Уже на первом году жизни младенцы реагируют на своих ровесников. С рождения до 6-ти месяцев они смотрят друг на друга, касаются друг друга и даже плачут в ответ на плач. Конечно, маловероятно, что в этом возрасте младенец ищет и ожидает социальной реакции от другого ребенка. Но с 6-ти до 12-ти месяцев у детей начинают проявляться по-настоящему социальные модели поведения, и младенцы начинают привлекать сверстников к социальными партнерству (Brownell, 1990; Howes, 1987). Во втором полугодии младенцы начинают пытаться повлиять на своего партнера, вокализируя, глядя, трогая и махая другому ребенку. Так же они могут слегка бить или толкаться (Bronson, 1981). Но в основном дети все же дружелюбно относятся друг к другу (Eckerman & Didow, 1988). Приведем пример взаимодействия между младенцами:
Берни поворачивается и смотрит на Ларри, который только что присел на пол. Берни машет ему рукой и произносит «да». Он вокализирует трижды, прежде чем Ларри начинает смеяться. Берни снова вокализирует, и Ларри снова смеется. Затем та же последовательность, в которой один ребенок говорит «да», а другой смеется, повторяется еще двенадцать раз. Потом Берни отворачивается от Ларри и уходит. Время от времени мальчики отвлекаются на другие дела, но потом снова начинают привлекать внимание друг друга знакомыми или видоизмененными жестами (Mueller & Lucas, 1975, p. 241)
В возрасте от 13 до 24 месяцев сверстники развивают способность участвовать в более сложном социальном взаимодействии (Howes, 1987). В детских играх появляются роли: «преследователь» и «преследуемый», «укрыватель» и «ищущий» или «дающий» и «получатель». Позитивные социальные взаимодействия в этом возрасте часто сопровождаются улыбкой, смехом и другими положительными реакциями (Mueller & Brenner, 1977).
В возрасте от 25 до 36 месяцев основным социальным достижением ребенка является способность понять партнеру, что от него требуется в игре (Mueller, 1989). Например, взгляд и бег к повозке служат приглашением к игре, фраза «моя очередь» и резкий рывок вперед — сигнал поменяться ролями. Такие незамысловатые знаки помогают развивать множество ролевых игр (Howes, 1987, р. 260).
По мере развития навыков общения со сверстниками игры со взрослыми отходят на второй план. В классическом исследовании Экермана и ее коллеги наблюдали за детьми 3-х возрастных групп (10-12 месяцев, 16-18 месяцев, 22-24 месяца) и их матерями, которых поместили на 20 минут в одну комнату. Было отмечено, что дети старшей группы предпочитали игры со сверстниками. Дети младшей группы отдавали предпочтение матерям. Ни одна из групп не желала при таких условиях играть с чужими взрослыми (в данном случае с матерями других детей).
Тем не менее, социальный обмен с матерями отличается от обмена с ровесниками- младенцами (Vandell & Wilson, 1987). Матери более надежны и реагируют быстрее. Однако, в общении с матерями все внимание направлено на ребенка и поэтому носит односторонний характер. Во взаимодействиях между ровесниками отношения принимают партнерский характер.
Согласно исследованию, в котором приняли участие 400 детей из семей среднего класса в возрасте от 1-го года до 12-ти лет, тенденция к увеличению взаимодействия со сверстниками сохраняется до начала обучения в начальной школе(Ellis, Rogoff, & Cromer, 1981). Вопрос, который интересовал ученых: с кем дети предпочитают проводить время дома и на улице? 26% времени дети находились в одиночестве, 46% времени в компании других детей, 15% времени в компании взрослых и других детей одновременно. Чем старше были дети, тем больше они контактировали с ровесниками и меньше с взрослыми. Эти тенденции сохраняются и в подростковом возрасте (Larson & Richards, 1991). Однако с возрастом меняются предпочтения в выборе партнера. До 7 лет детям не очень важен пол партнера по играм, но потом мальчики предпочитают общаться с мальчиками, а девочки с девочками. В подростковом возрасте дружба между полами снова начинает набирать обороты (Parker & Gottman, 1989).
Функции сверстников
Сверстники — источник информации о социальных правилах игр, а также о том, насколько хорошо ребенок в них играет с точки зрения ровесников. Это игры на равных с общими проблемами и целями. С родителями такие игры практически невозможны. Как группа сверстников влияет на развитие ребенка? Во многом так же, как и родители, посредством подкрепления, моделирования и социального сравнения, а также путем предоставления возможностей для социализации и обучения.
Сверстники как подкрепление
По мере взросления детей роль сверстников, как подкрепляющих моделей возрастает. Многие родители, особенно родители подростков, сетуют на то, что дети игнорируют их мудрые советы, слушая своих сверстников и подражая им. Но даже в дошкольном возрасте подкрепление со стороны сверстников имеет место быть. Чем старше дети, тем это более заметно. Четырехлетние дети делятся своими делами и переживаниями со сверстниками более часто, чем трехлетние (Charlesworth & Hartup, 1967). Уже среди дошкольников взаимность является обычным явлением: дети, как правило, подкрепляют тех же сверстников, которые подкрепляют их (Hartup, 1983). Нет сомнений в том, что подкрепление со стороны сверстников в форме внимания и одобрения влияет на поведенческие модели испытуемых. Многочисленные исследования (Furman & Masters, 1980; Furman & Gavin, 1989) документально подтвердили, что, когда сверстников инструктируют обращать внимание только на определенные виды поведения одноклассника (например, полезные, совместные) и игнорировать другие виды поведения (например, неприятные, агрессивные) его поведение может значительно меняться.
Сверстники как модели
Влияние сверстников друг на друга не ограничивается подкреплением. Они так же служат некими социальными моделями поведения. Дети приобретают широкий спектр знаний и реакций, наблюдая за поведением своих сверстников. Простой пример – новая школа. Наблюдая, за поведением класса, новенький ученик может быстро понять, как дети должны стоять, когда учитель входит в комнату, что стрелять шарами рискованно и многие игры происходят по другим правилам, а ребенка в углу следует избегать, потому что он местный хулиган. Дети также осваивают новые социальные навыки посредством имитации, моделируя доминирующего и (предположительно социально квалифицированного) члена группы (Grusec & Abramovitch, 1982). По мере того, как дети усваивают правила, потребность постоянно подражать уменьшается (Grusec & Abramovitch, 1982). Имитация важный способ поддержания любого социального взаимодействия. Как показал Экерман (1989), даже у двухлетних детей имитация поддерживает совместную игру между партнерами и ведет к более изощренным формам игры, таким как социальные игры.
