Начинаем рассматривать генетические исследования, основанные на наблюдениях за сиблингами и близнецами. Новые термины: близнецовые исследования, сиблинг, коэффициент корреляции, конкордантность, неразделенная среда.
Изучение сходства характеристик членов семьи с разной степенью биологического родства — одна из наиболее частых процедур при изучении вклада генетических и средовых факторов в индивидуальные различия в развитии человека.
Особый интерес для ученых представляют семьи, в которых дети по какой-то причине оказались, разлучены в детстве. Их феномен состоит в том, что они имеют общий генетический материал, но разные условия жизни. Исследователи сравнивают сходство окружающей среды в приемной и биологической семьях. Таким образом, предполагается, что сходство ребенка с приемными родителями отражает влияние окружающей среды, в то время как сходство с биологическими родителями, отражает генетические факторы. Один из вариантов подобных исследований — это работы, в которых изучается сходство между биологическими братьями и сестрами и неродственными детьми, которые живут в одном доме.
Близнецовые исследования сравнивают сходство однояйцевых/монозиготных близнецов и разнояйцевых/дизиготных близнецов. Монозиготные близнецы создаются путем разделения зиготы на два генетически идентичных эмбриона после оплодотворения одним сперматозоидом одной яйцеклетки. Дизиготные близнецы развиваются из двух яйцеклеток, оплодотворенных двумя сперматозоидами, и, следовательно, несмотря на то, что они вынашиваются внутриутробно в одно и то же время, генетически они не более сходны, чем другие братья и сестры. Градус различия обычно измеряется с помощью коэффициента корреляции (статистическая мера, которая вычисляет связь между двумя переменными) или коэффициента конкордации (согласованность мнений экспертов). Коэффициенты корреляции, которые мы будем позднее обсуждать подробно, используются для непрерывных переменных (неизменная величина). Такие переменные, как рост, интеллект, общительность идут от более низких к более высоким показателям и оценивают степень различия сиблингов (родные братья и сестры) по шкале. Уровень конкордации используются для оценки процента случаев, когда оба сиблинга имеют характерную черту или расстройство. Это используется для дискретных расстройств, когда у человека классифицируется или диагностируется что- то вроде синдрома Дауна, шизофрении или маниакально- депрессивного психоза. Конкордантность в 100% для шизофрении означала бы, что если один близнец болен, то другой тоже обязательно имеет данное расстройство. Если в близнецовых исследованиях братья и сестры живут в одном доме, то более сильная схожесть однояйцевых близнецов по сравнению с разнояйцевыми трактуется их генетикой. Но если наблюдается равная схожесть монозиготных и дизиготных близнецов, то ученые объясняют это влиянием окружающей среды.
Можем ли мы принять предположение о сходном влиянии окружающей среды на оба типа близнецов, когда они воспитываются в одной семье? Это предположение подвергалось сомнению некоторыми исследователями. Они утверждали, что реакция, которую однояйцевые близнецы вызывают у окружающих, единая домашняя среда, а так же активный выбор ими занятий и окружения, которые близки им по генотипу, приводит к поразительному сходству в их социальном и учебном опыте (Baumrind, в печати; Lytton, 1976; Scarr & McCartney, 1983). Таким образом, генотипическое сходство однояйцевых близнецов способствует получению равного опыта в сходной среде, что, в свою очередь, приводит к более конгруэнтным фенотипам (Plomin, 1986).
Давайте рассмотрим близнецовые исследования, в которых дети воспитывались в разных семьях. Это поможет изучить предположение о том, что люди выбирают среду и сферу деятельности исходя из генотипа, при этом избирательность становиться более заметной с возрастом, поскольку увеличивается свобода выбора действий, условий и социальных групп.
Сходство между однояйцевыми близнецами в уровне интеллекта и академических успехов, а так же в выборе хобби, профессии, друзей, супругов и даже еды часто высоко, даже если они воспитываются раздельно (Bouchard & McGue, 1990; Juel- Nielsen, 1980; Scarr). & Carter- Saltzman, 1980).Однояйцевые близнецы не только вызывают сходные эмоции у окружающих (Baumrind & Lytton, 1976; Scarr & McCartney, 1983), но и при наличии возможности выбора, склоняются к одинаковому виду деятельности и получению идентичного опыта. У разнояйцевых близнецов корреляция намного ниже. Наблюдения показали, что они выбирают умеренно сходную среду, потому что их генотипы лишь умеренно коррелированы.
Насколько похожи приемные братья и сестры, не связанные биологически друг с другом, но живущие в одной семье? Многое зависит от возраста. В раннем и среднем детстве сходство максимально высоко, чему, вероятно, способствует единая домашняя среда. Однако к позднему подростковому возрасту, когда дети все чаще выбирают собственные интересы, различия характера, интеллекта и других фенотипических признаков становятся очевидны (Grotevant, Scarr, & Weinberg, 1977; Scarr, Webber, Weinberg, & Witting, 1981; Scarr & Weinberg, 1977).
Эти данные не следует понимать в том смысле, что окружающая среда не имеет значения. Чем больше различий при воспитании однояйцевых близнецов, тем меньше они демонстрируют сходных характеристик (Baumrind in press; Kamin, 1981; Rose and Kaprio, 1987). Например, Бронфенбреннер (1975) обнаружил более низкую корреляцию между IQ разлученных усыновленных близнецов, живущих в разных сообществах (0,26), чем в сходных сообществах (0,86). Чем сильнее ребенок осознает свой статус приемного, тем чаще он начинает искать различия между ним и другими членами семьи, противодействовать им и их ценностям (Brodzinski, Singer, & Braff, 1984). В этот период может наблюдаться уменьшение сходства со всеми членами неродной семьи. Помимо этого доступ к интересным сферам жизни может быть ограничен. Генетически высоко интеллектуально предрасположенные дети могут оказаться в среде, где развитие мозга недоступно или является непривлекательным. Другой пример, дети предрасположенные к общительности, могут иметь трудности с получением доступа к желаемым социальным контактам. Свобода выбора ниш может быть ограничена для некоторых детей в некоторых условиях. Это надо иметь в виду, когда мы позже будем рассматривать результаты исследований.
Неразделенная среда
Исследования неразделенной среды помогли выяснить, почему даже биологически родственные братья и сестры демонстрируют лишь умеренное сходство по большинству характеристик, которое еще сильнее снижается с возрастом (Ross, Plomin, & Hetherington, 1991; Ross, Hetherington, & Plomin, in press).
Раньше предполагалось, что дети, выросшие в одной семье, живут в одинаковой среде. В настоящее время признано, что дети, живущие в одной семье и в одном доме, могут иметь, как частично одинаковые, так и частично разные аспекты окружения. Разделенная среда будет включать в себя жизнь в тесном доме или районе с высоким уровнем преступности, а также образ жизни родителей (безработные, алкоголики, психически больные или искренне религиозные) (Reiss, Plomin, & Hetherington, 1991). При этом каждый ребенок может иметь индивидуальный опыт дома, в школе, с родителями, братьями и сестрами, сверстниками и учителями. Опыт может меняться в зависимости от пола и возраста ребенка, от изменения состава семьи (например, порядка рождения или интервала между братьями и сестрами), возникновения внешних факторов (болезнь или безработица родителя или время депрессии или войны). Следует отметить, что иногда общий фактор окружающей среды может привести к разделению опыта. Например, бедность, безработица или эмоциональные проблемы у родителя могут привести к тому, что он выплескивает разочарование или гнев на одного ребенка, а не на другого.
Даже небольшие различия в неразделенном опыте могут повлиять на различия в развитии братьев и сестер. Помимо этого играет роль индивидуальная чувствительность к реальным или воображаемым различиям в общении с родителями.
Имеются существенные доказательства того, что братья и сестры, даже близнецы, сталкиваются со многими аспектами своего окружения, которые не являются общими (Plomin & Bergeman, 1991; Plomin & Daniels, 1987). Различия в опыте связаны с различиями в развитии. Исследование Дэниелс и ее коллег, представленное ниже, ясно показывает, что неразделенная среда связана с различиями в приспособлении братьев и сестер- подростков.
ПОЧЕМУ СНОВА Я?
Зачем придираться ко мне? Почему он ложится спать позже, чем я? Вы ему даже убийство простите! Маменькин сынок! Дети часто жалуются на то, что они воспринимают, как предпочтительное отношение родителей к их братьям и сестрам.
Обсервационные исследования подтверждают тот факт, что родители по-разному относятся к детям, особенно к детям разного возраста или пола. В наблюдении за 348 семьями с двумя сиблингами подросткового возраста был проведен опрос обоих детей и их матерей относительно опыта отношений в семье с каждым ребенком. Обсуждались такие вещи, как семейное сотрудничество, семейный стресс, родительские правила и обязанности по дому, близость к матери и отцу, а также право голоса ребенка при принятии решений. Было обнаружено, что, хотя родители считали, что обращаются с детьми схожим образом, их отпрыски думали по-другому. Корреляция между отчетами родителей об обращении с двумя братьями и сестрами в среднем составляла около 0,53, в отличие от оценок братьев и сестер, которые в среднем составляли только 0,20. Другие исследования показали, что обученные наблюдатели, которых можно считать более объективными в своих оценках, оказались в своих выводах посередине между отчетами родителей и братьев и сестер. Связаны ли эти кажущиеся различия с детскими установками? Результаты, представленные ниже, показывают, что да.
Сообщения родителей и сиблингов о родительском обращении указывают на то, что братья и сестры, которые испытывали большую материнскую близость, большую власть в принятии семейных решений, больше родительских обязанностей и больше дружбы между братьями и сестрами, лучше приспосабливались. Более того была найдена взаимосвязь между непослушанием детей в школе и их отношениями в семье.
