Сегодня мы завершаем тему «МЛАДЕНЧЕСТВО: НЕОБХОДИМОСТЬ ОЩУЩЕНИЙ, ПОНИМАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ». Специальные термины, которые сегодня встретит читатель: сенсорные способности, перцептивные способности, классическое обусловливание, оперантное обусловливание, паттерн, безусловный раздражитель, условный раздражитель, корковые механизмы, аверсивные события, подражание, интермодальное сопоставление, реактивация памяти, восприятие глубины, постоянство размера, постоянство пространства, стереоскопическое зрение.
Как мы уже видели в предыдущих статьях, у младенцев удивительно хорошо развиты сенсорные и перцептивные способности (связь внутреннего и внешнего мира через работу органов чувств). Теперь обратимся к вопросу о том, как скоро младенцы начинают учиться на своих ранних встречах с окружающей средой. Несомненно, что генетика задает курс развития, однако, принципы и процессы обучения важны для формирования и направления генетически обусловленных способностей. Принципы обучения действуют вместе с генетическими и наследственными факторами, а также факторами созревания. Обучение относится к изменению поведения, которое накапливается с течением времени в результате опыта и охватывает многие процессы. Относительно младенчества принято изучать четыре подхода: привыкание, классическое обусловливание, оперантное обусловливание и имитация. Перечисленные процессы остаются важными на протяжении всей жизни, но исследования детей старшего возраста уделяют больше внимания решению проблем, стратегиям обработки информации и абстрактному мышлению.
Привыкание
Одной из самых ранних форм обучения, которую мы уже обсуждали в нашем исследовании сенсорных и перцептивных способностей младенцев, является привыкание. Младенцы все меньше и меньше реагируют на раздражители, такие как звук или свет, когда встречают их повторно. Хотя корковые механизмы (отделы головного мозга), которые могут контролировать эту раннюю форму торможения, изучены недостаточно, ясно видно, что даже новорожденные склонны переставать реагировать на повторные раздражители одного типа (Rovee-Collier, 1987).
Классическое и оперантное обусловливание
Первая и самая известная демонстрация того вида обучения, который называется классическим обусловливанием, была проведена Иваном Павловым почти сто лет назад при изучении собак. Классическое обусловливание регулярно встречается в повседневной жизни. Рассмотрим ребенка, который плачет, когда видит врача, сделавшего ему болезненную инъекцию во время предыдущего визита. При первом посещении малыш не плакал. Только в результате сочетания болезненного укола иглой (безусловный раздражитель) с врачом (условный раздражитель) уже один вид человека в белом халате вызывает плач.
С сороковых годов ведутся значительные споры по вопросу о том, как можно обусловливать детей в раннем возрасте (Rovee-Collier, 1987). Есть свидетельства того, что даже новорожденные могут быть классически обусловлены, особенно в биологически значимых контекстах, таких как кормление. Например, новорожденные в возрасте 2-х часов могут ассоциировать тактильный стимул — поглаживание головы с подачей в рот раствора сахара. После классического обусловливания только тактильный стимул вызывал реакции сморщивания и сосания в одном из экспериментов (Blass, Ganchrow, & Steiner, 1984). Младенцы явно хорошо учатся отношениям, которые делают их более эффективными в выполнении задач по поиску и проглатыванию пищи, но им не хватает моторики, чтобы убежать или избежать неприятных событий, таких как боль и громкие звуки. В результате младенцы с трудом усваивают отношения, связанные с неприятностями (Rovee-Collier, 1987). Но у человеческих младенцев для защиты есть родители, поэтому наличие этой способности при рождении может быть менее важной. Более того, неврологические данные свидетельствуют о том, что механизмы, помогающие младенцам формировать ассоциации между аверсивными событиями (неприятные) и их последствиями, развиваются позже, чем механизмы позитивных событий (Rovee-Collier, 1987).
Младенцы могут учиться с раннего возраста посредством оперантного обусловливания (влияние последствий поведения на само поведение). ДеКаспер и Файфер (1980) продемонстрировали успешное оперантное обусловливание сосания у новорожденных с использованием голоса матери в качестве подкрепления. Это служит напоминаем того, что данные процессы помогают выявить социальные способности младенца. Как мы уже видели в случае классического обусловливания, успешная демонстрация оперантного обусловливания у новорожденных включала в себя существующие организованные паттерны (повторение своих мыслей и действий для достижения результата) поведения. Такие компоненты кормления, как сосание и поворот головы имеют большое биологическое значение для выживания ребенка. Новорожденные младенцы, как представители любого вида, имеют определенные системы реагирования, которые биологически подготовлены к эффективной работе в самом начале жизни. Для новорожденного человека эти подготовленные реакции (термин Селигмана 1970), связаны с кормлением и были отобраны в процессе эволюции в результате их важности для выживания. В раннем возрасте младенец лучше всего организован для функционально-адаптивного поведения (Sameroff, 1972, 1983). Поскольку младенец обладает ограниченным запасом сил, обучение часто руководствуется принципом расхода энергии. Другими словами хорошо адаптированный организм обучается тем реакциям, которые являются наиболее энергетически эффективными (Rovee-Collier & Lipsitt, 1982). Неспособность учиться иногда может быть связана с тем, что требуемые затраты слишком высоки, чтобы сделать это стоящим для младенца!
Таким образом можно сказать, что основные процессы обучения проявляются в очень раннем возрасте. В процессе развития, по-видимому, меняется характер информации, которую младенец способен усвоить, и, возможно, скорость и эффективность освоения нового материала.
Обучение через подражание. Процесс обучения происходит не только в прямом контакте с окружающей средой (классическое и оперантное обусловливание), но и опосредованно. Простое наблюдение за поведением сверстников, родителей и учителей может значительно расширить поведенческий репертуар наблюдателя. Исследования ясно продемонстрировали, что новые реакции могут быть приобретены, а старые реакции могут быть выявлены и изменены посредством подражания (обучение через наблюдение). Действительно, было бы крайне неэкономично с точки зрения времени и энергии, если бы младенцев заставляли приобретать все свои реакции посредством оперантного или классического обусловливания.
Подражание начинается в раннем возрасте и обеспечивает еще один путь для приобретения и модификации формирующихся моделей поведения. Имитация по крайней мере некоторых видов поведения может происходить в первые недели жизни. Мелцов и Мур (1983) обнаружили, что даже новорожденные в возрасте от 7-ми до 72-х часов подражали открыванию рта и высовыванию языка у взрослых. Имеются данные о том, что имитация движения губ может иметь место уже в первый час жизни (Reissland, 1988).
