Итак, мы рассмотрели развитие моральных аспектов у детей и переходим к новой теме.
Мы будем рассматривать несколько вопросов:
- Какова природа гендерных стереотипов в нашей и других культурах?
- Есть ли различия между мужчинами и женщинами в социальных, когнитивных и физических способностях?
- Есть ли различия в гендерных ролях?
- Как биологические, когнитивные и социальные факторы влияют на гендерные роли?
В любом обществе, будь то европейская цивилизация или африканское племя, мужчины и женщины ведут себя по-разному. В то же время во многих ситуациях пол значения не имеет. Одна из проблем психологии развития заключается в том, чтобы определить природу сходств и различий и понять процессы, которые формируют у детей те или иные модели поведения.
Процесс, с помощью которого дети приобретают ценности, мотивы и поведение, рассматриваемые как подходящие для мужчины или женщины в определенной культуре, называется типизацией по признаку пола. Систематические попытки рассказать о стандартах гендерных ролей и сформировать различное поведение у мальчиков и девочек начинаются в самом раннем детстве. Ученый Бандура дал свой взгляд на проблему:
Дифференциация по половым ролям обычно начинается сразу после рождения, когда ребёнку дают имя и одевают в голубую или розовую одежду, в зависимости от пола. По мере взросления, детей продолжают наряжать и стричь в соответствии с их гендерной принадлежностью. Помимо этого, окружение поощряет различные по сути игры и игрушки для мальчиков и девочек и порицает поведение, не соответствующее их гендерной принадлежности. (Бандура, 1969, стр. 215)
В одной из лабораторий исследователь жаловался на то, что эксперимент по наблюдению за гендерными различиями под угрозой срыва. Дело в том, что родителям, чьи дети участвовали в программе, было озвучено правило: младенцы должны быть одеты нейтрально. Тем ни менее несколько новорожденных девочек оказались с бантиками, привязанными к волосам или буквально приклеенными к голове. Родителям указали на этот момент и попросили ничего кроме комбинезонов не одевать. В следующий раз матери принесли девочек в розовых, а мальчиков в голубых комбинезонах.
Темы гендерных ролей и гендерных различий противоречивы. Женское движение в западных культурах, а также рост феминистского мышления привели к пересмотру наших взглядов на гендерные различия и гендерные роли. Два главных изменения пронизывают нашу дискуссию. Во-первых, оспариваются многие гендерные различия, которые мы когда-то рассматривали как фиксированные характеристики мужчин и женщин, такие как превосходство женского речевого аппарата и превосходство мужчин в математике. Во-вторых, наши нынешние теории гендерных ролей сосредоточены на множестве факторов, которые формируют эти самые роли. К таким факторам относятся: когнитивные, социальные и биологические детерминанты.
Чтобы помочь читателю сориентироваться в этой теме, важно различать предметную область. Гендерная принадлежность и пол относятся к чисто биологическим факторам. Гендерные стереотипы — это убеждения, которых придерживаются представители культуры конкретного общества. Гендерные роли — это поведение, которое обычно демонстрируют мужчины и женщины в культуре. Гендерная типизация — это процесс, при котором дети приобретают ценности, мотивы и поведение, которые рассматриваются как подходящие для мужчин или женщин в определенной культуре.
Гендерно-рольные стандарты и стереотипы
Внутри и между культурами существует согласованность в стандартах гендерно-ролевого поведения. Сразу стоит отметить момент, что в контексте данной статьи, когда мы говорим о культурно-определенном мужском или женском поведении, мы обращаемся исключительно к западной культуре. Термин «соответствующее поведение» никоим образом не подразумевает желательного поведения. Мужская роль стереотипно ориентирована на контроль и управление окружающей средой. Ожидается, что мужчины будут независимыми, напористыми, доминирующими и конкурентоспособными в социальных и сексуальных отношениях. От женщин наоборот ждут, что они будут пассивными, любящими, чувствительными и поддерживающими в социальных отношениях, особенно в том, что касается, их семейной роли, как жены и матери. Сердечность, тревожность, подавление агрессии и сексуальности считаются более подходящими для женщин, чем для мужчин (Broverman, Vogel, Broverman, Clarkson, & Rosenkrantz, 1972). Исследования показали, что, несмотря на, возросшую озабоченность по поводу равенства полов в 1970-х годах представление о гендерных ролях у общества за 20 лет мало изменилось (Liben & Bigler, 1987 McHale, Bartko, Crouter & Perry-Jenkins, 1990). В 1991 году Берген и Уильямс провели сравнение гендерных стереотипов среди студентов колледжей, на основе данных полученных в 1972 и в 1988 годах. В отчете они указали, что доказательств сдвига в гендерных стереотипах обнаружено не было. Межкультурные исследования также обнаруживают, что стереотипные роли широко распространены не только в американской культуре, но и в большинстве обществ (Williams & Best, 1990; Whiting & Edwards, 1988). В своем исследовании гендерных стереотипов в двадцати пяти странах Северной и Южной Америки, Европы, Африки, Азии и Океании ученые Уильямс и Бест (1990) обнаружили сходную модель гендерных стереотипов в большинстве культур.
Тем не менее, существуют некоторые различия в культурных стандартах гендерных ролей, как внутри США, так и между культурами. В Соединенных Штатах стандарты гендерных ролей различаются в зависимости от этнической принадлежности, возраста, образования и профессии. Например, черные американские семьи более склонны социализировать детей без строгих различий между мужчинами и женщинами по признаку пола. Ранняя независимость ценится как для мальчиков, так и для девочек. Также существует меньше различий в ролях и семейных задачах между полами (Peters, 1981; Gibbs, 1989). Помимо этого, девочек поощряют быть агрессивными и напористыми, в то время как мальчиков поощряют выражать эмоции и заботу (Lewis, 1975; Allen & Majidi-Abi, 1989). Среди мексиканско-американских детей стандарты социализации по признаку пола для мальчиков и девочек гораздо более четко дифференцированы, чем в афро-американских семьях (Ramirez, 1989). Ожидается, что мальчики проявят независимость раньше, чем женский пол.
