Рассмотрим три ситуации:
- Ребенок приглашен на день рождения;
- любимый питомец другого ребенка умирает;
- ребенок услышал громкий, неожиданный хлопок.
В каком возрасте дети начинают осознавать эмоциональные реакции, которые сопровождают эти события? В процессе развития дети не только меняют реакции выражения эмоций, но и обретают понимание эмоциональных терминов и ситуаций, которые вызывают те или иные чувства. Эти знания можно назвать эмоциональными сценариями, т. е. сложными схемами, включающими осознание типов эмоциональных реакций, которые сопровождают различные события (Lewis, 1989).
С раннего возраста дети могут указать, что они понимают типы ситуаций, которые вызывают разные эмоции. В одном из первых классических исследований Борке (1971) демонстрировал детям 3-х и 4-х лет истории с простым сюжетом (человек заблудился в лесу, поругался с кем-то или пошел на вечеринку). Испытуемых просили указать эмоции, которые, вероятно, испытывают герои рассказа. Дети смогли легко идентифицировать ситуации, которые приведут к счастью, и достаточно хорошо определяли истории, которые были связаны с грустью или гневом. Более поздние исследования (Stein & Trabasso, 1989; Trabasso, Stein, & Johnson, 1981) показали, что 3-х и 4-х летние дети могут описывать ситуации, вызывающие такие эмоции, как счастье, возбуждение, удивление, грусть, гнев и страх. Маленькие дети четко осознают, какие эмоции вызывают различные ситуации.
Более того, эти знания помогают детям понять чужие эмоции:
Предположим, что ребенок знает, что случилось с другим ребенком, но видит его эмоциональную реакцию. Например, ребенок слушает сказку, в которой главный герой потерялся в лесу или получил подарок. Ребенок должен уметь предвидеть эмоциональную реакцию главного героя. Точно так же, узнав, что персонаж рассказа или товарищ по играм испытывает определенную эмоцию, ребенок должен быть в состоянии думать о возможных причинах… Дети могли бы использовать такую информацию, чтобы управлять своим поведением по отношению к другим людям. Они будут знать, какие ситуации создавать, чтобы вызвать нужную реакцию (спровоцировать, развлечь или дать отпор) (Harris, 1989, р. 67).
Однако понимание детьми раннего возраста ситуаций, сопровождающих разные эмоции, все еще ограничено. Пятилетние дети, например, понимают ситуации, которые приводят к эмоциям, которые имеют узнаваемое выражение лица или поведение (злость, радость или грусть). К 7-ми годам дети могут описывать ситуации, которые вызывают эмоции без явных выражений лица или поведения, таких как гордость, ревность, беспокойство и чувство вины. К 10-ти и 14-ти годам дети могут описывать ситуации, которые вызывают облегчение и разочарование (Harris, Olthof, Meerum, Terwogt, & Hardman, 1987). Подобная последовательность развития встречается в различных культурах, включая Великобританию, США, Нидерланды и даже отдаленную гималайскую деревню в Непале (Harris, 1989). Еще один аспект эмоционального понимания, который постепенно развивается — это осознание того, что одновременно могут существовать противоречивые чувства.
ПОНИМАНИЕ ДЕТЬМИ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ЧУВСТВ
Младенцы часто выражают амбивалентность (двойственность), одновременно стремясь к контакту и сопротивляясь тому, чтобы их взяли на руки. Так же малыши могут называть своего новорожденного брата или сестру «плохим ребенком» и бережно играть с ним. Ясно, что дети с самого раннего возраста способны испытывать противоречивые чувства, но осознание того, что две противоречивые эмоции могут быть испытаны одновременно, развивается медленно.
Сьюзан Хартер и ее коллеги (Harter & Buddin, 1987; Harter & Whitesell, 1989) обнаружили, что способность детей понимать противоречивые эмоции демонстрирует четкую последовательность их развития. Ученые просили детей в возрасте от 4-х до 12-ти лет описать ситуации, которые вызывали бы разные эмоции (например, грусть, радость, злость, страх) подряд или две эмоции одновременно.
Эта процедура выявила пять стадий. Оказалось, что самые маленькие дети на первой стадии не могут одновременно координировать две эмоции. Ребенок предполагает, что ситуации вызывают только одну эмоцию («Вы не можете испытывать два чувства одновременно»).
На второй стадии, примерно к 6-ти годам, дети начинают проявлять некоторые признаки способности воспринимать две эмоции одновременно. Однако эти чувства всегда одного и того же типа («Я был счастлив и горд, что добился успеха». «Когда мой брат испортил свои вещи, я был расстроен и зол»).
На третьем этапе, примерно в возрасте 8–9 лет, дети способны описывать ситуации, которые вызывают две эмоции одновременно, но в ответ на разные цели (например, «Мне было скучно, потому что мне было нечего делать, и я злился, потому что моя мама наказала меня».»).
Ни на одной из этих ранних стадий дети не могут осознать, что противоположные чувства существуют одновременно. Только на четвертой стадии к 10-ти годам дети способны описывать ситуации, которые связаны с противоположными чувствами, такими как радость и печаль. Сначала они начинают описывать только ситуации, связанные с двумя отдельными целями («Я сидел в школе и беспокоился обо всех обязанностях, связанных с новым домашним питомцем, но был счастлив, что получил пятерки в дневник»). Или две цели представляют разные аспекты одной и той же ситуации (например, «Я был зол на своего брата за то, что он ударил меня, и рад, что мой отец разрешил мне ударить его в ответ»).
В 11 лет дети, наконец, способны понять, что две противоположные эмоции (например, грусть и радость) могут быть вызваны одной и той же целью (например, «Я был счастлив, получить подарок, но злился из-за того, что это не то, чего я хотел).
Таким образом, дети проходят через интересный процесс умственного развития. Начинается он с понимания того, что от события возможны только отдельные эмоции и приходит к осознанию, что два чувства могут возникать одновременно. При этом только на заключительной стадии два разно полярных чувства (положительные и отрицательные эмоции) могут существовать, как реакция на одно и то же событие.
Ясно, что способность детей понимать и выражать свои знания об эмоциях развивается медленно и значительно отстает от способности детей испытывать амбивалентность и смешанные эмоции. Как и во многих аспектах развития, способность переживать и способность формулировать и признавать свой опыт могут развиваться с разной скоростью.
Источник: Harter, S., & Buddin, B. (1987). Children’s understanding of the simultaneity of two emotions.
По мере своего развития дети учатся учитывать более широкий круг аспектов ситуации, таких как цели и желания действующих лиц. Дети осознают, что эмоциональные выражения порождаются внутренними состояниями, а не зависят исключительно от характеристик ситуации. Исследование, проведенное Харрисом и его коллегами (Harris, Johnson, Hutton, Andrews, & Cook, 1989), иллюстрирует, как дети учатся интерпретировать реакцию на определенное событие с точки зрения собственных желаний, а также с точки зрения желаний и целей героев рассказа. Детям рассказывали о вкусовых пристрастиях сюжетного героя — игрушечного слона. Согласно этой истории, обезьяна обманула слона, заменив всю кока-колу молоком. Дети предсказывали, что почувствует слониха, когда она узнает настоящее содержимое, выпив из банки. Четырех и шестилетние дети корректировали свой прогноз в зависимости от предпочтений слонихи. Если слонихе нравилось молоко, они говорили, что она была счастлива обнаружить молоко в бидоне. Если ей нравилась кока-кола, они правильно отмечали, что ей было бы грустно найти молоко вместо газировки. Короче говоря, ребенок может выйти за рамки ситуации и принять во внимание желания другого человека.
