Не словом единым: довербальное общение
Очевидно, что общение это не только слова. Ограничиваясь изучением лишь вербальных навыков, мы можем легко ошибиться в оценке того, как и когда начинается общение на первых этапах развития ребенка. Раннее коммуникативное поведение между младенцами и их опекунами в первые месяцы жизни является первыми шагами на пути к языку (Uzgiris, 1989). Однако тщательное наблюдение за «разговорами» между младенцами и взрослыми показывает, что эти обмены скорее надуманы, чем реальны. Данным взаимодействиям скорее подходит термин «псевдоговоров» или «диалогов», поскольку родитель отвечает за поддержание потока обмена (Schaffer, 1977). Младенцы в этом случае имеют ограниченный контроль над временем для ответов. К счастью, большинство родителей стараются понять циклы реакции и невосприимчивости ребенка и подстроить свое поведение под них. Скорее всего, все наблюдали картину, когда малыш издает звук, а мама отвечает ему и начинает ждать ответ. Если ребенок по каким-то причинам не хочет или не может продолжать «диалог» мать начинает помогать ему. Например, она меняет выражение лица, вокализирует или касается ребенка. Эти ранние уроки разговора, вероятно, помогают развивающемуся младенцу стать «настоящим» коммуникативным партнером к концу первого года жизни (Schaffer, 1977).
В возрасте от 3-х до 12-ти месяцев младенцы улучшают свою способность использовать жесты для общения. С 3-х или с 4-х месяцев взрослые показывают и предлагают младенцам вещи. К 6-ти месяцам младенцы отвечают взаимностью. К 7-ми или к 8-ми месяцам взрослые начинают привлекать внимание ребенка к объектам или событиям. В итоге, в течение нескольких месяцев младенцы начинают активно использовать указательные жесты. К годовалому возрасту дети становятся высококвалифицированными коммуникаторами. Они могут использовать жесты, чтобы привлечь внимание к объекту, беря его в руки или указывая на него. Бейтс (1976) назвал эту форму довербальной коммуникации «протодекларативом» (англ. «protodeclarative»). Кроме того, они используют жесты, чтобы получить помощь. Например, указывая на своего плюшевого мишку, стоящего на высокой полке, ребенок «просит» помочь спасти его застрявшую игрушку. В терминологии Бейтса (1976) это называется «протоимперативом». Более того, дети очень эффективно используют эту раннюю невербальную тактику. Они часто проверяют и убеждаются, что партнер смотрит в правильном направлении. Все мы видели, как ребенок дергал за штанину отвлеченного отца, а затем указывал на нечто интересующее его юный ум. Другие распространенные жесты включают: протягивание, хватание и пристальный взгляд. Некоторые дети развивают свою собственную уникальную тактику жестов.
По мере развития языка слова и жесты часто начинают использоваться вместе для более эффективного общения. Ребенок может указать на объект, а затем устно прокомментировать или сделать жест, чтобы подчеркнуть значение слов. Однако способность детей использовать и понимать жесты может развиваться независимо от словесного языка. Только на третьем году жизни дети начинают осознавать, что жест и язык могут быть частью одного и того же сообщения и требуют комплексной реакции (Shatz, 1983). Со временем количество жестов уменьшается. Подросшие дети все больше полагаются на свои словесные навыки, чтобы сообщить о своих потребностях и желаниях (Shatz, 1983).
Раннее производство и понимание языка
Язык включает в себя как производство звуков, так и способность понимать речь. Эти два аспекта языка часто называют продуктивным и рецептивным (восприимчивым) языком. Задолго до того, как младенцы учатся говорить, они способны выборочно обращать внимание на определенные особенности звуков речи. Фактически, новорожденные предпочитают слушать речевую или вокальную музыку, а не инструментальную или другие ритмические звуки (Butterfield & Siperstein, 1974). При этом младенцы очень быстро становятся умелыми слушателями. Даже в двухнедельном возрасте они могут отличить голос своей матери от незнакомого голоса. Более того, младенцы, так же как и взрослые люди реагируют разными частями мозга на речь и неречевые звуки, например музыку. В ответ на речь электрическая активность увеличивается в левой половине мозга. В то время как правая часть мозга реагирует на музыку (Molfese, 1973). И это далеко не все рецептивные способности младенца.
Одним из самых замечательных открытий последних лет является фиксация того, что младенцы могут различать согласные, такие как «pah» и «bah», точно так же, как и взрослые. В одном из ранних исследований Моффитт (1971) изучал, могут ли пятимесячные младенцы различать согласные. Одна группа младенцев услышала шестьдесят раз «bah», а затем десять раз «gah». Младенцы из второй группы наоборот прослушали сначала шестьдесят раз «gah», а затем десять раз «bah». Последняя группа слышала только «bah»на протяжении всей серии. Во время эксперимента у младенцев отслеживали частоту сердечных сокращений, чтобы определить, меняется ли их реакция при появлении нового согласного звука. Результат оказался положительным. Младенцы, слушавшие повторяющееся «bah», демонстрировали ограниченную сердечную реакцию, но с появлением нового звука «gah» их реакция менялась. То же самое происходила во второй группе. Дети из контрольной группы (где звук не менялся) демонстрировали одинаковый уровень реакции на протяжении всей серии. Таким образом, младенцы младшего возраста способны воспринимать и различать звуки речи:
а) несмотря на отсутствие опыта производства этих звуков;
б) при относительно ограниченном воздействии речи;
в) при небольшом, если оно вообще имеется, дифференциальном подкреплении для этой формы поведения.
Исследования показали, что эта способность проявляться и к множеству других согласных, таких как «ma» и «na» или «dah» и «gah» в течение 1-го месяца жизни (Aslin, Pisoni, & Jusczyk, 1983; Eimas, 1982).
Эти результаты поднимают вопрос о врожденном устройстве для вербального восприятия языка, о котором мы говорили в прошлый раз. Хотя недавние данные свидетельствуют о том, что у младенцев есть врожденная склонность искать границы в звуковых паттернах, эта тенденция характерна не только для звуков речи. Однако, речь легче разделить на категории восприятия, чем другие звуковые стимулы (Aslin, Pisoni, & Jusczyk, 1983).