Возраст и образование также влияют на гендерные роли. В Соединенных Штатах образованные женщины и студентки от 18 до 35 лет скорее связывают женскую роль с достижением целей и независимостью, чем пожилые или менее образованные женщины. Дети квалифицированных матерей также считают нормой стремление женщин к образованию и профессиональному росту. Для них не удивительно, если мужчина в семье помогает осуществлять домашние обязанности и уход за детьми. Однако, образованные мужчины, даже совсем молодые, придерживаются более стереотипных представлений о гендерных ролях, чем женщины (T. L. Ruble, 1983). Более того, отцы, которые являются единственным источником дохода семьи более традиционны в отношении гендерной типизации, чем отцы, у которых жена также работает. При этом отношение матерей к гендерной типизации не зависят от того работают они или нет (McHale et al., 1990). Мужчины более склонны видеть гендерные различия в детях до 1,5 лет, чем женщины. Однако, взрослые обоих полов взаимно полагают, что стандарты гендерных ролей у детей дошкольного возраста очерчены нечетко (Fagot, 1973). Исследовали связывают это с тем, что, во-первых, отцы больше, чем матери, обеспокоены сексуально-приемлемым поведением своих детей, а во-вторых именно отец играет более важную роль в типизации гендерных ролей детей (Block, 1983; Siegel, 1987). Однако, в последнее время исследователи (Fagot & Hagan, 1991; Lytton & Romney, 1991) оспаривают эту точку зрения и, в свете изменений в роли мужчин и женщин в 1990-х годах, матери и отцы могут играть более сходные роли в типизации полов, чем думалось ранее. В Соединенных Штатах почти все группы, независимо от пола, социального статуса и образования, по-прежнему рассматривают агрессию более характерной для мужчин, а чувствительность — для женщин (T. L. Ruble, 1983). Предупреждение: даже внутри групп существуют важные индивидуальные различия в силе поддержки гендерных стереотипов (Signorella, 1987).
Одним из наиболее частых упоминаний о расхождениях между культурами в стандартах и поведении гендерных ролей является исследование социальных ролей Маргарет Мид в трех примитивных племенах: Арапеш, Мундугумор и Чамбули (Mead, 1935). Мундугумор и Арапеш проявили небольшую гендерно-ролевую дифференциацию. Однако мужчины и женщины из племени Арапеш демонстрировали поведение, которое во многих обществах считалось бы женским, а Мундугумор — традиционным для мужского. Арапеш были пассивными, кооперативными и неагрессивными, тогда как мужчины и женщины в племени Мундугумор были враждебными, агрессивными, жестокими и ограничительными. Матери и отцы в племени Арапеш на равных занимались воспитанием детей. Интересное замечание Мид: «Если кто-то называет мужчину-арапешу среднего возраста красивым, люди отвечают: хорошо выглядят? Да-а-а-а? Это вы его еще не видели до того, как он родил всех этих детей». (Мид, 1935, стр. 56).
В Чамбули было обнаружено изменение традиционных половых ролей. Мужчины были социально чувствительны и заботились о чувствах других, зависели и интересовались декоративно-прикладным искусством. Женщины были независимы и агрессивны и играли контролирующую роль в принятии решений. Таким образом, хотя традиционные гендерные роли являются наиболее распространенными, в разных культурах существует достаточно разнообразия, чтобы указывает на пластичность в развитии мужского и женского поведения. Если между мужчинами и женщинами существуют конституционные различия, основанные на социальных и когнитивных факторах, они могут быть значительно изменены культурными особенностями.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: гендерные различия, различие пола и гендера, гендерные роли, половое различие, половое воспитание, чем мальчики отличаются от девочек, различие между полами
Добрый день! Спасибо за статью. Познакомилась с понятием типизацией по признаку пола-это процесс, при котором дети приобретают ценности, мотивы и поведение, которые рассматриваются как подходящие для мужчин или женщин в определенной культуре. Удивительно, что в разных племенах разная гендерно-ролевая принадлежность и в некоторых мужчины более пассивны и менее агрессивны женщин. Прочитав данную статью, я скорее всего не буду строить отношения с таким африканцем, т.к. ценю в мужчине силу, характер и мощь. Как известно, мозг черного человека меньше ,чем у белого, а учитывая опыт колонизации африканцам пришлось подавлять чувства на протяжении нескольких десятков лет, поэтому даже детей этих людей можно встретить бесчувственными, холодными и агрессивными, а женщины это или мужчины по гендерной пренадлежности может зависеть, в частности, от генетики и образа жизни группы или семьи. В США женщины от 18-35 связывают женскую роль с достижением целей и независимостью…это в статье 1983 года, а сейчас тенденция эмансипации развивается еще больше.
Очень важную информацию почерпнула для себя о том, что именно отец играет более важную роль в типизации гендерных ролей детей и лучше матери дифференцирует их у детей до 1,5 лет.
Из статьи я узнала, что гендерная принадлежность — это фактор биологический, а гендерные роли и стереотипы — это производные из культуры конкретного общества. Интересно было узнать, что за гендерную типизацию в большее мере отвечает мужчина и способен видеть гендерные различия у детей до 1.5 лет.
Не задумывалась, что на гендерные роли влияет образование. Так, образованные мужчины, обеспечивающие семью материальным достатком самостоятельно, более традиционны в гендерной типизации. Сейчас находясь в декрете и не работая, я ощутила это на практике. Сейчас мужу важно, чтобы на работе он питался едой из дома, например. Хотя ранее, когда я работала, он эту важность не подчеркивал. Да и мы частенько питались вне дома, что являлось в наших отношениях некой нормой.
