом возрасте показывают, что они являются успешными матерями (Money, 1985, 1987).
Наконец, вопрос о пренатальных гормонах и развитии гендерных ролей продолжает оставаться спорными. Хотя Джон Мани подчеркнул важность очень раннего определения пола, некоторые другие работы поставили под сомнение проблему критических периодов. Imperto-McGinley, Peterson, Gautier и Sturla (1979) изучали группу мужских псевдо-гермафродитов в Доминиканской Республике. Эти мальчики родились с неоднозначными внешними гениталиями в связи с генетическим расстройством. Хотя у этих детей был нормальный уровень мужских гормонов, они воспитывались как девочки. Несмотря на это, в период полового созревания, когда происходила физическая вирилизация, эти дети приняли мужскую ориентацию. Эти данные свидетельствуют о том, что пренатальные и пубертатные гормоны могут использоваться отдельно или в сочетании с социализацией при определении сексуальной ориентации.
Другая группа ученых подняла вопрос о достоверности полученных данных. Они поставили вопрос: а правда ли, что к мальчикам относились как к девочкам, особенно ввиду их неоднозначной внешности (Rubin, Reinisch, & Haskett, 1981; Ruble, 1984)? Рабл (Ruble, 1984, p. 343) предположил, что данное явление можно списать на культурные ярлыки. Если в 12 лет у тебя есть соответствующие половые органы, то, согласно мнению Доминиканца, ты мужчина.
Окончательный ответ на вопрос гормонов, критических периодов и гендерного развития еще не найден. Очевидно, что не только биология определяет половую принадлежность, но и окружающая среда (Ruble, 1988).
ГОРМОНЫ, ЦЕРЕБРАЛЬНАЯ ЛАТЕРАЛИЗАЦИЯ И КОГНИТИВНЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Церебральная латерализация
Поведение в некоторой степени зависит от работы полушарий мозга, то есть от процесса церебральной латерализации. Правое полушарие больше вовлечено в обработку пространственной информации, а левое — в обработку словесной информации. Функционирование мозга становится все более специализированным и латерализованным с возрастом. Существует доказательство того, что мужчины более латерализованы, чем женщины (Srtelson & Swallow, 1987; Springer & Deutsch, 1989). Женщины c травмой левого полушария реже, чем мужчины, испытывают словесный дефицит. Помимо этого, у женщин с пораженным правым полушарием пространственный дефицит проявляется меньше, чем у мужчин с такой же проблемой (Witelson & Swallow, 1987). Большую двусторонность функционирования мозга у девочек можно увидеть в одном из исследований восприятия формы. Важно напомнить, что информация с каждой стороны тела в основном передается в противоположное полушарие. Поскольку правое полушарие лучше воспринимает форму и пространство, можно ожидать, что информация о форме для левой руки или глаза будет восприниматься более точно, чем информация о форме для правой руки или глаза. В исследовании мальчики от 6 до 13 лет были более точными в распознавании форм левой рукой. Девочки, наоборот, были одинаково точны в восприятии формы как правой, так и левой рукой, что подтверждает мнение о большей двусторонности у девочек, чем у мальчиков (Witelson, 1978).
Отсутствие Х-хромосомы.
Следующим доказательством влияния уровня гормонов на работу полушарий является исследование людей с ненормальным гормональным уровнем. У людей с генетическим заболеванием, называемым синдромом Тернера, отсутствует Х-хромосома и снижен уровень половых гормонов по сравнению с нормальными женщинами. Напротив, люди с синдромом Клайнфелтера имеют дополнительную Y-хромосому и пониженный уровень тестостерона по сравнению с нормальными мужчинами. Обе группы демонстрируют больше двусторонних полушарий, чем нормальные женщины и мужчины при обработке словесной информации. Коротко говоря, функционирование их правого и левого полушарий в большей степени совпадает, что указывает на то, что гормоны могут играть важную роль в процессе специализации полушарий, которая различает мужчин и женщин (Witelson & Swallow, 1987). Опять же, однозначности в этой теме нет. Поэтому все выводы о гендерных различиях в связи с работой функций мозга ждут дальнейших исследований.
Гормоны и вербально-пространственные навыки
Период внутриутробного развития половых гормонов может определять возможности латерализации полушария и организации мозга. Особенности латерализации приводят к тому, каким образом мужчины и женщины развивают вербальные и пространственные навыки. То есть пренатальные гормоны могут повышать чувствительность мозга женщин и мужчин таким образом, что женщины становятся более эффективными в обработке вербальной, а мужчины в пространственной информации. Последние данные свидетельствуют о том, что интеллектуальные способности связаны с гормональными уровнями, оцененными при рождении (Jacklin, Wilcox, & Maccoby, 1988). У девочек с более высоким уровнем андрогенов в крови при рождении (тестостерона и андростеиндиона) при поступлении в школу были обнаружены более низкие показатели пространственного мышления, чем у девочек с низким уровнем образования. Для мальчиков аналогичная ситуация значения не имела. Поскольку гормональные измерения были недоступны в возрасте 6 лет, не ясно, действительно ли пренатальные гормоны сенсибилизировали мозг, что приводит к дифференциальным когнитивным способностям, или же гормональные уровни при рождении связаны с гормональными уровнями на более поздних этапах развития. В последнем случае сами гормоны могут влиять на когнитивное развитие, но на 100 процентов это утверждать невозможно (Jacklin, 1989).
ЭКСПЕРИМЕНТ. ОТЛИЧИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК Доказательства различий в пространственных способностях мальчиков и девочек получены из исследований понимания детьми горизонталей и вертикалей в физическом мире (Liben & Golbeck, 1980). Детям предложили к рассмотрению следующие ситуации:
- Стакан воды наклоняется из вертикального положения под углом 50 градусов. Как будет выглядеть уровень воды в стакане?