Интересно наблюдать, как организации занимающиеся детьми (школы, спортивные секции и.т.п.) ограничивают спектр действий и тем самым меняют взаимоотношения в детских коллективах.
Сверстники и процесс социального сравнения
Есть еще один стандарт, по которому дети оценивают себя в коллективе. Они используют сверстников, как некое мерило самих себя. Этот процесс социального сравнения — одна из основ самооценки ребенка.
Фестингер (1954) утверждает, что в качестве группы сравнения мы ищем людей, похожих на нас. Если ребенок хочет знать, насколько он хороший боец, он не зацикливается на том, как он поступил бы с Мухаммедом Али. Вместо этого он будет учитывать результаты столкновений, в которых он лично участвовал, а так же то насколько крутым его видят сверстники. То же самое происходит во всех сферах жизни. Ребенок не будет сравнивать свою скорость чтения и скорость чтения своей матери, он будет смотреть на то как читают его одноклассники. В вопросах самоопределения у группы сверстников нет равных … (Hetherington & Morris, 1978, p. 60).
Было обнаружено, что в первые годы начальной школы использование социального сравнения с группой сверстников в качестве средства самооценки у детей заметно возрастает (Harter, 1983, 1990; Ruble, 1987; Zarbatany, Hart- mann, & Rankin, 1990). У ребенка представление о себе и принятие себя тесно связаны с тем, как его принимают сверстники.
Сверстники, как возможность общения и обучения
Сверстники предоставляют возможности для общения, развития отношений и чувства принадлежности (Zarbatany et al., 1990). Важность этих функций возрастает по мере того, как ребенок развивается и проводит больше времени со сверстниками, чем с семьей (Larson & Richards, 1991). Сверстники также предлагают контекст для обучения и понимания инструкций (Zarbatany et al., 1990). Это очевидно в западных культурах, где дети приобретают навыки в играх и спорте со сверстниками или во взаимоотношениях с учителями в школах. Это совершенно очевидно в других культурах, таких как Индия и Африка, где о маленьких детях заботятся и наставляют старшие братья, сестры и сверстники (Whiting & Edwards, 1988).
ИГРА
Множество социальных взаимодействий у детей происходят именно благодаря игре. Догонялки, лазанье по деревьям, шахматы, монополия, баскетбол — это все игры. Но чем игра отличается от других видов деятельности? Вот несколько основных моментов:
- В игре у ребенка рождается внутренняя мотивация. Взрослым не нужно что-то навязывать, направлять и пытаться включить внешнюю мотивацию в отличие от многих других видов деятельности.
- Ребенок поглощен процессом, а не целью.
- Ребенок свободен от внешних правил, несерьезен и очень заинтересован. (Rubin, Fein, & Vandenberg, 1983).
Функции игры
Какие функции выполняет игра в развитии компетентности у детей? Во-первых, игра способствует когнитивному развитию детей. Это позволяет им исследовать окружающую их среду, познавать объекты и решать проблемы (Garvey, 1990; Rubin et al., 1983). Во-вторых, игра способствует социальному развитию ребенка. Например, в играх жанра фэнтези, дети учатся понимать других и отрабатывать роли, которые они примут на себя по мере взросления (Haight & Miller, 1993). Наконец, игра позволяет детям решить некоторые из своих эмоциональных проблем, научиться справляться с тревогой и внутренними конфликтами в безопасной ситуации.
ИГРА И СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
В контексте игры детям предоставляется возможности делать открытия без риска. Например, в воображаемой игре дети могут экспериментировать с ролями доминирования и подчинения. Ребенок учится распознавать свои и чужие фантазии и действовать в соответствии с ними. В одной и той же игре ребенок может играть разные роли, от пастуха до льва. В игре дети могут без страха проверять внешние границы приемлемого, ведь в более позднем возрасте несоблюдение социальных условностей может дорого обойтись. (Fein, 1978, p. 269).
Воображаемая игра кажется особенно важной в развитии социальных компетенций, поскольку позволяет в игровой форме испытать чувства других людей. Она учит детей функционировать как часть социальной группы и координировать свою социальную компетентность. Это помогает детям практиковать свое поведение в будущем.
Воображаемая игра первоначально появляется примерно в середине второго года жизни, хотя некоторые дети начинают ее уже в 12-ти месячном возрасте (Haight & Miller, 1992). Ранее считалось, что умение притворяться рождается у ребенка в его самостоятельной одиночной игре и не требует других участников. Однако, есть исследование, которое дает данные о том, что первое притворство появляется у ребенка во взаимодействии с матерью, братьями и сестрами. Уже позже при входе в социум ребенок переносит это умение на игры со сверстниками (Dunn, 1988; Haight & Miller, 1993). Ролевые игры в различных культурах отличаются. В США матери играют с детьми намного чаще, чем матери в мексиканских деревнях, в которых основными партнерами по игре становятся братья, сестры и прочие молодые родственники (Farver, 1992; Zukow, 1989). Притворная игра в США обычно включает в себя символические действия, такие как кормление куклы выдуманной едой и.т.п… В сельских аграрных мексиканских общинах притворная игра фокусируется на функциональных ролях, таких как рутинные занятия взрослых (приготовление пищи, поход на рынок) (Zukow, 1989). К 3-м годам начинают появляться совместные драматические игры (Fein, 1989; Garvey, 1990). Они могут сильно преувеличивать реальность и даже быть грубыми (Miller, 1973). В агрессивной игре у детей могут быть медленные кулачные бои и перестрелки или продолжительные, ошеломляющие, мучительные агонии, которые сделали бы честь диве в Метрополитен-опера. Пик творческой игры приходится примерно на 6 лет, когда она включает в себя хорошо скоординированные фантазии, быстрые переходы между несколькими ролями и уникальные трансформации предметов и ситуаций.
Домашние фэнтезийные игры начинают сокращаться в школьные годы, поскольку дети начинают играть в более структурированные игры (Fein, 1981). Приключенческие фантазии усиливаются в подростковом возрасте (Gottman & Parker, 1986). Даже взрослый человек наслаждается фильмами про космические приключения и мечтает поучаствовать в сюжете. Поэтому можно смело сказать, что с возрастом фантазия не исчезает, но по мере развития выражается по-другому.