Несмотря на свою скороспелость, младенцы неспособны проводить все различия, которые требует язык. Например, трехмесячные младенцы еще не могут различать «s» и «za» (Eilers, 1980). Более того, к 8–ми – 10-ти месяцам младенцы теряют способность делать некоторые различия, если они не используются в их конкретном языке (Werker, 1989). Например, говорящие по-японски дети не могут различать «rah» и «lah» (Miyawaki et al., 1975). И наоборот, носители английского языка не различают важных особенностей других языковых групп (Sachs, 1985). Эти результаты иллюстрируют двойную роль врожденных, а также экспериментальных факторов в раннем понимании звуков речи.
Стоит отметить, что развивающийся младенец не обязательно осознает важность фонологических различий для понимания слов на его родном языке. Только к концу второго года обучения ребенок сможет использовать различия в фонемах, чтобы различать слова, обозначающие разные предметы. Рассмотрим следующий пример (deVilliers & deVilliers, 1979)
Мы можем продемонстрировать это, подарив ребенку две забавные игрушки, похожие на людей. Каждому объекту дается бессмысленное имя, такое как бок и пок, выбранное так, чтобы они отличались только начальной согласной. Затем ребенку предлагается проделать что-то с каждым предметом. Например: «Покатай пок на машинке» или «Надень шляпу на бок». Хотя месячные младенцы могут обнаружить звуковые различия между (b) и (p) дети младше восемнадцати месяцев мало преуспевают в выборе правильного объекта в этом задании… Дети должны знать, какие из многих звуковых различий в речи действительно используются в их родном языке. Это требует значительных усилий. (1979, стр. 18–19).
Таким образом, даже младенцы демонстрируют специализированные языковые способности, включая избирательное внимание, распознавание голоса и осознание звуков. Способность воспринимать, различать и категоризировать фонемы продолжает развиваться даже после двухлетнего возраста.
Продуктивные способности: лепет и другие ранние звуки
В младенчестве быстро развиваются не только способности к восприятию речи. Младенец хоть и не говорит, но с самого рождения активно издает звуки. Любой, кого среди ночи разбудил плачущий трехнедельный ребенок, знает, что младенцы не бывают ни тихими, ни пассивными! Но являются ли ранние звуки, которые издает младенец, просто случайным шумом или они возникают в какой-то определенной и значимой последовательности? А так же связаны ли ранние звуки речи с более поздним развитием языка?
Производство звуков в первый год жизни следует упорядоченной последовательности. Выделено четыре стадии:
- плач, который начинается при рождении. Он важен для выявления ранних признаков детской болезни, а также служит рудиментарной коммуникативной системой;
- другие вокализации и воркование, которые начинаются в конце первого месяца. Согласно Sacks (1985): «Звуки называются воркованием из-за их подобного гласному« oo », напоминающего звуки, издаваемые голубями» (стр. 46). Воркование часто происходит во время социальных обменов между младенцем и опекуном;
- бормотание, которое начинается в середине первого года жизни;
- структурированная речь в конце первого года. Однако даже при появлении первых признаков речи лепет и речь часто возникают вместе.
Ранние звуковые сценарии, такие как лепет, похожи в разных языковых сообществах. Интонации определяются культурным языком (Thevenin, Eilers, Oller, & La Voie, 1985). Большинство межкультурных исследований лепета у младенцев не смогли найти различий. Но обзор (Ingram, 1989) сделал предположение, что на некоторых языках, таких как французский и арабский (различаются по качеству и высоте голоса), слушатели наверняка могут обнаружить различия в лепете младенцев. Однако, чтобы уловить эту разницу, дети не должны быть младше 8-ми – 10-ти месяцев.
Характер развития ранних звуков предполагает, что в основе этих сдвигов, вероятно, лежат изменения в созревании, как артикуляционной структуры, так и центральной нервной системы. Однако взгляд на созревание может быть не совсем правильным. Окружающая среда может играть роль в возникновении лепета и ранней вокализации. Лепечут ли глухие младенцы, которые мало или совсем не слышат стимуляции из окружающей среды? Классическое исследование (Lennenberg, Rebelsky, & Nichols, 1965) показало, что даже такие дети проявляют ранние признаки лепета. Правда поздние исследования показали, что более сложное лепетание, которое начинает напоминать речь, у глухих младенцев отсутствует (Oller & Eilers, 1988 г.). Вместе эти исследования приводят к мнению, что факторы созревания могут быть ответственны за ранние младенческие звуки, но для демонстрации нормальной речи требуются более сложные формы лепета.
Младенцы также способны изменять свой лепет в соответствии с физическими и социальными условиями. Их лепет отличается в разных ситуациях — в кроватке он один, при рассматривании мобиля другой, а у мамы на коленях третий (Delack, 1976). Младенцы в возрасте до 1-го года изменяют свой лепет в соответствии с уровнем голоса и интонацией, характерной для их взрослых опекунов. Например, лепет 6-ти месячных китайских младенцев по сравнению с лепетом маленьких американцев, демонстрирует гораздо большую вариацию высоты звука, отражающую китайский язык, который они слышат (Weir, 1966). Выходит, что даже в первые годы жизни младенцы чувствительны к вариациям контекста и сообщают нам об изменениях в своей вокализации.