Младенцы с 9-ти месяцев способны подражать ряду смоделированных ситуаций (например, нажатие кнопки, грохот яиц), как сразу, так и спустя 24 часа (Meltzoff, 1988a). Дети, которым не дали возможность немедленно повторить действия лаборанта воспроизводили их в точности, когда им вручали те же самые предметы при повторном посещении лаборатории на следующий день! Связанные исследования показывают, что 14-ти месячные младенцы могут откладывать подражание в течение одной недели (Meltzoff, 1988b). «Однажды увиденное, но не скоро забытое» — очевидный смысл сделанного открытия.
Хотя механизмы, лежащие в основе этой экстраординарной способности младенцев, до сих пор неясны, это можно рассматривать как еще одну иллюстрацию способности младенцев участвовать в активном интермодальном сопоставлении (сопоставление объектов различной модальности) (Meltzoff, 1990). В этом случае у новорожденных могут формироваться когнитивные представления о моделях поведения, которые они затем переводят в двигательную активность аналогичного типа. Эти результаты показывают, что младенцы могут быть готовы к социальному взаимодействию и обучению путем подражания в гораздо более раннем возрасте, чем считалось возможным в предыдущих теориях.
Память в младенчестве
Как показывает работа по подражанию, даже самые маленькие младенцы сохраняют воспоминания как о зрительных, так и о слуховых событиях в течение относительно длительного промежутка времени. В ходе одной замечательной демонстрации исследователи (Werner & Siqueland, 1978) обнаружили, что новорожденные могут помнить визуальное событие в течение двадцати четырех часов. Дети в этом исследовании меняли модель сосания, относительно изменений в цвете и рисунке визуального подкрепления, даже если они не видели этого зрительного стимула почти сутки! Младенцы также могут запоминать звуки речи (Ungerer, Brody, & Zelazo, 1978). Начиная с 14-ти дневного возраста, матери знакомили младенцев с двумя нетипичными для этого возраста словами: костер и обман. Дети слышали их по шестьдесят раз в день в течение тринадцати дней, в результате чего было произведено 780 повторений. Через четырнадцать и двадцать восемь часов после этой марафонской тренировки у них проверяли память. Младенцы не только запомнили эти слова, но и узнавали их лучше, чем собственные имена. Конечно, ведь немногие матери повторяют имена своих детей по шестьдесят раз в день. Еще более примечательна демонстрация того, как шесть 40-ка недельных младенцев надолго запомнили события и предметы, с которыми они столкнулись во время посещения лаборатории по исследованию детей (Myers, Clifton, & Clarkson, 1987). При первом посещении они видели картинки (кит), трогали предметы (прищепка) и слышали звуки (колокольчик, погремушка). Вернувшись два года спустя, когда им было почти 3 года, дети чаще брали в руки предметы и узнавали звуки, с которыми они столкнулись раньше, чем контрольная группа детей (видели предметы впервые). Не только слоны помнят долго!
Могут ли младенцы запоминать ассоциации? Трехмесячных младенцев обучили пинать музыкальный мобиль над кроваткой так, чтобы он начал вращаться. Как правило, дети забывали о связи между своими ногами и игрушкой примерно через восемь дней. Это означает, что последствия раннего обучения могут быть недолговечными, если их перестать практиковать (Rovee-Collier, 1986). С помощью напоминания младенцы могли помнить действие до четырех недель (Rovee-Collier, 1986). Чтобы напомнить ребенку о предыдущем опыте, ученые позволяли ему кратко посмотреть на мобиль в течение трех минут примерно за двадцать четыре часа до теста памяти. В период напоминания дети не касались игрушки, а во время теста памяти пинали его. По сравнению с младенцами, которые ранее узнали о связи между пинками и движением мобиля, но не имели напоминания, дети, которым напоминали о свойствах игры, пинались чаще, что свидетельствует о том, что они запомнили связь.
Сон помогает процессу запоминания, так как чем дольше дети спали между напоминанием и тестированием, тем лучше они усваивали информацию. Похоже, что «реактивация памяти (запуск воспоминаний с помощью внешних факторов)— это процесс, ограниченный во времени. Другими словами, требуется время, чтобы «вытащить их наружу»» (Rovee-Collier, 1986, р. 6). Ясно, что младенцы могут помнить, но у них может быть больше проблем с извлечением информации из своих банков памяти. С небольшой помощью они могут запоминать надолго.
Заключение по теме «МЛАДЕНЧЕСТВО: НЕОБХОДИМОСТЬ ОЩУЩЕНИЙ, ПОНИМАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ».
МЛАДЕНЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И СПОСОБНОСТЬ УСПОКАИВАТЬСЯ
Новорожденные испытывают предсказуемые изменения в состоянии, начиная от активного бодрствования и заканчивая регулярным сном. Состояние бездействия в бодрствовании является оптимальными для реакции на внешнюю стимуляцию, это хорошее время для оценки способностей новорожденного.
Два крайних состояния, которые испытывает младенец — это сон и плач. Количество, характер и вид сна в течение первых нескольких месяцев меняются. Чем старше становится ребенок, тем ближе его паттерны сна схожи с паттернами сна взрослого человека. Плач является эффективным ранним средством общения, он следует определенным схемам, которые меняются по мере развития.
Несмотря на большие различия между детьми (половые, расовые, индивидуальные), пеленание и техника укачивания ребенка на плече являются эффективными. Сосание (пустышки или еды) — один из способов самостоятельного успокоения младенцев.
ОРГАНИЗОВАННЫЙ И ОРГАНИЗУЮЩИЙСЯ НОВОРОЖДЕННЫЙ
Новорожденные обладают рефлексами и непроизвольными реакциями на внешние раздражители, которые позволяют им взаимодействовать с окружающей средой. Рефлексы оцениваются неонатологами для проверки устойчивости центральной нервной системы.
Слуховые возможности новорожденного хорошо развиты. При рождении младенцы более чувствительны к высокочастотным звукам, чем к низкочастотным и им нужен немного более громкий звук, чем взрослым, чтобы обнаружить его. Эти способности быстро улучшаются в течение первых двух лет жизни. Новорожденные также способны различать звуки и определять их источник в пространстве. Эти ранние слуховые способности к различению приводят к предрасположенности или готовности реагировать на человеческие голоса, что связано с более поздним социальным и языковым развитием.