ФАНТАЗИЯ И УПРАВЛЕНИЕ СТРАХАМИ
Воображаемые игры один из способов научиться преодолевать страх. В ролевой игре дети выбирают то, чего нужно бояться, репетируют страх в более мягкой форме, а затем справляются с ним, побеждая объект страха.
4-х летняя девочка, боялась темноты и спала с ночником. Она часто играла в игру, в которой куклы боялись темноты. При выключенном свете маленькая девочка притворялась куклой, кричала, а затем, как мама, утешала куклу. Через несколько месяцев она объявила родителям, что ей больше не нужен ночник, и тема боязни темноты исчезла из ее фантастического спектакля. И девочка, и кукла вылечились. (Gottman, 1986, стр. 26-27).
Более того, мальчики и девочки могут по-разному справляться со страхом (Gottman, 1986). Девочки преодолевают страхи, используя эмоциональную поддержку и любовь, чтобы успокоиться и ослабить страх. Мальчики используют юмор или стратегию мастерства. Они сами притворяются тем, что их тревожит или побеждают в игре данный объект.
ИГРЫ И ПАТОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
Взаимодействие со сверстниками играет важную роль в развитии самоконтроля и в коррекции проблемного поведения у детей (Berndt & Ladd, 1989; Hartup, 1983).
У эмоционально нестабильных детей часто отмечаются нарушения и ригидность игровых паттернов. С тревогой и эмоциональными расстройствами у таких детей связаны: несоответствующая возрасту игра, игра с отклонениями (кто-то нарушил правила или правила немного поменялись), непопулярность среди сверстников (Singer, 1977). Творческие игры могут стать причиной психологического стресса у нестабильных детей. Было высказано предположение, что неспособность развить воображаемую игру указывает на серьезную патологию, особенно у импульсивных и агрессивных детей. Дети в стрессе (родители недавно пережили развод и.т.п.) проявляют заметную жесткость в творческой игре (Hetherington, Cox, & Cox, 1979). В их фантазиях задействовано меньше персонажей и они более сильно привязаны к материальным объектам. Например, им нужна палка, чтобы представить меч, или стул, чтобы представить замок. Они редко представляют себе выдуманные объекты или персонажей. Они также демонстрируют меньшую обратимость в игре. Как только палка становится мечом, она впоследствии не способна превращается в ведьмовскую метлу, волшебную палочку или лошадь. Другая характеристика, которая часто встречается у детей с нарушениями: повышенная агрессия и отторжение заботы в игре. Вдобавок им трудно перейти от собственного «Я» к некой вымышленной роли. Гулд (1972) заметил, что способность смены ролей в игре («Я робот», «Я Бэтмен») происходит в возрасте от 3-х с половиной до 4-х лет. Она отметила, что неспособность перехода к воображаемой роли в этом возрасте указывает на некую психопатологию и недостаток самоконтроля.
Воображение в игре связано не только с самоконтролем, низким уровнем импульсивности и агрессии, но также с общением, сотрудничеством, независимостью и социальной зрелостью (Rubin et al., 1983). Кроме того, дети, проявляющие спонтанное воображение в игре, могут демонстрировать более широкий спектр эмоций (в том числе положительных), чем дети с меньшим воображением. Они с большей вероятностью будут улыбаться, проявлять любопытство и интерес к новому, а также выражать радость в игре и отношениях со сверстниками (Singer & Singer,1980).
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: влияние игр на ребенка, зачем ребенку общаться со сверстниками, детская психология, научная психология, социализация, детские игры, когда дети начинают играть друг с другом, психология младенцев.
Спасибо за статью. Статья оказалась интересной с точки влияние роли сверстников на развития ребенка. Прочитав статью, я сделал для себя вывод что на развития ребенка влияет не только семья, но и общение со сверстниками. Семья несет свою функцию в формировании и развитии ребенка, а общение со сверстниками свою, формируя в нем социальную адаптацию, возможность ребенка обучаться, формирование навыков, применение навыков. Если я правильно понимаю, то ребенку легче обучаться и развиваться через общение с ровесниками это обучение идет в свободных условиях. Я бы сказал, что ребенок включает некое творчество и гибкость что проявляется в форме игры. При этом в общении с сверстниками ребенок имеет подкрепления своего поведения, построение модели поведения и сравнения своего поведения с общими нормами и формирования своего личного «я» и своей «роли» путем анализа и сравнения. Роль сверстников и отношения очень важна и сакральна для отдельно взятого ребенка. В это время проходит идентификация самого себя, оценка поведения и направления поведения. А направления поведения влияет на построение всей жизни уже взрослого человека.
Спасибо за статью. Из неё я поняла, как важно детям общаться со своими сверстниками. Они друг у друга учатся, сравнивают, общаются. Мне запомнился опыт с детьми. Что дети младшего возраста чаще играли со своими матерями, а старшего возраста уже общались со сверстниками.
К меня была идея, что младшие дети должны тянуться к старшим, быть похожими на них и не отставать. А из статьи я узнала, что дети не сравнивают себя со взрослыми, а сравнивают себя со сверстниками. Это говорит о тем. Что у них идёт адекватное развитие. Представляю, если бы дети переживали. Что не могут так де быстро бегать, как старшие. Я бы тогда задумалась об оценки сил ребенком и задалась вопросом, почему он так реагирует.
Согласна с тем, что играть со сверстниками интереснее, чем с младшими или более старшими детьми.
Из статьи я узнала то, что дети уже на первом году жизни проявляют способность к социализации, привлекая внимание своих сверстников всеми доступными средствами. Далее, с возрастом ребенка процент взаимодействия со сверстниками постоянно возрастает.
Я отметила для себя такой момент: отношения с родителями носят для ребенка односторонний характер, тогда когда с равными по возрасту они обретают партнёрский характер. Находясь в таких отношениях, ребенок полноценно развивается и адаптируется к условиям жизни. Общаясь со сверстниками, играя, ребенок имеет возможность обучаться, используя механизм подражания, модель поведения других детей, социальное сравнение и оценку, подкрепление. Всё это необходимо ему для успешного развития.