Удивило исследование социальных ролей в трёх примитивных племенах. Оно показывает насколько сильно могут отличаться гендерные роли в зависимости от культурных особенностей общества. Интересно, какие предпосылки, кроме исторических, сформировали у этих племен практически противоположные роли у мужчин и женщин. Могут ли здесь быть биологические причины, к примеру, изменение уровня гормонов, состава крови, и т.п. или наследственные, вызывающие смену гендерных ролей (в соответствии с моим стереотипом) племени Чамбули. Я считаю, что в семьях нашего общества отдаётся приоритет традиционным отношениям и ролям мужчины и женщины. Это передается по наследству и поддерживается соответствующим воспитанием. С другой стороны, быстро развивающийся технический прогресс приводит к изменениям в социальной среде, в следствии чего происходит стирание различий между гендерными ролями и изменению ожиданий. Так, к примеру, часть мужчин уже не ждёт от женщины приготовления пищи, стирки, уборки. Они необходимы им для удовлетворения других более интимных потребностей. Или, к примеру, женщина предполагает активно реализовывать себя в профессии, а мужчина рассчитывает, что она будет заниматься детьми и домашним хозяйством. Незнание и непонимание ожиданий партнёра по выполнению его или своей роли часто приводит к семейным конфликтам. Поэтому, важно узнать мнение партнёра по этому вопросу ещё в начале отношений. Да, многое зависит здесь от развития ребенка в родительской семье. Кто был там «главным»? Мама, папа, дедушка? Какие стереотипы сформировались у ребенка? Это интересная и многогранная для меня тема. Жду продолжения публикации.
Благодарю за статью ! Из статьи узнала 1) Типизация по признаку пола — это процесс , с помощью которого дети приобретают ценности , мотивы и поведение , рассматриваемые как подходящие для мужчины или женщины . 2) Гендерные стереотипы — это убеждения , которых придерживаются представители культурны конкретного общества .3) Гендерные роли — это поведение , которое обычно демонстрирует мужчины или женщины в культуре .4) Мужчины в западной культуре стереотипно ориентированы на контроль и управление окружающей средой 5) Женщины более наивные, любящие, чувственные и поддерживающие . 6) гендерное поведение зависит от этнической принадлежности , возраста , образования и профессии . Для себя сделала вывод , как важно родиться в нужное время и в нужном месте . Как важна среда обитания, традиции , которые транслирует окружение . Как важно правильно выбирать партнера для рождения детей . Ведь это все потом будет влиять на его поведение . Так же сделала вывод , что считаю себя принадлежащей к традициям западной культуры , так как мне нравятся из гендерные ориентиры .
Из статьи узнала,что гендерная принадлежность и пол относятся к чисто биологическим факторам. В разных конкретных обществах существуют свои гендерные стереотипы(точки зрения) , свои гендерные роли,которые демонстрируют мужчины и женщины в культуре конкретного общества и своя гендерная типизация-процесс при котором дети имитируют поведение взрослых в своей культуре.Оказывается даже в США наблюдается различие в культурных стандартах в отношении гендерных ролей в зависимости от этнической принадлежности,возраста, образования и профессии.Однако большая часть общества придерживается традиционных гендерных ролей по типу западного общества и эта тенденция существенно не изменялась в течении 20 лет.Таким образом,разнообразие в проявлении гендерных ролей указывает на то,что женское и мужское поведение достаточно пластичны и отвечают требованиям конкретной культуры.
Благодаря этой статье я познакомилась с такими терминами как гендерная принадлежность, гендерные стереотипы, гендерные роли и гендерная типизация. Интересное исследование пытался провести Бандура, когда просил женщин нейтрально одевать своих детей, но те в итоге принесли своих деток в голубых и розовых комбинезонах. Да, я согласна, что в большинстве семей мужская роль ориентирована на контроль и управление окружающей средой, а женская быть любящей, чувствительной и поддерживающей, но в нашем обществе многие не согласны с этим и не договорившись, кто какую роль будет исполнять, пытаются брать на себя все роли, а другому навязать, то что осталось. А еще, было очень увлекательно пронаблюдать за разницей гендерных ролей в трех племенах, в которых роли мужчины и женщины исполняли самые разнообразные. В итоге оказалось, что если между мужчинами и женщинами существуют конституционные различия, то они могут быть изменены культурными особенностями. Спасибо за статью.
Интересная статья, которая познакомила меня с терминами гендерной принадлежности, гендерных стереотипов, гендерных ролей и гендерной типизации. Так же интересное исследование показала Маргарет Мид, когда изучала социальные роли разных племен и расхождение в стандартах между культурами этих народов. Правильно подмечено, что возраст и образование влияют на гендерные роли. Так же узнал, что мужчины более склонны видеть гендерные различия в детях до 1,5 лет, чем женщины и связано это с тем, что отцы больше чем матери обеспокоены сексуально-приемлемым поведением своих детей и именно отец играет более важную роль в типизации гендерных ролей детей. Таким образом, традиционные гендерные роли являются наиболее распространенными, что указывает на пластичность в развитии мужского и женского поведения.
Мне было интересно почитать про эксперименты Муд о том, что в разных культурах представление о гендерных ролях мужчины и женщины различны. Так я узнал существует племена где мужчины демонстрируют поведение свойственное женщине и наоборот.
Согласен с автором статьи что гендерные роли у маленьких детей еще не ярко выражены.
Моему сыну, которому почти 2 года, помимо интереса к машинкам, любит возится в песочнице и «печь куличики».
Меня поразила информация, что представление о гендерных ролях мужчины и женщины в 1970-хх гг. и через 20 лет мало изменилось. Получается, гендерные стереотипы в обществе очень сложно поддаются изменениям. Теперь я задумался, а можно ли это отнести к понятию стереотипа вообще? Или здесь негибкость связана в большей степени с гендерной составляющей?
