Сегодня мы продолжаем тему «Биологические основы поведения человека». Специальные термины, которые сегодня встретиться в тексте: теория биологической детерминации, бихевиоризм, диапазон реакции, канализация, генетика поведения.
Одно время ученые проявляли повышенный интерес относительного вклада генетических факторов и факторов окружающей среды в интеллектуальные и двигательные характеристики личности. Это привело к так называемому спору о природе и воспитании, когда многие психологи заняли крайние позиции по этому вопросу. Те, кто был ориентирован на биологию, подчеркивали исключительную роль наследственности и факторов созревания в формировании ребенка. Их оппоненты выступали за важность среды развития, отрицая какой-либо вклад врожденных предрасположенностей или способностей и подчеркивали исключительную роль обучения и опыт.
В Соединенных Штатах, с их политической и социальной философией, основанной на вере в равенство людей и важность возможностей, образования и инициативы, теории биологической детерминации рухнули. Напротив, позиция Джона Б. Уотсона и бихевиористов (изучают поведение человека), выступавших за важность окружающей среды, процветала. В 1926 году, в разгар полемики о природе и воспитании, Уотсон разъяснил:
«Дайте мне дюжину хорошо сформировавшихся здоровых младенцев и мой собственный специфический мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что выберу любого наугад и обучу его выбранной мной специальностью — врача , адвоката , художника или купца. Даже нищего и вора, независимо от его талантов, наклонностей, способностей, призваний и расы его предков я могу научить быть полезным обществу и зарабатывать себе на жизнь честным путем. (Watson, 1926, стр. 10)
«Очень интересно, доктор Ватсон!». Современные психологи не придерживаются такого экспансивно-оптимистического взгляда на полную гибкость человеческого поведения. В настоящее время высказывается некоторая озабоченность по поводу позиции крайнего биологического детерминизма (Baumrind, в печати). Сегодня ученые по-прежнему интересуются вкладом экологических и генетических факторов в развитие определенных характеристик, но они хотят знать, как и когда взаимодействия между этими факторами влияют на развитие. Понятия диапазон реакции (пределы проявления фенотипа, определяемые генотипом) и канализации (проявления внешне чем-то ограничены), а также новые теории о том, каким образом генотипы формируют опыт, помогают объяснить некоторые вариации сложных взаимодействий, происходящих между наследственностью и окружающей средой.
Диапазон реакции
Наследственность не жестко фиксирует поведение, а вместо этого устанавливает диапазон возможных реакций, которые может демонстрировать индивидуум в различных условиях. Разные дети различаются по набору возможных реакций, которые они способны совершать в различных жизненных условиях. Эти генетически обусловленные вариации в зависимости от окружающей среды называются диапазоном реакции (Gottesman, 1963). Таким образом, генотип устанавливает границы диапазона возможных фенотипов, в пределах которых могут проявляться индивидуальные характеристики.
Для примера возьмем тест реакции интеллекта с помощью, которого ученые проверили увеличение производительности интеллекта детей A, B и C при взаимодействии с окружающей средой с различной степенью диапазона стимуляции или обогащения. В результате теста было определено влияние различных степеней обогащения окружающей среды на результаты трех детей с разным диапазоном интеллектуальной реакции. Оказалось, что при одинаковых условиях обогащения ребенок С всегда успевает лучше, чем два других ребенка. Однако также очевидно, что ребенок С изначально имеет самый широкий диапазон реакций. Разница в успеваемости ребенка С при воспитании в стимулирующей среде по сравнению с ограниченной средой больше, чем у двух других детей. Ребенок А имеет как более низкий, так и более ограниченный диапазон реакции. Был сделан вывод о том, что ребенок может иметь интеллект ниже среднего, независимо от того, вырос ли он в богатой или бедной среде обитания. При этом дети с низким интеллектом проявляют меньшую изменчивость в ответ на благоприятную среду.
Канализация
Некоторые виды генотипов труднее отклонить от генетически запрограммированного пути роста, чем другие. По-видимому, у них меньше возможных альтернативных путей перехода от генотипа к фенотипу, и чтобы отклонить их, требуются интенсивные или более специфические воздействия окружающей среды. Термин канализация используется чаще для описания ограничения фенотипов одним или несколькими результатами развития (Waddington, 1962, 1966). Сильно канализированную характеристику относительно трудно модифицировать даже с помощью того, что может рассматриваться как большой опыт или сильное влияние обстоятельств. Например, младенческий лепет сильно канализирован, поскольку лепет встречается даже у младенцев, которые родились глухими и никогда не слышали ни своего голоса, ни речи других людей (Lenneberg, 1967). Интеллект канализирован не настолько сильно, так как он может модифицироваться и проявляться широким спектром проблем и адаптивных эффектов в физическом, социальном и образовательном плане.
В дополнение к эффектам диапазона реактивности и канализации та степень, в которой генотип человека выражается в его или ее фенотипе, зависит от времени, вида и силы давления влияния окружающей среды. Разный опыт в разные моменты развития по-разному влияет на развивающегося ребенка. Если беременная женщина заболевает краснухой в первые три месяца беременности, то плод, который генотипически предрасположен к нормальному интеллекту, может родиться с тяжелой умственной отсталостью. Однако, если мать заболевает на более поздних сроках беременности, маловероятно, что это повлияет на выражение интеллектуального генотипа ребенка (Waddington, 1962, 1966).
Процессы, с помощью которых генотипы формируют окружающую среду
Широко признано, что на детей влияет окружающая среда и опыт, с которым они сталкиваются. Большинство людей согласится с тем, что дети, воспитанные строгими, отвергающими родителями, скорее всего, будут отличаться по уровню самооценки и поведению от детей, воспитанных любящими, отзывчивыми родителями. Роль детских генотипов в формировании их окружения признается менее широко.