Интересным для меня оказалось то, что девочки и мальчики по-разному преодолевают свои страхи. Девочки используют эмоциональную поддержку и любовь, а мальчики — юмор или стратегию мастерства. Удивителен пример о четырёхлетней девочке, которая избавилась от страха темноты, используя ролевую игру с куклами. Важно то, что в процессе игры со сверстниками можно выявить и откорректировать проблемное поведение ребенка. Он может транслировать повышенный уровень агрессии и жестокости, низкую степень воображения и вариативности, используемых в игре объектов и ролей. То есть, игра со сверстниками является как значительным элементом развития ребенка, так и диагностики и исправления его поведения, не соответствующего норме. Этим могут пользоваться не только психологи, но и воспитатели, педагоги и родители.
Спасибо за статью ! С интересном узнала 1) Что уже в 6-12 месяцев младенцы начинают привлекать сверстников к социальному партнерству 2) во втором полугодии уже пытаются воздействовать друг на друга вокализируя 3) с 13 по 24 месяца у детей более сложные взаимодействия , социальные игры . 4) интересно , что до 7 лет для детей важен пол партнера по играм . В подростковом возрасте дружба между полами возобновляется 5) функция сверстников — источник информации о социальных правилах игры . 6) дети подкрепляют поведение тех сверстников, которые подкрепляют их 7) дети осваивают новые социальные навыки, посредством имитации доминирующему члену группы . 8) процесс социального сравнения один из основ самооценки ребёнка . Проанализировав статью , я увидела , что мой сын долгое время предпочитал проводить время со мной , чем со сверстниками. Возможно из за того, что со мной легче не соблюдать правила социальной игры , ведь я часто уступала . Теперь я понимаю , как это мешало его развитию и положительной самооценки в обществе . Но , уже примерно два года я стараюсь дистанцироваться и сын стал чаще проводить время со сверстниками. Сейчас он достаточно общителен и пользуется популярностью у сверстников .
Спасибо за статью. Сделала вывод, что на развитие ребенка влияет не только семья, но сверстники. Общение со сверстниками формирует социальную адаптацию, формированию и применению навыков, возможность обучения. Через общение со сверстниками легче обучаться и развиваться. Так как познавать мир вместе на много проще и интереснее. Тогда для ребенка создаются свободные условия. А также путем сравнения, ребенок подкрепляет модель своего поведение. Я помню как мне говорили родители, что моей подруге столько же лет как и мне, но она уже умеет кататься на велосипеде. В этот момент я поняла, что и мне уже пора не бояться а пробовать. И я по пробовала и поехала. Механизм подражания включился и это позволило мне преодолеть страх. Я вот если бы в пример мне поставили бы кого нибудь и страши, думаю, что я бы так и ответила, что он взрослый ему уже не страшно. Еще я для себя выделила, что девочки и мальчики по разному преодолевают свои страхи. Еще очень важно, что в процессе игры со сверсниками можно выделить и откорректировать проблемное поведение ребенка.
Благодаря статье я узнала, как сверстники влияют на развитие детей. Для меня все детские этапы развития в новинку, потому что такое взаимодействие я могла наблюдать только у себя в детстве. Интересен был эксперимент, в котором участвовали дети и их мамы. В итоге дети старшей группы выбирали игры со сверстниками, а младшей предпочитали своих мам, видимо не доверяя еще миру настолько, чтобы отпустить их. Оказывается тенденция к увеличению взаимодействия со сверстниками сохраняется до начала обучения в школе, а затем, видимо, затормаживается и стабилизируется. Также до 7 лет тетям не важен пол партнера по играм, но потом дети предпочитают играть со сверстниками своего пола. Еще, очень интересный для меня факт, что дети используют сверстников, как некое мерило самих себя. С этим я соглашусь, потому что помню, как всегда в школе сравнивала себя с другими девочками в классе, и этот процесс социального сравнения, согласно статье — одна из основ самооценки. Меня удивило больше всего то, что воображаемые игры — один из способов научиться преодолевать страх, и 4-х летняя девочка с куклой была для меня очень наглядным примером. Спасибо за статью.
Благодарю за статью.Очень интересная и актуальная информация.Из статьи я узнала, как сверстники влияют на развитие друг друг, как важно общение сверстников и в целом мне понравилась информации о том, как дети контактируют исходя из их возраста.Соглашусь, что дети возрастом с 3 лет уже больше проявляют интерес к своим сверстникам.Моему сыну 3 года и когда на площадке есть дети и тем более его ровесники или старше, он может играть и взаимодействовать с ними отлично, но если на площадке никого нет, он будет стараться привлекать мое внимание, чтобы я с ним играла.Единственное что мне не нравится во влияние детей друг на друга,это сложившиеся стереотипы, например кто то в 3 года катается на велосипеде без проблем, а кто то нет)
Из статьи узнала,что дети уже с шестимесячного возраста способны проявлять модели социального поведения . В их арсенале взгляд,голос и жесты.Используя эти функции, малыши привлекают внимание и оказывают влияние на партнёра по общению.С одного года до двух лет появляются более сложные социальные взаимодействия «преследуемый»-«преследователь»,»укрыватель»-«ищущий»,»дающий»-«получатель».От двух до трёх развивается способность к ролевым играм.И при этом роль взрослого состоит в наблюдении за безопасностью и не более.Потому что наиболее полное развитие и адаптацию к жизни в обществе ребёнок получает в кругу своих сверстников при помощи имитации.Вот почему так важен детский сад для ребёнка.В своё время я этого не понимала,или лучше сказать не хотела понимать.Мои дети не ходили в детский сад,а спустя время признались,как им трудно было адаптироваться в среде своих ровесников.
Очень объемная и информативная статья. Прочитал её несколько раз. Благодаря этой статье, я лучше увидел процесс развития и становления ребенка. Конечно, он пока для меня не так актуален, ведь своих детей у меня нет. Однако вне всякого сомнения это полезная информация с точки зрения понимания поведения взрослых людей. Ведь не секрет, что часто мы демонстрируем именно детское поведение. Например для меня было интересной мыслью, что во внимании матери, ребенок уверен. Оно как-бы само собой разумеющееся. А вот взаимодействие с таким же ребенком, является этапом формирования способности к партнерским отношениям. Например в моем детстве, я больше играл самостоятельно, либо же с более взрослыми детьми, т.к моих сверстников просто не было. Поэтому всегда чувствовал свою «особую» роль, со специальными условиями. Что демонстрирую и во взрослой жизни.