«Хотя зрительные способности продолжают развиваться в течение первого года жизни, новорожденные чувствительны к яркости и движению, способны различать цвета и отслеживать движущиеся объекты. Новорожденные не могут хорошо фокусироваться, но эта способность увеличивается в течение первых трех месяцев жизни. Дети постепенно развивают способность видеть формы и сканировать все части узора. Это приводит к предпочтениям все более сложных стимулов и повышенному вниманию к чертам лица с течением времени. Новые исследования показывают, что трехмесячные дети также начинают предвидеть будущие визуальные события.
Двумя критическими аспектами визуального поведения являются восприятие глубины (способность видеть в трех измерениях и воспринимать расстояние до объекта) и постоянство размера и пространства (восприятие фактического размера и формы ранее встречавшихся объектов независимо от их текущего положения в пространстве). Хотя новорожденные могут различать, какие объекты находятся ближе, а какие дальше, способность точно оценивать расстояние улучшается с возрастом, поскольку дети начинают координировать оба глаза и использовать стереоскопическое зрение (вид зрения, при котором возможно восприятие формы, размеров и формы предметов).
Даже новорожденные способны к постоянству формы, однако, постоянство размера не развивается примерно до 6-ти месячного возраста. Исследования показывают, что необходим опыт, чтобы вызвать у младенцев как постоянство размера, так и боязнь высоты. Новорожденные могут различать запахи. Уже к первой неделе жизни они способны отличать запахи своей матери от запахов других людей. Новорожденные также умеют различать разные вкусы.
Исследования с использованием выражения лица и скорости сосания показывают, что дети предпочитают кислому и горькому сладкий вкус. Исследования бимодального восприятия у младенцев показывают, что с самого раннего возраста они могут объединять информацию из двух разных модальностей. Это верно как для неодушевленных предметов, так и для человеческих лиц и голосов. Есть предположение, что младенцы воспринимают предметы и людей как единые звуковые и визуальные явления.
ОБУЧЕНИЕ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ
В раннем возрасте присутствуют четыре основных процесса обучения. К ним относятся привыкание, классическое обусловливание, оперантное обусловливание и имитация.
Привыкание, или способность младенцев снижать степень реакции на повторяющийся раздражитель, хорошо развита у новорожденных. Привыкание к звукам, образам или вкусам обычно используются для изучения сенсорных способностей, способности к восприятию и памяти.
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что даже новорожденные могут быть классически обусловлены с помощью приятных событий. В то же время они вероятно не в состоянии сформировать ассоциации между негативными событиями до более позднего времени. Тем не менее, оперантные условия стимуляция, связанная с изменением реакции младенца на последствия поведения, проявляются уже у новорожденных.
Хотя новорожденные способны к подражанию, тип и объем наблюдательного обучения меняется по мере развития.
Даже новорожденные могут вспоминать в течение нескольких недель или месяцев, с помощью подсказок, то, чему они научились. Таким образом, кажется, что младенцам нужна помощь, чтобы вспомнить информацию.
В сентябре начнем новую тему: «ПРЕНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И РОЖДЕНИЕ»
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, развитие новорожденного, психология новорожденного, развитие памяти ребенка, обучение младенца, развитие младенца, раннее развитие, сенсорные способности, перцептивные способности, классическое обусловливание, оперантное обусловливание, паттерн, безусловный раздражитель, условный раздражитель, корковые механизмы, аверсивные события, подражание, интермодальное сопоставление, реактивация памяти, восприятие глубины, постоянство размера, постоянство пространства, стереоскопическое зрение.
Из статьи узнала четыре подхода обучения в младенчестве: привыкание, классическое обусловливайте, оперённое обусловливайте и имитация.
Узнала новые понятия аверсивные события –неприятные, оперантное обусловливание- влияние последствий поведения на само поведение, «реактивация памяти -запуск воспоминаний с помощью внешних факторов
Удивило, что неспособность учиться бываем связана с тем, что требуемые затраты могут быть высоки, чтобы это имело значение для малыша.
Обучение малышей хоть как и многие аспекты зависит от генетики, должно развиваться и подкрепляться примерами и повторениями. Для себя в личном плане поняла, что развитием детей нужно заниматься с самого рождения, так как какие-то этапы восприятия они могут проходить уже в первые недели жизни.
Меня удивило, что младенцы в возрасте от семи до 72 часов от рождения способны подражать. А, имитация открывания рта может быть уже после часа, как ребенок явился на свет. Для меня это просто фантастика, хотя, когда родился мой сын, я ему присваивала способности с рождения, я считала, что он меня понимает, как только родился. И статья подтверждает все мои предположения по поводу детей. Они на самом деле рождаются уже способные к легкой адаптации в этом мире.
Так же я всегда знала, что сон очень важен для деток, но и еще оказывается сон помогает процессу запоминания, чем больше дети спали, тем лучше усваивали информацию.
Из статьи я более подробно узнала, что дети способны запоминать информацию и действовать в соответствии с ней уже на самых ранних этапах развития. Стали понятны, многие проявления привязанности, такие как предпочтение ребенком матери незнакомому человеку, подразумевают работу памяти.
Новым для меня было, узнать об исследованиях, с помощью которых можно оценить время хранения информации в памяти. Для меня открылись впечатляющие способности детей раннего возраста и совершенствование этих способностей в период младенчества. В личном плане статья навела меня на мысль, что очень жаль, что данную информацию я не знала раньше. Я точно бы относилась к своим детям более внимательнее и старалась замечать все как казалось раньше мелочи, но не мелочи.
В профессиональном плане статья будет полезна для специалистов, занимающихся вопросами по воспитанию и изучением ребенка.
Спасибо за статью.
1. Что нового я узнала?
Обучение относится к изменению поведения, которое накапливается с течением времени в результате опыта и охватывает многие процессы.
Привыкание — это способность младенцев все меньше и меньше реагировать на раздражители за счет корковых механизмов, которые могут контролировать эту раннюю форму торможения, т.е. склонность переставать реагировать на повторные раздражители одного типа.
Перантное обусловливание — это влияние последствий поведения на само поведение.
Паттерны поведения — это повторение своих мыслей и действий для достижения результата.
Подражание — это обучение через наблюдение.
Реактивация памяти — это запуск воспоминаний с помощью внешних факторов.
Интермодальное сопоставление — это сопоставление объектов различной модальности.
Младенцы с 9-ти месяцев способны подражать ряду смоделированных ситуаций, как сразу, так и спустя 24 часа. Дети, которым не дали возможность немедленно повторить действия лаборанта воспроизводили их в точности, когда им вручали те же самые предметы при повторном посещении лаборатории на следующий день. Связанные исследования показывают, что 14-ти месячные младенцы могут откладывать подражание в течение одной недели.
