Подобно тому, как приобретение концепции объекта считается основным достижением сенсомоторного периода, решающим приобретением дооперационного периода является способность к запоминанию. Когда определенные свойства объекта остаются неизменными, несмотря на изменения в объекте или ситуации, эти свойства запоминаются. На предоперационном этапе дети постепенно приобретают навыки, необходимые для вынесения суждений о запоминании. Запоминание применяется ко многим различным типам атрибутов объектов, например массе, длине и количеству.
В задании на запоминание ребенку показали два коротких широких цилиндра, в которых содержится равное количество воды. Затем ребенок наблюдал, как экспериментатор наливает воду из одного из двух сосудов в высокий тонкий цилиндр. Когда ребенка спросили, содержит ли высокий цилиндр больше, меньше или такое же количество воды, что и короткий цилиндр, ребенок ответил, что в высоком цилиндре жидкости больше. На вопрос, было ли что-то добавлено или удалено из каждого цилиндра, ребенок ответил «нет», но продолжил настаивать на том, что в цилиндрах содержится разное количество воды. Ребенку не удалось запомнить количество жидкости — он сосредоточился на изменении высоты и ширины воды, а не на постоянном количестве. Какие процессы работают, что приводит к этой замечательной ошибке в суждениях и к этому не сохранению данных, даже если ребенок просмотрел процедуру целиком?
ОГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДОПЕРАЦИОННОЙ МЫСЛИ
Пиаже предположил, что существуют три характеристики дооперационной мысли, которые приводят к ограничению когнитивных функций детей. Эти ограничения проявляются во всех аспектах дооперационного мышления детей: в их эгоцентрическом поведении, их неспособности выполнять серию задач, а также в их способности запоминать. Самая важная характеристика
предоперационного рассуждения — необратимость. Дети не видят, что логическая операция обратима. Например, в задании упомянутом выше они не считают, что если воду налить обратно в короткий цилиндр, она достигнет той же глубины. Необратимость проявляется во многих других реакциях дооперационного ребенка. Например, 4-х летнего испытуемого спрашивают:
«У тебя есть братик?».
«Да».
«Как его зовут?»
«Его зовут Джим».
«Есть ли у Джима брат?»
«Нет». (Philips, 1969, p. 61)
Вторая характеристика, которая ассоциируется с необратимостью это фокус на конечном результате, а не на трансформации, посредством которых происходит изменение. В задании на запоминание, описанной ранее, ребенок дооперационной стадии развития игнорирует действие экспериментатора по переливанию воды из одного цилиндра в другой и последующее повышение уровня воды. Вместо этого он сосредотачивается на конечном состоянии высокого уровня воды в высоком контейнере, который конечно отличается от уровня воды в коротком контейнере.
Наконец, пример отсутствия запоминания свойств жидкости демонстрирует третью характеристику дооперационного мышления, это концентрация. Ребенок концентрируется лишь на одной размерной характеристике объекта. То есть он сосредоточен или на высоте воды или на ширине цилиндра. Разницей этих показателей он объясняет почему количество воды в них отличается. При этом один ребенок считает, что высокий цилиндр содержит больше, потому что уровень воды выше, а другой утверждает, что короткий цилиндр содержит больше, потому что он шире. Это внимание только к одной характеристике предмета, а не к взаимным изменениям между размерами (высота цилиндра компенсирует недостаток ширины — таким образом, количество воды по-прежнему одинаково), способствует неспособности ребенка к запоминанию.
Помимо этого опыта по запоминанию жидкости было проведено множество других опытов на запоминание иных характеристик и материалов. Оказалось, что возраст запоминания для разных характеристик варьируется. Некоторые из задач, используемых для проверки запоминание и усвоение качеств предметов описаны ниже.
1.Запоминание субстанции предмета.
А) Экспериментатор демонстрирует два одинаковых пластичных шарика. Испытуемый отмечает, что оба шара имеют одинаковую массу пластичного материала.
Б) Один из шариков деформирован. У испытуемого спрашивают, является ли по-прежнему масса шариков одинаковой.
- Запоминание длины.
А) Две одинаковых по длине палочки лежат параллельно. Испытуемый отмечает, что они равны.
Б) Одну палочку немного сдвигают вправо. У испытуемого спрашивают, являются ли палочки по-прежнему равными по длине.
- Запоминание чисел.
А) Два ряда счетных палочек лежат параллельно. Испытуемый отмечает, что количество палочек равно.
Б) На одном ряду палочки раздвигают, и расстояние между ними становится больше. У испытуемого спрашивают, осталось ли прежним равенство в количестве палочек.
4.Запоминание пространства.
А) Экспериментатор и испытуемый имеют по одному картонному листу, на котором стоит одинаковое количество деревянных кубиков на одинаковых позициях. У испытуемого спрашивают, является ли количество свободного места на обоих листах одинаковым.
Б) Экспериментатор на одном из листов ставит кубики в хаотичном порядке и повторяет свой вопрос.
Понимание численности обычно достигается примерно к 6-ти годам, понимание массы и длины — между 6-ю и 7-ю годами, веса — около 9-ти лет и, наконец, объема — где-то после 11-ти. Межкультурные исследования обнаружили значительные различия в возрасте, в котором достигается понимание характеристик предметов. Однако, в порядке запоминания сильных различий обнаружить не удалось (Newman, Riel, & Martin, 1983; Rogoff, 1990).
Различия в возрасте сохранения различных задачах — проблема для теории развития Пиаже. Ведь, если у детей развиты логические способности для выполнения одного вида заданий на понимание неких свойств, они должны уметь выполнять все задания касаемо данной категории. Пиаже приписывает различия в возрасте приобретения различных видов понимании к феномену, который он называет горизонтальный декаль (копирование). Горизонтальное калькирование означает, что дети могут выполнять задачи, требующие одинаковых операций, в разном возрасте. Пиаже считал, что сохранение массы, веса и объема отличается степенью абстрактности конкретных операций, необходимых для выполнения задачи. Он предположил, что масса требует наименее абстрактных операций, а объем — наибольших, следовательно, сначала достигается понимание массы. Кроме того, достижение более ранней концепции необходимо для развития концепции большей абстракции, а возрастание важно для перехода от одной концепции к другой.
Многие исследователи были недовольны описанием Пиаже эволюции понимания у маленьких детей. Концепции, лежащие в ее основе, кажутся настолько базовыми для многих различных аспектов повседневной жизни, что предложение Пиаже о том, что дети приобретают их только на поздней стадии дооперационного периода, было подвергнуто сомнению. Следовательно, психологи развития попытались проверить способность детей к пониманию до окончания предоперационной стадии. Классическая серия исследований, проведенных Рошелем Гельманом по изучению способности детей сохранять число, представлена ниже.
ВОЛШЕБНЫЕ МЫШКИ ИЛИ СПОСОБНОСТЬ ДЕТЕЙ СКЛАДЫВАТЬ ЧИСЛА
Чтобы проверить понимание детей о запоминании чисел, Пиаже представил им два ряда предметов. Каждый ряд содержал одинаковое количество предметов, расположенных через равные интервалы. После того, как дети ответили, что оба ряда содержат одинаковое количество предметов, Пиаже увеличивал или уменьшал один из рядов и снова спрашивал детей. После этого преобразования дети предоперационной стадии развития отвечали, что преобразованная строка содержит больше (или меньше) объектов, чем нетронутая строка. На основании этого Пиаже пришел к выводу, что способность сохранять численность не развивается, пока дети не достигнут 6-ти летнего возраста.
Рошель Гельман подверг сомнению выводы Пиаже относительно способности маленьких детей понимать численность. Она разработала более простую задачу по сохранению и протестировала детей до того возраста, в котором, по предположению Пиаже, развилась способность сохранять численность. В задании трехлетнему ребенку показали две тарелки. В одной было три игрушечных мышки, а в другой — две. Обе тарелки были закрыты, и ребенка попросили выбрать одну из двух тарелок и определить ее как «победителя» или «проигравшего». В ряде испытаний планшет с тремя мышами неизменно становился «победителем». Во время этих испытаний количество мышек не упоминалось, и каждый раз, когда ребенок правильно определял победителя или проигравшего, ему давали приз.
После того как ребенок первый раз признавал, что победила тарелка с тремя мышами экспериментатор тайком вносил изменения. Он или уменьшал количество мышек до двух или сдвигал мышек так, чтобы они занимали меньше пространства (то есть, три мыши были сдвинуты ближе друг к другу). Когда ребенок открывал измененную тарелку «победителя», он обнаруживал, что мыши волшебным образом изменились!
Теория Пиаже предсказывала, что эти дети теперь не смогут решить, какая тарелка победила. Ведь дети должны выбирать исключительно на основе длины или плотности ряда. Результаты Гельмана прямо противоречили этому прогнозу. Она обнаружила, что в тех испытаниях, где мышей просто сдвигали вместе, дети все еще могли правильно определить «победившую» тарелку. Мало того, что дети в возрасте 3-х лет могли правильно выбрать победителя, в испытаниях, в которых одна из мышей волшебным образом исчезла, дети могли сказать экспериментатору, что одна из мышей пропала и в чем заключается разница между тарелкой сейчас и тарелкой, когда она была «победителем». Это означает, что дети понимают счет намного раньше, чем предполагал Пиаже.
Gelman, R. (1972). The nature and development of early number concepts.