Детское понимание сложных эмоций: гордость, вина и стыд
По мере своего развития дети начинают понимать более сложные эмоции, такие как гордость, вина и стыд. Понимание этих эмоций зависит от способности детей оценить роль множества факторов и выходит за рамки понимания отдельных факторов, которых достаточно для таких основных эмоций, как радость, досада или грусть. Понимание таких сложных видов эмоций, как гордость или вина, требует дифференциации и интеграции нескольких факторов. В случае вины у ребенка сочетается чувство направленного на себя гнева или огорчения с пониманием роли личной ответственности. Если вы не стали причиной происшествия, вас не должны считать виновным. У детей понимание центральной роли личной ответственности в развитии чувства вины происходит постепенно. В поддержку мнения о том, что понимание вины возникает в среднем детстве, можно привести исследование Грэма, Даблдея и Гуарино (1984). Они попросили детей описать событие, предшествующее чувству вины. Шестилетние дети часто описывали эпизоды, которые вызывали у них чувство вины, хотя они мало контролировали исход (например, «Я чувствовал себя виноватым, когда у нас с братом были боксерские перчатки, и я ударил его слишком сильно… я не всегда понимаю силу удара»). Напротив, 9-ти летние дети признавали, что для чувства вины крайне важно нести ответственность за результаты (например, «Я чувствовал себя виноватым, когда не сдал домашнюю работу, потому что мне было лень ее делать»). Более поздние исследования (Graham, 1988; Thompson, 1989) приходят к аналогичным выводам. А именно к тому, что маленькие дети сосредотачиваются на результатах, в то время как дети старшего возраста сосредоточены на роли личной ответственности. Это является причиной того, что старшие дети осознают механизм возникновения вины.
Точно так же понимание детьми гордости зависит от множества факторов, включая удовольствие от хорошо выполненной задачи и радость от того, что другие ценят это достижение (Harter & Whitesell, 1989). Чтобы оценить роль усилия в понимании гордыни, Томпсон (1987, 1989) рассказывал 7-ми, 10-ти и 18-ти летним детям истории о достижениях, благодаря собственными усилиями или благодаря удаче. Шестилетние дети использовали термин «гордость» в ответ на хорошие результаты, независимо от того, каким образом он был достигнут. Дети старшего возраста были более разборчивы и понимали, что «чувство гордости» может возникнуть только тогда, когда достигнут положительный результат, обусловленный усилиями, а не удачей или случайностью.
Формирующееся у детей чувство различий между «легким» и «трудным», а также между «успехом» и «неудачей» важно для различения гордости и стыда (Lewis, 1991). Гордость чаще проявляется, когда дети преуспевают в трудных ситуациях. Стыд является более вероятной эмоцией, когда дети терпят неудачу в легком задании, но после неудачи в сложном испытании его не возникает (Lewis, Alessandro, & Sullivan, 1991).
Как показывают исследования возникновения сложных эмоций, детское когнитивное понимание (способность понимать причинно-следственные связи), тесно переплетено с эмоциональным развитием детей. Более того, социальные влияния (изменения в семейной среде), играют роль в понимания эмоций других людей. Например, Данн и ее коллеги (Dunn & Brown, 1991; Dunn, Brown, & Beardsall, 1991) обнаружили связь между разговорами трехлетних детей о своем эмоциональном состоянии с матерями, братьями и сестрами и их способностью в 6 лет понимать эмоции других людей. В семьях, где чувства обсуждались чаще, дети лучше распознавали эмоции других, чем в семьях, где чувства обсуждались реже. Хотя мы часто исследуем развитие разных способностей (социальных, когнитивных, эмоциональных) по отдельности, ясно, что все аспекты развития взаимозависимы.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, развитие ребенка, эмоциональное развитие ребенка, эмоции ребенка, эмоции чувства, эмоциональный интеллект.
В результате прочтения статьи я узнала, что в процессе развития дети не только меняют реакции выражения эмоций, но и обретают понимание эмоциональных терминов и ситуаций, которые вызывают различные чувства. С раннего возраста дети могут указать, что они понимают типы ситуаций, которые вызывают разные эмоции. Меня удивило то, что младенцы часто выражают амбивалентность (двойственность), одновременно стремясь к контакту и сопротивляясь тому, чтобы их взяли на руки. Я столкнулась с таким понятием как амбивалентность (двойственность). Эта информация дает мне в профессиональном плане возможность разделения детей на группы по способности понимать противоречивых эмоций. В личностном плане я поняла то, что маленькие дети на первой стадии не могут одновременно координировать две эмоции. Прочтение статьи натолкнуло меня на идею о том, что необходимо с ребенком обсуждать чаще чувства, для того чтобы дети лучше распознавали эмоции других. Формирующееся у детей чувство различий между «легким» и «трудным», а также между «успехом» и «неудачей» важно для различения гордости и стыда. Таким образом, дети проходят через интересный процесс умственного развития. Формируется у детей чувство различий между «легким» и «трудным», а также между «успехом» и «неудачей» важно для различения гордости и стыда.
Статья рассказала мне об осознанности эмоциональных реакций, сопровождающиеся различными событиями, и в каком возрасте дети начинают это осознавать.
Новым для меня стало узнать, что способность детей понимать противоречивые эмоции демонстрирует четкую последовательность их развития.
Меня удивила процедура Сьюзан Хартер и ее коллег, которая выявила пять стадий понимания противоречивых эмоций. Оказывается, что только в 11 лет, два разно полярных чувства (положительные и отрицательные эмоции) могут существовать, как реакция на одно и то же событие.
В профессиональном плане статья помогла мне понять этапы понимания детских сложных эмоций, таких как гордость, вина и стыд. Так же разобрать на примере исследований понимание детьми противоречивых чувств.
В личном плане статья была полезной, и натолкнула меня на мысль о том, что обсуждать чувства в семье с детьми важно, ведь тогда дети лучше распознают эмоции.
Спасибо за статью.
Очень интересная статья на любимую мной тему эмоций. И словно под статью вчера перед сном был разговор с моим 5-летним сыном. Я сообщила, что на выходных к нам придут в гости Миша и Женя (наши взрослые друзья, семейная пара, которых сын обожает) и вдруг он протестно говорит: «Они меня бесят! (на освоении новое словечко из сада)». Разумеется, меня это удивило и я начала задавать вопросы — в какие моменты он испытывает раздражение к ним. Он начинает отвечать: «Когда мы сидим все вместе за столом, то я СИЛЬНО смотрю на них, потому что очень хочу, чтоб они на меня посмотрели, а потом когда они смотрят, то я стесняюсь и хочу, чтоб они не смотрели на меня, когда они перестают смотреть, то я опять на них смотрю, потому что опять хочу, чтоб они посмотрели на меня, а потом опять они смотрят и я опять стесняюсь и не хочу — это так бесит!!! (пауза) Мама, да это же я сам себя бешу!». Как я могу подытожить этот разговор по результатам прочтения статьи: я вижу, что ребёнок способен заметить чувства противоположного порядка и одновременное их существование в себе.
И так же я могу отследить контраст развития осознания чувств, вспоминая историю как он вдруг разлюбил где-то в 3,5 года свой любимый и всем известный мультик про мамонтенка. Тогда он понял, что в конце мамонтенок находит не маму, а слониху. И был возмущён: «Это же не его мама, он не может радоваться!». Т.е тут я вижу, что для него возможна только одна эмоция, которую может вызвать конкретное событие, а то, что он видит на экране — не соотносится с его представлением, значит это неправильно и «мультик плохой». Что характерно для более ранней стадии когнитивного развития.
Огромное спасибо за статью, для меня была новой информация о том, какие происходят трансформации восприятия эмоций по мере развития. Я смогу более осознанно подходить к понимаю представлений теперь уже младшей дочери и отслеживать её готовность воспринимать то или иное объяснение от меня касательно её эмоций и чувств.