Спасибо за статью. Новое что я узнала из статьи это понятие социальный обмен с матерями отличается от обмена с ровесниками. Матери более надежны и реагируют быстрее. Однако, в общении с матерями все внимание направлено на ребенка и поэтому носит односторонний характер. Во взаимодействиях между ровесниками отношения принимают партнерский характер.. Однако с возрастом меняются предпочтения в выборе партнера. Как я уже прочитала в предыдущей статьи то что мальчики предпочитают общаться с мальчиками, а девочки с девочками. А вот до 7 лет детям не очень важен пол партнера по играм.
В игре дети проигрывают свои страхи и тем самым их прорабатывают. Тоже интересный факт для меня оказался.
Статья помогла мне разобраться с термином «имитация поведения». Сейчас часто замечаю как сын воспроизводит в своей игре диалоги, которые он воспроизводил с другими людьми. Или играет в воображаемые игры — трактор застрял, или машинка уснула и громко храпит.До этого не задумывалась, что этот этап в развитии важен. Оказывается, если ребенок не умеет пользоваться своим воображением, то это прямое указание на отклонения в поведении, особенно наглядно это проявляется у агрессивных детей.
Еще статья помогла мне увидеть для себя новую линию поведения — сын часто выдумывает, что в комнате у нас живет монстр (очень любит играть в монстров со старшими мальчишками) и я поняла, что стоит предложить ему прогнать этого воображаемого монстра вместе, вместо разговоров о том, что у нас дома безопасно и никакого монстра у нас нет. Ребенок просто пытался меня втянуть в свою игру, когда рядом нет других детей, а я не понимала этого.
Спасибо за статью, из нее я подчеркнул очень интересную мысль о том, что у ребенка представление о себе и принятие себя тесно связаны с тем, как его принимают сверстники. Достаточно интересный пример, что ребенок не будет сравнивать себя со взрослым человеком, он будет реализовывать свой потенциал исключительно в своей социальной группе, поэтому, мнение сверстников является для него достаточно важным. Так же, узнал для себя, что воображение ребенка тесно связано с общением, сотрудничеством, независимостью и социальной зрелостью. И это не удивительно, так как в ходе общения со своими сверстниками, так или иначе ребенок получает какие-то знания и возможно даже новую информацию. Тем более, игры в коллективе способствуют развитию воображения, так как, дети на мой взгляд помогают друг-другу развивать данный аспект.
Из статьи узнала о взаимодействии детей со сверстниками. Примерно до полутора-двух лет дети предпочитают компанию матери. Ближе к двум годам их начинает интересовать общение и игра со сверстниками. И с каждым годом этот интерес повышается.
Интересный факт, что до 7 лет детям непринципиален пол друга, а после семи — отдают предпочтение своему полу.
Из статьи я также узнала функции сверстников, что они дают ребенку:
— игры на равных, объясняют правила игры
— подкрепление в форме внимания и одобрения
— регуляция поведения. Эта информация меня поразила. Когда сверстники обращают внимание на положительное поведение и игнорируют отрицательное, поведение ребенка меняется. Я знала, что это работает, но не думала, что работает среди сверстников.
— социальная модель поведения. Смотря на других, дети учатся себя вести.
— сравнение, проверка своих возможностей
— общение и обучение
Моя дочь очень общительная, на любой площадке за минуту находит себе друзей. Ей сейчас 5 лет, и пока я не вижу, чтобы ей был важен возраст ребенка. К детям с 3-х до 10 лет она одинаково дружелюбна, подходит сама знакомиться, играет. Я вижу, как она много узнает у сверстников, получает новую информацию и тут же использует. Но это касается не только полезной и нужной информации. Неприемлемое поведение она также копирует. Поэтому я подумала о том, что важно, в каком именно обществе находится ребенок, с кем конкретно он общается.
Также интересной показалась информация про игры. В игре рождается мотивация. Игра способствует когнитивному развитию детей, социальному развитию, решают эмоциональные проблемы, помогает справиться со страхами, помогает строить своё поведение. Через игру можно показывать желаемое поведение ребенка. Например, играть куклой-ребенком и рассказывать и показывать желаемые ситуации. Через игру информация заходит быстрее, чем в случае, если сказать как можно или нельзя конкретно ребенку.
Не только родительскому воспитанию многие люди обязаны сказать спасибо, но и сверстникам, а так же играм, в которые мы с ними играли, представляя себя в различных ролях. Благодаря статье я узнал, какое колоссальное влияние оказывают дети друг на друг на этапе взросления. Было интересным узнать, что в вопросах самоопределения у группы сверстников нет равных. Для ребенка важно сравнивать не со взрослым, а со сверстниками и на их уровне понимать, кто он сейчас. Так же игровой процесс оказался намного более глубоким, чем я предполагал ранее. Интересным было узнать, что посредством игры ребенок может избавиться самостоятельно от фобий и страхов, представляя себя в роли того, чего он боится или же побеждая этот страх.
Благодарю за статью. Как все-таки здорово задумано в природе и исследования очередной раз подтверждают здоровую сепарацию детей от родителей при условии, если детям не мешать. У меня даже сохранились детствие воспоминания, когда я начала обижаться на маму, когда она меня не отпускала погулять с моим другом. Причем мой возраст тогда был — годика 4. Удивительная детская память…Интересно, что после 30-ти наоборот особенно тянет сближаться с родителями. Ну это минутка грусти.
Итак, для меня также было интересно и новость, что оказывается мальчики и девочки по-разному справляются со страхами. И другие блоки статьи «сверстники как подкрепление, сверстники как модель поведения, сверстники как как возможность общения и научения, процесс социального сравнения» — можно брать вообще для взрослого развития. Реализация перечисленных блоков способствует и развитию взрослых. Вот такой у меня интересный вывод получился.
Спасибо за статью. Нового узнал про игры как много задач они решают в развитии ребенка. Увидел связь с внешней мотивацией у детей и внутренней мотивацией у взрослых. Как в играх дети учатся сотрудничеству с другими детьми. Осваивают правила поведения со сверстниками и в том обществе в котором живут. Как дети через игры борятся со своими страхами и внутренними конфликтами в безопасной ситуации. Учатся у лидеров группы как себя вести и какие ценности прививать именно в играх. И что через игры ребенок проходит путь от внешней мотивации к внутренней. Симонов Вячеслав Михайлович на лекциях говорил, что улица всегда будет выигрывать у семьи и школы, и чем старше становится ребенок, тем больше школа и дом будут проигрывать.