- Как будет выглядеть лампочка на шнуре, свисающем с потолка фургона, если фургон въезжает на склон, наклоненный под углом 50 градусов?
Мальчики и девочки в 3-11 классах по-разному ответили на вопросы. В целом мальчики лучше справились с заданием. Возможно, девочки менее адекватно владеют физическими явлениями или, по крайней мере, не могут применять такие знания для выполнения подобных задач. Дети обоих полов по мере взросления лучше справлялись с заданием, но разница в половой принадлежности в любом случае сохранялась.
Источник: Liben, L.S. & Golbeck, S.L. (1980). Половые различия в исполнении по пространственным задачам Пиагети: различия в компетентности или производительности. Развитие ребенка, 51, 594-597.
Более эффективное пространственное мышление у мальчиков может быть связана с их превосходством в математике (Benbow & Stanley, 1980; Benbow, 1988). Заметное превосходство мужчин над женщинами обнаруживается в геометрии, которая требует пространственной визуализации (Hyde, Fennema, & Lamon, 1990).
На самом деле девочки лучше разбираются в вычислительных навыках, чем мальчики. Половых различий в тестах базовых математических знаний и алгебры, которые в меньшей степени зависят от пространственных способностей, чем геометрия, обнаружено не было (Hyde et al., 1990). В качестве предостережения важно отметить, что разница между мужчинами и женщинами в пространственной способности относительно невелика (Linn & Hyde, 1989). Даже если бы были установлены убедительные доказательства биологической основы половых различий в пространственных способностях, это не означало бы, что эти различия не подвержены культурному влиянию или изменению (Petersen & Gitelson, 1984). Было высказано предположение, что мальчикам рекомендуется чаще играть с игрушками, такими как модели или моторы, которые включают пространственные способности (Sherman, 1980). Также мальчиков поощряют за достижения в математике и науке (Kimball, 1989). Более того, матери уже в первом классе считают, что мальчики лучше разбираются в математике, а девочки — в чтении. Данное мнение существует у жителей США, Тайвани и Японии (Lummis & Stevenson, 1990). Какова бы ни была причина, девочки реже берут в университете классы по математике и естественным наукам в старших классах и в колледжах. Это касается даже тех, кто обладает превосходными математическими способностями (Eccles, 1985). Например, в исследовании калифорнийских школ, проведенных в период с 1983 по 1987 год, девочки посещали только около 38 процентов уроков физики, 34 процента углубленных занятий физикой и 42 процента уроков химии (Linn & Hyde, 1991). Однако, в национальном исследовании в 1960 и 1975 годах, в котором приняли участие более 400 000 детей, сравнивались когнитивные навыки детей старших классов. Было обнаружено, что уровень знаний девочек в сферах пространственного мышления и механики значительно повысился (Flanagan, 1978). Позже ученые предположили, что разрыв продолжает уменьшаться (Feingold, 1988; Hyde et al 1990). Скорее всего это связано со сменой стандартных представлений о гендерных ролях, которая сейчас набирает обороты в мире.
ЖИЗНЬ В ТЕЛЕ МУЖЧИНЫ И ЖИЗНЬ В ТЕЛЕ ЖЕНЩИНЫ
Наконец, было предложено, чтобы разница между жизнью в мужском или женском теле с точки зрения физической силы, роли в половом акте, способности забеременеть и кормить младенца могут оказать важное влияние на формирование стандартов гендерных ролей и на типирование полов. Особый интерес представлял вопрос о том, являются ли женщины каким-то образом биологически запрограммированными, чтобы быть более чувствительными к сигналам младенцев и детей. К 4-5 годам девочки больше общаются с малышами, чем мальчики этого возраста. Когда мальчиков просят поухаживать за ребенком, они склонны к пассивному наблюдению, в то время как девочки чаще принимают активное участие (Berman, 1987; Reid, Tate & Berman, 1989). Однако эти различия легко могут быть связаны не столько с биологией, сколько с культурными ожиданиями и обучением. Половые различия у подростков и взрослых менее заметны тогда, когда они не знают, что за ними ведется наблюдение (Berman, 1987). При лабораторных измерениях реакций тела у родителей (изменения ответов вегетативной нервной системы, уровня кровяного давления, электрическая проводимость кожи) на плач ребенка, различий в реакциях обнаружено не было (Frodi, Lamb, Leavitt, & Donovan 1978). Молодые матери более восприимчивы к младенцам, чем бездетные женщины (Nash & Feldman, 1981). В совокупности эти результаты показывают, что значительное влияние на реакции детей оказывает не биология, а культура.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: гендерные различия, чем мальчики отличаются от девочек, различие между полами, влияние гормонов на психику, влияние гормонов на поведение, влияние гормонов на организм женщины, влияние гормонов на психику мужчины, влияние гормонов на рост и развитие человека
Очередная запутанная статья из которой я вынес, что значительное влияние на реакции детей оказывает не биология, а культура. Как и в предыдущих статьях, здесь можно сделать такой же вывод, где и кем воспитывался ребенок, таким он и будет. Так же в очередной раз убедился, что мужские и женские гормоны обнаруживаются в разных концентрациях как у мужчин, так и у женщин. Может поэтому и существуют женщины с мужским характером и поведением, потому что в них заложено чуточку больше мужских гормонов чем женских. Еще узнал, что регулярные поражения в поединках у животных и размещение их в местах, где они не могут доминировать, снижают уровень тестостерона. Видимо это нормальный процесс для униженного животного, у которого пропадают лидерские качества. Так же в статье сказано, что не только биология определяет половую принадлежность, но и окружающая среда. Спасибо.
Я узнала много новой информации о факторах, влияющих на гендерные различия и развитие гендерных ролей. Я считаю, что половая принадлежность определяется взаимосвязью биологических и социальных факторов.