Было высказано предположение, что генотип индивидуума может влиять на окружающую среду тремя способами (Plomin, DeFries, & Loehlin, 1977; Scarr & McCartney, 1983; Scarr, в печати). Генотип может пассивно формировать окружающую среду. Это происходит, когда из-за генетического родства родителя и ребенка родители обеспечивают ребенку домашнюю среду, соответствующую их собственному генотипу. Поскольку родитель и ребенок имеют общие гены, эта среда также, вероятно, будет совместима с генетической предрасположенностью ребенка. Таким образом, умный родитель может создать домашнюю обстановку с книгами и стимулирующими беседами, которые усиливают способность ребенка получить по наследству, то, что ему дано природой. Генотип может также влиять на окружающую среду. Различные генотипически обусловленные модели поведения ребенка вызывают определенные реакции социальной и физической среды. Улыбающиеся, активные младенцы сильнее стимулируют окружающих, чем пассивные и невосприимчивые младенцы (Lytton, 1980). Наконец, генотип может активно формировать среду. Генотипы способны побуждать людей активно искать среду, наиболее совместимую с их биологическими предрасположенностями (Scarr & McCartney, 1983). Это называется выбором ниши. Люди могут искать, выбирать или создавать окружение, которое они находят подходящим или стимулирующим. Таким образом, дети, генетически предрасположенные к экстравертности или общительности, активно ищут компанию других и вовлекаются в широкий спектр социальной деятельности, и этот опыт, в свою очередь, усиливает выражение генотипа общительности. Поскольку по мере взросления дети меньше подвергаются контролю родителей и у них становится больше свободы в выборе деятельности, обстановки и компаньонов, то логично предположить, что генотип сильнее проявляется в поведении у подростков, чем у детей младшего возраста. Эти постоянные трансакции или петли обратной связи между генотипом и средой усугубляют трудности в определении относительного вклада наследственности и среды в индивидуальные различия в развитии (Baumrind, 1991).
Влияние наследственности и окружающей среды на поведение
Биологи и генетики добились больших успехов в понимании некоторых процессов и механизмов, связанных с развитием. Однако их основной вклад заключался в выявлении отдельных генов и хромосомных ошибок, которые способствуют серьезным отклонениям в развитии, таким как синдром Дауна. Мало что известно о возможных генетических процессах, связанных с большинством важных человеческих качеств, которыми занимаются психологи. Хотя биологи могут указать на двадцать первую хромосому как на основу умственной отсталости при синдроме Дауна, они не могут объяснить нам, почему IQ одного нормально развивающегося ребенка равен 90, а IQ его или ее брата или сестры — 150. Ученые не показывают, какой генетический материал передается или какие биохимические или метаболические факторы участвуют в развитии агрессии, альтруизма, общительности и интеллекта. Большинство достижений в понимании возможной роли генетических факторов в человеческом поведении исходит от генетиков поведения.
Станет очевидным, что в вопросах, которые они задают, в своих методах исследования и в своем сосредоточении внимания на генетическом вкладе в поведение, генетики поведения сильно отличаются от биологов, интересующихся изучением наследственности. Исследования генетики поведения можно вести без упоминания хромосом, генов и ДНК. На самом деле генетика поведения развивалась задолго до того, как была разработана современная теория генов. Главная задача специалистов по поведенческой генетике заключается в понимании генетического вклада в широкий спектр индивидуальных различий, наблюдаемых в поведении человека на протяжении всей жизни.
В следующий раз мы обсудим очень интересные исследования относительно генетических сходств и различий у ближайших родственников.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: freepik.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, развитие новорожденного, теория биологической детерминации, бихевиоризм, диапазон реакции, канализация, генетика поведения
Спасибо за перевод статьи. Я познакомилась с новыми понятиями:теория биологической детерминации, бихевиоризм, диапазон реакции, канализация, генетика поведения. Удивительно как генотип индивидуума может влиять на окружающую среду. Генотип устанавливает границы диапазона возможных фенотипов, в пределах которых могут проявляться индивидуальные характеристики.Это происходит, когда из-за генетического родства родителя и ребенка родители обеспечивают ребенку домашнюю среду, соответствующую их собственному генотипу. В личном плане для меня это даёт новые познания влияния генотипа. Статья натолкнула меня на идею изучения даной темы в плане индивидуального исследования.
Так же интересно дальнейшее изучение на тему исследования относительно генетических сходств и различий у ближайших родственников.
Благодарю за статью. Я познакомилась с термином биологическая детерминация, который означает, что влияние наследственности как биологического фактора на поведение человека первично.
Так же термин бихевиоризм предполагает, что всё поведение человека состоит из реакций на определённые стимулы в окружающей среде. Для себя я отмечаю, что невозможно ориентироваться только на те или иные параметры. Взаимодействия между этими факторами влияют на развитие и поведение человека.
Я узнала, что наследственность не жестко контролирует поведение, а устанавливает диапазон возможных реакций, которые присущи человеку в различных условиях. В свою очередь диапазон реакций — это пределы проявления фенотипа, определяемые генотипом.
Я согласна с тем, что развитие детей влияет окружающая среда и опыт, с которым они сталкиваются. Что касается меня, я достаточно общительный человек, генетически ближе к экстравертности, поэтому я стремлюсь к коммуникабельным людям, что влечёт за собой усиление генотипа общительности.
Как и во всех теориях, крайности в виде воздействия только генетических факторов, либо только факторов среды на характеристики личности отдельно друг от друга существовать не могут. На развитие человека влияет как генотип, так и окружение. Я увидела, что те или иные параметры генотипа по-разному могут проявляться фенотипически, т.е. имеют больший или меньший диапазон реакции, на который как раз может влиять окружающая среда, либо более канализированы, т.е. связь генотип-фенотип более прямая и узкая. Интересно, что генотип непосредственно может влиять на окружающую среду, как через родителей (предлагаемое ребенку воспитание, образование в раннем детстве), так и непосредственно самим ребенком, причем в раннем возрасте через эмоции, улыбку, а у подростков – через большую или меньшую потребность в социальной общности. Новой для меня оказалась генетика поведения, т.к. в классической биологии большое внимание уделяется как раз развитию, распознаванию физических аномалий. Возможно, это направление позволит определить генетическую предрасположенность и к поведенческим аномалиям.
Что больше влияет на человека: генетика или среда, в которой он вырос? Интересный вопрос поднят в статье. Около года назад, я читала об исследовании, которое провели ученые из Нидерландов и США о связи генетики и поведения человека. Ученые смогли проанализировать данные более полутора миллионов человек и выявить почти 600 участков в геноме, которые предположительно связаны с различными проявлениями характера. Речь шла о психических расстройствах, зависимостях, саморегуляции, возбудимости, проблемном поведении в детстве и прочих. Результаты, полученные в исследовании, помогли ученым построить «шкалу генетического риска». По ней можно вычислить насколько человек способен развить способности к работе, обучению или же склонность к криминальному поведению или употреблению наркотических веществ. Получается гены влияют на то, как устроен мозг. Таким образом эта предрасположенность может создать риск для определенного жизненного сценария. Но это не означает, что- наличие определенного набора генов — приговор. К примеру, если у человека набор генов со склонностью рисковать- это не значит, что он будет проявлять асоциальное поведение. Такой же набор очень часто есть у предпринимателей, летчиков-испытателей и ряда других профессий. Выходит, что от среды в которой растет ребенок зависит в какую сторону перевесят весы – в конструктивную или нет. Какой бы ни была генетика, очень важную роль в формировании человека влияет окружение. Прежде всего отношения с родителями и значимыми взрослыми. Повлиять на построение нейронных связей в мозгу могут не только гены. Поведение мамы в раннем детстве, отца, далее общение со сверстниками- все это факторы формирующей окружающей среды.
