Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Тема «Психопатологии развития у детей» подошла к концу. Все сказанное ранее  коротко суммировано в этой статье (со всем циклом статей сейчас можно ознакомиться по ссылке).

  1. Психопатологии у детей и развивающие подходы

Психопатология развития изучает происхождение, изменение и непрерывность неадаптивного поведения в течение жизни. Четыре основных принципа психопатологии развития:

  1. Частота и характер симптомов могут меняться в зависимости от уровня развития индивида. Поэтому роль развития должна рассматриваться с точки зрения происхождения и течения конкретного расстройства.
  2. Психопатология это отклонение от нормального поведения. При этом важно учитывать показатели возраста и развития каждого отдельного человека.
  3. Ранние предшественники расстройств поведения должны быть изучены. Например, отказ от общения со сверстниками или неподобающее поведение.
  4. Существует множество форм нормального и ненормального поведения.

В ответ на биологические и экологические факторы риска, организм может отреагировать неожиданно, как с негативной (задержка в развитии, «спящие эффекты», которые могут проявиться позднее), так и с позитивной стороны (жизнестойкость и устойчивость к стрессу). К факторам защиты от проблемного поведения относятся: врожденный легкий характер, поддержка семьи и доброжелательная атмосфера вокруг.

  1. Что считать отклонением от нормы?

Большинство исследователей и клиницистов сходятся во мнении, что психопатология является проблемой для человека и его окружения. При этом восприятие сложившейся ситуации основывается на социальных суждениях, а те в свою очередь зависят от культурных и индивидуальных ценностей каждого отдельно взятого человека.

Одним из способов выявления патологии является использование 2-х моделей:

А) Статистическая модель рассматривает отклонения в сфере чувств и поведения от средней нормы. Модель используется довольно часто, но не всегда дает полное понимание картины.

Б) Отклонение от идеала- альтернативная статистическая модель. В данной модели за норму берутся не средние показатели здоровья, а идеал. Основная проблема при этом заключается в определении самого понятия идеальной здоровой личности.

Решение о том, что ребенку стоит посетить специалиста, принимают взрослые. При этом причина не всегда кроется исключительно в поведении ребенка. Имеются 3 сопутствующих фактора влияющих на ситуацию.

  1. Характеристики самого ребенка (пол, социальные навыки).
  2. Характеристики самого взрослого (стереотипы мышления, эмоциональные проблемы).
  3. Контекст ситуации (требования ситуации, семейное происхождение).

Считается ли поведение нормальным, во многом зависит от возраста ребенка и от того, меняется ли ситуация со временем. Например, недержание мочи часто уходит по мере взросления, а ночные кошмары достигают пика в подростковом возрасте и потом пропадают. К сожалению, вероятность положительной динамики не относится ко всем видам расстройств. Так ребенок аутист вырастает во взрослого аутиста. В данном случае можно сказать, что расстройство имеет непрерывный характер и соответственно требует создания непрерывной поддерживающей среды. Непрерывность проблем поведения поддерживается так называемой совокупной непрерывностью. В этом случае неправильный выбор среды поддерживает неадекватное поведение. Помимо совокупной непрерывности существует понятие интеракциональной (через влияние людей) непрерывности. Окружающие люди демонстрируют негативную реакцию на поведение и, таким образом, еще больше поддерживают дисфункциональные интеракции.

  1. Классификации детской психопатологии.

Существуют два основных пути классификации и оценки развития психопатологий. К ним относятся диагностический подход и метод рейтинговой шкалы. Диагностический подход основан на описании кластерного поведения, а также на мыслях и чувствах, которые сильно беспокоят ребенка. Все симптомы классифицируются по диагностическим категориям. Наиболее часто используемый классификатор оценки состояния носит название DSM. За 50 лет существования система пересматривалась многократно и до сих под вызывает споры у специалистов. Однако, она принесла неоспоримую пользу.  До появления DSM к детям применялись те же методы оценки, что и к взрослым людям, что в корне не верно.

Эмпирический подход подразумевает, что взрослые, знакомые с ребенком, фиксируют эпизоды проблемного поведения и затем с помощью статистических методов определяют категорию расстройства. Этот подход согласуется с диагностическим подходом в широкополосной диагностике. Широкополосная диагностика более надежна и достоверна чем узкополосная диагностика. Так как многие специалисты соглашаются насчет общего диагноза и при этом крайне редко совпадают во мнении относительно более конкретных категорий.

