В следующих статьях мы поговорим о развитии детской памяти и способности решать проблемы. Иногда различия между этими двумя областями когнитивной обработки становятся довольно размытыми. Исследователи часто подчеркивают сходство процессов, связанных с памятью и решением проблем и игнорируют различия. Можно даже сказать, что запоминание — это проблема, которую необходимо решать, используя различные типы когнитивных процессов. Важно принять во внимание тот факт, что существует целый ряд когнитивных задач, которые различаются по степени стратегии решения. Разделение, используемое в этой статье, существует больше для удобства организации, чем для улавливания каких-либо фундаментальных концептуальных различий.
Когда мы говорим о памяти, то имеем в виду не только способность запоминать номер телефона с момента его поиска в справочнике до момента набора, но также способность запоминать более общую информацию, которую мы получили за свою жизнь. Такой тип памяти включает в себя понимание того, что такое телефон, как его используют и почему с его помощью можно позвонить человеку, имя которого мы только что нашли в справочнике.
Кажется, между двумя только что описанными типами памяти есть разница. Первый задействует кратковременную память для конкретных событий и информации. Второй тип подразумевает долговременную память, которая задействует более общий запас знаний, извлекаемый из личного опыта. Для объяснения работы двух типов памяти существуют различные гипотезы. Часть исследователей утверждает, что за разные типы памяти отвечают разные отделы мозга. Другая часть ученых настаивает, что развитие памяти происходит в одном отделе, но постепенно, уровень за уровнем. Как бы то ни было, развитие обоих видов памяти является важным достижением в когнитивном развитии детей, независимо от того, как осуществляется процесс обработки.
Три области памяти, которые, как считается, улучшаются по мере развития:
- Базовые возможности — количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти;
- Стратегии — действия, выполняемые для улучшения передачи информации в долговременную память;
- Картина мира — более широкий контекст информации, в который ребенок может вписать новую информацию.
Рассмотрим по очереди каждый из этих аспектов.
Базовые возможности
Предположим, вам дана задача повторить последовательность цифр, которую я озвучиваю. Я начинаю с трех цифр, затем постепенно добавляю новые. В конце концов, вы не сможете правильно повторить все числа. Я превысил вашу память для такого рода информации. Размах цифр составляет около восьми единиц для студентов колледжа, шесть или семь единиц для 12-ти летних и четыре единицы для пятилетних детей (Brener, 1940; Starr, 1923). Паскуаль-Леоне (1980, 1989) утверждает, что в это время происходит увеличение емкости рабочей памяти (Carroll, 1976; Case, 1984). То есть благодаря изменениям мозга у ребенка улучшаются базовые способности памяти, так как становится больше «места» для запоминания. Другие ученые утверждают, что убедительных доказательств изменений в основной способности памяти по мере развития детей не существует (Dempster, 1985). Фактически, было обнаружено, что маленькие дети демонстрируют впечатляющую способность запоминать больше о списках детских вещей, чем взрослые (Lindberg, 1980).
Другая возможность состоит в том, что даже при выполнении такой простой задачи, как запоминание ряда чисел, старший ребенок или взрослый может лучше справиться с задачей, потому что он применяет к ней другой метод или стратегию (Chi, 1976). Например, пожилой человек может «разбить» информацию на меньшее количество единиц (Miller, 1956). Таким образом, маленькие дети могут быть не в состоянии запомнить последовательность 1 7 7 6 1 4 9 2 1 9 2 9, в то время как взрослый может разбить ее на 3 части (1776, 1492, 1929) и благодаря этому легко запомнить. Каждый когнитивный шаг или стратегия, которую ребенок использует при решении проблемы, требует некоторого места для хранения в рабочей памяти. Это важно для перехода к следующему шагу. Наконец, существует утверждение, что рабочая память увеличивается по мере того как применение стратегий становится автоматическим. Этот автоматизм освобождает место в рабочей памяти, чтобы справиться с другими проблемами или стратегиями. Поскольку роль памяти очень важна для модели когнитивного развития, емкость памяти и использование стратегий памяти широко изучались с этой точки зрения. В частности, наиболее важная роль стратегий — это область интересов, которая широко исследуется обработчиками информации. Хотя большинство воспоминаний основано на прошлых событиях, иногда нам нужно вспомнить, то что относится к будущему.
«НЕ ЗАБУДЬ ВЫНУТЬ ПИРОЖКИ ИЗ ДУХОВКИ» ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТЬМИ СТРАТЕГИЙ ЗАПОМИНАНИЯ
Исследователи часто изучают, насколько хорошо дети используют стратегии, чтобы вспомнить предыдущие события (ретроспективная память). Но существует еще один аспект работы памяти, в котором дети используют стратегии, — это их проспективная память, или память о будущем событии. Ури Бронфенбреннер и Стивен Сеси (1985) исследовали влияние возраста, задачи и места проведения тестирования на способность 10–14-ти летних детей эффективно использовать свою ретроспективную память. Бронфенбреннер и Сеси особенно интересовались способностью детей использовать стратегический мониторинг времени, когда их просили выполнить задание в какой-то момент в будущем. Стратегический мониторинг времени состоит из трех отдельных этапов. Первая фаза носит название ранней калибровки. Во время этой фазы ребенок проверяет часы часто, чтобы «синхронизировать свои психологические часы» с фактическим течением времени. Вторая фаза является промежуточной и служит для проверки часов. Ребенок преследует уже некоторые другие цели и проверяют часы довольно редко. Наконец, на заключительном этапе ребенок проверяет часы с большой частотой по мере приближения крайнего срока. Такой образец поведения приводит к наиболее эффективному использованию времени, а также к максимальной точности выполнения задачи в нужное время.
Чтобы изучить, как дети используют эту стратегию, Бронфенбреннер и Сеси предложили группе детей по 5 долларов за приготовление кексов или зарядку аккумулятора мотоцикла. Детям сказали, что они должны будут вынуть кексы из духовки (или отключить аккумулятор от зарядного устройства) через полчаса. До этого времени им разрешалось пройти в соседнюю комнату и поиграть в видеоигру. Наблюдатели-экспериментаторы находились в комнате с ребенком и записывали, как часто ребенок вставал, чтобы посмотреть на часах время.
У Бронфенбреннера и Сеси было несколько различных гипотез, которые они хотели проверить с помощью этого метода. Они предположили, что местоположение тестирования также повлияет на то, как дети используют стратегический мониторинг времени. Они предположили, чтобы, если бы детей тестировали в знакомой среде, особенно в их собственном доме, они бы действовали намного эффективней, чем если бы их тестировали в стрессовой лабораторной обстановке. Помимо этого, они выдвинули гипотезу, что при использовании этой стратегии дети старшего возраста будут использовать стратегический мониторинг времени чаще, чем дети младшего возраста.
В целом, результаты этого эксперимента подтвердили гипотезы Бронфенбреннера и Сеси. Влияние возраста на использование детьми стратегического мониторинга времени имеет место быть. Дети старшего возраста с большей вероятностью использовали эту стратегию, чем дети младшего возраста. Эффект местоположения так же присутствовал — дети обоих возрастов использовали стратегический мониторинг времени дома чаще, чем в лаборатории.
Очевидно, что дети могут работать более оптимально в знакомых и непринужденных условиях. Вывод о том, что контекст влияет на когнитивные способности, согласуется как с экологической точкой зрения Бронфенбреннера, так и с социокультурной теорией Выготского. В будущем не забывайте, что контекст имеет решающее значение для познания!
