Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Сегодня мы продолжаем тему «Биологические основы поведения человека». Специальные термины, которые сегодня встретиться в тексте: теория биологической детерминации, бихевиоризм, диапазон реакции, канализация, генетика поведения.

Одно время ученые проявляли повышенный интерес относительного вклада генетических факторов и факторов окружающей среды в интеллектуальные и двигательные характеристики личности. Это привело к так называемому спору о природе и воспитании, когда многие психологи заняли крайние позиции по этому вопросу. Те, кто был ориентирован на биологию, подчеркивали исключительную роль наследственности и факторов созревания в формировании ребенка. Их оппоненты выступали за важность среды развития, отрицая какой-либо вклад врожденных предрасположенностей или способностей и подчеркивали исключительную роль обучения и опыт.

В Соединенных Штатах, с их политической и социальной философией, основанной на вере в равенство людей и важность возможностей, образования и инициативы, теории биологической детерминации рухнули. Напротив, позиция Джона Б. Уотсона и бихевиористов (изучают поведение человека), выступавших за важность окружающей среды, процветала. В 1926 году, в разгар полемики о природе и воспитании, Уотсон разъяснил:

«Дайте мне дюжину хорошо сформировавшихся здоровых младенцев и мой собственный специфический мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что выберу любого наугад и обучу его  выбранной мной специальностью — врача , адвоката , художника или купца. Даже нищего и вора, независимо от его талантов, наклонностей, способностей, призваний и расы его предков я могу научить быть полезным обществу и зарабатывать себе на жизнь честным путем. (Watson, 1926, стр. 10)

«Очень интересно, доктор Ватсон!». Современные психологи не придерживаются такого экспансивно-оптимистического взгляда на полную гибкость человеческого поведения. В настоящее время высказывается некоторая озабоченность по поводу позиции крайнего биологического детерминизма (Baumrind, в печати). Сегодня ученые по-прежнему интересуются вкладом экологических и генетических факторов в развитие определенных характеристик, но они хотят знать, как и когда взаимодействия между этими факторами влияют на развитие. Понятия диапазон реакции (пределы проявления фенотипа, определяемые генотипом) и канализации (проявления внешне чем-то ограничены), а также новые теории о том, каким образом генотипы формируют опыт, помогают объяснить некоторые вариации сложных взаимодействий, происходящих между наследственностью и окружающей средой.

Диапазон реакции

Наследственность не жестко фиксирует поведение, а вместо этого устанавливает диапазон возможных реакций, которые может демонстрировать индивидуум в различных условиях. Разные дети различаются по набору возможных реакций, которые они способны совершать в различных жизненных условиях. Эти генетически обусловленные вариации в зависимости от окружающей среды называются диапазоном реакции (Gottesman, 1963). Таким образом, генотип устанавливает границы диапазона возможных фенотипов, в пределах которых могут проявляться индивидуальные характеристики.

Для примера возьмем тест реакции интеллекта с помощью, которого ученые проверили увеличение производительности интеллекта детей A, B и C при взаимодействии с окружающей средой с различной степенью диапазона стимуляции или обогащения. В результате теста было определено влияние различных степеней обогащения окружающей среды на результаты трех детей с разным диапазоном интеллектуальной реакции. Оказалось, что при одинаковых условиях обогащения ребенок С всегда успевает лучше, чем два других ребенка. Однако также очевидно, что ребенок С изначально имеет самый широкий диапазон реакций. Разница в успеваемости ребенка С при воспитании в стимулирующей среде по сравнению с ограниченной средой больше, чем у двух других детей. Ребенок А имеет как более низкий, так и более ограниченный диапазон реакции. Был сделан вывод о том, что ребенок может иметь интеллект ниже среднего, независимо от того, вырос ли он в богатой или бедной среде обитания. При этом дети с низким интеллектом проявляют меньшую изменчивость в ответ на благоприятную среду.

Канализация

Некоторые виды генотипов труднее отклонить от генетически запрограммированного пути роста, чем другие. По-видимому, у них меньше возможных альтернативных путей перехода от генотипа к фенотипу, и чтобы отклонить их, требуются интенсивные или более специфические воздействия окружающей среды. Термин канализация используется чаще для описания ограничения фенотипов одним или несколькими результатами развития (Waddington, 1962, 1966). Сильно канализированную характеристику относительно трудно модифицировать даже с помощью того, что может рассматриваться как большой опыт или сильное влияние обстоятельств. Например, младенческий лепет сильно канализирован, поскольку лепет встречается даже у младенцев, которые родились глухими и никогда не слышали ни своего голоса, ни речи других людей (Lenneberg, 1967). Интеллект канализирован не настолько сильно, так как он может модифицироваться и проявляться широким спектром проблем и адаптивных эффектов в физическом, социальном и образовательном плане.