Общение ребенка со сверстниками очень важно в любом возрасте. В статье прозвучала, на мой взгляд, очень важная информация – о функции сверстников. Да, роль родителей в формировании модели поведения в обществе несомненно важна, но ровесники (в год, два, пять или пятнадцать лет) — это источник информации о социальных правилах игр. Причем понятие «игры» — это все аспекты поведения детей в равновозрастном коллективе (группа общения на прогулке, детский сад, школа). Общаясь только с родителями, ребенок рискует стать «маленьким взрослым», этаким «старичком», замечательно себя чувствующим во взрослом коллективе, но совершенно не понимающим, что ему делать в группе своих ровесников. Сверстники – это и подкрепление собственного поведения, и модели для подражания, сравнения и обучения. Общение со сверстниками – это естественный процесс адекватного и своевременного взросления. Также в статье очень хорошо развернуто понятие игры и ее значение для ребенка. Возможность экспериментировать без риска, примерять на себя различные социальные роли помогает детям определить свое поведение в будущем. Игра как метод бороться со страхами – здесь, на мой взгляд, взрослому нужно направить ребенка в нужное русло, сориентировать его на преодоление страха через игровое моделирование ситуации. Это, кстати, подсказка для родителей (по крайней мере, была бы для меня в свое время) – борьба со страхом не через утешение и «жалелки», а через прохождение ситуации в игре, такой квест с победой) Важна роль игры в обнаружении и коррекции проблемного поведения. С одной стороны, ребенок может не показывать свои проблемы открыто, но их можно заметить в игровом поведении. С другой – существуют же какие-то коррекционные игры, которыми можно изменить поведение ребенка и снизить уровень проблемы. В общем, спасибо за полезную статью)
Прочитав статью узнал, что у маленьких крох, в возрате от 6 до 12 месяцев, начинают проявляться социальные модели поведения и они начинают привлекать сверстников к социальному партнёрству. А в возрасте от 13 до 24 месяцев, в играх сверстников начинают появляться роли. То-есть развивается способность более сложного социального взаимодействия. Афигеть, карапузы сидят, ползают, чёта там пытаются сказать, а оно вот как называется- более сложное социальное взаимодействие.
Так же узнал, что заинтересовать ребёнка через игру и игровую форму, даёт много плюсов. У ребёнка в игре появляется внутрення мотивация и уже не нужно внешне мотивировать, то-есть убеждать, заставлять, кричать, ругаться. Ребёнок увлечён процессом, а не целью. Ребёнок свободен от внешних правил, он несерьёзен, раскрепощён и заинтересован. В такой обстановке он творец.
Спасибо.
Очень интересная и познавательная статья. Особенно для тех родителей, кто по каким-то своим убеждениям считают, что домашнее воспитание будет более полезно для их детей, чем в детском саду.
Из статьи узнал множество интересных фактов. В частности, что маленькие дети не склонны играть с чужими матерями, временно находясь в одном с ними месте. При этом уже с трехлетнего возраста они предпочитают игру со сверстниками, и это предпочтение с возрастом только усиливается. Поскольку внимание матери, как указано в статье, носит односторонний характер, а в общении со сверстниками дети чувствуют себя партнерами, это очень сильно влияет на развитие у них навыков самостоятельности.
Также обратил внимание на то, что пол не играет роли примерно до 7 лет, лишь потом предпочтение отдается играм со сверстниками своего пола. Это и неудивительно, поскольку к этому моменту игры усложняются и начинается тот самый процесс сравнения себя с другими, происходит самоидентификация.
Возник комментарий к утверждению, что ребенок не будет сравнивать свою скорость чтения с материнской. Но это справедливо лишь в том случае, если он постоянно находится в кругу сверстников, которые занимаются тем же самым. Возвращаясь к началу моего комментария, при домашнем воспитании возможны и такие искажения, как попытки сравнить себя со взрослыми, что, как правило, вызывает только разочарование у ребенка. Кстати, тоже оказались интересными данные о том, что дети в естественных условиях проводят почти 50% времени только в обществе сверстников.
Полезными с точки зрения диагностики патологии развития социальных навыков у ребенка мне видятся также приведенные в конце статьи примеры, как меняется поведение ребенка, проявляемое им в игре. Особенно меня впечатлило наблюдение, что таким детям сложно переориентировать выдуманное назначение конкретного предмета на другое, или представить себя в другой роли в данной конкретной игре.
Из статьи я узнал о том, как и когда у детей проявляется потребность в общении. Также я узнал о роли механизма подражания в отношениях между детьми. По мере взросления этот механизм используется в меньшей степени. Я много узнал о том, как сверстники влияют на детей, как много детей заинтересованы в общении именно с другими детьми. В этой связи я подумал о том, что родители не могут и не должны заменять собой друзей, тянуть на себя одеяло, ревновать. Также я думаю, что детский сад, школа не только позволяют ребенку учиться, но и удовлетворяют его потребность в общении со сверстниками. Учеба по удаленке не решает эту задачу. Также интересно было узнать о том, как игры помогают детям социализироваться и развиваться, преимущества игр перед учебой. Эта информация помогла мне по-другому взглянуть на игры детей. Я подумал о том, что родители, которые запрещают детям играть со сверстниками или считают их пустым занятием, поступают непродуктивно.
Спасибо за статью. Из нее я узнал о том, как сверстники влияют на детей и как много детей заинтересованы в общении именно с другими детьми. Этот механизм присутствует всегда во всех школах. Если ребенок приходит из другой школы, на него оказывается большое давление и влияние от его одноклассников. Как правило, ребенок, чтобы не быть белой вороной, начинает подстраиваться под влияние и играть по их правилам, совершенно забыв о своем мнении. Как написано в статье, дети используют других детей как мерило себя, они постоянно себя сравнивают с кем-то из учеников и пытаются подстроиться, особенно под тех, кто имеет авторитет в классе или в школе. Этот процесс социального сравнения — одна из основ самооценки ребенка.