Широкий спектр исследований (Halford, 1990; Sugarman, 1987) неизменно показывает, что Пиаже недооценил способности маленького ребенка. Когда детям предлагают более простые задания или предлагают уместные стимулы, дети часто могут показать свое понимание ситуации в более раннем возрасте, чем первоначально предсказывал Пиаже. Рассмотрим пример. Чтобы проверить представление о том, что отсутствие понимания сохранности свойств предметов может произойти из-за того, что ребенок уделяет внимание нерелевантным аспектам стимула, таким как форма, длина, рост, цвет и т. д., Джером Брунер (1966) представил детям предлперацинного возраста задание Пиаже с переливанием жидкости в новом варианте. Когда экспериментатор переливал воду из короткого цилиндра в высокий цилиндр, перед высоким цилиндром помещался экран, чтобы ребенок не мог видеть уровень воды. Когда отвлекающие изменения высоты и ширины воды были устранены, большинство детей ответило, что количество воды до и после переливания одинаково.
Процедуры обучения, которые модифицируют процессы внимания детей, оказались эффективными в развитии понимания у детей, которые имели некие проблемы с запоминанием (Field, 1987). Например, их обучали обращать внимание на соответствующие аспекты стимулов, и их способность к сохранению увеличивалась (Gelman, 1969). Такие процедуры тренировки внимания не только улучшили память детей при выполнении задачи, на которой они были обучены, но их влияние распространилось и на другие формы задач на запоминание. Таким образом, если ребенку было предоставлено обучение вниманию, включающее запоминание чисел, эффекты обучения также распространялись на улучшенное запоминания массы, которому ребенок напрямую не обучался (Gelman, 1969). Дети, не проявляющие поведения запоминания, также улучшили свою успеваемость благодаря обучению посредством наблюдения за детьми или взрослыми, которые смогли решить задачу на понимание и запоминание или обсуждая с ними их решения (Murray, 1981).
Подводя итог, можно сказать, что при правильных условиях дети дооперационного возраста способны понимать намного больше, чем думал Пиаже! Однако важно помнить, что дети явно улучшают свои навыки понимания по мере развития и могут решать более сложные проблемы и с меньшей помощью со стороны других по мере взросления.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, интеллектуальное развитие ребенка, теория Пиаже, теория когнитивного развития, сенсомоторный период развития, эгоцентризм, предоперационный период развития ребенка, Рошель Гелман психолог, как дети учатся считать.
В сегодняшней статье ознакомилась с механизмами запоминания у детей. Узнала, что по мнению Пиаже существуют три характеристики дооперационной мысли-необратимость, фокус на конечном результате и концетрация. Узнала новое для себя понятие- горизонтальный декаль-это когда дети дети могут выполнять задачи, требующие одинаковых операций, в разном возрасте. Так как своих детей у меня нет, то не могу провести подобные опыты или нет ранее накопленных наблюдений по данной теме. Важным заключением из исследований Пиаже для себя я выясняла, что дети «улучшают свои навыки понимания по мере развития и могут решать более сложные проблемы и с меньшей помощью со стороны других по мере взросления». Уже не первый раз вижу, что многие исследователи не совсем довольны опытами Пиаже и даже опровергают какие-то ее гипотезы. Мне кажется она дает иногда слишком сложные задания изначально и это может влиять на картину в целом. Эксперимент к примеру Рошель Гельман при упрощении задачи показал, что дети понимают счет намного раньше, чем предполагал Пиаже. В данной статье мне ближе позиция исследователей, которые путем проведения новых экспериментов или дорабатывая эксперименты Пиаже показали, что к примеру обучение вниманию улучшает запоминание. Мне кажется это очень важное наблюдение и его можно и нужно применять на практике, так как даже те дети, которые не проявляют поведение запоминания, могут ему обучиться благодаря обучению посредством наблюдения за взрослыми или другими детьми, которые смогли решить задачу за запоминание и могут с ними обсудить их решение. Это еще раз показывает, что нужно быть примером своему ребенку или воспитаннику и обязательно проговаривать с ним механизмы понимания, не лениться его обучать и тем самым развивая в нем навыки того же запоминания и таким образом, он сможет даже в более раннем возрасте показывать прогресс.
Из статьи,как дети учатся понимать и запоминать свойства предметов,узнала о трёх характеристиках дооперационной мысли, которые приводят к ограничению когнитивных функций детей.И любопытно то,что эти ограничения проявляются во всех аспектах дооперационного мышления детей,в их эгоцентрическом поведении,их не способности выполнять серию задач,а также в их способности запоминать.Очень впечатлили эксперименты психолога Рошель Гельмана с игрушечными мышками,в ходе которых было доказано,что дети понимают счёт раньше,чем предполагал Пиаже.Так же статья познакомила с феноменом Пиаже,таким, как горизонтальный декаль, который определяет различие в возрасте приобретения различных видов понимания.Статья определённо будет полезна людям, профессионально работающим с детьми.Вообще,детская психология,очень интересная тема. Ведь каждый взрослый человек когда-то был ребёнком, поэтому на определённом этапе развития,правильно заложенные навыки, формируют более лучшее качество взрослой жизни.
Читая самое начало статьи, где идет описание эксперимента, у меня явно нарисовалась картина как мои дети спорят по поводу у кого больше, а у кого меньше налито какао в кружке. Есть кружка на ножке под глясе, и есть такая же по объему, только без ножки. И у детей вечный спор что в кружке на ножке больше, хотя я показывала на примере путем переливания одного объёма жидкости в кружки, объясняла, что там одинаково. Далее все вроде все поняли, но через определенное время это повторяется, и теперь понятно почему. Все просто – у детей такая память!
Я тоже у 4-х летнего ребенка спросила про есть ли брат, как зовут, то есть как в примере. Но на последний вопрос «есть ли у сони брат» она ответила «да». Поэтому я не совсем согласна с этим экспериментом.
В профессиональном плане я узнала о существовании трех характеристик: самая важная характеристика предоперационного рассуждения — необратимость, фокус на конечном результате и концентрация.
В личном плане я отметила, важность развития ребенка, и думаю это зависит прежде всего в каких условиях живет ребенок. В благоприятных условиях, ребенок способен решать понятную и интересную ему задачу и логически правильно рассуждать.
Подводя итог прочитанного могу сказать, что дети могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Как я понимаю ребенку надо запомнить саму задачу и понимать ее, следовательно, от взрослого в первую очередь требуется правильно сформулировать вопрос, что бы детям было понятно.
Интересная статья, продолжающая тему развития детей в сенсомоторном периоде.
Новое для меня понятие — горизонтальный декаль (копирование).
Взрослому важно понимать, что дети могут выполнять задачи, требующие одинаковых операций, в разном возрасте. По мнению Пиаже, степень абстаркности конкретных операций важна для ребёнка при выполнении различных заданий. И несмотря на то, что впоследствии его теория была опровергнута, важно, что он вообще задавался такими вопросами, дав им тем самым дальнейшее развитие. Интересно, что, что масса требует наименее абстрактных операций, а объем — наибольших, следовательно, сначала достигается понимание массы. Кроме того, для меня стало открытием вобщем-то банальное понятие, что достижение более ранней концепции необходимо для развития концепции большей абстракции, а возрастание важно для перехода от одной концепции к другой. Просто никогда не задумывалась об этом.
Я думаю, что в личностном плане эта информация важна, поскольку я мама маленького ребёнка, эти знания помогают мне лучше понимать этапы развития моей дочери.
Исследование с переливанием воды в разные цилиндры, действительно, демонстрирует отсутствие запоминания у детей в определенном возрасте. Теперь мне понятно, почему нет смысла объяснять что-либо ребенку, т.к. он просто это не запомнит и не поймет. Но, в конце статьи приводится спорное исследование про то же переливание, где детям не до конца показали колбы с водой.
Из статьи я узнала о трех характеристиках дооперационного мышления – это способность к запоминанию, фокус на конечном результате и концентрация. Также, я познакомилась с задачами, используемыми для проверки запоминание и усвоение качеств предметов. После чего узнала, в каком возрасте достигается понимание массы, длины и объема у детей. Еще, я поняла трактовку термина горизонтальный декаль. Он означает, что дети могут выполнять задачи, требующие одинаковых операций, в разном возрасте. Получается, что каких-то достижений от ребенка требовать бессмысленно и у каждого ребенка для способностей разный возрастной период. Меня не удивила та информация, что способность сохранять численность не развивается, пока дети не достигнут 6-ти летнего возраста. Ведь всем рекомендовано идти в этом возрасте на подготовку к школе, а затем в 7 лет в саму школу. Помню я именно в этом возрасте и пошла учиться, и до этого меня никто не принуждал к этому. Но, с другой стороны, мне не уделялось в детстве должного внимания. И практически с первого класса я занималась самостоятельно. Вот исследование Рошель Гельман, меня заставило задуматься. Ведь, если дети начинают считать уже в 3 года, то существует возможность их обучения гораздо раньше. Интересно, что в итоге получается, что при правильных условиях дети дооперационного возраста способны понимать намного больше, чем ожидалось. Получается, можно сделать вывод что, как не крути, ребенку нужно внимание и тогда можно не опираться на возраст, а обращать внимание только на его возможности.
Из статьи я узнала, как дети с 2 до 6 лет учатся понимать и запоминать свойства предметов. Что в предоперационный период у детей происходит развитие символической функции, символическое использование языка, интуитивное решение проблем, мышление, характеризующееся необратимостью, сосредоточенностью и эгоцентризмом, они начинают понимать числа и у них появляется способность мыслить классовыми категориями и видеть взаимосвязи. Интересной информацией для меня стало, что Пиаже предположил, что существуют три характеристики дооперационной мысли, которые приводят к ограничению когнитивных функций детей-это 1. Предоперационное рассуждение — необратимость (является самой важной) 2. Фокус на конечном результате 3. Концетрация, ребенок концентрируется лишь на одной размерной характеристике объекта. Меня удивил вывод Пиаже, что способность сохранять численность не развивается, пока дети не достигнут 6-ти летнего возраста и я склоняюсь больше к выводу Рошель Гельман, что дети понимают счет намного раньше, чем достигнув 6-го возраста. Я познакомилась в статье с новым понятием горизантальная декаль, которая означает, что дети могут выполнять задачи, требующие одинаковых операций.
