Одним из важных достижений на ранних этапах усвоения грамматики является то, как дети учатся определять смысл своих высказываний. Это достижение также демонстрирует тесную связь между развитием семантики и грамматики. Роджер Браун (1973) дал наиболее полное описание хода развития овладения грамматикой у детей. В своем продольном исследовании трех детей, Адама, Евы и Сары, он отметил, что дети в удивительно правильном порядке осваивают определенные морфемы. Например, в этот период дети осваивают квалификаторы, чтобы указать множественное число или указать притяжательное. Браун изучил четырнадцать морфем английского языка и описал порядок их появления в английском языке. Хотя скорость, с которой Адам, Ева и Сара усваивали эти морфемы, была разной, порядок для каждого ребенка был одинаковым. Можем ли мы сделать обобщение лишь на основе этих детей? К счастью, нам не нужно полагаться только на эти доказательства. В перекрестном исследовании 1973 года Де Виллерс и Де Виллерс изучили еще двадцать одного ребенка. Их выводы о порядке приобретения морфем подтвердили выводы Брауна. Так же утверждения Брауна были подтверждены и более поздними исследователями (Maratsos, 1989). Обратите внимание, насколько разумным является порядок освоения грамматики. С точки зрения сложности более простые морфемы усваиваются раньше, чем более сложные. Например, множественное число (такое как «s» в англ.), происходит раньше, чем связка в виде глагола «be» (быть с англ.). Этот же самый общий принцип, развития от простого к сложному, характеризует и когнитивное развитие детей. Параллель в развитии речи и познания привело некоторых теоретиков к предположению, что языковое развитие зависит от предшествующего уровня когнитивного развития ребенка (Clark, 1983).
Slobin (1985) предположил, что дети проходят четыре этапа в освоении грамматических правил. Мы приведем пример овладения множественного числа английского языка. Первым этапом является неспособность применить конструкцию. На втором этапе дети изучают некоторые неправильные английские глаголы (глаголы, которые приобретают множественное число нестандартным для большинства глаголов способом), такие как «broke» (сломал) и «went» (пошел). На данном этапе дети просто запоминают неправильные глаголы из речи. Они еще не понимают правило грамматики. Однако, без некоторых общих правил изучение языка было бы очень неэффективным процессом. Представьте, сколько времени потребуется детям, чтобы научиться говорить, если им придется выучить правила для каждого нового набора слов, с которым они сталкиваются. Было бы очень энергозатратно, если бы слово собака превращалось в собаки одним способом (dog-dogs), кошка в кошки другим (cat-cats), а дом в дома третьим (house-houses). Поэтому на третьем этапе дети изучают общие грамматические правила, которые можно использовать как с новыми, так и со знакомыми словами. Только на четвертой стадии, когда ребенку от 7-ми до 8-ми лет, ребенок, наконец, начинает приближаться к полному взрослому использованию и осознает, когда применять общее правило, а когда это неуместно. Понимание того, когда общее правило не подходит – важная часть процесса освоения грамматики!
К сожалению, язык взрослых не всегда соответствует правилам и полон исключений и неточностей. Изучая язык впервые, дети игнорируют эти нарушения и строго применяют правила. Другими словами, дети демонстрируют чрезмерную упорядоченность усваиваемых ими правил. Они применяют правило для формирования закономерностей в случаях, когда взрослая форма является неправильной и не следует правилу. Например, маленький ребенок может правильно использовать слова «went» (пошел) и «come» (пришел). Но, узнав, что окончание «-ed» образует прошедшее время для многих глаголов, ребенок будет использовать его во всех глаголах и переключится на высказывания «goed» вместо «went» и «comed» вместо «came» (Slobin, 1985). Точно так же ребенок часто использует слово исключение «feet» (ступни) до тех пор, пока не выучит окончание обычного множественного числа «-s». После этого идет переключение с правильной для английского языка формы «feet» на «foots» и иногда даже на «feets». В некоторых случаях сообщалось, что узнав, что некоторые множественные числа образуются путем добавления «-es» (например, «box-boxes»), ребенок может какое-то время говорить «footses» вместо «feet».
Дети также иногда «создают» упорядоченные слова единственного числа из неправильного множественного числа. Например, знакомый авторам ребенок использовал слово «clothes» (одежда) и настаивал на том, чтобы называть один предмет одежды «clo» (такого слова в литературном английском нет). Другой тип чрезмерной регуляции был продемонстрирован ребенком, который сказал: «I’m magic, amn’t I?» (в переводе: я чудо, не так ли?) Было замечено, что маленькие дети в Советском Союзе и других странах также широко применяют правила, которые они выучили, для формирования новых «упорядоченных» слов и фраз, которые не встречаются в речи взрослых (Slobin, 1982).
Дальнейшие шаги на пути к формальной грамматике
На третьем году жизни «наступает грамматический расцвет» (deVilliers deVilliers, 1992, р. 378). Детские простые предложения начинают становиться более тонкими и сложными по мере того, как дети проявляют первые признаки понимания правил грамматики взрослых (Valian, 1986). «Недостающие функциональные слова и флексии появляются впервые (иногда на это уходит много месяцев и даже лет), прежде чем они будут последовательно появляться в каждом контексте, в котором их будет использовать взрослый»(deVilliers & deVilliers, 1992, стр. 378–379).