В дополнение к эффектам диапазона реактивности и канализации та степень, в которой генотип человека выражается в его или ее фенотипе, зависит от времени, вида и силы давления влияния окружающей среды. Разный опыт в разные моменты развития по-разному влияет на развивающегося ребенка. Если беременная женщина заболевает краснухой в первые три месяца беременности, то плод, который генотипически предрасположен к нормальному интеллекту, может родиться с тяжелой умственной отсталостью. Однако, если мать заболевает на более поздних сроках беременности, маловероятно, что это повлияет на выражение интеллектуального генотипа ребенка (Waddington, 1962, 1966).

Процессы, с помощью которых генотипы формируют окружающую среду

Широко признано, что на детей влияет окружающая среда и опыт, с которым они сталкиваются. Большинство людей согласится с тем, что дети, воспитанные строгими, отвергающими родителями, скорее всего, будут отличаться по уровню самооценки и поведению от детей, воспитанных любящими, отзывчивыми родителями. Роль детских генотипов в формировании их окружения признается менее широко.

Было высказано предположение, что генотип индивидуума может влиять на окружающую среду тремя способами (Plomin, DeFries, & Loehlin, 1977; Scarr & McCartney, 1983; Scarr, в печати). Генотип может пассивно формировать окружающую среду. Это происходит, когда из-за генетического родства родителя и ребенка родители обеспечивают ребенку домашнюю среду, соответствующую их собственному генотипу. Поскольку родитель и ребенок имеют общие гены, эта среда также, вероятно, будет совместима с генетической предрасположенностью ребенка. Таким образом, умный родитель может создать домашнюю обстановку с книгами и стимулирующими беседами, которые усиливают способность ребенка получить по наследству, то, что ему дано природой. Генотип может также влиять на окружающую среду. Различные генотипически обусловленные модели поведения ребенка вызывают определенные реакции социальной и физической среды. Улыбающиеся, активные младенцы сильнее стимулируют окружающих, чем пассивные и невосприимчивые младенцы (Lytton, 1980). Наконец, генотип может активно формировать среду. Генотипы способны побуждать людей активно искать среду, наиболее совместимую с их биологическими предрасположенностями (Scarr & McCartney, 1983). Это называется выбором ниши. Люди могут искать, выбирать или создавать окружение, которое они находят подходящим или стимулирующим. Таким образом, дети, генетически предрасположенные к экстравертности или общительности, активно ищут компанию других и вовлекаются в широкий спектр социальной деятельности, и этот опыт, в свою очередь, усиливает выражение генотипа общительности. Поскольку по мере взросления дети меньше подвергаются контролю родителей и у них становится больше свободы в выборе деятельности, обстановки и компаньонов, то логично предположить, что генотип сильнее проявляется в поведении у подростков, чем у детей младшего возраста. Эти постоянные трансакции или петли обратной связи между генотипом и средой усугубляют трудности в определении относительного вклада наследственности и среды в индивидуальные различия в развитии (Baumrind, 1991).

Влияние наследственности и окружающей среды на поведение

Биологи и генетики добились больших успехов в понимании некоторых процессов и механизмов, связанных с развитием. Однако их основной вклад заключался в выявлении отдельных генов и хромосомных ошибок, которые способствуют серьезным отклонениям в развитии, таким как синдром Дауна. Мало что известно о возможных генетических процессах, связанных с большинством важных человеческих качеств, которыми занимаются психологи. Хотя биологи могут указать на двадцать первую хромосому как на основу умственной отсталости при синдроме Дауна, они не могут объяснить нам, почему IQ одного нормально развивающегося ребенка равен 90, а IQ его или ее брата или сестры — 150. Ученые не показывают, какой генетический материал передается или какие биохимические или метаболические факторы участвуют в развитии агрессии, альтруизма, общительности и интеллекта. Большинство достижений в понимании возможной роли генетических факторов в человеческом поведении исходит от генетиков поведения.

Станет очевидным, что в вопросах, которые они задают, в своих методах исследования и в своем сосредоточении внимания на генетическом вкладе в поведение, генетики поведения сильно отличаются от биологов, интересующихся изучением наследственности. Исследования генетики поведения можно вести без упоминания хромосом, генов и ДНК. На самом деле генетика поведения развивалась задолго до того, как была разработана современная теория генов. Главная задача специалистов по поведенческой генетике заключается в понимании генетического вклада в широкий спектр индивидуальных различий, наблюдаемых в поведении человека на протяжении всей жизни.

В следующий раз мы обсудим очень интересные исследования относительно генетических сходств и различий у ближайших родственников.

 

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: freepik.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, развитие новорожденного, теория биологической детерминации, бихевиоризм, диапазон реакции, канализация, генетика поведения

62890cookie-checkПсихология развития: Процессы и принципы взаимодействия наследственности с окружающей средой