Если бы данные о различиях окружающей среды и приспособленности сиблингов были обнаружены только в отчете одного человека, можно было бы высказать опасение, что это индивидуальная негативная реакция восприятия или оправдание своего поведения. Матери сообщившие о меньшей близости с одним из детей, могут оправдать это, сказав, что он более проблемный, чем его брат или сестра. Интересно, что дети, которые имели меньшую близость с матерью, чаще получали замечания в школе и совершали правонарушения.
Восприятие братьями и сестрами различий в окружающей их обстановке связано с оценками поведения со стороны учителей, которые, вероятно, наблюдали за различиями в жизненном опыте и развитии личности братьев и сестер, а также являются свидетельством того, что дети могут быть особенно чувствительны к различному обращению родителей с братьями и сестрами.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: freepik.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, близнецовые исследования, генетические исследования, неразделенная среда, конкордация в психологии, коэффициент корреляции в психологии.
Спасибо за перевод и редактирование статьи. Я познакомилась с новыми терминами:близнецовые исследования,сибилинг,
коэффициент корреляции, конкордантность, неразделенная среда. Близнецовые исследования сравнивают сходство однояйцевых/монозиготных близнецов и разнояйцевых/дизиготных близнецов.
Исследования подтвердили тот факт, что родители
по-разному относятся к детям, особенно к детям разного возраста или пола.
Исследования неразделенной среды помогли выяснить, почему даже биологически родственные братья и сестры демонстрируют лишь умеренное сходство по большинству характеристик, которое еще сильнее снижается с возрастом.
Тема статьи очень интересная и наталкивает на дальнейшее изучение.
Благородность за статью! Статья полезна с точки зрения моей эрудированности, ведь до прочтения статьи я и понятия не имел о таком термине как «сибилинг» и если я правильно понял, то это про то что тогда, когда в семье дети одних родителей, то заменяется понятия «братья и сёстры». Также если я правильно понял, то «близнецовое исследование» позволяет установить наследственных характер признаков и соотносительную роль генетических и средовых факторов в формировании личности, а различия определяются «коэффицентом корреляции». Также узнал и про «конкодарность» близнецов, это про процент сходства по изучаемому признаку, а если изучаемый признак проявляется у обоих близнецов пары, то их и называют конкордантными. И в завершение узнал про «неразделенную среду» и что средовые воздействия могут быть источника индивидуальных различий (происшествия, отношения со сверстниками, различное обращение со стороны родителей). Для меня как дальнейшего специалиста важна информация о близнецах и взаимодействие с ними со стороны родителей для урегуляции конфликтов внутри семьи и выстраивания гармоничных взаимодействий! Благодарность за статью, узнал много нового из мира генетики и проводимых исследований над близнецами!
Благодарю за статью. Я узнала, что однояйцевые/монозиготные близнецы создаются путем разделения зиготы на два генетически идентичных эмбриона после оплодотворения одним сперматозоидом одной яйцеклетки. А разнояйцевые/дизиготные близнецы развиваются из двух яйцеклеток, оплодотворенных двумя сперматозоидами, поэтому генетически они не более сходны, чем другие братья и сестры.
Я познакомилась с понятием сибилинги — это родные братья и сёстры.
Интересный факт, что однояйцевые близнецы склоняются к одинаковому виду деятельности и получению идентичного опыта, а разнояйцевые напротив, чаще выбирают собственные интересы.
Так же исследования подтверждают тот факт, что родители по-разному относятся к детям, особенно к детям разного возраста или пола. Действительно, это так. Среди большинства моих знакомых, у кого есть братья или сёстры, очевидна разница в отношении: старшим полагается больше ответственности или дел, а младшим контроля и оберегания. Я считаю, это может привести к ухудшению отношений в семье и подавленной агрессии.
Спасибо за статью. Несмотря на то, что статьи о детях лишь очень косвенно актуальны для психолгов-консультантов, тем не менее изучение данного материала позволяет расширять кругозор и глубже погружаться в предмет работы. Для меня было важно увидеть в этой статье, что дети выросшие в одной и той же семье — не равно, одинаковой среде. У ребенка даже рамках семьи формируется определенный круг общения. Общаясь с одним и тем же взрослым, дети могут получать разное качество, количество и направленность коммуникации. Соответственно среду развития каждый из детей получает в некотором роде индивидуальную. Такое понимание, дает мне возможность понимать необходимость раскрытия индивидуального контекста жизни человека, понимая его уникальность.
Из статьи я узнала о новом термине сиблинги (от англ. siblings) — дети одних родителей, то есть родные братья и сёстры. В статья я прочитала об исследованиях подтверждающих тот факт, что родители по-разному относятся к детям, особенно к детям разного возраста или пола, также было обнаружено, что, хотя родители считали, что обращаются с детьми схожим образом, их отпрыски думали по-другому. Для себя я отметила, что была найдена взаимосвязь между непослушанием детей в школе и их отношениями в семье, так же матери сообщившие о меньшей близости с одним из детей, могут оправдать это, сказав, что он более проблемный, чем его брат или сестра, задумалась… Интересным фактом для меня стало, что дети, которые имели меньшую близость с матерью, чаще получали замечания в школе и совершали правонарушения.
Из опубликованного материала я узнала о влиянии окружающей среды и генетики на семейное сходство детей.
Оказалось то, что монозиготные близнецы по сравнению с дизиготными генетически близки. При жизни в разных семьях они также похожи своими предпочтениями и действиями, что подтверждает теорию выбора среды и сферы деятельности на основе генотипа. Интересно то, что с возрастом сходство разделённых однояйцевых близнецов увеличивается благодаря приобретаемой свободе выбора. При этом, если условия окружающей среды сильно различаются или потребности ребёнка подавляются, коэффициент корреляции между ними будет небольшим.
При разделённом воспитании дизиготными близнецов их сходство намного ниже.
Приёмные дети, живущие в одной семье более схожи в раннем и среднем детстве. С возрастом влияния их индивидуальных генотипов усиливает различие между ними.
Сибилинги, живущие вместе, могут получать разный опыт, в зависимости от которого их сходство будет снижаться.
Мне было интересно узнать об исследованиях предвзятого отношения родителя к одному из сибилингов. Так, дети, имеющие меньшую близость с матерью, становятся более асоциальны, чем их сестры/братья. Выводы данного исследования полезно будет использовать в практике индивидуального консультирования.
А также я отметила следующий психологический механизм: сильная эмоциональная реакция ребёнка на свой статус в качестве приёмного может привести к подтверждению им различий между собой и другими членами семьи и возникновению сопротивления следования их ценностям.
Спасибо за статью.
Из статьи узнала новые понятия:
сибилинг-родные братья и сестры,
коэффициент корреляции- вычисляет связь между двумя переменными,
конкордантность- согласованность мнений экспертов,
неразделенная среда
конгруэнтным- это когда внутреннее состояние соответствует внешним проявлениям в поведении,
Дизиготные близнецы-близнецы, яйцеклетки которых оплодотворили разные сперматозоиды.
Меня удивило, что конкордантность в 100% для шизофрении означает, что болезни одного из близнецов, второй тоже имеет данное заболевание.
Из статьи узнала, что чем больше различий при воспитании однояйцевых близнецов, тем меньше они демонстрируют сходных характеристик.
Интересно было прочитать, что даже живя в одной семье, может быть разная среда, так как влияние на детей может быть разное и отношение тех же родителей.
Из статьи также узнала, что речи о том, что мама любит вас одинаково не подтвердились, а даже наоборот доказано, что отношение к детям разное.
Для себя поняла, что при наличии сибилингов нужно тщательнее относится к детям и все-таки пытаться не выделять и не противопоставлять детей друг другу, так как это может сказать на многих факторах, таких как обучение, послушание и т.д.
В статье познакомился с новыми для терминами: сибилинг-это про родных братьев и сестёр. Также узнал, что дети, которые выросли в одной семье и дети, которые выросли в одинаковых условиях-это разные понятия. В семье ребёнок получает индивидуальное воспитание, несмотря на то, что родители одни и те же. Дети, которые недополучили эмоциональной близости, в школах становятся более хулиганистыми, их родителей чаще вызывают в школу. Например, старшему могут меньше уделять внимания, чем младшему и первый начинает привлекать внимание, разбив окно в школе. Родителей вызвали и так он деструктивным способом получил свою порцию внимания. В работе с зависимыми я наблюдаю это и мы начинаем постепенно трансформировать модель поведения на конструктивную, т.е. за счёт развития способностей человека, за что зависимый начинает себя уважать и окружающие меняют своё отношение к нему. Спасибо.
Статья познакомила меня с генетическими исследованиями, которые основаны на наблюдениях за сибилингами и близнецами. Я узнала новые термины, это — близнецовые исследования, сибилинг, коэффициент корреляции, конкордантность и неразделённая среда. Меня заинтересовало то, что интерес для учёных представляют семьи, в которых дети были разлучены в детстве, так как, генетический материал общий, а окружающая среда разная, поэтому предполагается, что сходство ребёнка с приёмными родителями отражает влияние окружающей среды, а сходство с биологическими- генетические факторы. Удивительно, что сходство между однояйцевыми близнецами в уровне интеллекта, в выборе хобби, друзей, супругов и даже в выборе еды, часто высоко, даже если они воспитываются раздельно. Но чем больше различий в воспитании однояйцевых близнецов, тем меньше у них сходных характеристик. Любопытный факт, что дети выросшие в одной семье могут иметь различия в развитии, объясняется это тем, что присутствует разница в индивидуальном опыте, например, дома, в школе, и так далее. Меня крайне заинтересовало исследование, приведённое в статье на тему того, что родители по — разному относятся к детям в одной семье, так как сама всегда это чувствовала в своей семье, в различии отношения ко мне и к моей родной сестре. Об этом я не раз сообщала своим родным, на что мне отвечали, что я сильно заблуждаюсь, и что такого вообще не может быть в одной семье. Было приятно, после прочтения статьи, и размышлений на эту тему, осознать тот фак, что оказывается я далеко не заблуждалась, и что даже существуют исследования, подтверждающие этот факт. Данная статья оказалась для меня полезной, как в личном, так и в профессиональном плане.