Из статьи узнала несколько новых терминов, таких как гендерная принадлежность, гендерные стереотипы, гендерная типизация. Гендерная принадлежность фактор чисто биологический, а остальные социальные. Интересно то, что мужчины более озабочены гендерно приемлемым поведением своих детей. Очень познавательная информация, что даже живущие в одной стране люди разной этнической принадлежности, разные по возрасту и образованию отличаются разными стандартами в отношении гендерных ролей в своих семьях и воспитании детей. Это говорит о том, что культурные стереотипы более важны, чем законодательство и социальная среда, ведь условия окружающего мира афросемей и мексиканских семей в США одинаковы. Это подтверждают и исследования племен. Их роли такие, какими сформировались в процессе развития. И они совсем не соответствуют общепринятым представлениям. Но для каждого племени свои роли это норма. Самое интересное то, что на представления о ролях и приемлемом поведении не влияют практически такие вещи, как идеи о равенстве полов, сексуальной революции и прочее-прочее. Они, в целом, остались неизменными до сих пор.
Спасибо за статью. Нового узнала, что даже когда речь идет о серьёзном эксперименте и одно из условий одеть ребенка в нейтральный цвет. Женщины все равно приносили своих детей в костюмах соответствующих гендерному различию. Еще я познакомилась с такими биологическими факторами как: гендерные стереотипы — это убеждения, которых придерживаются представители культуры конкретного общества. Гендерные роли — это поведение, которое обычно демонстрируют мужчины и женщины в культуре. Гендерная типизация — это процесс, при котором дети приобретают ценности. Возраст и образование также влияют на гендерные роли. Я приверженец традиционной семьи. Где мужчина главный, а женщина мягкая, нежная и беззащитная. Из статьи узнала, что существует племена где мужчины демонстрируют поведение свойственное женщине. ак же узнал, что мужчины более склонны видеть гендерные различия в детях до 1,5 лет, чем женщины. Я также убеждена, что мужская роль ориентирована на контроль и управление окружающей средой, а женская быть любящей. А также, что традиционные гендерные роли являются наиболее распространенными.
Из статьи я узнала, что для западной культуры характерные следующие гендерно-рольные стандарты. Мужская роль ориентирована на контроль и управление окружающей средой, в результате чего мужчина представляется независимым, доминирующим, конкурентоспособным. Я бы назвала такого мужчину сильным. В свою очередь женская роль стереотипно ориентирована на пассивность, чувствительность, любовь. То есть женщина — жена и мать, оберегающая семейный очаг. Такое распределение ролей мне близко, хотя не совсем подходит текущему распределению ролей в моей родительской семье. Мужская роль — это сила, женская — это слабость. Но в своей интерпретации мужчине я бы добавила немного чуткости, а женщине — инициативы.
Спасибо за статью. Из статьи узнала несколько новых терминов, гендерная принадлежность, гендерные стереотипы, гендерная типизация. Гендерная принадлежность фактор чисто биологический, а остальные социальные. Считается, что для выполнения традиционной роли домашней хозяйки женщина должна развивать свои способности быть чуткой, сострадательной и заботливой. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуются ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений. Гендерная роль зависит от особенностей конкретной личности: индивид строит свое поведение в качестве мужа или отца с учетом своих представлений о том, каким, по его мнению, вообще должен быть мужчина, на основе всех своих осознанных и неосознанных установок и жизненного опыта
Из статьи узнала о новом для меня понятии — гендерная типизация. Это процесс, с помощью которого дети приобретают ценности, мотивы и поведение, рассматриваемые как подходящие для мужчины или женщины в определенной культуре.
Меня удивило, что мужчины более склонны видеть гендерные различия в детях до 1,5 лет, чем женщины. Это объясняют тем, что отцы больше, чем матери, обеспокоены сексуально-приемлемым поведением своих детей, а также именно отец играет более важную роль в типизации гендерных ролей детей. Буду иметь ввиду.
В статье также приведена интересная общепознавательная информация о племенах Арапеш, Мундугумор и Чамбули, в которых гендерные роли, я бы сказала, противоположные общепринятым. Как будто мужчины и женщины поменялись ролями. Стало интересно, как у них в итоге всё складывается в жизни. Так как лично мне ближе всё таки, когда сильные, мускулистые, агрессивные мужчины являются добыдчиками, а нежные, чувствительные женщины занимаются детьми и домом. Представляя всё наоборот, в голове появляется мысль, что ничего у них не получится, что-то противоестественное. Как будто черепаху заставили охотиться за ланью, а льва — летать.
Спасибо за статью. Из неё я узнала, что гендерные различия у детей в первую очередь идут от общества в каком ребёнок воспитывается и от семьи, в частности. Интересная история с экспериментом. Мамы старались различать детей по гендерным типам. Как-то читала, что тоже проводили эксперемент, возможно и этот. Детей одевали совершенно одинаково. И мальчикам давали игрушки для девочек, а девочкам для мальчиков. но они тянулись к игрушкам, которые обычно делятся для мальчиков
Опять же, дети учатся у родителей. Если мужчина ведёт себя слабым, уступчивым,не работает, то и ребёнок будет считать это нормой. если у него не будет другого примера. Или наоборот, если мама по дому будет делать все мужские обязанности, то и дочь будет её копировать.
Обратила внимание на то, что в традиционных семьях строже относятся к ролям в семье.
Спасибо за статью. На самом деле очень актуальный вопрос на сегодняшний день и я очень рада, что я в процессе написания статей познакомлюсь с гендерными ролями мужчины и женщины, узнаю есть ли разница в социальных, когнитивных и физических способностях, так как в последнее время я все чаще и чаще задаюсь этим вопросом., потому что, как правильно подметил автор, с началом феминистического движения женские и мужские роли перевернулись и требуют дополнительного изучения этого вопроса. Из этой статьи я узнала, что означают такие термины как: «гендерные стереотипы», «гендерные роли», «гендерная типизация». Интересен тот факт, что привычные нам женские и мужские роли в других культурах могут кардинально отличаться.