Именно сверстники предоставляют возможность для социализации и обучения, действуя также как родители посредством подкрепления, моделирования ситуация и сравнения себя с другими. Мне это очень отозвалось, потому что именно сверстников в моем детстве, к сожалению, не было.За мной и старшей сестрой присматривала бабушка, мы жили на новой улице, дальше от поселка.Сестра часто убегала от меня к своим сверстникам (теперь я понимаю почему), но даже если она брала меня с собой, мне не очень уютно было в компании старших детей — у них были свои игры и я часто была не в выигрышном состоянии в силу возраста, это меня расстраивало.Таким образом, к моменту встречи со сверстниками в школе у меня совершенно не было понятия, какие они, мои ровесники, как с ними взаимодействовать.Потом мне многие одноклассники говорили, что в начальной школе я была похожа на инопланетянку — я не знала и не умела многое из того, что знали и умели мои сверстники и это отражалось не самым лучшим образом на мое самовосприятие.Все должно развиваться закономерно. Спасибо за статью!
Узнал на сколько для ребёнка важно взаимодействие со сверстниками. И как я понял это является основным индикатором нормального развития ребёнка
для родителей. И для самого ребёнка это некая опора на свою похожесть на остальных. То есть он может себя идентифицировать в обществе сверстников.
Удивило то, что дети достаточно рано начинают взаимодействовать друг с другом.
Познакомился с понятием «Функции сверстников» как я понял — это
индикатор посредством подкрепления, моделирования и социального сравнения, в основном для родителей.
Данная информация применима при работе с детьми. Возможно будет полезна при воспитании
детей.
Натолкнуло меня на идею того, что в поведении взрослых изменений практически нет.
Из статьи я понял как ребенку важно взаимодействовать с другими детьми. У меня сын тянется к детям постарше, со сверстниками играет не очень охотно. Возможно, на это влияет факт, что в окружении у нас только есть девочки-сверстницы.
Отметил для себя, что сын, например, играет в творческие игры — любит лепить из пластилина, клеить наклейки в виде рамочки.
Узнав о основных отличительных характеристиках игровой деятельности, понял как важно многие поручения подавать ребенку в виде игры — собрать игрушки в ящик в виде соревнования «самый меткий» или кто быстрее оденется и выйдет на улицу.
Удивило, что мальчики и девочки по-разному борются со своими страхами. Мальчикам в преодолении какой-либо боязни помогают шутки и желание оказаться сильнее противника.
Из статьи я узнал о влиянии на детей взаимодействия со сверстниками в различном возрасте. Удивила степень важности подобного взаимодействия. Так же удивило, что дети начинают взаимодействовать со столь раннего возраста. У меня было убеждение, что лет до трёх ребёнок вообще не понимает, что с ним происходит. Т.е. была гипотеза, что до этого возраста над взаимодействием с ребенком можно сильно не беспокоиться. Соглашусь, что ребенку легче обучаться и развиваться через общение с ровесниками. Вспоминая своё детство, я помню, что возраст тех, с кем я общался был очень важным параметром. Если товарищ был младше хотя бы на год, то он был для меня недостаточно взрослым и не заслуживал моего внимания. Скорее всего это работало и в другую сторону. Мне было некомфортно даже играть в футбол с более старшими ребятами и максимальное удовольствие и пользу от игры я мог получить только играя со сверстникам или около того.
Роль сверстников в жизни ребенка велика. Сверстники, как и родители, влияют на развитие ребенка посредством подкрепления, моделирования и социального сравнения, а также с помощью предоставления возможностей для социализации и обучения. Чем старше ребенок, тем чаще он делится своими делами и переживаниями со сверстниками, чем с родителями. Достаточно широкий спектр знаний и реакций дети приобретают, наблюдая за поведением своих сверстников, особенно лидеров, популярных ребят в коллективе. Чем старше ребенок, чем больше он развивается, тем выше важность таких функций как общение, развитие отношений и чувства, развитие и поддержание которых происходит чаще в компании сверстников, чем в семье.
После прочтения данной статьи в результате я познакомился с тенденцией развития взаимодействия со сверстниками, а именно каким образом у детей происходит данное взаимодействие , с чем оно связано , каким образом развивается . Меня удивило , что у детей у которых воображение плохо развито и они не могут представить себя «бэтменом» в возрасте с 4-до5 лет это говорит о том что у них нарушение психики.В профессиональном и личностном плане данная статье дает мне возможность применить данные инструменты на практике , а именно в своей жизни. Удобно данную информацию применить при воспитании детей.Главной идеей данной статьи считаю показать каким образом происходит процесс взаимодействия и интеграции ребенка с со своими ровесниками. Спасибо.
Младенцы конечно плачут в ответ на плач , но я считала что это из за способности к синхронизации нейронных связей головного мозга. Оказывается уже с 6-12 месяцев ребёнок начинает формировать социальные модели поведения и далее с взрослением эти модели усложняются. И чем старше дети , тем больше предпочитают игры с ровесниками, а не с родителями. Как я поняла из статьи , такое поведение необходимо ребёнку для его развития. Однако, притворство ребёнка, даже если и он играет в воображаемые игры со сверстниками начинает формироваться в семье, с родителями или братьями, сёстрами. И только потом используется ребёнком в социуме. Не ожидала , что дети используют в управлениями страхами разные способы в зависимости от пола. Поняла, что надо быть внимательней к ребёнку во время игры. В зависимости от игры и поведения ребёнка, можно понять псих проблемы ребёнка. Оказывается воображаемые игры показывают на независимость и социальную зрелость и в будущем позволяют проявлять любопытство и интерес.
Благодарю за статью. Затронула часть, где говориться о страхах. Я не думала, что в играх дети сами создают страх и сами справляются с ним. Что девочки справляются со страхом любовью, успокоением, а мальчике борются со своим страхом юмором. Интересно было пронаблюдать, что в играх дети примеряют на себя социальные роли взаимодействуя с другими детьми, тем самым познаёт себя, ведь у ребенка нет ограниченности,а есть простая заинтересованность. Так же, интересно было узнать, что детям больше по душе опираться на других детей и подражать им, нежели брать в соперники своих родителей или детей старшего возраста, просто в себе этого не замечала в большинстве случаев всегда прислушивалась и старалась ровняться на тех кто старше и опытнее меня.