2. Что меня удивило?
Неспособность учиться иногда может быть связана с тем, что требуемые затраты слишком высоки, чтобы сделать это стоящим для младенца.
Имитация (через подражание) движения губ может иметь место уже в первый час жизни.
Сон помогает процессу запоминания, так как чем дольше дети спали между напоминанием и тестированием, тем лучше они усваивали информацию.
Младенцы надолго запомнили события и предметы, с которыми они столкнулись во время посещения лаборатории по исследованию детей. Вернувшись два года спустя, когда им было почти 3 года, дети чаще брали в руки предметы и узнавали звуки, с которыми они столкнулись раньше, чем контрольная группа детей (видели предметы впервые).
Слова «костер» и «обман» дети слышали их по 60 раз в день в течение 13 дней, в результате чего было произведено 780 повторений. Через 14 и 28 часов после этой марафонской тренировки у них проверяли память. Младенцы не только запомнили эти слова, но и узнавали их лучше, чем собственные имена.
Интересная статья, которая дала мне возможность конкретизировать механизмы запоминания у младенцев. Самый простой и примитивный метод – привыкание к постоянно повторяющимся раздражителям, он же и самый ранний. В дальнейшем же формируется множество различных условных рефлексов разной степени сложности, которые в своей совокупности и обеспечивают запоминание. Интересно, что все способности к запоминанию направлены на выживание и приспособление к миру, но социальная среда даже в младенчестве накладывает свой отпечаток – ассоциации на неприятные события у человеческого ребенка развиваются позже, т.к. существует защита со стороны родителей. Я считаю одним из важных факторов развития обучение через подражание. Ребенок, подражая, учится и движениям, и действиям, в том числе проходя от простых к более сложным и необходимым в приспособлении к среде механизмам, которым невозможно научиться через привыкание или обусловливание. Статья показывает также важность сна для младенцев в аспекте развития памяти, т.к. существует понятие отсроченного запоминания. Мы пользуемся этим и во взрослом возрасте, когда, например, вечером при подготовке к экзамену в голове «каша» из информации, и кажется, что надо учить всю оставшуюся ночь. Но даже и младенцы нам «говорят», что сон – лучший учитель, и после полноценного сна все необходимое, наоборот, лучше «разложено по полочкам» в нашей голове. В общем, данный цикл статей позволил мне еще раз вспомнить принципы физиологии младенцев, их развития, и показал, что возможности младенцев неисчерпаемы и еще до конца не изучены.
Благодаря статье я познакомилась с механизмами развития младенческой памяти, способностей к обучению.Если про механизмы привыкания я уже давала комментарий в прошлых статьях, то классическое и оперантное обусловливание для меня стали новыми терминами. Причем, с классическим обусловливанием я столкнулась в рассказах Зощенко «Перед восходом солнца», когда он искал причины своей грусти, тоски и затянувшейся депрессии. Интересно было прочитать о том, что младенческие ассоциации могут хранится до 8 дней, если их потом не повторять. Но память младенца в 40 недель сохраняет воспоминания о новых предметах, звуках. Но больше всего меня вдохновила информация о том, что младенцы предпочитают больше сладкий вкус — горькому, больше связывают привыкание к опыту конструктивных событий, а не страху негативных…Все эти исследования очередной раз напоминают мне о том, что человек рождается для радости и заложенное природой его развитие тоже ориентировано на получение радостей и счастья.
В статье отметила, что обучение младенцев относится к изменению поведения, для чего необходим опыт, который со временем накапливается и оказывает влияние на многие процессы. Познакомилась 4 подходами в это мвопросе: привыкание, классическое и оперантное обусловливание (это новое для меня понятие), подражание. Отметила, что механизмы формирования ассоциации между неприятными событиями и их последствиями у младенцев развиваются позже, чем в случае с позитивными событиями. При этом обучение происходит теми реакциями, которые менее энергетически затратны. Интересно, что в течении первых 7-72 часов жизни новорожденный способен подражать взрослым в открывании рта и высовыванию языка, а к 14 месяцам — способны откладывать подражание в течении 1 недели. Впечатлило, что уже в 14-дневном возрасте новорожденные могут помнить визуальные впечатления в течении 24 часов. Исследования показали,что сон помогает младенцам в запоминании, но у них могут быть проблемы с извлечением информации из памяти. Т.е. младенцам нужна помощь, чтобы они запоминали информацию надолго. Все это очень интересно. Спасибо.
Много новых терминов узнала из статьи. Тот факт, что новорождённый уже в первые часы жизни способен к подражанию просто удивил.Еще факт про сон, и что он очень важен для запоминания.то что младенцы учатся с раннего возраста наблюдала лично, постоянно находясь с дочкой, теперь узнала как это происходит: посредством оперантного обусловливания (влияние последствий поведения на само поведение). ДеКаспер и Файфер (1980) продемонстрировали успешное оперантное обусловливание сосания у новорожденных с использованием голоса матери в качестве подкрепления. Это служит напоминаем того, что данные процессы помогают выявить социальные способности младенца. Такие компоненты кормления, как сосание и поворот головы имеют большое биологическое значение для выживания ребенка. Новорожденные младенцы имеют определенные системы реагирования, которые биологически подготовлены к эффективной работе в самом начале жизни.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала много нового. 1. То что новорожденные в возрасте от 7-ми до 72-х часов подражали открыванию рта и высовыванию языка у взрослых. 2. что последствия раннего обучения могут быть недолговечными, если их перестать практиковать. С помощью напоминания младенцы могли помнить действие до четырех недель.
Так же я убедилась в том, Сон помогает процессу запоминания, так как чем дольше дети спали между напоминанием и тестированием, тем лучше они усваивали информацию. Похоже, что «реактивация памяти (запуск воспоминаний с помощью внешних факторов)— это процесс, ограниченный во времени. Другими словами, требуется время, чтобы «вытащить их наружу»». И не зря мне говорили, выучила отдохни на след день лучше помнить будешь.
Из личного вспомнила, что моя младшая дочь, так же запоминает информацию ей сейчас 13 месяцев и когда мы изучаем, что то новое, она не сразу реагирует на обучение, а вдумчиво смотрит. На след. день когда прошу повторить она с легкостью повторяет.
Из статьи ещё раз поняла ,что развитие человека в младенчестве происходит через разного вида ощущения, понимание и обучение. Важнейшим в этом процессе является связь внутреннего и внешнего мира через работу органов чувств.