Прочитав статью, я познакомилась с новыми терминами : сибилинги — родные братья и сестры, конкордантность — согласованность мнений экспертов. В результате исследований однояйцевых и разнояйцевых близнецов, выросших в разных условиях (семьях) получили следующие выводы. Если близнецы живут в одном доме, то схожесть однояйцевых по сравнению с разнояйцевыми обусловлена генетикой. А равная схожесть однояйцевых и разнояйцевых объясняется влиянием окружающей среды. В пределах одной семьи родители по-разному воспитывают и относятся к своим детям, и соответственно это влияет на их развитие. Кого-то любят больше, кого-то меньше. Психологу в своей работе важно помнить, что каждый человек индивидуален и уникален, не похож на 100% даже на своего монозиготного близнеца. Для меня тема генетических исследований интересна, так как можно рассматривать свое поведение и близких мне людей через призму генетических предрасположенностей и делать полезные выводы.
Благодарю за статью . Очень интересна мне данная тема, потому что задавалась всегда вопросом почему в одной семье часто растут совершенно разные по поведению дети . Из статьи я узнала , что близнецы однояйцевые все таки имеют большее количество схожих признаков , относительно двуяйцевых близнецов . Это распространяется даже на схожесть вкусов в выборе партнеров . Однако же при всем влиянии генетических факторов , важность среды , в которой растет ребёнок имеет огромное значение . Каждый приобретает свой опыт как дома , так и в школе , детском саду . Даже родители иначе относятся к старшим и младшим , например , что несомненно сказывается на их становлении как личности .
Новыми для меня терминами в статье оказались: Сиблинги — дети одних родителей, то есть родные братья и сёстры; коэффициент корреляции (статистическая мера, которая вычисляет связь между двумя переменными) и коэффициент конкордации (согласованность мнений экспертов), с помощью которых определяется градус различия у дизиготных близнецов или сиблингов. Оказывается, что чем больше различий в воспитании однояйцевых близнецов, тем меньше они будут иметь сходных характеристик. Даже в условиях разделённой среды дети могут иметь индивидуальный опыт во всех сферах жизни, и он может меняться в зависимости от различных факторов. Имею двух сыновей, поэтому мне было интересно узнать, что проводились исследования, в которых было подтверждено разное отношение родителей к своим детям. В общении со своими детьми стараюсь вести себя так, чтобы минимизировать их негативные реакции восприятия. Благодарю за статью.
Спасибо за статью! Нового из статьи узнал про такие понятия, как сибилинг-родные братья и сестры,
коэффициент корреляции- вычисляет связь между двумя переменными,
конкордантность- согласованность мнений экспертов,
неразделенная среда
конгруэнтным- это когда внутреннее состояние соответствует внешним проявлениям в поведении,
Дизиготные близнецы-близнецы, яйцеклетки которых оплодотворили разные сперматозоиды.Интересно было подчеркнуть для себя, тот момент, когда дети живя в одной семье получают разный жизненный опыт, оказывается, как показывает исследование то отношение родителей к своим чадам разное, соответственно и опыт у братьев или сестёр разный. Для себя подчеркнул, как важно при консультировании раскрыть контекст той или иной эмоции, понять какой опыт получил клиент!)
Из статьи я узнала о сходстве и различиях родных и не родных братьев и сестёр, выросших в одной семье. Интересно было узнать о различных исследованиях на эту тему. Близнецовые исследования показали, что близнецы, даже воспитанные в разных семьях, всё равно выбирают схожее окружение, так же имееют примерно одинаковые интеллектуальные способности, успехи и даже часто выбирают аналогичные хобби и профессии. Однояйцевые больше похожи, чем разнояйцевые. Приемные неродные братья и сестры схожы в раннем возрасте, к подростковому периоду различия между ними становятся всё более очевидны. Также узнала про исследования неразделимой среды, согласно которым родные братья и сестры, выросшие в одной семье могут быть не похожи. В рамках одной семьи каждый ребёнок может иметь различное к себе отношение и разный опыт. Неблагополучный родитель, например, может направлять агрессию только на одного ребëнка. Различия в опыте могут влиять на развитие. Также исследования показали, что чем больше близость родителя к ребëнку, тем лучше его приспособляемость в жизни. Статья показывает насколько сильно влияет на будущее детей различное отношение к ним родителей. Дети очень чувствительны к таким различиям.
Спастбо за статью. Из статьи я узнал, что однояйцевые/монозиготные близнецы создаются путем разделения зиготы на два генетически идентичных эмбриона после оплодотворения одним сперматозоидом одной яйцеклетки. А разнояйцевые/дизиготные близнецы развиваются из двух яйцеклеток, оплодотворенных двумя сперматозоидами, поэтому генетически они не более сходны, чем другие братья и сестры. Так же я узнал что сходство между однояйцевыми близнецами в уровне интеллекта и академических успехов, а так же в выборе хобби, профессии, друзей, супругов и даже еды часто высоко, даже если они воспитываются раздельно.Однояйцевые близнецы не только вызывают сходные эмоции у окружающих , но и при наличии возможности выбора, склоняются к одинаковому виду деятельности и получению идентичного опыта. У разнояйцевых близнецов корреляция намного ниже. Наблюдения показали, что они выбирают умеренно сходную среду, потому что их генотипы лишь умеренно коррелированы.
Спасибо, за статью. Информация была новой. Хотя у меня был опыт общения с сибилингами и близнецами и я задумывалась о сходстве и различии в поведении этих людей. В результате прочтения статьи я узнала о сходстве характеристик членов семьи с разной степенью биологического родства. Меня удивило то, что если у человека классифицируется или диагностируется заболевание например синдром Дауна, шизофрении или маниакально- депрессивного психоза. Конкордантность в 100% для шизофрении означала бы, что если один близнец болен, то другой тоже обязательно имеет данное расстройство. Я познакомилась с понятиями коэффициент корреляции, конкордантность, неразделенная среда. Коэффициент корреляции показывает градус различия между братьями и сестрами как статистическая мера, которая вычисляет связь между двумя переменными. Конкордантность показывает различия между братьями и сестрами только уже согласно мнению экспертов. Неразделенной среды помогли выяснить, почему даже биологически родственные братья и сестры демонстрируют лишь умеренное сходство по большинству характеристик, которое еще сильнее снижается с возрастом. В лично плане эта информация дает мне понимание того, что родители по-разному относятся к детям, особенно к детям разного возраста или пола. В профессиональном плане эта статья дает мне понимание того. что братья и сестры, которые испытывали большую материнскую близость, большую власть в принятии семейных решений, больше родительских обязанностей и больше дружбы между братьями и сестрами, лучше приспосабливались. Прочтение статьи натолкнуло меня на идею профилактики детских правонарушений и замечаний ребенку в школе через проработку отношений между матерью и ребенком.
В этой статье я познакомилась с такими новыми для меня терминами как, близнецовые исследования, сибилинг, коэффициент корреляции, конкордантность, неразделенная среда. Узнала так же, что индивидуальные различия в развитии человека зависят от генетических и средовых факторов – это выяснилось при изучении сходства характеристик членов семьи с разной степенью биологического родства. Интересно было прочитать про исследования, где дети по какой либо из причин оказались разлучены в детстве, имеют общий генетический материал, но разные условия жизни. Наблюдалось сходство как с приемной семьей, по средствам окружающей среды и с биологической семьей за счет генетических факторов. В близнецовых исследованиях была проведена параллель между однояйцевыми/монозиготными близнецами и разнояйцевыми/дизиготными близнецами, которые генетически похожи, как и другие братья и сестры по крови. Мера различия измеряется с помощью коэффициента корреляции. Уровень конкордации применяется при изучении сибилинга, имеющие характерную черту или расстройство. Удивило то, что сходство между однояйцевыми близнецами по многим параметрам, такие как интеллект, успешность, выбор хобби, профессии, супругов и даже предпочтение в еде очень схожи, даже если они воспитываются раздельно. Так же узнала,что дети могут по разному расценивать обращения родителей с братьями и сестрами – эту информацию буду использовать в профессиональном плане при консультации родителей и детей. В личном плане статья натолкнула на мысль, что если ребенок растет в дружной семье ему легче будет приспособится в этом мире.