В ходе исследований выяснилось наличие критических периодов при развитии детей, тогда когда концентрация определенных гормонов оказывает особое влияние на формирование половых признаков и половой предрасположенности. Это происходит во время эмбрионального развития плода и в пубертатный период.
Также было интересно узнать о существовании обратной связи между жизненными обстоятельствами и уровнем гормонов, то есть не только гормоны могут оказывать влияние на состояние и поведение человека, но и условия окружающей среды также влияют на гормоны.
Знание того, что дети с 18 до 36 месяцев особенно сильно реагируют на социальные факторы в отношении установления гендерной роли, можно применять на практике. В этот период при воспитании ребенка можно акцентировать внимание на ролевых играх, соответствующих гендерной принадлежности ребенка.
По поводу взаимосвязи работы мозга и пола человека было интересным узнать то, что разница функционирования левого и правого полушарий у женщин менее заметна, чем у мужчин. Причём, эти различия стираются при нарушении гормонального фона у людей с генетическими заболеваниями. Это говорит в пользу версии о влиянии гормонов на работу полушарий мозга у мужчин и женщин.
Склонность женского пола к гуманитарным наукам, а мужского — к точным, также как и более сильная реакция женщин на плач ребенка не подтверждаются исследованиями биологических факторов, но при этом зависит от воспитания, обучения, культуры, социальных ожиданий.
Добрый день! Спасибо за статью.
Из нее я узнала новые понятия, такие как «фетальный период»- это определенный этап в пренатальном развитии, а также я отследила отличия пренатального (весь срок беременности) от перинатального периодов (ближе к концу беременности).
В статье описана взаимообратная связь тестостерона с социальной реакцией, и социального опыта, влияющего на уровень тестостерона. И родителям очень важно помочь сформировать ее у своих детей с 18 месяцев до 3 лет,т.к. это «критический период» для установления гендерной роли.
Меня эта тема по настоящему завела, т.к. раньше я именно так и думала, что гормоны мужчин ведут их и их семьи к успеху, власти и силе. Возникает вопрос, что с теми мужскими особями, которые не достигают успеха в мужской стае? Где их гормоны после поражения? После прочтения статьи стал понятен механизм. После поражения возникает стресс и гормоны как будто испаряются и мужчина превращается в обиженное, трусливое существо, которое мстит женщине за свою несостоятельность перед другими самцами.
И очень кстати информация о Церебральной латерализации, сейчас женщине очень важно развивать оба полушария и брать на себя мужские обязанности, т.к. конкуренция между мужчинами растет только уже не за женщин, а за деньги, и многие, большинство их остается за бортом.
Из статьи я узнала, какое влияние оказывают на гендерную принадлежность биологические факторы, в частности гормоны. Оказывается, на склонность женщины к проявлению мужского поведения влияет уровень андрогенов! А не только культура, воспитание или просто черты характера, как я полагала.
Считаю полезной для себя информацию, что ребенка необходимо обучать правильной гендерной роли. Существует даже критический период для этого обучения — с 18 месяцев до 3 лет.
Любопытно было узнать, что девочки, которым свойственно поведение сорванцов, чьи интересы больше пересекаются с интересами мальчиков, нежели девочек, в будущем становятся успешными матерями.
Задумалась еще о гендерных различиях в пространственном восприятии и действительно, задачки по физике давались легче моих одноклассникам-троечникам, а не мне девочке-хорошистке.
Прочитав статью, я узнала, как влияют гормоны на поведение человека в социуме. Оказывается, что регулярные поражения в поединках у животных и размещение их в местах, где они не могут доминировать снижает их уровень тестостерона и также происходит у людей, которые находятся в стрессе. Получается, что не только тестостерон может вызывать социальные реакции, но и социальный опыт влияет на уровень тестостерона. Также, очень интересно было узнать об исследованиях Мани, который отслеживал высокий уровень андрогенов и какие последствия они приносят. Когда прочитала, что мальчики лучше разбираются в математике, а девочки – в чтении, то вспомнила, что в школе у меня наоборот были большие успехи в математике, чем в чтении. А что касается восприятия пространства, так с этим я соглашусь, у меня были всегда проблемы. Спасибо за статью.
Спасибо за статью. Гормоны играют большое значение в определении пола человека или в восприятии самого себя. Возможно в определенные периоды жизни надо сдавать кровь на гормоны, чтобы понимать, что происходит с психикой человека. Почему он ведёт себя тем или иным способом. Тут становится понятно, почему бывают женоподобные мужчины или мужеподобные женщины. А при медицине нашего времени всё это можно корректировать. Читала, что в европейских государствах если ребёнок родился с не ярко выраженными половыми признаками, то родители не имеют права решать к какому полу его отнеси. Из разряда — вырастит, сам определиться.С одной стороны это правильно, так как наблюдая за таким ребёнком, можно понять к какому полу он тянется. что ему интересно: машинки или куклы. Но с другой стороны это усложняет жизнь родителям, так как они сами не смогут на 100 понять, как относиться к этому ребёнку: как к девочке или мальчику. И поэтому ребёнку может передаться это состояние неопределённости, которое может сохраняться долгие годы и мешать реализовывать свой потенциал.
Оля, я как раз недавно читала об этом, в той книге говорилось, что раньше при не однозначных половых признаках всем детям сразу делали пластическую операцию и «делали из них девочек». Но начиная с 2000-х годом начали делать генетический анализ и в зависимости от результатов делали нужные органы. Очень надеюсь, что это действительно так, потому что все другие варианты мне совсем не нравятся.
Я согласна с авторами, что определяющим в том, как ребенок будет развиваться в большей степени будет зависить от культуру, которая развита в обществе.
