Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Итак, мы рассмотрели развитие моральных аспектов у детей и переходим к новой теме.

Мы будем рассматривать несколько вопросов:

  • Какова природа гендерных стереотипов в нашей и других культурах?
  • Есть ли различия между мужчинами и женщинами в социальных, когнитивных и физических способностях?
  • Есть ли различия в гендерных ролях?
  • Как биологические, когнитивные и социальные факторы влияют на гендерные роли?

В любом обществе, будь то европейская цивилизация или африканское племя, мужчины и женщины ведут себя по-разному.  В то же время во многих ситуациях пол значения не имеет.  Одна из проблем психологии развития заключается в том, чтобы определить природу сходств и различий и понять процессы, которые формируют у детей те или иные модели поведения.

Процесс, с помощью которого дети приобретают ценности, мотивы и поведение, рассматриваемые как подходящие для мужчины или женщины в определенной культуре, называется типизацией по признаку пола. Систематические попытки рассказать о стандартах гендерных ролей и сформировать различное поведение у мальчиков и девочек начинаются в самом раннем детстве. Ученый Бандура дал свой взгляд на проблему:

Дифференциация по половым ролям обычно начинается сразу после рождения, когда ребёнку дают имя и одевают в голубую или розовую одежду, в зависимости от пола.  По мере взросления, детей продолжают наряжать и стричь в соответствии с их гендерной принадлежностью. Помимо этого,  окружение поощряет различные по сути игры и игрушки для мальчиков и девочек и порицает поведение, не соответствующее их гендерной принадлежности. (Бандура, 1969, стр. 215)

В одной из лабораторий  исследователь жаловался на то, что эксперимент по наблюдению за гендерными различиями под угрозой срыва. Дело в том, что родителям, чьи дети участвовали в программе, было озвучено правило: младенцы должны быть одеты нейтрально.  Тем ни менее несколько новорожденных девочек оказались с бантиками, привязанными к волосам или буквально приклеенными к голове. Родителям указали на этот момент  и попросили ничего кроме комбинезонов не одевать. В следующий раз матери принесли девочек в розовых, а мальчиков в голубых комбинезонах.

Темы гендерных ролей и гендерных различий противоречивы. Женское движение в западных культурах, а также рост феминистского мышления привели к пересмотру наших взглядов на гендерные различия и гендерные роли. Два главных изменения пронизывают нашу дискуссию. Во-первых, оспариваются многие гендерные различия, которые мы когда-то рассматривали как фиксированные характеристики мужчин и женщин, такие как превосходство женского речевого аппарата и превосходство мужчин в математике. Во-вторых, наши нынешние теории гендерных ролей сосредоточены на множестве факторов, которые формируют эти самые роли. К таким факторам относятся: когнитивные, социальные и биологические детерминанты.

Чтобы помочь читателю сориентироваться в этой теме, важно различать предметную область. Гендерная принадлежность и пол относятся к чисто биологическим факторам. Гендерные стереотипы — это убеждения, которых придерживаются представители культуры конкретного общества. Гендерные роли — это поведение, которое обычно демонстрируют мужчины и женщины в культуре. Гендерная типизация — это процесс, при котором дети приобретают ценности, мотивы и поведение, которые рассматриваются как подходящие для мужчин или женщин в определенной культуре.

Гендерно-рольные стандарты и стереотипы

Внутри и между культурами существует согласованность в стандартах гендерно-ролевого поведения. Сразу стоит отметить момент, что в контексте данной статьи, когда мы говорим о культурно-определенном мужском или женском поведении, мы обращаемся исключительно к западной культуре. Термин «соответствующее поведение» никоим образом не подразумевает желательного поведения. Мужская роль стереотипно ориентирована на контроль и управление окружающей средой. Ожидается, что мужчины будут независимыми, напористыми, доминирующими и конкурентоспособными в социальных и сексуальных отношениях. От женщин наоборот ждут, что они будут пассивными, любящими, чувствительными и поддерживающими в социальных отношениях, особенно в том, что касается, их семейной роли, как жены и матери. Сердечность, тревожность, подавление агрессии и сексуальности считаются более подходящими для женщин, чем для мужчин (Broverman, Vogel, Broverman, Clarkson, & Rosenkrantz, 1972). Исследования показали, что, несмотря на, возросшую озабоченность по поводу равенства полов в 1970-х годах представление о гендерных ролях у общества за 20 лет мало изменилось (Liben & Bigler, 1987 McHale, Bartko, Crouter & Perry-Jenkins, 1990). В 1991 году Берген и Уильямс провели сравнение гендерных стереотипов среди студентов колледжей, на основе данных полученных в 1972 и в 1988 годах. В отчете они указали, что доказательств сдвига в гендерных стереотипах обнаружено не было. Межкультурные исследования также обнаруживают, что стереотипные роли широко распространены не только в американской культуре, но и в большинстве обществ (Williams & Best, 1990; Whiting & Edwards, 1988). В своем исследовании гендерных стереотипов в двадцати пяти странах Северной и Южной Америки, Европы, Африки, Азии и Океании ученые Уильямс и Бест (1990) обнаружили сходную модель гендерных стереотипов в большинстве культур.