Источник: Bronfenbrenner, U. & Ceci, S.J. (1985). «Не забудь вынуть пирожки из духовки».
Стратегии
Исполнение даже простых заданий на проверку памяти не могут быть оценены без понимания того какие стратегии запоминания использует ребенок. А их по мере взросления становится все больше. Мы рассмотрим, какие изменения в развитии происходят при использовании детьми различных стратегий памяти.
Если информация не обрабатывается каким-либо образом, о ней быстро забывают. Сомневаетесь в этом? Тогда попробуйте повторить последнее предложение предыдущего раздела. Люди используют широкий спектр познавательных действий, которые повышают вероятность того, что они смогут вспомнить необходимую информацию в более позднее время. Некоторые из этих стратегий включают внешнюю поддержку, такую как записи лекций или расписание встреч в ежедневнике. Было замечено, что даже двухлетние дети используют опоры внешней памяти. Например, они используют мебель в качестве ориентира для поиска спрятанных игрушек (DeLoache, 1989; DeLoache & Brown, 1983). Другая поддержка памяти носит чисто ментальный характер. Например, повторение имени человека, чтобы позже найти его номер телефона. Три психологические стратегии, которые часто используют взрослые, были изучены на детях. Речь идет о повторении, семантической (смысловой) организации и проработке.
Повторение
Вербальный повтор «в уме» — одна из самых простых стратегий, которую можно использовать для запоминания на будущее. Таким образом, чтобы запомнить номер телефона с момента его поиска до набора номера, полезно повторить номер несколько раз. Исследования показали (Flavell, Beach, & Chinsky, 1966), что с возрастом наблюдается явное увеличение спонтанного использования словесных повторений в качестве стратегии запоминания. Маленькие дети повторяют значительно реже, чем дети старшего возраста. Более того, маленькие дети менее эффективны в использовании данной стратегии. Они повторяют элементы, которые нужно запомнить, всего один или два раза (требуется больше) и с меньшей вероятностью повторят более ранние элементы (Naus, 1982). Однако даже маленькие дети могут использовать стратегии повтора и извлекать из них пользу, если получат доступную инструкцию (Keeney, Cannizzo, & Flavell, 1967).
Почему маленькие дети не используют стратегии, которые дети старшего возраста и взрослые считают столь полезными? Этому были предложены два разных объяснения. Во-первых, у маленьких детей наблюдается дефицит посредничества. Это значит, что инструменты, используемые для включения информации в долговременное хранилище, не помогают детям запоминать информацию. Таким образом, стратегия повтора не помогает маленьким детям, даже если их научат ей пользоваться (Reese, 1962). Дефицит производства, напротив, предполагает, что стратегии повтора помогают детям, но они не могут воспроизводить их спонтанно.
Исследование, проведенное Джоном Флавеллом и его коллегами (Flavell et al., 1966), помогло определить, какой из этих недостатков приводит к неправильному использованию стратегии. Они показали детям в возрасте от детского сада до пятого класса серию картинок и попросили их вспомнить последовательность, в которой экспериментатор указывал на подгруппы картинок. Дети младшего возраста в этом эксперименте вели себя совсем иначе, чем дети старшего возраста. Наблюдая за движениями губ детей (знака того, что они повторяют названия картинок для запоминания), Флавелл обнаружил, что дети, которые использовали спонтанный словесный повтор, продемонстрировали лучшую память на картинки. Кроме того, использование спонтанной вербальной репетиции резко увеличивается с возрастом. Только около 10% детей детского сада спонтанно назвали общие предметы на картинках, тогда как более 60% второклассников и около 85%пятиклассников сделали это. Означает ли это, что у младших детей был дефицит посредничества и поэтому они не смогли извлечь пользу из стратегии вербального повторения, даже когда она была им доступна? Нет! Доказательства свидетельствуют о том, что проблема с детьми из детского сада заключалась в дефиците производства. Они не создавали спонтанного словесного посредника. Но при этом память маленького ребенка значительно улучшалась, если экспериментаторы словесно обозначали объекты на картинках. Так же к лучшему запоминанию приводило прямое указание ребенку проговаривать названия картинок. Фактически, в данном исследовании первоклассников, дети, которые не давали имен картинкам спонтанно, но были обязаны это делать по указке экспериментаторов, имели одинаково хорошие успехи, что и дети, которые повторяли спонтанно. Так как дети постарше самостоятельно репетируют спонтанно, обучение и принудительные повторы с использованием вербальных медиаторов приносят им меньшую пользу, чем их более молодым сверстникам.
Несмотря на то, что эффективность маленьких детей в задании на запоминание улучшилась с использованием повторений, дальнейшие исследования показали, что дети не могут обобщать свои новые стратегические знания. Без четких инструкций маленькие дети не будут использовать ранее успешные стратегии в новых ситуациях (Keeney et al., 1967). Этот недостаток обобщения создает проблему для предполагаемого производственного дефицита. Если у детей есть полезная стратегия, почему бы им не использовать ее в новых ситуациях? Кажется, что способность детей использовать стратегии памяти основана не только на производственном дефиците, но и на взаимосвязи между затрачиваемыми усилиями и получаемыми преимуществами от использования этой конкретной стратегии (Siegler, 1991). Например, запоминание числовых рядов для маленьких детей достаточно трудозатратно. Когда детей просили выполнить простую ручную задачу (например, как можно быстрее постучать пальцем по столу), одновременно повторяя набор чисел, способность маленьких детей выполнять простую задачу руками уменьшалась (Guttentag 1984, 1985; Kee & Хауэлл, 1988). В соответствии с этими выводами, способность детей использовать стратегии возрастает тогда, когда стоимость использования стратегии снижается. Например, маленькие дети чаще повторяют, если имеют возможность просмотреть ранее представленные слова. Орнстелл Медлин, Стоун и Наус (1985) предлагали второклассникам несколько слов для запоминания с карточек. Для половины детей каждое слово было представлено только в течение пяти секунд. Для другой половины испытуемых каждое слово оставалось в зоне видимости, чтобы ребенок мог ссылаться на них во время выполнения задания. Учитывая эту ситуацию, Орнштейн и его коллеги обнаружили, что частота повторов была намного выше в группе детей, которым был предоставлен визуальный доступ к словам, чем в группе, без визуального доступа. Маленькие дети, участвовавшие в этом задании, с большей вероятностью придерживались стратегии повторения, когда присутствие стимулирующих слов заставляло их репетировать. Таким образом, использование стратегий, по-видимому, связано как с уменьшением затрат, так и с увеличением выгод.
Семантическая (смысловая) организация
Информация, которую получает ребенок, не обрабатывается и не хранится в отрывочной произвольной форме. Посредством организации и структурирования она приобретает значение и смысл и таким образом легче запоминается. Как различается у детей разного возраста процесс активного изменения и восстановления информации? Один из основных способов — использование семантической организации или упорядочивание информации для запоминания с использованием категорий и иерархических отношений. Семантическая организация — это пример глубокой обработки, которая в соответствии с уровнями модели обработки информации приводит к долговременному хранению в памяти. Использование семантической организации — это один из способов обработки информации системой обработки информации на глубоком уровне.