При этом не нуждающимся в доказательстве фактом является то,что врождённые способности ребёнка больше всего влияют на его развитие ,но без процесса обучения невозможно из них сформировать рисунок поведения.
Я поняла,что изменяя поведение с помощью обучения, ребёнок накапливает с течением времени личный опыт ,который охватывает многие процессы.
Я отметила для себя,что учёные выделяют четыре подхода при исследовании процесса обучения младенцев: привыкание, классическое обусловливание, оперантное обусловливание и имитацию.Интересно,что эти процессы остаются важными на протяжении всей жизни даже у взрослого человека.
Удивило,что младенцы не в состоянии сформировать ассоциации между негативными событиями и реакцией на них до более позднего времени.Оказывается, есть научные данные,которые свидетельствуют о том, что даже новорожденные могут быть классически обусловлены с помощью приятных событий.Для меня это значит,что в человеческой природе заложена положительная реакция на окружающий мир.Спасибо за статью.
Очень интересная статья, которая в очередной раз показывает, что способности младенцев ранее были недооценены. Из данной статьи я узнала, что существует 4 подхода к изучению младенческого развития: привыкание, классическое обусловливание, оперантное обусловливание и имитация. Основные процессы обучения у младенцев присутствуют с самого рождения. Также они обладают очень хорошей памятью. Благодаря этой и предыдущим статьям я немного иначе отношусь к воспитанию своей новорожденной дочери. Более внимательно ко всем стимулам, которые ее окружают. А также доношу эту информацию до мужа, так как он ранее считал, что младенцы менее развиты и менее способны к обучению. В профессиональном плане данная статья поможет мне при работе с родителями новорожденных деток.
В статье я узнала, что в младенчестве принято изучать четыре подхода: привыкание, классическое обусловливание, оперантное обусловливание и имитация. Это важные процессы на протяжении всей жизни , но все таки большее внимание уделяют именно в младенчестве.
Привыкание — это самый простой и самый ранний механизм запоминания. Узнала , что сон помогает процессу запоминания.
Еще раз обобщили и подвели итог по теме психологического развития у младенцев. В личном плане статья помогла еще раз понять, как важно правильное отношение к развитию способностей у детей, важно уделять большое внимание этому. В профессиональном поможет лучше разбираться в работе с родителями младенцев и помогать им .Спасибо за статью!
Спасибо за статью. Я узнала новую информацию о четырех способах обучения детей в младенческом возрасте.
Трудно представить, если бы новорожденные дети не обладали способностью привыкать к различным внешним раздражителым, которые повторяются время от времени. Я думаю, что привыкание даёт возможность расслабления, реагирования и обработки новых событий из вне, а также внутренних процессов.
Классическое и оперантное обусловливание может происходить непосредственно под влиянием условий окружающей среды или управляться близкими людьми. Врождённые механизмы младенца и раннее социальное взаимодействие помогают им в обеспечении себя пищей. Интересно то, что положительные события поддаются более эффективному восприятию и усваиванию по сравнению с негативными. Позднее с развитием моторных и других функций дети могут отреагировать на неприятные события, связать их с последствиями.
Я считаю важным является учёт энергозатратности обучения младенца. Родителям точно не стоит настаивать на своем, если организм ребенка ещё не готов затрачивать слишком много сил на решение второстепенных для него задач.
Подражание также имеет значение в процессе обучения детей. Оно позволяет сформировать новые формы поведения и откорректировать уже существующие. Я часто прибегаю к такому способу при взаимодействии с детьми и заметила, что даже при отсутствии быстрой реакции ребенка, он может продемонстрировать её чуть позже. Исследования показали, что дети, начиная с девяти месяцев могут подражать действиям как сразу, так и спустя сутки, а новорожденные младенцы в первые трое суток подражают движениям губ взрослых.
Память уже при рождении позволяет младенцам запоминать зрительную и слуховую информацию, постепенно развиваясь с возрастом. Хороший сон только способствует этому процессу.
Организм младенца замечательным образом настроен на успешную адаптацию к окружающему его миру и раннее социальное взаимодействие, имеющее смысл для выживания, роста и развития.
В статье 1993 года E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. «Child Psychology. A contemporary viewpoint» исследуются такие специальные термины, как: сенсорные способности, перцептивные способности, классическое обусловливание, оперантное обусловливание, паттерн, безусловный раздражитель, условный раздражитель, корковые механизмы, аверсивные события, подражание, интермодальное сопоставление, реактивация памяти, восприятие глубины, постоянство размера, постоянство пространства, стереоскопическое зрение. В тексте делается посыл, что обучение относится к изменению поведения, которое накапливается с течением времени в результате опыта и охватывает многие процессы. Интересно было узнать, что в аспекте младенчества принято изучать четыре подхода: привыкание, классическое обусловливание, оперантное обусловливание и имитация. Привыкание – способность младенцев снижать степень реакции на повторяющийся раздражитель – хорошо развита у новорожденных. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что даже новорожденные могут быть классически обусловлены с помощью приятных событий. В то же время они вероятно не в состоянии сформировать ассоциации между негативными событиями до более позднего времени. Тем не менее, оперантные условия стимуляция, связанная с изменением реакции младенца на последствия поведения, проявляются уже у новорожденных. Можно сделать вывод, что основные процессы обучения проявляются в очень раннем возрасте. В процессе развития, по-видимому, меняется характер информации, которую младенец способен усвоить, и, возможно, скорость и эффективность освоения нового материала.
В статье я познакомилась с четырьмя подходами к обучению у младенцев. Оказывается, все основные процессы обучения проявляются у младенцев в очень раннем возрасте. Что касается подражания, то тут меня удивил один факт, что даже новорожденные в возрасте от 7-ми до 72-х часов подражают открыванию рта и высовыванию языка у взрослых. Интересно, что новорожденные могут помнить визуальное событие в течение двадцати четырех часов. Также, я узнала, что сон помогает процессу запоминания, так как чем дольше дети спали между напоминанием и тестированием в проведенных исследованиях, тем лучше они усваивали информацию. Благодаря полученной информации, теперь я понимаю развитие младенцев на разных этапах их жизни и это поможет мне в будущем в воспитании моих детей, когда они появятся.
Из статьи узнала, что новорожденные обладают рефлексами и непроизвольными реакциями на внешние раздражители, которые позволяют им взаимодействовать с окружающей средой. Рефлексы можно оценить для проверки устойчивости центральной нервной системы.