Из статьи узнала новый для себя термин — гендерная типизация — процесс, посредством которого дети приобретают те ценности, мотивы и поведения, которые присущи мужчине и женщине в его культуре.
Интересно было узнать, что гендерные стереотипы со времени проведения исследований, т.е. за последние 20 лет, не изменились _ от мужчин ждут целеустремленности и силы, от женщины — нежности, заботы и уюта. Удивило то, что стереотипно женщинам присуща большая чувственность, большая тревожность, подавление агрессии и сексуальности, а также то, что обеспечивающие мужчины более склонны придерживаться мнения о распределении ролей.
Для себя отметила, что старшую сестру больше воспитывали, прививая стереотипы женского поведения (из нее получилась замечательная хозяйка, мама и жена), а поскольку вместо меня ждали мальчика, и я была активной в детстве, меня воспитывали как мальчика — коротко стригли, одевали в брючки (по деревьям лазить удобнее), я много времени проводила с папой, знала все названия инструментов, ездила на его мотороллере, помогала ему в строительстве. Думаю именно поэтому, в том числе, я в первую очередь была нацелена на учебу, карьеру и зарабатывание денег, чем на семью и уют в доме)) Спасибо за статью!
Из статьи я узнал новое понятие – гендерная типизация. Я узнал, что в семье отец играет более важную роль в типизации гендерных ролей детей. Исследование гендерных ролей в племенах показало различия в гендерных ролях в зависимости от культурных особенностей. Интересно было узнать, что за последнее время гендерные роли в нашем обществе поменялись не сильно. Я так думал, что уже ролей практически и не осталось. Всё чаще приходится видеть, как типично мужские роли и обязанности в паре выполняет женщина. Плюс ко всему я наблюдаю много одиноких мамаш с детьми и им видимо приходится выполнять и мужские роли в их положении. В моей семье отец погиб, когда мне было четыре года и воспитывала нас с братом мама одна. Не знаю, почему в итоге заниматься вязанием и вышиванием было интересно только мне. Я считаю, что традиционные гендерные роли в нашем обществе вполне адекватны.
Большое спасибо за статью! В статье поднимается интересная тема о развитии гендерных различий и ролей у детей. На мой взгляд, в большей степени гендерные роли конструируются обществом, нежели биологией. Гендерные роли могут играть положительную роль для самооценки человека в случае, если гендерно-типичное поведение для него естественно и соответствует его самоощущению. Если же это не так, то гендерные роли и нормативное давление со стороны окружения становится источником стресса. Поэтому традиционные гендерные роли могут наносить вред как мужчинам, так и женщинам.
Интересно было прочесть, как отличаются гендерные роли в зависимости от культуры и стандартов поведения в трех племенах: Арапеш, Мундугумор и Чамбули. Действительно, разнообразие представлений о гендере и гендерных ролях в культурах мира очень велико.
Удивило то, что в статье практически не приводятся биологические различия полов, как детерминанта разных гендерных ролей. У нас всё же не либеральный запад, поэтому можно относительно свободно говорить об этом. Я подумал, что во-многом именно физические особенности участвовали в формировании традиционных патриархальных обществ: мускулатура, стабильность гормонального фона. Также сложно представить, что беременная или кормящая женщина будет сама обеспечивать себя питанием, защитой, особенно в условиях дикой природы. Вместе с тем, меня очень удивило, что даже среди диких племен встречаются такие различия в гендерных ролях, как это приводится в статье. Видимо, тут замешано много факторов. Новая информация о гендерной типизации заставила меня задуматься, насколько наши гендерные роли обусловлены воспитанием и стереотипами. В то же время, я склоняюсь к тому, что у мужчин и женщин разные взаимодополняющие роли — инь и ян. Мне кажется, именно это — одна из важнейших причин возникновения семейных ценностей. Если же рассматривать мужчину и женщину как равных во всех вопросах партнеров, тогда получается, что не только гетеросексуальность под вопросом. При таких условиях получается, что и втроем-вчетвером можно жить. Так что вот это насаждаемое равенство я считаю заблуждением.
Благодарю за статью.
Узнала новые термины и более четко поняла уже известные, например, гендерные стереотипы и гендерные роли. Стал более понятен процесс гендерной типизации, как фактора, который формирует у детей те или иные модели поведения.
У моей дочери тоже был в детстве розовый комбинезон, бантики и все то, что делает маленькую девочку девочкой. У посторонних людей на улице или в поликлинике не было вариантов подумать, что в коляске мальчик. У меня была в этом непреодолимая потребность. Даже на ее ещё совсем короткие волосики нацепить бантик или одеть колечко на пальчик уже когда была постарше.
Но стандарты гендерных ролей формируются не только под влиянием родителей и раннего окружения. Эти стандарты находятся также в зависимости от возраста, этнической принадлежности, образования и профессии.
Прочитав статью, я заострила внимание вот над этим текстом «Дифференциация по половым ролям обычно начинается сразу после рождения, когда ребёнку дают имя и одевают в голубую или розовую одежду, в зависимости от пола. По мере взросления, детей продолжают наряжать и стричь в соответствии с их гендерной принадлежностью. Помимо этого, окружение поощряет различные по сути игры и игрушки для мальчиков и девочек и порицает поведение, не соответствующее их гендерной принадлежности»и подумала о том, что сейчас живем в настолько современном мире, что когда ребёнок маленький и не всегда понятно девочка это или мальчик)по той же прическе.обратила внимание, что сейчас и у мальчиков длинные волосы и одежда может быть в розовых тоннах)В целом в статье много полезной информации, про то, как возраст, образование влияет на развитие.Благодарю за информацию.