Одним из аспектов использования семантической организации, который меняется в процессе развития ребенка, является все более широкое использование категорий и словесных ярлыков. Если бы детей попросили запомнить серию карточек с изображением свитера, шляпы, яблока, апельсина, джинсов, бутерброда, перчаток, пальто, молока и платья, они могли бы разделить карточки на две группы похожих предметов (еда и одежда). Было обнаружено, что дети старшего возраста с большей вероятностью физически группируют карточки по категориям, чем дети младшего возраста (Moely, Olson, Halwes, & Flavell, 1969; Neimark, Slotnick & Ulrich, 1971). Помимо этого дети, которые используют эту стратегию, лучше запоминают пункты в последующем тесте (Best & Ornstein, 1986). Кроме того, дети старшего возраста и взрослые с большей вероятностью формируют словестные категории, которые можно использовать для последующего поиска (Ford & Keating, 1981), в то время как дети младшего возраста группируют вещи случайным образом. Как и в случае со стратегиями репетиции, дети в возрасте 7-ми лет могут использовать организационную стратегию и получать от нее пользу, если им дано указание к ее использованию (Cox, Ornstein, Naus, Maxfield, & Zimmler, 1989).
Растущее использование категориальных структур и словесных обозначений в качестве стратегии запоминания маленькими детьми хорошо вписывается в подход к обработке информации для развития ребенка. Однако использование детьми категорий в раннем возрасте противоречит модели развития, предложенной Пиаже. Напомним, что Пиаже предположил, что дети в течение интуитивного периода дооперационной стадии (в возрасте от 4 до 7 лет) не способны включаться в урок. Согласно этой теории, даже если в задании дана информация о категориях использования, маленькие дети не должны иметь возможность воспользоваться категориальной структурой, присутствующей в стимулах. Как и в случае с другими критическими замечаниями, результаты в области использования стратегии не опровергают теорию Пиаже, но они действительно предполагают, что Пиаже сильно недооценил когнитивные способности маленьких детей.
Другой взгляд на память предлагает Выготский. Русский ученый предположил, что навыки памяти частично развиваются под руководством более квалифицированных социальных партнеров, которыми являются родители и учителя. При наличии взрослых партнеров в процессе обучения дети часто могут работать на более высоком уровне, чем когда они пытаются запоминать предметы самостоятельно. Опытный партнер может помочь детям использовать стратегии более правильно и эффективно и, таким образом, улучшить их выполнение задач на память.
Проработка
Проработка как стратегия влечет за собой добавление информации, которую нужно запомнить, чтобы сделать ее более значимой и, следовательно, легче поместить в долговременную память. Интересно, что проработка является эффективным помощником для запоминания, поскольку фактически увеличивается объем информации, которую нужно вспомнить. Проработка обеспечивает общий контекст, в который могут поместиться несколько элементов, которые нужно запомнить. Стратегии проработки обычно помогают удерживать в памяти детей информацию (Pressley, Heisel, McCormick, & Nakamura, 1982). В карикатуре «Арахис» показано, как Чарли Браун запоминает код своего шкафчика, с помощью значимого для него контекста (номера футболок высшей лиги) для трех, казалось бы, случайных чисел.
— Чарли Браун, я не понимаю, как ты запомнил код от своего шкафчика?
— Так это проще простого … 3-24-7.
— Понятно, но как ты это запомнил?!
— Ну смотри … 3 это номер Рут, Вилли Мэйс номер 24 и Микки Мантл номер 7!
Исследования, выполненные Майклом Прессли и его коллегами, являются примером стратегии проработки в действии (OʻSullivan & Pressley, 1984; Pressley, Cariglia-Bull, Deane, & Schneider, 1987). Они обучили детей пятого и шестого классов использованию техники развития, называемой стратегией ключевых слов. Чтобы использовать эту стратегию, детям был показан список из пятнадцати названий городов в Соединенных Штатах и продуктов производства этих городов. Названия городов были выбраны не случайно. Часть каждого названия города включает название объекта, который известен каждому ребенку пятого или шестого класса (например, Lock Haven содержит слово «замок»). Во время обучения методу ключевых слов детям предлагалось обратить внимание на объект, который фигурировал в названии города. Затем детям было предложено создать интерактивное изображение между объектом и основным продуктом города. В случае Лок-Хейвена основным продуктом города является бумага. Детям показывали изображение замка, прикрепленное к газете. Дети из группы, которую учили стратегии ключевых слов, вспомнили намного больше пар «город-продукт», чем сопоставимая группа детей, не прошедших обучение ключевым словам.
Тот факт, что проработка может улучшить запоминание, несмотря на увеличение информационной нагрузки, указывает на важность этого процесса в запоминании. Мы с большей вероятностью запомним то, что для нас важно. Кроме того, то, что мы понимаем о событии, будет влиять на то, что мы вспомним о нем позже. Это подводит нас к следующему важному аспекту развития памяти: роли картины мира в памяти.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, интеллектуальное развитие ребенка, теория Пиаже, память у ребенка, как развить память у ребенка, почему ребенок плохо запоминает, развитие памяти у ребенка, как научить ребенка запоминать
Спасибо за статью. Пока читала, вспоминала, как я запоминала информацию. В школе, когда учила стихи и не могла запомнить слово. То придумывала ему ассоциацию. В институте я замечала, что у меня хорошо работала зрительная память. Например, когда надо было вспомнить число или пример по электротехнике, я вспоминала где это находилось в учебнике и перед глазами всплывала информация. Позже, чтобы запомнить цифры, я пыталась найти закономерность. Сейчас считаю, что память у меня плохая, так как я не могу запомнить свой новый номер телефона или телефон мужа. А может это и не надо. Я думаю, что это ненужная информация, так как мобильный телефон рядом и всегда можно посмотреть.
И ещё с каждой статей приходит больше понимания того, что детей надо развивать. В лёгкой, игровой форме. Игры на внимание, память. Так ребенок будет использовать свой опыт из таких игр в будущем.
Спасибо за статью. Еще давно замечал за детьми дошкольного возраста такую особенность повторять в слух то, что нужно запомнить, когда видел, как им дают задания родители, которые им потом нужно выполнять. Почему-то было ощущение, что к этой стратегии только малыши прибегают, оказалось, что все, только с возрастом ее эффективность снижается. Узнал так же, что есть 3 области памяти: базовые возможности, стратегии, картина мира. Интересным было увидеть, что маленькие дети способны на улучшение запоминания/обучения как раз в контексте исследования, Выготский это давно доказал, что наличие старшего партнера помогает ребенку лучше запоминать и в целом обучаться. Об этом же я часто слышу на занятиях, что с детьми до пятого класса точно надо делать уроки вместе родителем.
Из статьи я узнала о двух из трёх обозначенных в ней областях памяти: кратковременной памяти и стратегиях для перевода информации в долговременную память. Я обратила внимание на то, что дети могут обладать тем же размером рабочей памяти, что и взрослые, но при отсутствии навыков и опыта применения различных методов запоминания дети показывают худшие результаты. По мере их взросления происходит научение использования помогающих стратегий, которые со временем становятся автоматическими, увеличивая таким образом объем кратковременной памяти.
Фразу «Контекст имеет решающее значение для познания» предлагаю взять на вооружение родителям, воспитателям, педагогам. Помещая ребенка в соответствующие условия, можно способствовать его эффективному развитию и улучшению его состояния в целом.
Также мне было интересно узнать о стратегиях запоминания: повторение, смысловая организация и проработка. Так маленькие дети проще запоминают информацию, тогда когда взрослые акцентируют внимание ребенка на повторе слов или же когда картинки с объектами для запоминания находятся в поле зрения ребенка. Сейчас при подготовке детей к школе большое значение уделяется смысловой организации информации. Деление предметов на группы делает процесс запоминания более лёгким, но для этого надо иметь определенную информационную базу.