Спасибо за статью! Ценю и люблю близнецовые исследования, которые дают значимую базу для научных исследований, именно благодаря им можно более точно выделить генетические факторы влияния на поведения и факторы окружающей среды, т.е приобретенные в ходе развития. Новым для меня был термин «коэффициент конкордации», который формируется на основе мнений экспертов, обозначающий их согласованность. А так же «обсервационные исследования», т.е. те, где исследователь не вмешивается в процесс исследования (как, например, при эксперименте), а собирает данные путем простого наблюдения. Заметно откликнулась близкая мне тема сиблингов, т.к. воспитываю двоих детей и уделяю этой теме внимание. Оказалось, что родители завышают «справедливость» уделенного времени своим детям, а дети занижают, фокусируясь на неравнозначном отношении родителей к ним и их братьям/сестрам. Как родитель, уделяющий пристальное внимание этому вопросу, могу сказать, что это невероятно сложно — балансировать в рамках этой справедливости. Хотя бы потому, что у каждого ребёнка в разные дни разная потребность во внимании (если у одного случился напряжённый день, а у другого всё в порядке, то понятно первый нуждается в родительском тепле сильнее и со стороны может выглядеть, что второму недодали). На основе информации из статьи я делаю вывод, что гораздо важнее дать ребёнку внимание и отношение по потребности, не фокусируясь на схожести их между детьми, потому что достичь объективной оценки очень трудно (если вообще возможно), а удовлетворенный отношениями с родителями ребёнок вряд ли будет заниматься сравнениями этих критериев со своим сиблингом. В профессиональном плане, мне кажется, эту же мысль будет уместно продвигать клиентам с несколькими детьми и вопросами в отношениях с ними.
Статья посвящена изучению влияния генетического сходства и различия детей и среды, в которой эти дети воспитывались, на их развитие и социализацию. Сравнивая близнецов,воспитываемых в разных семьях, авторы исследования делают выводы о степени влияния наследственной генетической предрасположенности на те жизненные выборы, которые они делают. Также в статье раскрывается вопрос о том, насколько в одной реальности живут дети воспитываемые в одной семье. Для меня стало интересным осознание того факта, что братья и сестры, живущие и воспитываемые одними и теми же родителями, находятся как бы в паралельных реальностях, и эти реальности могут иметь ограниченное количество точек соприкосновения. Наверное поэтому, дети воспитанные в одной семье могут сильно отличаться во взглядах на окружающий мир и механизмах социального взаимодействия. В личном плане, статья подтвердила моё убеждение в том, что каждый человек в своём развитии проходит свойственный только ему путь и повторить другим его невозможно. Мы всё разные- это нужно учитывать в личной жизни и работе.
Спасибо за статью. Новой для меня стала информация об исследованиях о влиянии генетических факторов и окружающей среды на развитие монозиготных и дизиготных близнецов. Интересно, что монозиготные близнецы даже при взращивании их в разных семьях, могут иметь схожие наклонности , интересы, хобби и приоритеты в жизни. А вот дизиготные близнецы, наоборот, скорее отличаются в своих интересах и жизненном выборе под влиянием среды. Особенно это проявляется в раннем возрасте. В более старшем возрасте и в подростковом дети начинают всё больше проявлять свои генетические черты. Новым для меня также стало понятие сиблинги — братья и сёстры.
Обновила для себя ещё раз информацию о том, что дети, которые по их мнению, или на самом деле, получают меньше родительской любви, чем сиблинг, хуже себя ведут в школе и на людях, чаще склонны к правонарушениям. Это значит для меня то, что любовь — лекарство от практически всех напастей.
В среде, окружающей близнецов, существуют многочисленные обстоятельства, которые могут по-разному влиять на их развитие. Однояйцевые близнецы и их поведение, имеют гораздо больше совпадений, чем поведение- разнояйцевых близнецов. Большая степень схожести однояйцевых близнецов — результат действия аналогичной окружающей среды и одной и той же наследственности в совокупности.
Разнояйцевые близнецы часто бывают совершенно непохожи друг на друга по своему телосложению, здоровью, цвету глаз и волос, мускулатуре и по многим другим физическим параметрам. Эти факторы будут у каждого влиять на выбор окружения и тех индивидов, которые больше соответствуют именно ему. Еще можно отметить два важных фактора – это отношение окружающих, прежде всего родителей, к близнецам и отношениями близнецов между собой.
Отношение родителей, к детям может подчеркивать их сходство, и это помогает объединению их в пару, или же наоборот способствовать их стремлению к индивидуализации. От этого в дальнейшем будет строиться их отношения между собой и другими людьми.
Опять генетика и среда. Статья вновь подтверждает важность обоих элементов в развитии личности. Из статьи я узнал о близнецовых исследованиях. Исследователи наблюдали за монозиготными и дизиготными близнецами. Они заметили большую генетическую предрасположенность к выбору схожей деятельности у монозиготных близнецов, а также выявили влияние среды на предрасположенности дизиготных. Также интересны были наблюдения за сиблингами (Sibling — родные брат и сестра). Они показали, что понятие «общая среда развития» — вещь довольно условная. Живя в одном доме, воспитываясь у одних родителей, дети могут чувствовать абсолютно разное к себе отношение, и чем больше это расхождение – тем меньше может быть приспособленность к жизни и соответственно удовлетворённость ей. Эта проблема мне хорошо знакома. Вспоминается все социально-экономические проблемы, которые были в нашей семье, как данные проблемы повлияли на взаимоотношения между мной и сестрой, с которой разница в возрасте составляет 8 лет. Спасибо за статью.
В статье приводиться сравнения психологических особенностей братьев и сестер, родившихся от одной беременности. Я узнала, насколько влияет генетика и среда, в которой живет человек на становление его психики, формирование привычек и стиля поведения. Узнала новое определение, сиблинги, что означает дети одних родителей, понравилось мне это слово, теперь буду называть так своих братьев, между прочим однояйцевых близнецов.
В лично плане я как младшая сестра очень рада что у меня есть сиблинги, потому что братская взаимопомощь для меня во взрослой жизни остается главной опорой в сложных жизненных обстоятельствах, в том числе и таких критических, как болезнь или смерть родителей.
Из статьи я знала, как появляются однояйцевые близнецы и разнояйцовые. Поражает и удивляет тот факт, что первые — это будто единый организм, поделенный на две части, они схожи между собой во всем – во внешности, в характере, в привычках и поведении. Вторые, разнояйцовые имеют разную наследственную природу и только один общий фактор – живот мамы, в которой они находятся во время беременности. Близнецы, развивающиеся из разных яйцеклеток, могут быть совершенно разными и иметь разные склонности.
Интересно было бы узнать могут ли однояйцевые близнецы быть разнополыми?
В профессиональном плане статья будет полезна для родителей воспитывающих близнецов, часто родители стараются все различия между близнецами устранять или уменьшать. Одна комната, одна кровать, одинаковая одежа, один садик, одна школа и так далее, из-за этого могут возникнуть проблемы в восприятии самого себя в виде отдельной личности и своего «я».
Спасибо за статью. Много новых терминов . Такие как коэффициента корреляции (статистическая мера, которая вычисляет связь между двумя переменными) или коэффициента конкордации (согласованность мнений экспертов). конкордантность, неразделенная среда. Всегда была интересна информация про близнецов. В моей семье они не встречались , но в жизни часто пересекалась с ними. Почему то всегда думала что им очень тяжело жить в такой семье. Ведь все считают их одинаковыми, а им это неприятно, ведь каждый из них отдельная личность ! Может быть у них даже возникали проблемы из за этого , что каждый хотел выделиться.Думаю, что такие дети во взрослом возрасте чаще общаться за консультациями к психологам . Поэтому с моей стороны вижу потребность изучить глубже эту тему, чтобы применять ее на практике, в качестве помощи с точки зрения психологии.
Интересная и важная для меня статья, так как мне родители в детстве говорили, что любят меня и брата одинаково, но и я и брат чувствовали и до сих пор чувствуем разницу в отношении родителей к нам. Сейчас для меня эта статья стала актуальной еще и по той причине, что у меня самой родился второй ребенок. И я много думаю на этот счет. Потому что старший сын начал называть сестру «твоя дочь». Из статьи я узнала новый для себя термин «сиблинг» который обозначает родного брата или сестру. Также коэффециенты корреляции и конкордации в исследованиях сиблингов, однояйцовых и разнояйцовых близнецов в различных средах. Естественно, что однояйцовые близнецы в неразделенной среде имеют наибольшее количество сходств.
Спасибо за статью!
По опыту работы в школе с сиблингами могу сказать, что дети, живущие в одной семье имеют частично одинаковые и частично разные аспекты окружение.
Их опыт меняется в зависимости от возраста, пола или жизненных обстоятельств в семье.
Например, в семье 2 сестры. Одной сейчас 13 лет, другой 8. Пять лет назад у них умирла мама. Папа в этой семье и при маме и после ее смерти был еще одним ребенком.
Мама умирала постепенно, поэтому какое-то время она готовила старшую сестру (которой было тогда 8 лет) выполнять ее роль.
С тех пор опыт сестер, естесственно, был разным. Одна фактически выполняла роль матери, другая дочери.
В другом случае, например, есть старший брат (14 лет) и младшая сестра (7 лет).
И сам факт возраста и пола влияет на отношение мамы к ним.
Поэтому они находятся только частично в одной среде.
На ситуацию также влияют от одних отцов эти дети или нет.
Поэтому в одной семье у сиблингов будут общие черты, но все же различий больше.
Кроме того педагогическая подготовленность или неподготовленность родителей также будет влиять на отношения между сиблингами, родителями и тем, какие в итоге вырастут дети.
Узнала новые термины :сиблинг — это дети одних родителей, конкордантность — наличие определённого признака у обоих близнецов, или среди группы людей , неразделенная среда.
Узнала про исследования неразделенной среды, которые показывают почему братья и сестры имеют умеренное сходство по большинству характеристик, которое еще больше снижается с возрастом.
Дети, живущие в одной семье , могут иметь, как частично одинаковые, так и частично разные аспекты окружения. Каждый ребенок имеет свой опыт дома, с друзьями, в школе, с родителями, братьями и сестрами. Так же показалось интересным исследование , которое подтверждает, что родители относятся по-разному к своим детям и дети это чувствуют. В профессиональном плане статья будет полезна при работе с родителями сиблингов, а так же в личной сфере при появлении своих сиблингов.