Рассмотрим эти достижения (deVilliers & deVilliers, 1992):
- дети начинают использовать вспомогательные и модальные глаголы: Daddy can run (Папа может бегать). I will run Папа может бежать (я побегу);
- дети начинают использовать вопросы: Can you run? (Вы можете бегать?);
- дети могут использовать простые отрицания: No run (Не бегать);
- дети используют простые времена (в примере используется простое английское время): I kicked it (Я пнул это);
- дети начинают использовать местоимения, артикли и даже сложные фразы: The Teddy and doll are gonna play (Тедди и кукла собираются поиграть).
deVilliers & deVilliers, 1992, p. 379.
Давайте подробнее рассмотрим две грамматических вехи развития грамматики: вопросы и отрицание.
Развитие вопросов и отрицательных слов
Примерно в возрасте от 3 до 3 лет дети начинают использовать формы вспомогательного глагола «быть», что открывает возможность новых форм выражений, таких как вопросы и отрицания. В английском языке вспомогательные глаголы занимают центральное место во многих структурах предложений, включая вопросы и отрицательные числа.
ВОПРОСЫ
Чтобы задать вопрос, маленькие дети сначала могут просто использовать утверждение, такое как «сесть на стул» или «увидеть дыру», но в конце повысить голос, чтобы указать, что это вопрос, а не просто утверждение.
У меня есть несколько?
Тебе это нравится?(deVilliers & deVilliers, 1979)
Освоение детьми вопросов «WH» (what, when, who, why, which) начинается во второй половине третьего года обучения. Кроме того, дети начинают использовать вопрос how (как). Первый такой вопрос ребенка обычно представляет собой вариант слов «whatsat», «whasit», «whatsit, whaddes», «whatisdes» (deVilliers & deVilliers, 1979, 1992). В некоторых случаях дети усваивают эти конструкции рано. Небольшая история, которую лингвисты Питер и Джилл де Вилльерс рассказали о своем сыне:
«В возрасте 11 месяцев Николас взял whatisdat (в переводе: что это? Грамматически верная форма what is that) в качестве одного из своих первых «слов» и произнес его очень точно. Мы тщетно пытались удержать его в ресторане, когда он перебросился через плечо женщины за соседним столиком и громко спросил: «Whatisdat?», на что испуганная женщина ответила: «Fish!» (рыба) (1979, стр. 61).
Между 2-мя и 3-ям годами детские конструкции «wh» не всегда включают английский вспомогательный глагол. Можно услышать такое: «Where you going?» Чуть позже глагол может появиться, но не в том месте «Where are you going?» Наконец, вопрос обретает правильную форму «Where are you going?».
Одна из важных особенностей вопросов «WH» заключается в том, что они являются ранним способом для детей начать проявлять свое любопытство через вопрос: «Why?» (почему?). И снова мы видим, что язык и когнитивный прогресс тесно связаны, причем каждый из них служит другой системе и взаимно способствует общему развитию ребенка.
ОТРИЦАНИЯ
Исследования показывают, что дети используют разные правила для формирования различных негативов. Более 20-ти лет назад Лоис Блум (1970) утверждала, что существует три типа отрицания, которые проявляются по очереди. «Эти категории включают:
- отсутствие существования: когда ребенок отмечает отсутствие чего-либо, например, «торта нет» или «все печенье пропало»;
- отказ: когда ребенок что-то противопоставляет, например, «не мыть волосы»;
- отрицание: когда ребенок отрицает утверждение, сделанное или подразумеваемое кем-то другим, например, «это не папа»
(Tajer-Flusberg, 1985, p. 156).
Исследователи языка обнаружили, что эти типы отрицания в этом порядке появляются не только в английском языке (Bloom 1970), но и в японском языке (Clancy, 1985; McNeil & McNeil, 1968).
Развитие систем отрицаний и вопросов является лишь образцом широкого спектра грамматических достижений в дошкольные годы. К 3-м годам дети начинают использовать сложные предложения, «которые побуждают юных учеников к их описательным учебникам грамматики» (deVilliers & deVilliers, 1991, p. 379). Это очень постепенный, но упорядоченный процесс. Сначала дети прибегают к относительным предложениям, например, «Посмотри на мяч, который я поймал», и только позже они прерывают главное предложение придаточным предложением: «Сова, которая ест леденец, быстро летает» (Slobin, 1985). Дети задают сложные вопросы и отвечают на них: «Куда ты сказал, ты положил мою куклу?», «Это же панк-рокеры, не так ли?» (deVilliers & deVilliers, 1992, р. 379).
Хотя большинство основных форм грамматики усваивается к 4–5-ти годам, процесс усвоения грамматики не заканчивается в дошкольном возрасте. Конкретные аспекты синтаксиса продолжают развиваться в течение младших школьных лет, поскольку дети сталкиваются с исключениями и пытаются их понять. На самом деле, для большинства из нас освоение тонкостей грамматики — это процесс, который длится всю жизнь!
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, интеллектуальное развитие ребенка, как дети начинают разговаривать, развитие речи ребенка, исправление ошибок в речи детей, ошибки в детской речи, семантическое развитие речи, почему дети делают ошибки в речи, как дети начинают строить предложения.