Такая стратегия как проработка информации с помощью значимого контекста или использования ключевых слов также улучшает запоминание и последующее вспоминание.
Я полностью поддерживаю рассуждения Выготского о роли родителей и специалистов в развитии навыков памяти ребенка. Такую возможность точно необходимо использовать!
Благодарю за статью! Я узнала в ней об исследованиях и выводах, которые сделали ученые, изучая развитие памяти у детей разных возрастов. О существовании длительной и кратковременной памяти я уже знала, но термин «память на будущее» был для меня новым. В статье в очередной раз подтвердилось то, как сильно влияет контекст на когнитивное развитие ребёнка. Точнее, на то, как дети проявляют свои умственные навыки, решают поставленные задачи. Также прочитала о том, какие стратегии запоминания существуют. Примерила на своем опыте. Есть вещи, которые реально запоминаются только методом повторения. Для меня это, например, была аналитическая геометрия в университете или другие технические науки. А есть предметы, где можно связать с собственным опытом, с тем, что для тебя значимо. То есть использовать семантическую (смысловую) организацию.
Что я заметила в своем ребёнке, ему сейчас два года, так это то, что он запоминает лучше то, с чем сталкивается регулярно, во что играет, что ему интересно. Особенно хорошо он запоминает сейчас стишки, которые подкреплены какими-то действиями. Например, котик выпил молока (он показывает, как котик пил молоко), откусил он пирога (тоже кусает) и т.д. Хорошо запоминает фрукты и овощи, которые пробовал, видел. А те, что только на картинке, он забывает. Интересно наблюдать за тем, как развивается его память. Как прогрессирует с каждым месяцем способность к запоминанию.
Спасибо за статью. Меня прям удивила фраза: то, что мы понимаем о событии, будет влиять на то, что мы вспомним о нем позже. Я поняла, почему разные люди одно и тоже событие запоминают совсем по-разному, т.е. каждый понимает, что произошло по-своему, для каждого важно свое, поэтому каждый запоминает важное именно ему.
Меня почти всегда трясет, когда мне надо запоминать какие-то цифры, например, код, который приходит в смс, когда оплачиваю электронный заказ. Вроде всего 6 цифр, но по ощущениям, будто миллион. Боюсь не запомнить и ошибиться. А особенно, когда запомнить надо срочно и быстро. Я прочла 3 стратегии, как можно улучшить запоминания информации, попробую их применять и расширять дефицит посредничества
Статья получилась ёмкая и информативная. Читая её, вспоминаю невольно, как сама проходила эти процессы развития памяти. Самое сложное было простое заучивание или запоминание. И, как выяснилось из статьи, не самый продуктивный способ. Но его надо было пройти. Особенно интересно была стратегия ключевых слов. Когда начинаешь запоминать вещи или материал учебный по каким-то аналогиям. У нас в школе было пару учителей, которые использовали эту методику, благодаря которой, даже двоечники лучше усваивали материал и он становился интереснее. До сих пор помню стихотворение о падежах в русском языке: «Иван Родил Ребенка, Велел Тащить Пеленки». Поэтому, конечно, нельзя не согласиться, что развитие памяти ребенка зависит и от помощи взрослых. Главное, заинтересовать ребенка на новые познания!
Благодарю за статью. Очень информативная, интересная. Из неё я узнала, что есть кратковременная память, и длительная. Благодаря изменениям мозга у ребенка улучшаются базовые способности памяти, так как становится больше «места» для запоминания.
Вербальное повторение в уме, это одна из самых простых стратегий, которую можно использовать для запоминания на будущее. Таким образом, чтобы запомнить номер телефона с момента его поиска до набора номера, полезно повторить номер несколько раз. Даже я часто так делаю. Чем чаще я повторяю про себя номер телефона, или ещё что-то, что необходимо запомнить, тем быстрее это оказывается в моей памяти. Может поэтому, когда учишь стих, повторяешь его по несколько раз
Спасибо за статью! Было интересно почитать про развитие и работу нашей памяти. Важный факт о том, что о стратегиях запоминания могут говорить детям родители и учителя. Я помню, что мне прививали стратегию проработки, то есть понять информацию, осмыслить, тогда она легче запоминается. И это до сих пор работает. Смысловая организация у меня на втором месте, я ищу ассоциации с предметом, который нужно запомнить, или создаю иерархию. И стратегия повторения на последнем месте, в моём случае она совсем не работает, либо работает на короткий промежуток времени.
Также из статьи узнала, что существует три области памяти — это картина мира, стратегии и базовые возможности. И что все они развиваются параллельно с взрослением ребёнка.
Для меня нет сомнения, что память можно тренировать. Базовые возможности – это разовое запоминание информации, ее объем. Для их развития люди применяют определенные стратегии, например, разбивка информации на более мелкие группы, легкие для запоминания. Тогда, когда такие стратегии начинают применяться автоматически, и происходит увеличение базового объема памяти, т.е. мы меньше отвлекаемся на запоминание уже типичной для нас информации. Проспективная память определяет будущие события в нашей жизни. Все мы так или иначе учимся управлять своими внутренними часами, применять стратегический мониторинг времени. Увидела, как стратегии запоминания применяются в раннем детском возрасте. Так, маленьким детям для применения простой, казалось бы, стратегии повторения нужен словесный посредник. У них еще нет потребности к спонтанному запоминанию, но при наличии четких указаний результаты запоминания информации сравнимы с более старшими детьми. Семантическая организация заключается в том, что вся информация в голове так или иначе должна структурироваться. Здесь также, при наличии четких указаний старшего посредника, дети более младшего возраста способны лучше ориентироваться в структуре информации. Проработка информации – это приложение человеком своего, значимого для него контекста, для запоминания, применение своих аналогий, уже существующих в памяти. Таким образом, чем лучше мы структурируем и прорабатываем полученную нами новую информацию, тем лучше она откладывается в нашей памяти.
Спасибо за статью. Новое понятие для меня было ретроспективная память. Ретроспективная память хранит сведения о прошлом, в то время как проспективная память это память о будущем. Проспективная память отвечает за удержание намерений. Также из статьи узнала,что дети способны использовать стратегический мониторинг времени, когда их просили выполнить задание в какой-то момент в будущем. Удивила тот факт, что дети могут работать более оптимально в знакомых и непринужденных условиях.Т.е это и есть адаптация. Прежде чем ребенку выполнять ту или иною задачу ему нужно сначала изучить то место в котором он находится.Дети старшего возраста чаще следят за временим чем дети младшего возраста. Эффект местоположения так же присутствовал — дети обоих возрастов использовали стратегический мониторинг времени дома чаще, чем в лаборатории.
