Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Полевые и лабораторные подходы необязательно использовать по отдельности, их можно комбинировать. Таким образом мы часто можем добиться контроля, необходимого для четких выводов и в то же время сохранить некоторую степень обобщаемости о которой мы подробно говорили в прошлый раз. В таблице ниже показаны четыре «комбинированных» медода, в которых установки варьируются между лабораторными и полевыми. Происходит это за счет ввода экспериментальных вариаций (например, независимой переменной) или за счет измерения эффектов (например, зависимой переменной).

ТИПЫ ИССЛЕДОВАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПОЛЕВЫХ КОМБИНАЦИЙ

  1. Полевой эксперимент (зависимая переменная поле + независимая переменная поле);
  2. Комбинированный лабораторно-полевой эксперимент (зависимая переменная поле + независимая переменная лаборатория);
  3. Комбинированный полевой-лабораторный эксперимент (зависимая переменная лаборатория + независимая переменная поле);
  4. Лабораторный эксперимент (зависимая переменная лаборатория + независимая переменная лаборатория).

Ячейка номер 1 описывает полевой эксперимент, который мы рассматривали на прошлой неделе, в этом случае зависимая и независимая переменные находятся в полевых условиях. Ячейка номер 4 также должна быть вам знакома. Это традиционный лабораторный эксперимент, в котором как независимые, так и зависимые переменные находятся в лабораторных условиях. Ячейки 2 и 3 представляют здесь больший интерес. В ячейке №2 план включает в себя манипулирование независимой переменной в естественных условиях при измерении зависимой переменной в лабораторных условиях. Например, если бы вы контролировали телеменю детей при домашнем просмотре телевизора, а затем измеряли их агрессивное и просоциальное поведение в контролируемых лабораторных условиях, то получили бы комбинированный лабораторно-полевой эксперимент. При использовании третьего метода исследователь может брать лабораторные условия в качестве контекста для введения независимой переменной, одновременно измеряя влияние изменений в естественной среде ребенка. Рассмотрим пример. Вы хотите повысить социальные навыки застенчивой девочки и научить ее быть более общительной. В лаборатории вы показываете девочке фильм (независимая переменная), предназначенный для повышения ее уровня социального взаимодействия. Затем вы измеряете влияние фильма, наблюдая за ребенком в группе детского сада, чтобы увидеть, становится ли он более общительным и дружелюбным. В обоих случаях есть преимущества и недостатки. В случае метода номер два увеличивается градус контроля над зависимой переменной, а в случае метода номер три над независимой переменной. В каждом случае повышается степень обобщаемости. В первом случае (ячейка номер 2) повышается обобщаемость независимой переменной, а во втором случае (ячейка номер 3) повышается обобщаемость зависимой переменной. Эти планы представляют собой полезные компромиссы в поисках баланса между точностью и контролем и необходимостью повышения обобщаемости полученных результатов.

Метод тематического исследования

Можем ли мы многое узнать о развитии, изучая один случай? Некоторые из самых ранних психологических открытий развития были основаны на тематических исследованиях. В 1800- х годах Чарльз Дарвин вел подробный дневник эмоциональных реакций своего маленького сына, который лег в основу его теории эмоционального развития младенцев и детей. Эта ранняя работа предоставила полезные идеи, догадки и гипотезы для более поздних исследователей, которые работали с большим количеством случаев. Главным ограничением подхода, основанного на единичном случае, является невозможность его обобщения на более широкую репрезентативную выборку. Ведь нам неизвестно насколько уникальны его характеристики.

Тематическое исследование позволяет нам изучать такое редкое явление, как дети-маугли, которые выросли без общения с человеком и не понимают речь или другие необычные случаи. Сейчас мы рассмотрим пример лечения больного ребенка, иллюстрирующий ценность неортодоксального подхода к исцелению. Из- за резкого характера вмешательства маловероятно, что процедуру можно будет повторить на большой выборке детей, поэтому отдельный случай приобретает повышенное значение, помогая нам понять влияние различных процедур на поведение детей.

ТЕРАПИЯ ЭЛЕКТРОШОКОМ ИЛИ КОГДА ДРУГИЕ МЕТОДЫ БЕССИЛЬНЫ

Оправдано ли использование электрошока для изменения вредного или нежелательного поведения? Прочтите следующий пример из практики и сделайте собственное суждение.