Остается самый сложный вопрос. Есть ли связь между лепетом и последующей осмысленной речью? Свежие данные говорят что да. Хотя исторически лингвисты предпочитали другую точку зрения (Jakobson, 1968). Очень долго ученые не видели связи между ранней вокализацией и более поздней речью. Тем ни менее, исследования раннего лепета детей первого года жизни показали, что лепетание слогов во многом напоминает первые значимые слова ребенка (Elbers & Ton, 1985; Oller, Wieman, Doyle, & Ross, 1976). Как отмечает один языковой эксперт: «Позднее лепетание содержит звуки, очень похожие на те, которые используются в ранних попытках произнести слова, независимо от родного языка ребенка»(Sachs, 1985, стр. 49)
Подводя итог верно будет сказать, что ранние звуковые произведения ребенка не только упорядочены, но и связаны с более поздней речью. Как в производстве, так и в отношении восприятия ребенок на удивление хорошо подготовлен к тому, чтобы научиться говорить. И да, лепет действительно имеет отношение к лингвистическому развитию ребенка.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, интеллектуальное развитие ребенка, как дети начинают разговаривать, развитие речи ребенка, лепет, детский лепет, влияет ли лепет на формирование речи, как лепет влияет на речь, как ребенок начинает говорить.
Интересно было узнать, что у таких, на мой взгляд, простых вещей, как указательный жест годовалого ребенка есть название. Этот жест — это форма довербальной коммуникации — протодекларатив и протоимператив.
Из данной статьи, я узнала, что задолго до того, как младенцы учатся говорить, они способны выборочно обращать внимание на определенные особенности звуков речи, а также, что младенцы могут различать согласные звуки также как и взрослые. Очень долго ученые не видели связи между ранней вокализацией и более поздней речью. Тем ни менее, исследования раннего лепета детей первого года жизни показали, что лепетание слогов во многом напоминает первые значимые слова ребенка. Позднее лепетание содержит звуки, очень похожие на те, которые используются в ранних попытках произнести слова, независимо от родного языка ребенка
Ребенок учится говорить с самых ранних моментов своей жизни, используя довербальные элементы – жесты и звуки. На первых месяцах жизни происходит «псевдодиалог» между матерью и ребенком, когда он не участвует в «разговоре», но действия матери позволяют начать развитие коммуникативных навыков. Следующий этап – это этап жестов. Вначале ребенок использует только жесты, как способ привлечения внимания, так и способ получения помощи, в дальнейшем жесты сопровождаются звуками и первыми словами, причем это могут быть как понятные взрослым слова («дай», «на»), так и какие-то свои, придуманные ребенком. И когда словарный запас еще ограничен, то вполне естественно, что ребенок сопровождает свои слова, фразы жестами, в которых он уже более опытен. Интересно мне было узнать про лепет. Забавно, что если языковая среда ребенка сильно различается, то можно понять, на каком языке лепечет малыш. Ранний же лепет глухих младенцев и прекращение его в более позднем возрасте говорит о том, что для нормального развития речи слуховое восприятие других и себя играет огромное значение.
Удивительно насколько быстро и активно всегда развиваются дети. И в том числе это касается и языковых навыков. Интересно как с самого рождения малыши пытаются коммуницировать с родителями и добиваться того, что они хотят. Жестами, которые появляются в районе года в огромном количестве, они способны объяснить даже самые сложные вещи. Весь спектр помощи годовалым малышам строится на их умении жестами указать на свои потребности. Потом уже начинается формирование первых звуков и это очень потешное дело. Иногда разобрать, что хочет сказать малыш, очень непростая задача. Интересные исследования о том, что младенцы до года с трудом различают первые созвучные друг другу. Например, б и п. Лепет младенцев как правило не отличается у детей разных национальностей , в то время, как формирование слов уже происходит под влиянием языка родителей. Как главный вывод я бы сказала, что родители должны максимально способствовать формированию грамотной речи у детей.
Да, лепет имеет прямое отношение к лингвистическому развитию ребенка. Во-первых вокализация звуков тренирует органы артикуляции к произношению слов. И, зачастую, каждый язык имеет акцент на различные артикуляционные позиции. А во-вторых лепет дублирует мелодику речи взрослых. Именно мелодика речи и выдает в иностранцах то, что принято называть акцентом в первую очередь, и только потом проблемы, связанные с артикуляцией. Если даже просто поездить по России и прислушаться к речи населения различных городов, то можно услышать, что в каждой местности «пропевают» предложения по-своему. Именно этот тончайший нюанс и выдает приезжего. Я родилась в Самаре, а потом родители переехали в Воронеж. Прожив тут много лет до сих пор не могу разговаривать как местная. Так и ребенок настраивает при помощи лепета свой артикуляционный аппарат под свое окружение, под лингвистические особенности своей местности.
Благодаря этой статье я лучше узнал о циклах формирования речи у ребенка. Например, что в возрасте до года он не всегда способен продолжить «диалог», и необходимо подстраиваться под ритмы его восприятия. Так же я узнал, что в возрасте до года у ребенка есть следующие виды вокализации: плач, воркование, бормотание, в структурированная речь в конце первого года жизни. Так же я узнал, что вокализация ребенка первые месяцы его жизни в виде бормотания или детского лепета в последствии трансформируется в осознанную речь, т.е, это этап развития речи. Это конечно удивительно. Интересно узнавать, что каждый этап развития при первом взгляде на который можно предположить, что это какой-то рудимент, оказывается одной из ступеней формирования навыка.
Много интересного и удивительного я продолжаю узнавать о развитии речи у детей. Сегодня я ознакомилась с существованием довербального общения, которое включает в себя различные жесты, указывающие на интересующий ребёнка предмет. Жесты развиваются примерно с трехмесячного возраста, к году их значение возрастает, но в последствии, тогда когда речь ребёнка достаточно хорошо сформировалась, значение жестов уменьшается.
Удивительно то, что жесты и язык ребёнок начинает использовать в одном сообщении, объединяя их для решения единой задачи, только на третьем году жизни.
Также я узнала о предпочтениях новорождённых детей слушать речевую или вокальную музыку, а не инструментальную. Оказалось, что за восприятие этих типов музыки отвечают разные области мозга.
Также меня поразила способность пятимесячных младенцев различать согласные в слогах, особенно если они имеют отношение к их родному языку.
Большое значение на развитие поздней речи имеет ранняя речь, включающая в себя лепет, воркование, бормотание. Такие формы ранней речи могут отличаться у детей разных культур. В рамках одной культуры на их формирование оказывают влияние окружающая среда и биологические особенности ребёнка. Удивительно то, что в возрасте до одного года дети могут подстраивать свой лепет в ответ на речь опекуна.