Статья познакомила меня с тремя областями памяти: 1. базовые возможности — когда количество информации храниться в кратковременной памяти. Интересный эксперимент с числами. Напомнил мне про детский лагерь, когда мы знакомились по такому же принципу имена друг друга. Действительно на каком – то моменте запомнить и повторить все имена с добавлением нового было не возможно. А вот старшие дети не прерывали цепочку с именами намного дольше, чем мы младшие. Т.е. с возрастом благодаря изменению мозга увеличивается базовая способность памяти. 2. стратегии — действия, выполняемые для улучшения передачи информации в долговременную память Так же, существует утверждение, что рабочая память увеличивается тогда когда идет применение различных стратегий, например разбить на задачу на несколько единиц. Когда стратегии становятся автоматическими, то рабочая память увеличивается. Очень заинтересовал стратегический мониторинг времени, где исследование показала, что дети старшего возраста пользуются им чаще, чем дети по младше. А также, что дети могут работать более оптимально в знакомых и непринужденных условиях. 3. Картина мира — более широкий контекст информации, в который ребенок может вписать новую информацию. Если полученная информация не обрабатывается, то она забывается. Я согласна с этим мнением. По этому, чтобы лучше запомнить я повторяю в уме полученную информацию. Например номер телефона или полученное задание от начальника. Из статьи я делаю вывод, запоминание — это проблема, которую необходимо решать, используя различные типы когнитивных процессов!
Очень информационная и интересная статья. Мне бы конечно хотелось видеть туту больше материалов по психологии бизнес, работы с клиентами и продажам. Однако то, что связано с детьми, применимо и к взрослым. Поэтому стратегии запоминания и развития памяти приведенные в данном материале, актуальны и ка мне кажется, для взрослого человека. Так же я узнал о том, что дети способны к мониторингу времени и то, что дети старшего возраста принимают этот параметр в больший расчет. Еще хочу сказать о том, что увидел как стратегия проработки информации позволяет переместить её в долговременную память, а так же с каждым разом расширить кругозор данной проблематики. Эту стратеги я например так же использую при работе с новыми сотрудниками, которые только пришли работать в магазин.
Из статьи узнала,что память важная часть умственного развития детей.Как для ребёнка,так и для взрослого характерно наличие двух видов памяти: кратковременная,предназначенная для запоминания конкретной информации и долговременная, которая задействует более обширный запас знаний, извлекаемый из личного опыта. Узнала,что в памяти выделяют 3 области, которые,совершенствуются по мере взросления и развития человека:первая это базовые возможности памяти,то есть ёмкость хранящейся информации в кратковременной памяти.Вторая это стратегии запоминания,набор действий для передачи информации из кратковременной в долговременную память.И третья область памяти это картина окружающего мира,в которую ребёнок может вписать новую информацию из личного опыта. Так же узнала,что информация, которую получает ребенок, не хаотична, с помощью организации и структурирования она приобретает значение и смысл и таким образом легче запоминается.Так же ,отметила для себя то, что, как я воспринимаю событие, будет влиять на то, что я вспомню о нем позже,то есть память тесно связана с восприятием.
Благодарю за статью, очень интересный материал, освежила память о кратковременной и долговременной памяти. Под памятью подразумевают способность запоминать любую информацию, а также общий набор личных воспоминаний обо всех событиях, которые произошли в жизни. Изначально, я знала о том, что развитие памяти основывается на трех процессах: Запоминание. Первая составляющая представляет собой процесс образования информации в виде нервных импульсов внутри клеток головного мозга. Вместе с этим появляются пути поступления и извлечения информации, использующие образованные этим процессом нервно-рефлекторные связи. Новая информация присоединяется к уже имеющейся, в результате чего у человека появляются ассоциации между различными явлениями и знаниями. Сохранение. Второй элемент связан с образованием энграммы внутри мозга. Она является четким памятным следом, который сохраняется у человека на всю жизнь. Извлечение информации из энграммы может вызывать трудности, но при развитии памяти задача значительно упрощается. Воспроизведение. Третий процесс представляет собой использование информации, которая ранее была сохранена в памяти. Он позволяет максимально быстро вспоминать важные данные и условности, что может облегчать не только запоминание новой информации, но и ее воспроизведение.
Данная статья обращает наше внимание на тот факт, что для запоминания необходимо использовать различные типы когнитивных процессов. Надо владеть не только информацией об объекте, но и всем спектром связанной с ним информации. А так же использовать кратковременную и долговременную память. По мере развития у ребенка улучшаются базовые возможности, стратегии запоминания и расширяется картина мира. Контекст так же влияет на когнитивные способности. Стратегии запоминания тоже нужно запомнить. Статья структурировала мои знания в сфере мнемотехник и показала как у детей формируется запоминание в зависимости от возраста и когнитивных данных. Мои личные наблюдения соответствуют выводам авторов статьи. Когда у меня была практика в школе в качестве учителя французского языка, я давала материал вместе с техниками запоминания и визуальными опорами. В результате чего дети стали учиться лучше, чем до моей интервенции в их учебный процесс. С сыном мы читали большое количество детской литературы для расширения его картины мира. Все очень четко, просто и логично.
Спасибо за статью. Из неё я узнала, что существует два типа памяти кратковременная, которую мы используем для конкретных событий и долговременная — это запас знаний и личный опыт. Для когнитивного развития детей оба вида памяти имеют огромное значение. Было интересно узнать, что по мере развития ребёнка улучшаются три области памяти: базовые возможности, стратегии и картина мира. Учёные обнаружили, что у маленьких детей есть способность запомнить больше из списка детских вещей, чем у взрослого, а там где надо применить стратегию, как, например, при запоминании большого количества цифр, результаты оказались лучше у взрослых. Каждый когнитивный шаг ребёнка при решении проблемы по мере взросления требует места для хранения в нашей рабочей памяти и чем чаше мы применяем стратегию, тем быстрее она доходит до автоматизма, тем самым освобождая место для следующей стратегии.
У каждого из нас есть базовые возможности у памяти при рождении, а вот емкость всё таки зависит от того на сколько у нас получится её развить.
Многие мои знакомые говорят, что не помнят дни рождения своих родственников, не говоря уже о друзьях. Я же в свою очередь помню все дни рождения людей, которые меня окружаю, а это порядка 50 дат, но с другой стороны мне сложно запомнить имя нового человека при первом знакомстве. То есть получается, что в детстве со мной чаще занимались тренировкой памяти используя цифровые значения, а не буквы и это действительно так. А теперь я знаю, как это работает и могу обосновать возможности своей памяти. Следовательно, чем чаще и разносторонне мы будем заниматься с нашими детьми, тем безграничней будут возможности их памяти в будущем.
Из статьи я узнала про 3 области в памяти, которые улучшаются по мере развития: базовые возможности (информация, которая содержится в кратковременной памяти), стратегии (действия для передачи информации в долговременную память) и картина мира (более широкий контекст информации, в который ребенок может вписать новую информацию).
Узнала также о видах памяти — ретроспективная (о предыдущих событиях) и проспективная (память о будущих событиях).
Интересно было узнать о стратегиях запоминания — повторение, смысловая организация и проработка. Лично я сейчас чаще всего использую стратегию повторения и смысловой организации. В детстве, помню, я очень любила придавать числам смысл, чтобы запомнить, у меня была прямо магия чисел, были любимые и нелюбимые. В итоге, действительно, я хорошо запоминала номера телефонов и другие с виду несвязные числа. Со своей дочкой-дошкольницей я сейчас использую стратегию повторения. Действительно, отлично работает, длинные стихи она учит очень быстро, если по несколько раз в день напоминать и с ней вместе повторять. Об этом как раз говорится далее в статье — что детям-дошкольникам нужно напоминать о повторении, тогда в памяти будет откладываться, а сами себе об этом напоминать они пока не способны.
Также я узнала, что контекст имеет решающее значение для познания. Дети работают более оптимально в знакомых и непринужденных условиях.