У младенцев хорошо развиты сенсорные и перцептивные способности.
Принципы обучения действуют вместе с генетическими и наследственными факторами, а также факторами созревания. В статье описаны четыре подхода: привыкание, классическое обусловливание, оперантное обусловливание и имитация.
Младенцы явно хорошо учатся отношениям, которые делают их более эффективными в выполнении нужных им задач. В раннем возрасте они лучше всего организован для функционально-адаптивного поведения.
Основные процессы обучения проявляются в очень раннем возрасте. В процессе развития, меняется характер информации, которую младенец способен усвоить.
Имитация некоторых видов поведения может происходить в первые недели жизни.
Узнала, что сон помогает процессу запоминания.
Несмотря на большие различия между детьми (половые, расовые, индивидуальные) дети раннего возраста одинокого реагирует на многие внешние раздражители и модели поведения.
На раннем этапе необходимо внимательно отслеживать как развивается ребенок, так как это может рассказать о существующих отклонениях.
В статье узнала о 4 способностях к обучению у младенца и способности запоминания.
1.Привыкание. Мл перестаёт реагировать на повторяющийся однотипный звук.
2.Классическое обусловливание. Плач и крик при виде врача, который в прошлый раз сделал болезненный укол. В данном случае подробно расписано: укол — безусловный раздражитель, врач — условный раздражитель. Механизм запоминания между аверсивными (неприятными) событиями и последствиями обычно происходят с ребёнком позже, в силу защиты родителями, а положительные рефлексы раньше.
3.Оперантное обусловливание(Кормление грудью с использованием голоса матери в качестве подкрепления)
В процессе обучения возникает проблема энергозатратности. В раннем возрасте мл лучше организован для функционально адаптивного поведения. Хорошо адаптированный организм будет обучаться реакциям наиболее энерго-эффективным. Неспособность обучаться возможно связана с тем что энергозатраты для мл слишком высоки и поэтому не интересны.
4.Обучение через подражание. С первых часов жизни начиная с простых повторений за взрослыми типа улыбки и высовывания языка мл учится у своих опекунов. Поэтому часто говорят не научите детей как надо, если сами этого не делаете. Подражание часто используется и в прикорме(родители показывают как есть с ложечки) игра лицами, воспроизведение звуков и тд.
Память в младенчестве относительно долгая. Может остаться в долговременной памяти и ребёнок вспомнит через года, а может быстро забыться. Возможно зависит от стимулов, эффективности,интереса и так далее. Последствия раннего обучения могут быть недолговечными если их не практиковать. Поэтому подкрепление полезных привычек в раннем возрасте положительно скажется на дальнейшем будущем человека.
Сон помогает процессу запоминания. При исследовании дети которые много спали между обучением и тестированием лучше усваивали информацию.
В заключении подведение итогов блока «Младенчество: необходимость ощущений, понимания и обучения».
Из статьи я узнала о процессах и формах обучения которые характерны для младенцев.
Привыкание. Способность с каждым разом меньше реагировать на раздражитель,встречающийся повторно.
Классическое обусловливание. Такая форма хорошо показано примером, когда врач делавший укол малышу, снова приходит, а ребёнок реагирует плачем сначала на врача, а затем на укол.
Оперантное обусловливание. Это влияние последствий поведения на само поведение. Сюда можно отнести такие компоненты кормления, как сосание и поворот головы.
Обучение через подражание. Считаю эту форму самой интересной в развитии младенца. Момент,когда малышу удаётся повторить действие, которое ему показали близкие, обычно вызывает тёплые чувства и умиление.
Из раздела «Память в младенчестве» я узнала, что новорождённые младенцы могут помнить визуальное событие в течение 24 часов. Интересным было исследование малышей в возрасте 40-ка недель, а потом спустя 3 года. Малыши в 3 года помнили предметы, которые им показывали больше 2-х лет назад.
При прочтении данной статьи я узнал каким образом происходит развитие , новорождённых детей , какие реакции им обусловлены при взаимодействиии с окружающим миром . Меня удивило что младенцы менее реагируют на звук при повторном его повторении через какое то время познакомился с таким психологическим понятием как аверсивные события ( неприятные) , т.е способность ребенка формировать ассоциации, при которых какое то действие которое не нравится и не хочется повторять . В профессиональном и личностном плане данная информация даёт понимание Взаимодействия ребёнка с окружающим миром , как происходит его развитие и на что родителем в первую очередь стоит обратить внимание при взрослении. Главной идеей данной статьи считаю применение информации указаной в статье для воспитания подрастающего чада. Спасибо .
В статье продолжается раскрытие темы раннего развития младенцев в частности затронут вопрос младенческой памяти и раскрыта сущность механизмов обучения и запоминания. Из статьи я узнала что обучение является процессом изменения поведения, которое происходит в результате накапливания опыта взаимодействия с окружающим миром, усвоения его особенностей и возможности применения полученных знаний для выживания. Прочитав статью, я обратила внимание на то что механизмы запоминания, обучения и привыкания свойственные младенцам с самого раннего возраста также характерны и для людей всех возрастов. Эти механизмы оказывается, освоенные нами с самоо рождения, остаются на всю жизнь. В личном и профессиональном плане прочтение статьи позволило мне лучше разобраться в процессах раннего когнитивного перцептивного и эмоционального обучения младенцев. Эта информация позволит мне налаживать более эффективно процесс с взаимодействия с детьми, понимая их возрастные особенности и позволяет взглянуть на окружающий мир как бы глазами младенца.
Из статьи я узнала о таких видах обучения как привыкание, классическое оперантное обуславливание,обучение через подражание.Больше всего меня поразило то, что даже новорожденные в возрасте от 7 до 72 часов подражали открытию рта и высовыванию языка у взрослых.Младенцы с 9 месяцев способны подражать ряду смоделирванных сутаций даже через 24 часа.
Также я узнала о таких понятиях как:
Оперантное обуславливание -влияние последствий поведения на само поведение.
Подражание-обучение через наблюдение.
Интермодальное сопоставление(сопоставление объектов различной модальности)
«Реактивация памяти»-запуск воспоминаний с помощью внешних факторов.
Оказалось, что сон помогает процессу запоминания.