Спасибо за публикацию. Я узнала более подробно о взаимодействии наследственности и окружающей среды, исторических спорах приверженцев теории бихевиоризма и генетической обусловленности. Я считаю, что факторы окружающей среды и наследственности обоюдно влияют на развитие ребёнка.
Для меня было интересно узнать о роли механизме их взаимодействий и множестве вариаций при этом возникающих. Результаты такого взаимодействия в зависимости от времени и других условий могут сильно различаться. Заинтересовала также информация о диапазоне реакций и канализации. Диапазон реакций определяется границами генотипа, в пределах которых проявляются определённые фенотипические признаки. Поведение и интеллект, насколько я поняла, достаточно легко поддаются изменению и развитию до тех пор пока не будут ограничены наследуемыми генами. Ограничение фенотипов результатами развития характеризует термин «канализация». Пример с глухими младенцами показывает то, что некоторые признаки могут быть сильно канализированы.
Интересно было узнать о способах влияния генотипа на окружающую среду. Это может происходить как пассивно, так и активно.
Также я отметила то, что проявления генотипа более очевидны в подростковом возрасте, тогда когда у детей появляется возможность свободнее выражать свои индивидуальные особенности в поведении.
Я сделала вывод о том, что в психологической работе с детьми необходимо учитывать не только условия, в которых живёт и воспитывается ребёнок, но также его генотип, который отчасти можно увидеть в поведении и характеристиках личности его родителей.
Благодарность за статью! Статья стала достойным насыщеннем меня как будущего школьного психолога и педагога по первому образованию, ведь действительно я и сам сторонник важности развития именно среды развития для чадо, отрицая какой-либо вклад врожденных предрасположенностей или способностей и подчеркивали исключительную роль обучения и опыт через которые и происходит формирование личности! Можно взять абсолютно любого ребёнка и через грамотное воздействие сформировать из него кого угодно, того кто будет полезен обществу, а не пойдёт по пути грабежа, насилия и беспредела и в это я считаю и есть главная задача школьного психолога – оберечь подростка от негативного формирования личности, да бы в дальнейшем он не попал в больницу, тюрьму или умер. Да, наследственность имеет важную роль в жизни ребёнка, но окружающая среда и среди кого он рос и под чьим присмотром как по мне в разы важнее, ибо легко «спихнуть» на дурную наследственность да бы оправдать своё педагогическое «безделие» и в консультациях родителям я бы донёс благодаря статье важность заниматься воспитанием ребёнка, а не пускать всё на самотёк и пусть «улица научит», ибо тогда потом будет разочарование в себе как родителях и уйма сложностей и всё это из личного примера, ибо я сам воспитан улицей и был тем ещё хулиганом, но благодаря жизненным обстоятельствам взялся за ум и избежал тюрьмы и отынене жалею помогать подросткам не повторять моих ошибок и мне есть что им сказать! Благодарность за статью!
Это уже не первая статья в которой поднимается вопрос о вкладе генетических факторов и факторов окружающей среды в интеллектуальные и двигательные характеристики личности. Есть сторонники и одной и другой теории, подтвержденные многочисленными исследованиями. Но со временем становиться понятно, что они взаимосвязаны и в реальной жизни невозможно исключить одни или другие.
Новыми для меня стали такие понятия как диапазон реакции и канализация.
диапазоном реакции — генетически обусловленные вариации в зависимости от окружающей среды. А каналлизация — ограничения фенотипов одним или несколькими результатами развития.
На мой взгляд при работе необходимо учитывать все возможные факторы, которые могли повлиять на развитие личности.
Благодарю за статью. В ней в очередной раз поднимается вопрос о том, что влияет на развитие личности человека и какими факторами определяются основные черты сформировавшейся личности: генетическими или окружающей средой. Например, бихевиористы и Джон Уитмор основное влияние на развитие относят к окружающей среде. На мой взгляд логично думать, что генетика и социальная среда в одинаковой мере влияют на формирование личности ребенка. В статье также я познакомилась с понятием диапазон реакций — это генетически возможные реакции индивида на определенные события. Интересно для меня было узнать, что дети с более широким диапазоном реакций при аналогичных условиях имеют более высокую успеваемость по сравнению с детьми, у которых узкий диапазон реакций. Еще новое понятие в теме развития человека для меня — канализация. Это об ограничении изменчивости некоторых фенотипов под влиянием окружающей среды. В своей психологической деятельности обязательно буду использовать все аспекты развития личности.
Статья о взаимодействии наследственности с окружающей средой. Ранее мнения учëных были разделены: одни утверждали, что на личность в большей степени влияет генетика, другие, что окружающая среда. В настоящее время учëные придерживаются мнения, что и то и другое влияет на развитие личности. Из статьи я узнала новое понятие «диапозон реакций», то есть дети могут различаться по реакциям, которые они проявляют в различных условиях. Был проведён эксперимент, который показал, что интеллект не зависит от среды обитания. Так же я узнала про » канализацию» — это ограниченные внешне проявления. Оказывается, и сам генотип может формировать окружающую среду. Во-первых, родитель из-за похожего генотипа формирует среду, способствующую развитию, как у самого родителя, например, усиливающую интеллектуальные способности, с помощью книг. Это улучшает то, что дано природой. Так же улыбчивые дети вызывают больше желания к общению, тем самым формируя вокруг себя среду, способствующую улучшению навыков общения. И в третьих, дети ищут себе подобных, например, активные притягиваются к таким же активным и общительным, что способствует улучшению их социального развития. После прочтения статьи, хочется сделать вывод — дети сами могут способствовать своему развитию, взрослые же часто этому мешают.
В результате прочтения статья я узнал о том, что в вопросе влияния генетической наследственности и окружающей среды на формирование человека не может быть только один из этих факторов, это всегда совокупность. Так, ученые выделяют такое понятие, как диапазон реакции — пределы проявления фенотипа, определяемые генотипом, то есть наследственность не жестко определяет поведение человека, а формирует диапозон возможных реакций, которые человек демонстрирует в различных ситуациях. Таким образом, в зависимости от окружающей среды, семьи, воспитании, атмосферы и прочих других факторов будет реализовываться тот или иной потенциал в поведении человека. В этом проявляется взаимосвязь наследственности и окружающей среды.
Также выделяют канализацию — термин используется для описания ограничения фенотипов результатами развития. Чем признак поведение более канализирован, тем с большей вероятностью он проявится.