Способности детей как воспринимать, так и производить речь в раннем возрасте, достойны восхищения!
Спасибо за публикацию.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала, что такое протодекларатив и протоимператив. Первое — это жесты ребёнка, чтобы привлечь внимание к объекту, второе — это жесты, которые используются, чтобы попросить о помощи. Также я узнала, что такое продуктивный и рецептивный язык. Это производство звуков и способность понимать речь соответственно.
Интересен факт, что младенцам больше нравится речевые звуки, нежели, например, музыка. А также, что младенцы становятся хорошими слушателями и что уже с ранних месяцев они могут различать согласные звуки, а голос матери узнают уже в двухнедельном возрасте. А также тот факт, что некоторые звуки они разучиваются различать в более позднем возрасте, это зависит от национальной речи.
Спасибо за статью. Из неё я узнала про то, что дети различают продуктивную и рецептиную речь. Что для меня стало интересно, то что рецептивная речь влияет на правую половину мозга, она же отвечает за творчество. А продуктивная речь влияет на левую половину мозга, которая отвечает за логику. Исходя из этого становится понятно, что музыка и наверное те же сказки, которые включают по радио будут больше влиять на творческое развитие и фантазию, нежели на желание самому ребенку научиться разговаривать.
В статье еще говорится о том, что родители подстраиваются под речь ребенка, давая ему возможность как бы ответить. Это интересный интуитивный момент. Которому специально родителей не обучают. И ещё понравился пример с ребенком, которые просит обратить внимание на предмет, на который он показывает. Теперь становится понятно, почему ребенок расстраивается. Когда он упорной пытается привлечь внимание родителя, а тот не обращает внимание на него и соответственно на предмет. Потому что так заложено у него природой.
Из статьи узнал, что ребёнок учится сперва жестам, а потом уже разговаривать. Жесты-это довербальное общение, которые служит для того, чтобы ребёнок получил то, что ему надо. Далее учится разговаривать, издавая различные звуки. Но всё же родители-это проводники своих детей в том, чтобы разговаривать. Это важно для ребёнка слышать, как говорят взрослые. А вот например, мой брат не слышал, и следовательно стал глухонемой. Я всё время думал: почему так? Оказывается, из-за того, что не слышал, и речь искажённой стала. Весь лепет детей-это то, что для них является важным в данный момент, они так работают, кряхтят, бормочут себе под нос. Ещё я считаю, что с детьми не стоит сюсюкаться. Такое впечатление, что ребёнок-это взрослый, а взрослый сам хочет побыть на месте ребёнка. Такое недоразумение я наблюдаю частенько.
Из статьи узнала много интересных особенностей вокализации младенцев. Удивило,что плач это рудиментарная коммуникативная система.Так же заставил удивиться тот факт,что находясь в разных местах младенец издает разные по интонации звуки.Так же, впервые узнала,что, фактически, новорожденные предпочитают слушать песенки, а не инструментальную музыку,например Моцарта,как я раньше думала. Узнала,что на развитие поздней речи имеет влияние ранняя речь, включающая в себя лепет, воркование, бормотание.Причём у самых маленьких деток нет различий в вокализации,к каким бы национальностям они не принадлежали .И только чуть повзрослев детки начинают демонстрировать лепет свойственный именно той культуре ,в которой они родились.
Спасибо за статью. В статье очень интересно изложено развитие коммуникативных навыков и речи, как составляющей формирования речи у детей. Интересно было узнать, что младенцы имеют ограниченный контроль над временем для ответов, то есть родитель должен поддерживать «диалог» — поддерживать поток обмена. В возрасте от трех до 12 месяцев младенцы улучшают свою способность использовать жесты для общения. Бейте вводит несколько понятий описывающих формы довербальной коммуникации: «протодекларатив» (дети жестами привлекают внимание к объекту) и «протоимператив» (использование жестикуляции для просьбы оказания помощи). По мере развитие языка, слова и жесты начинают использоваться вместе для более эффективного общения. Очень интересным оказалось исследование Моффит, которое доказывает, что даже 5-ти месячные младенцы способны созвучные согласные в слогах.
С взрослением дети не только начинают понимать различия в звучаниях слога, но и наоборот теряют способность различать звуки, не относящиеся к их языковой группе.
Выделено 4 стадии производства младенцем звуков: 1 плач, 2 воркование, 3 бормотание и 4 структурированная речь.
Исследования, проведенные с плохослышащими младенцами показали, что факторы созревания могут быть ответственны за ранние младенческие звуки, но для демонстрации нормальной речи требуются более сложные формы лепета, которые помогают формировать родители малыша.
Звуки произносимые ребенком упорядочены и структурированы, а так же связаны с более поздней речью, даже лепет имеет отношение к лингвистическому развитию ребенка.
Из статьи я узнала новые для меня термины Бейтса протодекларатив и протоимператив — это форма довербальной коммуникации. Оказывается, к годовалому возрасту дети становятся высококвалифицированными коммуникаторами. Они могут использовать жесты, чтобы привлечь внимание к объекту, беря его в руки или указывая на него.
Удивила способность младенцев различать согласные, точно так же, как и взрослые.
Интересно было узнать, что младенцы способны изменять свой лепет в разных ситуациях — в кроватке он один, при рассматривании игрушки другой, а у мамы на коленях третий. Так же детки до 1-го года изменяют свой лепет в соответствии с уровнем голоса и интонацией. Исследования раннего лепета детей показали, что лепетание слогов во многом напоминает первые слова ребенка и связаны с более поздней речью.
Из статьи я узнала о таком понятии, как «протоимператив». Оказывается, новорожденные предпочитают слушать речевую или вокальную музыку, а не инструментальную. Хотя где-то я слышала, что когда ребенок спит, ему лучше включать именно инструментальную музыку. Меня удивило, что у младенцев есть врожденная склонность искать границы в звуковых паттернах. Особенно интересно это было наблюдать в представленном исследовании. Также месячные младенцы могут обнаружить звуковые различия между схожими буквами, например «б» и «п», а вот дети восемнадцати месяцев с трудом с этим справляются. Также, в статье я познакомилась с четырьмя стадиями по воспроизводству звуков в первый год жизни. И, наконец, вывод удивил меня тем, что всё-таки лепет действительно имеет отношение к лингвистическому развитию ребенка.
