Гиперактивность, депрессия и регулярные нарушения поведенческих норм и общественных правил признаны серьезными нарушениями развития у детей. Однако, существуют еще более серьезные формы нарушений, которые некоторые исследователи классифицируют как детский психоз. Это означает, что ребенок плохо понимает окружающую его реальность. Как правило, распространенные нарушения развития характеризуются грубым дефицитом когнитивного, эмоционального и социального развития.
Распространенные нарушения развития часто путают с шизофренией. Дело в том, что шизофреники так же демонстрируют потерю контакта с реальностью и имеют статус инвалидности. Обе психопатологии относятся к категории психозов. Однако, при этом симптомы проблем совершенно разные. Шизофрении характерны: галлюцинации, бред и другие нарушения мышления, которые не присущи распространенным нарушениям развития детей. Но самое главное — данные психопатологии захватывают разные возрастные группы. Распространенные нарушения развития начинаются в первые несколько лет жизни. А шизофрения чаще всего становится очевидна в позднем подростковом или раннем взрослом возрасте. Таким образом, шизофрению никак нельзя отнести к узкополосной подкатегории распространенных нарушений развития, и она не является детским расстройством.
Наиболее частым диагнозом в узкополосной категории распространенных нарушений развития у детей является аутизм. Основная проблема таких детей заключается в непонимании себя и окружающего мира. Нормотипичные дети и дети без серьезных нарушений жизнедеятельности, таких как аутизм и умственная отсталость, развивают способность узнавать себя в возрасте около двух лет. Аутичные дети без соответствующей терапии относятся к окружающим их людям, как к дополнительным объектам в своей среде. А некоторые из них не способны воспринимать себя как независимое социальное существо. Получается, что удетей из спектра существует некий дефицит способности к самопознанию. Донна Спайкер и Маргарет Рикс (Spiker, D., & Ricks, M. 1984. Visual self-recognition in autistic children: Developmental variations. Child Development, 55, 214-225) провели интересный эксперимент в 1984 году. Под предлогом вытирания носа детям ненавязчиво наносили зеленую косметику и затем показывали отражение в зеркале. Данный тест на самопознание стандартно используется у младенцев и малышей. Считается, что дети, которые касаются разукрашенных носов, увиденных в зеркале, обладают способностью к самопознанию. Важно, чтобы ребенок дотронулся именно до своего носа. Так как те, кто дотрагивается до отражения в зеркале или вовсе игнорирует происходящее, не обладают способностью к самопознанию.
Всего в эксперименте принимало участие 52 ребенка в возрасте от 12-ти лет и младше. 31% детей с аутизмом не узнали себя в зеркале. При этом выяснилось, что способность к самопознанию тесно связана с уровнем коммуникативной речи. Дети, которые демонстрировали хотя бы какую-то коммуникативную речь, гораздо чаще вытирали нос те дети, у которых коммуникативная речь отсутствовала. При этом даже те, кто вытер свой нос, продемонстрировали слабую эмоциональную реакцию во время выполнения задания. Нормотипичные дети в аналогичном возрасте обычно реагируют хихиканем и фразой наподобие : «Ты меня обманул». У детей с аутизмом в данной экспериментальной группе таких реакций зарегистрировано не было. В результате исследования был сделан вывод, что социальные нарушения этих детей велики настолько, что включают сильные искажения в их представлениях о себе как о социальных существах.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: unsplash.com
Ключевые слова: аутизм, детская шизофрения, шизофрения, социальные навыки при аутизме, речь при аутизме, нарушения развития детей, психопатология развития ребенка, что такое аутизм, тест на аутизм, псиблог психопатология развития
С таким диагнозом как детский психоз на уровне клинического заболевания столкнулась впервые в данной стать. Хочется отметить, что сравнение шизофрении и психоза удивило. Схожесть двух диагнозов — в потери реальности, но в разных плоскостях — достаточно занимательно. Проведенный эксперимент для установления наличия заболевания аутизм интересное. И удивило, что таким легким способом можно определить отклонения в развитии ребенка. С профессиональной точки зрения статья была полезна , как и отметила выше, информативность, объяснением отличия двух диагнозов, а также описанный эксперимент практичен и его можно применять в жизни. С личной точки зрения было полезно узнать о правильной реакции восприятия ребенка самого себя.
Много интересного узнала из статьи. Во-первых то, что шизофрения проявляется только в позднем подростковом возрасте или даже позже. Интересно то, что детский психоз и шизофрения очень похоже проявляются, но ДП является именно детским заболеванием, в отличие от шизофрении. Очень интересное описание эксперимента. Его действительно можно проводить на практике. Особенно полезно то, что дается еще и расшифровка результатов, то есть то, как ребенок реагирует на отражение в зеркале. Если я правильно поняла, то данный эксперимент можно проводить с детьми от 2-х до 12-ти лет (именно с двухлетнего возраста дети начинают осознавать и узнавать себя). Хотя моя малышня уже с года все зеркала обцеловывает, как только в них себя увидит. Но возможно. это что-то другое обозначает, пока не знаю :-))) Думаю, выяснится позже.
Тяжело читать мне о таких детях,очень сердце болит за них и какая- то безысходность. Для меня в статье новое и очень интересное о тестировании , благодаря ему я поняла о чем пишет автор , т.к. сложно понять то чего нет, т.е. у этих деток нет способности к самопознанию. Сразу большой вопрос , а можно это как то развить…. ну в общем тест с зеленкой я тоже проведу , я знаю , что у Евы все хорошо, просто интересно…Наверное эту тему для себя я раскрою более глубже , так как откликнулась она мне. Еще для меня был новость тот факт, что шизофрения чаще всего становится очевидна в позднем подростковом или раннем взрослом возрасте.
Статья дала небольшое понимание об этих детках и возможно мне это пригодится, особенно если я столкнусь с детским аутизмом в жизни или возможно в работе. Спасибо
Детский психоз – это сложное психическое заболевание, для которого характерно искажённое восприятие реальности, выражающееся в невозможности отделить фантазию от вымысла. Ребёнок склонен давать неадекватные реакции на некоторые бытовые ситуации, что затрудняет его повседневную жизнь. При организации мышления у таких детей происходит сбой, им становится труднее контролировать свои поступки, вписывать их в общепринятые стандарты, принимать адекватные решения и грамотно разговаривать.Дети, имеющие врождённые отклонения в физическом развитии, нередко испытывают психозы, причём ещё в раннем детстве. Существует мнение, что не всегда внешние особенности поведения ребёнка обязательно свидетельствуют о наличии у него психоза, если он имел место в раннем возрасте малыша и носил симптоматический характер. Исследователи предпочитают полагаться на данные генетической природы данного явления.