В результате прочтения данной статьи я узнала такие новые термины: близнецовые исследования, сиблинг, коэффициент корреляции, конкордантность, неразделенная среда.В этой статье подробно описывается как отношение семьи и окружащая среда вляет на развитие и воспитание ребенка,а еще дети чувствуют разные отношения к сестрам и братьям.Когда родители говорят о том,что любят одинаково и дают любовь и заботу-это неправда, испытвать одинаковые чувства невозможно мое мнение.В личном плане данная статья напомнила мне о моей брате и моем детстве, мы выросли в олной семье, но совершенно в разных условиях и с разными обязанностями,интересы и характер и интелектуальные способности у нас совершенно разные.Окружающая среда сделала меня более ответсвенной и самостоятельной, а брата опекали, поэтому он более безотвественный.Генетика передает весь ряд необходимых данных, но если воспитывать по-разному, то и дети будут разные.
Спасибо за статью!
В статье я узнала о близнецовых исследованиях. Это сравнение сходства однояйцевых/монозиготных близнецов и разнояйцевых/дизиготных близнецов. Было интересно прочитать, что генотипическое сходство однояйцевых близнецов способствует получению одинакового опыта в одной среде и это приводит к более схожим фенотипам. А также, даже если однояйцовые близнецы воспитывались в разных семьях, наблюдается схожесть в уровне интеллекта и академических успехов, а так же в выборе хобби, профессии, друзей, супругов и даже еды. Но это работает в схожих сообществах.
Узнала, что даже если дети живут в одной семье, на их развитие влияет неразделенная среда — живя в одном и том же доме, с одними и теми же родителями, каждый ребенок получает собственный опыт. Даже небольшие различия в неразделенном опыте могут повлиять на различия в развитии братьев и сестер.
У меня есть сестра-близнец, мы дизиготные близнецы. Я согласна с данной статьей, так как неразделенная среда явно была в моей жизни и мы с сестрой, хоть и имели схожее взросление, имеем разный опыт и разные воспоминания о детстве.
Большое спасибо за статью! Очень интересны исследования генетических и средовых факторов, которые непосредственно влияют на развитие личности.
Для меня «сибилинг» — это новое понятие, оно означает братьев и сестер, выросших с одними родителями и их взаимоотношения между собой.
Исследования, описанные в данной статье вновь и вновь подтверждают важность атмосферы принятия и уважения в семье, которая просто необходима для формирования здоровой личности. Однако, как бы родители не старались, практически всегда одному из детей достается больше любви и внимания, и это, в свою очередь, влечет за собой его негативное поведение, как крик о помощи и желание обратить на себя внимание, пусть и таким образом.
Спасибо за перевод статьи. Для меня она была интересна, я узнала из нее много новых терминов для себя таких как- сиблинг, близнецовые исследования , коэффициент корреляции, неразделенная среда и конкордантность . Интересно было узнать о том, какие факторы могут влиять на схожесть родных братьев и сестер, а какие нет и как эта же среда может влиять на генетически неродных людей. У меня есть младшая сестра и я все время сопоставляла информацию из статьи с нами. В чем же мы с ней похожи и в чем совсем разные. Также не смогла не отнести к себе результаты исследования про разное отношение родителей к детям. Что у меня, что у моей сестры всегда есть ощущение этого разного отношения, пусть и родители настаивают на обратном. При этом каждой из нас кажется, что любят больше не меня, а ее.
Спасибо за статью , я узнала новые термины близнецовые исследования это исследования которые сравнивают сходства однояйцевых/монозиготных близнецов и разнояйцевых/дизиготных близнецов, сиблинг это родные братья и сестры. Изучении термина «неразделенная среда» заставило меня вспомнить мое воспитание с родной сестрой, несмотря на то что мы росли с ней в одинаковых условиях, мы с ней абсолютно два разных человека по характеру, по внешности и по отношению к родителям. Теперь я понимаю, что является причиной нашей с ней не схожести. Меня удивило исследование которое подтвердило то что если близнецы росли в разных семьях, схожесть между ними будет меньше чем если бы они росли и воспитывались вместе , в тоже время дети не связанные между собой биологически но воспитывающиеся в одной семье будут более похожи в раннем возрасте друг на друга, к более старшему возрасту схожесть уменьшится.
Спасибо за статью! В результате её прочтения я узнала про корреляцию в социальной адаптации между близнецами. Так, однояйцевые близнецы ( имеющие одинаковый генетический набор), выросшие в одной среде, демонстрировали более сильное сходство фенотипов, чем те-же близнецы, выросшие в различной среде ( разлучённые в детстве). Но в более позднем подростковом возрасте, когда начинает проявляться генетическая предрасположенность, эти различия сокращались. Это свидетельствует о том, что генотип имеет огромное влияние на формирование человека и его окружающей среды ( выбор друзей, хобби и т.д.). Но так же огромное значение имеет и среда, в которой формируется человек, его близость с матерью и самоощущение в своей семье в целом. Я, как педагог с 14-ти летним стажем, могу точно определить у кого из группы в 25 человек имеются проблемы дома с родителями. Этих детей видно сразу по их поведению. Но, к сожалению, родители отказываются осознавать свою роль в поведении их детей, считая, что это ребёнок такой сложный, а не они создают дома хаос, в котором их дети не могут гармонично расти и развиваться.
Благодарю за статью,как всегда в статьях,касающихся генетикой,90% терминов для меня новые. В этой познакомилась с такими,как:сиблинг, коэффициент корреляции, конкордантность, неразделенная среда.Для себя отметила,что дети, живущие в одной семье , могут иметь, как частично одинаковые, так и частично разные аспекты окружения и каждый ребенок имеет свой опыт дома, с друзьями, в школе, с родителями, братьями и сестрами.
Хорошо знаком,на личном опыте,тот факт,что даже проживая в одном доме, воспитываясь одними и теми же родителями, дети чувствуют абсолютно разное отношение, и величина расхождения в этом отношении прямопропорциональна дальнейшей приспособленности ребенка к жизни и удовлетворённости ею,в целом. Я-старший ребенок и у нас в семье всегда были двойные стандарты,я росла в строгости,младший брат во вседозволенности,по итогу я выросла достаточно жестким человеком,которому сложно строить близкие взаимоотношения,а брат вырос мягким и гибким.
Пока читала статью, ассоциировала написанное со знакомыми братьями-близнецами. Ребята действительно с самого детства имеют отличия друг от друга, несмотря на то, что изначально воспитывались в одной семье и были окружены, по сути, одними и теми же людьми. Повествование о сиблингах, их сходствах и отличиях, пополнило мою копилку знаний. Ведь интересно, что окружение может относиться к обоим детям по-разному. И не только посторонние люди, но и собственные родители. Это может происходить ввиду различия братьев или сестер в характере, поведении, общей успеваемости в школе и т.д. Более того, характер и поведение могут формироваться в зависимости от того, кто окружает ребят. Возможно, у них разные компании, с которыми они проводят свободное время, имеют разных друзей и интересы, которые формируют их взгляды. И, даже если нельзя недооценивать генетические данные, социальные факторы оказывают существенное влияние на близнецов. Спасибо за интересную информацию!
Статья познакомила меня с такими новыми для меня понятиями как сиблинг, коэффициент корреляции, неразделенная среда. В семье моего родственника родились двойняшки, мальчик и девочка, которые не похожи друг на друга как внешне так и по поведению, характеру, привычкам, предпочтениям в еде, способностям. Я знала, что бывают близнецы- когда дети одинаковые, а бывают двойняшки- когда дети вынашивались вместе, но не похожи друг на друга, но я не знала какая биологическая основа стоит за этим, почему так получается. Благодаря данной статье, я знаю механизм такого явления и его причины. Изучая материалы статьи, я думала о моем сходстве с родной сестрой, мы абсолютно не похожи внешне, но имеем одинаковые жесты, которые сохранились несмотря на то, что мы много лет живем порознь. В детстве мы сильно отличались манерой поведения, предпочтениями в музыке, хобби, успехами в учебе, я связываю это с тем, что мама к каждой из нас относилась по-своему, разная окружающая среда оказывала свое влияние на нас и это стало причиной наших различий.
Спасибо, очень емкая и интересная статья. То что однояйцевые/монозиготные близнецы создаются путем разделения зиготы на два генетически идентичных эмбриона после оплодотворения одним сперматозоидом одной яйцеклетки, а разнояйцевые/дизиготные близнецы развиваются из двух яйцеклеток, оплодотворенных двумя сперматозоидами — для меня не новость! А вот то что дизиготные близнецы не более сходны, чем другие братья и сестры — удивило. Новым стало понятие сибилинги — это родные братья и сёстры. Узнала так же что однояйцевые близнецы склоняются к одинаковому виду деятельности и получению идентичного опыта, а разнояйцевые напротив, чаще выбирают собственные интересы. А еще исследования подтверждают тот факт, что родители по-разному относятся к детям, особенно к детям разного возраста или пола я единственный ребёнок в семье, а вот у мужа есть родная сестра, младше его на 7лет, и он постоянно вспоминает, что отношение к нему после рождения сестры очень изменилось, как со стороны матери, так и со стороны отца.