В младенчестве быстро развиваются не только способности к восприятию речи. Младенец хоть и не говорит, но с самого рождения активно издает звуки.В возрасте от 3-х до 12-ти месяцев младенцы улучшают свою способность использовать жесты для общения.Младенцы также способны изменять свой лепет в соответствии с физическими и социальными условиями. Их лепет отличается в разных ситуациях — в кроватке он один, при рассматривании мобиля другой. Младенцы, так же как и взрослые люди реагируют разными частями мозга на речь и неречевые звуки, например музыку. Получается, жесты-это довербальное общение, когда ребёнок хочет получить то что ему нужно. Потом уже ребёнок начинает учиться и разговаривать. Довольно интересная статья
Спасибо за статью. Из статьи узнала, что только на третьем году жизни дети начинают осознавать, что жест и язык могут быть частью одного и того же сообщения. Также к годовалому возрасту дети становятся высококвалифицированными коммуникаторами. Удивительно, что на развитие поздней речи имеет влияние ранняя речь, включающая в себя лепет, воркование, бормотание.
Жесты развиваются примерно с трехмесячного возраста, к году их значение возрастает, но в последствии, тогда когда речь ребёнка достаточно хорошо сформировалась, значение жестов уменьшается.
младенцев есть врожденная склонность искать границы в звуковых паттернах. Особенно интересно это было наблюдать в представленном исследовании. Также месячные младенцы могут обнаружить звуковые различия между схожими буквами.
Из статьи узнал, что лепет — не просто набор звуков, а вокализация, которая предшествует речи. Узнал так же два новых термина протодекларатив — форма довербальной речи, и протоимператив, когда ребенок, при помощи взрослого, хочет получить предмет. Мое представление о младенцах минимальное. ОЧень редко их вижу в непосредственном контакте, когда у кого-то из друзей рождаются дети. В такие моменты я понимаю, какое человек сложное существо. Ведь в начальном варианте абсолютно не понятно, как можно выучить язык, не разговаривая ни на одном языке. Оказывается биологически уже там предусмотрено, что младенец способен овладеть языком, опираясь на взаимодействие со взрослыми. Так же понятен стал механизм взаимодействия с ребенком, когда ребенок что-то произносит, мать в ответ вокализирует, если возникает пауза в ответе ребенка, то мать ему помогает, продолжая что-то говорить, таким образом она продолжает звуковой поток.
Из статьи я узнала о таких формах довербальной коммуникации, как протодекларатив — использование жестов для привлечения внимания и протоимператив — использование жестов для получения помощи. Еще меня очень удивило, что дети предпочитают слушать вокальную музыку, а не инструментальную, как мы привыкли считать. Так же интересно было узнать, что совсем маленькие детки способны различать согласные, так же как и взрослые. Более того они способны воспринимать и различать звуки речи.Еще в статье я познакомилась с четырьмя стадиями воспроизведения звуков в первый год жизни. И как интересно устроена наша природа, что лепет маленького ребенка тоже имеет значение, что результаты исследования показали связь между лепетом ребенка и более поздней осмысленной речью. Спасибо за статью!
Статья, наполненная фишками и секретиками освоения детей речи. Для меня было открытием прочитать, что младенцы до определенного возраста лучше воспринимают согласные, а не гласные. Также интересно было узнать, что новорожденные больше воспринимают вокальную, а не инструментальную музыку — видимо так лучше проходит первичный процесс научения. А продуктивные и рецептивные аспекты языка позволяют выделить голос матери среди других посторонних голосов и звуков. Также я раньше считала, что лепет ребенка в разных ситуациях относительно постоянный, а оказывается он может изменяться в зависимости с физическими и социальными условиями, а вокализация лепета определяется культурными особенностями.
Мне всегда было интересно, как два ребенка лепечут между собой и самое главное понимают друг друга. Вот именно в этой статье я узнала о циклах формирования речи у ребенка. Первый этап когда младенцы слушают и выборочно обращают внимание на определенные особенности звуков речи. Следующий этап – это этап жестов. Вначале ребенок использует только жесты не только как способ привлечения внимания, но и для получения помощи. В дальнейшем жесты начинают следующими видами вокализации: плач, бормотание, воркование. Интересные исследования о том, что младенцы до года с трудом различают первые созвучные друг другу. Вокализация ребенка первые месяцы его жизни в виде бормотания или детского лепета в последствии трансформируется в осознанную речь. Лепет младенцев как правило не отличается у детей разных национальностей, однако формирование слов уже происходит под влиянием языка родителей. Отсюда и особенности разговорной речи. Например однажды в Сочи продавщица меня спросила: вы что из Воронежа? Я поинтересовалась, как она узнала. Ее ответ был очень смешен… так Вы Гэкаете
Из статьи узнала о том, что предшествует появлению речи у детей, начиная с первых дней жизни. Язык включает два аспекта, которые называют продуктивным (это производство звуков) и рецептивным или восприимчивым (способность понимать речь). Я могла наблюдать, что моя маленькая дочь выборочно обращала внимание на определенные особенности звуков речи и уже через две-три недели отличала меня от других домочадцев.
Согласно исследованиям, младенцы способны воспринимать и различать звуки речи, «несмотря на отсутствие опыта производства этих звуков и при относительно ограниченном воздействии речи». Познакомилась также со стадиями, согласно которым происходит производство звуков в первый год жизни: плачь, другие вокализации и воркование, бормотание и структурированная речь.