Недостаточно контролируемое поведение — самая распространенная психопатология детского возраста. Два наиболее распространенных диагноза в этой области: расстройства поведения и гиперактивность. Расстройство поведения проявляется в регулярном нарушении правил, включая правонарушения и употребление наркотиков. Гиперактивность характеризуется высоким уровнем ситуативно неадекватной активности. Диагноз часто не ставят до тех пор, пока ребенок не попадает в структурированную школьную среду.

С возрастом высокий уровень активности гиперактивных детей снижается. При этом импульсивность, невнимательность и невозможность использовать правила для руководства поведением сохраняются и плохо влияют на успеваемость в школе. Гиперактивность тщательно исследовалась на протяжении десятилетий, но каких-либо точных выводов относительно ее происхождения сделано не было. Биологическая теория рассматривала в качестве причин: минимальное повреждение головного мозга и генетику. Определенную исследовательскую поддержку в данном вопросе получила экологическая теория относительно дисфункциональных паттернов взаимодействия родителей с их детьми. Наиболее распространенными видами терапии гиперактивности на сегодняшний день являются: медикаментозная и поведенческая или их комбинация.

Чрезмерно контролируемые расстройства включают чрезмерную тревогу, страхи и грусть ребенка. Детская депрессия является одной из форм чрезмерно контролируемых расстройств. Клиницисты описывают это состояние, как аффективное расстройство (чувство вины, мысли о смерти), сопровождаемое изменениями когнитивного функционирования (бессоница, апатия, потеря аппетита). Большинство специалистов полагают, что детская депрессия — реальное явление, которое трудно диагностировать. В силу возраста дети не в состоянии говорить о чувствах, так как для этого требуется когнитивная зрелость.  Поэтому диагноз депрессия и уровень самоубийств, связанный с ним, резко возрастает в подростковом возрасте.

Относительно происхождения депрессии существует несколько гипотез.

Социально-психологическая теория придерживается мнения, что причина — в плохом качестве привязанности в диаде мать-дитя. Когнитивная теория предполагает, что депрессия основана на чувстве личной ответственности за неспособность контролировать окружающую среду и выученной беспомощности. Биологическая теория подчеркивает генетические и биохимические причины.

Наиболее экстремальными формами расстройств, считаются случаи, когда ребенок теряет связь с окружающей его реальностью и демонстрирует серьезные недостатки в когнитивном, эмоциональном и социальном развитии. Наиболее известным в этой сфере является аутизм. Для диагноза характерно: отсутствие интереса к другим людям, различные языковые аномалии и желание абсолютной неизменности окружающей среды. Существуют множество споров относительно интеллектуальных способностей детей с аутизмом. Они могут проявлять талант в математике и заучивать наизусть рекламные ролики, но все же тесты на IQ недостаточно высоки.

Хотя точная причина детского аутизма неизвестна, считается, что он имеет биологическую основу. Лечение помогает таким детям осваивать многие навыки, но все же диагноз остается с человеком на всю жизнь. Наиболее распространенные виды терапии аутизма: лекарственная и поведенческая.

  1. Лечение психопатологий развития.

На сегодняшний день имеются 5 основных подходов к психопатологиям развития.

  1. Использование психоактивных препаратов. Дают краткосрочные выгоды и имеют побочные эффекты. Особенно много споров возникает относительно того, что не имеет смысла применять медикаменты в тех случаях, когда биологическая причина отклонения не доказана.
  2. Игровая терапия. Подходит детям, так как им проще выразить мысль в игре, чем словами. Цель терапевта состоит в том, чтобы ребенок научился идентифицировать свои мысли и чувства через игру.
  3. Поведенческая терапия. Совокупность методов лечения основанных на принципах социального обучения и оперантной обусловленности. Цель терапии состоит в том, чтобы обучить ребенка новым способам реагирования и поведению.
  4. Семейная терапия рассматривает ребенка как часть системы. Поведение ребенка — это отражение семейных неполадок в отношениях. Терапевт работает не только с ребенком, но и его родителями.
  5. Общественная психология работает над изменением социальных условий проживания в обществе. Помощь слоям населения, оказавшимся в группе риска и консультирование проблемных семей.

На этом мы заканчиваем тему детских психопатологий и переходим к рассмотрению детской агрессии.

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: психопатология развития ребенка, детская преступность, преступные наклонности у ребенка, терапия непослушного подростка, подросток не слушается, психолог для подростка, малолетние преступники, MST терапия, мультисистемная терапия, помощь проблемным семьям, терапия для проблемных семей,  псиблог, психопатология развития, аутизм, сдвг, гиперактивность, детская депрессия.

50350cookie-checkПсихопатологии развития у детей