В статье я увидел про формирование грамматики, вопросов и отрицаний в детской речи в англоязычных странах. Мне немного понятно, т.к. когда-то изучал язык. Скорее сам принцип работы. Slobin предположил, что дети проходят четыре этапа в освоении грамматических правил. И у взрослых есть исключения из правил. Из статьи понял, что взрослые могут их нарушать. Вот в жизни я наблюдаю следующее: мне, как взрослому, который учится в институте, предлагается изначальная форма задавание вопросов и подачи обратной связи. Но мне почему-то хочется перепрыгнуть и сразу делать исключение, т.е. я уже смотрю на тех, кто может себе это позволить и сказать себе: а я что, хуже вас? Я тоже так могу. Я смотрю на тех, кто уже постарше курсом или закончил институт. Они могут себе позволить и я «рыжим» быть не хочу. На самом деле я «рыжий» тогда, когда хочу миновать естественный процесс и занимаюсь самообманом.
Интересная статья. Было бы любопытно почитать подобные исследования в рамках русского и французского языков. Логично, что усвоение грамматики идет от простого к сложному, от важного к второстепенному. Не смотря на то, что у меня лингвистическое и педагогическое образование, внимания на подобные моменты в языковом развитии своего сына я не обращала. Сейчас задумалась. Кирилл начал разговаривать в 2 года сначала короткими предложениями, потом, по мере роста, его речь усложнялась. Грамматических ошибок я не помню. Он всегда очень внимательно слушал и тщательно подбирал слова. Только один случай выбивался из общего хода развития ребенка. В тот день он использовал нехаракретрные для него слова и грамматические конструкции, да и смысл сказанного им меня удивил и испугал. Дело было так. В феврале 2010 года умер мой двоюродный дедушка. Кириллу на тот момент было 3,5 года. Все родственники уехали в Самару на похороны. Я осталась с сыном в Воронеже. Кирилл спросил:
Где папа, дядя Андрей и баба Ирина?
Уехали в Самару. Дедушку хоронить.
Я тоже умер, когда был большой.
Очень интересно. Расскажи, как это было?
Было еще холодно. Я был на природе и собирался ехать домой. Потом мне стало плохо и меня отвезли на лошади в больницу. Там у меня остановилось сердце, я стал холодный как сосулька и умер.
Мамин папа умер в апреле 1999 года. У него случился инсульт, когда он был на даче. До больницы его довез проезжающий мимо на лошади сосед из другой деревни. Через 3 дня дедушка умер в больнице. В апреле в Самаре притоки Волги в тех местах очень сильно разливаются и попасть на дачу можно было либо на катере, либо на лошади. Кирилл про того дедушку ничего не знал. Тем более ему никто и никогда не рассказывал обстоятельства его жизни и смерти. Я сопоставила эти факты и продолжила задавать наводящие вопросы, так как мне стало очень интересно.
С кем ты жил в то время?
С женой. Она у меня очень вредная. Мы все время ругались.
А кого ты еще помнишь?
Девочку. Я очень любил одну девочку. Она очень добрая и умная. У нее сейчас двое детей.
Ты помнишь, как зовут ту девочку? Жену?
Нет, не помню. Я больше ничего тебе не скажу.
Кирилл ушел в другую комнату и начал играть в свои игрушки. А я осталась в раздумьях и сопоставлениях фактов. Дед каждый день очень громко ругался с бабушкой. Девочка — это моя мама. Она правда очень добрая, училась только на пятерки и родила меня и брата. На тот момент меня очень удивило, что трехлетний ребенок не только в деталях описал жизнь и смерть своего прадедушки, но и четко связал остановку сердца со смертью. Кирилл в то время сильно картавил, но во время того диалога говорил чисто. До сих пор тот случай у меня вызывает больше вопросов, чем ответов.
Статья интересная. Заставила меня задуматься от том, как начинали грамматически строить речь мои дети. Понятно, что усвоение грамматики происходило у них от простого к сложному. Умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами мои дети начали к годам трем-четырем. Сын 6 лет почти не делает ошибок в речи, в каком контрено возрасте он перестал допускать ошибки и трудности в речи не могу вспомнить, наверное, это происходило очень постепенно. А вот дочка трех лет еще забавляет нас своими высказываниями такими как «красная пальто», «красивый шары», «книга столе».
Но сказать, что я их специально учила, такого не помню, думаю, что грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих.
Я стараюсь учить деток в основном через игры. Думаю, что игра учит жить ребенка и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу.
При этом считаю, что важную роль играют благоприятные условия воспитания и состояния нервной системы ребенка. Поэтому стараюсь поддерживать гармонию в отношениях всей семьи.
Из прочитанного я узнала о некоторых принципах развития грамматики у детей: движение от простого к сложному, взаимосвязь когнитивного развития и языкового, первичное использование правил и лишь потом исключений из них.
Меня удивляет то, что дети осваивают определённые структуры языка в правильном порядке. Даже при разной скорости научения порядок сохраняется.
Также я узнала о четырёх этапах освоения грамматических правил. Для себя отметила то, что лишь к семи-восьмилетнему возрасту дети начинают применять правила и исключения так, как делают это взрослые.
Кстати, полученную информацию можно использовать в личных целях следующим образом: тогда когда ребёнок употребляет «неправильное» слово, для начала подумать о том, не является ли это результатом усердного применения правил, транслируемых взрослыми. Зная причину ошибки, коррекция речи ребёнка будет эффективней.
