Одним из аспектов развития детей, который играет важную роль в способности кодировать и излагать информацию, а также использовать соответствующие стратегии, является объем знаний ребенка о проблеме, которую он пытается решить. Невозможно показать ребенку подходящие стратегии решения математической задачи, если он ничего не знает о математике!
Роль детской базы знаний в последнее время вызывает большой интерес у психологов, занимающихся вопросами развития. Напомним, что подход к обработке информации предлагает наличие одних и тех же мозговых структур на протяжении всей жизни — с развитием меняется лишь эффективность психических процессов, которые ребенок применяет к информации. Одним из факторов, определяющих эффективность решения проблемы, является знакомство ребенка с предметной областью проблемы. Например, дети в отличии от взрослых редко группируют похожие предметы при запоминании. Однако, если шестилетних детей попросят вспомнить имена своих одноклассников и предмета, который им хорошо знаком, они продемонстрируют понимание групп, основанное на расположении мест, группах чтения и гендерной принадлежности (Ornstein & Naus, 1985). Другое исследование показало, что дети действуют наравне или даже лучше взрослых в той области, где они осведомлены лучше взрослых. (Bédard & Chi, 1992; Chi, 1978). Один из примеров этого явления представлен ниже.
КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ЭКСПЕРТНОСТЬ РЕБЕНКА ПРИ ЗАПОМИНАНИИ ОБЪЕКТОВ
Почему взрослые запоминают информацию лучше, чем дети? В то время как многие теоретики утверждают, что взрослые обладают большей способностью к запоминанию, Мишлен Чи считает, что во многом превосходство взрослых может быть объяснено их большим знанием и пониманием информации, которую необходимо запомнить. Чтобы проверить это предположение, Чи пригласил детей (3-8 классы), которые хорошо разбирались в игре в шахматы, для участия в исследовании памяти. Во время игры детям давали 10 секунд, чтобы они запомнили расположение шахмат на доске либо хаотичную последовательность из 10-ти чисел. Оценивалось количество раз, которое ребенок мог вспомнить (числа или позиции шахматных фигур), а также количество десятисекундных просмотров, необходимых для правильного запоминания числовой последовательности или шахматных фигур. Затем производительность детей сравнивалась с производительностью взрослых, которые имели базовые представления об игре в шахматы, но не обладали специальными знаниями.
Оказалось, что взрослые запоминают больше чисел после одного просмотра (немедленное вспоминание), им так же требовалось меньшее количества просмотров, чтобы достичь цели (повторное воспоминание). Это повторило предыдущие исследования, в которых изучались возможности памяти детей и взрослых.
Однако с шахматами наблюдалась обратная тенденция. Здесь дети, которые были более опытными в шахматах, показали гораздо лучшие результаты, чем взрослые новички, как при немедленном воспроизведении, так и при повторном воспроизведении. На основании своих выводов Чи пришла к выводу, что знания играют важную роль в работе памяти. Превосходство взрослых в выполнении традиционных заданий на вспоминание (таких как задание с цифрами) скорее отражает большее знакомство взрослых с системами счисления, а не саму память.
Пример анализа задачи обработки информации
Специалист по психологии развития, используя модель обработки информации, выяснить, как изменяется система обработки информации по мере взросления ребенка. Обычно модель обработки информации предполагает, что способности ребенка отличаются от возможностей взрослого и более ограничены. Ребенок не может принять и закодировать столько же информации сколько может взрослый. Помимо этого, он менее систематизирован в отношении того, какая информация закодирована, у него меньше стратегий, которые можно применить к проблеме, и у него меньше знаний о мире, с помощью которых можно понять проблему. Анализ, аналогичный анализу, выполняемому обработчиками информации, может быть применен в очень простой задаче: подсчет денег. Представьте себе, что дошкольника попросили пересчитать стопку пенни, но он с трудом считает до десяти. Есть много возможных причин, по которым ребенок не может выполнить это задание: он может быть не способен запоминать соответствующие числовые термины, из-за отсутствия доступа к памяти или неспособности правильно закодировать числа от 1 до 10 во время обучения. Кроме того, он может быть неспособен правильно сопоставить число с монетами из-за отсутствия стратегии подсчета. Кроме того, он просто не может сосчитать двадцать пенсов, потому что он умеет считать только до десяти, что свидетельствует о нехватке знаний в предметной области.
Конечно, различные компоненты взаимозависимы, поэтому часто бывает так, что снижение требований, предъявляемых к одному компоненту, улучшает производительность другого компонента. Таким образом, если ребенок может выполнить задание, когда нужно сосчитать только пять пенни, он может справиться лучше, потому что теперь он знает все числа. Его повышение производительности также может быть связано с уменьшением нагрузки на память, ведь запомнить пять чисел легче. Тем не менее, во многих случаях можно проследить ошибку в недостатке какого-либо конкретного компонента.