А горманальный уровень будет влиять на то как бурно подросток будет реагировать на те или иные ситуации.
Есть девочки, которые ведут себя как мальчики и мальчики, которые ведут себя как девочки и при этом они не меняют своей половой ориентации. Эмоциаональную чувствительность детей формируют родители, тогда когда демонстрируют своё отношение к другим людям и к тем эмоциям, которые проявляют друг к другу. И опять, же я вижу много мужественных мужчин, которые достаточно сентиментальны и могут прослезиться в момент выступления своего ребенка на школьном концерте. Это ведь не делает его женщиной и женщину, которая не плачет на похоронах близкого человеканельзя отнести к человеку с мужким поведением.
Из статьи узнала,что формирование половых различий в поведении происходит посредством взаимодействия биологических,когнитивных и социальных факторов.Среди биологических факторов выделяют влияние гормонов на типизацию пола и зависимость форм поведения от работы двух полушарий мозга.В результате исследований был сделан вывод о том,что внутриутробные гормональные различия и различия в ходе последующего развития,могут способствовать различиям в социальном поведении,как между полами так и внутри одного пола.Так же опытным путём было установлено,что поведение может зависеть от разной работы полушарий мозга.То есть, гормоны могут играть важную роль в процессе специализации полушарий ,которая различает мужчин и женщин.
Спасибо за статью. Нового узнала, что что формирование гендерных различий в поведении происходит посредством взаимодействия нескольких факторов такие как биологические (гармоны), социальные и когнитивные. Очередной раз убедилась, что на развитие детей влияет не сколько биология, сколько культура. Гормональный уровень тоже важен. Он определяет как будет развиваться ребенок. В свое время я часто сдавала кровь на гормоны, так как в определённое время из-за нехватки или наоборот переизбытка определённых гормонов, я чувствовала себя нехорошо или наоборот возбуждено. Есть же выражение,которое в основном характеризуют подростков «гормоны играют». Интересно было познакомиться с исследованием Мани, который отслеживал высокий уровень андрогенов и что за этим следует. Действительно, мальчики лучше разбираются в математике, а девочки – в чтении. Т.е. взаимосвязь работы мозга и пола человека есть. Так же узнала, что разница функционирования левого и правого полушарий у женщин менее заметна, чем у мужчин. Однако эти различия стираются при нарушении гормонального фона у людей с генетическими заболеваниями.
После прочтения данной статьи, мой багаж знаний и кругозор безусловно увеличился, мне стало ясно каким образом гормоны влияют на развитие мальчиков и девочек в юном возрасте,что важное значение на формирование гендерных признаков оказывает воспитание. Меня удивило , что девочки больше приспособлены , чем мальчики и у них уровень работы полушарий гораздо выше. Познакомился с вариантами психических реакций , которые возникают у девочек в зависимости от гормонального фона , в следвие чего возникает понимание как себя ведет девушка когда повзрослеет и какую модель поведения будет выбирать.Данная информация применима как в личном, так и в профессиональном плане, ведь видя модель поведения понимаешь в какое приблизительно среде она воспитывалась. После прочтения данной статьи у меня появилась идея начать отслеживать модели поведения людей и в ходе диалога узнавать правильные ли выводы я делаю или нет .
Из статьи узнала много новых для себя фактов. Например, что гормоны влияют на типизацию пола и что от работы двух полушарий мозга зависит форма поведения.
Интересное исследование было проведено с обезьянами, которое доказало, что существует связь между биологическими факторами и факторами окружающей среды. Была установлена зависимость между уровнем тестостерона и проявлением агрессии. С другой стороны, на уровень тестостерона влияет социальный опыт. Когда животные не могут доминировать и часто терпят поражение, уровень тестостерона снижается. При стрессе с человеком происходит то же самое.
Узнала также о церебральной латерализации; что происходит при генетическом заболевании, когда отсутствует Х-хромосома или появляется Y-хромосома; как гормоны влияют на вербально-пространственные навыки; как отличается восприятие пространства у мальчиков и у девочек.
В результате оказывается, что «значительное влияние на реакции детей оказывает не биология, а культура».
Благодарю за статью.
Объемная статья с большим количеством информации. Основные исследования, приводимые в статье, направлены на изменение уровня тестостерона. При увеличении его количества у женщин возникают изменения, которые легче увидеть и проанализировать. Это и физические изменения – маскулинизация, и проявление мужской модели социального поведения. Интересно, что, несмотря на гормональные нарушения и мужскую типизацию поведения в детском и юношеском возрасте, девушки с гиперандрогенией выбирают партнера противоположного пола и становятся успешными матерями. То же касалось и мальчиков – псевдогермафродитов в другом исследовании. Т.е. сексуальная ориентация во взрослом периоде не нарушается, что говорит о комплексном влиянии гормонов и социализации. Что касается различий в пространственном мышлении и вычислительных способностях мальчиков и девочек – на мой взгляд, здесь решающую роль играет социальное развитие. Мальчиков склонны больше хвалить за математические и технические достижения, покупать им всевозможные технические игрушки. А на те же технические возможности девочек с большей вероятностью родители не обратят внимания и не будут их развивать дальше. Чувствительность же женщин и девочек к сигналам младенцев также определяется вопросами культуры и воспитания в семье. Ребенок с детства видит, что его воспитанием занимается, как правило, мама, и девочки сразу примеряют на себя эту же роль.