Мне очень интересно наблюдать за развитием речи у детей. Помогая им, исправляя и поощряя, удаляя время и внимание, можно достичь наилучших результатов в этом творческом процессе. Спасибо за статью.
Из статьи узнала, как у детей происходит развитие овладения грамматикой, согласно исследованиям, описанным в работах Роджера Брауна. Согласно теоретическим данным, языковое развитие зависит от предшествующего уровня когнитивного развития ребенка.
Познакомилась с тем, что можно выделить четыре этапа, которые проходят дети в освоении грамматических правил.
Мне интересен был такой факт, что узнав определенное правило, ребёнок применяет его ко многим словам, которые считает соответствующими и только на следующем этапе развития начинает лучше ориентироваться и видеть исключения. Также узнала, как происходит развитие вопросов и отрицательных слов с тремя типами отрицания, которые проявляются по очереди.
Благодарю за статью.
Из статьи я узнала, что принцип развития от простого к сложному характерен и для усвоения грамматики детьми, и для их предшествующего когнитивного развития. Дети применяют правила, которые они выучили, для формирования новых «упорядоченных» слов и фраз, не встречающихся в речи взрослых, не зависимо от того, где они живут. Существует 4 этапа освоения грамматических правил детьми. Именно к трем годам дети учатся задавать вопросы, использовать отрицания и сложные предложения. Оказывается, что отрицания имеют свои типы:отсутствие существования, отказ, отрицание. Интересно, что только на четвертой стадии освоения правил (7-8 лет) ребенок, наконец, начинает приближаться к полному взрослому использованию и осознает, когда применять общее правило, а когда это неуместно.Спасибо за статью.
Как в большинстве сфер развитие происходит от простого к сложному. Судя по описанию в статье , детская реч так же развивается от простого к сложному. Интересно то, у что детей освоение грамматики появляется в том, что изначально они начинают учиться определять смысл сказанного. И согласна с тем, что речевое развитие зависит от предшествующего когнитивного развития. Зная, что когнитивное развитие зависит так же от сложившейся среды в семье. Можно предположить, что в семье , где нет культуры общения , так сказать «не благоприятные семьи» и когнитивное развитие ребёнка будет низким . И как следствие развитие речи у ребёнка будет отставать от сверстников. Слобин предположил четыре стадии освоения языка. Удивило, что дети до трёх лет не способны способны проявлять конструкцию, потом взрослея применят некоторые неправильные глаголы, на третьем году жизни запоминают правила, и только в 7-8 лет применяют полное взрослое использование слов. Причём ребенок склонен более правильно применять слова и только потом сленговое интерпретацию этих слов. То есть слышит сленг в обществе, но применяет в своей речи правильные слова.
Увидела из статьи, каким образом происходит развитие речи у детей. На первых этапах происходит накопление речевого опыта с неспособностью к применению правил, путем простого запоминания набора слов. Позже, познакомившись с основными грамматическими правилами, ребенок применяет их ко всем речевым ситуациям, попадая или не попадая в смысл. На данном этапе всегда интересно наблюдать за тем, как дети придумывают новые слова путем применения известных правил в любых вариантах, например, «собака» — она, а «собак» — он, и т.п. И самым последним этапом идет дифференциация правил и изучение исключений из них. Что касается вопросов, то в английском языке основные вопросы начинаются с диграфа «Th», что подразумевает их одновременное возникновение. Здесь мне было бы любопытно узнать разницу по времени их возникновения с русским языком, в частности, самого главного детского вопроса «why»/почему. Также новым для меня явилось то, что отрицания тоже формируются в определенном порядке, причем как раз независимо от языка. Сначала попроще – отрицание предмета, потом – ужасное для всех родителей «не хочу, не буду», т.е. отрицание действия, и только потом – отрицание утверждений, сделанных другими. Таким образом, базовая речь формируется к 4-5 годам, и в дальнейшем постоянно совершенствуется, как путем изучения новых правил синтаксиса, так и путем более активного общения со сверстниками и взрослыми.
Вопросы английского языка — «Wh», естественно — what, when, who, а не «Th». Прошу прощения за ошибку.
Из статьи я узнала, что языковое развитие зависит от предшествующего уровня когнитивного развития ребенка. На примере овладения множественного числа английского языка, я познакомилась с этапами этого овладения. А еще, что без некоторых общих правил изучение языка было бы неэффективным процессом. Мне сразу вспомнилось, как во втором классе практически все, кроме трех человек, не выучили какое-то правило по русскому языку и всем поставили кол, в том числе и мне. Я очень боялась, что мама меня за это накажет и очень долго шла из школы домой. Причем, мне нельзя было переходить проезжую часть, а нужно было дождаться маму у бабушки дома. Я подумала, что если я самостоятельно дойду до дома, то мама меня не поругает за единицу. В общем, когда она меня увидела с балкона, то удивилась и крикнула мне «как я перешла сама дорогу?», а я ей ответила, что кол получила. В итоге, моя задумка сработала и она меня не поругала. Сейчас у меня такой же механизм избегания от наказания.
Также, из статьи я узнала, что важная часть процесса освоения грамматики – это понимание того, когда общее правило не подходит. Оказывается, дети используют разные правила для формирования различных негативов. Интересно, что уже к 3-м годам дети начинают использовать сложные предложения.