В данной статье описаны эксперименты, которые показывают, что дети 3-4 лет могут идентифицировать такие эмоции как счастье, возбуждение, удивление, грусть, гнев и страх, что помогает им понимать чужие эмоции. Пятилетние дети понимают ситуации, которые могут спровоцировать эти эмоции. К 7 годам дети понимают гордость, ревность, беспокойство и чувство вины. К 10-14 годам дети могут описывать ситуации, которые могут вызвать облегчение и разочарование. Эта последовательность развития одинакова в различных культурах. Эмоциональное развитие идет быстрее, если разговаривать с детьми на эти темы. С младенческого возраста дети проявляют амбивалентность, но учатся ее идентифицировать только к 6 годам. Гордость, стыд и вина являются более сложными эмоциями, понимание которых формируется к 9 годам. Детское эмоциональное развитие напрямую влияет на когнитивное понимание. Пока я читала эту статью, то отметила для себя, что далеко не все взрослые прошли по всем этапам эмоционального развития, что зачастую является помехой для построения счастливой и успешной жизни. В профессиональном плане прочтение данной статьи поможет мне лучше видеть в каком месте у человека произошла задержка в эмоциональном развитии, чтобы потом качественнее проработать подобные упущения. В личном плане я поняла важность проговаривания эмоций со своими детьми.
Из статьи узнала в каком возрасте дети начинают осознавать эмоциональные реакции, сопоставлять их с собой и с окружающими. Также узнала, как дети начинают понимать, что такое противоречивые чувства и отличать их по событиям. Они проходят от понимания того, что от события возможны только отдельные эмоции и приходит к осознанию, что два чувства могут возникать одновременно на одно и тоже событие, как и положительные, так и отрицательные. Также узнала, в каком возрасте дети начинают понимать сложных эмоций: гордость, вина и стыд. Как и в других статьях про детей отметила, что важное значение имеет эмоциональное развитие ребенка, в какой среде он растет, как реагируют его близкие на эмоции. Чем более активна в эмоциональной отдаче и обратной связи среда, тем легче ребенку адаптироваться к новым эмоциям. Для себя в очередной раз отметила на сколько важно общаться с ребенком, разъяснять ему поведение и быть эмоционально открытым и отзывчивым-это поможет ему легче адаптироваться и понимать окружающий его мир чувств и эмоций.
Раньше я не задумывалась как формируются у детей чувство гордости и вины. Оказывается, это различия в легких и трудных заданиях, а также между успехом и неудачей. Удивило, что гордость возникает, когда дети справляются в трудных ситуациях, а стыд, когда дети не справляются с легким заданием, но после неудачи в сложном испытании чувства вины и стыда не возникает.
Статья заставила меня задуматься, откуда же ребёнку знать о том, что мама и папа тоже устают, у них тоже может быть плохое самочувствие, а сосед по песочнице расплакался от обиды, потому что у него отняли его лопатку? Эти важные объяснения должны давать родители, начиная с первого-второго года жизни ребёнка. Как я уже знаю из ранее прочитанных статей дети учатся распознавать эмоции ещё в младенчестве, когда мама и папа выражают свои чувства по отношению к ним.
В личном и профессиональном плане я отметила, как важно научить малыша различать эмоции других людей. На основе этого у ребенка сначала появляется умение сопереживать и сочувствовать, испытывают страх и гнев, счастье, возбуждение, удивление, позже — к 7-8 годам — формируется совесть, дети испытывают такие чувства как гордость, ревность, беспокойство и чувство вины.
Очень интересная и познавательная статья . Я узнала , что дети в возрасте трёх четырёх лет уже могут отображать эмоции , что-то даже объяснить на тему них . Интересно было познакомится в статье , как у детей с возрастом меняется восприятие и отношение к эмоциям , если можно так сказать . Что сначала дети «не могут испытывать два чувства одновременно». А чем старше они становятся , тем больше цепочек складывается в из голове . Для меня все это была новая информация . Я сейчас смотрю на своего племянника, которому год и семь месяцев , когда тот рычит , это значит злится , и думаю а правильно ли мы взрослые , понимаем его сейчас , точно ли он злится . Но на его же примере , отчетливо видно , что чем старше он становится , тем большей Спектор эмоций демонстрирует .
Спасибо авторам за статью. Детская психология важная группа знаний для более глубокого понимания человека.Благодаря этой статье я узнал, что развитие психики ребенка тесно связано с возрастными параметрами. Способность ребенка к пониманию чувств и эмоций другого человека, сильно зависит от возраста. Так же, ввиду того, что человеческие чувства бывают противоречивы, ребенок не сразу может определить их направленность и то, как их можно интерпретировать. Так же благодаря исследованиям которые были приведены в статье, я узнал, что дети значительно лучше понимают состояние других тогда, когда эти навыки у них специально развиваются. Развитием таких навыков в идеальном варианте должно происходить в семье.
Из статьи узнала о том, в каком возрасте дети начинают понимать и осознавать возможность испытывать две противоположных эмоции одновременно. До 6 лет только одну эмоцию, 6-8 лет две эмоции одного и того же типа одновременно, 8–9 лет две эмоции одновременно в ответ на разные цели, 10 лет противоположные чувства связанные с двумя отдельными целями, 11 лет дети две противоположные эмоции вызванные одной и той же целью. Также описано то, как по мере своего развития дети начинают понимать более сложные эмоции: гордость, вина и стыд, то в каком возрасте и как они развиваются. Возникновение сложных эмоций тесно переплетено с эмоциональным и социальным развитием детей. Описанные исследования будут очень полезны для специалистов работающих с детьми.
В статье отметила для себя, что способность переживать, формулировать и признавать свой опыт могут развиваться у детей с разной скоростью. И происходит это в определенной последовательности, которая встречаются в разных культурах. Эта последовательность имеет 5 стадий, причем на первых трех (до 9 лет) дети не понимают, что противоположные чувства могут существовать одновременно. Поэтому, на мой взгляд, выражение чувств некоторых детей на этих стадиях развития звучат так категорично. Только на заключительной стадии (к 11 годам) умственное развитие детей приводит к тому, что 2 разно полярных чувства могут существовать как реакция на одно и тоже событие. Интересными для меня оказались исследования детского (вплоть до 18 летнего возраста) понимания сложных эмоций: вины, гордости и стыда. Важным для меня является вывод, что развитие разных детских способностей (социальных, когнитивных, эмоциональных) взаимозависимо. Спасибо за статью.
Спасибо за статью.
1. Что нового я узнала? Пятилетние дети понимают ситуации, которые приводят к эмоциям, которые имеют узнаваемое выражение лица или поведение (злость, радость или грусть). К 7-ми годам дети могут описывать ситуации, которые вызывают эмоции без явных выражений лица или поведения, таких как гордость, ревность, беспокойство и чувство вины. К 10-ти и 14-ти годам дети могут описывать ситуации, которые вызывают облегчение и разочарование.
Младенцы часто выражают амбивалентность (двойственность), одновременно стремясь к контакту и сопротивляясь тому, чтобы их взяли на руки. Так же малыши могут называть своего новорожденного брата или сестру «плохим ребенком» и бережно играть с ним. Дети с самого раннего возраста способны испытывать противоречивые чувства, но осознание того, что две противоречивые эмоции могут быть испытаны одновременно, развивается медленно.
В статье я увидела, что, несмотря на то, что все эмоции возникают у детей довольно рано, отслеживать и осознавать их дети учатся намного позже, и очень постепенно. Как и любое развитие, этот процесс происходит от простого к сложному, и все многочисленные исследования говорят об усложнении мыслительных процессов детей с возрастом. То же касается осознания и восприятия детьми противоречивых чувств– существует несколько этапов, и по мере взросления мир вокруг ребенка перестает быть только черным или только белым, а начинает одновременно показывать несколько красок. Насколько я вижу из предыдущих статей, когнитивное развитие детей максимально приближается ко взрослому в 11-12 лет, а в дальнейшем лишь «шлифуется» в ходе приобретения практического опыта, общения с окружающими. Гораздо более интересно мне было познакомиться с механизмом возникновения сложных эмоций – вины, стыда, гордости. Эти эмоции более социализированы, т.к. при их возникновении ребенок понимает причинно-следственный механизм, который включает роль самого ребенка в происходящем, и его оценку этой роли. Ребенок понимает, что произошло, когда он что-то сделал/не сделал, каков его вклад в ситуацию (или отсутствие вклада), т.е. понимает степень своего участия, ответственности, вложенных сил. И естественно, что такое понимание возникает в более старшем возрасте, нежели 6-7 лет.