Благодарю за статью! Я узнала в ней об исследованиях и выводах, которые сделали ученые, изучая развитие памяти у детей разных возрастов. О существовании длительной и кратковременной памяти я уже знала, но термин «память на будущее» был для меня новым. В статье в очередной раз подтвердилось то, как сильно влияет контекст на когнитивное развитие ребёнка. Точнее, на то, как дети проявляют свои умственные навыки, решают поставленные задачи. Из статьи я узнала про 3 области в памяти, которые улучшаются по мере развития: базовые возможности (информация, которая содержится в кратковременной памяти), стратегии (действия для передачи информации в долговременную память) и картина мира (более широкий контекст информации, в который ребенок может вписать новую информацию). Узнала также о видах памяти — ретроспективная (о предыдущих событиях) и проспективная (память о будущих событиях).
Благодарю за статью.После прочтения статьи сразу вспомнила свою память в детстве и всегда удивлялась насколько я все помнила до мелочей, могла прочитать текст и сразу запомнить его, сейчас к сожалению этого уже нет,ну я это связываю больше с психологической защитой и блоком, так проще, ничего не помнить. Но так как у меня есть маленький ребёнок я вижу, как хорошо он запоминает информацию, как хорошо он учит стихи и помнит многие вещи в свои 4 года.Новое из статьи я узнала, что существуют три области памяти, которые,улучшаются по мере развития:
1) Базовые возможности — информация которое может храниться в кратковременной памяти;
2)Стратегии — действия, выполняемые для улучшения передачи информации;
3)Картина мира — более широкий контекст информации, в который ребенок может вписать новую информацию.
Добрый вечер. Спасибо за статью из данной статьи я узнал что рабочая память увеличивается и применение различных стратегий работают на автомате по мере их использования. Этот автоматизм как раз и освобождает рабочую память, что благотворно сказывается на развитии. Также на использование стратегий влияет местоположение, более знакомое место значительно лучше влияет на усвоение стратегий. Оказывается я показывал и пытался научить различным стратегиям своего пасынка многие он не понимал и сопротивлялся когда я предлагал писать, проговаривать, строить ассоциации. Приходилось ему раз за разом помогать их использовать, напоминать, контролировать. Сейчас к концу первого класса он прекрасно использует предложенные стратегии и получает хороший результат.
Здравствуйте, интересная статья из которой я узнала, что маленькие дети демонстрируют впечатляющую способность запоминать больше о списках детских вещей, чем взрослые и что контекст имеет решающее значение для познания. Подчеркнула для себя информацию,что с большей вероятностью мы запомним то, что для нас важно. Узнала о таком понятие, как ретроспективная память-память о людях, словах и событиях, с которыми мы столкнулись или пережили в прошлом и о таком понятие, как проспективная память-память на намерения и на запланированные в будущем действия. Прочитала о трёх
областях памяти, которые, как считается, улучшаются по мере развития, это базовая информация, стратегии и картина мира. Я поняла, что проработка является эффективным помощником для запоминания, поскольку фактически увеличивается объем информации, которую нужно вспомнить.
Благодаря статье, я узнала о трёх областях памяти, которые улучшаются по мере развития. Больше всего мне откликнулся путь стратегии, но знаю по себе, что повторение у мен работает в обратную сторону, т.е. когда я начинаю целенаправлено повторять, то вероятнее всего в самый ответственный момент я забуду, но потом, когда моя голова освободится от всего лишнего — вспомню. Не самый эффективный способ запоминания информации в моем случае. А вот другой вариант — смысловая организация — это по мне. Помню в школе, да и сейчас, я никогда не зазубривала теоремы или правила, я всегда полагалась на смысл правила и наверное сейчас если меня спросят, то я также с лёгкостью смогу ответить , потому понимаю что и откуда берётся.
Из статьи узнала о трех областях памяти, улучшающихся по мере развития: 1) базовые возможности — это то, сколько информации может храниться в кратковременной памяти,2) стратегии — то есть те действия, которые необходимы для перевода информации в долговременную память 3)картина мира — контекст, куда можно вписать полученную информацию. Заинтересовало то, что контекст, то есть ситуация и окружающие условия напрямую способствуют лучшему запоминанию информации, то есть тогда, когда эмоциональный фон ребенка стабилен, то и запоминать он будет лучше.Кроме того, отозвались положения Выготского о том, что при помощи наставника обучение происходит наиболее оптимальным образом. Что касается стратегий запоминания — повторение, смысловые и ключевые ассоциации, сразу вспомнилось то, как учат детей запомнить цвета радуги «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», работает 100%. Жду продолжение статьи))
Детская память и способность решать проблемы взаимосвязаны, как я поняла из статьи стратегиями их применения. Давно знала, что память бывает кратковременной и базовой. Не совсем поняла о чем говорится называя три области памяти: базовые возможности, стратегии, картина мира. Это все три области памяти мы запоминаем? Видимо я так к этому привыкла, что даже не осознаю, не разделяю эти области. Мне больше интересна работа памяти с объемом информации. Оказывается применение стратегий увеличивает рабочую память. Видимо мозг привыкает и более спокоен при применении повторяющейся стратегии, он готов к такой нагрузке и знает, как работать, соответственно выделяет достаточное место для памяти. Я обратила на это внимание потому, что дети обладают тем же обьемом памяти, что и взрослые.
После прочтения данной статьи я узнал какая память бывает , чем она отличается , каким образом она развивается у детей . Меня удивило при каких обстоятельствах и в каких условиях у разных детей происходит развитие памяти , от чего она зависит и каким образом ее можно развивать меня впечатлило. Познакомился с таким психологическим понятием как ретроспективная память и проспективный память , т.е память о прошедшем событии и память о будущем событии . В профессиональном и личностном плане данная информация даёт мне возможность понимания каким образом память развивается у детей , исходя из этого данные знания можно применять в жизни и профессионал ной деятельности . Главной идеей данной статьи считаю обогащения информацией , благодаря которой возникает понимание процессов , которые происходят в голове .
Спасибо за статью. Из неё я узнал, что запоминать-это проблема, которую необходимо решать. Есть два типа памяти: кратковременная память для конкретных событий, и в этом есть у меня сложности. Постоянно проговаривать в своей голове вызывает у меня дискомфорт. Мне приходится всё записывать. Я это делаю, чтобы хоть что-то оставалось в голове. Этому научил меня учитель по физике, когда я поступал в институт. Это одна из моих опор для запоминания. Другая опора-это то, что мне нужна визуализация. Вот раньше, например, мне помогали аптеки запоминать события. Там у меня были свои ассоциации. Есть определённые сложности делить информацию по смыслу. Ещё я увидел своё сходство с Чарли Брауном, который мог запоминать номера на футболках, только я так запоминаю коды на домофонах. Например, мой домофон 3651 я запоминаю так: 36-это регион, 51-это дом, в котором я живу. Так вот, у каждого свой опыт запоминания информации.
Из нового прочитал про три области памяти которые якобы улучшаются по мере развития.Мне лично вообще сложно воспринимать написанное.Кто бы мне это сказал в далеких 80 годах при СССР.Слов то таких по моему не было в то время.Запоминал я лично методом повторения одного и того же стиха читая сначала про себя,потом вслух,потом каждый день рассказывал взрослым по абзацу и картинка складывалась.Помню когда учил Союз нерушимый республик свободных мне хотелось повеситься.Это была мука.для меня проще было запомнить и пересказать Пришвина так как хотя бы интересно было.Кстати не так давно проходил тест в психдиспансере где на одной карточке нарисованы 4 предмета и один надо исключить,а три объединить одним словом.И тут то я понял насколько я деревянный стал.Считаю что в детстве запоминать было куда проще и быстрее.Сейчас что бы вникнуть в текс например надо мне три раза одно и тоже перечитывать.Натолкнуло на мысль то что было выучено в детстве помню до сих пор,а вот если учить сейчас то с трудом вспоминаю через неделю о чем речь.