Из статьи узнала, каким образом у детей происходит развитие речи. От простого к сложному. На первых этапах происходит накопление речевого опыта путем простого запоминания набора слов. Позже, познакомившись с основными грамматики, ребенок применяет их ко всем речевым ситуациям, попадая или не попадая в смысл. Т.е. узнав определенное правило, ребёнок применяет его ко многим словам, которые считает соответствующими. Согласно исследованиям, описанным в работах Роджера Брауна, языковое развитие зависит от предшествующего уровня когнитивного развития ребенка. В статье выделяются четыре этапа, которые проходят дети в освоении грамматических правил. Интересно было узнать, что лишь к семи-восьмилетнему возрасту дети начинают применять правила и исключения так, как делают это взрослые. Последнее я очень четко проследила наблюдая за своей старшей племянницей (8 лет). Раньше я бы врят ли обратила внимание, но действительно она разговаривает оперируя отрицательными предложениями как взрослый человек в отличии от моей трехлетней племяшки.
Интересная статья на тему изучения детьми грамматики. Я увидел, что дети осваивают грамматические правила и законы в весьма раннем возрасте. Но, так как это дело не простое, и многие взрослые не осваивают эту науку до конца, естественно, что ребенок сталкивается со сложностями в освоении. Было показано, что для преодоления этих сложностей, ребенок может использовать такую стратегию как излишняя педантичность, т.е. применять правила ко всем похожим ситуациям, не беря во внимания исключения и другие особенности построения слов и предложений. Вообще читая статью, я вспомнил о правилах грамматики излучавшихся в школе и о том, как это порой было странно и непонятно. Те, способы решения задач которые были продемонстрированы в статье которые использовали дети, наверное не удивительно, что были использованы и мною в раннем возрасте.
Спасибо зта статью. Интресно читать, как ребенок осваивает речь и учится строить предложения. Для себя отметил несколько моментов из этой статьи:Дети проходят четыре этапа в освоении грамматических правил. Первым этапом является неспособность применить конструкцию. На втором этапе дети изучают некоторые неправильные глаголы (глаголы, которые приобретают множественное число нестандартным для большинства глаголов способом), такие как «broke» (сломал) и «went» (пошел). На данном этапе дети просто запоминают неправильные глаголы из речи. Они еще не понимают правило грамматики. Однако, без некоторых общих правил изучение языка очень неэффективным процессом. На третьем этапе дети изучают общие грамматические правила, которые можно использовать как с новыми, так и со знакомыми словами. Только на четвертой стадии, когда ребенку от 7-ми до 8-ми лет, ребенок, наконец, начинает приближаться к полному взрослому использованию и осознает, когда применять общее правило, а когда это неуместно. Понимание того, когда общее правило не подходит – важная часть процесса освоения грамматики.
Интересная статья . В статья я познакомилась с тем , как у детей формируется грамматика , вопросы , отрицание , какие этапы в этом формирование дети проходят. На самом деле , понятно , что все дети рано или поздно заговорят , начнут задавать вопросы и тд . Но , то на сколько глубоко родители занимаются со своим ребёнком видно уже в самом ранее возрасте . Наблюдала , как девочка 3 лет выходя из-за стола говорит «Мамочка , спасибо за обед , мне было вкусно». Она же , желая взять мою вещь , спросила разрешения и тп . Видела мальчика того же возраста , который говорит , коверкая слова , с трудом собирает предложения . Но! С этим мальчиком родители разговаривают «по-детски», сами коверкая слова . Вот и результат . То что окружает ребёнка во многом его формирует . Спасибо за статью .
Для меня новой информацией стало то, что, по данным исследований, порядок изучения грамматики у всех детей одинаков. Да, понятно, что каждый ребёнок уникален в своём темпе развития, и скорость обработки и усвоения новой информации разная, а то, что при этом последовательность понимания новых знаний одинакова — для меня открытие.
Я наблюдаю то, о чем сказано в статье, сейчас на своём старшем ребёнке. Дочке три с половиной года, и я вижу, как и когда именно она старается правильно употребить усвоенное новое правило; я вижу, как она, запутавшись, делает паузу и, если её не перебивать, пробует склонять слово, пока сама не поймёт, что нашла правильный вариант. Забавно наблюдать, как моя дочь старается правильно склонять слова и строить предложения, при этом говоря «ухи»)
Развитие детей для меня темный лес. Статьи трудно даются к прочтению. Из статьи узнал, что ребенок обучается от простого к сложному, может не применять или интуитивно применять правила, в процессе общения улучшая свои навыки. Так же ребенок может распространять одно правило на многие слова, которые к этому правилу не подходят. А так же создавать слова, как в примере с множественным словом «одежда». Так же увидел, что существует три типа отрицания, которые проявляются по очереди: отсутсвие существование, отказ, отрицание. Эти типы могут быть одинаковы для разных культур. В целом же, наверное, немаловажную роль в развитии грамматики ребенка играют родители, окружение. Есть родители, которые хотят вырастит вундеркинда, буквально выдалбливая из ребенка слова и предложения, как только он родился, , помогая закомплексовать ребенка, а есть те, которые находясь рядом, помогают ему вовремя заговорить.