Из статьи узнала, что формирование и различие гендерных ролей в поведении происходит по средством взаимодействия трёх факторов : биологических, социальных и когнитивных. Конечно не обойтись без влияния гормонов. Можно исследование , в котором говориться, что критический период в установлении гендерной роли у детей от1,5 до 3 лет , использовать на практике воспитания. Больше акцент делать на игры, поведение соответствующее гендерной роли ребёнка. Вспоминая себя, я помню разговор отца со мной лет в 6, о том, что я девочка и нельзя так себя вести. Теперь понимаю , что мои родители не уделили должного внимания развитию моей гендерной роли в более раннем возрасте. Оказывается , есть влияние пола на функционирование разных полушарий мозга. А если они стираются, при нарушении гормонального фона, то это значит , что есть влияние гормон на функционирование головного мозга. Не зря гормоны соответствующие определённому полу вырабатываются в коре головного мозга. Очень много читала информации, о том, что состояние и настроение , может повлиять на выработку определённых гормонов. Это в очередной раз доказывает пользу занятия психологией для человека.
Статья обширная и затрагивает несколько интересных тем: влияние гормонов на типизацию пола, связь между гендерными различиями. Новое для меня это исследование связанное с девушками которые прошли коррекционную операцию в фетальном периоде. Судя по результатам влияние тестостерона на женский организм преувеличено, меняется поведение да, но так же и остаются материнские инстинкты. Тем не менее среда и воспитание влияют намного сильнее. Поэтому для себя могу сделать вывод, что половая принадлежность это взаимосвязь между всеми факторами. А не только гормоны или воспитание. Так же в статье приведены тем связанных с генетическим заболеванием, синдромом Тернера. Было интересно прочитать такую статью, спасибо авторам.
Спасибо авторам за подробную статью, видно сколько на неё потрачено сил. Благодаря этому материалу я узнал, что гормональный фон работает не односторонне. Очень любопытно было узнать, что мужчина или девочка с искусственно повышенным андрогенным гормональным фотоном, будет вести себя более агрессивно и доминантно. И так же было интересно узнать о том, что с противоположной стороны, если социальные условия ставят «особь» в ситуацию неуспеха, и не дают реализовать лидерский статус, то и тестостерон понижается вместе с социальным статусом. Т.е, социальное положением влияет на биологические процессы происходящие в организме. Так же было важно узнать, что гендерная идентичность ребенка формируется в возрасте от 1 до 3 лет. Спасибо авторам за статью.
Спасибо за статью,из нее я узнала,что пренатальный и пубертатный периоды являются критическими с точки зрения реакции организма на гормоны.Что гормоны организуют психологическую и биологическую предрасположенность формирования пола в пренотальном переоде.И что увеличение горионов в переод полового созревания лишь активирует то,что было заложено в фазе развития организма.
Опыты показали , что не только тестостерон может вызывать социальные реакции(доминирование женщин),но и социальный опыт влияет на уровень тестостерона(его снижение)
Узнала ,что между 18 месяцами и 3 годами существует критический переод для установления гендерной роли.
Согласна с тем, что развитие гендерных ролей, и их различия связаны не только с биологией,сколько с культурными ожиданиями и обучением.
Эта статья помогла мне понять,что семья -ее способности,умения,ценности, социальный статус и полученный в ней опыт детьми разного пола,определяет гендерные различия и развитие гендерных ролей.
Благодарю за статью. Знаю, что тестостерон-это мужской гормон, но в статье узнала и про андрогены. Задумалась, что все таки биология в типизации гендерных ролей играет свою роль, хотя особого значения этому не придавала никогда, всегда думала, что все дело в социализации ребёнка в маленьком возрасте, но как показала статья и факты в ней, что по сути одно, без другого не может. Интересно было прослеживать в статье мысль, что социум влияет на уровень роста/понижения мужского гормона. То есть, получается, что все мы рождаемся с одной «гормональной системой», но отличаемся мы половыми признаками, и если девочке не привить женскую роль в этот «критический период», то она в итоге и будет вести себя больше как мальчик. При том, каких-то лисбийских наклонностей, как сказано в статье не наблюдается, и здесь я сделала маленький для себя вывод, что нетрадиционная ориентация-есть отклонения в психике.
Я увидел, что на развитие гендерных ролей влияют различные факторы (биологические, культурные) в различной степени и каждый из этих факторов может доминировать в зависимости от специфики культуры или от воздействия гормонов ( увеличение их количества ) или гормональные нарушения.
Интересно было узнать, что проявление гендерных различий в подростковом возрасте и у взрослых в условиях, когда отсутствует за ними наблюдение, минимально, т.е когда нет необходимости соответствовать ожиданиям общества и соблюдать принятые нормы в данной культуре.
Удивительно, что не обнаружили различий в реакции (физиологические изменения) мужчины и женщины на плач младенца, т.е получается, что действия на крик ребенка мужчины и женщины будет зависеть от принятых в культуре норм.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала, что на гендерные роли и гендерное развитие влияет множество факторов.
Но в большей части это гармоны, которые очень сильно влияют на социальное поведение человека. Большое количество тестестерона способствует проявлению агрессии в поведении, а социальная среда влияет на уровень тестестерона. В исследовании Джона Мани и его коллег, которые изучали пренатальные гормональные аномалии было отмечено, что девочки с высоким уровнем андрогенов, у которых в первые несколько лет жизни не было основ женского поведения, плохо адаптируются к женской роли, а те девочки которые жили в условиях обучения к женской роли, получали нормальное психо-сексуальное развитие. Следовательно, существует определённый «критический период» для установки гендерных ролей и ,как написано в статье он формеруется с 18 месяцев и до 3-х лет.
Меня удивило то, что при исследовании поведения андрогенезированных девушек было замечено, что играм в куклы предпочитали игры с мячём, что предпочтения в одежде — это штаны и шорты, что косметика и причёска для них не имеет значение, но тем не менее они самоуверенны и успешны в жизни. Они всё воспринимают через достижения, а не через замужество по этому чаще всего поздно выходят за муж и рожают детей. Я считаю ,что предпочтение карьере, которое у данных женщин на первом месте это вовсе не плохо, так как это им не мешает в последствии стать успешными матерями.
