Быстрый рост словарного запаса в раннем детстве является ярким примером способности человека к языку. Прежде чем выучить слова, дети должны усвоить фонемы, сформировать соответствующие понятия, а затем связать звук и значение слова. Представьте, что вы находитесь в чужой стране. Ваша первая задача — выучить язык. Туземец указывает на собаку, сидящую на коврике, и говорит: «xitf» (вымышленное слово). Откуда вы знаете, относится ли «xitf» к собаке в целом или речь идет только об ее ухе, шерсти или вообще о ковре, на котором она лежит? А может речь идет именно о спящей собаке?
Философы предположили, что понимание имен объектов представляет собой сложную проблему для изучающего язык, поскольку слова, используемые для обозначения объектов, могут относиться к частям этих объектов, к материалу, из которого они сделаны, состоянию объектов (собака спит) или к разнообразию других характеристик окружающей среды (коврик, на котором лежит собака).
Несмотря на все сложности, среднестатистический ребенок к 2-м годам знает примерно 900 коренных слов, а к 6-ти годам 8000 коренных слов (Carey, 1978). Райс (1989) описал процесс, с помощью которого дети так быстро учат новые слова, следующим образом: «Очевидно, детям удается это делать без явного дословного обучения. Вместо этого они, кажется, впитывают или «отображают» новые значения, когда сталкиваются с ними в разговорных взаимодействиях »(Rice, 1989, p. 152). Кэри (1978) назвал этот процесс «быстрым картированием» (fast-mapping), при котором дети учатся связывать новое слово с концепцией, которая уже понятна. Несколько исследований подтверждают эту концепцию (deVilliers & deVilliers, 1992). Например, Докрел и Кэмпбел обнаружили, что 3-х — 4-х летние дети выучили бессмысленное название животного после всего лишь одного контакта со словом (Dockrell & Campbell , 1986). Точно так же Райс (1990) обнаружил, что дети могут узнавать значения неизвестных слов, особенно предметов, от однократного воздействия этих слов, представленных в контексте видеодисплея.
Каким образом дети так быстро пополняют свой словарный запас? Недавние данные свидетельствуют о том, что вместо того, чтобы рассматривать подавляющее большинство логически возможных гипотез о значениях слов, дети младшего возраста сосредотачиваются на наиболее вероятной альтернативе. Эллен Маркман (1989) обнаружила два ограничения, важных для изучения значений новых слов:
- Таксономическое ограничение, включает в себя допущение, что новое объектное слово относится к классу объектов, а не к части или свойству объекта. Например, услышав слово «муравьед» первом посещении зоопарка маленький ребенок будет считать, что слово относится к животным, а не к носу или телу муравьеда. Таксономическое предположение вместе с контекстом и лингвистическими подсказками значительно сужает возможные значения любого слова. В самом деле, Маркман предположил, что «появление таксономических ограничений 9 объясняет внезапную способность очень маленького ребенка быстро усваивать слова». Таксономическое ограничение возникает в возрасте 18-ти месяцев.
- Ограничение взаимной исключительности — включает в себя предположение, что слова относятся к неповторяющимся наборам референтов. То есть дети предполагают, что каждый объект имеет одно и только одно имя (Markman, 1989). Уже в 2 года, когда дети сталкиваются с незнакомым словом в контексте, в котором это слово может относиться к одному из двух предметов, они предполагают, что незнакомое слово относится именно к незнакомому объекту. Например, если трехлетний ребенок знаком со словом «ложка», но пока не встречал слово «щипцы», то на просьбу показать щипцы он, скорее всего, выберет нужный объект.
Значение первых слов
Изучение того, какие слова усваивают дети и как они их используют, дает важную информацию о семантическом развитии и способах, которыми дети придают значение словам. Дети демонстрируют значительное единообразие в своем раннем словарном запасе. При исследовании первых пятидесяти слов Нельсон (1973) разделил слова на шесть категорий.
- Существительные (мяч, собака и.т.п.) чуть более 50%
- Специфические существительные (мамочка) 10-15%
- Слова, обозначающие действия (дай, пока-пока) 10-15%
- Слова-модификаторы (красный, грязный) 8%
- Персонализированные социальные слова (да, нет, пожалуйста) 7%
- Служебные слова (что, для) 4%
Маркировка объектов составляет от 60% до 70% первых 50–100 слов детей, в то время как термины действия составляют только 10%–30% (Gentner, 1982). Первые слова детей в первую очередь представляют собой объекты, на которые они могут воздействовать и которые движутся или модифицируются иным способом. Например, слова «обувь», «носки» и «игрушки» встречаются чаще, чем слова «там», «столы», «печь», «деревья», или слова, относящиеся к действиям (Clark, 1983).
Кроме того, исследование с использованием новых слов для контроля предшествующего опыта ребенка с определенными словами показало, что объектные слова легче выучить, чем слова действия (Schwartz & Leonard, 1984). Одно из объяснений этого заключения состоит в том, что концепции, закодированные с помощью слов-объектов, концептуально проще, чем концепции, закодированные с помощью слов-действий (Huttenlocher & Smiley, 1987). Чтобы выучить объектные слова, детям необходимо сопоставлять объекты с соответствующими лингвистическими референтами (Gertner, 1982). Глаголы же напротив требуют понимания связей между объектами и действиями (Huttenlocher & Lui, 1979). Кросс-культурные данные показывают, что в нескольких языках в словарях детей обнаруживается высокая доля существительных, даже, когда на этих языках объектные слова не так заметны в устных предложениях с точки зрения восприятия (Gentner, 1982; Slobin, 1985). Эти данные, а также результаты представленной ниже работы, предполагают, что усвоение детьми значений слов отражает их концептуальное развитие, а не только то, как взрослые используют слова с детьми.
ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ И КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ. СЛУЧАЙ КАТЕГОРИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Использование слов на раннем этапе может отличаться от взрослого использования слов из-за возрастных ограничений в умственном развитии детей. Например, дети могут применять слово «грустный» только к себе, поскольку они еще не осознали сходства между внутренним состоянием себя и окружающих. По мере развития понимания эмоций, использование слова «грусть» становится все более привычным. С другой стороны, употребление слов детьми может отличаться от употребления слов взрослых не потому, что их основные концепции различаются, а потому, что они слышали слово, используемое ограниченным образом. Например, детское базовое понятие «грустно» может быть аналогично взрослому. Но так как, обращаясь к детям, взрослые используют «грустный» в первую очередь для описания детских переживаний, дети предполагают, что слово «грустный» относится только к этой подкатегории. Хаттенлохер и ее коллеги рассматривают словоупотребление и родителей и детей при обучении детей представлений о личности. Исследования сосредоточены на вопросе: когда дети понимают, что у других есть внутренние состояния, такие как намерения и эмоции, похожие на их собственные?
Смайли и Хаттенлочер (1989) исследовали детские эмоции через появление слов эмоционального состояния (например, грустный, счастливый). Первое использование ребенком слов эмоционального состояния появляется примерно в 2 года и первоначально относится к себе. Те немногие слова-эмоции, которые дети применяют к другим людям относятся к привычным поведенческим реакциям (плач, улыбка, топот). Однако в течении 6-ти – 12-ти месяцев дети начинают использовать эмоциональные слова не только для наблюдаемых внешних аспектов, но, и для их внутренних состояний других людей. При этом изучение речи родителей показало, что речь детей аналогична их речи. Когда родители описывают ребенку его состояние, они указывают название эмоций (грустно, весело), но, когда родители описывают ребенку состояние других, они чаще указывают на действие (плачет, смеется). Такие соответствия между родителями и детьми предполагают, что и вклад родителей, и концептуальное развитие детей могут влиять на понимание детьми значения слов-эмоций.
Еще более веские аргументы в пользу роли концептуального развития в возникновении значения дает исследование слов действия (Huttenlocher, Smiley, & Charney, 1983). Как и слова-эмоции, глаголы намеренного действия характеризуют внутренние состояния. Глаголы намеренного действия, такие как «открыть» и «получить», не описывают регулярные движения, а определяются изменениями, вызванными действующим лицом, и, следовательно, необходимыми выводами об интенциональности (намеренности). Но, такие глаголы, как «ходить», «прыгать» и «качаться», описывают простые действия, которые можно наблюдать напрямую. Хаттенлохер и его коллеги обнаружили, что дети сначала применяют глаголы намеренного действия к своим собственным действиям, и только потом распространяют их на действия других. Однако родители не проявляют подобной предвзятости в использовании глаголов, обращаясь к своим детям. Таким образом, модель развития, скорее всего, отражает концептуальное развитие. Вероятно, этот образец приобретения словарного запаса отражает как доступность их собственных намерений для себя, так и концептуальную проблему вывода намерений у других.
Ошибки в раннем использовании слов детьми
В раннем употреблении слов детьми есть характерные ошибки, и эти ошибки могут помочь пролить свет на процесс обучения. Во-первых, дети перетягивают и используют одно слово для обозначения множества разных вещей. Например, все слышали, как маленький ребенок употребляет слово «собачка» для обозначения лошадей, коров, жирафов и других четвероногих животных. Это обычная практика среди детей младшего возраста, изучающих язык. Около трети слов ребенка в тот или иной момент растянуты слишком сильно (Nelson, 1977). Некоторые чрезмерные расширения можно легко понять с точки зрения перцептивного сходства различных объектов. Например, все круглые предметы являются в некотором роде «шаром», включая торты, солнце и луну, блины и апельсины.
Как отмечают де Вилье и де Вилье (1992), наблюдения за их сыном Николасом показали, что иногда чрезмерное растяжение слов у детей может быть комплексным. Рассмотрим чрезмерное расширение слова «черепаха» (заводная игрушка, которая плавала в ванне). «В течение нескольких дней после своего первого произнесения слова «черепаха» оно использовалось для обозначения других черепах, в том числе с колесами, настоящей черепахи и изображенных черепах. Но и другие объекты также назывались« черепахой »: несколько игрушек для игр в ванной, включая пластикового моржа и заводную лягушку. И даже при виде сосновой шишки с ножкой, торчащей, как голова черепахи, через дыру (рисунок на пижаме) … он с восторгом произнес «черепаха» (deVilliers & deVilliers, 1992, p. 352).
Очевидно, что дети проявляют творческий потенциал и изобретательность в своих растяжениях. Однако с развитием приходит улучшение, и по мере увеличения словарного запаса дети становятся более избирательными в использовании чрезмерно расширенных слов (deVilliers & deVilliers, 1992).
Детям также свойственно использование одного слова в очень ограниченной и индивидуальной манере. Ребенок может использовать слово «автомобиль», только когда видит желтый Chevy своего отца. Все другие автомобили, включая зеленый Ford матери, называются грузовиками.
Для ошибок раннего возраста существует несколько объяснений. Вероятно, что дети учатся растяжению от своих родителей, которые поначалу могут не маркировать каждый тип транспортного средства. Например, легковые автомобили, грузовики и тракторы идут под одним названием. Мервис и Мервис (1982) обнаружили, что матери используют базовые существительные для обозначения игрушек и предметов. Львов, и леопардов они называли «кошечками». Хотя, эта стратегия весьма полезна и упрощает ребенку жизнь, когда нужно объяснить папе, что с полки хочется достать мягкую игрушку, а не пожарную машину, но эта же стратегия, вероятно, приводит к чрезмерному расширению категорий.