Из статьи я узнала про 4 этапа освоения грамматических правил детьми: 1 — неспособность применить правило; 2 — изучение/запоминание исключений из правила грамматики, которое ребенок еще не изучил; 3 — изучение общих грамматических правил; 4 — осознание того, когда можно использовать общее правило, а когда пользоваться исключениями из правил. Как мы изучали грамматику по русскому языку, я уже не помню. Но английский язык я изучала в более осознанном возрасте. В моей памяти этапы 2 и 3 освоения грамматики шли в обратном порядке, то есть этапы 1-3-2-4. Если их поменять местами, как это происходит у детей, то особой разницы в результате думаю не будет. В любом случае для того, чтобы научится определять смысл свои высказываний, необходимы все 4 этапа.
Из статьи я узнала, что у детей освоение грамматикой осуществляется в одном и том же порядке — от простого к сложному. И каждое последующее овладение правилом зависит от развития предыдущего, более простого. Интересно, что до 7-8 лет ребенок не понимает, когда уместно использовать общие правила. И только с 7-8 лет его речь приближается к взрослому использованию.
В статье приведено множество примеров формирования речи детей на английском языке. Я вспомнила, как сама учила английский еще с садика. Помню, что мне легко давалось учить слова, а вот с грамматикой было значительно сложнее, её я изучала уже в школе в старших классах, до конца так и не изучила, и сейчас уже практически ничего не помню. Придерживаюсь мнения, что, чтобы выучить язык, нужно постоянно быть в этой среде, общаться с обладателями языка.
Мне кажется, формирование грамматики русского языка легче английского. Было бы интересно почитать про подобные исследования формирования грамматики у русских детей, насколько соответствует возрасту, приведенному в статье. Например, моя дочь, когда только училась говорить, очень смешно соотносила слова. Сейчас ей 6, и она говорит практически как взрослая, но иногда еще может выдать выдать что-то вроде «пять человеков».
Из статьи узнала,что дети с 3 лет учатся пользоваться правилами грамматики.Сначала это происходит на уровне подражания взрослым и с ошибками,а затем в более старшем возрасте включается процесс осознания.Мне трудно было оценить в статье нюансы в освоении граматики англоязычными детьми,потому что не владею английским языком в достаточной степени.Однако,принимая во внимание,что дети любых национальностей проходят похожие этапы в освоении речи,я могу вспомнить как происходило усвоение грамматических правил у моих детей. Например, примерно в 3.5 года на стук в дверь,дочка отвечала :»никакого нету дома» или могла задать вопрос:»Мой папа и где?».Зато буквально через год она подошла ко мне и с важным видом сказала:»Теперь называйте меня Марина-брильянт».
Добрый вечер спасибо за статью. Мой пасынок учится в восьмом классе и мы занимаемся английским языком, он учит с нуля, а я повторяю то что знал и осваиваю пробелы в своём образований. Правила построения переложений кардинально отличатся от русского языка. Ни давно я читал статью о том что любое слово или фраза очень связанна с контекстом думаю это схоже в любых языках. Увидел что типы отрицания присущи не только в английском но и в русском языках. «На самом деле, для большинства из нас освоение тонкостей грамматики — это процесс, который длится всю жизнь!» — Полностью согласен когда присутствуют пробелы в образований, пропуски различных тем которые тянуться как снежный ком. Мне приходится тяжело и учится, учится и еще раз учится.
Спасибо большое за статью!
Продолжение важной и интересной темы, в которой необходимо мне развиваться и как будущему психологу, и как будущему родителю, и как человеку, работающему с детьми уже сейчас. Несмотря на то, что русский и английский языки, конечно, отличаются по своим правилам, грамматике, синтаксису и построению, а в статье приведены сведения именно о процессе развития детей в английском языке, тенденции освоения языка все равно будут похожими, и можно отметить, что с взрослением и обучением ребенка все больше и развивается его язык, словарный запас, умение использовать различные формы слов, конструкции в предложениях, отрицания и всевозможные правила. Также интересно, что ребенок воспроизводит то, что слышит, и иногда в маленьком возрасте может выдать что-то забавное или взрослое, что от него не ожидается.
Статья довольно познавательная. Хотя мне местами сложно было воспринимать информацию из-за анализа формирования именно английской грамматики. Не везде присутствовали варианты перевода или значения слов. Тем не менее, общие принципы развития грамматики у детей понятны. Интересно было узнать, что дети могут «придумывать» несуществующие формы слов, опираясь на уже усвоенные правила. В этом как раз и проявляется принцип, что правила – это основа развития, без них освоение нового невозможно. Это напомнило мне одно высказывание, возможно, и не совсем относящееся к данной теме, которое мне сказал инструктор по вождению: «Сначала научись ездить по правилам, а потом будешь их нарушать!» Так и дети – только позже они усваивают возможности исключений и неправильных оборотов речи.
Также любопытно было узнать, что формирование вопросов сначала часто происходит с применением утвердительной формы и лишь интонационно ребенок обозначает, что это вопрос.
В статье встретил новые для себя грамматические термины (морфемы, флексии). Жаль только, что их значение пришлось искать в других источниках.
Из статьи я узнал, что язык тесно связан с развитием когнитивного процесса. Интересным мне показался порядок освоения грамматики. Это натолкнуло на мысль, что подобный порядок можно использовать при обучении людей иностранному языку. Единственное существенное различие, что дети при этом общаются с носителем языка постоянно. На своём примере могу сказать, что почти вся грамматика очень быстро забывается если ею не пользоваться. При этом какие-то новые английские слова ко мне всё-таки прилипают и остаются. В статье показан момент, который расстраивал меня в детстве. Когда вроде бы правильно применяя правила получаешь неправильный результат, т.к. есть какие-то исключения. Вывод для себя могу сделать такой, что все примерно одинаково осваивают базовую грамматику. Большую роль в этом процессе вижу правильному окружению, способствующему обучению.