Ещё один интересный факт, говорит нам о том ,что не только биология определяет половую принадлежность, но и окружающая среда. Так же развитие полушарий головного мозга влияют на восприятие нами информации. Правое отвечает за пространственную, а левое за словесную обработку информации. И здесь всё сводится к гармонам так ,как они влияют на развитие головного мозга и на наши интеллектуальные возможности ,и тут не важно мужчина ты или женщина.
Одна из крайне интересных статей на тему гендерной ижентификации и воспитания детей. Достаточно интересно узнавать что именно, какие факторы и явления оказывают влияние на формирование гендерного восприятия детей. Конечно же помимо формирования восприятия в первую очередь под влиянием семьи, родителей, крайне не малое влияние оказывают гармоны. Естественно, если гормональное соотношение у рожденного допустим мальчиком ребенка постепенно сбивается и начинает формировать предрасположенность к женскому началу, никакое воспитание и наставления не смогут изменить этого. С другой стороны если гармональное соотношение «перекошено» незначительно именно воспитание и среда могут оказать основное влияние на гендерную определенность.
Прочитав статью, а затем комментарии, я понял, что нужно еще раз прочитать статью)) Потому что некоторые комментарии говорили о том, что половину прочитанного мною — я не прочитал. Вообще, для меня я сказал бы, что статья очень сложная. Даже просто прочесть не вслух, язык ломается. Но статья действительно интересная. Единственное, что стоит сразу отметить, что все это предположительно и одни ученые подтверждают, а другие опровергают и сомневаются. Но пока не доказано другого — пусть будет так, я не против. Из статьи заинтересовали некоторые моменты, которые для себя выделил, особенно интересны были опыты надо обезьянами. Да простит их Кинг-Конг….ну или не простит. Опыт в том, что если вводить беременным обезьянам тестостерон во второй четверти беременности, то дети (кстати, как дети обезьян зовутся?) этих обезьян получают не только генетальные изменения, но и самки будут демонстрировать мужское поведение, т.е. более агрессивное и грубое. Но, ладно уж я бы понял, при беременности, когда маленькая жена кинг-конга только формируется. Так если ввести этот тестостерон после рождения, но до наступления половой зрелости (вот тут не понял, а что после наступления? все? не выйдет) так вот, они еще умудрились и первичного доминирования в стае добиться. Так что, тут я понял одно…..не давайте женщинам тестостерона ни когда они в утробе еще, ни тем более до достижения половой зрелости после рождения. Иначе в стае будет рулить она. Кстати, почитал про тестостерон и как его поднять. В общем еще не родившимся или мелким женщинам (мелким в смысле только родились и до полового созревания) лучше не голодать, не есть всякие там селедки, оливки ….ну сами почитайте. Да, еще не давать нюхать сосновую пыльцу и есть корень крапивы…ну тоже можете почитать. В общем, если не перебарщивать с едой, то можно случайно не увеличить уровень этого самого тестостерона. На остальные исследования я тоже обратил внимание, но эти меня больше заинтересовали и поэтому я решил поделиться своими впечатлениями.
Из статьи узнала, каким образом гормоны влияют на типизацию пола человека.
Интересная информация о том, что уровень агрессии у человека прямо пропорционален уровню тестостерона у него в организме. При этом поражения человека приводят к снижению уровня тестостерона. Также стресс сильно влияет на уровень данного гормона в организме. Тема гормонов мне давно интересна. Я считаю, что гормоны очень сильно влияют на самочувствие и поведение человека.
Также я узнала, что гендерная роль формируется у ребенка с 1,5 до 3 лет. Из статьи не очень понятно, каким образом родители должны её сформировать у ребенка. Поэтому данная информация меня насторожила, т.к моей дочери уже 5 и я не понимала, правильно ли я всё сделала в свое время или наломала дров. Но, прочитав статью дальше, успокоилась. Дочка любит играть в куклы, любит платья/заколочки и просто обожает маленьких деток. Зато, вспоминая себя в детстве, могу сказать, что лично у меня всё-таки были искажения. Я была пацанкой и терпеть не могла малышей. Несмотря на это, всегда имела симпатию к мужскому полу и достаточно рано вышла замуж. Как, собственно, и говорится, в статье далее.
Также из статьи узнала, что у мальчиков более развито пространственное мышление, чем у девочек.
Из статьи я узнал, что социальный опыт влияет на уровень тестостерона. Удивило, что уровень тестостерона снижается в ситуациях неуспеха. Получается гормоны завязаны с социальным статусом. Как я понял, гормоны влияют на то, что человек рождается непонятного пола. В итоге на половую принадлежность влияют и биологические и социальные факторы. Я узнал, что возраст с 18 месяцев до трёх лет является критическим для установления гендерной роли. Не очень понятно, как именно родители должны её сформировать у ребенка. Относиться к ребенку в соответствии с его полом? Так это происходит уже с рождения. Удивило то, что у женщин разница в функционировании полушарий мозга меньше, чем у мужчин. Также я увидел влияние гормонов на предрасположенность человека к гуманитарным или точным наукам
Интересная статья. Очень затянуло описание эксперимента, доказывающего, что по сути, гормональные различия, наблюдаемые внутриутробно, могут способствовать в социальном поведении. Узнал для себя такое понятие, как «псевдо-гермофродитное»поведение, которое на самом деле обозначает достаточно простое явление. То есть, замещение гормонов способствует изменению в социальном поведении. Так же, интересно было по новому рассмотреть параллель между тестестероном и агрессией. Так как в данной статье данная параллель рассматривается, как пример взаимодействия между биологическим фактором и фактором окружающей среде и плюс, интересным открытием стал тот факт, что оказывается уровень стресса влияет на уровень того самого тестестерона. То есть, гормоны неотъемлимо связаны с понятием социализации.