Интересная статья. Разобралась в терминах гендерной принадлежности, гендерной стереотипности, гендерной роли и гендерной типизации. При прочтении, не поняла чуть проблемы, которую выдвинул учёный Бандура. В чем собственно проблема? Что нельзя опираться на гендор? Это вообще разве проблема? Я лично не вижу никакой проблемы. Когда речь заходит о гендорах, особенно когда кто-то хочет поспорить «кто что должен в паре», то мне на ум всегда приходит животный мир, особенно пернатые, там точно нет цветных комбинезонов и бантиков, но однако именно самец строит гнездо, приводит туда самку и обеспечивает ее и вскоре их птенцов пищей. Самат находятся под крылом самца и это естественно. Природу не обманешь. Так же и с гендерным, как мы знаем из предыдущих статей детской психологии про развитие альтруизма, то женщины от природы расположены к заботе и более чутки, а другое дело уже гендерная типизация.
Спасибо за статью. Из статьи я узнал, о таком термине как гендерная принадлежность (фактор биологический), а гендерные роль и стереотипы — это производные из культуры конкретного общества. Вообще интересно прочитать про западные реалии и сравнить их с нашими, я про различие в культурных стандартах в отношении гендерных ролей в зависимости от этнической принадлежности,возраста, образования и профессии. Посмотреть на нашу страну то тут все не так однозначно у нас можно так сказать много напутано, то есть мужчина не всегда контролирует, а женщина не всегда чувственна. Так же поразительно что за 20 лет гендерные роли не меняются согласно исследованиям приведенным в статье. Получается что гендырные стериотипы и не стериотипы вовсе. Все зависит конкретно от каждой страны, там приведены были еще исследования про племя индейцев. Вот от куда такой вывод.
Из статьи узнала новое для себя понятие – гендерная типизация, как процесс формирования соответствующего поведения, характерного для мужчин или женщин, а также определила разницу между гендерной ролью (поведением) и гендерным стереотипом (убеждением, на котором и строится роль, гендерное поведение человека). Улыбнул меня тот факт, что некоторые родители обладают настолько непреодолимым желанием показать пол своего новорожденного ребенка, что даже ради эксперимента в обозначенных условиях не смогли одеть детей нейтрально. Интересно, что мужчины более склонны придерживаться стереотипных отношений, а также влиять на гендерную типизацию детей. Возможно, как раз одно вытекает из другого. Т.е. если муж и отец в семье более активно проявляет свою гендерную роль, то он так же будет и формировать гендерные представления у своих детей. Исследование, проведенное в примитивных племенах, на мой взгляд, показывает, что если группа людей существует достаточно обособленно от основного сообщества, то в ней намного чаще будут встречаться отклонения от традиционных стереотипов. Причем это будет касаться не только гендерных понятий, но и еще каких-то других функций. Об этом уже не один раз говорилось ранее, в других статьях. В любом случае, пластичность мужского и женского поведения существует всегда. И мужчина, и женщина, на мой взгляд, может поменять свою модель поведения в зависимости от конкретных условий.
Благодаря статье познакомился с понятием типизация по признаку пола. Как Бандуре было тяжело проводить исследование) Действительно, гендерные различия обусловлены культурными особенностями, интересно было прочитать про дикие племена. Наша страна больше приближена к западному варианту. По крайней мере европейская часть России. Интересно этом плане разобрать видео-контент, где в одном видео девушка говорит про женскую независимость и всячески пропагандирует феминистический образ жизни. А в следующем видео уже другая особа говорит о том, что мужики все козлы и никто сумку не помог донести и в маршрутке ей никто место не уступил( я за то, чтобы уступать женщинам место). У меня складывается впечатление, что женщины до конца не определились, куда они хотят.
О чем статья…подумалось мне в конце. Мне кажется в названии не хватает продолжения..допустим у афроамериканцев, сша и т.д. В общем, на мой взгляд, если мальчика воспитывать как девочку, то он будет оно….ни мальчик, ни девочка. Многое зависит от воспитания и это правильно, но главное, чтобы родители и государство были правильные. А не придумывали средний род, как где-то в европейских странах. Аж бесит, когда они вдруг решили, что гендерную принадлежность пусть дети определяют сами. КАК??? Как они сами могут определить, если мальчика не воспитывать, как мужчину, а девочку не воспитывать, как женщину…. Ведь вроде говорят, что европейцы умные…но глядя на их не традиционные парады….ум у них переместился в ягодичные мышцы. Нет, я понимаю, что …нет я не понимаю. Мужик должен быть мужиком, А женщина, должна быть женщиной. Спасибо.
Заставило задуматься исследование социальных ролей в трёх племенах, которые живут обособленно и до них не дошёл прогресс. Оно показало, что мужчины и женщины могут иметь противоположные роли и отличные от принятых в нашем обществе. Значит в нашем современном мире общество навязывает с детства поведение, гендерные роли и различное поведение для мальчиков и девочек. Теперь нельзя сказать , что гендерные роли уже сформировано при рождении. Они приобретаются и берутся из общества в котором родился ребёнок. Почему то женщина не должна быть агрессивной, а мужчина чувствительным. В большинстве случаев возможно, но ведь есть и исключения. Что же тогда? Меняться под требования общества? Из статьи ещё узнала, что много факторов влияют на гендерные роли : пол, культура, возраст, образование.