В результате прочтения статьи я узнала о некоторых особенностях развития эмоционального интеллекта у детей. Он в свою очередь зависит от когнитивного, социального развития, от условий окружающей среды.
Для меня было интересно узнать об этапах развития понимания эмоций. Удивительно, но дети в 3-4 года уже способны определять эмоции счастья, удивления, грусти, страха, гнева. Дети в 7 лет замечают ситуации с более сложными эмоциями гордости, гнева, вины, беспокойства. В 10-11 лет дети идентифицируют облегчение и разочарование.
Также я увидела процесс развития осознания эмоций у детей на примере исследований противоречивых чувств. Этот процесс состоит из 5-ти этапов и показывает то, что понимание амбивалентных эмоций происходит постепенно, включая со временем новые аспекты. Если в возрасте 4-5 лет дети не допускают возможности одновременного проявления двух эмоций, то к 11-ти годам они способны понять, что противоположные эмоции могут быть связаны с одним мотивом.
В отношении более сложных эмоций я узнала то, что дети более старшего возраста могут понимать сам механизм возникновения вины, стыда, гордости. Маленькие дети в этом случае отражают лишь результат своих действий.
В личном плане статья ещё раз напомнила мне о важности проговаривания переживаний и чувств ребёнка, а также своих собственных в развитии понимания их значения ребёнком в отношении себя и других людей. Спасибо за статью.
Из статьи я узнала, что процесс эмоционального развития детей начинается с самого раннего возраста и происходит поступательно от простого к сложному. Развитие эмоционального интеллекта ребенка необходимо для понимания его внутреннего состояния и наличия возможностей видеть эмоциональные проявления окружающих людей. Очень интересным для меня стало раскрытие авторами статьи появление развития и проявления сложных, смешанных эмоций у детей. Понимая своё эмоциональное состояние, дети получают возможность не только описывать его словами, донося до окружающих, что важно для эффективной социализации, но и влиять на своё поведение, приспосабливаясь к внешним условиям. В личном плане статья позволила мне понять, что иногда я требую от своего 6-летнего сына понимания тех эмоций, до которых он ещё когнитивно не дорос. В профессиональном плане статья помогла мне убедиться в том, что в эмоциональный интеллект детей необходимо развивать, и я как воспитатель детского сада должна им в этом помогать.
В статье говорится о том, что дети осознают эмоциональные реакции , сопровождающиеся различными событиями , и в каком возрасте эти реакции начинают проявляться. В возрасте 3-4 лет дети могут понимать , что испытывают счастье , удивление , грусть, страх, возбуждение , и даже гнев. А к 7 годам более сложные эмоции — гордость , ревность , беспокойство , чувство вины , стыд . Меня удивило , что противоположные друг другу эмоции на одно и тоже событие могут существовать у детей только с 11 лет . Конечно , эта информация пригодится мне для в профессиональной деятельности при работе с детьми. В личном плане статья помогла мне ещё раз увидеть связь между социализацией и развитием эмоций — чем активнее в семье обратная связь в эмоциональном плане , тем легче ребёнку адаптироваться к Новым эмоциям и осознавать их. Очень важно общаться с ребёнком , быть открытым и объяснять ему новые для него эмоциональные реакции.
Прочитав статью я узнал, что в процессе развития дети меняют реакции выражения эмоций, а так же обрастают знаниями о понимании эмоциональных терминов и ситуаций, вызванные разными чувствами. Эти знания называются эмоциональными сценариями, включающими осознание эмоциональных реакций. Когда я прочитал, что дети трёх и четырёх лет могут легко идентефицировать и описать события и ситуации, которые приводят к счастью, грусти или гневу меня это удивило. Но однако, понимание детьми разного возраста ситуаций, которые приводят к различным эмоциональным реакциям, всё ещё ограничено. Так дети пяти лет понимают ситуации, которые приводят к эмоциям, которые имеют узнаваимое выражение лица или поведение. К ним относятся злость, радость и грусть. Дети чуть старшего возраста, семи лет, могут описывать ситуации без явного выражения лица и поведения. К ним относятся гордость, ревность, беспокойство, чувство вины. Дети старшего возраста десяти и четырнадцати лет могут описывать ситуации связанные с облегчением и разочарованием. Такая последовательность развития существует в различных культурах. Так же из статьи я узнал, что постепенно развивается ещё одно направление эмоционального понимания, это осознание того, что одновременно могут существовать противоречивые чувства. Что понимание противоречивых чувств происходит последовательно и было выделенно пять стадий.
Так же полезная информация о понимании детей более сложных эмоций, таких как гордость, вина, стыд. Что у детей младшего возраста чувство вины возникает когда они фокусируются на результате, а у детей старшего возраста, когда фокус внимания направлен вовнутрь, то-есть чувство личной ответственности.
Узнал, что социальное влияние играет роль в понимании эмоций. Дети в семьях которых разговаривали и обсуждали чувства, понимали и распозновали лучше эмоции.
Статья дала мне понимание, что в семье нужно разговаривать о своих чувствах, переживаниях и эмоциях, чтобы воспитывалась эмоциональная зрелость, как у взрослых, так и у детей.
Спасибо.
Из статьи я узнала,что в процессе развития, дети начинают понимать противоречивые чувства.Дети начинают понимать, что эмоциональные выражения порождаются внутренним состоянием.
Так же по мере взросления, к ребенку приходит понимание сложных эмоций, таких как гордость, вина и стыд. В возрасте 6 лет часто описывали чувство вины за ситуацию,в которых мало контролировали исход. В возрасте 9 лет дети осознавали, что для чувства вины нужно нести ответственность за результат действия.
Гордость 6 летние дети испытывали при любых положительных достигнутых результатах, в то время как дети старшего возраста понимали, что повод для гордости -это достижение результата своими усилиями, а не удачей или случайностью.
Благодаря этой статье я поняла, что развитие психики ребенка, в частности эмоционального интеллекта, тесно связано с возрастом. Способность ребенка к пониманию чувств и эмоций другого человека,развивается постепенно вместе с развитием умственных способностей.
В профессиональном плане мне было интересно узнать, что ребенок 4-5 летнего возраста не сразу может определить «двойные» эмоции — то, как их можно интерпретировать, и то ,что они могут быть связаны одним мотивом.Это наталкивает меня на мысль о том,что причиной отсутствия рефлексии у взрослого человека,возможно, может быть «психологическое застревание» на уровне 4-5 летнего ребенка.
Так же , я узнала, что дети более эмпатичны тогда, когда эти навыки у них специально развиваются родителями.В личном плане я поняла,что большая часть психического здоровья состоит из понимания и регулирования собственных эмоций.И это уровень не арифметики,а высшей математики,которую приходится осваивать в детстве.
.
спасибо за статью, тут я узнала про 3 ситуации, где проявляются первые эмоциональные реакции ребёнка. 1. Приглашение на день рождения. 2 Любимый питомец друга умирает. 3 Ребёнок услышал громкий хлопок.
Про 3 я могу и сейчас говорить, не переношу это, но ладно.
В процессе развития дети не только меняют реакции выражения эмоций, но и обретают понимание эмоциональных терминов и ситуаций, которые вызывают те или иные чувства. Эти знания можно назвать эмоциональными сценариями, т. е. сложными схемами, включающими осознание типов эмоциональных реакций, которые сопровождают различные события.