Другие исследователи утверждают, что расширение и недорасширение могут отражать постепенное развитие от незрелого ребенка до концепции категорий зрелого взрослого человека (Huttenlocher & Smiley, 1987). Например, различие между «собакой» и «коровой» может не иметь отношения к очень маленькому ребенку с крайне ограниченным опытом общения с коровами и собаками. Однако недавние данные показывают, что даже очень маленькие дети используют слова более точно, чем предполагалось ранее. Действительно, дети с самого начала речи используют объектные слова в удивительной степени по-взрослому.
Альтернативное объяснение чрезмерного расширения слов заключается в том, что такое искажение представляет собой особую технику общения, которую маленькие дети используют до тех пор, пока их словарный запас ограничен. Ребенок не просто делает ошибку, он пытается найти связь между языковой формой и элементом опыта. Как отмечает Блум, «для ребенка кажется вполне разумным использовать доступное слово для обозначения различных, но связанных объектов . Это почти как если бы ребенок рассуждал: « Я знаю о собаках, эта штука не собака. Я не знаю, как это назвать, но это похоже на собаку» (1976, р. 23). Для ребенка применение слов в разных контекстах — это тип проверки гипотез, процесс, который будет продолжаться в течение всего детства. Этот процесс особенно проявляется в первые три года, когда начинается процесс соотнесения словоформы с объектом (Kuczaj, 1982). Постепенно, по мере того, как у ребенка улучшаются способности различения и его концептуальные категории становятся более устойчивыми, точность ребенка в использовании слов увеличивается.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, интеллектуальное развитие ребенка, как дети начинают разговаривать, развитие речи ребенка, исправление ошибок в речи детей, ошибки в детской речи, семантическое развитие речи, почему дети делают ошибки в речи.
Из статьи я узнала о таком понятии, как «быстрое картирование», при котором дети учатся связывать новое слово с концепцией, которая уже понятна. Также о том, что существует два ограничения, важных для изучения значений новых слов: таксономическое ограничение и ограничение взаимной исключительности. Первое означает допущение, что новое объектное слово относится к классу объектов, а не к части или свойству объекта; второе предполагает, что слова относятся к неповторяющимся наборам референтов. Оказывается для детей объектные слова легче выучить, чем слова действия. Интересно, что дети сначала применяют глаголы намеренного действия к своим собственным действиям, и только потом распространяют их на действия других.
Семантика – это наука, изучающая смысловое значение слов. Семантическое развитие у детей – это постоянное пополнение ими словарного запаса. Маленький ребенок при этом пользуется определенной системой фильтров. Так, для него логичнее предположить, что новое слово обозначит целый объект, а не его часть, на которую сложнее обратить внимание, либо методом исключения из уже знакомых ему названий и объектов выделить незнакомое. Интересно, что среди первых слов ребенка большую часть составляют существительные. Родители, как правило, чаще обращают внимание ребенка на названия предметов – «это ложка», «это мяч» и т.п. Хотя у некоторых, видимо, сильно требовательных детей, одно из первых слов – «дай!» И первые предложения детей, как правило, состоят из простых связок, и ограничиваются одним-двумя словосочетаниями. Конечно, в применении слов возможны и ошибки. Если назвать корову или лошадку «собакой», то здесь у маленького ребенка сработает принцип похожести – «та же голова, лапы/ноги, хвост». Ну чем не собака? Но очевидно, что в следующий раз ребенок уже применит правильный термин, особенно, если взрослый объяснит разницу между понятиями. И чем взрослее ребенок, тем больше он будет задумываться о правильном использовании новых слов, об уточнении их значений.
Интересно было прочитать статью, и взглянуть с научной точки зрения как дети запоминают или учат слова. Ребёнок постоянно пополняет свой словарный запас. Детям также свойственно использование одного слова в очень ограниченной и индивидуальной манере. Ребёнок может повторять слово машина, когда видит машину своих родителей.Использование слов на раннем этапе может отличаться от взрослого использования слов из-за возрастных ограничений в умственном развитии детей. Например, дети могут применять слово «грустный» только к себе. Многие слова у детей сильно подвержены растяжению в раннем возрасте, и это тоже считается нормальным. Это обычная практика для маленьких детей изучающих новые слова в языке.
Спасибо за статью. Из неё я получила представление, как формируется речь ребенка. Что сначала он слышит название предмета. Потом сапостовляет его. Что ребенку легче и проще запомнить существительные, чем прилагательные или глаголы. От себя обратила внимание на разные возраста у своих детей в плане речевых навыков. Со старшим ребенком у меня было время заниматься развивающими упражнениями. Я читала книги, показывала картинки, называла слова. Заговорила она чуть больше года. Можно было уже разобрать то, что она хочет. А вот со младшей я так не занималась. Думала, что на фоне старшего ребенка она будет сама всему обучаться. И только в 2,5 года я поняла. Что младший ребёнок не хочет разговаривать. Пришлось обращаться к логопеду.
Спасибо за статью. Из статьи узнала что дети все время пополняют свой словарный запас. Вспомнила своих детей когда они научились говорить мама. То это слово они узнавали и в песнях звучащие в та время. Что сын, что дочь пели песню где было слова мама, тем самым пополняя свой словарный запас звучащий из песни. Интересно, что среди первых слов ребенка большую часть составляют существительные.Уже в 2 года, когда дети сталкиваются с незнакомым словом в контексте, в котором это слово может относиться к одному из двух предметов, они предполагают, что незнакомое слово относится именно к незнакомому объекту. Например, если трехлетний ребенок знаком со словом «ложка», но пока не встречал слово «щипцы», то на просьбу показать щипцы он, скорее всего, выберет нужный объект.