Очень интересная статья . Из статьи я узнала , что социализация у детей происходит с рождения . Так же для меня была новой информация , как именно это происходит у детей в разном возрасте . Как я поняла , что детям важно , чтобы сверстники были Радом с самого маленького возраста . Интересно всегда наблюдать за крошками , как они пытаются друг с другом играть . Бьют друг друга погремушками . Вот интересно , что именно этим жестом они транслируют. Так же было интересно узнать , что детям важно иметь поддержку в своих сверстниках . От сюда я делаю вывод , что задача родителя создавать условия , в которых у ребёнка будет возможность контактировать со сверстниками , заводить друзей с самого раннего детства .
Спасибо за статью. Мне было приятно её читать — все описано четко и понятно.
На мой взгляд, эта статья является хорошим ответом тем, кто считает, что в два года отдавать ребёнка в детский сад надо только ради общения. В два года у детей не стоит задачи общаться между собой и взаимодействовать в играх. Конечно, когда выбора нет, они начнут как-то играть, но когда есть выбор, двухлеток выберет общество мамы, нежели ровесников с играми.
Для меня новым стал факт об отличие игры для детей с патологией развития — то, со такому ребёнку сложно фантазировать без материальных предметов.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала. что в возрасте от 1-го года до 12-ти лет, тенденция к увеличению взаимодействия со сверстниками сохраняется до начала обучения в начальной школе. Интересен факт, что 26% времени дети находятся в одиночестве, 46% времени в компании других детей, 15% времени в компании взрослых и других детей одновременно. Однако более старшие дети больше они контактируют с ровесниками и меньше с взрослыми. Из статьи я также узнала значение общения детей со сверстниками, к ним относятся: подкрепляющая модель, модель подражания, сверстники для сравнения, как возможность оценить себя, социальная приобщенность и возможность обучению. Большую роль играют игры между сверстниками. С их помощью у ребенка есть возможность совершать открытия, а также знакомиться с социальными условностями.
Был очень удивлен, что младенцы реагируют на своих сверстников. Конечно, я никогда раньше об этом не задумывался. Но если бы меня спросили, когда ребенок начинает устанавливать контакт и реагировать на сверстников, то я бы сказал в года три. Сейчас понимаю, что это глупость, сразу вспоминаются примеры того, как маленькие дети играют в садике, песочнице..как они взаимодействуют со сверстниками. Интересен факт, что очень маленькие детки, отдают предпочтение матерям, но уже к двум годам их интерес сдвигается в пользу сверстников. Все остальное в принципе понятно. По мере взросления, родители имеют иногда меньшее влияние, чем окружение. Потому что со сверстниками хочется общаться, быть на них похожими и так далее. В общем, окружение начинает формировать и преобретать все больший смысл в жизни ребенка. Интересная статья, спасибо.
Вот именно поэтому столько слов и сказано о необходимости социализации детей, о потребности ребенка в братьях и сестрах и т.п. Взрослый не может обеспечить ребенку должного развития навыков социального взаимодействия. Ребенку необходим коллектив сверстников, в которых он будет на равных, в котором они сами будут выстраивать свою коммуникацию. Причем выбираемые ими спонтанным образом виды игр необходимы им именно сейчас, и помогают в преодолении страхов, в развитии адаптации к изменяющимся социальным условиям и правилам, в моделировании взрослого поведения, и получении подкрепления и социального сравнения и самоощущения. Ограничение ребенка в такой коммуникации лишает его возможности своевременного развития и познания устройства социума и мира.
Из статьи узнала, как происходит развитие взаимодействия детей со сверстниками по мере взросления. Младенцы начинают реагировать на своих ровесников уже на первом году жизни. Сама была свидетельницей того, как моя дочь начинала плакать в ответ на плач другого малыша рядом.
С 6-ти до 12-ти месяцев уже проявляются «по-настоящему социальные модели поведения». До 2х лет дети развивают способность участвовать играх, в которых появляются роли, тем самым происходит более сложное социальное взаимодействие, которое сопровождается положительными реакциями (улыбкой, смехом). До 3х лет развивается понимание того, что от ребенка и его партнера требуется в игре. «По мере развития навыков общения со сверстниками игры со взрослыми отходят на второй план».
Сверстники в своей роли выступают как подкрепление, как модели поведения, возможность общения и обучения.
Благодаря игре у детей происходит множество социальных взаимодействий. Именно игра способствует когнитивному и социальному развитию детей, позволяет им в комфортной ситуации решить свои эмоциональные проблемы, научиться справляться с тревогой и внутренними конфликтами.
Спасибо большое за статью!
Тема воспитания и обучения детей очень важна и актуальна как для самих родителей, так и для педагогов, работающих с ними. В связи с этим было очень интересно еще раз утвердиться в мысли, что дети в особенности учатся у своих сверстников, биологически естественно, без особого на то стимулирования со стороны взрослых, кроме помещения детей в общую группу. Этот факт я замечал еще и по своей сестре, что в какой-то момент, когда ей было 4-6 лет, она все больше стала ценить мнение своих подруг из садика, больше перенимать их опыт, иногда игнорируя слова родителей и брата, то есть мы для нее были как будто менее авторитетны в каких-то вопросах, больше доверия было девочкам из садика, она соотносила себя с ними.
Статья оказалась интересна мне по разным причинам. Во-первых ,Из статьи узнала, как происходит развитие взаимодействия детей со сверстниками по мере взросления. Я- мама подростка, и начинаю наблюдать насколько важно моей дочери соответствовать своим сверстникам . Из статьи узнала определение этого слова. Сразу уложилось мне ,что Сверстники являются ОЧЕНЬ важным аспектом в формировании самооценки человека на всю жизнь, а также здесь формируется способность усваивать информацию о социальных правилах игр, а также о том, насколько хорошо я, как ребенок, в них играю, с точки зрения ровесников. Это учит детей играть на равных с общими проблемами и целями, преодолевать страх, развиывет адаптацию к изменяющимся социальным условиям и правилам, в моделировании взрослого поведения, и получении подкрепления и социального сравнения и самоощущения.
Ограничение ребенка в такой коммуникации лишает его возможности своевременного развития и познания устройства социума и мира. Вот почему С родителями такие игры практически невозможны. Разный статус и меньше интереса. Спасибо за статью, юлагодаря ей я теперь больше буду ценить детскую дружбу и разные встречи своих детей, которые на мой взгляд могут казаться мало понятными.