В этой статье для меня было новым узнать как дети учатся понимать и запоминать свойства предметов. Было интересно познакомиться с исследованием Пиаже и тремя характеристиками дооперационного периода, которые мешают когнитивным функциям ребенка: необратимость, фокус на конечном результате, а не трансформации и концентрация. Удивило, что Пиаже сделал выводы , что понимание численности у ребенка происходит к 6 годам, но, пожалуй, соглашусь, что самое сложное для понимание ребенка-это обьем. Вспоминая себя, мне было сложно в детстве представлять объёмные фигуры. Интересны были опыты и выводы Гельмана, которые указывают нам на то, что Пиаже все таки недооценил способности ребенка. По Гельман, понимание численности у ребенка происходит уже к 3 годам. Так же в этой статье я познакомилась с новым понятием горизонтальный декаль- это способность выполнять задачи, требующие одинаковых операций, в разном возрасте.
Интересная статья на тему развития детского сознания. Для меня было новым то, что дети учатся запоминать свойства предметов. В очередной раз был упомянут Пиаже. В данном случаи я узнал о том, что Пиаже предложил следующие характеристики дооперационного периода, а именно: необратимость, и фокус на конечном результате. Тогда когда ребенок не обращает внимание на изменения происходящие с предметом. Так же я увидел, что с возрастом у ребенка развиваются именно органические структуры головного мозга, которые позволяют ему совершать те или иные мыслительные операции. Благодаря этой статье я увидел механизм работы синзитивных периодов, которые работаю определенное время, и позволяют развивать те или способности экстраординарным образом.
Из данной статьи я узнала что Пиаже выделил три характеристики дооперационной мысли у детей, которые вдут к ограничению мысли – это необратимость обратимых процессов, фокус на конечном результате и концентрация на одной из характеристик объекта. А также познакомилась с теми экспериментами, которые он проводил на детях. Затем автор статьи указывает на критику исследований Пиаже со стороны других детских психологов, которые немного изменяли условия экспериментов и дети прекрасно справлялись со всеми заданиями. Мой отец с раннего детства проводил подобные эксперименты надо мной. И, если я отвечала на его вопрос: «Что тяжелее, килограмм пуха или килограмм свинца?», неправильно, то он подробно объяснял мне про понятия массы предметов, гравитации, объема в доступной для моего сознания форме. Причем было все понятно и в 3-4 года. И в последующем я таких ошибок не делала. Для себя я сделала вывод, что очень многое зависит как от способностей детей, так и от таланта педагогов. Возрастная градация по способности к запоминанию и когнитивному развитию, наверняка есть, но там присутствует и множество других факторов.
После прочтения статьи я узнала о том, что понимание свойств предметов и их запоминание происходит постепенно. Причём последовательность этапов одинакова для всех детей, несмотря на их межкультурные различия. К 6-ти годам дети могут посчитать количество объектов, в 6-7 лет определить массу и длину, к 9-ти годам определить вес и после 11 лет — объём. Такая последовательность зависит от понимания явления абстракции, которое приобретается с возрастом ребёнка.
Я узнала новое для себя понятие «горизонтальный декаль», которое позволяет детям понимать свойства предметов благодаря переносу освоенных навыков на решение похожих задач.
Меня удивило существование ошибки необратимости в процессе развития запоминания свойств предметов, на их концентрации на конечном результате и лишь одной характеристике предмета.
Зная это, я понимаю, что невозможно ожидать, а тем более требовать от ребёнка, к примеру в возрасте 4-х лет, понимания веса предмета и удержания в памяти нескольких его параметров. Зная последовательность развития, его особенности и ограничения, можно подобрать эффективную для ребёнка программу обучения. Это полезно как для родителей, так и для специалистов, способствующих интеллектуальному развитию детей.
Также я выделила для себя важный момент в обучении или тестировании ребёнка на определение и запоминание какого-либо свойства предмета. Здесь необходимо по возможности убрать всё то, что может отвлекать ребёнка от процесса. Взрослому человеку бывает трудно учитывать такие моменты, для этого как раз необходимы знания детской психологии развития и способность ставить себя на место ребёнка. Спасибо за публикацию.
В результате прочтения этой статьи я узнала, что есть самая важная характеристика
предоперационного рассуждения — необратимость. Оказывается дети не видят, что логическая операция обратима. Еще Пиаже заявлял, что в ходе его экспериментов он выяснил, что понимание численности обычно достигается примерно к 6-ти годам, а понимание массы и длины — между 6-ю и 7-ю годами, веса — около 9-ти лет и, объема — где-то после 11-ти. В ходе чтения такие открытия вызвали у меня противоречия с действительностью, которой я знаю, но обрадовало ,что другие ученные опровергли его открытия. Для себя я открыла новый механизм психической реакции или феномену горизонтальный декаль (копирование).Информация в статье дает понимание в каком возрасте можно развивать навыки счета и запоминания у ребенка, когда и каким образом можно и нужно тренировать память у ребенка и заниматься его развитием в логической сфере. Можно исходя из 4 представленных экспериментов указанных в статье определить способности своего ребенка и правильно мотивируя, развивать его способности ,делая уклон на то, что у него лучше получается.
Из статьи я узнала как дети учатся запоминать и понимать свойства предметов по мере развития и взросления. Но Пиаже предположил, что есть три дооперационной мысли, которые приводят к ограничению когнитивных функций детей — это необратимость, фокус на конечный результат и концентрация. И на примере Гельмана с тарелками мне стало понятно, что теория Пиаже была полностью опровергнута. Ведь дети понимают счёт намного раньше чем Пиаже предположил. Если детям создать более простые задания или предложить уместные стимулы, дети смогут показать свое понимание ситуации в более раннем возрасте. Новым было для меня узнать термин горизонтальный декаль. Это значит, что дети могут выполнять задачи, требующие одинаковых операций, в разном возрасте. Я не задумывалась о том, в какой последовательности приходит понимание численности, массы, длины, веса и объема. Статья помогла понять. Спасибо.
Спасибо за статью.
1. Что нового я узнала? Что у детей в разное время развиваются способности понимать и запоминать свойства предметов, что при правильных условиях дети дооперационного возраста способны понимать довольно много. Я узнала разны интересные способы для отслеживания у детей развития того или иного понимания: с палочками, мышками, кубиками, водой.
2. Что меня удивило? Когда дети стали правильно находить «победителя» и «проигравшего» на тарелке даже тогда, когда между игрушками меняли расстояние, количество, они даже определяли, в чем заключается разница между тарелкой сейчас и тарелкой, когда она была «победителем». Меня поразило, что есть незамысловатые способы с поощрением детей для развития у них способностей.
3. С каким механизмом я познакомилась? С механизмом поощрения, если таковой можно так назвать, где при правильной стимуляции и мотивации объекта, у него эффективно растет уровень его понимания, знаний и навыков.
Из статьи узнал, что по мнению Пиаже существуют три характеристики дооперационной мысли: необратимость, фокус на конечном результате и концетрация. Ещё выявил новое для себя понятие- горизонтальный декаль-это когда дети могут выполнять задачи, требующие одинаковых операций. Меня удивил вывод Пиаже, что способность сохранять численность не развивается, пока дети не достигнут 6-ти летнего возраста и я склоняюсь больше к выводу Рошель Гельман, что дети понимают счет намного раньше, чем достигнут 6-ти летнего возраста. В общем при правильных условиях дети дооперационного возраста способны понимать намного больше, чем ожидалось тогда, когда им уделяется внимание и опираясь на ресурсы взрослых у ребёнка появляются возможности для роста.
Из статьи узнала для себя очень много новой информации. К ним относятся такие понятия, как дооперционный период, ограничение предоперационной мысли, горизонтальный декаль. Выделила для себя три характеристики дооперационной мысли, которые приводят к ограничению когнитивных функций детей: 1. Необратимость 2. Фокус на конечном результате 3. Концентрация на одном свойстве/факте/событии и то как они влияют на восприятие детей получаемой информации и анализ происходящего.
Очень интересной оказалась информация о том, что дети в разном возрасте научаются понимать и запоминать различные характеристики: субстанцию предметов, длинны, численные характеристики, понимать пространство и объем.
Эту информацию необходимо использовать при составлении обучающих программ для детей младшего возраста с целью развития их дооперационных способностей, сделать их более эффективными и направленными на улучшение памяти детей, повлиять на распространение этих способностей и на другие формы задач на запоминание.
Спасибо, очень много интересного узнала для себя из данной статьи.выделила три характеристики дооперационной мысли, которые приходят к когнитивным ограничениями,это:необратимость, фокус на конечном результате и фокус на конечном результате. Тот факт,что дети в разном возрасте понимают разные величины и свойства по разному я увидела на собственном ребенке.в 4года мы начали играть разными палочками одинаковой и разной длинны и цвета, и когда я клала в одну сторону короткие синие палочки 4шт, а в другую сторону — длинные красные палочки 4шт, дочь не всегда говорила что количество равное, её акцент был смещен на длину и цвет. Став старше дочь безошибочно говорила что количество равное. Потом мы ещё строили из палочек линию, и коротких синих нужно было больше,чем длинных красных, что тоже вызывало у дочери в раннем возрасте недоумение, по мере взросления, она без ошибочно, понимая, что 1красная палочка равна по длине двум синим брала нужное количество.я с огромным интересом читаю эксперименты которые ставили исследователи, это даёт мне возможность лучше понимать своего ребёнка, и не требовать сверхспособностей.
Удивляет , как Пиаже часто недооценивает способности детей , полагаясь на возраст . Меня впечатлило что Джером Брунер повторил эксперимент Пиаже ,внеся свои коррективы.