Благодарю за статью! Из данного материала, я узнала для себя новый термин «довербальное общение». Эмоциональные и первые простые практические контакты, замыкающиеся между детьми и взрослыми в рамках довербального общения, не требуют от ребенка владения речью; он ею и не овладевает. Однако сказанное не обозначает, что младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз наоборот: словесные воздействия составляют большую и значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку. Поэтому можно предполагать, что у младенцев рано появляется особое отношение к звукам речи вследствие их неразрывной связи с фигурой взрослого человека, составляющей для ребенка центр мира на этапе ситуативно–личностного общения и весьма важную его часть на этапе ситуативно–делового общения.Наблюдения за поведением детей уже давно позволили психологам выделить среди их разнообразных проявлений вокализации. Они имеют вид коротких или певучих звуков, в которых выражается состояние ребенка, начиная от восторга (вскрики, визг) и до напряженного сосредоточения (гукание). Вокализации детей 1–го года жизни являются предречевыми, хотя иногда некоторые из них имеют внешнее сходство со словами.
После прочтения данной статьи я узнал каким образом происходит развитие общения у детей , познакомился с таким понятием как лепет и воркование у ребенка, а также узнал, что у детей похожих лингвистических групп он схож. Познакомился с таким механизмом психической реакции как рециптивным (восприимчивым ) языком,т.е каким образом ребенок воспринимает различные слова.Теперь я знаю , что у ребенка практически с самого рождения задействован механизм обучения языку.В профессиональном и личностном плане данная информация дает мне понимание как способствовать развитию речи у ребенка и с чем придется столкнуться, а также понимание что она применима перво наперво в жизни.Главной идеей данной статьи считаю приобретение понимания каким образом необходимо воздействовать на ребенка для лучшего его обучения языку. Спасибо.
Спасибо за статью. Из данной статьи я узнала, что существует два аспекта языка, их часто называют продуктивным и рецептивным (восприимчивым) языком. Задолго до того, как младенцы учатся говорить, они способны выборочно обращать внимание на определенные особенности звуков речи. Хотя исследования свидетельствуют о том, что у младенцев есть врожденная склонность искать границы в звуковых паттернах, эта тенденция характерна не только для звуков речи. Несмотря на свою скороспелость, младенцы неспособны проводить все различия, которые требует язык. Удивительно, но младенцы демонстрируют специализированные языковые способности, включая избирательное внимание, распознавание голоса и осознание звуков. Способность воспринимать, различать и категоризировать фонемы продолжает развиваться даже после двухлетнего возраста. Подводя итог, хотелось бы сказать, как важно родителям с раннего возраста общаться с ребенком, пропевать звуки, отвечать на его лепет, чем раньше ребенок будет имитировать звуки, тем прогрессивнее будет его речевое развитие.
За детками очень интересно наблюдать . Они прям день ото дня в младенческом возрасте меняются , появляются какие-то новые навыки . Неделя — это целый огромный срок , столько всего нового уже делает малыш . Дети коммуницируют , как по мне , с первых дней . Наблюдая за племянником , он и без слов даёт понять , что ему надо , что нет , куда с ним идти и во что с ним играть . Так же показывает хочет ли он вообще с тобой время проводить . Ну про потребность в еде я вообще молчу , тут он быстренько скоординирует . Вопрос видят и слышат такие «речи» взрослые . Тут уже говорю не про конкретного ребёнка , а в общем . Мне , кажется , что если родителю выгодно , он сразу же понимает , а вот если не очень — то скорее «не поймёт».
Главное , воспитания ребёнка ставить выше родительских хочу , если это противоречит процессу .
Из статьи я узнала, что на третьем году жизни дети начинают осознавать, что жест и язык могут быть частью одного и того же сообщения и требуют комплексной реакции. До этого же возраста ребенок использует их отдельно.
Я узнала, как формируется речь у ребенка. До года это происходит в определенной последовательности: плач, воркование, бормотание, структурированная речь. Меня удивило, что плач — это первая стадия развития коммуникации.
Новостью для меня также стало, что младенцы предпочитают слушать песни со словами, а не инструментальную музыку.
Интересно, что даже глухие младенцы издают ранние признаки лепета, но при этом более поздние признаки, напоминающие речь, у них уже отсутствуют. Также я узнала, что у младенцев разной национальности разный лепет.
Из статьи я узнала, что задолго до того, как младенцы учатся говорить, они способны выборочно обращать внимание на определенные особенности звуков речи. Ребенок учится общаться, используя довербальные элементы – жесты и звуки. Предшественники речи у детей. Бейте вводит несколько понятий описывающих формы довербальной коммуникации: «протодекларатив» (дети жестами привлекают внимание к объекту) и «протоимператив» (использование жестикуляции для просьбы оказания помощи). По мере развитие языка, слова и жесты начинают использоваться вместе для более эффективного общения. Исследование Моффит доказывает, что даже 5-ти месячные младенцы способны различать созвучные согласные в слогах.
Выделено 4 стадии производства младенцем звуков: плач, воркование, бормотание и структурированная речь. Звуки, произносимые ребенком, упорядочены и структурированы, а так же связаны с более поздней речью, даже лепет имеет отношение к лингвистическому развитию ребенка. Также я узнала, что такое продуктивный и рецептивный язык. Это производство звуков и способность понимать речь соответственно. Также я узнала о предпочтениях новорождённых детей слушать речевую или вокальную музыку, а не инструментальную. Оказалось, что за восприятие этих типов музыки отвечают разные области мозга.
Добрый вечер, спасибо за данную статью. Из прочитанной статьи я узнал что младенец и опекун начинают общаться до знакомства ребенка со словами, родитель старается понять циклы реакции и невосприимчивости ребенка и подстроить свое поведение под них. Тем самым помогая ребенку стать коммуникативным партнером. С возрастом при взаимодействии с родителем ребенок использует навыки жестов, жесты и слова и наконец больший акцент переходит на слова. Младенцы младшего возраста способны воспринимать и различать звуки речи и легко отличать речь матери от любого другого. В первые годы жизни у ребенка выделяются четыре стадии производства звуков. Лепет ребёнка отличается в различных ситуациях. Также лепет изменяется уровень голоса и интонация.