Из статьи узнала,что нет чёткого понимания,как дети к двум годам имеют словарный запас в 900 слов,а к шести годам уже 8000. Есть предположение,что дети не используют способы логического запоминания,а способны овладевать по мере развития новыми словами, впитывая их или «отображая» новые для себя значения, когда сталкиваются с ними при общении в конкретных условиях.Из исследования видно,что смысл слова ребёнок не отображает,а просто фиксирует звучание слова и затем может его воспроизвести в контексте событий в которых он его запомнил.Из статьи узнала,что у всех детей,независимо от национальности, в раннем возрасте примерно одинаковый словарный запас,состоящий на 50% из существительных,на 15% из специфических существительных,на 15% из глаголов,на 8% из прилагательных и далее идут социальные и служебные слова. Узнала,что существительные или слова связанные с объектами учатся легче,чем слова ,связанные с действиями.
Таким образом, усвоение детьми значений слов заложено от рождения и отражает их общее развитие.
Из прочитанного я узнала каким образом формируется словарный запас и понимание значения слов у детей в раннем возрасте.
В помощь изучению языка дети обладают способностью запоминать наименование объектов с первого раза. Также им помогает принятие таксономического ограничения и ограничения взаимной исключительности.
Интересно было узнать о категоризации Нельсона первых пятидесяти слов ребёнка, большую часть из которых составляют существительные, обозначающие предметы. Сложнее детям даются слова, обозначающие действия.
Новая для меня информация о различии концепций взрослых и детей относительно понимания эмоций. Так, дети в возрасте до двух лет могут описать своё собственное эмоциональное состояние, благодаря опыту общения со взрослым. И только на третьем году жизни они начинают применять слова-эмоции к другим людям.
Ошибки в процессе изучения языка являются его неотъемлемой частью. В статье выделено две группы ошибок: расширение и напротив, ограниченное использование слов.
Я считаю, что заботящийся взрослый может помочь ребёнку более успешно справляться с изучением языка посредством грамотного общения и конструктивного исправления ошибок. Спасибо за статью.
Формирование речи если задуматься вообще удивительно. Это на первый взгляд простой и привычный процесс, скрывает целый пласт элементов который до сих пор до конца не изучены. Одно лишь понимание, что единией мышления вляется слово, уже немного обескураживает от важности речи в сознании человека. И вот статья показывает, какие идеи, теории и знания есть на данный момент о процессе обучения человеческой речи ребенком. Из статьи я увиедл, что этот жизненный этап происходит у детей примерно одинаково вне зависимости от рассовой пренадлежности и вида языка. Так же увидел возрастные этапы в которых осваивается наибольшее количество слов. И любопытно, что дети сначала в большей степени запоминают существительные.
Интересная статья. Из нее я для себя почерпнула много новой информации, которая раньше была в моей голове, но не настолько точно и структурировано и базировалась скорее на опыте воспитания сына и преподавания иностранных языков детям. Во время чтения статьи ко мне пришла мысль, что она актуальна не только для детей. У человека на протяжении всей жизни идут схожие процессы. Если человек развивается, то семантическое поле каждого слова постоянно расширяется, открываются новые нюансы и аспекты раннее знакомых слов как отдельно, так и во взаимосвязи со всем словарным запасом. И у каждого человека свое семантическое поле для каждого слова. А если еще и учесть тот факт, что большая часть информации передается невербально, то становится вообще не понятно, как при всем этом мы еще и умудряемся понимать друг друга? И есть ли это понимание вообще? Вообще язык — очень мощный инструмент взаимодействия с миром. Поэтому подходить к развитию речи как своей, так и детей надо очень ответственно и аккуратно.
Из статьи узнала подробности о том, как происходит формирование словарного запаса и развитие семантики у детей. Познакомилась с новым понятием «быстрое картирование», при котором дети «учатся связывать новое слово с концепцией, которая уже понятна». Оказывается, что дети младшего возраста сосредотачиваются на наиболее вероятной альтернативе, а не рассматривают множество логически возможных гипотез о значениях слов. Было обнаружено два важных ограничения для изучения значений новых слов: таксономическое и ограничение взаимной исключительности.
Когда читала о том, что объектные слова легче выучить, чем слова действия, вспомнила маленькую дочь. Она называла имена существительные, а мы-взрослые сами должны были догадаться, какие действия необходимо совершить.
Благодарю за статью.
Из статьи я узнала о том, что существует два ограничения, важных для изучения значений новых слов: таксономическое ограничение и ограничение взаимной исключительности. Первое означает что ребенок выделяет целый объект, а не его часть. Второе предполагает, что каждый объект имеет одно имя.
Оказывается, что детям легче выучить объектные слова, чем слова действия, то есть они запоминают легче существительные, чем прилагательные и глаголы.
Интересно было прочитать об ошибках в раннем использовании слов детьми, это признаться честно для меня новость, от своих детей я такого не слышала. Я и муж всегда называли все объекты своими именами, то есть я не называю корову собакой и так далее. Сейчас если я ошибаюсь, например называю леопарда тигром, дети обязательно меня поправят. Также моему старшему сыну (6 лет), очень важна точность, когда я говорю, что мы идем в школу, он всегда переспрашивает- «так в школу мы идем или на подготовку?», хотя ходим мы только на подготовку.