Я узнал о новых понятиях и терминах: пренатальный период, латерализация функций мозга (специализация каждого из полушарий мозга на определенных функциях). Удивило, что именно гормоны еще в утробе матери формируют психологическую и биологическую предрасположенность формирования пола ребенка. Очень интересна информация о взаимосвязи между уровнем тестостерона и социальным опытом. Особенно то, что социальный опыт влияет на гормональный фон. Это является доказательством того, что деятельность и социальный опыт формируют человека. Интересны эксперименты, в которых искусственно меняли гормональный фон и как это влияло на поведение, физиологию. Меня очень удивила информация о том, что при нарушениях гормонального фона даже женские половые органы видоизменяются и становятся похожими на мужские. Это показывает, что физиологически мужчины и женщины очень близки, а вовсе не существа с разных планет. Я подумал о том, насколько тело зависит от гормонов. Мускулатура, волосяной покров, половые признаки вовсе не статичны, а лишь являются следствием гормонального фона.
Интересно было узнать, что в точных науках разницы в успеваемости между мужчиной и женщиной нет. Так как существует стереотип, что мужчины более склонны к точным наукам, а женщины к гуманитарным. Данная статья дает статистические доказательства того, что разница не особо велика и то, скорее всего обусловлена культурными особенностями. Так же было интересно узнать о влиянии тестостерона на пренатальный и пубертатный периоды. Так или иначе, гормоны безусловно имеют огромное влияние на развитие человека в обществе, на выбор гендерной роли, и при этом основой поведения является культурная среда, в которой воспитывается ребенок. Благодаря интернету существует масса видео, где дети, рожденные, например, с физическими отклонениями, растут счастливой и полной жизнью, благодаря тем условиям, которые вокруг них создали общество и семья.
Спасибо за интересную статью! Так много конкретной и новой информации, что сложно сконцентрироваться, о чем писать комментарий.
Во-первых, узнал много терминов, обозначающих периоды внутриутробного и послеродового развития человека. При этом отмечается важная роль гормонов в период формирования внутренних органов и систем человека (пренатальный период) в определении гендерной типизации.
Настоящим открытием для меня стало то, что уровень тестостерона у мужчин (или самцов животных) зависит от социальных факторов, что подтверждается различными исследованиями. В ситуациях, когда у них нет возможности в полной мере проявлять свое гендерное поведение (или есть неудачи в поведении), уровень этого гормона снижается. Получается, таким образом природа регулирует репродуктивную функцию этих особей, поскольку со снижением тестостерона снижается и их сексуальная активность.
Интересно было прочитать о наблюдаемых гендерных различиях при оценке работы полушарий головного мозга. Не вполне понятно, с чем связано отличие в степени латерализации полушарий у мужчин и женщин, хотя оно и является незначительным, как указывают в статье. В общем, интересная и познавательная статья, сразу даже все не «переваришь»! 🙂
Интересная статья,из которой я узнала новые термины — латерализация функций мозга — это зависимость форм поведения от работы двух его полушарий,а также то, что андрогены — это мужские гормоны, тогда как тестостерон — это особый вид этих андрогенов. Как показали исследования, уровень гормонов непосредственно влияет на формирование гендерной роли. Особенно удивили эксперименты с обезьянами, в ходе которых андрогированные самки демонстрировали более уверенное поведение в стае, призывали самцов к порядку, тогда как у самцов, которым не удавалось победить в поединках или их помещали в условия, где они не могут доминировать, наоборот, снижался уровень мужских гормонов, также как у людей во время стресса. В этой связи у меня возник вопрос — возможно в семьях, где мужчина регулярно «проигрывает» своей супруге (мы знаем, что сейчас довольно много успешных женщин, и не все из них могут оставить свою руководящую роль на работе), и ему не позволяется доминировать, также теряет уровень тестостерона со всеми вытекающими из этого последствиями? Есть над чем задуматься нам, женщинам. Спасибо за статью!
Очень интересная статья.Спасибо за информацию.Из статьи много нового узнала, как гормоны влияют на поведение в социуме.Узнала, что такое Андрогены.новым для меня было, что внутриутробно есть гормональные различия и что в дальнейшем влияют на развития и социальное поведение как между полами, так и внутри одного пола. Исследование на обезьянах тому подтверждение.Так же из статьи выделила для себя, что У детей дошкольного возраста гормональная системы менее заметна.В целом в статье для меня было много новых терминах, с некоторыми я была знакома ранее, но не так углублено.так же запомнился эксперимент между девочками и мальчиками.и вспоминаю свои школьные году могу с этим согласится,что например девочки лучше разбираются в вычислительных навыках, чем мальчики.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала, что на гендерные роли и гендерное развитие влияет гормоны и множество других факторов. Оказалось, что именно гормоны очень сильно влияют на социальное поведение человека,гормональное соотношение «перекошено» незначительно именно воспитание и среда могут оказать основное влияние на гендерную определенность. Большое количество тестостерона способствует проявлению агрессии в поведении. В возраст с 18 месяцев до трёх лет является критическим для установления гендерной роли. Не очень понятно, как именно родители должны её сформировать у ребенка. Относиться к ребенку в соответствии с его полом? Так это происходит уже с рождения. Удивило то, что у женщин разница в функционировании полушарий мозга меньше, чем у мужчин.
Интересная статья. Из нее я узнала, что уроаень гормонов очень важен, в частности, для социального поведения инливида. В частности, женщины, которым вводили мужской гормон проявляли мужские черты и демонстрировали мужское поведение Примерно также проявляли себя обезьяны. Также важна среда. Выяснено, что девочки, которым не объясняли основы женского поведения в первые несколько лет жизни, плохо адаптируются к женской роли. То есть если после первых нескольких лет жизни ребёнок переходит на правильную женскую гендерную роль, происходит неадекватная гендерная типизация и плохая психологическая адаптация. Девочки, которые с раннего возраста, жили в условиях обучения к женской роли, получали нормальное психо-сексуальное развитие. Это привело авторов к выводу, что между 18 месяцами и 3 годами существует «критический период» для гендерной типизации индивида. То есть, также важен возраст.