В статье познакомилась с новым термином — «гендерная типизация». Вообще воспитание детей для меня вопрос пока теоретический , но уже сложный. Ведь чтобы правильно воспитать ребенка, нужно быть правильным родителем . Чтобы у ребенка привилась правильная гендерная роль ,нужно , чтобы в семье они правильно транслировалась от мамы и папы. Важно , чтобы мужчина вел себя ,как мужчина, а женщина, как женщина, чтобы в семье были заложены положительные традиции , были ценности , уважение и тд. На мой взглад , мальчика воспитывать тяжелее , чем девочку. Тк на мужчине лежит больше ответственности , и ответственность за семью в том числе. В общем , как обычно, начинать надо с себя. Ведь дети копируют родителей.Так что есть над чем работать .
Ничто не стоит на месте, вот и гендерные различия тоже, периодически по видимому меняются. В зависимости от времени (эпохи), культуру, традиций, а также навязываемых моделей поведения, которые ожидаются от мужчин и женщина, т.е границы между функционально-ролевыми обязанностями размываются.
Хотя в большинстве культур, воспитание мальчиков и девочек, остается традиционным, в допустимости проявлении агрессии со стороны мальчиков и осуждение такого же поведения со стороны девочек. Т.е по типу формирования у мальчиков мужественности, а у девочек женственности.
Но наблюдая в наше время за подрастающим поколением, создается впечатление, что для девушек порою мужественность совсем не показатель, а парней часто привлекают капризные и истеричные девушки, т.е видимо что-то они находят в этом.
Интересная вводная статья о гендерных ролях и гендерных различиях. Отмечу сразу, меня удивил тот факт, что в исследованиях 70-х и конца 80-х годов не было обнаружено разницы в представлении западного общества о гендерных роля. И это несмотря на феминистский напор и другие высказывания по этому поводу. Видимо, это более устойчивая структура, которую невозможно изменить в пределах одного или даже нескольких поколений.
Довольно понятно были изложены основные понятия – что такое гендерная роль, стереотип, типизация и т.п. Кстати, по поводу гендерной типизации – я до этого не встречался с этим понятием. Интересно было отметить, что занятость женщины (наличие у нее работы) влияет на восприятие гендерных ролей со стороны мужчины, их гендерная типизация менее традиционна.
Несмотря на приведенные примеры совершенно разных, казалось бы, стандартов гендерных ролей в различных культурах, это пока скорее исключения. Показательно скорее то, что в большинстве культур основные гендерные стереотипы совпадают, и они традиционные. Однако, тема сближения гендерных ролей в последнее время звучит все чаще, чему в немалой степени способствует прогресс и дальнейшее «обезличивание» чисто мужских или чисто женских задач и профессий. Поэтому будущее вполне может оказаться действительно «однополым» или «равнополым».
Благодарю за статью!
Темы гендерных ролей и гендерных различий действительно противоречивы. Я каждый день вижу эту относительность и вариативность в своём, молодом поколении. Мы спокойно относимся к тому, что мужчина красит волосы, но при этом соглашаемся, что он должен приносить большую часть прибыли для семьи. Никого не удивляет моя рьяная приверженность карьере и профессии, но это не значит, что я буду отказываться от воспитания детей.
Несмотря на такую ситуативную относительность, мы сохраняем общую схему поведения. Это подтверждают и исследования: представление о гендерных ролях у общества за 20 лет почти не изменилось.
Было интересно узнать факторы, влияющие на формирование гендерно-ролевых стандартов и стереотипов – этническая принадлежность, возраст, образование и профессия. И не могу с этим не согласиться. Я всегда видела, как много работает моя мама, и у меня уже сформирован образ целеустремлённой, ресурсной, самостоятельной женщины. Что, к примеру, может совсем не понравиться моей бабушке или моему другу, родившемуся в другой стране.
Родители и общество, безусловно, задают направление нашему поведению и ценностям – мы развиваемся, социализируемся, постигаем свои роли – учимся зарабатывать деньги и заботиться о детях. И хорошо, что в культуре всё же есть разнообразие, допускающее пластичность и вариативность мужского и женского поведения. Так мы оставляем пространство для принятия чуть нестандартного мнения, чтобы сохранить комфорт друг друга.
Узнал различие между гендерной принадлежностью и стереотипом, ролями и типизацией.
Впечатлил эксперимент с нейтральным одеванием ребёнка, и больше всего то, что матери этих детей всё равно пытались как-то обозначить гендерную принадлежность своего ребёнка.
Так или иначе я считаю, что без этого никуда. Это было всегда и никак не может поменяться. Да могут изменяться гендерные роли, например в семье, что стало достаточно частым, даже в странах с традиционными семейными устоями.
Но гендерная принадлежность поменяться не может.
Познакомился с понятием типизация по признаку пола. Это процесс через который дети приобретают ценности и мотивы поведения.
Очевидно, что эта информация применима при развитии ребёнка, когда мы можем наблюдать и влиять на этот процесс.
Натолкнуло на идеи важности и актуальности гендорных ролей.
Статья рассказывает о гендерной составляющей в систему формирования девочек и мальчьков разных культур. Интересно то, что культуры африканская/американская/западная достаточно отличные. И ценности между полами будут распределяться по-разному. Отсюда для себя сделала вывод, что это может и являться основной причиной недопонимания людей разных материков. о в любом случае есть общее внутри того пространства, на котором живешь. Интересно было узнать откуда идет источник таких различий в формировании характера мужчин/женщин в разных странах, что явилось первопричиной. Ведь действительно — эти различия существенны. Для меня было новым узнать про гендерную систему, так как такое понятие слышу впервые.
Благодаря статье появилось более конкретизированное понимание таких терминов, как гендерная принадлежность, гендерные стереотипы, гендерные роли и наиболее интересное для меня понятие — гендерная типизация. До поступления в институт я не задумывалась о том, насколько мое поведение соответствует женственному в том самом понимании, которое принято в окружении. Но интуитивно я наблюдала, что поведение некоторых женщин из моего окружения можно было бы назвать более женственным, чем мое поведение в этих же ситуациях. Я считала, что это можно отнести к характеру и т.д. То есть женственность для женщин и мужественность для мужчин для меня определяется как гармоничное поведение, если этим женщинам и мужчинам комфортно в этих ролях. Читая книги, статьи, слушая лекции по семейной психологии я понимаю, что гендерные стереотипы были, есть и будут. Всё-таки здоровое психологическое состояние на первом месте. Это подтверждается исследованиями в племенах. А вот такие эксперименты с нейтральным полом считаю извращением. Или я ханжа.