Интересная для меня статья. Эмоциональные и первые простые практические контакты, замыкающиеся между детьми и взрослыми в рамках довербального общения, не требуют от ребенка владения речью; он ею и не овладевает. Однако сказанное не обозначает, что младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз наоборот: словесные воздействия составляют большую и значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку. Поэтому можно предполагать, что у младенцев рано появляется особое отношение к звукам речи вследствие их неразрывной связи с фигурой взрослого человека, составляющей для ребенка центр мира на этапе ситуативно–личностного общения и весьма важную его часть на этапе ситуативно–делового общения. Наблюдения за поведением детей уже давно позволили психологам выделить среди их разнообразных проявлений вокализации.
Спасибо за статью. Так у меня ещё не детей, то статья для меня была больше теоретической, так как мне сложно было спроецировать данное исследование на свою жизнь. В следствии чего статья была для меня тяжела а почтении. Но тем не менее для себя я узнала, что ранние звуковые воспроизведения ребёнка упорядочены и мазаны с поздней речью ребёнка. Также для себя я отметила, что звукам ребёнка стоит уделять больше внимания, а также стараться реагировать и поощрять, чтобы ребёнок мог самостоятельно пытаться сказать или показать , что он хочет или что его тревожит. Из статьи я также узнала , что ребёнок может в возрасте до года могут разделять звуки, которые они слышат, даже если у них нет опыта воспроизводства этих звуков, на категории.
Из статьи я узнала, что общение у малышей не ограничивается только словами. Ребенок хорошо считывает эмоции мамы,использует жесты,что помогает им привлечь внимание к объекту, получить помощь-эта форма называется «протодекларатив». Интересно, что со временем, когда дети уже осазнают, что жест и язык могут быть частью одного того же сообщения,, количество жестов уменьшается. Так же помимо жестов, младенец издает звуки, что мы называем лепетом. Младенцы могут изменять его в соответствии с физическими и социальными условиями, т.е. чувствительны к вариациям контекста,что говорит о связи лепета и речи.
Благодарю за статью. Из статья я увидела весь процесс выстраивания коммуникаций. Когда малыш рождается, родители начинают выстраивать коммуникацию, и это дает свои плоды. К году ребенок уже может объяснить жестами и звуками, свои основные потребности. Я узнала про форму довербальной коммуникации «протодекларативом», когда ребенок жестом просит помощи. Соответственно по мере взросления, ребенок к жестам начинает подключать свой словарный запас, для обозначения своих потребностей. И со временем язык жестов сводит к минимуму, так как понимает, что слова дают больший результат. Язык включает в себя как производство звуков, так и способность понимать речь. Младенцы вообще являются очень хорошими слушателями, и к двум неделям ребенок уже легко может отличить голос мамы от любого другого человека. Из статьи я узнала об интересном открытии, оказывается младенцы могут различать согласные, так же как и взрослые. Оказывается младенцы младшего возраста способны воспринимать и различать звуки речи несмотря на отсутствие опыта производства этих звуков; при относительно ограниченном воздействии речи; при небольшом, если оно вообще имеется, дифференциальном подкреплении для этой формы поведения.
В первый год жизни , выделено четыре стадии производства звуков:
1. плач, который служит рудиментарной коммуникативной системой;
2. другие вокализации и воркование, которые начинаются в конце первого месяца;
3. бормотание, которое начинается в середине первого года жизни;
4. структурированная речь в конце первого года.
Из статьи узнала новый для меня термины — довербальное общение, протодекларатив и протоимператив.Было интересно узнать, что именно мама способствует поддержанию диалога с младенцем, настраиваясь на его, чувствуя паузы и помогая ему с ответом, если пауза затянулась. То есть таким образом, именно родитель помогает развивать коммуникативные способности уже в раннем возрасте. Интересной также стала информация об использовании жестов в общении у детей, оказывается жесты предшествуют речи, потом используются вместе с речью, а в дальнейшем приоритетной становится только речь.НОвым для меня было то, что младенцы предпочитают вокальную музыку. Не случайно деткам принято петь колыбельные.Я вспомнила, что дочка любила, когда я пела, сразу же переставала плакать и начинала гулить и ворковать, тренирую артикулярный аппарат.Спасибо за статью!
Из статьи я узнал о развитии жестов у людей, как еще одной формы коммуникации. Я вспомнил, что моя 6-летняя дочь иногда показывает на что-то пальцем и просто мычит, привлекая внимание. Это вызывает у меня легко раздражение. Я прошу ее сказать словами, чего она хочет. Теперь я думаю о том, что жесты — просто еще один способ коммуникации, а не что-то несостоятельное, подменяющее собой речь. Из статьи я также узнал о том, что дети уже в младенчестве чувствуют разницу между некоторыми звуками, даже не умея еще использовать эту разницу. Мне это тоже кажется подтверждением нативистской теории развития речи у детей. Еще я узнал о том, что лепет у младенцев из разных стран и культур удивительным образом похож. Я сразу вспомнил о креольском языке. Для меня эта информация показывает, что младенец из одной культуры должен легко освоить чужой для его родителей язык.
Статья очень познавательная, интересно было узнать о таких понятиях, как протодекларатив и протоимператив, которые означают форму довебальной коммуникации. Также я узнала, что младенцам больше нравится слушать речевые звуки, чем музыку. Интересен факт, что некоторые звуки способны различать в более позднем возрасте, что зависит от национальной речи.Узнала и о том, что дети различают продуктивную и рецептивную речь. Рецептивная речь оказывает влияние на правое полушарие мозга, которое отвечает за творчество. В свою очередь продуктивная речь влияет на левое полушарие мозга, отвечающее за логику.