Эксперимент показал совершенно иной результат . Таким образом ,дети отвечают на вопрос эксперимента верно , если провести его иначе . Следовательно делать вывод о развитии, понимании и способностях ребёнка раннего возраста , основываясь лишь на одном эксперименте — нельзя .
Я ознакомилась с психологическими реакциями детей которые показала Рошель Гельман . Она разработала иной вариант эксперимента Пиаже на развитие способности сохранять численность . Доказала , что Психологическая реакция заключалась в том , что изменив длину и плотность ряда , дети все равно смогли ответить верно . Результаты Гельман прямо противоречили Пиаже .
В профессиональном и личностном плане, получив знания из статьи, я смогу справиться . Тогда когда потребуется иметь дело с ребёнком у которого есть проблемы с запоминанием , теперь я знаю как правильно воспользоваться экспериментами и занятиями которые будут эффективны в развитии памяти . В очередной раз убеждаюсь что не все доказанные эксперименты истинны , и прежде чем ставить ребёнку диагноз , необходимо , образно выражаясь , подойти к ребёнку с разных сторон .
Результаты описанные в статье наталкивают на идею , что если ребёнок по каким-то причинам отстает в развитии, необходимо правильно вести занятия меняя их снова и снова , не опираясь лишь на один доказанный результат учёных.
В статье рассказывается, что способности детей могут проявляться в более раннем возрасте, чем предполагают некоторые учёные. Задача состоит в использовании разных подходов и методов для проявления навыков у ребенка. Развитие ребенка напрямую зависит от того есть ли у него возможность наблюдать за старшими. При этом у детей проявляются способности не только к запоминанию, но и к решению других задач.
Новым для меня было понятие- ограничение предоперационной мысли. Это значит, что дети не могут выполнять серию задач и так же их запоминать. Все дети по разному видят мир и дают разную оценку одним и тем же действиям и обстоятельствам. При общении всегда нужно обращать внимание на состояние ребенка. По возможности хвалить и поощрять за выполнение поставленных перед ним задач. Статья так же подсказывает как необходимо применять знания полученные из нее в обучении своего ребенка.
Необратимость, как одна из главных характеристик предоперационного периода, на мой родительский взгляд, составляет чуть ли ни добрую половину всех детских огорчений! Любое нежелательное для ребенка действие кажется настоящей трагедией. Которую приходится либо учить проживать (в случае и впрямь необратимого процесса), либо демонстрировать возможность все вернуть в прежнее состояние, обучая явлению обратимости. Например, на днях мой ребенок 2,5 лет расстроился до слез, когда мы отклеивали и приклеивали наклейки в отведенные для этого места. Процесс всего в два этапа: отклеиваем наклейку от одной страницы, приклеиваем к другой. Когда случайно ребенок приклеил очередную наклейку не в то место, то непонимание возможности отклеить ее вновь и приклеить заново увеличило это событие до масштабов конца жизни. Демонстрация обратимости этой неудачи его моментально успокоила, хотя некоторый след ее изумления еще висел в воздухе.
Других две характеристики: фокус на конечном результате, а не на трансформации и концентрация на одной размерной характеристике объекта, я регулярно использую с этим же ребенком в качестве уловки (да простит она меня). Если я наливаю воды или компота в широкую кружку и ребенок говорит, что я налила мало, то я беру маленькую кружку, ее же глазах переливаю всю жидкость, даю вновь – она заглядывает в кружку и видит, что жидкости стало словно больше, и довольная результатом выпивает устраивающий нас обеих объем жидкости.
И я бы сказала, что к 4-5 годам это уже не влияющие характеристики (кажется, что старший уже преодолевает эти ограничения), но тут же наблюдала картину, как ребенок (2,5) и ребенок (4,5) занимались тем, что разламывали две своих вафли на мелкие кусочки и складывали их в кучку (которая, разумеется, приобретала внушительные размеры). Я спросила зачем они это делают, а они ответили: чтобы мы съели больше вафель!
Заканчивая тему родительских уловок на этой плодотворной почве всё же хотелось подтвердить версию оппонентов Пиаже – дети зачастую совершенно внезапно демонстрируют понимание того, что казалось они еще не должны понимать. Условия, казалось бы, одного и того же процесса, могут всерьез поменять способность к восприятию его ребенком.
Спасибо за статью!
Из статьи я подчеркнула, что Пиаже предположил о существовании трех характеристик дооперационной мысли. Ими являются необратимость, фокус на конечном результате и концентрация. Интересно, что многие исследователи отрицают сформированные Пиаже выводы. Например, Рошель Гельман, которая создала упрощенный тест и убедилась в том, что даже трехлетние дети понимают счет. А Пиаже считал, что понимание численности появляется у ребенка лишь к шести годам. Можно сделать вывод, что Пиаже недооценивает возможности маленьких детей. Ведь малыши вполне способны показать результативность, если предоставить им условия, согласные их возрастному периоду. Поэтому нельзя относиться к возможностям ребенка слишком требовательно. У него имеются определенные ограничения на мыслительном уровне. И если эти ограничения не учитывать, то можно ввести малыша в заблуждение вместо того, чтобы помочь ему правильно развиваться.
В результате прочтения этой статьи я узнала о том, что основным приобретением детей в дооперационном периоде является способность к запоминанию именно свойств объекта, которые, несмотря на изменения в самом объекте и ситуации остаются неизменными. Мне было интересно прочитать об экспериментах Жана Пиаже на запоминание субстанции предмета, длинны, чисел и пространства. Больше всего впечатлило задание с цилиндрами наполненными водой, настолько, что подобный эксперимент провела дома со своим 6 летним сыном и в группе детского сада с детишками от 5 до 6 лет. Дети действительно сосредоточились на изменении геометрии воды, а не количестве жидкости, были удивлены когда воду снова перелили в изначальный цилиндр и её снова стало одинаково. Когда я провела задание в варианте Джерома Брунера, дети говорили: «Воды столько же!».
По прочтению статьи я познакомилась с новым для меня термином — горизонтальная декаль. Теперь я знаю, что в разном возрасте дети могут выполнять задачи, требующие конкретных операций, и запоминание зависит от степени абстрактности конкретной операции.
Так же в статье приведены исследования Рошель Гельман опровергающие исследования Пиаже. Мне кажется что точные ответы детей были связаны в первую очередь с интересом детей к самим предметам используемым в задании, а также их небольшое количество ( всего 3 мышки).
Подобные описанным в статье задачи на запоминание количества и длинны мне встречались в книге А.К. Звонкина «Малыши и математика», она уже1,5 года является моей настольной для занятий математикой с собственным сыном.
Эта статья привела меня к мысли о том что заниматься с детишками нужно обязательно, но если в результате выполнения задания один ребенок ошибается, а его сверстники нет, это говорит лишь о том, что пока конкретная операция для него является слишком абстрактной и чтобы улучшить запоминание надо найти другой вариант постановки задачи, который этому ребенку будет более понятным.
В статье новой для меня стала информация,как дети дооперационного периода приобретают способность к запоминанию свойства предметов.Дети постепенно приобретают навыки, необходимые для вынесения суждений о запоминании. Запоминание применяется по многим различным типам атрибутов объектов — массе, длине, количеству.
Интересны проводимые опыты по этой теме,анализ работы процессов, происходящих в это время, разбор ошибок в суждениях почему не сохраняются данные.
Пиаже предположил, что существуют три характеристики дооперационной мысли, которые приводят к ограничению когнитивных функций детей. Самая важная по его мнению — необратимость. Вторая — фокус на конечном результате. Третья- концентрация на одной размерной характеристики объекта.
Понравилось, что в статье приводится информация других исследователей по этой теме, что подвергается сомнению предложение Пиаже о том, что дети приобретают понимание свойства предметов только на поздней стадии дооперационного периода.
Интересно было узнать про исследования Рошель Гельман по изучению способности детей сохранять число.
Новым для меня было понятие горизонтальный декаль — копирование.
Спасибо за статья. Информация поможет мне лучше понимать детей, эффективнее развивать их способности.
Спасибо за статью!
Из статьи я узнала, что способность к запоминанию формируется у детей в дооперационном периоде. Для того, чтобы ребёнок мог запомнить объект важно понимание характеристик объекта: массы, длины, количества. Пиаже предполагал, что существуют ограничения дооперационного периода: необратимость, т.е. дети не видят, что логическая операция обратима; фокус на конечном результате, а не на трансформации, посредством которых происходит изменение; концентрация, т.е. ребенок концентрируется лишь на одной размерной характеристике объекта.
По исследованиям Пиаже понимание численности достигается к 6-ти годам, понимание массы и длинны — к 7 годам, веса – около 9 лет и объёма — ближе к 11 годам.
Однако, Рошель Гельман в своих исследованиях с мышками на тарелках опровергла предположения Пиаже, и показала, что при определённых обстоятельствах, когда детям предлагают более простые задания или уместные стимулы, дети часто могут показать свое понимание ситуации в более раннем возрасте. Кроме этого, в условиях, когда внимания детей было направлено на аспекты стимулов, их способность к запоминанию увеличивалась. Более того, дети демонстрировали прогресс в понимании схожих задач на определение массы и объёма при том, что напрямую их этому не обучали.
Эта статья согласуется с собственным опытом. Когда мы с детьми выполняем развивающие задания, замечаю, что ребёнок может затрудняться с ответом или дать неверный ответ, однако, если я акцентирую на каком-то элементе задания внимание ребёнка, задаю дополнительный вопрос, ребёнок понимает суть задачи и даёт верный ответ. По своим детям мне довольно легко определить, является ли задание «окном возможности» ребёнка, или оно слишком лёгкое, либо напротив пока непосильное к пониманию.