Спасибо за статью! Из неё я узнала, что наследственность устанавливает диапазон возможных реакций, которые может демонстрировать индивидуум в различных условиях. Эти вариации в зависимости от окружающей среды называются диапазоном реакции.
Познакомилась с исследованием, которое показало, что ребенок может иметь интеллект ниже среднего, независимо от того, вырос ли он в богатой или бедной среде обитания. При этом дети с низким интеллектом проявляют меньшую изменчивость в ответ на благоприятную среду. Степень, в которой генотип человека выражается в фенотипе, зависит от времени и влияния окружающей среды. Одни виды фенотипов сложнее отклонить от запланированного роста, чем другие. Для описания ограничения ввели термин канализация. Сильно канализирован младенческий лепет, а вот интеллект не настолько сильно, так как он может модифицироваться и проявляться широким спектром проблем.
Генотип может влиять 3 способами на окружающую среду. Генотип может пассивно формировать окружающую среду. Генотип может активно формировать среду, побуждая искать наиболее подходящую с их биологическими предрасположенностями. Либо же стимулировать определенные реакции социальной и физической среды.
Спасибо за перевод статьи. Мы познакомились с новыми терминами, такими как теория биологической детерминации, бихевиоризм, диапазон реакции, канализация, генетика поведения.
Идея Бихевиоризма например мне крайне близка. Но в то же время в противоречии введённом из последующих опытов учёных прослеживается крепкая логика о генотипе, как о фундаменте возможностей и набора доступных инструментов. Примером тут приводят диапазон реакций, и группы детей а, б и с. И выводом следует то, что невозможно получить больше унаследованного от родителей ,а меньше- пожалуйста. Стоит только создать определённую среду.
Удивил пример Канализации в котором младенческий лепет встречается даже у младенцев, которые родились глухими и никогда не слышали ни своего голоса, ни речи других людей .
И в итоге как всегда убеждаюсь в бесконечно удивительной загадке жизни на земле. И нам , людям как бескрайне неизученному виду …
Спасибо за статью.Очень интересно было узнать, что бихевиореум- это изучение поведения человека. Для меня было интересно узнать, что наследственность устанавливает диапозон реакций, которые человек может демонстрировать в различных условиях. А интеллектуальные и двигательные характеристики личности могут определяться не только вкладом генетических факторов, но и факторами окружающей среды, обучением, воспитанием, опытом.Таким образом, разный опыт в разные моменты развития по-разному влияет на развитие ребенка.Сам генотип каждого человека также в свою очередь влияет на окружающую среду. Более веселые, оптимистичные, общительные личности заставляют улыбаться и смотреть на мир по-другому. Поэтому все в нашем мире взаимосвязано тесно- наследственность, окружающая среда, события,тем самым развивая и влияя друг на друга как в положительном плане, так и в отрицательном.
Спасибо за статью! Вопрос не маловажный, который требует разбирательства. На первый взгляд кажется, что конечно же на развитие ребёнка влияет окружающая среда . Вроде бы все просто , как и говорил Уотсон : «Дайте мне дюжину хорошо сформировавшихся здоровых младенцев и мой собственный специфический мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что выберу любого наугад и обучу его выбранной мной специальностью — врача , адвоката , художника или купца». Но с другой стороны генетика устанавливает диапазон возможных реакций, которые может демонстрировать индивидуум в различных условиях. Разные дети различаются по набору возможных реакций, которые они способны совершать в различных жизненных условиях. Соответственно генетика все равно накладывает ограничения на развитие ребёнка, в какой бы среде он не воспитывался .
Спасибо за статью! Вопрос сложных взаимодействий, происходящих между наследственностью и окружающей средой является основой для многих исследований и наблюдений. Результаты некоторых приведены в данной статье.
Так в США бихевиористы (изучающие поведение человека) оказались в более выигрышном отношении, чем те, кто придерживался теории биологической детерминации. Все это было обусловлено идеей США о равенстве и равных возможностей людей. Так Джона Б. Уотсон говорил о том, что, если ему дать на воспитание детей, то вне зависимости кто они и в какой семье родились, он из них вырастет необходимых специалистов.
Но позиция крайнего биологического детерминизма сейчас не поддерживается специалистами.
В статье я узнала о диапазоне реакций и канализации.
Диапазон реакций — это пределы проявления фенотипа, определенные генотипом.
Канализация — это ограничения фенотипов одним или несколькими результатами развития.
Благодаря этим понятиям можно увидеть, что наследственность не жестко фиксирует поведение, а устанавливает диапазон возможных реакций.
После прочтения данной статьи я узнал каким образом наследственность влияет на развитие ребенка, к чему он предрасположен и как сможет взаимодействовать с изменчивыми условиями окружающей среды в которой он оказался. Меня удивило, что разные дети различаются по набору возможных реакций, которые они способны совершать в различных жизненных условиях. Познакомился с таким понятием как канализация — есть виды генотипов которые будет сложно отклонить от генетически запрограммированного пути роста , чем другие.В профессиональном и личностном плане данная информация дает мне понимание, как взаимодействовать с людьми в зависимости от их генотипа и среды в которой они выросли. Главной идеей данной статьи считаю , что понимание генотипа дает возможность лучше понимать детей.Спасибо.
Спасибо за публикацию. После прочтения статьи познакомилась о взаимодействии наследственности и окружающей среды, исторических спорах приверженцев теории бихевиоризма и генетической обусловленности. Новыми для меня стали такие понятия как диапазон реакции и канализация. Диапазон реакций — это пределы проявления фенотипа, определенные генотипом. Канализация — это ограничения фенотипов одним или несколькими результатами развития. Благодаря этим понятиям можно увидеть, что наследственность не жестко фиксирует поведение, а устанавливает диапазон возможных реакций. Я считаю, что факторы окружающей среды и наследственности одинаково влияют на развитие ребёнка. Интеллект, поведения допустим ребенка достаточно легко поддаются изменению и развитию до тех пор, пока не будут ограничены генами. Ограничение фенотипов результатами развития характеризует термин «канализация». Пример с глухими младенцами показывает то, что некоторые признаки могут быть сильно канализированы.
В статье ознакомился с тем, что генетическая среда и генетическая предрасположенность-эти два понятия в совокупности влияют на формирование человека, не по отдельности. Узнал новые термины: диапазон реакций — это пределы проявления фенотипа, определенные генотипом.
Канализация — это ограничения фенотипов одним или несколькими результатами развития. Эти определения говорят о том, что как бы ни развивался человек, он всё равно может упереться в природу, наследственность, против которой не попрёшь. Как пример: взять культуриста-он накачивает мышцы, у которых есть предел. В личном плане статья мне дала осознать и не рыпаться как говориться, чтобы не надорваться, знать свои пределы возможностей. Также психолога сколько ни развивай, но если не дано, то это надо принять. А дано, так развивай. Спасибо.