Новым для меня было название процесса» с помощью которого дети приобретают ценности, мотивы и поведение, рассматриваемые как подходящие для мужчины или женщины в определенной культуре» называется типизацией по признаку пола. А также слова и их понтия : Гендерные стереотипы,гендерные роли и гендерная типизация. Мне было интересно почитать про эксперименты Муд о том, что в разных культурах представление о гендерных ролях мужчины и женщины различны.
ПРочитав статью я узнала,что не дети рождаются и впервые годы не сильно пррявлена эта сама Гендерная разница . Вот значит многие вещи все-таки приоьретаются с опытом и наследуются из семьи и общества. Так что считаю Важным вопитывать и подавать пример мужчине, как мужчина, а женщина, как женщина, чтобы в семье были заложены эти моменты правильно . Тогда в обществе будет меньше непонимания и того,что мы все испытываем сейчас. Спасибо!
Гендерные различия полов очень интересная тема для размышлений , полсе прочтения данной статьи для себя отметил ряд факторов со которых до этого даже и не задумывался , а именно , то что мужчинам присуща агрессия , а девушкам нежность, при этом само общество старается прививать гендерное различие с самого раннего детсва. Хотя в различных культурах гендерное Воспитание может отличаться, также зависит в каких семьях рос и развивался ребенок.Познакомился с такими понятиями как гендерное отличие в воспитании в зависимости от семьи, в профессиональном и личностном плане я понимаю, что владея данной информацией можно выявить у людей присущие им стереотипы поведения.После прочтения данной статьи решил , что стоит обратить внимание какое поведение присуще непосредственно мне и с чем это связано.
Из стотьи я узнала,Что к факторам формирующим гендерные роли относятся;когнетивные,социальные и биологические детерминанты.
Узнала что гендерные роли и гендерные различия противоричивы.
Узнала что стандартом гендерно-ролевого поведения является меж-культурная согласованность,о
Мужской роли направленной на стереотипную ориентацию,которая подразумевает контроль и управление окружающей средой, и ожиданиями что они будут независимыми,напористыми,доминирующими и конкурентноспособными в социальных и сексуальных отношениях,и
Женской роли направленной на роль жены и матери с ожиданиями ,что они будут пассивными, любящими , чувствительными и поддерживающими в социальных отношениях, особенно что касается их семейной роли как жены и матери.
Узнала что сердечность ,тревожность,подавление агрессии и сексуальность считают более подходящими для женщин, чем для мужчин.
Ну да, мы разные. Начиная с самого начала, с набора хромосом, который предопределяет развитие, гормональный фон, который определяет в том числе и характер эмоциональных реакций. Мы разные физиологически и по физиологическим функциям. Эта разница исторически вышла за пределы тела, она определила социальное неравенство. На нго сверху наслаивается культура. Это неравенство глубоко в нашем сознании, гораздо глубже даже семейных ценностей. Ребенок изначально видит разницу между людьми, сначала внешнюю, и научается идентифицировать себя. Далее культура общества и воспитание предписывают ему определенный стереотип поведения. Я нахожу это вполне естественным процессом, с которым не имеет смысла бороться. Но и впадать в крайности не следует. Мужчина — не значит машина. Женщина — не значит тряпка. Мы все, пускай и по разному, но испытываем эмоции, имеем желания, стремления, цели и ценности. Разумеется, во многом они зависят и от того социального контекста, в который помещен индивид. Но так ли надо с этим воевать?
Спасибо большое за статью!
Это очень важный вопрос, так как на наших глазах меняется мир и роли людей в нем. Если честно, мне даже страшно слышать, что на западе женщина сильно оскорбится, если предложить ей донести сумку, открыть дверь или что-то в этом роде. В связи непонятно, что ждет Россию будущего и как надо воспитывать детей, чтобы они чувствовали себя комфортно в обществе. Так или иначе, это непростой вопрос. Прежде всего, ребенок все равно будет проявлять свою тендерную идентичность на основе ролей мужчин и женщин, которые он видел в своей семье. Был интересно узнать, какие гендерные стереотипы в афро-американских и Мексико-американских семьях. Я почему-то думал, что афро-американские семьи наоборот более традиционные, что там именно мужчина все решает, однако исследования показали, что Мексико-американские семьи больше этому подвержены.
Гендерные различия очень загадочная и интересная тема, особенно в современном мире. Если еще лет 100-200 назад никто и говорил о равноправии и гендерные роли были четко определены и ни у кого не возникало вопроса о том, кто и чем должен заниматься например в семье, то теперь в связи с развитием общества вообще и особенно движений феминизма, возникли серьезные вопрос о том, правы ли были наши предки. Для меня было очень интересным прочитать, что у людей действительно есть непреодолимое желание демонстрировать пол своего ребенка. Видимо на каком то подсознательном уровне нам кажется это очень важным. И конечно, я понимаю насколько большое влияник оказывает общество и воспитание. Я за то, чтобы детям сразу прививались определенные гендерные различия, но при этом я и за адекватность: не вижу ничегл плохого в том, что маличики будут с мамой готовить обед, а девочки учится забивать гвозди. Другое дело, что после приготовления обеда важно, чтобы мальчики пошли к папе забивать гвозди, а девочки — пошли готовить ужин. Мне кажется, что в современном мире взрослые люди должны уметь делать все. Но в соответствии с гендером и личными наклонностями в семье проиходит естественное разделение.