Спасибо за статью. Из статьи узнала,что память важная часть умственного развития детей. Как для ребёнка,так и для взрослого характерно наличие двух видов памяти: кратковременная, предназначенная для запоминания конкретной информации и долговременная, которая задействует более обширный запас знаний, извлекаемый из личного опыта. Я узнала, что в памяти выделяют 3 области, которые, совершенствуются по мере взросления и развития человека: первая это базовые возможности памяти, то есть ёмкость хранящейся информации в кратковременной памяти. Вторая это стратегии запоминания, набор действий для передачи информации из кратковременной в долговременную память. И третья область памяти это картина окружающего мира, в которую ребёнок может вписать новую информацию из личного опыта. Так же узнала, что информация, которую получает ребенок, не хаотична, с помощью организации и структурирования она приобретает значение и смысл и таким образом легче запоминается. О существовании длительной и кратковременной памяти я уже знала, но термин «память на будущее» был для меня новым. В статье в очередной раз подтвердилось то, как сильно влияет контекст на когнитивное развитие ребёнка.
В статье описываются особенности памяти у детей разного возраста. Описаны несколько теорий, описывающих развитие базовой памяти. Насколько я понял, объем кратковременной памяти не обязательно возрастает по мере взросления. Просто растет количество и качество стратегий запоминания информации. Это как с программным обеспечением, которое по мере развития всё эффективнее и быстрее работает с множеством ядер процессора. В статье большое внимание уделяется роли контекста в познании. Для меня это значит, что сложно заставить ребенка учиться в незнакомой обстановке. Его будут отвлекать новые раздражители. Из статьи я узнал о трех стратегиях запоминания: повторение, смысловая организация и проработка. Я узнал о том, что ребенка можно научить этим стратегиям и способам их применения. Также он эффективнее учится в присутствии более опытного партнера.
Из статьи узнала , что ученые связывают процесс решения проблем с памятью . Так же новой для меня была информация про области памяти . Интересно , что дети могут обладать таким же «объемом» памяти , что и взрослые . Только для полноценного применения нужен навык . Вообще , мне всегда казалось , что дети обладают лучшей памятью , чем взрослые . Но сейчас думаю , что скорее просто навык теряется , плюс голова «забита» огромным количеством всего . Вообще , конечно , интересно на , что способен мозг . Какие процессы связаны и друг от друга зависят , какие нет . Как модноиоазвить какие-то способности , при чем , например , можно развивать одно направление , а параллельно будет воздействие и на другое , как на пример , со стратегией . Спасибо за статью .
Из статьи я узнал о трёх областях памяти, которые можно развить. Было интересно узнать об использовании семантики как метода организации информации. Прочитав статью, я вспомнил некоторые моменты, помогающие мне в детстве запоминать. Помню в детском саду на дверцах шкафчиков были не цифры, а наклейки с фруктами и чем-то ещё. Я только сейчас задумался, что искал свои условные вишни не дверце, а не отсчитывал какой-то шкафчик с начала или конца. Лет десять назад, я интересовался темой улучшения памяти. Прочитал несколько книг и пробовал описанные в них техники. Большинство из описанного у меня, действительно, работало. Но через какое-то время я потерял интерес к этому процессу. Видимо из-за отсутствия практической применимости у меня данных техник. Сейчас же столько информации поступает изо всех источников, что запоминать её принесёт больше вреда чем пользы. Поэтому я наоборот стараюсь выгружать максимально всю информацию из головы во внешние носители. Это позволяет мне чувствовать себя белее спокойно.
Было неожиданным узнать из статьи, что память и способность решать проблемы имеют очень много общего. Кроме того и память различается на кратковременную (когда запоминаются конкретные события) и долговременную (общий запас знаний и личного опыта). В статье раскрываются три области памяти, которые улучшаются по мере развития человека: от базовых возможностей до формирования картины мира. При этом важная мысль в статье. Что «контекст имеет решающее значение для познания, то есть дети оптимально работают в знакомых условиях. Также интересная мысль в статье, что информация, которая не обрабатывается, не запоминается. Именно поэтому гораздо эффективнее не просто заучивать материал, а пытаться его понять, осмыслить.
Из статьи я узнала о разнице запоминания детьми разного возраста определенной информации. О том, что существует несколько способов запоминания информации, я давно знала, но то, что у маленьких детей и детей постарше разные стратегии запоминания слышу впервые. С возрастом, благодаря изменениям мозга у ребенка улучшаются базовые способности памяти, потому что с ростом становится больше места для запоминания. В статье познакомилась с таким понятием как стратегический мониторинг или память о будущем событии, который состоит из трех этапов. Интересно, что дети независимо от возраста используют этот способ дома чаще, чем в лабораторных условиях. Оказывается повторение – это одна из самых простых стратегий запоминания информации. Для меня эта стратегия была самой сложной, особенно в школе. Казалось, что я повторила уже миллион раз, а информация так и не усваивалась. Для меня более эффективным способом является проработка, когда я связываю какую-то информацию с уже имеющейся. Особенно это работает с цифрами. Примерно также как в приведенном примере в статье у Чарли Брауна.
Спасибо за статью. Из неё нового узнала, что существует три области памяти:базовые возможности, стратегии и картина мира. Так же интересно было узнать, что эти области в дальнейшем улучшаются по мере развития. Ещё обратила внимание на то, что мы запомним быстрее то, что для нас важно. У меня всегда были проблемы в школе из-за памяти. Но сейчас, анализируя свою учёбу, все-таки проблемы были из-за лени. Хотя я долгое время считала, что история мне не даётся из-за того, что не могу запомнить имена и цифры. Однако, всю жизнь я запоминала отлично номера телефона и знаю их достаточно много и долгое время, если тот или иной номер телефона мне не нужен. Ещё у себя отметила, что мне никогда не помогала система , которая даёт объекту запоминания определенный смысл. Меня это сбивает.
Спасибо за статью.
Самым интересным мне показалось то, что возможности нашей памяти расширяются, тогда, когда полученные навыки – стратегии поведения переносятся на бессознательный автоматический уровень.
В моей работе, как ни странно, через разучивание базовых движений, например, типо ползанье я как специалист перестраиваю имеющуюся осанку человека, с целью её коррекции. Сложность заключается именно в том, чтобы уже запомнившееся движение – сформированное перезаписать.
Интересно есть ли статьи которые и исследования, которые изучают двигательную память. Ведь память движений – это не только про велосипед – «научился кататься на всю жизнь»
Новое понятие: ретроспективная память — хранит сведения о прошлом, в то время как проспективная память ¬ это память о будущем. Проспективная память отвечает за удержание намерений
Благодарю за статью! Из статьи я узнала про кратковременную память, которая используется для конкретных события и информации. И долговременную память, которая задействует больший объем знаний, извлекаемый из личного опыта. Так же я узнала, что существуют три области памяти, которые улучшаются по мере развития:
Базовые возможности — количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти. По мнению Паскуаль-Леоне в зависимости от возраста ребенка происходит увеличение емкости рабочей памяти. о есть благодаря изменениям мозга у ребенка улучшаются базовые способности памяти, так как становится больше «места» для запоминания. Каждый шаг, который ребенок использует для решения проблемы, требует некоторого места для хранения в рабочей памяти. И как только действие становится автоматическим, освобождается место в рабочей памяти, чтобы была возможность справиться с другими задачами и стратегиями.