Спасибо за статью. Узнал многое о развитии способности к запоминанию у детей. Оказывается младенцы начинают учиться на своих ранних встречах с окружающей средой. Несомненно, что генетика задает курс развития, однако, принципы и процессы обучения важны для формирования и направления генетически обусловленных способностей. Принципы обучения действуют вместе с генетическими и наследственными факторами, а также факторами созревания. Привыкание, или способность младенцев снижать степень реакции на повторяющийся раздражитель, хорошо развита у новорожденных. Привыкание к звукам, образам или вкусам обычно используются для изучения сенсорных способностей, способности к восприятию и памяти. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что даже новорожденные могут быть классически обусловлены с помощью приятных событий. В то же время они вероятно не в состоянии сформировать между негативными событиями до более позднего времени. Тем не менее, условия стимуляция, связанная с изменением реакции младенца на последствия поведения, проявляются уже у новорожденных.
Из статьи узнала о способах обучения детей и из четыре. Интересно стало , что ребёнок обладает способностью привыкать к внешним раздражителям. Так же из статьи узнала что родителям внимательнее надо быть к потребностям ребёнка , так как второстепенные задачи наиболее энергозатратны для ребёнка. Интересно было узнать, что ребёнок в развитии своём использует механизм подражания начиная уже с 7 часов после рождения , осталось дождаться статьи и понять за счёт чего это происходит. Интересно стало, что сон способствует лучшему запоминанию информации. Эту информацию планирую использовать в практической работе с детьми и так же с целью определения аспектов для наблюдения за ребёнком , что бы получить больше практического опыта.
Из статьи узнал о таких видах обучения как привыкание, классическое оперантное обуславливание,обучение через подражание. Узнал, что поведение меняется в процессе обучения, который младенцы получают в виде опыта взаимодействия с окружающим миром и людьми. Получил отклик от того, что как с раннего возраста младенцы получают опыт, так и во взрослой жизни эти механизмы себя проявляют, т.е. основание или фундамент строится с детства. Для себя лично отметил обучение через подражание, чем до сих пор и пользуюсь. Для меня важно иметь ориентир в жизни и желательно, чтобы их было несколько. Благодаря статье, у меня есть возможность быть этим ориентиром для зависимых людей, тех, кто в жизни потерялся. Также поможет и в воспитании своих детей. Спасибо.
Из статьи узнала,что процесс обучения происходит не только в прямом контакте с окружающей средой. Наблюдение за поведением сверстников, родителей и учителей может значительно расширить поведенческий репертуар наблюдателя. Исследования ясно продемонстрировали, что новые реакции могут быть приобретены, а старые реакции могут быть выявлены и изменены посредством подражания. Подражание начинается в раннем возрасте и обеспечивает еще один путь для приобретения и модификации формирующихся моделей поведения. Имитация по крайней мере некоторых видов поведения может происходить в первые недели жизни. Младенцы с 9-ти месяцев способны подражать ряду смоделированных ситуаций. Метод подражания для меня самый близкий, так как я наблюдала за своей маленькой сестрой и выявила большие сходства. Статья хороша для профессиональной сферы.
В статье я познакомилась с терминами, которые предложил автор в начале статьи. Познакомилась с подходами, которые помогают изучать важные процессы обработки информации : привыкание, классическое и оперантное обусловливание, имитация. Удивило то, что14-дневные малыши могут повторять увиденные действия даже в в течение недели. Познакомилась с экспериментом, в котором показывалось как в принципе работает память детей ( 14 дней, 40 недель возраст и т.д.). Чем больше детки спят, тем больше информации у них усваивается. В профессиональном плане статья дала больше профессиональной информации о развитии детской памяти. В личном плане вспомнила, как дочь удивляла своими умелками и действиями, которые она развивала каждый день. После прочтения статьи хотелось бы сделать вывод, что для того, чтобы ребенок развивался стабильно- у него должны быть удовлетворены базовые потребности.
Статья расширила знания о развитии младенцев. В ней шла речь о видах обучения малышей. Эти понятия для меня все новые, кроме подражания. Обучение помимо подражания происходит ещё тремя способами: привыкание, классическое обуславливание и оперантное обуславливание. Основное, что происходит в процессе обучения- это изменение поведения, обретение новых навыков и умений. Интересно было узнать , что во сне у младенцев происходит процесс усваивания информации и новых знаний. А также младенец не будет прикладывать те усилия, которые считает для себя слишком затратными. До начала изучения статей о раннем развитии детей, я и не предполагала, что у них такой широкий спектр способностей. Это даёт мне понимание того, что необходимо уделять много внимания их развитию. И не просто много внимания, а именно вдумчивый подход.
Доброй ночи. Спасибо Всем за данную статью. Последние минуты уходящего месяца и статьи про детей держитесь. Из данной статьи я узнал четыре подхода обучения младенца. Привыкание когда младенец перестаёт реагировать на раздражители, встречая их повторно. Классическое обусловливание когда нейтральный стимул, вызывает реакцию. Например при кормлении ребёнка играет музыка. Следовательно при включении музыки у ребёнка начнется реакция слюноотделения. Обучение через подражание как младенец так и более зрелый ребёнок копирует действия и модели поведения своего опекуна, адаптируясь социально. Память это запоминание визуальных событий, звуков при чём звуки запоминаются уже с 14-ти дневного возраста, а события помнят до 24 часов. Из данной статьи я выявил для себя что с самого рождения младенец готов обучаться и всё в моих руках.
В результате прочтения данной статьи я узнала, как устроена младенческая память и какие у младенцев навыки и способности к обучению. Так же изучила термины сенсорные способности, перцептивные способности, классическое обусловливание, оперантное обусловливание, паттерн, безусловный раздражитель, условный раздражитель, корковые механизмы, аверсивные события, подражание, интермодальное сопоставление, реактивация памяти, восприятие глубины, постоянство размера, постоянство пространства, стереоскопическое зрение. Меня удивило в этой статье, что дети запоминают те вещи, с которыми больше проводили времени, даже спустя 3 года. В профессиональном плане данная статья хорошо описывает, как необходимо взаимодействовать с ребенком для его развития. В личном плане данная статья является напоминанием, что детские травмы никогда не забываются, так как память ребенка надолго откладывает информацию в голове. Интересно получается, что один раз увидел и скорее всего уже не забудешь никогда.
