Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Рост и вес, о которых мы говорили в прошлый раз, не единственные существенные изменения в подростковом возрасте. Еще одной вехой в развитии является половое созревание и как следствие достижение половой зрелости. Половое созревание характеризуется рядом изменений. Рассмотрим их подробнее.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОВОМ РАЗВИТИИ (*указание возраста приблизительно)

ДЕВОЧКИ

10 лет — Начало развития груди (зачаток молочной железы).

11 лет — Волосы на лобке редкие, слегка пигментированные.

12 лет — Между 12 и 13 годами начинают появляться волосы в подмышечных впадинах. 13 лет — Увеличение груди продолжается. Ареолы и соски выступают над контуром молочной железы. Наступает менархе – первая менструация.

14 лет — Увеличение лобковых волос, но площадь покрытия пока меньше, чем у взрослых.

15 лет — Грудь и лобковые волосы полностью созрели.

МАЛЬЧИКИ

10 лет — Начало роста яичек и мошонки.

11 лет — Появление слегка пигментированных лобковых волос.

12 лет — Первая эякуляция спермы.

13 лет — Волосы в подмышечных впадинах и на лице.

14 лет — Голос становится более глубоким.

15 лет — Половой член, яички и лобковые волосы полностью развиты. Начало роста усов и бороды.

Обратите внимание, что достижение половой зрелости представляет собой постепенный процесс, при этом менархе наступает только через два-три года после начала процесса полового созревания. Несмотря на это менархе часто рассматривается многими женщинами, как «истинное» начало полового созревания (Brooks-Gunn & Ruble, 1984). Рассмотрим интересный фрагмент из книги на эту тему.

ПЕРЕЖИВАНИЕ МЕНАРХЕ

Среда, 5 января 1944 г.

Вчера я прочитала статью сестры Хейстер о смущении и румянце. Написано, как будто про меня. Хотя я не очень легко краснею, но все остальное мне близко. Она пишет примерно так — девочка в годы полового созревания начинает думать о чудесах, происходящих с ее телом. Это правда. Поэтому в последнее время у меня возникает чувство смущения за Марго, маму и папу. Как ни странно, Марго, гораздо более застенчивая, чем я, но смущается она редко.

Я думаю, что то, что со мной происходит прекрасно, не только снаружи, но и внутри. Я никогда ни с кем не обсуждаю себя или подобные вещи, поэтому я должна говорить о них сама с собой. Каждый раз, когда у меня бывают месячные, а это было только три раза, у меня такое чувство, что, несмотря на всю боль, неприятности и гадости, у меня есть приятная тайна. В каком-то смысле я всегда жду того времени, когда снова почувствую эту тайну внутри себя.

Анна Франк

Дневник молодой девушки

Сегодня начло полового созревания происходит раньше, особенно в благополучных странах. Сравнение возраста, в котором матери и их дочери достигли половой зрелости, говорит о следующем: у американских матерей менархе наступало в 14,38 года, а у их дочерей почти на два года раньше в 12,88 года (Damon, Damon, Reed, & Valadian, 1969). На самом деле считается, что половое созревание сегодня наступает на 2,5-3,5 года раньше, чем век назад. Однако, тенденция к более раннему менархе замедляется среди девочек среднего класса в Соединенных Штатах (Roche, 1979; Wyshak & Frisch, 1982). Так же, как и в случае изменения роста и веса (о которых мы говорили в прошлый раз), существуют пределы возможных изменений. Снижение возраста наступления менархе не является равномерным. Например, среди эскимосов произошли небольшие изменения, а в Индии эти изменения коснулись лишь нескольких групп населения (Roche, 1979). Более того, в некоторых районах слаборазвитых страна, например в Новой Гвинее, средний возраст менархе очень поздний — от 17,5 до 18,4 лет (Malcolm, 1970).

Даже в Соединенных Штатах до сих пор существуют большие различия в сроках наступления менархе. Не все девочки хотят достичь половой зрелости вовремя и потерять свой худощавый вид. Например, танцовщицы балета, которые тренируются и придерживаются диеты, могут отсрочить наступление менархе на целый год (Brooks-Gunn, 1988). Иными словами, только 30% танцовщиц, изученных Брукс-Ганн, были определены как ранние или «вовремя» созревшие. На контрасте с ними, девочки, которые не танцуют, показали такие темпы развития в 80% случаев. У фигуристок и гимнасток также наблюдается задержка менархе (Brooks-Gunn & Warren, 1985). Помимо этого, не все девочки придерживаются регулярного графика менструаций после наступления менархе. У спортсменок, которые много тренируются и поддерживают низкий вес (бегуны, гимнастки) иногда прекращаются менструации или наступает аменорея. Фирш (1984) обнаружил, что такие девушки могут включать и выключать свои менструальные циклы, останавливая и возобновляя режим тренировок. Даже семейные отношения могут изменить время полового созревания или наоборот оказаться под влиянием начала этих биологических изменений. Рассмотрим такой вариант событий подробнее.

ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И РЕБЕНКА И НАЧАЛО ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ

Биологические и социальные изменения часто взаимно влияют друг на друга. Мы склонны считать, что не только время наступления половой зрелости приводит к изменениям в социальных отношениях и самоощущении, но социальные отношения могут влиять на время начала полового созревания. В серии исследований Ларри Стейнберг нашел подтверждение этой двунаправленной точке зрения. В многолетнем исследовании семейных отношений до и после периода полового созревания детей он обнаружил, что во время полового созревания в семейной системе происходят систематические изменения. По мере физической зрелости, сообщения о близости с родителями, как среди мальчиков, так и среди девочек-подростков уменьшаются, а сообщения об эмоциональной автономии от родителей увеличиваются. Среди мальчиков эти эффекты сопровождаются снижением личного признания. У девочек физическая зрелость сопровождается более негативными описаниями своих матерей. Половое созревание также увеличивает конфликты между подростками и их матерями. В то время как отношения отца и ребенка показали меньшие сдвиги во время этого биологического перехода (Steinberg, 1988). Более поздние исследования показали, что половое развитие приводит к увеличению конфликтов между отцами и их дочерями. Уменьшение близости с отцами происходит у обоих полов. Хотя эти данные свидетельствуют о том, что половое созревание ведет к отдалению между подростками и родителями, направление влияния может быть и обратным. Увеличение отчуждения между родителями и их детьми может ускорить половое созревание, в то время как повышенная близость между родителями и их отпрысками наоборот может замедлить процесс взросления. Имеющиеся данные подтверждают эту возможность, по крайней мере, в случае девочек. В то время как скорость взросления мальчиков не зависела от их отношений с родителями, созревание девочек, по-видимому, ускорялось в проблемных отношениях с родителями, особенно в диаде мать-дочь. Девочки, которые сообщают о более интенсивных конфликтах, меньшем количестве спокойных дискуссий и большей свободе поведения, биологически взрослеют быстрее, чем их сверстницы. Эти результаты согласуются с другими человеческими исследованиями, а также исследованиями на приматах (Belsky, Steinberg, & Draper, 1991; Paikoff & Brooks-Gunn, 1991). Половое созревание самок хлопковых тамаринов происходило медленнее в присутствии их семьи и быстро ускорялось, когда они были удалены из семейного окружения. Более того, чувствительность репродуктивного развития самок к событиям и обстоятельствам окружающей среды согласуется с другими исследованиями, которые показывают, что у самок, живущих в одном домашнем хозяйстве, часто бывают синхронные менструальные циклы (McClintock, 1980; Warren, 1983). Никаких доказательств такой чувствительности к факторам окружающей среды у самцов не наблюдается. В совокупности эти исследования показывают, что начало полового созревания может вызывать изменения в отношениях между членами семьи, но также может быть вызвано теми же сдвигами в семейных связях. Ясно, что биологическое и социальное развитие взаимно влияют друг на друга, двусторонний путь влияния очевиден.

Имеет ли значение скорость развития?

Имеют ли значение нормальные различия в скорости созревания? Серия классических исследований, проведенных в Калифорнийском университете, ясно показывает, что время физического созревания может влиять на социальную и эмоциональную адаптацию ребенка. Не секрет, что девочки опережают мальчиков в физическом развитии, а пол ребенка определяет преимущества и недостатки раннего или позднего созревания. Для девочек преимущества ранней или поздней зрелости менее очевидны, чем для мальчиков.

Джонс и Бэйли (1950) в своем новаторском исследовании в этой области отобрали шестнадцать рано созревающих и шестнадцать поздно взрослеющих мальчиков из крайних групп населения обычных государственных школ и проследили их развитие в шестилетний период подросткового возраста. Наблюдения, проведенные в различных условиях свободной игры, показали, что мальчики, которые были медленнее в своем физическом развитии, имели более низкие оценки физической привлекательности, мужественности и ухоженности, чем их более быстро развивающиеся сверстники. Поведенческие рейтинги показали, что те, кто взрослел позднее, были более ребячливыми, нетерпеливыми, напряженными и склонными к поиску внимания. Экспертные оценки в целом подтвердили это мнение. Поздно созревший человек считается беспокойным, властным, болтливым, ищущим внимания и менее склонным иметь друзей старшего возраста.