Близнецовые исследования, как и исследования сиблингов, наиболее показательны, когда дети разделены в силу каких-то обстоятельств, и живут в разных условиях. Я отметила моменты абсолютного сходства монозиготных близнецов, и сходства на уровне родных братьев/сестер, не являющихся близнецами, у дигизотных детей. Среди моих родственников есть и одно-, и разнояйцевые близнецы, и я как раз увидела в них результаты подобных исследований. Мне всегда было интересно, как мои дядюшки – разнояйцевые близнецы, живя в разных городах, и женились примерно в одно и то же время, и дети у них родились «параллельно» — погодки-мальчики, а затем погодки-девочки) Здесь как раз я увидела корреляцию генотипов, не абсолютную, но тем не менее умеренно присутствующую. Интересным для меня явился тот факт, что приемный ребенок перестает быть похожим на остальных членов семьи, когда он узнает о своем происхождении. Т.е. в этот момент происходит смена самоидентификации – ребенок начинает искать в себе несхожесть, и он ее находит, т.к. знает причину. Также отметила, что родители чаще считают, что одинаково относятся к своим детям, тогда как на самом деле этого не происходит, и дети это чувствуют сильнее. В то же время дети склонны драматизировать подобные ситуации, и истина находится как раз между детским и родительским восприятием.
Спасибо за перевод статьи, очень интересная тема для меня. Я познакомилась с новыми терминами: близнецовые исследования, новым стало понятие сибилинг — это родные братья и сёстры. , коэффициент корреляции, конкордантность, неразделенная среда. Что касается близнецов в моем окружении их нет, понаблюдать не получилось, а вот разное отношение родителей к своим детям, это я на себе прочувствовала. У меня старший брат , где мать его всегда любила и опекала больше чем меня, потому, что он менее приспособленный к жизни, в детстве заикался и требовал к себе больше внимания, или потому что в нашей семье женщины больше любят мальчиков, мне даже крестная в детстве призналась, что к девочкам она равнодушна, а вот мальчиков она любит. Поэтому с самого детства ощущение ненужности в своей семье испытываю постоянно, но в отличие от брата, выросла более приспособленная, есть свои плюсы. Поэтому у меня один ребенок, чтоб вся любовь досталось ей. Вообще всю свою сознательную жизнь пытаюсь разобраться и понять, почему у родителей такое отношение к детям разное. Как родители могут дать жизнь своим детям и как сделать их или счастливыми, либо несчастными. В личном плане, получила ответы на интересующиеся меня вопросы. Поняла, что надо более глубже изучить эту тему, чтоб решить свои детские проблемы.
Посредством данной статьи я узнал о вариантах развития сибилингов, однояйцевых и разнояйцевых близнецов относительно генов, социального окружения, родной или приёмной семьи. И на столько интересными могут быть эти конструкторы. Удивило например , что связь однояйцевых близнецов на столько генетически сильна, что даже воспитываясь в разных семьях они скорее всего пойдут по одному пути развития. Чем старше, тем больше свободы выбора и тем больше схож результат действий . Очень интересным показалось , что братья и сестры, воспитываясь в одних условиях совершенно разно реагируют на воспитание, общение, обучение, преподавателей в школе. И
что одному «хорошо», то другому деструктивно. Отсюда и разница реакций во взрослой жизни.
В своём опыте отметил себя и сестру. Очень забавно наблюдать воспоминания и тем кем мы стали будучи взрослыми. Вроде одно и то же все было, а разница колоссальна.
Спасибо.
Добрый день. Спасибо Всем за данную статью. Из данной статьи я узнал что такое однояйцевые и много яйцевые близнецы. Так же я узнал что однояйцевые близнецы схожи в выборе своего развития ни зависимо от условий роста, как хобби, спорта, увлечений так и сферы трудовой и интеллектуальной деятельности. Много яйцевые близнецы же в выборе ни так схожи и тут уже очень важна среда воспитания и акцент родителя на одного из близнецов. Я в своей семье чувствовал акцент родителя на своей младшей сестре и так как описано в статье стал противостоять своим природным возможностям в обучении бунтовал и протестовал. Начал прогуливать, не приходить домой, поведение и успехи в учебе скатились на нет. Тогда когда моя сестра реализовалась во всех сферах .
Спасибо за статью! Много новой информации я узнала из нее.В статье я познакомилась с понятиями коэффициент корреляции и коэффициент конкордации, и как с помощью данных понятий проводились близнецовые исследования и исследования сиблингов. Т.е выявления общих характеристик и различий. Если с исследованиями близнецов более-менее понятно, то исследование «неразделенной среды» удивило и заставило задуматься. В исследовании говорится о том, что братья и сестры находясь в одной среде, т.е. семье, могут иметь как сходства,так и различия. Пережитый опыт в одинаковой среде здесь главный фактор. У меня есть брат, который младший меня на 9 лет. Мы с ним разные по характерам люди. Считаю, что различия между нами и связаны с различным пережитым опытом, различным окружением и разным отношением родителей к нам. Раньше не задумывалась, почему в одной одной семье вырастают непохожие друг на друга дети. Для себя отметила взаимосвязь близости/участия родителей и поведения детей в школе. Т.е чем меньше родители с детьми близки, тем больше дети хулиганят. Для меня эта информация важна,т.к. являюсь мамой двоих детей разного пола и возраста. В профессиональном плане эта информация дает мне то,что проблема непослушных детей лежит глубоко в родительско-детских взаимоотношениях. И пути решения задач данной проблемы необходимо искать именно в отношении родителей к детям. В личном плане эта информация мне полезна при взаимоотношениях меня, как мамы и моих детей. Неоднократно я слышу то от дочери, то от сына, что другого я люблю больше. Стоит подумать и разобраться, манипуляция ли это с их стороны или мои пробелы. В статье приводилось обсервационные исследования, где подтвердился факт, что родители по-разному относятся к детям, особенно к детям разного возраста или пола. Считаю, что главное для родителя создать такие условия для детей, чтобы дети могли развиваться и не чувствовать себя обделенными и обиженными.
Сходство.
Из статьи я узнала ряд новых терминов:
-близнецовые исследования (сравнивание сходства разных типов близнецов),
-коэффициент корреляции (мера, вычисляющая связь переменных),
-коэффициент конкордации (согласованность мнений экспертов).
-сиблинги (дети одних родителей).
То, что родители к детям относятся по-разному доказали исследования в этой статье. Дело может быть как в возрасте, так и в поле детей.
Так же узнала, что дети, выросшие в одном доме, не обязательно растут в одной среде. Такие братья и сестры демонстрируют умеренное сходство.
Интересно было узнать о том, что однояйцевые близнецы демонстрируют схожий уровень интелекта, успехов, предпочтений в еде и хобби, даже если воспитывались раздельно. Однако, конечно, уровень схожести падает при различии в воспитании.
Спасибо за интересную статью. Прочитав её, я освежила свои знания по поводу близнецового метода исследования(исследования, где сравниваются монозиготные и дизиготные близнецы), а также о коэффициенте корреляции(статистическая мера, вычесляющая взаимосвязь между переменными). Новым стало понятие «коэффициент конкордации», то есть согласованность мнений экспертов. Также узнала о понятии сиблингов — это родные братья и сёстры разного возраста.
Поразил факт того, что однояйцевые близнецы, воспитываемые в одинаковых условиях с возрастом всё больше отличаются друг от друга. Также удивительным стал факт того, что даже если родители думают, что относятся к своим чадам одинаково, сами дети, зачастую, так не считают. Это объясняется разностью восприятия, а также неразделённой средой, то есть тем опытом, который он получается индивидуально (различные коммуникации с друзьями, учителями и родителями).
В профессиональном плане поняла, что проблема не одинакового отношения родителей к детям может возникать часто и это нормальное явление.
В личном плане отметила, что как бы мы с сестрой не упирались и не говорили о том, что мы абсолютно разные, всё равно, есть в нас и что-то схожее.
Задумалась над тем, насколько сильно могут различаться реакции, поведение и социальная жизнь однояйцевых близнецов, ведь в моей жизни есть очень яркий пример (мама и крёстная).
Спасибо за очень познавательную статью. Мне всегда интересно читать информацию о близнецах. В данной статье я узнала новые понятия- сиблинг и конкордантность. Интересно было узнать о исследованиях, которые проводили между приемными братьями и сестрами, не связанные биологически друг с другом, но живущие в одной семье. Так же любопытно было прочитать о тех детях, которые были разлучены в детстве. В моем окружении есть и взрослые люди близнецы и дети. Если проанализировать их жизнь на данный момент, то у взрослых близнецов больше различий ( уровень жизни, профессиональная деятельность, состав их семьи и тд). У детей близнецов пока намного больше общего ( друзья, успехи в учебе, выбор профессии и тд).
Тема описанная в статье на мой взгляд интересная и не однозначная. Согласна с тем, что для исследователей интересны генетические близнецы , но выросшие в разных условиях. Ранее читала , что такие дети , не смотря на разную окружающую среду , найдут условия , что бы развить именно те качества, которые заложены в них генетически и все равно будут иметь сходство между собой именно в этом. Интересно было узнать из статьи, что в статье так же описан этот поведенческий механизм близнецов воспитывающихся в разных семья, что дети с возрастом выбирают среду и сферу деятельности исходя из генотипа
Из за этого можно сделать вывод, что генетика в развитии ребёнка является определяющей в его формирование , но интересно то, что окружающая среда может ограничить развитие некоторых генетических способностей не предоставив таких возможностей — и это для меня новое открытие , о котором я узнала из статьи.
Спасибо за статью. Я узнала новые термины, это — близнецовые исследования, сибилинг, коэффициент корреляции, конкордантность и неразделённая среда. Интересными для ученых являются семьи, где дети были разлучены в детстве. В семье ребёнок получает индивидуальное воспитание, несмотря на то, что родители одни и те же. Пережитый опыт является главным фактором. Было интересно прочитать, что генотипическое сходство однояйцевых близнецов способствует получению одинакового опыта в одной среде и это приводит к более схожим фенотипам. Однако, даже если однояйцовые близнецы воспитывались в разных семьях, наблюдается схожесть во вкусовых предпочтениях, выборе профессии, и уровне интеллекта.