Статья заставила меня задуматься о том, что на самом деле играет важнейшую роль в развитии ребенка, генетика или среда? К примеру, не каждый ребёнок, перенесший недостаток кислорода в родах, страдает нарушением психического развития, не каждая недоедающая мать рождает ребёнка с расстройствами и далеко не каждый случай заболевания гриппом в период беременности приводит к развитию осложнений. Например, я болела во время первой беременности ветрянкой, а во время второй беременности гриппом и ОРВИ. Дети родились здоровыми. Наверное, специфические гены, действие которых будет суммироваться с факторами окружающей среды как паззлы при складывании той или иной картинки, которая и покажет все ок или все печально. Все эти факторы совершенно индивидуально смешиваются. Думаю, что иногда гены сильнее чем факторы внешнего влияния, иногда наоборот — когда внешние факторы оказываются преобладающими и тогда гены сдерживаются ими. Далее ребенок встречается с условиями среды. Часть детей с этим багажом вписываются в общество, а некоторые нет.
Из статьи я узнала про канализацию, раньше я думала, что у этого слова одно значение, то есть устройство систем каналов…, а оказывается в биологии тоже есть, канализация — тенденция в микроэволюции и развитии, стремящаяся к достижению определенного, генетически обусловленного конечного состояния, независимо от некоторой изменчивости в начале развития и изменения условий окружающей среды.
В личном плане статья дала мне понять, что какая бы самая лучшая генетика не была у ребенка, в отрицательной среде, например бедность, война, насилие, недостаток образование, эти дети не смогут полноценно развиться.
В профессиональном плане, думаю, что психолог при работе с «проблемными» детьми должен учитывать все факторы (генетические факторы и факторы окружающей среды), которые могли повлиять на развитие ребенка.
В статье узнала о том как развивалась наука в исследовании основного влияния на развитие человека : наследственность или среда важнее? Ранее я изучала этот вопрос и читала об эксперименте на однояйцевых близнецах , то есть совершенно идентичных генетически, но воспитывающихся с разных семьях. И учёные пришли к выводу после этого эксперимента, что из всех предложенных условий ребёнок выберет те, в которых будут наиболее развиты его наклонности генетически предрасположенные. По поводу теории американского психолога Уотсона можно сказать многое зная его биографию, он вырос без отца с эмоционально отстраненной матерью и воспитал двоих сыновей так же без эмоциональной привязанности. Поэтому большая вероятность, что его тория из личного его опыта жизни, не зная своего родства по отцовской линии, и звучит как связь развития только со средой в которой расположен ребёнок . Интересно было узнать из статьи, что учёные и сейчас продолжают искать степень влияния экологических и генетических факторов в развитие и вводят понятия диапазон реакций, канализация и главная задача специалистов по поведенческой генетике заключается в понимании генетического вклада в различия поведении человека .
В данной статье рассмотрены биологические и социальные основы поведения человека. Экстремальные позиции бихевиоризма и генетического детерминизма сведены к консенсусу. Для этого введен термин «диапазон реакции», под которым понимаются генетически обусловленные вариации в зависимости от окружающей среды. Таким образом, генотип устанавливает границы диапазона возможных фенотипов, в пределах которых могут проявляться индивидуальные характеристики. Также рассмотрен термин «канализация» как ограничения фенотипов результатами развития. Оказалось, что и генотипы, в свою очередь могут влиять на окружающую среду. Еще задолго до изысканий генетиков и психологов в народе существовала поговорка, что от осинки не родятся апельсинки. Думаю, эта мысль содержит как генетическую, так и социальную детерминацию в поведении. Для меня еще важна мысль из этой статьи, что больший диапазон возможных реакций дает большую успешность и приспособляемость в жизни.
Спасибо за статью. В данной статье затрагиваются интересные принципиальные вопросы психологии развития.
Интересным было узнать, что психологи разошлись во мнениях, вклада генетических факторов и факторов окружающей среды в интеллектуальные и двигательные характеристики личности, и заняли крайние позиции в этом вопросе. В 1926 году Уотсон выразил мнение, что в определенных условиях из хорошо сформировавшихся младенцев можно воспитать и обучить чему угодно, независимо от его талантов, способностей и расы его предков. Но это, если можно так сказать, весьма радикальное мнение, и слишком оптимистично по отношению к гибкости человеческого поведения.
Вопрос, который поднимается в статье, о вкладе социологических и генетических факторов в развитии определенных характеристик, как и когда взаимодействия между этими факторами влияют на развитие, любопытен и нетривиален.
Интересно было узнать, что наследственность не жестко фиксирует поведение, а устанавливает диапазон возможных реакций, которые способны проявляться в различных жизненных условиях. Некоторые виды генотипов труднее отклонить от генетически запрограммированного пути роста, то есть меньше альтернативных путей перехода от генотипа к фенотипу, для таких ограничений чаще используют термин – канализация.
Существует мнение, что генотип может влиять на окружающую среду тремя способами: пассивное формирование, формирование посредством социальной и физической среды, а так же формировать активно, или другими словами, «занятие ниши».
В статье так же рассказывается о генетиках поведения, главной задачей которых заключается в понимании генетического вклада в широкий спектр индивидуальных различий, наблюдаемых в поведении человека.
Из статьи я больше узнал о том, как многие генетические факторы и среда влияют на человека. Я узнал о понятии диапазона реакций, то есть о том, что генетически закладываются не четкие ограничения и характеристики, а их диапазоны. Также я узнал о канализации как запрограммированности развития некоторых генотипов. Пункт про формирование генотипами окружающей среды дал понимание того, что наследственность и среда существуют во взаимопроникновении. То есть влияют друг на друга. Это перекликается с понятием психофизиологии, который упоминает Сергей Рубинштейн в «Основах общей психологии». Статьи этого цикла дали мне понимание сложной природы поведения человека, на которую влияет множество внешних и внутренних факторов в своей соокупности и взаимозависимости. Поэтому изучение поведения клиента в контексте среды — ключ к познанию его механизмов реакций.
В статье проводится сравнение генетических предраспоженностей и окружающей среды человека относительно его развития и возможности получить своё место в социуме. Я согласна с автором статьив том, что генетические предрасположенности скорее очерчивают границы возможностей и задают максимальную планку достижений ( возможно весьма высокую), а не определяют принципиальную возможность достижения пределов своего развития. Прочитав эту статью, для меня стало новым осознание того факта, что люди своими действиями создают для себя среду свойственную своей генетике, а генетика влияет на среду. В профессиональном плане статья помогла мне понять, что при общении с моими подопечными ( я работаю в детском саду) необходимо стараться создавать условия взаимодействия приемлимые для их генетических предраспоженностей и учитывать их индивидуальные особенности. На мой взгляд, генетика и окружающая среда неразрывно связаны между собой в процессе развития человека и имеют одинаково важное значение.