Из статьи я узнала, что в дооперационном периоде дети имеют ограничения мыслей, которые не позволяют им логически мыслить в определенных ситуациях. Меня удивил эксперимент с переливанием воды, в котором ребенок сказал, что воды оказалось больше во втором цилиндре. Оказывается, ребенок концентрируется на определенном свойстве объекта (в эксперименте это высота цилиндра) и в итоге делает неправильный вывод. Но больше всего меня поразило, что концентрация на определенной характеристике объекта как будто стирает память у ребенка, то есть он не помнит, что жидкость только что была перелита из другого цилиндра в том же количестве.
Также я узнала об особенностях запоминания в определенном возрасте по Пиаже: понимание численности достигается примерно к 6 годам, понимание массы и длины — к 6-7, веса — около 9-ти лет, объема — после 11-ти.
Информация из статьи позволит мне более лояльно относиться к своему ребенку. Зная, что недостаточная запоминаемость — это особенность возраста детей, легче с принятием относиться к подобным особенностям у своего ребенка.
Из статьи узнала о том, как у детей формируются навыки понимать и запоминать свойства предметов. Что есть период, который называется дооперационным. Именно в нем и приобретается способность к запоминанию. В этом периоде есть важная характеристика — необратимость, которая проявляется во многих реакциях детей этого периода развития. Интересно было познакомиться с экспериментами с водой в цилиндрах и тарелками с мышками.
Оказывается, что к шести годам у ребенка появляется понимание численности, между шестью и семью — понимание массы, далее — веса, около девяти лет, и объема, — после одиннадцати.
Новым для меня явилось понятие «горизонтальный декаль» или копирование, когда дети в разном возрасте способны выполнять задачи, требующие одинаковых операций.
Благодарю за статью.
Что нового я узнал? Узнал о трёх, по мнению Пиаже, характеристиках дооперационной мысли: необратимость, фокус на конечном результате и концентрация. Узнал также, как остроумно и разнообразно могут проходить процедуры обучения детей до 6 лет. Меня удивили приёмы исследований, например, Halford, 1990; Sugarman, 1987, по определению способностей маленького ребёнка. Я узнал о разнообразных стимулах в процедурах тренировки внимания по запоминанию чисел, а также массы. Вся разнообразная информация статьи E. Mavis Hetherington позволяет применять перечисленные методики и способы концентрации внимания ребёнка на практике. Мне нравится, что учёные, например, Рошель Гельман, ставят под сомнение некоторые выводы знаменитого Пиаже относительно способности маленьких детей. Дооперационный период, разница в способности к запоминанию у детей таит ещё много открытий. Думаю, что нужно продолжать совершенствовать психологию развития.
Спасибо за статью. Всё больше мы погружаемся в мир, где можно легко понимать возрастные изменения у детей в процессе развития. В этой статье рассматривается предоперационный период. Как всегда статья богата новыми для меня понятиями. В первой части статьи рассматривается способность детей к запоминанию. Характеристиками этого процесса являются 3 критерия: необходимость, то есть дети видят любую ситуацию только в одну сторону, в обратную уже не работает.вторая характеристика это концентрация на одной размерной характеристике. Рассматривая высоту, ребёнок уже не может взять во внимание ширину. В третьих дети запоминают свойства предметов от менее абстрактных к более абстрактным. То есть сначала масса, потом объём. А из исследований Рошель Герман я узнала, что дети уже в 3 года способны к очень глубокому анализу ситуации. Могут запоминать и понимать, какие процессы проходят и что они за собой влекут.
Прочитав статью,я узнала,что при запоминании свойств предметов у детей существует последовательность,которая зависит от достижения ребёнком определённого возраста и способности к абстрагированию.Так в 3 года ребёнок понимает численность, в 6 лет может осмысленно посчитать количество объектов,в 7 лет становится способным определять массу и длину,к 9 годам понимает и определяет вес,а после 11 лет-объём.Удивило то,что дети разных культур продемонстрировали различия в возрасте понимания характеристик предметов,а вот последовательность овладения навыками осталась неизменной,что говорит о некой программе развития заложенной в каждом человеке.Так же я узнала о существовании ошибки рассуждения у детей, в процессе запоминания свойств предметов- «ошибки необратимости»,когда фокус внимания переключается на конечный результат и одну характеристику предмета,а не на трансформацию,происходящую с предметами.Мне встречались даже взрослые с такой ошибкой.Таким образом, из статьи я сделала вывод,что при обучении детей необходимо знать и учитывать возрастные особенности и ограничения детей и способствовать их гармоничному развитию.
Благодарю за статью!
Из неё я узнала о том, что важным приобретением в предоперационный период для ребёнка является способность к запоминанию.
В ходе эксперимента, в котором экспериментатор переливал воду из низкого широкого цилиндра и высокий тонкий, выяснялось, что ребёнок 4х лет совершает ошибку. То есть утверждает, что во втором цилиндре воды больше, хотя никто не подливал ту воду, и ребёнок присутствовал во время проведения всего эксперимента.
По ходу прочтения статьи я познакомилась с гипотезой Пиаже о том, что приводит к возникновению этой ошибки, которая мешает ребёнку на пути к запоминанию, ограничивает его когнитивные способности.
Он считал необратимость — одной из самых важных характеристик дооперационного периода. Из статьи я узнала, что необратимость означает, что ребёнок не осознает, что логическая операция обратима. То есть, что воду можно налить назад и она достигнет того же уровня. И также приведен пример с диалогом о младшем братике.
Еще одной важной характеристикой является фокус на конечном результате, а не на самом процессе, в ходе которого происходят изменения. И третьей важной характеристикой является то, что ребёнок концентрируется только на чём-то одном.
Пиаже сделал вывод о том, что дети до 6-ти лет не могут понимать численности. Но его утверждение было опровергнуто Рошелем Гельманом. После проведения эксперимента с волшебными мышками, он пришел к выводам, что дети в более раннем возрасте имею способность к пониманию численности.
Из статьи я почерпнула для себя много нового. Интересно будет провести некоторые эксперименты со своим малышом, как он отреагирует.
Я отметила для себя, какие ограничения существуют в мышлении дооперационного периода. В раннем возрасте ребенок думает только «в одну сторону», он не способен повернуть операцию обратно, и ориентирован на конечный результат. Это яркое обоснование того, почему маленький ребенок будет плакать, когда башня из конструктора сломается, ведь он еще не может понять, что ее можно с таким же успехом собрать обратно, т.е. что эта операция обратима. Также я поняла на примере того же конструктора, почему дети многократно разбирают и собирают какую-то модель. Получается, они таким образом знакомятся с изменением свойств объекта. Интересно, что теория Пиаже, как любая первоначальная теория развития чего-либо (в данном случае мышления), хоть и подвергается критике, но в любом случае является базовой. Более поздние исследования расширяют и дополняют данные Пиаже, но не полностью опровергают их. Показательно, что при упрощении и большей уместности заданий результат становится более показательным. Ребенок не отвлекается на дополнительные, нерелевантные обстоятельства в задании, которые делают его более сложным, и в итоге приходит к нужному более точечному результату. С другой стороны, это говорит и о несовершенстве мыслительной системы ребенка в раннем возрасте, о неспособности выделять главное обстоятельство. И как раз важны занятия на тренировку внимания, которые позволяют ребенку улучшать свои механизмы запоминания, особенно при наличии проблем в этой области.
Как я поняла из статьи, что в дооперационном периоде решающим значением является запоминание. Пиаже , проводя эксперимент с детьми , показал , что в более позднем возрасте ( с 6 до 11 лет) ребёнок начинает понимать численность, массу, длину, а затем только объём. А эксперимент Рошель Гельман показал, что ребёнок , освоив навык запоминания чисел , так же может перенести его на запоминание обьема в том же возрасте, а не как показал Пиаже – в более старшем к 11 годам. Рассматривая эти эксперименты я поняла, что к детям надо применять более простые эксперименты и в игровой форме, учитывая особенности их психологии и развития. Хотя и в эксперименте с мышками на тарелочке , то же есть спорный момент : что означает для ребёнка победитель ? Ведь нет пояснения по каким критериям ребёнок считает победителя. Можно разное предположить в этом случае: цвет , форма мышек или даже с какой интонацией задан вопрос ребёнку, ведь в эксперименте участвовал трёх летний малыш. И эмоциональную составляющую эксперимента с детьми нельзя исключать. Так же в эксперименте Пиаже со стаканом могут быть не точности : когда ребёнку задавали вопрос больше или меньше , понимал ли он значение этих слов? Мне близок вывод Пиаже сделанный после эксперимента про три характеристики ограничения предоперационной мысли, я с ними согласна: Необратимость, фокус на конечном результате , отсутствие понимания свойств жидкости. В профессиональном плане понимаю, что оценка развития понимания ребёнком свойств предметов субъективна и определяется с участием большого количества условий: как ему пояснили? В какой форме? Была ли эта игра? Заинтересован ли ребёнок , что бы сконцентрироваться на ответах? Все же роль взрослого в экспериментах с детьми важна.
Из статьи я узнал, что Пиаже считал, что у детей дооперационного возраста существуют ограничения, которые проявляются в неспособности выполнять определённую серию задач, а также их способности не запоминать определенны параметры. Меня заинтересовало что Рошель Гельман с опытом на тарелках с плюшевыми мышами опроверг теорию Пиаже и доказал, что дети дооперационного возраста все же могут считать. Но больше всего меня заинтересовал тот факт, что ребенок, который не проявляет запоминание, так же обучается в процессе наблюдение за другими детьми и взрослыми, которые выполняют определенные задания. Это подтолкнуло меня на мысль что процесс наблюдения я могу применить в своей работе, да и в жизни принципе для запоминания информации, наработку навыков.