Теперь я имею представление как формируется речь ребенка. В статье раскрывается понятии быстрое картирование, при котором дети учатся связывать новое слово с концепцией, которая уже понятна. Сначала ребенок слышит название объекта внимания, а потом сопоставляет его. легче и проще запоминаются существительные, т.е. объективные слова, чем прилагательные или глаголы (действия). Интересно, что дети сначала применяют глаголы намеренного действия к своим собственным действиям, и только потом распространяют их на действия других. Узнала. Что у всех детей не смотря на национальность в раннем возрасте словарный запас одинаковый состоящий в большей степени из существительных. И этот запас ребенка постоянно пополняется. Из исследования видно, что смысл слова ребёнок не отображает, а просто фиксирует звучание слова и затем может его воспроизвести в контексте событий в которых он его запомнил. Постижение детьми значений слов заложено от рождения и отображает их общее развитие.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала как дети учатся понимать и говорить на языке. Я думаю, что данный механизм можно перенести и на взрослых , которые учатся новому языку непосредственно у носителей: сначала формируется база, потом выстраиваются ассоциации и формируется словарный запас , причём у детей этот механизм происходит неосознанно , я думаю , что немаловажную роль в этом процессе играет интерес/любопытство, я почему вспомнила своего попугайчика, которого учила говорить: попугайчик учится говорить пока в нем горит любопытство и ему интересно слушать «своего наставника». Я думаю, что ребёнок запоминает слова примерно также , т.е. ему нравится то, что он слышит , и он стремится это повторить , а уже потом относит это к той или иной категории, например, когда я гуляла со своей племянницей , которая только училась говорить, я эмоционально произнесла слово « ух ты» и она его тут же подхватила, а потом всю дорогу его повторяла.
Мне очень нравится наблюдать за свое дочкой, за тем как она растет и развивается и было интересно узнать из статьи как же формируется словарный запас у детей. Оказывается, что к 6-ти годам они уже знают до 8000 коренных слов и происходит это без обучения, а просто впитывая из разговорных взаимодействий, что называется «быстрым картированием». Согласно исследованию Нельсона более 50 % первых слов у детей это существительные, что не удивительно, так как я помню по себе, что часто проговаривала названия предметов в разговорах с ребенком. Еще интересно, что слова-эмоции и глаголы-действия ребенок с начало применяет к себе, а уже в процессе развития распространяет их на других. Дети совершают ошибки перетягивая слова для обозначения разных вещей, но с развитием они так же становятся более изобретательными в использование расширенных слов и его концептуальные категории становятся более устойчивыми и точными. Спасибо за статью!
После прочтения данной статьи я узнал каким образом происходит изучения языка у ребенка в зависимости от его возраста, как он запоминает слова и что влияет на понимание каждого конкретного слова. Меня удивило , что в зависимости от того каким образом родители называет слова ребенку запоминание слов проходит либо быстрей , либо медленней. Познакомился с таким психологическим понятием как семантическое развитие детей благодаря которому дети осуществляют изучение слов.Теперь я знаю Я, что у детей в раннем возрасте механизм запоминания в принципе одинаков.В профессиональном и личностном плане данная информация дает мне понимание каким образом способствовать развитию словарного запаса у ребенка и как лучше всего его учить новым словам.Главной идеей данной статьи считаю понимание на что стоит обратить внимание при изучении языка. Спасибо.
Благодарю за статью, очень интересная информация. Особенно было интересно узнать о значении первых слов ребенка. Ранее я слышала о том, что ребенок учится визуально следить за теми, кто говорит рядом с ними, сопровождает говорящего взглядом. После двух месяцев от него можно услышать гуление, то есть определенный набор звуков, которые он выдает в ответ на материнский или отцовский голос, обращенный к нему. Третий месяц характеризуется появлением внятного лепета, в котором отсутствует четкая артикуляция звуков и гласных. На этой стадии речь является проявлением хороших эмоций: радости, счастья и прочих. Пятый месяц жизни отличителен тем, что малыш начинает присматриваться к мимике говорящих, старательно копируя её. А вот после шестого месяца можно услышать то, что так жаждут запечатлеть все родители: малыш становится способен произносить внятные слоги, в частности самые легкие, к примеру, «ма», «па» или «ба». Ближе к семи месяцам ребенок способен начать анализировать те звуки, которые его окружают, и может устанавливать связи между ними и предметами, что его окружают.
Интересная статья . Из неё я узнала , что бывают ограничения у детей , мешающие запоминать новые слова . Так же узнала , что категории слов в определенном возрасте делится на проценты . А так , что категоризация имеет связь с личностью ребёнка . Это все , конечно , очень интересно . Другое дело , что в повседневной жизни вряд ли можно обратить внимания на то , сколько ребёнок говорит «красный/зелёный/синий», а сколько «мяч/шкаф/стол» и тд. Думаю много зависит от того, сколько с ребёнком разговаривают родители . Я когда-то читала статью , так вот там было написано , что ребёнок до 3 лет должен услышать 3 миллиона слов . Это способствует его развитию . Были приведённые исследование , где было показано , что дети услышав 3 миллиона слов лучше учились и были более восприимчивы к информации .
Спасибо за статью. Сегодня я узнала для себя несколько новых опеределений:
— семантика — это смысловое значение слова, устойчивого словосочетания (фразеологизма), простого словосочетания, грамматических форм, текстов и т. д.
— таксономическое ограничение — это феномен, который проявляется при изучении новых значений слова, когда дети понимают, что обозначения относятся скорее к объектам сходных видов, чем к тем, которые связаны тематически. То есть хотя дети тематически связывают собаку с костями, но таксо-номически они обобщают так, что новые виды собак воспринимаются как собаки, а не как кости.
Меня прям удивило, что оказывается и правда, что когда родители описывают ребенку его состояние, они указывают название эмоций (грустно, весело), но, когда родители описывают ребенку состояние других, они чаще указывают на действие (плачет, смеется). Такие соответствия между родителями и детьми предполагают, что и вклад родителей, и концептуальное развитие детей могут влиять на понимание детьми значения слов-эмоций. Думаю, что при общении с детьми, мне нужно попробовать больше описывать и соотносить различные термины.