В личном и профессиональном плане я отметила, как правильно распознавать чувства малыша. В работе это будет действительно важным фактором.
Благодарю за интересную статью!
Из неё я узнала о том, в каком возрасте дети начинают понимать, что чувства могут быть противоречивыми, когда начинают испытывать такие более сложные эмоции как гордость, вина и стыд.
Узнала, что означает понятие «эмоциональные сценарии». Это такие сложные схемы, включающие осознание типов эмоциональных реакций, которые сопровождают различные события.
То есть дети не только меняют и развеивают свои собственные реакции, но и понимают, как это выражено у других, с чем связано.
В ходе приведённого в статье исследования было выяснено, что 3х и 4х летние дети четко осознают, какие эмоции вызывают различные ситуации (эксперимент с демонстрацией детям историй с простым сюжетом). И это знание помогает им чувствовать чужие эмоции.
Дети постарше начинают обретать новую способность — осознавать то, что существуют противоречивые эмоции.
Не смотря на то, что даже младенцы часто выражают амбивалентность, способность к проявлению двойственных эмоций и способность к пониманию и восприятию ребёнком этого процесса, существенно различаются по возрасту.
То есть в ходе исследования было выяснено, что к шести годам дети способны воспринимать две эмоции одновременно.
А только к восьми-девяти годам дети способны описывать ситуации, которые возникают одновременно.
И лишь к 11 , что две противоположные эмоции могут быть вызваны одной и той же целью.
То есть ребёнок в процессе своего развития проходит через определенный большой путь от момента, когда он отдельно чувствует те или иные эмоции, до момента, когда осознаёт, что два противоречащих чувства могут существовать одновременно.
В отношении развития таких сложных эмоций как вина, стыд и гордость. Я узнала, что старшие дети (девяти лет) осознают механизм чувства вины, в отличие от младших детей. То есть старшие дети чувствуют свою личную ответственность в то время, как младшие — больше сосредоточиваются на результатах.
Важную роль в развитии гордости и стыда играет способность ребёнка формировать различие между «трудным» и «легким», между «успехом» и «неудачей».
Детское когнитивное развитие тесно переплетено с эмоциональным развитием. И я узнала о том, что в семьях, где чувства обсуждались чаще, дети лучше понимали эмоции других людей.
То есть здесь я для себя отметила, как важно разговаривать с ребёнком и проговаривать то , что он чувствует и делиться своими чувствами. Это помогает эмоциональному развитию ребёнка.
Часто, я замечала, что мы, взрослые, ждём от ребёнка такого же осознания и понимания, такой же эмпатии, которые есть у взрослых. Но знание того, как устроен ребёнок, как он развивается, какие эмоции испытывает, как их осознаёт, помогает лучше понимать детей. Взаимодействовать с ними и способствовать их развитию.
Добрый день. Спасибо Всем за данную статью. Из данной статьи я узнал возраст с которого дети начинают определять эмоции, вызванные различными ситуациями. Понимать их и описывать. Предположительно это поможет ребёнку моделировать ситуацию для того чтобы вызвать нужную реакцию у собеседника. Умственное развитие ребенка влияет на сколько он может понимать свои эмоции и описать их, что только к 11 годам ребенок понимает что две противоположенные эмоции могут быть вызваны одной ситуацией и четко отследить это. Я испытываю проблемы с восприятием своих эмоций я 20 лет бежал от них и скрывал при помощи психоактивных веществ. Теперь моя жизнь имеет другой эмоциональный окрас. Я учусь осознавать, понимать, отслеживать свои эмоции.
Из статьи я узнала , что дети начинают понимать эмоции постепенно. В зависимости от возраста приходит понимание эмоции и связь ее с конкретным событием. Дети с трех лет способны описать что они чувствуют прибегая к эмоциям более простого ряда таким как злость, страх итп. Выяснилось что понимание причинно-следственных связей происходит позднее. Оценкам своей причастности к успеху и гордость за достижения происходит по разному у детей разного возраста. Понимание эмоций других людей является двигателем эмпатии у детей, а как мы знаем дети это главные эмпаты. Возникновение уже более сложных эмоций происходит параллельно с эмоциональным развитием ребенка . Например,то что бывают смешанные противоречивый чувства , относящиеся к одному и тому же объекту или ситуации, дети понимают гораздо медленнее и позже. Важным фактором эмоционального развития детей является семья.Чем больше в семье обсуждают чувства других людей тем лучше. Вывод в том, что все аспекты развития психоэмоционального у детей: социальные , эмоциональные и когнитивные важны и влияют на ребенка в комплексе. В личном плане я поняла что очень важно при воспитании ребенка уделять не меньшее внимание объяснениям чувств других людей.
Из статьи узнала о развитии эмоциональных реакций в детском возрасте. Понимание детьми своих эмоций, которые вызывают различные жизненные ситуации, даёт возможность понять чужие эмоции, развить эмоциональный интеллект.Но это понимание приходит с возрастом, с развитием когнитивных способностей. К пяти годам дети понимают ситуации, которые приводят к эмоциям, которые имеют узнаваемое выражение лица или поведение- злость, радость или грусть.К семи годам- гордость, ревность, беспокойство и чувство вины. К десяти и четырнадцати годам дети могут описывать ситуации, которые вызывают облегчение и разочарование. С самого раннего возраста дети способны испытывать противоречивые чувства,но осознание этого развивается медленно.Статья натолкнула меня на мысль,что я часто ждала от своей дочки эмоций, которые в силу своего возраста она и не могла понять.Что с ребёнком просто необходимо с раннего возраста обсуждать возникающие чувства, так как возникновение сложных эмоций, когнитивное понимание, напрямую связаны с эмоциональным развитием.
Как я уже это поняла для себя в прошлой статье когнитивное развитие(способность понимать причинно-следственные связи тесно связано с эмоциональным развитием детей. В этой статье я подробнее узнала про возникновения эмоций, причин возникновения, способности их идентифицировать детьми. Как и было сказано ранее дети испытывают эмоции, но понимание приходит постепенно, исследования пытаются понять факторы влияющие на это. В данной статье акцент сделан на разнице восприятия детей младшего и старшего возраста. Рассмотрены эмоции которые отражаются на лице и доступны младшим, и более сложные эмоции, неочевидные доступные для понимания старшими детьми. Что противоречивые эмоции доступны для понимания в 11 лет. Они именно относятся к одной цели. И что это развивается постепенно. Нужно сказать что в целом развитие понимания происходит для понимания чувств другого человека. Понимать их причины, чтобы управлять своим поведением(спровоцировать, развлечь,дать отпор). Я отметила для себя механизм вины и чувства стыда. Так чувство вины направлено на себя в виде гнева и огорчения, а со взрослением приходит понимание личной ответственности(из-за понимания причинно-следственной связи). Что чувство стыда приходит с пониманием выполнения легкого и сложного задания.
И снова статья E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke 1993 года. Очень заинтриговали 3 заявленные в самом начале статьи ситуации, однако я так и не дождался их рассмотрения, но и ладно. Прочитал, что «младенцы часто выражают амбивалентность (двойственность), одновременно стремясь к контакту и сопротивляясь тому, чтобы их взяли на руки». Это странно, потому что мой опыт и опыт подавляющего большинства моих знакомых (пап и мам) говорит о том, что детям до 1 года всегда нравится быть на руках, в центре внимания, чтобы их качали, нянчили, играли и т.д. В статье описывается 5 стадий последовательности развития детей. На первой стадии младенцы не могут одновременно координировать две эмоции, т.к. они предполагают, что ситуации вызывают только одну эмоцию. Очень интересно, как авторы статьи пришли к такому выводу, ведь в этом возрасте ребенок еще не говорит, а тем более — не «предполагают». На второй стадии (примерно к 6-ти годам) дети начинают проявлять некоторые признаки способности воспринимать две эмоции одновременно. На третьем этапе (8–9 лет) дети способны описывать ситуации, которые вызывают две эмоции одновременно, но в ответ на разные цели. Ни на одной из этих ранних стадий дети не могут осознать, что противоположные чувства существуют одновременно. Только на четвертой стадии к 10-ти годам дети способны описывать ситуации, которые связаны с противоположными чувствами, такими как радость и печаль. В 11 лет дети уже способны понять, что две противоположные эмоции (грусть и радость) могут быть вызваны одной и той же целью. Хотелось бы более свежих исследований, а не 20-летней давности.