Как всегда в статье много нового. Дооперационный период появляется способность детей к запоминанию. Необратимость — появляется во многих реакциях детей этого периода развития. Интересны были эксперименты воды в цилиндрах и тарелки с мышами. «Горизонтальный декаль» или копирование выполняются задачи, требующие одинаковых операций. Дети видят ситуацию в одну строну. Дети. и мои не исключение, на определенном этапе своего развития не понимают, что башенку, которая случайно сломалась, можно собрать снова. Новым также было то, что Понимание численности у детей обычно достигается примерно к 6-ти годам, понимание массы и длины — к 6,7 годами, веса 9-ти лет и, объема —после 11-ти лет. На заметку себе взяла как развивать постепенно у детей навыки запонимания, развивать намять и внимание, а также важность и нужность этого процесса.
Прочитав статью я узнал, как дети учатся запоминать и понимать свойства предметов. Что дети начинают понимать численность к шести годам, массу и длинну к шести-семи годам, вес к девяти и объём после одиннадцати. Так же благодоря статье и Пиаже узнал, что существуют ограничения предоперационных мыслей. Узнал о важной характеристики предоперационного периода, необратимости, дети не видят, что логическая операция обратима. Конечно дети этого не видят, потому-что они дети. Есть взрослые которые много чего не видят, а после того как увидят несколько раз, да им ещё объяснят, покажут, раскажут и дадут выполнить под чутким руководством наставника и тогда они начинают вкатываться в понимание. Так же и у детей, что подтверждается эксперементами из статьи. Дети улучшают свою успеваемость благодоря обучению через наблюдение за детьми или взрослыми, которые решали задачу. Или даже благодоря обсуждениям с ними. Скажи мне-я забуду, покажи мне-я запомню, дай мне сделать-я пойму.
Ещё интересный пример про ребёнка у которого спрашивают про братика. Когда я такое встречал в своей жизни, я и не думал, что так отвечает малыш, потому-что он так развивается. Я думал, что ребёнок просто что-то перепутал. Благодоря статье я стал чуть лучше понимать механизмы детского развития и поведения.
Спасибо.
Благодарю за статью. После прочтения данной статьи я узнала, что Пиаже выявил три основные характеристики дооперационной мысли:
1) необратимость. На личном опыте могу вспомнить как у сына были машинка и мотоцикл с пультом управления, на которых он мог сам ездить. Я у него спрашивала водителем какого транспортного средства он хочет быть сегодня? Сын отвечал, например машины. И когда я задавала ему следующий вопрос: — а как же зовут водителя этой машины, сын отвечал, что не знает. Т е он не понимал, что логическая операция обратима, что если он водит машину, то он и есть водитель.
2) фокус на конечном результате. Так же могу привести пример собственного ребёнка когда мы разбирали новогодние подарки с конфетами. Из трёх разных коробок мы высыпали конфеты и в принципе получались одинаковые кучки конфет, но на вопрос какой подарок понравился больше, сын указал на самую большую коробку, не обращая внимания на то, что конфет было одинаково во всех трёх коробках. Это указывает на 3тью характеристику : концентрацию . Т е ребёнок сконцентрировался на одной размерной характеристике объекта.
Так же из статьи узнала такой термин как: горизонтальный декаль (копирование) это означает, что дети могут выполнять задачи, требующие одинаковых операций, в разном возрасте.
Из статьи я узнала о том как Пиаже изучал способность детей дооперационного периода к запоминанию. Для понимания процесса запоминания, ученый проводил исследования, основанные на сохранении свойств объекта при условии изменения самого объекта или изменения ситуации, в которой находится объект. В результате Пиаже сделал вывод о том, что на предоперационном этапе дети со временем приобретают навыки запоминания от простого к сложному. Так, к простым свойствам объекта, которые ребенок запоминает, ученый отнес массу или длину. К сложным — объем. Пиаже выделил 3 характеристики дооперационной мысли, которые ограничивают понимание изменения ситуации или свойств объекта запоминания: 1 — необратимость, 2 — фокусировка на конечном результате, а не на процессе изменения ситуации или свойств объекта, 3 — концентрация на какой-то одной характеристике объекта без учета прочих.
Благодаря статье я узнала про исследования Пиаже и Рошеля Гельмана способностей детей разного возраста к запоминанию. Я подумала о том, что бедные дети..сколько же им досталось.Для меня было новым понятие горизонтальное калькирование. Я думаю, это определение можно применить и к операциям, которые выполняют взрослые люди в повседневной жизни. А вообще меня порадовал вывод о том, что способности детей к запоминанию и счету проявляется гораздо раньше согласно исследованиям Рошеля Гельмана. Не зря же говорят «устами младенца глаголит истина». Возможно более поздние исследования покажут способности детей, которые на самом деле запоминают гораздо лучше, но только то, что нужно им. Мне было интересно прочитать, что ребенок концентрируется не на свойстве, а на объеме объекта (в примере про переливание жидкости, я помню как у нас дома было 2 кружки разного размера, но мне казалось, что там и разный объем. И казалось, что в высокой кружке чая всегда больше, чем в той, которая меньше. Я тогда была совсем маленькая и только через некоторое время до меня «дошло», что в них действительно одинаковый объем. Спасибо за статью!
Добрый вечер. Спасибо Всем за данную статью. В этой статье я сразу заметил ‘дооперационного периода» сдесь скорей всего речь ведется о Дооперациональной стадии развития. По всей видимости дооперационального периода. В прошлой статье о детях есть по моему такая же опечатка. Из данной статьи я узнал что дети не видят что логическая операция имеет обратный ход. Их действия прямолинейны и нет гибкости в мышлении. У детей возраст запоминания разных характеристик достигается в разном возрасте. Я полагаю что возраст который определил Пиаже может изменяться благодаря помощи родителя в решений задач, обсуждение решения и так же собственным примером родителя когда ребёнок наблюдает и приобретает опыт. Я не упускаю момента и всегда участвую в учебном процессе пасынка.
После прочтения статьи для себя открыла следующее: Пиаже в своих исследованиях отметил 3 характеристики дооперационного мышления. Так же его исследования показали, что дети в разном возрасте достигают понимание характеристик предмета, однако в порядке запоминания у детей , относительно возраста, особой разницы нет. Прочитала о новом понятии «горизонтальный декаль». Произвело большое впечатление эксперимент с мышками. Особенно обратила внимание на такую градацию с мышками в тарелках , как «кто выиграл или кто победил». Вообще было очень удивительно узнать, что Пиаже так сильно недооценивал способности маленьких детей. Так что я бы для себя сделала вывод, что очень многое зависит от постановки задачи, уровня преподавателя, а так же от фокуса, на что обращает внимание экспериментатор.
Я познакомилась с механизмом запоминания у детей. Из статьи я узнала, как дети, начиная с 2 до 6 лет учатся запоминать различные характеристики предметов. Познакомилась с тремя характеристиками дооперационного мышления – это способность к запоминанию, фокус на конечном результате и концентрация, когда ребенок концентрируется лишь на одной размерной характеристике объекта. Для меня стало важно понимать, что дети могут выполнять задачи, требующие одинаковых операций, в разном возрасте. Меня удивил вывод Пиаже, что способность сохранять численность не развивается, пока дети не достигнут 6-ти летнего возраста. Я не совсем согласна с эксперименте. Так как провела свой, на примере моих племянниц. Одной 8 лет, а другой 3 года. И как в эксперименте спросила маленькую есть ли у нее сестра и как ее зовут. Ответ меня порадовал. Она сказала, что есть, но зовут ее Няня. Статья особенно будет очень полезна педагогам дошкольного образования. А так же родителям детей в возрасте до 6-ти лет. Чтобы они не требовали достижений от ребенка требовать так как у каждого ребенка для способностей разный возрастной период. Вывод я бы хотела сделать такой, что на определённом этапе развития, правильно заложенные навыки, формируют более лучшее качество взрослой жизни. Следовательно от родителей необходимо внимание и любовь. Конечно, возрастная градация по способности к запоминанию все же есть, но при этом на нее влияют множество других факторов.
Благодарю за статью. Узнала, что дооперационный период появляется способность детей к запоминанию. Необратимость — появляется во многих реакциях детей этого периода развития. Интересны были эксперименты воды в цилиндрах и тарелки с мышами. Также отметила, что Рошель Гельман с опытом на тарелках с плюшевыми мышами опроверг теорию Пиаже и доказал, что дети дооперационного возраста все же могут считать. Еще одной важной характеристикой является фокус на конечном результате, а не на самом процессе, в ходе которого происходят изменения. И третьей важной характеристикой является то, что ребёнок концентрируется только на чём-то одном. Из статьи почерпнула для себя много новой информации. И начала чуть лучше понимать механизмы детского развития.
Спасибо за статью. Из статьи узнала о таком понятии, как дооперационный период. Дооперационный период это способность к запоминанию. Пиаже выделил три характеристиками дооперационного периода, которые мешают когнитивным функциям ребенка: необратимость, фокус на конечном результате, а не трансформации и концентрация. Удивил ответ ребенка в исследовании когда ему задали вопрос а есть ли у него брат. Удивил и навеял воспоминания именно его ответ. Я вспомнила когда я была маленькая мне задавали такие же вопросы, интересно то, что я отвечала точно также. Вспомнила, что я испытывала недоумения, когда сестра смеялась над моим ответом я искренни не понимала в чем дело. И как говорит Пиаже в своих исследованиях Дети не видят, что логическая операция обратима.
Благодарю за статью, очень интересная информация. Из полученного материала я узнала о ограничении предоперационной мысли, предложенной Пиаже. А именно, о том, что дети зачастую не видят обратимость алгоритма. И правда, когда-то в детстве мне задавали вопросы в определенной последовательности, но я не могла проследить данный алгоритм, хотя признаться, у меня такой задачи и не было, я просто отвечала на вопросы, забывая предыдущие. Так же узнала о том, что чтобы проверить понимание детей о запоминании чисел, Пиаже представил им два ряда предметов. И вспомнила, что когда я ходила на подготовительные занятия для первого класса у нас были точно такие же упражнения. И также , что бы попасть в первый класс, нам давали это упражнение в виде теста.