Благодарю за статью. Из данной статьи я узнала, что прежде чем выучить слова, дети должны усвоить фонемы, сформировать соответствующие понятия, а затем связать звук и значение слова. Понимание имен объектов представляет собой сложную проблему для изучающего язык, поскольку слова, используемые для обозначения объектов, могут относиться к частям этих объектов, к материалу, из которого они сделаны. Недавние данные свидетельствуют о том, что вместо того, чтобы рассматривать подавляющее большинство логически возможных гипотез о значениях слов, дети младшего возраста сосредотачиваются на наиболее вероятной альтернативе. Постепенно, по мере того, как у ребенка улучшаются способности различения и его концептуальные категории становятся более устойчивыми, точность ребенка в использовании слов увеличивается.
Важный для меня тезис — быстрый рост словарного запаса в раннем детстве говорит о способности человека к языку.
Из статьи я узнала, что среднестатистический ребенок к 2-м годам знает примерно 900 коренных слов, а к 6-ти годам 8000 коренных слов.
Познакомилась с понятием «быстрое картирование», когда дети учатся связывать новое слово с концепцией, которая уже понятна.
Также я узнала, что первые слова детей — это существительные, объекты, на которые они могут воздействовать, которые движутся и изменяются. Интересно, что объектные слова легче выучить.
Для пополнения своего запаса дети используют два ограничения:
— таксономическое ограничение, при котором допускается, что объектное слово относится к классу объектов, а не к части или свойству объекта. Оно возникает от 18 месяцев.
— Ограничение взаимной исключительности — предположение, что каждый объект имеет только одно название.
Было интересно прочитать статью. Особенно интересно узнать о значении первых слов ребенка. Слышал на лекции, что первое слово ребенок говорит то, которым ему запрещают что-либо делать (что-то вроде «нельзя»). Ранее я слышал о том, что ребенок учится визуально следить за теми, кто говорит рядом с ними, сопровождает говорящего взглядом. После двух месяцев от него можно услышать гуление, то есть определенный набор звуков, которые он выдает в ответ на материнский или отцовский голос, обращенный к нему. Третий месяц характеризуется появлением внятного лепета, в котором отсутствует четкая артикуляция звуков и гласных. На этой стадии речь является проявлением хороших эмоций: радости, счастья и прочих. Пятый месяц жизни отличителен тем, что малыш начинает присматриваться к мимике говорящих, старательно копируя её.
В этой статье я узнал, что дети до 3-х лет впитывают или «отображают» новые значения, когда сталкиваются с ними в разговорных взаимодействиях и достаточно всего лишь одного контакта со словом и предметом, что бы запомнить его значение.
Меня впечатлили 2 ограничения при изучении новых слов детьми:
1. Таксономическое ограничение, включает в себя допущение, что новое объектное слово относится к классу объектов, а не к части или свойству объекта. Например, услышав слово «муравьед» первом посещении зоопарка маленький ребенок будет считать, что слово относится к животным, а не к носу или телу муравьеда.
2. Дети предполагают, что каждый объект имеет одно и только одно имя
Также я понял, что первые слова детей в первую очередь представляют собой объекты, на которые они могут воздействовать и которые движутся – носки, стул, собака и т.д. Т.е. существительные. Объектные слова легче выучить, чем слова действия, т.к. они проще. Глаголы выучить сложнее, т.к. нужно показать связи между объектами.
Также я узнал, что дети перетягивают и используют одно слово для обозначения множества разных вещей. Т.е. все четвероногие – собаки. При условии, что ребенок ранее уже знаком с собакой.
Я познакомился с понятием «Концептуальное развитие».
В личном плане я понял, что при воспитании своих будущих детей начинать обучать говорить нужно с простых слов объектов и показывать их в живую или на мониторе, дисплее. И показывать различия между схожими объектами, относящимися к одному классу. Также я понял, что нужно жестко фильтровать «плохие» слова, т.к. ребенку достаточно 1-го контакта со словом, что бы его воспроизводить. Тоже самое и при контакте со своим крестником.
Благодарю за статью. Из статьи я узнала, что быстрый рост словарного запаса в раннем детстве является ярким примером способности человека к языку. Удивило то, что к двум годам ребенок знает 900 коренных слов, а к шести годам аж целых 8000 коренных слов. Оказывается детям иногда достаточно одного контакта со словом, чтобы запомнить его. Оказывается дети не рассматривают огромное количество возможных гипотез, а просто сосредотачиваются на наиболее вероятной альтернативе.
Из статьи я узнала про два ограничения, важных для изучения значений новых слов:
1) Таксономическое ограничение, возникающее в период 18 месяцев и включает в себя допущение, что новое объектное слово относится к классу объектов, а не к части или свойству объекта.
2) Ограничение взаимной исключительности — говорит о том, что слова относятся к неповторяющимся наборам референтов. То есть ребенок понимает, что каждый объект имеет только одно имя.
Есть шесть категорий слов, которые дети используют в самом начале своего пути: cуществительные;специфические существительные; действия; слова-модификаторы; персонализированные социальные слова; служебные слова. Согласно исследованию, ребенку гораздо легче учить слова объекты, так как он может очень легко сопоставить слово с реальным объектом, который он видит.
Для ребенка применение слов в разных контекстах — это процесс проверки гипотез. Этот процесс особенно проявляется в первые три года, когда начинается процесс соотнесения словоформы с объектом.
Доброй ночи, спасибо за данную статью. Начав читать статью и прочитав о том что взрослый изучая новый язык сталкивается с серьезной проблемой, поскольку слова, используемые для обозначения объектов, могут относиться к частям этих объектов, к материалу, из которого они сделаны, состоянию объектов. Сразу предположил что ребёнок так не озадачивает себя и действительно, что новое объектное слово для ребёнка относится к классу объектов, а не к части или свойству объекта. Дети используя слова обозначая эмоции, на начальном этапе из за своего развития применяют их только ориентируясь на своё самочувствие, не понимая чувства других. Но при помощи родителей их понимание значения слов-эмоций меняется. Детям свойственно из за малого словарного запаса использовать чрезмерные расширения, с увеличением количества используемых слов эти расширения значительно сужаются.