Благодарю за статью . Данная тема -взаимосвязи генетической предрасположенности и среды , в которой растет человек для меня очень интересная . Из статьи я узнала что генетически обусловленные вариации в зависимости от окружающей среды называются диапазоном реакции.
Термин канализация используется чаще для описания ограничения фенотипов одним или несколькими результатами развития. Здесь кроется ответ на вопрос почему в одной семье чаще всего растут совершенно разные дети как по уровню развития , темпераменту , активности . То есть не все определяет среда и не гены не являются основным фактором , определяющим склонности человека. На мой взгляд эта информация побуждает к активным действиям , развитию , а не сетованию на наследственность .
Из статьи узнала о взаимодействии наследственности и окружающей среды.Интересно было читать об исторических спорах приверженцев теории бихевиоризма и генетической обусловленности.Вспомнилась сказка А.Роу «Огонь,вода и медные трубы»,где философы спорили о том, что есть палка.Одни говорили,что это нечто безначальное,другие утверждали,что это нечто бесконечное.В результате подрались,так и не уступив друг другу. Странно не признавать, что факторы окружающей среды и наследственности обоюдно влияют на развитие ребёнка.
Интересно было узнать,что результаты такого взаимодействия сильно различаются по диапазону реакций,который определяется границами генотипа, в пределах которых проявляются определённые фенотипические признаки.Так, поведение и интеллект, свободно поддаются изменению и развитию до тех пор, пока не будут ограничены наследуемыми генами.
Интересно было узнать о пассивных и активных способах влияния генотипа на окружающую среду.
Также я отметила для себя, что проявления генотипа сильнее выражено в подростковом возрасте, тогда когда на первый план выходят индивидуальные особенности поведения ребёнка и что это необходимо учитывать при консультировании.
Прочитав статью, я ознакомилась с новыми понятиями, как: теория биологической детерминации, диапазон реакции, канализация. Я узнала о генетических и экологических факторах в развитии человека, а также позиции деятелей, поддерживающих ту или иную теорию. Показателен эксперимент, доказывающий, что дети с низким уровнем интеллекта, имеют меньший диапазон реакций, а также меньшую изменчивость на благоприятные условия окружающей среды. Интересна была информация о том, что по наследству передается не «само поведение», а диапазон возможного поведения человека. Несмотря на то, что исследование поведения человека появилось раньше, чем исследование его генов; это не умаляет значимость одного перед другим. Для меня Очень интересны вопросы развития близких родственников. Как, к примеру, брат и сестра, воспитывающиеся в одной семье могут иметь разный уровень IQ, разный характер или разную внешность. В личном плане я сопоставила себя и брата. У нас совершенно разное поведение (он очень спокойный, я же вспыльчивая и эмоциональная). Склад ума тоже различается он обожает физику и сложно понимает гуманитарные науки, я же наоборот. Плюс ко всему мы совсем разные во внешности. Для меня удивительно, как можно брать одни параметры в отрыве от других (генетические от экологических). Мне стало понятно, что одни могут иметь большее влияние, в отличие от других; но исключать их совсем не представляется возможным. Содержание статьи дает почву для размышлений и дальнейший толчок для изучения этих вопросов.
Благодарю за статью. Узнала про процессы и принципы взаимодействия наследственности с окружающей средой. Вспомнила о таких терминах из курса биофака, как теория биологической детерминации, бихевиоризм (изучение поведения человека), диапазон реакции (пределы проявления фенотипа, определяемые генотипом), канализация (проявления фенотипов внешне чем-то ограничены), генетика поведения. Так же познавательно было познакомиться с влиянием наследственности и окружающей среды на поведение человека. Раньше я думала, что среда, в которой растет ребенок, является ключевым в развитии его поведения, но как оказалось наследственность влияет на набор реакций которые человек может проявлять в различных ситуациях, что снижает влияние окружающей среды.
В статье поднят давно интересующий меня вопрос: что оказывает большее влияние на развитие личности – генетическая обусловленность или факторы окружающей среды, такие как воспитание. Полярные позиции тут занимают генетики поведения бихевиористы . Последние считают, что наследственность вносит лишь незначительный вклад в проявлении фенотипов человека, тогда как среда имеет значительное влияние на становление личности. Эксперименты доказали что это не так: наследственность определяет границы проявления фенотипа в ответ на различные условия среды. Бихевиоризм стал обретать свою популярность на фоне массового прихода социалистов к власти по всему миру. Они (социалисты) с помощью подобных теорий пытаются расширить свою электоральную базу, лоббируя массовую миграцию из неблагополучных стран с последующей ассимиляцией. Именно бихевиоризм помогает им заверить коренное население в возможности полной ассимиляции мигрантов. Как показывает практика – этого не случается.
Я лично считаю, что факторы генетические факторы и факторы окружающей среды одинаково важны. Если привести аналогию с земледелием, то генетические факторы – это семя, а факторы среды — это качество почвы и качество ухода за растением. Простыми словами: из «дичка» мало толку даже на хорошей земле и с хорошим уходом, хорошее семя можно загубить, бросив его в «бедную» землю или вовремя не полив. С человеком работают те же правила. Спасибо за статью.
Из статьи я узнал новое понятие — биологическая детерминация. Узнала подробнее о взаимодействии наследственности и окружающей среды. Познакомился с сутью спора бихевиористов с последователями теории генетической обусловленности. Интересно было узнать о диапазоне реакций и понятии канализации. Канализация в данном контексте означает ограничение фенотипов результатами развития. Степень канализированности признака определяет вероятность его проявления. Удивило, что диапазон реакций определяется границами генотипа, в пределах которого проявляются фенотипические признаки. Приведенные в статье примеры наглядно мне показали влияние генотипа на окружающую среду. В личном плане статья дала возможность задуматься о пределах моих возможностей. Т.е. даже приложение сверхусилий по какому-то направлению не может гарантировать соответствующего результата.
Спасибо за статью!
Что мне показалось интересным:
— Наследственность задаёт диапазон реакций, которые может демонстрировать индивид в определённых условиях.
— Разный опыт в разные моменты развития по-разному влияет на развивающегося ребёнка.
Это то, что Выгосткий в своей культурно-исторической теории назвал сенсетивным периодом.
То есть нужно понимать на что, в какое время и как воздействовать, чтобы добиться желаемого результата.