Спасибо за статью. Из статьи узнала, что 3-х и 4-х лет могут описывать ситуации, которые вызывающие эмоции, счастье, возбуждение, удивление, грусть, гнев и страх. Дети четко осознают, какие эмоции вызывают различные ситуации. По мере своего развития дети учатся учитывать более широкий круг аспектов ситуации, таких как цели и желания действующих лиц. К 10-ти и 14-ти годам дети могут описывать ситуации, которые вызывают облегчение и разочарование. Также узнала, в каком возрасте дети начинают понимать сложных эмоций: гордость, вина и стыд. Меня удивило , что противоположные друг другу эмоции на одно и тоже событие могут существовать у детей только с 11 лет
После прочтения данной статьи я узнал каким образом происходит развития у детей в рамках понимания эмоций их различий и в зависимости от возраста определения нескольких отличных друг от друга . Меня удивило каким образом дети и в каком возрасте различают эмоции . Познакомился с таким психологическим понятием как эмоциональные сценарии , т.е схемы которые дают осознание типов эмоциональных реакций .Теперь я знаю какие они бывают и как развиваются у детей в зависимости от возраста . В профессиональном и личностном плане данная информация даёт мне понимание каким образом необходимо взаимодействовать с ребёнком в зависимости от его возраста , т.е знание какие эмоции он воспринимает , а какие нет. После прочтения данной статьи появилась идея опроса ребёнка с целью подтверждения информации указанной в данной статье. Спасибо.
Из статьи я узнал, что не все эмоции и состояния распознаются детьми одинаково рано. Это связано с их физическими проявлениями — чем эти проявления ярче, тем раньше ребенок научается их распознавать. Меня посетила идея, что это можно учитывать при общении с ребенком. Если я хочу, чтобы моя дочь понимала какую-то реакцию другого человека, я должен учитывать возраст и степень проявления этой реакции. Например, в 6 лет она может не понять амбивалентную реакцию. Я понял, что именно распознавание всех чужих чувств и эмоций — то, чего не стоит ждать от ребенка. Еще я подумал о том, что в списке самых быстро усваиваемых эмоций — древние биологически обусловленные. Социально-обусловленные эмоции (стыд, ревность) распознаются позже, по мере взросления и социализации ребенка. И наоборот: если ребенок (и даже взрослый) не распознает социально обусловленные эмоции, т.е. не осознает свою ответственность перед другими или совсем не учитывает их оценку, значит ему требуется социализация или ресоциализация.
В статье для себя новое прочла следующее: дети уже в 3-х и 4-х летнем возрасте определяют в рассказе эмоции людей, которые они испытывают, согласно ситуации. По мере взросления дети начинают понимать эмоции более глубоко и разносторонне. причем совершенно не важно, в какой стране ребенок родился, на эмоциональный интеллект это никак не влияет. Так же с возрастом приходит осознание, что объект, подверженный эмоциям, может испытывать противоречивые чувства. Эксперимент, приведенный в статье, показывает, что маленькие дети не могут координировать 2 эмоции одновременно. Чем старше становится ребенок, тем больше он понимает, что эмоциональные события связаны с внутренним состоянием и не зависят только от внешних ситуаций. Дети в возрасте приблизительно от 9 лет осознают механизм возникновения такой сложной эмоции, как вина. В общем можно сказать, что эмоциональный интеллект тесно связан с когнитивным и социальным развитием ребенка.
Спасибо за интересную статью. Из нее я узнала, каким образом дети понимают эмоции и в каком возрасте происходит осознание эмоций. Интересно, что 3х(4х)-летние дети уже определяют простые эмоции, как счастье, грусть, страх. Также интересно было узнать, что младенцы выражают двойственность эмоций. Пять стадий понимания детьми противоречивых эмоций прекрасно показывают реакции детей на те или иные ситуации, и как развиваются эмоции с их взрослением. То, что только к 10-14 годам дети начинают понимать и осознавать сложные эмоции, такие как, чувство вины и стыда, дает понимание, каким образом контактировать с детьми в разном возрасте. В общении со своими детьми нужно понимать, какие эмоции транслировать детям, какие эмоции они воспринимают, т.к. семья — один из важных факторов эмоционального и психологического развития ребенка. Данные сведения, приведенные в статье — немаловажны и для психолога, работающего с детьми.
Меня заинтересовал тот факт, что младенцы выражают амбивалентность , одновременно стремясь к контакту и сопротивляясь тому, чтобы их взяли на руки, на моей памяти я такого не встречала, в том числе и со своим ребенком. Из статьи узнала, как у детей развивается способность понимать и менять реакции выражения эмоций, понимание эмоциональных терминов и ситуаций, которые вызывают те или иные чувства. В возрасте 3-х и 4-х лет дети могут описывать ситуации, вызывающие такие эмоции, как счастье, возбуждение, удивление, грусть, гнев и страх. Сказки, увиденные ситуации и прогнозирование эмоциональной реакции главного героя помогают детям понять чужие эмоции. В 5 лет ребенок способен понимать ситуации, которые приводят к эмоциям с помощью узнаваемого выражения лица или поведения. К 7ми годам ребенок может описывать ситуации, которые вызывают эмоции уже без выражений лица или поведения, таких как, например, гордость, ревность, беспокойство и чувство вины. К 10-ти и 14-ти годам дети могут описывать ситуации, которые вызывают облегчение и разочарование. Возвращаясь к амбивалентности я узнала, что дети с самого раннего возраста способны испытывать противоречивые чувства, однако понимание, что две противоречивые эмоции могут испытываться одновременно развивается медленно и демонстрирует четкую последовательность их развития. В свою очередь развитие способности понимать возможность сосуществования двух противоречивых эмоций одновременно разделена на 5 стадий.
Из статьи узнал, что дети трёх и четырёх лет понимают эмоции и могут описывать ситуации, которые вызывают ту или иную эмоцию. На фоне этого они распознают чужую эмоцию. Эмоциональный интеллект развивается с взрослением ребёнка, с годами индивид распознаёт более обширный список эмоций, а значит может более продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми. По мере взросления дети начинают понимать эмоции абвивалентные то есть положительную и отрицательную одновременно в одной ситуации, могут разделить, объяснить с чем связана их реакция.понимают причинно-следственные связи. Понял, что эмоциональное развитие происходит по мере расширения социума в котором общается ребёнок. Чем шире социум, тем больше разносторонних ситуаций, а в них разносторонних эмоций!
В статье познакомилась с тремя разными ситуациями, с которыми пришлось столкнуться детям. Оказывается, в процессе развития дети не только меняют реакции выражения эмоций, но и обретают понимание эмоциональных терминов и ситуаций, которые вызывают различные чувства. Меня удивило то, что младенцы часто выражают амбивалентность, одновременно стремясь к контакту и сопротивляясь тому, чтобы их взяли на руки. Из статьи я узнала то, что маленькие дети на первой стадии не могут одновременно координировать две эмоции. Детей у меня пока нет, но я поняла, что мне необходимо будет со своим ребенком обсуждать чувства свои и его, для того чтобы потом он лучше распознавал эмоции других. Также, в статье я познакомилась с проведенной процедурой Сьюзан Хартер и ее коллег, которая выявила пять стадий понимания противоречивых эмоций. В профессиональном плане статья дала мне понимание того, как мне лучше увидеть в каком месте у человека произошла задержка в эмоциональном развитии, чтобы потом я смогла проработать её и конечно же увидеть её в себе.