Ну вообще ребенок молчит достаточно долго, прежде чем начинает говорить. Он все слова выучил пока столько времени молчал) единственное, чего ему не хватает, так это научиться управлять своим языком для того, чтобы начать болтать.Среднестатистический ребенок к 2-м годам знает примерно 900 коренных слов, а к 6-ти годам 8000 коренных слов. Дети до 3-х лет впитывают или «отображают» новые значения, когда сталкиваются с ними в разговорных взаимодействиях и достаточно всего лишь одного контакта со словом и предметом, что бы запомнить его значение.Семантическое развитие у детей – это постоянное пополнение ими словарного запаса. Маленький ребенок при этом пользуется определенной системой фильтров. Так, для него логичнее предположить, что новое слово обозначит целый объект, а не его часть, на которую сложнее обратить внимание, либо методом исключения из уже знакомых ему названий и объектов выделить незнакомое. Интересно, что среди первых слов ребенка большую часть составляют существительные.
Благодарю за статью. Из статьи узнала, о таком процессе, как «быстрое картирование», при котором дети учатся связывать новое слово с концепцией, которая уже понятна. Так же узнала, что ребенок двух лет знает около девятиста коренных слов, а ребенок шести лет уже 8000.
Узнала и о том, что существует ограничения, которые важных для изучения значений новых слов:
1)таксономическое ограничение и ограничение взаимной исключительности. Это допущение, что новое объектное слово относится к классу объектов, а не к части или свойству объекта;
2)Ограничение взаимной исключительности. Имеется ввиду, что дети предполагают, что каждый объект имеет одно и только одно имя.
Узнала о том, какие ошибки допускают дети в раннем использовании слов, даже провела параллель со своим 2х летним сыном.
На мой взгляд очень полезно каждому человеку изучать процесс развития ребёнка, в том числе и развития его языковых навыков. Тем более это полезно будущим психологам. Из этой статьи мне интересно было узнать, термин быстрое картирование, который означает, что малыш сопоставляет слово с предметом и таким образом запоминает к чему это слово в следующий раз применять. Также новыми для меня были понятия таксономического ограничения и ограничения взаимной исключительности. Первое о том, что каждое слово для ребёнка относится к ограниченной группе предметов. Второе- что каждый объект обозначается одним, и только этим словом. Помимо всего прочего, оказывается , что детям намного проще изучать слова, обозначающие предметы, особенно те, которые часто в поле зрения( именно поэтому первое слово- мама в большинстве случаев). На втором месте слова, обозначающие признаки. И наконец на третьем глаголы, то есть означающие действия. Поражает детская жажда познания! К 4 годам ребёнок знает порядка 8000 слов! И главное он бесконечно готов к открытиям!
Очень интересно было прочитать и систематизировать свои знания и опыт, в соответствии с научной точки зрения. Алгоритм запоминания слов детьми начинается с того, что дети должны усвоить фонемы, сформировать соответствующие понятия и сопоставить звук и значение слова. В статье, как мне кажется, очень точно описан процесс, с помощью которого дети учат новые слова.
Как указано, понимание имен объектов представляет собой сложную проблему для изучающего язык, поскольку обозначения могут относиться, не только к объекту, но и к материалу, движению, частям этого объекта.
Если посмотреть на это с точки зрения взрослого человека, то это верно, но, как мне кажется, детский мозг еще не способен обременять себя такими умозаключениями, и он ищет для себя наиболее простое и вероятное решение.
Эллен Маркман называет два ограничения: таксономическое и ограничение взаимной исключительности, но как мне кажется это не ограничения, а защитные механизмы детского восприятия от перегрузок, ведь любое развитие идет от простого к сложному.
Если исходить из использования детьми различных частей речи, то существительные, обозначающие объект, запоминаются детьми гораздо легче остальных частей речи, так как они более просты концептуально, и это доказывают кросс- культурные данные.
Запоминание детьми слов описательных, строится более сложно, поскольку на раннем этапе ребенок свое внутреннее состояние отождествляет исключительно с собой, но это так же может быть связано и с использованием родителями этих слов в ограниченной интерпретации.
В процессе обучения, дети так же используют метод расширения значения слова, то есть применение слов в разных контекстах — это тип проверки гипотез. Это будет продолжаться в течение определенного времени детства, и по мере становления словарного запаса таких ошибок будет все меньше, пока точность ребенка в использовании слов не перерастет в грамотное использование речи.
Из статьи узнала, как формируется словарный запас у ребенка. Удивило то, что средний ребенок уже в 2 года имеет словарный запас порядка 900 слов, а к 6 годам — аж 8000 слов!Интересно, что ребенок изначально понимает, что слово относится ко всему предмету, ане к его части. Кроме того, интересно стало узнать, что быстрее дети запоминают слова- существительные, на втором месте специфические существительные — мама, папа, а на третьем — слова-действия -дай, на, пока. Никогда не задумывалась о том, что есть определенная последовательность.Оказывается для ребенка понятно, что один предмет может иметь только одно название.К 2-м годам с помощью взрослого ребенок способен различать слова-эмоции, а к 3-м годам применять их к другим людям.Спасибо за статью!
Благодаря статье я узнала, как маленькие дети запоминают разные слова. Захотелось стать ребенком, чтобы вот так — 8000 тысяч новых слов за 6 лет. Я задумалась — узнала ли 8000 тысяч новых слов я за последние 6 лет… Для меня было новым понятие таксономическое ограничение как способ запоминания предмета. А также интересно было прочитать про метод расширения, когда можно называть одним словом разные предметы. У меня впечатление, что взрослые до сих применяют такой метод, особенно если касается какой-то пошлости. Растяжение или расширение как способ называть одним и тем же словом разные предметы можно наблюдать в английском. Вот выучил какое-то одно слово и при непонятной ситуации вставляешь его. Вот такое расширение.
