Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Одним из важных достижений на ранних этапах усвоения грамматики является то, как дети учатся определять смысл своих высказываний. Это достижение также демонстрирует тесную связь между развитием семантики и грамматики. Роджер Браун (1973) дал наиболее полное описание хода развития овладения грамматикой у детей. В своем продольном исследовании трех детей, Адама, Евы и Сары, он отметил, что дети в удивительно правильном порядке осваивают определенные морфемы. Например, в этот период дети осваивают квалификаторы, чтобы указать множественное число или указать притяжательное. Браун изучил четырнадцать морфем английского языка и описал порядок их появления в английском языке. Хотя скорость, с которой Адам, Ева и Сара усваивали эти морфемы, была разной, порядок для каждого ребенка был одинаковым. Можем ли мы сделать обобщение лишь на основе этих детей? К счастью, нам не нужно полагаться только на эти доказательства. В перекрестном исследовании 1973 года Де Виллерс и Де Виллерс изучили еще двадцать одного ребенка. Их выводы о порядке приобретения морфем подтвердили выводы Брауна. Так же утверждения Брауна были подтверждены и более поздними исследователями (Maratsos, 1989). Обратите внимание, насколько разумным является порядок освоения грамматики. С точки зрения сложности более простые морфемы усваиваются раньше, чем более сложные. Например, множественное число (такое как «s» в англ.), происходит раньше, чем связка в виде глагола «be» (быть с англ.). Этот же самый общий принцип, развития от простого к сложному, характеризует и когнитивное развитие детей. Параллель в развитии речи и познания привело некоторых теоретиков к предположению, что языковое развитие зависит от предшествующего уровня когнитивного развития ребенка (Clark, 1983).

Slobin (1985) предположил, что дети проходят четыре этапа в освоении грамматических правил. Мы приведем пример овладения множественного числа английского языка. Первым этапом является неспособность применить конструкцию. На втором этапе дети изучают некоторые неправильные английские глаголы (глаголы, которые приобретают множественное число нестандартным для большинства глаголов способом), такие как «broke» (сломал) и «went» (пошел). На данном этапе дети просто запоминают неправильные глаголы из речи. Они  еще не понимают правило грамматики. Однако, без некоторых общих правил изучение языка было бы очень неэффективным процессом. Представьте, сколько времени потребуется детям, чтобы научиться говорить, если им придется выучить правила для каждого нового набора слов, с которым они сталкиваются. Было бы очень энергозатратно, если бы слово собака превращалось в собаки одним способом (dog-dogs), кошка в кошки другим (cat-cats), а дом в дома третьим (house-houses). Поэтому на третьем этапе дети изучают общие грамматические правила, которые можно использовать как с новыми, так и со знакомыми словами. Только на четвертой стадии, когда ребенку от 7-ми до 8-ми лет, ребенок, наконец, начинает приближаться к полному взрослому использованию и осознает, когда применять общее правило, а когда это неуместно. Понимание того, когда общее правило не подходит – важная часть процесса освоения грамматики!

К сожалению, язык взрослых не всегда соответствует правилам и полон исключений и неточностей. Изучая язык впервые, дети игнорируют эти нарушения и строго применяют правила. Другими словами, дети демонстрируют чрезмерную упорядоченность усваиваемых ими правил. Они применяют правило для формирования закономерностей в случаях, когда взрослая форма является неправильной и не следует правилу. Например, маленький ребенок может правильно использовать слова «went» (пошел) и «come» (пришел). Но, узнав, что окончание «-ed» образует прошедшее время для многих глаголов, ребенок будет использовать его во всех глаголах и переключится на высказывания «goed» вместо «went» и «comed» вместо «came» (Slobin, 1985). Точно так же ребенок часто использует слово исключение «feet» (ступни) до тех пор, пока не выучит окончание обычного множественного числа «-s». После этого идет переключение с правильной для английского языка формы «feet» на «foots» и иногда даже на «feets». В некоторых случаях сообщалось, что узнав, что некоторые множественные числа образуются путем добавления «-es» (например, «box-boxes»), ребенок может какое-то время говорить «footses» вместо «feet».

Дети также иногда «создают» упорядоченные слова единственного числа из неправильного множественного числа. Например, знакомый авторам ребенок использовал слово «clothes» (одежда) и настаивал на том, чтобы называть один предмет одежды «clo» (такого слова в литературном английском нет). Другой тип чрезмерной регуляции был продемонстрирован ребенком, который сказал: «I’m magic, amn’t I?» (в переводе: я чудо, не так ли?) Было замечено, что маленькие дети в Советском Союзе и других странах также широко применяют правила, которые они выучили, для формирования новых «упорядоченных» слов и фраз, которые не встречаются в речи взрослых (Slobin, 1982).

Дальнейшие шаги на пути к формальной грамматике

На третьем году жизни «наступает грамматический расцвет» (deVilliers deVilliers, 1992, р. 378). Детские простые предложения начинают становиться более тонкими и сложными по мере того, как дети проявляют первые признаки понимания правил грамматики взрослых (Valian, 1986). «Недостающие функциональные слова и флексии появляются впервые (иногда на это уходит много месяцев и даже лет), прежде чем они будут последовательно появляться в каждом контексте, в котором их будет использовать взрослый»(deVilliers & deVilliers, 1992, стр. 378–379).