В статье сказано, что одновременно две эмоции ребёнок может испытывать к 10-11 годам; излучая этот вопрос ранее, я видела в других источниках информацию о том, что уже с 6-7 лет (в отдельные случаях позже) дети могут испытывать смешанные чувства, а значит две эмоции в одну единицу времени. Пример: я хочу ударить своего брата (злость), но ему будет больно (сострадание); я хочу поиграть в барабан (радость),но папа меня накажет, потому что я разбужу его (вина).
Моей старшей дочке сейчас 4 года, я с большим интересом наблюдаю, как меняется её поведение с развитием у неё эмоционального интеллекта и эмоций. Например сейчас она, кажется, начинает по-настоящему испытывать чувство вины: иногда, когда она сделает что-то, то сама становится в угол (хотя в семье не принято так наказывать детей), и её эмоциональное состояние действительно показывает чувство вины даже тогда, когда никто и не думал ругать её или винить, а испытывают сочувствие. Например, когда она нечаянно разбила мою любимую кружку, она увидела, что я расстроилась, и пока я убирала осколки, она стояла в стороне очень напряженная. В разговоре мы выяснили, что ей стыдно, и она считает себя виновной. Когда я сказала, что не считаю её виноватой в случившимся, она повеселела.
Спасибо за статью!
Я узнала в каком возрасте дети начинают осознавать эмоциональные реакции. Удивительно, что по исследованиям Stein & Trabasso дети 3х и 4х годов уже четко осознают, какие эмоции вызывают различные ситуации и все это помогает детям понять чужие эмоции! По мере взросления ребенок начинает понимать , что одновременно могут существовать противоречивые чувства. Интересно исследование Сьюзан Хартер и ее коллег, которые описали пять стадий понимания противоречивых эмоций. Более сложные эмоции, считаются гордость, вина и стыд и они начинают формироваться к 10-14 годам. В личном и профессиональном плане статья поможет разбираться с детскими эмоциями и еще раз обратила внимание, что очень важно быть открытой с детьми и объяснять свои чувства и эмоции для лучшего понимания.
В статье поднят вопрос — в каком возрасте дети начинают осознавать эмоциональные реакции. Из статьи я узнал, что уже в три,четыре года, дети могут описать ситуацию, которая вызывает такие эмоции, как грусть, удивление, гнев, страх и другие. грусть. К семи годам гордость, ревность, беспокойство и чувство вины. К десяти, четырнадцати годам дети могут описывать ситуации, которые вызывают облегчение и разочарование. Данная последовательность видна в различных культурах. Сьюзан Хартер и ее коллеги (Harter & Buddin, 1987; Harter & Whitesell, 1989) обнаружили, что способность детей понимать противоречивые эмоции демонстрирует четкую последовательность их развития. Ученые просили детей в возрасте от 4-х до 12-ти лет описать ситуации, которые вызывали бы разные эмоции (например, грусть, радость, злость, страх) подряд или две эмоции одновременно.Так же из статьи я узнал, что было выявлено пять стадий. Оказалось, что маленькие дети не могут координировать две эмоции одновременно. Приблизительно в шесть лет начинают проявляться признаки способности воспринимать две эмоции одновременно. В 8 лет появляется способность описать ситуацию, которая вызывает две эмоции одновременно на разные цели. На этих стадиях дети не могут осознать противоположные чувства. Начиная с десяти лет, дети способны описать противоположные чувства. Но только с одинадцати лет дети начинают осознавать противоположные чувства по отношению к одной цели. Исследования показали, что возникновение сложных эмоций тесно связано с эмоциональным развитием детей. Спасибо за статью.
Из статьи узнал о том, что младенцы часто выражают амбивалентность (двойственность), одновременно стремясь к контакту и сопротивляясь тому, чтобы их взяли на руки. Узнал о значении понятия «эмоциональные сценарии». Это такие сложные схемы, включающие осознание типов эмоциональных реакций, которые сопровождают различные события. В личном плане для себя отметил, что самому сложно выйти из двойственных состояний, нужен специалист. Если брать детей, то у них родители способствуют тому, чтобы дети разбирались со своими мотивами тогда, когда испытывать двойственность. В профессиональном важно самому разобраться со своими реакциями для того, чтобы при консультировании не присоединяться к клиенту.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала, что в процессе развития дети не только меняют реакции выражения эмоций, но и обретают понимание эмоциональных терминов и ситуаций, которые вызывают те или иные чувства. В профессиональном плане я узнала, что процесс умственного развития у детей проходит пять этапов. На первом этапе ребенок, в возрасте 4-х лет, не может распознать две эмоции сразу, поэтому он предполагает, что ситуация вызывает только одну эмоцию. В возрасте 11 лет ребенок уже понимает, что два чувства могут возникать одновременно. При этом только на заключительной стадии два разно полярных чувства (положительные и отрицательные эмоции) могут существовать, как реакция на одно и то же событие. Статья натолкнула меня на мысль, что мне самой сложно определить какие эмоции я испытываю в той или иной ситуации и я была удивлена, когда дети могли определить свои эмоции в 11 лет.
Благодарю за статью, она дала мне наконец-то найти ответ на вопрос, почему моя двухлетняя дочь может лежать орать на полу и отталкивать меня от себя, при том, что сама хочет на руки и обниматься. А тут оказывается, что она таким образом проявляет амбивалентность. Вообще очень интересно было прочитать про то, как ребенок в разном возрасте воспринимает, понимает и проявляет свои эмоции. Оказывается есть пять стадий в понимании противоречивых чувств ребенком.
На первой стадии, оказывается ребенок не может координировать две эмоции одновременно
На второй стадии, дети начинают понемногу воспринимать две эмоции одновременно. Правда эти чувства похожего типа. На третей стадии, к 8-9 годам, ребенок может описывать ситуации, которые вызывают две эмоции на разные цели. На четвертой стадии, ребенок наконец-то к 10 годам, способен описывать ситуации, которые связаны с противоположными чувствами. И вот тут у меня прям был удивление, что я слишком рано начала требовать от своего сына понимание тех или иных ситуаций. Оказывается он еще не мог этого делать просто. Доносить до меня свои мысли и эмоции, так как сам не мог их интерпретировать правильно. Ну и пятая стадия, это когда в 11 лет дети, наконец, способны понять, что две противоположные эмоции могут быть вызваны одной и той же целью.
Также было интересно узнать про то, как ребенок понимает чувство вины, и как по разному в зависимости от возраста он его транслирует в мир. Делая вывод из статьи я могу сказать, что я прям осознала, что зачастую требовала от своих детей эмоций, реакций и причинно-следственные связи тогда, когда они еще не способны были даже понять свои эмоции. А еще я поняла, важность обсуждение чувств ребенка в семье. Как важно научит его проговаривать те эмоции и чувства, которые он испытывает. И тогда он вырастет человеком, способным понимать другие эмоции и чувства, и научится их разделять.
Из статьи узнала о том как развиваются детские эмоции.
Новое для меня понятие «эмоциональный сценарий» — это сложные схемы, включающие осознание типов эмоциональных реакций, которые сопровождают различные события.
Для понимания сложных эмоций, таких как гордость, вина и стыд, уже необходимо умение дифференцировать и интегрировать несколько факторов. Причем с эмоциональным развитием тесно переплетается способность понимать причинно-следственные связи. Значимую роль играет и обстановка в семье. В ходе исследований было замечено, что дети, в семьях которых принято обсуждать и часто говорить о чувствах, лучше распознавали эмоции, чем те дети, которые этого не наблюдали в своей повседневной жизни. Т.е. для понимания эмоций других людей важно социальное влияние.