Из статьи я узнал, что дети легко расширяют словарный запас благодаря быстрому картированию — увязыванию нового слова с понятной концепцией. Также ребенок, слыша новое слово, в первую очередь считает его обозначением класса предмета и относит к тому предмету в ситуации, который ему еще незнаком. Я подумал, что это еще раз подтверждает врожденную склонность ребенка к изучению речи. Также из статьи я узнал о распространенной ошибке детей на определенном этапе развития речи — чрезмерное расширение термина. В то же время иногда это проявление творчества. Например, когда ребенок видит сходство между формой шишки и черепахой. Также чрезмерное расширение может быть заимствованным у родителя, который применяет упрощенную речь в общении с ребенком. Я подумал, что даже эта ошибка для ребенка функциональна, тогда когда он знает больше предметов, чем названий.
Из статьи я узнала, как с научной точки зрения формируется речь ребенка. Дети раньше и проще запоминают существительные, чем прилагательные или глаголы.
Новая для меня информация о восприятии и понимании детьми эмоций своих и окружающих. Дети в возрасте до двух лет могут описать своё собственное эмоциональное состояние, благодаря тому обучению, что дают взрослые. И только на третьем году жизни они начинают применять слова — эмоции к другим людям. Ограничения для изучения значений новых слов: таксономическое и ограничение взаимной исключительности.
«Ошибки» в процессе изучения языка являются его неотъемлемой частью. Да и ошибками это сложно назвать, это важные этапы и стратегии запоминания. В статье выделено две группы ошибок: расширение и напротив, ограниченное использование слов.
Новое понятие — «быстрое картирование», при котором дети учатся связывать новое слово с концепцией, которая уже понятна. Некоторые слова дети способны запоминать с первого раза.
Стало удивительным, что дети с первого раза запоминают наименование объектов с первого раза. Токсонометрическое понимание слов даёт возможность ребенку быстрее запоминать слова, т е соотносить их с местом, где впервые их услышали. Оказывается объектные слова легче выучить ребёнку, чем слова связанные с действием. Интересно, дети в возрасте до двух лет описывают своё состояние и оно соответствует действительности. Или они услышав реч взрослых просто повторяют за ними. Часто дети просто передают слова не понимая смысл сказанного. Поэтому заботливые родители в первую очередь должны контролировать свою речь, иначе ребёнок будет говорить, повторяя речь родителей , вместе со словами- паразитами, т е с теми же ошибками, что и родители.
Из статьи я узнал о процессе семантического развития у детей. Узнал, что у детей среди первых слов большую часть составляют существительные. Удивило, что детям объектные слова выучить легче, чем слова действия. Прочтение статьи заставило меня задуматься как вообще проходит жизнь ребенка до появления речи. Мои первые воспоминания о самом себе начинаются года в 3 когда я уже мог говорить. А вот один мой родственник начал говорить довольно поздно, в 4 с лишним. Т.е. если у него воспомиания тоже лет с трёх, то получается он помнит, как молчал целый год. Интересно, какие процессы при этом происходили. Он продолжал накапливать словарный запас и в один день просто начал говорить на уровне других детей своего возраста. Вот вроде вне зависимости от рассы и языка данный процесс происходит примерно одинаково. Но встречаются и такие интересные случаи.
В стате было рассказано о том, как дети учатся формировать навыки и умения развития своего словарного запаса и какие именно механизмы задействованы в этом процессе. Так же для себя новое узнала, что дети, чаще всего, применяют слово «грустный» исключительно к себе, т.к. про других они говорят «он грустит» и т.д. Тут можно для себя обратить внимание на дальнейшее воспитание эмоционального интеллекта у своей дочери. Обращать ее внимание на то, что могут грустить в принципе люди, а не только она. Так же после прочтения статьи мне вспомнился очень старый фильм «сотворившая чудо», где главная героиня научила ребёнка общаться через жесты, хотя ребёнок был абсолютно глухим и слепым. Т.е. важно для ребёнка иметь хоть какой-то аспект чувств, чтобы быстрее наладить коммуникацию с миром. Будь то зрение или слух.
Статья помогла мне узнать много нового: я узнала, какие бывают ограничения, важные для изучения новых слов детьми, шесть категорий слов, который изучает ребёнок первым делом, о концептуальном развитии детей, об ошибках в раннем использовании слов.
В прошлых статьях о развитии речь детей я писала о своих детях, здесь нет смысла писать о младшем ребёнке — он ещё не говорит. А вот речь старший уже можно анализировать. У неё хороший словарный запас, она легко играет синонимами, иногда я вижу, как она узнаёт новое слово и пытается его верно употребить. Есть у неё в речи и ошибки, конечно. Какое-то время назад самой большой её ошибкой было говорить о себе в мужичок роде: «я пошёл», «я видел». Но, со временем это исправилось.
Из статьи я узнала, что быстрый рост словарного запаса в раннем детстве отражает способности человека к языку. Интересно, что среднестатистический ребенок к 2-м годам знает примерно 900 коренных слов, а к 6-ти годам 8000 коренных слов. Дети так быстро учат новые слова в разговорных взаимодействиях.
Слова, обозначающие эмоциональное состояние появляются примерно в 2 года и сначала ребенок говорит о себе. Речь детей при этом аналогична речи родителей. Затем появляются глаголы намеренного действия. Также, как и с эмоциями, дети сначала применяют глаголы намеренного действия к своим собственным действиям, и только потом распространяют их на действия других. Когда дети узнают новые слова и понятия, они часто используют расширение (называют одним понятием множество похожих объектов), и ограничение (использование слова только лишь к одному определенному объекту).