Изучая статью, я вспомнила, как осваивали речь мои старшие дети. Как по аналогии с другими словами они называли множественное число слова ухо или человек. То, что человек во множественном числе это люди, а не человеки, дошло до них не сразу. Это и было тем исключением из правил, о котором говорится в статье. Я еще хорошо помню, как моя дочь в возрасте 3-4 лет называла по порядку числа от одного до 30. И после 29 у неё шло число двадцать десять. Т.е для обозначения названия чисел, она использовала правила, и для этого числа применила тоже правило. Освоение основных форм грамматики происходит к 4–5-ти годам,но этот процесс не заканчивается в дошкольном возрасте. Мой 8-милетний сын все еще может попросить налить ему водУ а не вОду. Согласна, что некоторые осваивают грамматику всю свою жизнь)
Спасибо за статью, из неё для себя сделала несколько выводов: освоение грамматики у детей происходит поэтапно и последовательно. Еще я поняла, что все-таки английский язык не так уж прост, и что он требует четкого знания грамматики. Удивило, что дети (7-8 лет)в построении предложения чаще всего игнорируют нарушенные правила, которым следуют взрослые, и демонстрируют чрезмерную упорядоченность. К сожалению, мне не удалось вспомнить, когда моя дочь начала голосом выделять вопросы. Но она говорить стала достаточно поздно, в 2 года4 мес. Хотя до этого возраста у нее в лексиконе было около 15 слов, но потом произошел прорыв, и в 2.4 она уже рассказывала сказки. Сейчас ей 4,5 и ,конечно, она использует слова не всегда грамматически правильно. Но меня очень радует, что, когда я ее поправляю, она быстро запоминает, как говорить правильно. Хотя, я её специально не поправляю, когда я помогаю ей надеть куртку-она говорила:»давай оденем куртку». Я отвечала:»Хорошо, давай наденем куртку». И вуаля! Через некоторое время она надевает вещи, а не одевает ))
Из статьи я узнала, что существуют определённые закономерности, т.е. порядок в освоении правил грамматики детьми. Дети изначально усваивают более простые правила грамматики и только после этого более сложные, и уже после исключения из правил и т.п.
Существует предположение (Clark, 1983), что языковое развитие зависит от предшествующего уровня когнитивного развития ребенка.
Основные правила грамматики осваиваются ребёнком к 4-5 годам, в младших классах школы дети сталкиваются с ещё большим количеством исключений в грамматике и стараются их понять.
Однако, освоение всех тонкостей грамматики для большинства людей длится всю жизнь.
Благодаря статье я узнала о четырех этапах освоения грамматических правил у детей. Первый этап про трудность запоминания конструкции неправильного глагола. После прочтения про это исследования я поняла: «вот оно»! — как же мне этого не хватало, когда я учила неправильны глаголы в английском языке. И кстати, ощущение, что я запоминала неправильные глаголы также. как эти дети. Также интересно было узнать, что когда дети узнают о способе формирования слов множественного числа, то применяют этот способ во многих ситуациях. Интересно было прочитать про то, что во второй половине 3-х летнего возраста, дети часто применяют вопрос «Why». Я подумала о том, что у наших русских детей этот период называется «почемучка», когда дети постоянно такими вопросами «прощупывают» окружающую их действительность. Я вспомнила свою сестру, когда ей исполнилось три года и она постоянно спрашивала: » а почемуу это, почему то и т.д.)
Благодоря статье узнал, что слово морфема означает минимальную, значимую часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание). Что дети в момент овладения грамматикой в удивительно правильном порядке осваивают морфемы, только с разной скоростью. Узнал что освоение грамматических правил у детей проходит в четыре этапа и только в возрасте семи, восьми лет ребёнок начинает осознавать когда применять правило, а когда нет. Узнал, что дети задавая вопросы в раннем возрасте, таким образом проявляют своё любопытство и как нам всем известно этот вопрос почему от любимых почемучек. Эти вопросы помогают в общем развитии ребёнка, то-есть это нормально когда ребёнок задаёт вопросы, а не наобарот когда молчит. Освоение грамматики длится всю жизнь, читав эту статью думал почему не математика? тамя больше разбираюсь.
Спасибо.
Благодарю за статью, очень интересный материал. Узнала для себя новую информацию о том, что дети, прежде чем начать задавать вопросы, используют утвердительную форму, но в конце используют повышение интонации, что бы разграничить утверждение и вопрос. Так же узнала о трех категориях отрицания: отсутствие существования, отказ и отрицание. Однако, данные типы отрицания относятся к английскому и японскому языку, к русскому языку автор данную классификацию не относит. Так же, относительно данной темы, я слышала, что когда ребенок начинает использовать форму «почему», данные вопросы не следует рассматривать как однотипные вопросы. По словам одного из французских ученых, данное построение вопроса должно нас навести на мысль, что подобные формы вопросов используются для совершенно разных случаев, т.е. недифференцированные вопросы, которые по своему смыслу могут иметь много различных оттенков.