— способы влияния генотипа окружающую среду.
Дети по-разному реагируют на одни и те-же ситуации и тем самым вызывают разные ответные реакции, например у своих одноклассников.
И относиться к ним будут по-разному.
И активное создание окружения особенно сильно проявляется, когда такая возможность появляется во взрослом возрасте.
Сохранил себе статью! Буду использовать в своей практике.
Благодарю за перевод статьи. С её помощью мне удалось углубить знания о влиянии наследственности и окружающей среды на человека. Новое для меня понятие «диапазон реакции»-это обусловленные наследственностью пределы и наборы реакции индивидуума, которые проявляются в различных условиях окружающей среды. То есть, наш генотип устанавливает своеобразные рамки диапазона вероятных фенотипов, в границах которых проявляются индивидуальные характеристики. Это понятие объясняет, почему при одном и том же воспитании, обучении и т.д. люди остаются разными.
Также узнала понятие «канализация» (такие формы реакции и поведения, заложенные генетически, которые крайне сложно модифицировать или убрать). В качестве примера, можно рассмотреть детский лепет, который появляется даже у глухих детей, которые никогда не слышали голоса.
Также поразил тот факт, что одинаковый опыт, который мы получаем в разное время по-разному влияет на развитие ребёнка.
Узнала, что есть 3 модели влияния генотипа на окружающую среду: пассивное формирование окружающей среды; влияние на окружающую среду; активное формирование окружающей среды.
Статья заставила мея задуматься о том, насколько же велик вклад генетики и окружающей среды на будущее человека.
В личном плане я поняла, что даже у родственников может быть разный диапазон реакции, ведь у них разные комбинации генов, даже если они от одних родителей. Поэтому не стоит сравнивать братьев и сестёр, у них разные пределы реакций.
Это информация будет полезна для консультирования родителей, которые сравнивают своих детей, говоря о том, что в один и тот же возраст они развиваются и реагируют по-разному. А также для консультирования детей, которые с этим сталкиваются.
Спасибо, статья очень интересная, я узнала много новых ткрминов: теория биологической детерминации, бихевиоризм, диапазон реакции, канализация, генетика поведения.
«диапазон реакции» это такие генетически обусловленные вариации в зависимости от окружающей среды. То есть генотип устанавливает границы диапазона возможных фенотипов, в пределах которых могут проявляться индивидуальные характеристики.«канализация» это ограничения фенотипов результатами развития. Оказалось, что и генотипы, в свою очередь могут влиять на окружающую среду. Приведённые примеры дают понять влияния на генетические, и в то же время понимание, что как бы вы не прикладывали усилия к чему то, но результат получить не возможно в виду особенностей развития.
Так что же все таки определяет будущее человека и его поведение, генетическая и биологическая наследственность или среда обитания и воспитания? Ученые разделились на два противоположных лагеря. В статье предлагают рассмотреть варианты, чтобы разобраться в этом вопросе. Так я познакомилась с понятиями «диапазон реакции» и «канализация». Диапазон реакции это когда наследственность ограничивает диапазон реакций которые может показать человек на окружающую среду. Проведя исследования пришли к выводу что генетическая основа в виде широкого диапазона реакции и соответственно развитого интеллекта ведёт к быстрому развитию вне зависимости от среды(бедная или богатая). Канализация — от слова канал, эдакое проведение пути по ограниченному генетическому диапазону. Фенотип, как внешняя характеристика двух родителей сильно зависит от генетики, тут вариаций мало, ребёнок будет похож на родителей, а вот интеллект нет, он более свободный и изменчивый, он конечно зависит от формирования плода и болезней матери, но если ребёнок рождается здоровым то интеллект может проявиться по разному. В статье рассмотрены три варианта влияния генотипа на среду обитания. 1 пассивный — родители создают домашнюю среду под стать своей генетической предрасположенности и ребёнок имея схожие гены, соответственно подвергается ее воздействию. Так родители создав среду с интеллектуальными играми и чтением могут побудить ребёнка к развитию. 2 генотип влияет на окружающую среду — активный и улыбчивый ребёнок стимулирует доверительные отношения и интерес у окружающих людей. 3 генотип активно влияет на окружающую среду и побуждает искать подходящую среду — это называет выбор ниши. Более глубинный смысл этих 3-х влияний мне ещё предстоит найти с примерами. Даже если взять тройняшек, при идентичности наборов хромосом и генов они вырастут разными с разными интересами и характерами в одной и той же среде. И вроде бы ученые понимают в что в 21 хромосоме заложена склонность к интеллектуальным способностям, но как это работает и можно ли на это влиять до конца не понятно.
Благодарю за статью! Из нее я узнала о том, что влияет на развитие личности человека и какими факторами определяются основные черты сформировавшейся личности: генетическими или окружающей средой. Например, бихевиористы и Джон Уитмор основное влияние на развитие относят к окружающей среде. На мой взгляд логично думать, что генетика и социальная среда в одинаковой мере влияют на формирование личности ребенка. В статье также я познакомилась с понятием диапазон реакций — это генетически возможные реакции индивида на определенные события. Интересно, что дети с более широким диапазоном реакций при аналогичных условиях имеют более высокую успеваемость по сравнению с детьми, у которых узкий диапазон реакций. Еще новое понятие в теме развития человека для меня — канализация. Это об ограничении изменчивости некоторых фенотипов под влиянием окружающей среды. Данная информация будет полезна как в личном, так и в профессиональном плане при изучении аспектов развития личности.
