Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ

— Люди сплетничают на работе, чтобы сохранить чувство контроля на фоне увольнений и неопределенности.

— При участии в сплетнях и ощущении близости мозг выделяет дофамин или химическое вещество, вызывающее чувство радости.

— Сплетни могут быть конструктивными, если кто-то предложит вам совет или извлечет пользу из полученной информации, но, если это ради чувства близости, то помните, что её можно достичь другими способами.

Ваш рабочий день становится интереснее, когда выходите попить чаю с коллегами и поделиться секретами. Услышать сплетни от коллег, которые шепчутся между кабинами или шлют сообщения, — все это так интересно!

Как пишет доктор Скотт Лайонс в своей книге «Зависимость от драмы» (Scott Lyons — Addicted to Drama), люди жаждут сплетен, потому что таким образом укрепляют чувство сопричастности.

«Вы внезапно оказываетесь в курсе того, о чем, предположительно, не все знают. Вы становитесь частью этого внутреннего круга», — говорит Лайонс в интервью Fortune. «Ты чувствуешь себя особенным. Ты чувствуешь, что важен».

Сплетни не всегда могут быть скандальными. Они относятся к информации, не предназначенной для широкой публики. Термин «сплетни» (в английском gossip) происходит от староанглийского понятия, обозначающего людей, помогающих другим при крещении, а точнее, крестную мать. Позднее это стало означать друга или знакомого, а затем превратилось в «пустую болтовню и слухи» с негативным оттенком.

Хотя сплетни могут стать «топливом для разжигания драмы», Лайонс говорит, что понимание того, почему мы сплетничаем и можем ли мы делать это хорошо, помогает добиться успеха на рабочем месте.

Восстановление власти на рабочем месте

Хотя ваша рабочая жизнь, скорее всего, не является точным отражением ситкома «Офис», в сериале использованы основные причины, по которым на работе возникают сплетни: смешение личностей, динамика власти и слишком много времени, проведенного вместе.

«Люди выбирают себе коллег не так, как друзей. Поэтому смешение личностей создает среду, благоприятную для сплетен», — считает Лайонс, особенно в эмоционально насыщенной среде, где одни люди имеют власть над другими.

«Когда мы уже чувствуем себя бесправными или отсутствие равенства, то можем воспользоваться этим способом», — утверждает Лайонс.

В то время, когда разговоры об увольнении все время крутятся в кулуарах, изоляция работника и отсутствие уверенности на работе усиливаются. «Люди могут сплетничать на работе, чтобы получить чувство контроля», — считает Лайонс, особенно с теми, кто разделяет схожие опасения.

Из-за огромного количества часов, проведенных в общении с коллегами, другие могут искать способ избавиться от скуки или полуденной дремы.

Мозг и сплетни

При участии в сплетнях и ощущении близости мозг выделяет дофамин или химическое вещество, вызывающее чувство радости. Этот выброс заставляет нас прислониться ближе к человеку и поделиться чем-то из того, что храните в тайне. По словам Лайонса, ощущение близости также способствует высвобождению окситоцина — гормона, связанного с чувством доверия и привязанности.

Люди предпочитают рассказывать о чем-то драматически, а не повествовательно, чтобы быстрее привлечь наше внимание, вызывая в мозгу повышенную реакцию возбуждения.

«Можно назвать это манипуляцией. А можно сказать, что это потрясающе!», — говорит Лайонс. «Эта стратегия позволяет приблизиться к людям, не чувствуя уязвимости близости».

Но это также может вызвать реакцию стресса, особенно если информация кажется негативной или заставляет беспокоиться о том, что она означает для будущего.

«На самом деле мы скорее усиливаем собственный стресс и раздражение», — считает Лайонс, хотя это и маскируется первоначальным возбуждением от общения.

Можно ли сплетничать «хорошо»?

Возникает вопрос, можно ли сплетничать на работе? Короткий ответ: это зависит от обстоятельств.

Американская ассоциация психологов в 2012 году опубликовала статью в журнале, в которой была описана фраза «просоциальные сплетни» как «обмен негативной оценочной информацией об объекте таким образом, чтобы защитить других от антисоциального или эксплуататорского поведения».

Делиться информацией, чтобы защитить коллегу, может быть просоциальным. Все возвращается к намерению поделиться информацией. Хотя Лайонс выступает за то, чтобы люди могли покончить с зависимостью от сплетен, но считает, что все же есть важные моменты, которые следует учитывать тем, кто склонен делиться информацией.

По его словам, будьте внимательны к тому, кого вы ищете, когда рассказываете то, что может быть истолковано как сплетня. Это может быть конструктивно, если кто-то выслушает вас, предложит совет или извлечет пользу из информации. Социальная связь помогает нам пережить трудные моменты, и есть что-то хорошее в том, чтобы собраться вместе с другими людьми, которые могут разделить с вами ваши «горести», — считает Лайонс.

Однако если ваше намерение вращается исключительно вокруг желания войти или даже создать «внутреннюю группу», это часто бывает непродуктивно. И обычно это происходит за чей-то счет. «Если кто-то ценит вашу точку зрения и прислушивается к вам, ему не нужно преувеличивать или принижать других, чтобы привлечь их внимание», — считает Лайонс. Проще говоря, «их внимание не зависит от вашего выступления», — утверждает он.

«Похмелье от сплетен»

«Остерегайтесь «похмелья от сплетен», — предупреждает Лайонс, когда люди сожалеют о последствиях чрезмерного распространения информации.

Если жажда близости заставляет нас сплетничать, Лайонс предлагает людям подумать о том, как достичь этого другими способами. Вместо того чтобы раскрывать секрет о ком-то другом, подумайте о том, чтобы быть уязвимым с коллегой о чем-то значимом в вашей жизни вне работы. Независимо от того, считаете ли вы это сплетнями или нет, это может создать чувство доверия без негативных последствий сплетен на работе.

Прежде чем сплетничать на работе, подумайте о следующем:

Когда вы чувствуете необходимость посплетничать на работе, спросите себя, что вам действительно нужно в данный момент. Чтобы избавиться от напряжения, скуки или разочарования, потратьте 10 минут на то, чтобы встать, подышать свежим воздухом, сходить в туалет и решить, что поможет вам.

Поможет ли вам разговор с близким человеком, потому что вы доверяете его мудрости и совету, или лучше остыть в одиночестве, чем разглагольствовать без цели?

Размышляя о сплетнях по-новому, Лайонс также призывает людей подумать о получателе. Разгрузка на того, кто не просил нести ваши сплетни, может привести к обратному результату, нежели укрепление доверия. Проверьте, готов ли получатель потратить время на то, чтобы услышать новую информацию по данной теме.

Люди стремятся к общению на работе. Это естественный человеческий инстинкт — хотеть быть ближе к тому, с кем постоянно видишься или общаешься, особенно после пандемии и появления удаленной работы. Но, возможно, настало время проверить, как соблюсти грань между сплетнями, которые вредят, и сплетнями, которые помогают этим отношениям.

 

Оригинальная статья: Alexa Mikhail — Gossiping at work is complicated: ‘We could call it manipulative. We could call it brilliant’, March 2023

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, сплетни, рабочий коллектив, дофамин, окситоцин, близость, дружба, доверие, привязанность.

64080cookie-checkСплетни на работе: хорошо или плохо?