Из статьи я узнала, что дети с раннего возраста учатся понимать синтаксическое и семантическое строение предложений, окончательно способность понимать, строить сложные предложения с тонким смыслом у детей формируется к 7-8 годам. Выделяется 4 этапа освоения грамматических правил языка , причём каждый этап соответсвует определенному возрасту ребёнка. Читая статью, я не смогла вспомнить с какими сложностями я столкнулась при использовании родного языка в детском возрасте , но зато вспомнила как изучала английский язык: я сталкивалась с такими же проблемами , как и дети, например, когда ставятся артикли , как правильно строить вопросительные предложения, что множественное число для разных слов может образовываться по-разному, а самым сложным для меня было понимать устоявшиеся выражения в английском языке (это примерно как наши пословицы) , когда дословный перевод один , а смысл предложения совсем другой.
Спасибо за интересную статью. Из неё я узнал, что дети познают грамматику родного языка в четыре этапа. В парадоксе, что дети следуют грамматическим правилам чаще взрослых, не вижу ничего удивительного. так, как малыши в этом возрасте не видят альтернативного использования языка и следуют усваиваемым языковым догмам. Изначально, ребёнок накапливает знания об окружающем мире, точно так же происходит и с развитием речевого аппарата. Основной причиной дальнейших сдвигов от правил грамматики является последующая социализация ребёнка. Разница говора и уровня языка у окружающих напрямую влияет на развитие грамотности языка у детей. Хотелось бы конечно увидеть статью о грамматическом становлении детей русскоязычных детей, так как русский язык мне ближе, чем английский.
Из статьи я узнала, что одним из важных достижений на ранних этапах усвоения грамматики является то, как дети учатся определять смысл своих высказываний. Это достижение также демонстрирует тесную связь между развитием семантики и грамматики. А ещё я узнала, что согласно исследования дети запоминали морфемы в одинаковой последовательности. И не смотря на то, что они разного возраста, и скорость освоения материала была разная. Они все равно запоминала все в одном порядке. А еще я узнала узнала сначала дети осваивают отрицания, а только потом вопросительные предложения. Согласно наблюдениям и исследованиям, мы видим, что язык и когнитивный прогресс тесно связаны, причем каждый из них служит другой системе и взаимно способствует общему развитию ребенка.
Статья подтвердила мое предположение о том, что развитие речи у ребенка следует за развитием интеллекта. Думаю, это характерно для дошкольного возраста. Когда речь уже относительно сформировалась, мне сложнее выделить «лидера».
Хотя статья касается усвоения ребенком правил английского языка, я почерпнул для себя отдельные моменты. Я узнал, что дети, узнавая о правилах речи, стремятся следовать им полностью, не принимая исключения. я вспомнил, что моя 6-летняя дочь говорит: «есть». А когда я говорю: «пойдем кушать», она говорит: «правильно говорить — есть». То есть здесь примерно то, что в статье — она усвоила одну речевую формулу и считает ее единственно правильной. Думаю, дети на этом этапе еще не могут привыкнуть к многообразию и гибкости речи. Я иногда называю дочке синонимы тех слов, что она уже знает, объясняю отличия и нюансы. Это поможет ей развивать гибкость в коммуникации и мышлении.
Из этой статьи я узнала, как происходит формирование грамматики, вопросов и отрицаний в детской речи. Интересно, что дети осваивают грамматику с разной скоростью, но в одном и том же порядке, от легкого к сложному. Дети, выучив ряд правил, не учитывают исключений. Например, зная, что окончание «простых» глаголов прошедшего времени -ed, употребляют его в «сложных» случаях, т.е. вместо went говорят goed. Дети познают окружающий мир с помощью вопросительных вопросов «почему? как?» и тд. Но перед тем, как изучить их, задают вопрос в утвердительной форме, повышая интонацию в конце предложения. Исходя из этого можно сделать вывод, что семантическое развитие напрямую зависит от интеллектуального, а изучение грамматики длится на протяжении всей жизни.
Из статьи я более глубоко поняла, насколько процесс развития речи и грамматики у деток сложный и длительный. Что естественно он начинается с азов и простых слов, потом постепенно движется в направлении освоения сложнопостроенной речи. Это я видела и на своих детях, когда они росли. В годик , например, они говорили мама, а в 4 года строили с этим словом сложные предложения с глагола и и прилагательными. Интересно, что перед формированием сложных предложений , дети сначала осваивают отрицание и вопросы. Единственное, что мне не подошло в этой статье, это использование примера только английских детей. Чтобы основательно понять статью, надо хорошо знать английский. Но с другой стороны, это повод заняться его тщательным изучением.
Из статьи я узнала о принципах развития грамматики у детей.
Движение от простого к сложному, взаимосвязь когнитивного развития и языкового, первичное использование правил и лишь потом исключений из них.
Я узнала, что отрицания имеют свои типы: отсутствие существования, отказ, отрицание.
Можно выделить четыре этапа, которые проходят дети в освоении грамматических правил. начиная с трех лет дети осваивают грамматику, они учатся задавать вопросы, использовать отрицания и сложные предложения.
Мне было интересно узнать, что узнав определенное правило, ребёнок применяет его ко многим словам, которые считает соответствующими. И только на четвертой стадии освоения правил (7-8 лет) ребенок, наконец, начинает приближаться к полному взрослому использованию и осознает, когда применять общее правило, а когда это неуместно.