В очередной раз в статье показана прочная взаимосвязь между генетическим и социальным факторами развития ребенка. Именно на стыке генетики и воспитания рождаются такие понятия, как историческая память, культурный код и пр. Ближе к теме статьи, с одной стороны, гормональный фон влияет на гендерное поведение, с другой стороны, требование определенного поведения ведет к гормональному изменению. Таким образом, гормональное влияние на ребенка в пренатальный период может быть частично компенсировано воспитанием, и наоборот; не только гормональный фон обуславливает поведенческие реакции, но социальное урегулирование влияет на гормональный фон. А вопрос гендерной идентификации по прежнему открыт, и ответ на него многогранен.
Такая длинная и запутанная статья, а в конце вывод про то, что влияние на гендерное развитие оказывает культура, а не биология. Почему-то меня это насмешило. Зато, благодаря статье я узнала много новых терминов, которые скорее всего никогда не выучу, но предполагаю, что если они встретятся мне в жизни, то я пойму что это как-то связано с гендерными различиями. Интересные примеры про влияние гормонов мальчиков и девочек на поведение в социуме. Запомнилось, что у детей в возрасте с 18 месяцев до 3-х лет существует особый критический период, когда определяется гендерная роль и это особенно значимо для девочек. То есть, если хочешь, чтобы твоя дочь находилась в меньшей тревоге в будущем и заботишься о её психоэмоциональном состоянии, то особеенно важно в «критический период» уделить внимание показательной части женского поведения. Термин «летарализация» — просто взрыв мозга, хотя девочки двусторонне развиты в отличие от мальчиков, термин сложен для применения в жизни. Спасибо за статью!
В статье я познакомился с примерами о том, как на поведение в обществе может влиять гормональная система. Получается, что если женщина проявляет свойства мужского поведения, то на нее оказывает влияние и уровень тестостерон, а не только среда, в которой она росла.
Из экспериментов Джона Мани я понял, что важно уделять время рассказам своему ребенку о правильной мужской и женской роли. Это позволит избежать проблем с психо-сексуальным развитием в подростковом периоде.
Из статьи я узнал, что чувствительность девочек к малышам определяется не только биологическими факторами, но и зависит от культурных ожиданий и обучения гендерной роли.
А вот по поводу эксперимента, который показал, что мужчины и женщины одинаково реагируют на плач ребенка не соглашусь. Я ночами часто не слышал, как сын плакал, а жена вставала к кроватке. Для меня уровень его плача должен был быть несколько громче, чем для жены.
В статье мне показалось все очень логично . Гормоны так на многое влияют в нашем организме . Вообще не удивительно , что и на гендерная принадлежность они оказывают воздействие . Бывают гормональные сбои , которые могут вызывать гендерные сдвиги . Читала статью про девочку в Америке . Она лет с 8 начала выбирать одежду для мальчиков . Лет с 11 начала говорить , что хочет стать мальчиком . Ее водили к психологам , те сказали , что отклонений нет . Хотя как по мне , спорный вопрос )) В общем , ее обследовали , выяснилось , что мужских гормонов у неё больше женских в разы . И теперь она готовиться к операции по смене пола . Я такое не поддерживаю ни разу ! И мне жаль , что такие истории имеют место быть . Но каждый сам в араке выбирать .
Благодарю за статью!
Согласна с авторами – половая принадлежность определяется взаимосвязью биологических и социальных факторов.
В очередной раз убедилась, что мужские и женские гормоны в разной концентрации присутствуют и у мужчин, и у женщин. Хотя, возможно, некоторые вещи я связывала больше с чертами характера без привязки к биологическим факторам и гаромнам.
Удивило исследование о взаимосвязи тестостерона и социальных реакций. Наверное, именно поэтому, из-за снижения гормона, при стрессе мы так отчаянно реагируем на поражения.
Впервые узнала о существовании контактного критичного периода для формирования гендерной роли ребёнка – между 18 месяцами и 3 годами.
А также исследование андрогенизированных девушек, которые вели себя как сорванцы, интересовались «мужскими» делами и не проявляли при этом склонности к гомосексуальным отношениям.
Интересная и главное полезная информация. Мне кажется, что очень важно понять как же формируются гендерные различия у детей. Особенно это важно в современном мире, когда идет такая массовая пропаганда трансгендеров и прочих меньшинств. Вот только вчера прочитала, что Дж.К. Роулинг шутливо высказалась в адрес трансгендеров и фанаты Гарри Поттера тут же выразили свое недовольство. Хотя она всего лишь предложила говорить не «человек, у которого бывает менструация», а по старинке «женщина». Таких историй сейчас очень много, дети некоторых звезд пьют гормоны и делают операции по смене пола, даже не став совершеннолетними. И все это активно поддерживается активистами и СМИ. Меня очень радует, что в данной статье я не получила подтверждение того, что все это нормально. Для формирования гендерных различий и ролей необходимы два фактора, они не отделимы друг от друга: биологические (гормоны и соответствующая физиология) и социальные (окружение, воспитание, примеры). А еще я недавно узнала интересную для себя вещь, оказывается, соревнования по шахматам тоже проводятся отдельно для мужчин и для женщин, так как женщины статистически играют хуже мужчин. Там есть специальный единый рейтинг лучших игроков, который формируется по множеству различный фактором, и сотню лучших входит лишь одна женщина, да и то 84 месте.