Стратегии — действия, выполняемые для улучшения передачи информации в долговременную память. Дети используют стратегии, — это их перспективная память, или память о будущем событии. Согласно исследованиям Бронфенбреннера и Сеси, я узнала, что влияние возраста на использование детьми стратегического мониторинга времени имеет место быть. Дети старшего возраста используют эту стратегию чаще, чем дети младшего возраста. И также важным фактором является местоположение ребенка, в какой среде проводятся исследования. Дома используют мониторинг чаще. И еще «контекст имеет решающее значение для познания!» Из статьи я узнала про стратегии повторения, семантической организации и проработке. Повторение более эффективна для детей старшего возраста и взрослых. Для более эффективного результата использования данной стратегии у детей маленьких, нужно проговаривать название картинок, тогда результат будет такой же, как и у школьников. Потому что школьники автоматически словесно проговаривают изображение с карточки. И тем самым запоминают.
Проработка мне кажется довольно эффективным методом запоминания, так как выстраиваются в голове ассоциативные ряды, которые связывают то, что ребенок знаем с тем объектом, который ему не знаком. И витого ему потом легче вспоминать новый объект. Проработка однозначно может улучшить запоминание, несмотря на увеличение информационной нагрузки. Мы с большей вероятностью запомним то, что для нас важно.
Картина мира — более широкий контекст информации, в который ребенок может вписать новую информацию.
Вот так вот благодаря стараниям переводчиков я узнал, что есть кратковременная память, и длительная. По мере взросления ребенка улучшаются базовые способности памяти, так как становится больше «места» для запоминания.
Самая простая стратегия запоминания — это вербальное повторение в уме. То есть, чтобы запомнить номер телефона, нужно повторить его несколько раз. Но вот действует это не на всех. Точнее на меня совсем не действует. Все будет примерно так — я повторю раз, два …а на третий, когда буду повторять, то последние цифры уже забуду. Мне нужно повторить сотню раз и тогда я запомню… Вот со стихом, наверное прокатит. В профессиональном и личностном плане данная информация даёт мне возможность понимания каким образом память развивается у детей , исходя из этого данные знания можно применять в жизни и профессионал ной деятельности . Главной идеей данной статьи считаю обогащения информацией , благодаря которой возникает понимание процессов , которые происходят в голове .
Из статьи я узнал о двух из трёх обозначенных в ней областях памяти: кратковременной памяти и стратегиях для перевода информации в долговременную память. Увидел, что дети могут обладать таким же размером рабочей памяти, что и взрослые, а при отсутствии навыков и опыта применения методов запоминания, дети показывают худшие результаты. По мере взросления детей происходит обучение использованию помогающих стратегий, которые со временем становятся автоматическими, увеличивая таким образом объем кратковременной памяти. Еще узнал о трех областях памяти, улучшаемых по мере развития ребенка. так же узнал о таком процессе активного изменения и восстановления информации как Семантическая организация, которая затрагивает глубокую обработку информации для её последующего долговременного хранения.
Благодарю за статью.
Из публикации я узнала, что память очень тесно связана с когнитивной способностью решать проблемы. Всегда думала, что память — это запоминание стихотворений, цифр и заданий в графе дневника. Из статьи же я узнала, что это более обширное понятие. Память, это не только сохранение информации на кратковременный период, это так же запоминание общего опыта, который мы получили за свою жизнь.
Кратковременная память мне уже была знакома ранее. Второй тип-долговременная память. Этот тип предполагает запоминание более общих знаний и информации, закрепленных на личном опыте.
Так же я ознакомилась с тремя типами области памяти:
1. Базовые возможности- это тот объем информации, который хранится в кратковременной памяти.
2.Стратегии- действия для улучшения передачи информации в долговременную память.
3.Картина мира- широкий контекст, в который ребенок может вписать новую информацию.
После прочтения статьи в который раз задумалась насколько еще наш мозг не изучен и какие открытия ждут наше человечество впереди.
Спасибо!
Из статьи я узнала о том, как развивается память ребёнка.
Я познакомилась с тремя областями памяти, которые развиваются последовательно, узнала о проспективной памяти. Мне было интересно читать о стратегиях запоминаний. Я регулярно играю со своими детьми в «занимашки» — так мы называем наши развивающие занятия. Читая о стратегиях запоминания, я проводила связь с нашими занимашками, вспоминала упражнения, которые сама придумывала и анализировала поведение своего ребёнка при их выполнении. Действительно, стратегию повторения ребёнок может освоить и пользоваться ей, но лишь когда ему о ней напомнят и объяснят, а в следующий раз ребёнок (дочке тогда было 2-2,5 года) не вспомнит об этом приёме и не выполнит задание, пока я снова не расскажу о повторениях.
Спасибо за статью. Наверное никому не нужно объяснять насколько важна память в нашей повседневной жизни. Никому не удастся эффективно и качественно существовать без этой способности. Соответственно, так как детский возраст является периодом активного развития, очень важно правильно развивать и улучшать память и понимать механизмы действия детской памяти. В этой статье очень подробно и доходчиво разобраны виды детской памяти: базовая память, симантическая память, стратегии и картина мира. А также виды стратегий памяти, которые
Применяются детьми. Это повторение , семантическая организации и проработка. Повторение соответственно связано с количеством повторов материала, который необходимо запомнить. Семантическая обработка зависит от контроля времени и наконец проработка- это составление ассоциативнвх рядов для улучшения качества запоминания. Знание этих механизмов помогает развивать и улучшать память детям.
Тема памяти и ее развития актуальна на протяжении всей жизни, как мне кажется. Я, например, все время стараюсь что-то не забыть. Оказывается, что запоминание — это проблема, при решении которой необходимо использовать различные типы когнитивных процессов.
Из статьи узнала, что существуют три области памяти, которые, по мере их развития возможно улучшить: это базовые возможности — то количество информации, которое хранится в кратковременной памяти; стратегии — действия, выполняемые для эффективной передачи информации в долговременную память; и картина мира — более широкий контекст информации, в который ребенок может внести новую для него информацию.
Интересен тот факт, что можно лучше справиться с задачей, если применять к ней другой метод или стратегию.
Открыла для себя такие новые понятия как рабочая, ретроспективная и проспективная память, дефицит посредничества и дефицит производства.
Благодарю за статью.
Благодарю за интересную статью. Из статьи узнала о существовании трех областей памяти:
Базовые возможности — количество информации, которое может храниться в кратковременной памяти;
Стратегии — действия, выполняемые для улучшения передачи информации в долговременную память;
Картина мира — более широкий контекст информации, в который ребенок может вписать новую информацию.
В детстве я практически все запоминала методом заучивания. В принципе, это было не так-то сложно, память у меня была очень хорошая. Сейчас понимаю, что метод ассоциаций для меня более актуальный, действительно когда связываешь объект для запоминания с каким -либо образом это работает лучше. К сожалению, хорошей памятью я похвастаться не могу, но существуют техники, которые могут помочь улучшить процесс запоминания