Читая о этапах становления речи, сразу вспоминаю о том, как это было у моего сына. И эти ранние диалоги, и копирование моей мимики и интонации, и эти требующие жесты. Удивительно и так интересно за этим наблюдать
Узнала, что жесты у ребёнка развиваются до формирования речи и ребёнок предаёт им важное значение в раннем возрасте . С взрослением ребёнок на первое место в общении отводит не жестам , а передаёт свои потребности и желания с помощью слов. Хотя есть период в три года, когда ребёнок передаёт свои сообщения и с помощью жестов и с помощью слов. Что для меня удивительно. Ранняя речь , воркование , лепетание имеет большое значение и способствует формированию развития поздней речи. Для себя сделала вывод, что такое ранее общение с ребёнком полезно и даже обязательно. И исследование касаемо восприятия музыки ребёнком удивило, оказывается младенцы могут различать звуки инструментальные они или вокальные. Видимо ребёнок чаще слышит речь и поэтому и в музыке предпочитает больше вокал. Просто не понятно почему.
Как мне нравится серия статей о развитии детской речи!
Мне очень интересно читать исследования о том, как формируется речь человека, что влияет на речевое развитие у ребёнка. Особенно интересно сопоставляться исследования, научно-доказанные данные со своим поведением. Я с радостью вспоминаю, как общалась со своими детьми, когда они были младенцами, анализирую разницу между взаимодействиями с ними и вижу корреляцию с результатом. Раньше я уже писала, что со старшим ребёнком получалось общаться уделять внимание развитию речи больше, чем с младшим.
В приведённой статье для меня интересными открытиями стало то, что глухие дети тоже лепечут, правда на более легких уровнях, а потом уже нет.
Так же то, что дети лишь к трём годам могут связывать речь и жестикуляцию, и то, что у детей из разных стран разный лепет.
Из статьи я узнал, что жесты и звуки у детей являются предшественниками речи. Т.е. ещё до появления речи ребенок обладает некоторым набором коммуникативных навыков. Иногда удивляюсь, как дети до того, как научатся говорить, могут дать понять, что им надо. Узнал о видах вокализации у детей до одного года. До прочтения статьи я и не задумывался, что каждый этап и все эти воркования и бормотания являются частью формирования навыка. Удивило, что новорождённые дети предпочитают слушать речевую или вокальную музыку, а не инструментальную. Интересно как происходит так, что человек до 4 лет вообще молчал и не говорил. Это произошло с моим родственником. Думали, что он совсем немой и уже не заговорит. Но в 4 года просто как прорвало и начал говорить целыми предложениями. Надо сказать, любит до сих пор поговорить. Я ж начал говорить не поздно, но из меня слова лишнего не вытянешь.
Согласна с авторами статьи, что, не умея говорить, младенцы уже начинают общаться. Они воспринимают речь, отличают голос мамы от других голосов, используют жесты, мимику, повторяют звуки, которые слышат. И с тем, как они растут, растет и их звуковой и словарный запас. Дети могут использовать больше жестов и звуков вместо слов достаточно долго, а могут начать говорить отдельные слова еще до года. Со временем, когда словарный запас расширяется, количество жестов уменьшается. Язык включает в себя как производство звуков, так и способность понимать речь. Даже младенцы демонстрируют специализированные языковые способности, включая избирательное внимание, распознавание голоса и осознание звуков.
Из статьи почерпнул много нового. Интересно было узнать, что лепет у младенцев в самом раннем возрасте практически не отличается в разных языковых группах. Лишь после нескольких месяцев жизни начинают наблюдаться различия, обусловленные характерными чертами родного языка. При этом вместе с развитием речевого аппарата, обусловленного фонетическими особенностями окружающих его звуков, ребенок перестает делать различия в звуках, если они не используются. Происходит как бы адаптация врожденных способностей к конкретным условиям.
Обратил внимание, что дети только к трехлетнему возрасту начинают соотносить речь и жесты как комплексное средство общения. До этого язык жестов для них имеет отдельное, самостоятельное значение. Вообще, различные формы довербальной коммуникации имеют большое значение для развития ребенка, поскольку они являются более простыми, нежели речь. В целом, изучение механизмов развития речи у детей способствует более глубокому пониманию этого процесса и способов его корректировки при необходимости.
Из статьи я узнал, что общение это не только слова. Ограничиваясь изучением лишь вербальных навыков, мы можем легко ошибиться в оценке того, как и когда начинается общение на первых этапах развития ребенка. Раннее коммуникативное поведение между младенцами и их опекунами в первые месяцы жизни является первыми шагами на пути к языку. Согласно исследованиям, младенцы способны воспринимать и различать звуки речи, «несмотря на отсутствие опыта производства этих звуков и при относительно ограниченном воздействии речи». Познакомился также со стадиями, согласно которым происходит производство звуков в первый год жизни: плачь, другие вокализации и воркование, бормотание и структурированная речь. Спасибо за статью.
Спасибо за статью, мне очень интересным показался эксперимент с младенцами, которые уже в пятимесячном возрасте могли отличать согласные звуки. А так же было интересно, каким именно способом оценивался результат-частотами сердечного ритма. Так же оказалось, что даже месячные малыши могут отличать подобные ярко-выраженные разные звуки. Ещё новое было то, что лепет есть даже у глухих младенцев, но более сложного лепета у них нет. Когда была маленькая дочь, я, начитавшись, наслушавшись разных советов говорила с дочерью почти не замолкая. Озвучивала каждое действие, рассказывала обо все вокруг, что нас окружало. Не могу пока провезти параллель как это сказалось на ее речевом развитии, но оборот слов , которые она использует в свои 4 года мне кажется достаточно глубоким и обширным.
Спасибо за статью. Смотрела недавно исследования ВВС, где они наблюдали за когнитивным развитием детей до 3 лет. Как они учились говорить, как воспринимали информацию, когда её умели говорить, как жесты применяли, как реагировали на тон голоса, на сюсюканье. В общем, оказывается, что дети в разное время учатся сотрудничать жестами для выполнения разных задач, но одной цели, развивается лучше речь, когда с ними маленькими сюсюкают, как в разном возрасте происходит осознание себя, умение объяснить свои чувства, желания, описание предметов. Многое зависит от того, как и что родители говорят, как преподносят информацию, как объясняют связи, как учат соотносить вещи и потребности. Трудно быть родителем….слишком много нужно знаний и ответственности