Благодарю за статью.
Вот это познавательная статья о том, в каком возрасте дети начинают распознавать эмоции, осознавать свои эмоциональные реакции. Мне понравился в статье заключительный вывод о том, что детям проще осознавать свои чувства, когда в семье принято их называть и делиться чувствами. Еще один вывод, который меня заинтересовал, что по мере взросления дети могут испытывать амбивалентные эмоции и даже их осознавать и называть. Мой небольшой опыт общения с детьми-подростками позволил кстати увидеть этот опыт: тогда когда я начала проводить с ними тренинги я видела в их глазах одновременно: страх и любопытство; желание понравится и при этом быть независимыми.. Очень интересное исследование про чувство вины и стыда. Стоит помнить результаты этих исследований.
Спасибо за статью.
В ней я узнала как происходит формирование и реакции на разные эмоции. В процессе развития дети не только меняют реакции выражения эмоций, но обретают понимание эмоциональных терминов и ситуаций, которые вызывают те или иные чувства. Эти знания можно назвать эмоциональными сценариями, т. е. сложными схемами, включающими осознание типов эмоциональных реакций, которые сопровождают различные события.
С 3-4 лет дети могут описывать такие эмоции как гнев, страх и грусть.а вот ревность,гордость и чувство вины только с семи лет, понимается ими и обретает смысл как чувства к 14 годам прнимается и проецируется ситуации где выражается облегчение или оазочарование. Я всегда придерживаюсь позиции, показывать и объяснять ребёнку те чувства, ко орые я испытываю и всегда спрашиваю, сто испытывает ребёнок в той или иной ситуации. Думаю, это правильно, тк даёт возможность сформировать навык понимания и принятия разных чувст и эмоций как своих, так и чужих.
Из статьи я узнала как дети учатся распознавать эмоции. Как связывают свои эмоции с происходящим во внешнем мире, и с другими людьми, и осознают, что эмоциональные выражения порождаются внутренними состояниями, а не зависят исключительно от внешних ситуаций.
В статье описаны эксперименты, которые показывают, что дети 3-4 лет могут осознавать такие эмоции как счастье, возбуждение, удивление, грусть, гнев и страх, что помогает им понимать чужие эмоции. Пятилетние дети могут отследить связь происходящей ситуации и последующие за ней эмоции. К 7 годам дети осознают гордость, ревность, беспокойство и чувство вины. К 10-14 годам дети могут описывать ситуации, которые могут вызвать облегчение и разочарование. Эта последовательность развития одинакова в различных культурах. С младенчества дети проявляют амбивалентность, но учатся ее распознавать только к 6 годам. Гордость, стыд и вина являются более сложными эмоциями, понимание которых формируется к 9 годам.
Разговаривая с детьми и обучая их, так называемому эмоциональному интеллекту, можно способствовать и когнитивному, и социальному развитию.
В профессиональном плане для меня было ценно узнать о способности детей осознавать и соприкасаться со столь сложными эмоциями, так мне будет проще учить этому моих клиентов, осознавая, что это развиваемый навык. В личном плане у меня появилось намерение обсудить с сыном темы из этой статьи.
Спасибо большое за статью!
В результате прочтения статьи я узнал, как у детей происходит формирование проявление эмоций и как сами дети могут интерпретировать свои чувства в разном возрасте. Так, в раннем возрасте, около 4-6 лет, когда дети начинают размышлять о том, что они испытывают, их суждения о своем состоянии весь простые, то есть они не могут в точности рассказать, что они чувствуют. К тому же, примерно до 9-10 лет дети не могут уловить абмиватентность чувств, то есть не понимают, что одно и то же событие вызывают у них противоречивые, противоположные, двойственные чувства, как, например, радость и расстройство одновременно. У ребенка может родиться брат или сестра, он будет рад, что у него появился близкий человек, и расстроен, что родители будут уделять ему меньше времени, чем раньше — выстроить такую взаимосвязь ребенок сможет только в определенном возрасте.
Спасибо за статью! Из стать я узнала, что способность понимать чувства другого, тесно переплетено с эмоциональным развитием.
В профессиональном плане я узнала, что до 11 лет, очень сложно понимать эмоции другого человека.
Из личного вспомнила, когда моя старшая дочь, была маленькая и начала проявлять эмоции, я н знала что делать и как с ней общаться. И тут я наткнулась на книгу Адель Фабер «Как говорить, что бы дети слушали, и Как слушать, что бы дети говорили» суть книги в том, то бы говорить ребенку о том, чо ты сейчас чувствах. Я начала так делать и во пример, бабушка должна ее забрать с сада и она мне говорит, я так волнуюсь за Любу, я понимаю, что она имеет ввиду, что переживает, заберет или нет. Но фак того, что она говорит об этом, меня очень радует.
В результате прочтения данной статьи я узнала о том, как формируются и в каком возрасте детские способности распознавать собственные и чужие эмоции, а так же умение чувствовать одновременно несколько эмоций, тоесть такое понятие ,как амбивалентность. О том как они понимают сложные чувства и как с возрастом у них меняется восприятие на собственные события. В статье я узнала о психологическом явлении такое как, эмоциональные сценарии, т. е. сложными схемами, включающими осознание типов эмоциональных реакций, которые сопровождают различные события. Меня удивило, что именно с возрастном у детей постепенно формируется чувство ответственности за собственные действия, исходя из этого можно судить о психологической зрелости по восприятию ребенка или человека о собственной ответственности. В профессиональном плане данная статья поможет мне распознать какие отношения в семье ребенка, способен ли он в определенном возрасте распознавать необходимые эмоции и правильно их выражать. В личном плане данная статья помогла понять мне, как важно общаться с детьми о их чувствах и объяснять им свои чувства в определенных контекстах. Эмоциональная зрелость формируется глубоко в детстве и этому надо уделять достаточно времени ,чтобы ребенок повзрослев, понимал, почему у него появляются те или иные эмоции и мог самостоятельно анализировать собственное поведение.
Из статьи я узнал, как у детей происходит формирование проявления эмоций. Так же узнал, как сами дети могут интерпретировать свои чувства в разном возрасте. Удивило то, что младенцы выражают амбивалентность одновременно стремясь к контакту и сопротивляясь, чтобы их взяли на руки. В профессиональном плане дало понимание, что на первой стадии маленькие дети не могут одновременно координировать две эмоции. Дало понимание о важности раздела детской психологии для понимания взрослого человека. Благодаря статье я узнал, что развитие психики ребенка тесно связано с возрастными параметрами. Возникновение сложных эмоций тесно переплетено с эмоциональным и социальным развитием детей. В практическом плане иформация очень полезна для специалистов, работающих с детьми. В личном плане статья ещё раз напомнила мне о важности проговаривания переживаний и чувств ребёнка. Статья помогла мне убедиться в том, что в эмоциональный интеллект детей необходимо развивать.
В этой статье я знакомлюсь с тем , как развиваются детские эмоциональные реакции . С раннего возраста дети могут понять типы ситуаций и четко осознают эмоции , какие могут вызвать эти ситуации .
Приглашение на день рождения ,значит будет весело .Если умер любимый питомец у другого ребенка , ребенок будет испытывать грусть. Громкий хлопок испугает его . С младенчества дети испытывают протеречивые чувства , после 5 лет начинают распознавать ситуации и последовательность их, после 7 лет дети умеют уже описывать эти ситуации ,которые вызывают эмоции .Но сложные механизмы осознают только к 11 годам.Новый термин в этой статье для меня дифференциация и интеграция факторов , что означает разделение и установление взаимосвязей в эмоциях и чувствах.
Исследования детской психологии показывает ,как детское когнитивное понимание тесно переплетено с эмоциональным развитием ребенка. Семья оказывает большое влияние на такое развитие ,путем обсуждения ,что означают те или иные чувства и эмоции.