Тем не менее, существуют некоторые различия в культурных стандартах гендерных ролей, как внутри США, так и между культурами. В Соединенных Штатах стандарты гендерных ролей различаются в зависимости от этнической принадлежности, возраста, образования и профессии. Например, черные американские семьи более склонны социализировать детей без строгих различий между мужчинами и женщинами по признаку пола. Ранняя независимость ценится как для мальчиков, так и для девочек. Также существует меньше различий в ролях и семейных задачах между полами (Peters, 1981; Gibbs, 1989). Помимо этого, девочек поощряют быть агрессивными и напористыми, в то время как мальчиков поощряют выражать эмоции и заботу (Lewis, 1975; Allen & Majidi-Abi, 1989). Среди мексиканско-американских детей стандарты социализации по признаку пола для мальчиков и девочек гораздо более четко дифференцированы, чем в афро-американских семьях (Ramirez, 1989). Ожидается, что мальчики проявят независимость раньше, чем женский пол.

Возраст и образование также влияют на гендерные роли. В Соединенных Штатах образованные женщины и студентки от 18 до 35 лет скорее связывают женскую роль с достижением целей и независимостью, чем пожилые или менее образованные женщины. Дети квалифицированных матерей также считают нормой стремление женщин к образованию и профессиональному росту. Для них не удивительно, если  мужчина в семье помогает осуществлять домашние обязанности и уход за детьми. Однако, образованные мужчины, даже совсем молодые, придерживаются более стереотипных представлений о гендерных ролях, чем женщины (T. L. Ruble, 1983). Более того, отцы, которые являются единственным источником дохода семьи более традиционны в отношении гендерной типизации, чем отцы, у которых жена также работает. При этом отношение матерей к гендерной типизации не зависят от того работают они или нет (McHale et al., 1990).  Мужчины более склонны видеть гендерные различия в детях до 1,5 лет, чем женщины. Однако, взрослые обоих полов взаимно полагают, что стандарты гендерных ролей у детей дошкольного возраста очерчены нечетко (Fagot, 1973). Исследовали связывают это с тем, что, во-первых, отцы больше, чем матери, обеспокоены сексуально-приемлемым поведением своих детей, а во-вторых именно отец играет более важную роль в типизации гендерных ролей детей (Block, 1983; Siegel, 1987). Однако, в последнее время исследователи (Fagot & Hagan, 1991; Lytton & Romney, 1991) оспаривают эту точку зрения и, в свете изменений в роли мужчин и женщин в 1990-х годах, матери и отцы могут играть более сходные роли в типизации полов, чем думалось ранее. В Соединенных Штатах почти все группы, независимо от пола, социального статуса и образования, по-прежнему рассматривают агрессию более характерной для мужчин, а чувствительность — для женщин (T. L. Ruble, 1983). Предупреждение: даже внутри групп существуют важные индивидуальные различия в силе поддержки гендерных стереотипов (Signorella, 1987).

Одним из наиболее частых упоминаний о расхождениях между культурами в стандартах и ​​поведении гендерных ролей является исследование социальных ролей Маргарет Мид в трех примитивных племенах: Арапеш, Мундугумор и Чамбули (Mead, 1935). Мундугумор и Арапеш проявили небольшую гендерно-ролевую дифференциацию. Однако мужчины и женщины из племени Арапеш демонстрировали поведение, которое во многих обществах считалось бы женским, а Мундугумор — традиционным для мужского. Арапеш были пассивными, кооперативными и неагрессивными, тогда как мужчины и женщины в племени Мундугумор были враждебными, агрессивными, жестокими и ограничительными. Матери и отцы в племени Арапеш на равных занимались воспитанием детей. Интересное замечание Мид: «Если кто-то называет мужчину-арапешу среднего возраста красивым, люди отвечают: хорошо выглядят? Да-а-а-а? Это вы его еще не видели до того, как он родил всех этих детей». (Мид, 1935, стр. 56).

В Чамбули было обнаружено изменение традиционных половых ролей. Мужчины были социально чувствительны и заботились о чувствах других, зависели и интересовались декоративно-прикладным искусством. Женщины были независимы и агрессивны и играли контролирующую роль в принятии решений. Таким образом, хотя традиционные гендерные роли являются наиболее распространенными, в разных культурах существует достаточно разнообразия, чтобы указывает на пластичность в развитии мужского и женского поведения. Если между мужчинами и женщинами существуют конституционные различия, основанные на социальных и когнитивных факторах, они могут быть значительно изменены культурными особенностями.

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: гендерные различия, различие пола и гендера, гендерные роли, половое различие, половое воспитание, чем мальчики отличаются от девочек, различие между полами

51770cookie-checkРазвитие гендерных различий и ролей у детей