Анализируя собственный опыт, я с усмешкой отметила, что в силу разной окружающей среды и отношения со стороны взрослых, мы с моими братьями абсолютно разные, и единственное, что у нас общего — один родитель.
Из статьи я узнал новые термины: «близнецовые исследования», «конкордантность». Конкордантность показывает различия между братьями и сестрами. Интересно было узнать, что если дети выросли в одной семье, то это ещё не значит, что они выросли в одной среде. Т.е. у ребенка формируется определенный круг общения в пределах семьи и за её пределами. Даже общаясь с одним и тем же человеком, дети воспринимают его по-своему. Соответственно каждый из детей получает индивидуальную и уникальную среду развития. Статья натолкнуло на идею, что что родители по-разному относятся к детям, особенно к детям разного возраста или пола. Думаю, трудно одинаково относиться к детям даже одинакового возраста и пола. В личном плане информация заставила меня задуматься о важности способности приспосабливаться. Т.е. гибко адаптироваться к окружающей среде, а не проявлять ригидность.
Из статьи я узнала о том, как влияет генетика и окружающая среда на индивидуальное развитие близнецов. Узнала, как получаются монозиготные и дизиготные близнецы. Исследования показывают, что развитие, интересы, характер, наклонности зависят как от генетики, так и от окружающей среды (от отношения к ребенку взрослых, от получаемого опыта вне семьи, от осознания ребёнком того факта, что он приёмный или родной). Даже для однояйцевых близнецов, генетически имеющих максимальное сходство, окружающая среда родного дома будет разной и, соответственно, они не будут развиваться одинаково. Статья и приведённые в ней исследования показывают, что на развитие и характер близнецов влияют множество факторов и невозможно однозначно утверждать, что близнецы будут развиваться и иметь одинаковый характер и траекторию жизненного пути.
Спасибо за статью. После прочтения статьи задумалась о взаимоотношениях моих родителей к моим сестрам. Удивительно в детстве было такое, я чувствовала что сестру мама любит больше чем меня и относится к ней как-то по другом нежели ко мне. В профессиональном плане отметила для себя, что матери сообщившие о меньшей близости с одним из детей, могут оправдать это, сказав, что он более проблемный, чем его брат или сестра. Интересно, что дети, которые имели меньшую близость с матерью, чаще получали замечания в школе и совершали правонарушения. Однояйцовые близнецы имеют больше сходства. Это действительно так и одна из близнецов. Моя сестра внешне похожа на меня в детстве нас было не различить. С возрастом мы меняемся по разному это зависит от образа жизни.
В результате прочтения статьи я узнал о различной степени влиянии генетических факторов и факторов окружающей среды на формирование близнецов, просто братьев и сестер, а также сводных братьев и сестер. Исследования показали, что однояйцевые сиблинги (те, которые сформировались путем деления одной оплодотворенной яйцеклетки на две) имеют высокий уровень сходства в уровне интеллекта, успехах в учебе, схожи в выборе увлечений, сфер деятельности, друзей, даже если они воспитывались раздельно. Что касается сводных братьев и сестер, воспитывающихся в одной среде, то чем старше они становятся, тем больше проявляются генетические отличия, а в раннем и среднем возрасте сходство максимально высоко.
Из статьи я узнала о существовании теории влияния окружающей среды на сходства и различия человека. Прочитав всю статью, я задумалась на тему, зачем эти исследования нужны, и какую пользу они смогут принести обществу. Пока этот вопрос остался для меня открытым. Статья дала мне возможность в очередной раз увидеть применить таких терминов, как какиблинг, коэффициент корреляции, конкордантность, генотип. В своей жизни я с ними практически не сталкиваюсь, за счет чего они быстро мною забываются.
Интересным было исследование про отношение родителей к своим детям (братьям и сестрам). Я увидела себя в этой статье, и задумалась, а как же я отношусь к своим детям. Подумав, могу сказать, что к каждому ребенку у меня отдельное отношения, и требования у меня ко всем разные. Дети мне иногда высказывают, что я одному разрешаю, а другому нет. Они сравнивают мое отношение друг к другу. Мне необходимо понять, как мне себя вести в тех случаях, когда от детей прилетает претензия. А делать одинаковым свое эмоциональное отношение к детям, я считаю абсурдным. Хотя бы учитывая тот факт, что у них разный пол, и разница в возрасте между младшим и старшей составляет 11 лет.
Во время прочтения данной статьи сразу вспомнила достаточно нашумевшую в свое время историю о трех братьях-близнецах, которых по определенным обстоятельствам разлучили в детском доме м определили в разные семьи. По данной истории был снят документальный фильм «Три одинаковых незнакомца», благодаря чему я вижу яркое подтверждение всему вышесказанному с статье. Несомненно, набор генов служит отправной точкой для формирования личности, но непосредственно окружение оказывает сильнейшее влияние на последующую судьбу человека. Воспитание, материальное обеспечение, уровень образование и доступности благ во многом формируют отношение к жизни с самых первых дней, что подтверждается многими примерами.
Читая данную статьи сразу вспомнила достаточно нашумевшую в свое время историю о трех братьях-близнецах, которых по определенным обстоятельствам разлучили в детском доме м определили в разные семьи. По данной истории был снят документальный фильм «Три одинаковых незнакомца», благодаря чему я вижу яркое подтверждение всему вышесказанному с статье. Несомненно, набор генов служит отправной точкой для формирования личности, но непосредственно окружение оказывает сильнейшее влияние на последующую судьбу человека. Воспитание, материальное обеспечение, уровень образование и доступности благ во многом формируют отношение к жизни с самых первых дней, что подтверждается многими примерами.
Новые термины: сиблинг, конкордантность, неразделенная среда. Так же новым стало то, что если близнецы жили в одном доме, то схожесть однояйцевых близнецов по сравнению с разнояйцовыми- такие различия будут трактоваться их генетикой. Так же в статье указывается на то, что у однояйцевых близнецов схожесть в выборе еды профессии, хобби и т.д. будет очень высока, даже если они росли в разных семьях. Если в приемной семье подчеркивается статус ребенка как приемного, то, скорее всего, ребенок начнет себя специально отделять от такой семьи, т.е. начнет искать разницу между другими членами семьи и их ценностями. Еще в статье рассказывается о детях разного пола и разного возраста. Эта часть статьи открыла для меня факт, с которым я наконец-то смирилась-детей любят родители по-разному. Хотя я всегда слышала, что мама любит нас с братом одинаково. но время показывает другое. Спасибо за статью, прочитав ее, смогла разобраться со своими личными проблемами.
Из статьи узнала о влиянии окружающей среды и генетики на семейное сходство близнецов и сиблингов.
Оказалось , что монозиготные близнецы по сравнению с дизиготными генетически ближе. Даже живя в разных семьях, они похожи своими предпочтениями и действиями.А с возрастом сходство разделённых однояйцевых близнецов даже увеличивается, благодаря приобретаемой свободе выбора. Но, если условия окружающей среды сильно различаются или потребности ребёнка подавляются, коэффициент корреляции между монозиготными близнецами будет небольшим.А при разделённом воспитании дизиготных близнецов их сходство совсем небольшое.
Сиблинги живущие вместе, из-за получения разного личного опыта,тоже будут терять своё сходство.
Мне было интересно узнать об исследованиях ,где дети, имеющие меньшую близость с матерью, становятся более асоциальны, чем их сестры или братья,к которым у матери более лояльное отношение. Для себя я сделала вывод,что условия окружающей среды,конечно,важны,но основное влияние на детей оказывают родители.
Благодаря Близнецовым исследованиям сравнивая сходство однояйцевых/монозиготных близнецов и разнояйцевых/дизиготных близнецов можно наиболее точно изучить вклад генетики и социальных факторов на развитие ребенка.
Коэффициент корреляции — статистическая мера, которая вычисляет связь между двумя переменными.
Мне было интересно узнать, что чем сильнее ребенок осознает свой статус приемного, тем чаще он начинает искать различия между ним и другими членами семьи, противодействовать им и их ценностям. Неблагополучный родитель, например, может направлять агрессию только на одного ребенка. Также исследования показали, что чем больше близость родителя к ребенку — тем лучше его приспособляемость в социуме.
Так же исследования подтвердили значимость социальной обстановки для раскрытия и развития положительного потенциала: если доступ к интересным сферам жизни ограничен то генетически высоко интеллектуальные дети или дети с предрасположенностью к общительности не развиваются в должной мере.
Раньше предполагалось, что дети, выросшие в одной семье, живут в одинаковой среде. В настоящее время признано, что существует ряд факторов который формирует индивидуальную среду как следствие — индивидуальные реакции.