Спасибо за статью. В ней рассказывается о двух сторонах влияния на поведение человека. Одна — генетическая, вторая — влияние окружающей среды. Учёные бихевиористы занимаются изучением поведения человека и утверждают, что подходящая среда может формировать нужные человеческие качества и менять поведение человека в нужном направлении. Учёные генетики напротив, говорят об индивидуальных наборах характеристик человека, которые формируют канализацию, т.е. ограниченность его реакций и проявлений. В ходе исследования было выявлено, что дети, которые изначально обладали высокими показателями уровня интеллекта, то есть изначальными большими исходными данными, быстрее и успешнее приспосабливались к окружающей среде, лучше усваивали информацию, чем дети, исходные данные которых были на среднем уровне
Благодарю за статью,из нее узнала много новых терминов: теория биологической детерминации, бихевиоризм, диапазон реакции, канализация, генетика поведения. Так же узнала,что наследственность не жестко фиксирует поведение, а вместо этого устанавливает диапазон возможных реакций, которые может демонстрировать индивидуум в различных условиях. В очередной раз убедилась в важности здоровой социальной среды для нормального развития ребенка. Так же интересно было узнать, что психологи разошлись во мнениях насчет вклада генетических факторов и факторов окружающей среды в интеллектуальные и двигательные характеристики личности, и заняли крайние позиции в этом вопросе. В 1926 году Уотсон выразил мнение, что в определенных условиях из хорошо сформировавшихся младенцев можно воспитать и обучить чему угодно, независимо от его талантов, способностей и расы его предков,весьма самонадеянный подход,но на сегодняшний день достижения генетиков говорят о том,что это действительно возможно
Из материалов данной статьи я узнала новые термины — диапазон реакций, канализация, бихевиоризм, генетика поведения. Я узнала, что наследственность обуславливает диапазон реакций. Генотип устанавливает границы диапазона фенотипов, в пределах которых могут проявляться индивидуальные характеристики. Т.е. разные дети даже из одной семьи функционируют по-разному и будут иметь разные результаты, если будут делать одно и то же. Некоторые навыки невозможно развить у определенных детей, просто не дано природой. Поэтому не имеет смысла от ребенка с предрасположенностью к гуманитарным дисциплинам требовать стать великим математиком. Родители могут создать благоприятную среду для развития способностей своих детей, чтобы они проявились максимально. Статья очень меня заинтересовала, я планирую более подробно углубиться в данную тему.
Из статьи узнала о процессах и принципах взаимодействия наследственности с окружающей средой. Интересно было познакомиться с новыми терминами, такими как , теория биологической детерминации ( роль наследственности и факторов созревания в формировании ребёнка и важность среды развития ) , бихевиоризм ( изучение поведения человека ) , диапазон реакции ( пределы проявления фенотипа, определяемые генотипом, генетически обусловленные вариации в зависимости от окружающей среды ), канализация ( появления внешне чем — то ограничены ) . Также узнала о науке — генетика поведения, которая заключается в понимании генетического вклада в широкий спектр индивидуальных различий , наблюдаемых в поведении человека на протяжении всей жизни . После прочтения данной статьи захотелось ещё более подробно узнать о генетике поведения .
После прочтения этой статьи я узнала о взаимодействии наследственности и окружающей среды на развитие человека. Учёные долго спорили, что оказывает большее влияние на развитие: генетический фактор или обстановка вокруг. Меня впечатлило высказывание Уотсона, что даже нищего и вора он сможет научить зарабатывать честно. Так же меня впечатляет то, что ученые по-прежнему интересуются вкладом экологических и генетических факторов в развитие определенных характеристик. Я познакомилась с такими терминами, как: теория биологической детерминации, бихевиоризм, диапазон реакции, канализация, генетика поведения. Прочитав данную статью, я заметила, что не только окружающая среда влияет на личность, но также и наоборот. Генотип может окружающую среду найти, сформировать с нуля, изменить уже существующую. Данная информация даёт мне много полезного как в профессиональном, так и в личностном плане. Данная статья мотивировала меня глубже изучить вопрос поведенческой генетики. Это очень интересно.
Благодарю за перевод статьи. Я познакомилась с новыми понятиями: теория биологической детерминации, бихевиоризм, диапазон реакции, канализация, генетика поведения. Познакомилась с исследованием, которое показало, что ребенок может иметь интеллект ниже среднего, независимо от того, вырос ли он в богатой или бедной среде обитания. Генотип может влиять 3 способами на окружающую среду. Генотип может пассивно формировать окружающую среду. Генотип может активно формировать среду, побуждая искать наиболее подходящую с их биологическими предрасположенностями. Либо же стимулировать определенные реакции социальной и физической среды. Думаю главной мыслью для меня считается то, что понимание генотипа дает возможность лучше понимать детей.
Прочитав статью я узнал, что Джон Б. Уотсон утверждал, что если ему дать здоровых младенцев, то создав свой собственный специфический мир, он сможет воспитать из них, человека нужного обществу, который сможет быть полезным и себе и обществу. Он сможет быть любым по профессии и образованию, несмотря на его таланты и наклонности. Он сможет зарабатывать себе на жизнь честным образом. Интересная теория.
Узнал из статьи, что наследственность не жёстко фиксирует поведение, а устанавливает диапазон реакций. Узнал, что генетику поведения можно изучать без генов, хромосом, ДНК. Что генетика поведения стала изучаться задолго до того как была сформирована теория генов. Такую информацию про гены, ДНК, хромосомы и вобщем про генетику, я до этого нигде нечитал и неизучал. Всё это тяжеловато для понимания. В личном плане всё это расширит мой кругозор и мои общие познания.
Спасибо.
Спасибо за статью. С её помощью мне удалось углубить знания о влиянии наследственности и окружающей среды на человека. Из неё я для себя выделила несколько, незнакомых ранее терминов: теория биологической детерминации, бихевиоризм, диапазон реакции, канализация, генетика поведения. Интеллект канализирован не настолько сильно, так как он может модифицироваться и проявляться широким спектром проблем и адаптивных эффектов в физическом, социальном и образовательном плане. Широко признано, что на детей влияет окружающая среда и опыт, с которым они сталкиваются. Среда, где и с кем растет ребенок, имеет не менее важную составляющую развития ребенка, чем наследственность. Именно поэтому выражение «плохая наследственность» как минимум некорректное, и как максимум — глупое.
В статье я познакомилась с новыми терминами: теория биологической детерминации, бихевиоризм, диапазон реакции, канализация, генетика поведения. Статья поднимает вопрос о том, что больше влияет на человека: генетика или среда, в которой он вырос. Генетика несомненно оказывает влияние на развитие ребёнка в диапазоне реакций, которые человек может демонстрировать в различных условиях. Но как известно из предыдущих статей среда и опыт, который получает ребёнок, оказывают огромное влияние на развитие ребёнка. И от значимых взрослых в окружении ребёнка во многом зависит его развитие. Из статьи видно, что и наследственность, и окружающая среда вместе оказывают влияние на развитие ребёнка. Данная статья полезна мне в профессиональном плане.
В результате прочтения данной статья я узнала, что врожденные генотипы и фенотипы отвечают на наши реакции мышления и выбора действий, так же познакомилась с терминами такими как:теория биологической детерминации, бихевиоризм, диапазон реакции, канализация, генетика поведения.В профессиоанльном плане данная статья объясняет,что от родителей много чего зависит, но не всегда ребенок будет развиваться и станет самим родителем, окружающая среда общение со сверстниками влияет и очень сильно на интеллектуальные способности.В личном плане данная статья отразила мне личный пример, в детстве я плохо училась и мало чем занималась, хотя задатки у меня были хорошие, вов зрослом возрасте я много чего развила и приуспела, если бы усилий было больше и окружающая среда была подходящая,возможно было бы все еще лучше чем сейчас.