В этом эксперименте Ланг и Меламед (1969) использовали электричество для подавления хронической и опасной для жизни рвоты у 9-ти месячного младенца. Когда эти исследователи впервые встретились со своим пациентом, он был в критическом состоянии. С 6-ти месячного веса в 7,7 кг младенец похудел до 5,5 кг, и хотя его кормили через назогастральный насос, состояние продолжало ухудшаться. Причина была очевидна: он регулярно срыгивал большую часть съеденной пищи в течение десяти минут после каждого кормления и продолжал срыгивать маленькими порциями в течение дня. Перед началом лечения Ланг и Меламед провели тщательную оценку характера рвотного поведения. Они рассудили, что, если бы они могли обнаружить некоторые ранние признаки того, что ребенок сейчас начнет срыгивать, они могли бы организовать максимально эффективное проявление аверсивного события (аверсивное обуславливание основано на том, что неприятный раздражитель по типу электрического тока затормаживает нежелательное поведение), то есть удара током. Один из принципов, вытекающих из исследований наказаний, заключается в том, что чем раньше оно применяется, тем эффективнее подавление нежелательного поведения. Используя электромиографические записи, которые обнаруживают изменения в мышечной активности, они смогли определить, когда у ребенка вот-вот начнется рвота. При первых признаках того, что мальчика вырвет, он получал односекундный удар током по икре ноги. Если позывы не прекращались, то подача тока продолжалась с интервалов в 1 секунду до полного купирования приступа. Каждый сеанс длился менее одного часа. После двух сеансов разряд почти не требовался. К шестому сеансу во время процедур тестирования ребенка больше не рвало. На самом деле количество использованных разрядов было довольно низким. После восьми сеансов или трех периодов, в течение которых не было признаков нежелательного поведения, терапию прекратили. Несколькими днями позже произошел краткий спад, но три дополнительных сеанса устранили новые приступы.

В день выписки из больницы ребенок прибавил в весе и в целом выглядел здоровее и улыбчивее на контрасте с анемичным ребенком, поступившим в больницу тринадцатью днями ранее. Через год мальчик продолжал нормально развиваться и не нуждался в дополнительном лечении. Замечательный успех своевременной процедуры «наказания» еще больше подчеркивается неудачей всех других терапевтических подходов к излечению болезни.

На наш взгляд, методика была оправдана, поскольку все остальное не помогало, и только благодаря этому подходу жизнь истощенного младенца была спасена. Тем не менее использование потенциально вредных процедур поднимает важные этические вопросы, которые мы рассмотрим далее в этой главе. Наконец, это исследование ясно показывает, что принципы, полученные в результате лабораторных исследований, могут иметь важное практическое применение.

Разновидностью тематического исследования является экспериментальное лечение одного субъекта. В этом случае цель состоит в том, чтобы идентифицировать события окружающей среды, которые контролируют поведение. Рассмотрим пример. Четырехлетний мальчик по имени Джоуи постоянно бил и дразнил других детей на игровой площадке детского сада. Каждый раз, когда это случалось, один, а в некоторые дни два воспитателя бросались к нему и останавливали. Они честно пытались объяснить, что нехорошо обижать своих одногруппников, но Джоуи продолжал делать по-своему! Экспериментатор предположил, что Джоуи бьет других детей отчасти для того, чтобы привлечь внимание воспитателей, и поэтому велел им игнорировать агрессивное поведение мальчика. Сначала атаки Джоуи усилились, однако после нескольких дней «молчаливой реакции» со стороны воспитателей он стал не таким буйным. Чтобы определить, изменилось ли поведение Джоуи в ответ на изменение стратегии взрослых, им было велено вернуться к своему обычному поведению. Частота агрессивных выпадов снова увеличилась, что говорит о том, что внимание со стороны воспитателей контролировало девиантную активность Джоуи. Затем воспитателям снова было сказано игнорировать Джоуи, когда он плохо себя вел, и снова количество атак уменьшилось. Данная стратегия заключается в том, что перед вмешательством поведение ребенка измеряется доступными способами. Затем для контроля поведения ребенка события вокруг него модифицируются. В качестве следующего шага ситуация возвращается к первоначальному варианту, чтобы увидеть, повлияло ли экспериментальное лечение на произошедшие изменения. Наконец, в качестве дополнительной проверки изменение вносится снова. В эксперименте с одним субъектом он сам служит своим собственным контролем и экспериментальным условием. Такой набор процедур был назван обратным планом или планом ABAB, где A — нормальное состояние, а B — экспериментально измененное состояние.

В следующий раз начнем рассматривать уникальные исследовательские проекты.

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: детская психология, детская научная психология, естественный эксперимент, полевой эксперимент, лабораторный эксперимент, просоциальное поведение, этика в психологии, как реагировать на детскую агрессию, терапия электрошоком, уникальные психологические эксперименты.

Источник фото: freepic.com

 

63740cookie-checkСочетание подходов при изучении Детской Психологии