Спасибо за статью. Из неё я узнала, что у детей способности понимать и запоминать свойства предметов развиваются в разное время. Удивительно то, что при правильных условиях дети дооперационного возраста способны понимать довольно много, хотя Пиаже был убеждён в ином.
Прочитав статью, открыла для себя термин “горизонтальный декаль”. Он означает, что дети могут выполнять задачи, требующие одинаковых операций, в разном возрасте. Это говорит о том, что каких-либо достижений от ребенка требовать бессмысленно, ведь у каждого ребенка характерен свой возрастной период.
Понятие “ограничение предоперационной мысли” также стало ново для меня. Оно означает, что дети не могут выполнять серию задач и так же их запоминать. Все дети индивидуальны. Они по-разному относятся к тем или иным действиям и обстоятельствам.
В профессиональном плане я для себя уяснила то, что все дети разные. Что не стоит сравнивать их между собой, ведь у каждого своё понимание.
В личностном плане я поняла, что не раз попадала в горизонтальную декаль. И, конечно, учту этот факт, когда будут свои дети.
В данной статье рассматривается способность к запоминанию как решающему приобретению дооперационного периода. Существует ряд тестов для исследования особенностей запоминания и усвоение качеств предметов.
Самое значительно ограничение предоперационного рассуждения — необратимость. Дети не могут мыслить, что логическая операция обратима. Неспособность осознавать трансформации является второй особенностью ограничения рассуждений, фокус направлен на конечный результат. И в-третьих ребенок концентрируется лишь на одной размерной характеристике объекта, не учитывая разницу других показателей.
Новый для меня термин — горизонтальный декаль — (копирование).
Согласно итогу, можно создать условия, которые способствуют более быстрому развитию способностей детей, в том числе и для запоминания свойств предметов. Но всегда будет возрастное ограничение, не стоит требовать от ребенка показателей в научении, до которых он не дорос.
Спасибо! Из статьи я узнала, что в дооперационный период у ребенка появляется способность к запоминанию. Существует три характеристики дооперационной мысли, которые ограничивают когнитивные функции ребенка. Это необратимость, фокус на конечном результате и концентрация.В статье рассказывается об интересных опытах, проведенных Пиаже с участием детей и доказывающих данное утверждение. В связи с этим, Пиаже вводит новое понятие горизонтальной декали, которое означает что дети могут выполнять задачи, требующие одинаковых операций в разном возрасте.
Также не менее интересны опыты, проведенные Рошелем Гельманом, которые доказывают, что дети гораздо раньше, чем утверждал Пиаже, учатся понимать счет.
Информация, что способность к запоминанию можно тренировать, очень важна как для психологов, так и для родителей и в очередной раз позволяет сделать вывод, что развитие ребенка напрямую зависит от затрачиваемых усилий.
Благодарю за статью! Из неё я узнала о трёх характеристиках дооперационной мысли, которые приводят к ограничению когнитивных функций детей. Для меня было любопытно то, что эти ограничения проявляются во всех аспектах дооперационного мышления детей, в их эгоцентрическом поведении, их не способности выполнять серию задач и в их способности запоминать. Так же впечатлили эксперименты психолога Рошель Гельмана с игрушечными мышками, в ходе которых было доказано, что дети понимают счёт раньше, чем предполагал Пиаже. Более того, статья познакомила меня с феноменом Пиаже, таким, как горизонтальный декаль, который определяет различие в возрасте приобретения различных видов понимания и с механизмом «поощрения», где при правильной стимуляции и мотивации ребёнка, у него эффективно растет уровень его понимания, знаний и навыков. Статья полезна для людей, профессионально работающих с детьми, так же лично для меня подсказывает, как необходимо применять знания полученные из нее в обучении своего ребенка.
Со школьных лет я помню мы бегали задавали друг другу вопросы типа: что тяжелее 1кг пуха или 1кг гвоздей? Сын моего отца но не мой брат. Кто это? Даже сейчас эти вопросы любого взрослого введут в ступор. Именно поэтому изучая теории важно понимать какую гипотезу выдвигал исследователь, какую цель преследовал и какими методами и механизмами подтверждал или опровергал факты. Понимая ход исследования и механизмы воздействия приходит понимание принципа мышления испытуемого в том или ином периоде и корректность( или объективность) выводов. Так, например, с теорией Ж.Пиаже, которую подвергли сомнению психологи развития проведя собственный эксперимент (прим.: Р. Гельман «Волшебные мышки») задавая другой тип вопросов и используя систему поощрений и получили другой результат. Коротко по Ж. Пиаже: ограничения когнитивных функций предоперационной мысли — то что мешает детям сразу воспринимать условно числа, массу, объём, пространство и другие параметры объектов и решать задачи с этим связанные — это: эгоцентрическое поведение; неспособность выполнять серию задач; способность запоминать. На основе исследований выделил три характеристики: 1. Необратимость (самая важная) (пример: с братом Джими или сын отца или перелить обратно из цилиндра воду)2. Фокус на конечном результате(связан с необратимостью) как например в испытании с колбами игнорирование действий исследователя. 3.Концентрация (на одной размерной характеристике объекта, например ширина и высота цилиндра). Проведя исследования на запоминание(субстанция, длина, числа, пространство), он получил результаты эволюционного развития когнитивных способностей: числа к 6-три годам; масса и длина между 6 и 7годами; вес ок.9 лет и объём ок 11 лет. Различия в возрасте в международной практике Пиаже объяснил феноменом «горизонтальный декаль(копирование)» когда понимая свойство одного предмета, ребёнок понимает как решать подобные задачи.
В данной статье я познакомилась с дооперационным периодом . Узнала , что основным свойством данного периода является запоминание . Так же познакомилась с трема характеристиками . Самой интересной мне показалась — необратимость , особенно в контексте примеров , приведённых в статье . Читая статью , сначала мне не хватало указанного возраста детей , не было понимания , для какого периода развития это актуально . Дочитала до указанного возраста и не согласилась . Мне показались не сильно похожие с правдой цифры . Сейчас вообще дети какие-то «быстрые» , на мой взгляд . Ну и собственно в финале статьи было указано , что другие ученые тоже не согласны с Пиаже . Думаю , эти данные могли иметь место быть , но во времена самого Пиаже . Сейчас ребёнок в два года показывает на какой картинке больше клубничек (я была свидетелем, знаю этого ребёнка лично). Но думаю , важно , что надо извлечь , что способность к запоминанию возможно развивать . А тут родители наверняка найдут современные методы .
В статье я ознакомилась с характеристиками детей дооперационного периода. Автор так же раскрывает понимание системы запоминания свойств объектов детьми этого периода. Для себя я узнала следующее:
1.Этот период отличается способностью к запоминанию многих свойств объекта, такие как длина, масса, количество, субстанция, числа, пространство и т.д.
2.Самая важная характеристика этого периода необратимость, то есть дети не видят, что логическая операция обратима.
3. Фокус на конечном результате, а не изменении.
4. Ребенок концентрируются лишь на одной размерной характеристике объекта.
Однако многое из теории Пиаже подверглось критике. Так, например, дети дооперационного возраста могут запоминать гораздо больше, чем предполагал Пиаже.
И главным открытием в этой статье для меня стало то, насколько написанное приближает к пониманию причин истинных мотивов поведения ребенка. Как четко можно проследить при личном наблюдении его психологическое развитие. Инсайд- не требовать от ребенка, а быть терпеливым и способствовать его формированию.
Интересная статья в которой объясняется, как на предоперационном этапе дети постепенно приобретают навыки, необходимые для вынесения суждения о запоминании и развивается способность к запоминанию, если какие-то свойства объекта останутся неизменными, несмотря на изменения в объекте.
Пиаже провёл различные опыты на запоминание различных атрибутов объектов (длина,количество,масса)
Нет смысла переписывать всё переведённые опыты. Обратимся к выводам, которые сделал Пиаже
Понимание численности обычно достигается примерно к 6-ти годам, понимание массы и длины — между 6-ю и 7-ю годами, веса — около 9-ти лет и, наконец, объема — где-то после 11-ти. Межкультурные исследования обнаружили значительные различия в возрасте, в котором достигается понимание характеристик предметов. Однако, в порядке запоминания сильных различий обнаружить не удалось. Для себя увидел новый термин — горизонтальный декаль (копирование). Горизонтальное калькирование означает, что дети могут выполнять задачи, требующие одинаковых операций, в разном возрасте.
Далеко не всё учёные были удовлетворены выводами Пиаже и проведёнными опытами. Рошель Гельман подверг сомнению выводы Пиаже относительно способности маленьких детей понимать численность. Она решила предложить трёхлетним детям более простую щадачу с мышками на тарелках. Оказалось, что ребёнок в трёхлетнем возрасте точно определял победившую тарелку, где было мышек больше. И не мог найти победителя, если мышек было одинаковое количество. При этом расположение мышек не влияло на суждение ребенка. Так же другие учёные провели более простые опыты, которые опровергли теорию Пиаже.
Вывод таков, при правильных условиях дети способны понимать намного больше, чем думал Пиаже. Спасибо за статью.
Из статьи я узнал о механизмах запоминания у детей. Для меня было открытием, что дети учатся запоминать свойства предметов. Меня удивило существование ошибки необратимости в процессе развития запоминания. Узнал новое для себя понятие «горизонтальный декаль», которое позволяет детям понимать свойства предметов. Происходит это благодаря переносу освоенных навыков на решение аналогичных задач. Информация в статье дает понимание в каком возрасте можно развивать навыки счета и запоминания у ребенка. По представленным в статье экспериментам можно определить способности своего ребенка. Знание последовательности развития ребенка полезно для родителей. С её помощью можно подобрать эффективную программу обучения и развития. В развитии надо делать уклон на том, что получается лучше другого.