Из статьи я узнал о 4 подходах к обучению: привыкании, классическом обусловливании, оперантном обусловливании и имитации. Я удивился, когда узнал, что младенцам доступны все 4 подхода. Меня заинтересовал тезис о том, что ребенок учится, когда затраты энергии соразмерны с выгодой. Я подумал, что это прослеживается и у детей школьного возраста, и у взрослых. Помню как тяжело мне было читать «Мертвые души». И как резко у меня появился интерес, когда моя учительница рассказала интересные для меня вещи о событиях в книге, заинтересовала. То есть она создала для меня выгоду. В результате я перечитал книгу еще раз, но уже с заметно бОльшим интересом. Это значит, что я могу заинтересовать свою дочь как родитель, даже когда ей неинтересно на первый взгляд. То же самое и с людьми в разных группах: коллектив, учебная группа, друзья и т.д. Ну а подражание-имитация как механизм мне знакомы еще с 1 курса. Относительно детей этот механизм означает для меня, что ребенок будет все стремиться повторять за окружающими, поэтому окружение важно для правильного развития. Еще из статьи я узнал, что младенцы могут запоминать что-то на длительное время, а также что для вспоминания иногда требуется время и стимуляция (например зрительная — показать предмет, с которым ребенок взаимодействовал).
В статье говорится о связи внутреннего и внешнего мира через работу органов чувств.
В отношении младенчества выделяют четыре подхода в обучаемости: привыкание – т.е. адаптация к раздражителям; классическое обусловливание – запоминание события и последствия, а в последующем реакция сразу на ожидаемое последствие; оперантное обусловливание – влияние последствий поведения на само поведение; имитация – обучение через подражание.
Далее в статье подводится итог по теме необходимости в младенчестве ощущений и обучения – и то, как это формирует понимание общей картины мира и идет развитие способностей и навыков сенсорных и перцептивных.
Новые термины: Обучение – это изменение поведения, которое накапливается с течением времени в результате опыта и охватывает многие процессы.
Реактивация памяти — запуск воспоминаний с помощью внешних факторов.
Благодарю за статью. Познакомилась с тем, как работает память и способность к обучению у младенцев. Узнала про четыре подхода у обучению: привыкание (когда младенцы меньше реагируют на раздражители при повторной встрече), классическое обуславливание, оперантное обуславливание (влияние последствий поведения на само поведение) и имитация (обучение через наблюдение). Было интересно узнать, что младенцы развивают механизмы для формирования ассоциаций между неприятными событиями и их последствиями позже, чем механизмы позитивных событий. Оказывается, что новорожденные могут помнить визуальное событие в течение двадцати четырех часов. В данной статье я также познакомилась с новыми для меня терминами: перцептивные способности, классическое и оперантное обусловливание, корковые механизмы, аверсивные события, интермодальное сопоставление.
Из статьи я узнал о развитии процессов обучения и памяти у младенцев. Интересно было узнать, что младенческие ассоциации могут храниться до 8 дней, если их потом не повторять. Узнал, что сон способствует запоминанию и усвоению информации. В моём детстве это работало при заучивании стихотворений. Для меня каждый раз это было некоторое чудо: с вечера помнил кое как, а с утра уже безупречно. Узнал о важности процессов подражания в процессе обучения детей. Удивило, что дети могут подражать как сразу, так и даже через несколько дней. Поэтому не всегда удаётся оценить прогресс по данному направлению моментально. В любом случае подражание позволяет сформировать новые навыки и улучшить уже имеющиеся. В личном плане прочтение статьи дало лучшее понимание процессов развития младенцев на разных этапах их жизни.
Спасибо за статью. Благодаря статье я узнала , что в раннем возрасте присутствуют четыре основных процесса обучения. К ним относятся привыкание, классическое обусловливание, оперантное обусловливание и имитация. Для меня стало открытием , что привыкание является одной из форм обучения, что младенцы достаточно быстро привыкают к новым «раздражителям». В статье меня удивило , что младенец учится тому , что является энергетически менее затратно для него, т.е. получается , что младенец способен оценить эффективность и пользу этого обучения. В личном плане я вспомнила своего младшего брата , когда он был в младенческом возрасте и как он быстро схватывал новые движения, как быстро научился показывать дули.
Благодарю за статью. Из нее я узнала о том, как обучается младенец. Обучение в младенчестве — это про изменение поведения, которое меняется в течении времени в результате опыта. Относительно младенчества принято изучать четыре подхода в обучении, такие как: привыкание, классическое обусловливание, оперантное обусловливание и имитация.
Привыкание — это про то, что младенцы из раза в раз привыкают к таким вещам , как свет, звук и так далее.
Классическое и оперантное обусловливание — это про то, как малыш запоминает реакции на те или иные действия. Как пример дочь разбила голову, ездили в больницу зашивать. и теперь она каждый раз, когда падает и ударяется, говорит про то, как она не хочет ехать в больницу. Соответственно, чем чаще ребенок становится, тем иначе он воспринимает и накладывает сверху ту или информацию на свои дальнейшие реакции.
Имитация — или подражание. Мне кажется . что в течении всей жизни человек подражает кому-то. А младенцы с самого начала подражают своей маме, и близким людям. Из ярких дочка , когда была в возрасте 6 месяцев, пыталась повторить сворачивание губ в трубочку. И соответственно чем старше она становится тем больше повторяет за сверстниками, братом.
Также меня впечатлило то, что младенец в своей памяти сохраняет события в течении 34 часов. А вот уже с 40 недель дети могут очень хорошо запоминать место где они были. и то, что они там многократно трогали и видели. Даже спустя два года, ребенок может вспомнить предмет, который он ранее видел или трогал.
Из статьи я узнала о развитии младенческой памяти и способности к обучению. Ученые отмечают четыре подхода обучения в младенчестве: привыкание, классическое обусловливание, оперантное обусловливание и имитация. Привыкание проявляется как отсутствие сильной реакции на повторное воздействие раздражителя. Классическое обусловливание связано с условиями, на которые ребенок реагирует. Оперантное обусловливание проявляется как изменение поведения на само поведение. Подражание является следствием наблюдения за другими людьми, животными и повторением увиденного. Способность запоминать звуки, картинки, движение присутствует у детей с самого рождения. Длительность запоминания увеличивается у детей по мере их взросления.
Я уже узнал о младенцах столько, что в пору идти педагогом учитывая мою нынешнюю работу. Благодаря статье я узнал, что младенцы используют следующие механизмы для в обучении, а именно: привыкание, классическое обусловливание, оперантное обусловливание и имитация. Заострил на этом внимание в связи с особенностями профессиональной деятельности, благодаря которой становится понятным, что люди во взрослом возрасте используют примерно такие же механизмы обучения, что в известном смысле обескураживает. Так же я узнал, что плачь для младенцев является способом общения. В принципе это не удивительно и достаточно очевидно, однако сразу такую закономерность увидеть не просто. Так же то, что взрослый использует плачь для выражения эмоций и в том числе в некоторых случаях для манипуляции.