Из статьи я узнала о том как влияют на развитие человека генетические факторы и окружающая среда. Так ученые проверяют теорию на семьях где есть приёмные дети и родные братья и сёстры, предполагая, что сходство приемных детей с родителями — это влияние окружающей среды, а сходство с биологическими родителями — это влияние генетических факторов. На примере исследования развития близнецов также проверяется уровень влияния генетики и среды, поскольку близнецы бывают однояйцевые (практически идентичные), и двуяйцевые(практически разные). Измеряется коэффициентом корреляции(статическая мера, которая вычисляет связь между двумя переменными и оценивает уровень развития сиблингов), и коэффициентом конкордации(согласованность мнений экспертов, когда у сиблингов появляется характерная черта или заболевание и вычисляется частота возникновения в зависимости от условий). Коэф.корреляции и коэф.конкордации — это новые для меня термины, как и сиблинги — братья, сестры. Так однояйцевые близнецы будут более схожи в выборе деятельности и во вкусах, чем двуяйцевые. Но если учесть такой фактор как приемная семья(влияние среды), то не все так однозначно. Приёмные дети показывают сходство до подросткового периода, дальше становится больше самостоятельности и свободы выбора, где ребёнок выбирает свои интересы и различия становятся заметны. Это навело меня на мысль, что маленькие дети копируют и приспосабливаются к среде. Ещё один фактор — это ограничения в семье, которые мешают развитию ребёнка и раскрытию его генетической предрасположенности, например ограничивается интеллектуальное развитие, не приветствуется в семье, или у ребёнка есть предрасположенность к общению но приемная семья замкнутая. Но что удивительно неразделенной среда, где родные братья и сёстры живут под одной крышей не так уж и одинакова как оказалось. В зависимости от возраста братьев и сестёр, их пола, наличия болезней среда становится разной и развитие соответственно тоже. Родителям кажется что они относятся к детям одинаково, но дети так не считают. Факторы влияющие на восприятие: близость с мамой, разделение родительских обязанностей, участие в жизни семьи и принятии решений. Вот и вернулись к теме привязанности между родителями и ребёнком, где ненадежный тип привязанности может привести к деструктивному поведению в виде хулиганства, что ещё больше осложняет отношения.
В статье для меня были новыми термины коэффициент корреляциии, коэффициент конкорнации. Вспомнила кто такие моно и дизиготные близнецы. Поняла, что лучше изучать как генетика и условия среды влияют на человека лучше на примере сиблингов и близнецов, особенно если они росли отдельно. Как я поняла из статьи, что окружающая среда на близнецов влияет сходно когда они воспитываются вместе, особенно в случае монозиготных близнецов, т.к за счет генетического сходства они вызываю схожие реакции на них окружающих. А вот в случае сиблингов реакция на них родителей даже разная, у этих детей свое окружение, хобби, разный возраст, соответственно у коэффициент корреляции низкий. Узнала, что когда родители более или менее одинаково общаются и взаимодействуют со своими детьми, дети воспринимаю это по-своему, т.е есть детские установки.
Прочитав статью, я узнала такие новые термины как коэффициент корреляции, конкордантность, неразделенная среда.
Мне интересна тема изучения сходства членов семьи, а именно: «от чего зависит так называемая похожесть членов семьи». Для меня стало удивительным, что ребёнок может быть схож даже с приемным родителем, и влияние здесь оказывает окружающая среда. Сходство с биологическими родителями обусловлено генетикой.
Интересное исследование об опросе мам и подростков. Оказалось, что дети, которые по их мнению получали меньше внимания, зарабатывали в школе замечания. Я перенесла этот пример на себя. В личном плане я задумываюсь о том, как растить своего ребенка, чтобы не навредить ему, чтобы не было этих замечаний в школе; но при этом я не задумывалась, почему я таскала замечания из школы, хотя всегда чувствовала родительскую любовь.
Вечная тема — ребёнок генетически предрасположен к чему-либо или это влияние воспитания. В реалиях чаще так: все хорошее, конечно, личный вклад воспитания, а все плохое — генетика партнера. Но это шутки.
Тема «генетика/воспитание» меня очень увлекает. Когда у меня родился второй ребёнок, я сразу дала понять окружающим, что нечего сравнивать моих детей. Потому что у моих детей разные родители — это значит, что отношение к воспитанию и быт совсем разный; и у моих детей изначально был разный социум, позтому нечего их сравнивать — разные и все тут.
Куда интереснее тема с близнецами. У меня учатся ребята близнецы, я не знаю, моно- или дизиготные они, но наблюдаю за процессом их развития в коллективе и в обучении с большим интересом.
После прочтения данной статьи я узнал какое бывает семейное сходство в зависимости от той среде в которой растёт человек. Меня удивило зависимости от того какой среде будут расти дети которые мы происхождению от одних родителей чем будет исход ства и различия. Познакомился с таким понятием как Сиблинги (родственники братья и сестры). Профессиональным личностном плане данный информация дает мне понимание каким образом развивается дети зависимости от их генетической предрасположенности с учётом различных жизненных условий а именно благополучная семья либо не благополучная. Главные идеи данной статьи считаю ознакомления с генетические предрасположенностями детей в зависимости от родителей которых воспитали и место где они выросли. Спасибо.
Из статьи я узнал, что сиблинги — это родные братья и сестры, конкордантность — это согласованность мнений экспертов. Также меня удивило, как сильно влияет генетика на выбор хобби, занятий, окружения (на примере с однояйцевыми близнецами, живущими в разных семьях). Раздел «почему я» заставил меня вспомнить мою родительскую семью. Мой родной брат старше меня почти на 4 года. С детства у него было больше ответственности. В том числе, за мои поступки, мою безопасность. Я вижу, что это повлияло на взрослую жизнь, в частности, на успехи в карьере. Статья заставила меня задуматься о том, насколько важно соблюдать нейтралитет при воспитании детей разного пола или разного возраста. Это даст возможность детям в будущем более естественно и уместно чувствовать себя, поступать более спонтанно.
В результате прочтения данной статьи я узнала о том, что на развитие ребенка и формирование его индивидуальных отличий влияют факторы окружающей его среды, ничуть не меньше (а может и в большей степени), чем его генетическая предрасположенность. Этот факт меня впечатлил, ведь я всегда считала, что генетика доминирует над социальной средой. Удивило же меня то, что однояйцевые близнецы показывают более высокое сходство в предпочтениях на разных уровнях жизни (хобби, супруг, еда, работа и интеллектуальная деятельность), нежели многояйцевые. Я познакомилась с такими психологическими понятиями как: близнецовые исследования сравнивают однояйцевых и разнояйцевых близнецов; сиблинг, коэффициент корреляции – статистическая мера, показывающая связь между двумя переменными, конкордантность – согласованность экспертных мнений; неразделенная среда – воздействия, которые неодинаковы у детей, воспитываемых вместе, и которые повлияли на формирование индивидуальных различий. Данная информация и в профессиональном и в личностном плане показывает мне важность формирования правильной среды для развития себя и других, а также, что очень важно учитывать влияние среды на клиента при консультировании. Это заставляет меня задуматься о том, что если я хочу изменений в своей жизни, я должна изменить и среду, которая однозначно оказывает на меня влияние.
Спасибо за статью.
После прочтения этой статьи я узнала, что есть монозиготные и дизиготные близнецы, так же узнала о том как влияет на детей жизнь в разных домах, а так же отношение родителей, если дети живут в одном доме.
Меня впечатлило, что братья и сестры живущие в одном доме и биологически не связанные в раннем и среднем детстве максимально похожи.
Я познакомилась с такими понятиями как монозиготные близнецы (создаются путем разделения зиготы на два генетически идентичных эмбриона после оплодотворения одним сперматозоидом одной яйцеклетки), дизиготные близнецы (развиваются из двух яйцеклеток, оплодотворенных двумя сперматозоидами). Так же узнала про исследование неразделенной среды (дети, живущие в одной семье и в одном доме, могут иметь, как частично одинаковые, так и частично разные аспекты окружения, что влияет на различие в развитии детей).
В профессиональном плане эта информация дает мне понимание точки зрения и поведения детей живущих в разных местах от своих братьев/сестер, а так же понимание детей живущих под одной крышей, но считающих себя обделенными. В личном плане эта информация мне ничего не дает, так как родных братьев и сестер у меня нет. Применима эта информация в работе с клиентами.
Ни на какие идеи прочтение этой статьи меня не натолкнуло.
Из статьи я узнал, что учёные проводят исследования с детьми, которые были разлучены в детстве и стали жить — одни в приёмных семьях, а другие с родителями. Ученые установили, что дети которые жили в приёмных семьях отражают сходство с родителями через влияние окружающей среды, в то время как сходство с биологическими родителями отражается через генетические факторы. Так же из статьи я узнал, что приёмные братья и сёстры похожи в раннем и среднем возрасте. Это происходит благодоря многим факторам и прежде всего тому, что они живут в одном доме. Но чем старше они становятся тем больше проявляютс их личные фенотипические способности, такие как характер, интерес, способности и тем очевидней различия.
Так же из статьи я узнал про неразделённую среду. Что хотя дети могут жить, расти и развиваться в одном доме, под одной крышей, казалось бы в одинаковой среде, но они будут разные, то-есть они будут демонстрироват меньшее сходство по большенству характеристик.
Живём в одном доме, мы так похожи, но мы абсолютно разные.
Спасибо.
Благодарю за статью! Из нее я узнала о том, как влияет генетика и окружающая среда на индивидуальное развитие близнецов. Так же я познакомилась с такими понятиями как: сиблинг, коэффициент корреляции, конкордантность, неразделенная среда. Узнала, как получаются монозиготные и дизиготные близнецы. Любопытным стало то как исследования показывают, что развитие, интересы, характер, наклонности зависят как от генетики, так и от окружающей среды (от отношения к ребенку взрослых, от получаемого опыта вне семьи, от осознания ребёнком того факта, что он приёмный или родной). Поразительно, но даже для однояйцевых близнецов, генетически имеющих максимальное сходство, окружающая среда родного дома будет разной и, соответственно, они не будут развиваться одинаково. Статья и приведённые в ней исследования показывают, что на развитие и характер близнецов влияют множество факторов и невозможно однозначно утверждать, что близнецы будут развиваться и иметь одинаковый характер и траекторию жизненного пути. В личном и профессиональном плане информация заставила меня задуматься о важности способности приспосабливаться. т.е. гибко адаптироваться к окружающей среде, а не проявлять ригидность.