Кроме того, те кто взрослеют медленнее, а также их родители имеют более низкие стремления и ожидания в отношении образовательных достижений. Основываясь на общенациональном исследовании 493 мальчиков, Дюк и его коллеги (1982) обнаружили, что поздно взрослеющие дети с меньшей вероятностью захотят окончить колледж. При этом их родители согласны с таким положением вещей. Учителя также оценивали их, как учеников с более низкими академическими достижениями, по сравнению со школьниками среднего или раннего созревания. Результаты тестов показали, что эти взгляды не лишены оснований. Поздно взрослеющие мальчики набрали более низкие баллы по IQ и тестам достижений. Возможно, родители и учителя предоставляют больше возможностей рано созревающим детям и ожидают от них большего из-за их внешности. Однако это объяснение маловероятно, поскольку мальчики, которым суждено было поздно взрослеть, имели более низкие показатели IQ в 8, 9, 10 и 11 лет — задолго до начала полового созревания! Это наводит на мысль, что существуют либо тонкие биологические различия между ранними и поздними детьми, которые требуют различного подхода даже до полового созревания, либо внутренние генетические различия, которые влияют не только на скорость физического роста, но и на интеллектуальные способности. Вопрос пока не решен.

Девочкам в отличии от мальчиков, раннее созревание не несет особых выгод. Уроки здоровья для девочек обычно проводятся после наступления среднего возраста менархе. Поэтому большинство ранних девочек не успевают получить нужную информацию вовремя. Кроме того, матери реже обсуждают изменения со своими рано взрослеющими дочерями (Brooks-Gunn, 1988). Ранние девочки имеют более плохой образ тела, чем созревающие поздно или вовремя. Более того, согласно шведскому многолетнему исследованию, у них меньше близких друзей, и они с большей вероятностью будут вести себя «по-взрослому» (курить, употреблять алкоголь и вступать в половые отношения) в более молодом возрасте, чем поздно созревающие ровесницы (Gustafson & Magnusson, 1991; Magnusson, 1988, 1989; Stattin & Magnusson, 1990). Это, по-видимому, связано с тем, что более ранние дети склонны общаться со старшими сверстниками, которые ближе к ним с точки зрения физического состояния и внешнего вида. Наконец, рано созревающие девочки могут иметь больше проблем с адаптацией. Им труднее подавлять импульсы, и они чаще демонстрируют депрессивное поведение (Brooks-Gunn & Petersen, 1992; Crockett & Petersen, 1987).

Хотя раннее созревание для девочек может быть сопряжено с определенным риском, эксперты предполагают, что следует проявлять осторожность в суждениях (Brooks-Gunn, 1988, 1990). Во-первых, не все быстро повзрослевшие люди имеют плохое тело, начинают рано встречаться, курить или пить. Во-вторых, люди различаются по тому, воспринимают ли они раннее созревание как «своевременное» (то есть нормальное) или «несвоевременное» (отклоняющееся от нормы для нашей культуры), в зависимости от множества факторов. В-третьих, не все области развития затронуты в равной степени.

«В конечном счете приспособление девочки к изменениям периода полового созревания, вероятно, будет больше зависеть от видов поддержки, поощрения и руководства, которые она получает от родителей, а также от ценностей и ожиданий окружающей ее группы сверстников» (Conger & Petersen, 1984, р. 121).

Влияние таких переходных периодов, как половое созревание, нельзя полностью оценить в отрыве от других изменений в жизни детей. Некоторые подростки посещают неполную среднюю школу после шестого класса, в то время как другие остаются в начальной школе до старшей школы (Американская система образования). Точно так же некоторые подростки рано начинают встречаться, а другие откладывают этот шаг на более позднее время. Симмонс, Блайт и их коллеги (Simmons & Blyth, 1987; Simmons, Blyth, Van Cleave, & Bush, 1979) обнаружили, что у девочек, рано достигших половой зрелости и одновременно сменивших школу и начавших встречаться, самооценка ниже, чем у их ровесниц. Чем больше жизненных обстоятельств сопровождает половое созревание, тем более драматично оно проходит. Девочки, которые сменили место жительства или столкнулись с распадом семьи (развод, смерть, повторный брак), реже принимают участие во внеклассных мероприятиях и имеют более низкую самооценку (Simmons, Burgeson, Carlton-Ford, & Blyth, 1987).

Так же и мальчики, пережившие серьезные жизненные перемены во время полового созревания (смена школы, переезд в новый район и.т.п.) имеют более низкие оценки и меньше участвуют во внеклассных мероприятиях, чем их ровесники (Simmons et al., 1987). Эти результаты подчеркивают, что влияние времени полового созревания лучше всего можно понять в контексте других переходных процессов. А также то, что контекст окружающей среды (например, школьная организация) может помочь или помешать способности детей справляться с биологическими изменениями.

В следующий раз мы поговорим на тему лишнего веса у детей.

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, развитие ребенка, физическое развитие ребенка, влияние среды на развитие ребенка, связь физического развития и школьной успеваемости, нормы развития детей, позднее развитие детей, половое созревание.

60610cookie-checkПсихология развития: Половое созревание у детей