Рассмотрим эти достижения (deVilliers & deVilliers, 1992):

  1. дети начинают использовать вспомогательные и модальные глаголы: Daddy can run (Папа может бегать). I will run Папа может бежать (я побегу);
  2. дети начинают использовать вопросы: Can you run? (Вы можете бегать?);
  3. дети могут использовать простые отрицания: No run (Не бегать);
  4. дети используют простые времена (в примере используется простое английское время): I kicked it (Я пнул это);
  5. дети начинают использовать местоимения, артикли и даже сложные фразы: The Teddy and doll are gonna play (Тедди и кукла собираются поиграть).

deVilliers & deVilliers, 1992, p. 379.

Давайте подробнее рассмотрим две грамматических вехи развития грамматики: вопросы и отрицание.

Развитие вопросов и отрицательных слов

Примерно в возрасте от 3 до 3 лет дети начинают использовать формы вспомогательного глагола «быть», что открывает возможность новых форм выражений, таких как вопросы и отрицания. В английском языке вспомогательные глаголы занимают центральное место во многих структурах предложений, включая вопросы и отрицательные числа.

ВОПРОСЫ

Чтобы задать вопрос, маленькие дети сначала могут просто использовать утверждение, такое как «сесть на стул» или «увидеть дыру», но в конце повысить голос, чтобы указать, что это вопрос, а не просто утверждение.

У меня есть несколько?

Тебе это нравится?(deVilliers & deVilliers, 1979)

Освоение детьми вопросов «WH» (what, when, who, why, which) начинается во второй половине третьего года обучения. Кроме того, дети начинают использовать вопрос how (как). Первый такой вопрос ребенка обычно представляет собой вариант слов «whatsat», «whasit», «whatsit, whaddes», «whatisdes» (deVilliers & deVilliers, 1979, 1992). В некоторых случаях дети усваивают эти конструкции рано. Небольшая история, которую лингвисты Питер и Джилл де Вилльерс рассказали о своем сыне:

«В возрасте 11 месяцев Николас взял whatisdat (в переводе: что это? Грамматически верная форма what is that) в качестве одного из своих первых «слов» и произнес его очень точно. Мы тщетно пытались удержать его  в ресторане, когда он перебросился через плечо женщины за соседним столиком и громко спросил: «Whatisdat?», на что испуганная женщина ответила: «Fish!» (рыба) (1979, стр. 61).

Между 2-мя и 3-ям годами детские конструкции «wh» не всегда  включают английский вспомогательный глагол. Можно услышать такое: «Where you going?» Чуть позже глагол может появиться, но не в том месте «Where are you going?» Наконец, вопрос обретает правильную форму «Where are you going?».

Одна из важных особенностей вопросов «WH» заключается в том, что они являются ранним способом для детей начать проявлять свое любопытство через вопрос: «Why?» (почему?). И снова мы видим, что язык и когнитивный прогресс тесно связаны, причем каждый из них служит другой системе и взаимно способствует общему развитию ребенка.

ОТРИЦАНИЯ

Исследования показывают, что дети используют разные правила для формирования различных негативов. Более 20-ти лет назад Лоис Блум (1970) утверждала, что существует три типа отрицания, которые проявляются по очереди. «Эти категории включают:

  1. отсутствие существования: когда ребенок отмечает отсутствие чего-либо, например, «торта нет» или «все печенье пропало»;
  2. отказ: когда ребенок что-то противопоставляет, например, «не мыть волосы»;
  3. отрицание: когда ребенок отрицает утверждение, сделанное или подразумеваемое кем-то другим, например, «это не папа»

(Tajer-Flusberg, 1985, p. 156).

Исследователи языка обнаружили, что эти типы отрицания в этом порядке появляются не только в английском языке (Bloom 1970), но и в японском языке (Clancy, 1985; McNeil & McNeil, 1968).

Развитие систем отрицаний и вопросов является лишь образцом широкого спектра грамматических достижений в дошкольные годы. К 3-м годам дети начинают использовать сложные предложения, «которые побуждают юных учеников к их описательным учебникам грамматики» (deVilliers & deVilliers, 1991, p. 379). Это очень постепенный, но упорядоченный процесс. Сначала дети прибегают к относительным предложениям, например, «Посмотри на мяч, который я поймал», и только позже они прерывают главное предложение придаточным предложением: «Сова, которая ест леденец, быстро летает» (Slobin, 1985). Дети задают сложные вопросы и отвечают на них: «Куда ты сказал, ты положил мою куклу?», «Это же панк-рокеры, не так ли?» (deVilliers & deVilliers, 1992, р. 379).

Хотя большинство основных форм грамматики усваивается к 4–5-ти годам, процесс усвоения грамматики не заканчивается в дошкольном возрасте. Конкретные аспекты синтаксиса продолжают развиваться в течение младших школьных лет, поскольку дети сталкиваются с исключениями и пытаются их понять. На самом деле, для большинства из нас освоение тонкостей грамматики — это процесс, который длится всю жизнь!

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, интеллектуальное развитие ребенка,  как дети начинают разговаривать, развитие речи ребенка, исправление ошибок в речи детей, ошибки в детской речи, семантическое развитие речи, почему дети делают ошибки в речи, как дети начинают строить предложения.

57360cookie-checkПсихология развития: Формирование грамматики, вопросов и отрицаний в детской речи