что нового я выделила для себя? оказывается Пиаже преположил, что существует три характеристики долперациональной, которые приводят к ограничению когнитивных функций детей. выделил самую важную характеристику
предоперационного рассуждения — необратимость. оказывается, что дети не видят логическая операция обратима. когда я читала про эксперимент, я также возвращалась в детство своей младшей сестры. ёе поведение было от и то схоже, особенно пример «а у тебя есть сестра?» она отвечала «да», но если спрашивали «а у твоей сестры есть сестра» её ответ был «нет». можно привести множество примеров. ознакомилась также с «горизонтальный декаль» который определяет различие в возрасте.
.эта статья мне однозначно хорошо легла своей доступностью. думаю, для людей, которые собираются работать с детьми или планируют это очень поможет.
Из статьи я узнала о способности детей к запоминанию и о том,как важно приобретение этого навыка. Задание с цилиндрами мне показалось очень интересным.Этот опыт показал самую вадную характеристику преоперационного рассуждения-это необратимость. Так же Пиаже предположил еще две характеристики.
1. фокус на конечном результате.
2. концертрация.
Интересным оказалось и то,что возраст запоминания для разных характеристик отличается.
Удивило,что когда детям предлагают более простые задания или предлагают уместные стимулы, дети часто могут показать свое понимание ситуации в более раннем возрасте, чем первоначально предполагалось. В доказательство этого суждения, Джером Брунер провел опыт Пиаже в новом формате.
Таким образом при правильных условиях дети способны показывать лучшие результаты.
Спасибо большое за статью!
В результате прочтения статьи я узнал 3 характеристики дооперационного периода у ребенка — это необратимость, фокус на конечном результате, а не на трансформации, а также концентрация. Меня впечатлило то, что результаты экспериментов и исследований Пиаже и Гельмана разнятся — Гельману в процессе своих исследований удалось установить, что на самом деле у детей больше способностей в раннем возрасте запоминать и замечать изменения в объектах, их размере, количестве, объеме и массе, по сравнению с тем, что заявлял Пиаже. Я узнал о таком понятии, как горизонтальный декаль, которое свидетельствует о том, что дети могут выполнять задачи, требующие одинаковых операций, в разном возрасте.
Спасибо а статью. Из статьи я узнала о механизме запоминания у детей. В начале прочтения статьи у меня было много вопросов, например , как дети, не зная свойств материала, могли определить одинаковое количество воды в разных кувшинах и сколько было лет детям в исследовании. Но по мере прочтения статьи, мне открывались новые факты: например, что Исследование проходили дети разных возрастов и результат исследования зависит от возраста ребёнка, что чем старше ребёнок , тем лучше он запоминает, так как его представлении о мире шире и он уже может применять различные стратегии. Я была удивлена результатам исследования, которое проводил Гельмана, так как его результаты говорят о том, что дети умеют считать гораздо раньше, чем их начинают этому учить.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала, что основной характеристикой дооперационального периода является приобретение ребенком способности к запоминанию. Если говорить более точно, то к запоминанию некоторых свойств, которые не меняются в следствии какого либо действия, в то время как другие описательные характеристики претерпевали изменения. В качестве доказательства в статье приводится интересное исследование с водой и двумя цилиндрами различных между собой по геометрическим параметрам.
Пиаже выдвинул предположение, что существует три ограничения, которые нивелируют когнитивные способности у детей. Необратимость процесса, фокусировока внимания на конечном результате, а не на процессе трансформации, и невозможность сконцентрироваться на комплексе параметров приводят к неспособности ребенка к запоминанию.
Так же Пиаже вводит понятие «горизонтальный декаль» — запоминание детьми различных параметров в разном возрасте, что объясняется различной степенью абстрактности задач. В статье методологически приведены исследования о способности детей складывать числа, проведенные Пиаже и Рошелем Гельманом. Гельман опроверг предположение Пиаже и доказал, что дети проявляют способность к счету намного раньше чем считал Пиаже.
Так же Джером Брунер модифицировал опыт с водой и цилиндрами, и в итоге результат получился диаметрально противоположным нежели у Пиаже.
Исходя из этого можно сказать, что на данный момент в психологии еще нет абсолютно объективных методик для проведения исследований по решению задач на понимание и запоминание свойств предметов у детей в дооперациональный период.
Из статьи я узнал о трех ограничениях предоперационной мысли: необратимость, фокус на конечном результате и концентрация на одном свойстве, игнорируя остальные. Преодоление этих ограничений означает обретение способности к запоминанию. Знание об этих трех ограничениях или механизмах дает мне возможность с бОльшим принятием относиться к поведению моей 6-летней дочери и к поведению других детей. Еще я подумал, что можно повторить некоторые из опытов, приведенных в статье, с дочкой. Но делать это несколько раз подряд и следить за изменением в её ответах. Также мне показалась важной мысль, что дети в любом случае осваивают некоторые навыки, просто позже и с меньшими усилиями со стороны. Это важный момент, который я буду вспоминать, когда у моей дочки будет что-то долго не получаться — можно просто вернуться к этому позже.
Из статьи узнала, как строится механизм запоминания у детей. Так же ознакомилась с предположением Ж. Пиаже, которое гласит, что существуют три характеристики дооперационной мысли, приводящие к ограничению когнитивных функций у детей, а именно: эгоцентрическое поведение; неспособности выполнять серию задач; способность запоминать. Узнала об основных характеристиках дооперационного явления, которые так же назвал Ж. Пиаже: необратимость, фокус на конечном результате и концентрация. Ранее не слышала о таком понятии как горизонтальный декаль- дети способны выполнять задачи, которых одинаковых операций, в разном возрасте. При проведении исследования на способность детей запоминать числа Пиаже пришел к выводу, что способность сохранять численность не развивается, пока дети не достигнут 6-ти летнего возраста. Однако его теорию опроверг Рошель Гельман и в своем эксперименте с волшебными мышками доказал, что дети способны понимать счет намного раньше, чем предполагал Пиаже. Для себя в очередной раз поняла, что в обучении детей важно опираться не на возраст, а на способности ребенка.
Из этой статьи я узнал об интересных закономерностей у детей того или иного возраста. В частности об ограничениях операционной мысли и о необратимости. Эти очень интересные закономерности выявил опять же наш несравненный Пиаже. Любопытно, что, как и в других статьях, Пиаже подвергался большой критике, которая спровоцировала новые эксперименты (как например в ситуации с экраном, который закрывал колбы во время переливания), явившиеся уточнением его теорий. Я бы это опровержением не назвал. В практической плоскости считаю, что изменения в экспериментах в нашем случае демонстрируют не только ошибки и неточности исследователя, а скорее дают понять, что изменение условий задачи может способствовать более правильным выводам и меньшему количеству ошибок у ребенка. Тем самым, благодаря такого рода экспериментам, можно построить более совершенную систему образования.
Из статьи узнала что способность к запоминанию развивается у детей дооперационного периода и основано на свойстве предмета не изменять свои характеристики даже при изменении его формы или ситуации.При этом на процесс запоминания влияет способность к концентрации, эгоцентризм и неумение выполнять серию задач.К сожалению я, как родитель не всегда учитывала данные ограничения, когда наши дети были маленькими.Заинтересовала информация о том, что способность запоминать количество предметов (численность) развивается к 6 годам, меры длины и массы — межд у 6 и 7 годами, веса — к 9 годам, а объема — только к 11 годам. Думаю родителям важно знать эти особенности развития детей, для снижения требовательности при подготовке к школе, например.Причем развитие происходит последовательно, от одного понятия к другому.Из статьи узнала новое для себя понятие -горизонтальный декаль или копирование. Заинтересовали эксперименты, описанные в статье, проведу их с сыном.
Интересная информация о том, что для детей предоперационного периода характерна необратимость в рассуждениях и фокус на конечном результате , в не на трансформации в процессе, что очень ярко демонстрирует опыт с переливанием жидкости в другой сосуд . Впечатлили так же эксперименты с игрушечными мышками Гельмана , где выяснили , что дети в возрасте 3х лет уже способны понимать счёт. Кстати, когда моей дочке было около 3х лет , она всегда безошибочно выбирала ряд палочек , где на одну палочку больше. А вот если я увеличивала дистанцию между палочками в ряду, где на одну меньше , так , что визуально эти 2 ряда выглядели одной длины, она затруднялась с ответом и выбирала наугад. Даже после того, как мы пересчитывали палочки в каждом ряду и приходили к мнению , что 4 больше , чем 3 — выбор был для неё так же не очевиден . Эх, если бы раньше я прочитала эту статью, то не мучала бы ребёнка) Ещё для меня новым стало понятие «горизонтальный декаль». Оказывается , дети могут выполнять задачи , требующие одинаковых операций , в разном возрасте .
Когнетивные (познавательные) функции считаются наиболее сложными функциями головного мозга,с помощью этих функций происходит познание мира.
Из этой статьи я поняла ,что дети не видят,что логическая операция обратима.У детей дооперационные мысли ограничевают когнетивную функцию и они не способны выполнить серию задач.Дети фокусируются на конечном результате и ребенок концентрируйся лиш на одной характеристике объекта.
Для меня открылся совершенно новый термин-горизонтальный декаль,горизонтальное калькирование -это означает ,что дети могут выполнять задания ,требующие одинаковых операций,в разном возрасте.Возрастание важно для перехода от одной концепции к другой.Но разногласия учёных доказывают,что у детей разные навыки и эти навыки улучшаются .