Ситуация, когда у ребенка больше пенсов, чем он может сосчитать, наводит психолога на мысль о второй важной проблеме в рамках подхода к обработке информации: что мы можем узнать о когнитивных процессах и способностях ребенка из проблем, которые он не может решить (Roberts, 1981)? Хотя эта озабоченность аналогична той, которую высказал Пиаже, подход к обработке информации при анализе детских неудач сильно отличается. Пиаже, вероятно, заключил бы на основании неудач ребенка, что ему не хватало твердого понимания концепции числа. Специалист по обработке информации пришел бы к выводу, что ребенок частично понимает проблему, а затем приступил бы к выяснению того, какие аспекты чисел и счета ребенок понимает или не понимает.
Однако, как и в случае с Пиаже, подход специалистов по обработке информации также помогает выявить детские ошибки. Например, в приведенной выше задаче на двадцать пенсов наш дошкольник может совершить несколько интересных ошибок, которые говорят нам о том, что он действительно понимает. Ребенок может отсчитать десять пенсов, а затем сказать нам, что есть «десять и еще много». Если ребенок очень умен, он может отсчитать десять, затем повторить процесс и сделать вывод, что есть «десять и еще десять». Ребенок наверняка знает, что монет больше пяти, и, вероятно, знает, что их меньше миллиона. Очевидно, что из «неправильных» ответов ребенка можно многому научиться. Подход к обработке информации в значительной степени связан с анализом ошибок, то есть изучением неправильных ответов для доказательства менее сложных, но систематических стратегий, которые дети применяют для решения проблем. То, что такой анализ может рассказать нам о детском мышлении, проиллюстрировано в работе Роберта Зиглера о детских решениях проблемы с балансиром и других логических задач (Siegler, 1983; 1991). Опыт с балансиром мы подробно обсудим в следующий раз.
Резюме
Подход обработки информации к когнитивному развитию — это попытка дать более систематическое и количественное описание, чем дает теория Пиаже. Исследователи в рамках структуры обработки информации обеспокоены требованиями, которые различные интеллектуальные задачи предъявляют к восприятию, вниманию, памяти и способностям ребенка решать проблемы. Развитие рассматривается как улучшение этих возможностей либо за счет увеличения объема обрабатываемой информации, либо за счет оптимизации способа обработки информации.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, интеллектуальное развитие ребенка, теория Пиаже, теория когнитивного развития, как дети учатся считать, как дети учатся думать, как дети учатся запоминать, память ребенка, развитие детской памяти.
Самый главный тезис, который я вынесла из данной статьи, что знания играют важную роль в работе памяти. Если ребенок обладает представлением о чем-либо, то ему легче запоминать и наоборот, ребенок не может принять и закодировать столько же информации сколько может взрослый, он менее систематизирован в отношении того, какая информация закодирована, у него меньше стратегий, которые можно применить к проблеме, и тем самым у него меньше знаний о мире, с помощью которых он может понять проблему. Узнала про новый интересный подход к обработке информации в связанный с анализом ошибок, то есть изучением неправильных ответов для доказательства повторяющихся стратегий, которые дети применяют для решения проблем.
Понравился пример про 10 и еще много, всегда когда наблюдаешь похожие ситуации, думаешь ну какой хитрый ребенок, а он оказывается не хитрый, а умный и пытается при отсутствии знаний находить по его мнению ответ на вопрос. Мне кажется при возникновении таких ситуаций, стоит ребенку объясняться и обучать в моменте, мне кажется это будет способствовать запоминанию и пониманию в целом процессов, так как он будет накапливать знания об объектах и сможет их в дальнейшем при аналогичных ситуациях применять.
В данной статье я узнала о влиянии знаний на систему обработки информации у детей.
На примере исследовании памяти с шахматами Мишлен Чи стало понятно, что знания играют важную роль в работе памяти. Меня удивило, что дети, имеющие представления о том, что такое шахматы, показали лучшие результаты, чем взрослые новички, при немедленном воспроизведении, и при повторном воспроизведении. В профессиональном плане я отметила, что подход к обработке информации в значительной степени связан с анализом ошибок, то есть когда ребёнок допускает ошибки это и говорит о том, что ребёнок понимает. В личном плане я отметила для себя то, что ребенок не может принять и закодировать столько же информации сколько может взрослый. Спасибо за статью
Я заметила, что в последнее время к детям предъявляют часто не соизмеримые их способностям требования к решению различных задач. Есть ощущение, что люди их составляющие, не используют знания детской психологии. Развитие памяти, восприятия, внимания у каждого ребёнка индивидуально, они могут опережать других или отставать. Вероятно, что и задания могут быть более гибким. Из статьи я узнала о двух способах обработки информации, помогающих решать задачи: увеличение объёма информации и оптимизация способа обработки.
Из приводимого в статье эксперимента с шахматам, в котором участвовали взрослые и дети-шахматисты, стало понятно то, что знание объектов влияет на процесс запоминания. Дети, играющие в шахматы, показали лучшие результаты, чем взрослые. Удивительно то, что в области более знакомой для ребёнка, его процессы обработки информации могут быть эффективней, чем у взрослого человека.
Также я отметила для себя важность анализа детских ошибок во время решения когнитивных задач. Исследуя ошибки, можно сделать вывод о способностях ребёнка к мышлению, памяти, вниманию. Здесь мне понравилась идея снижения требований, предъявляемых к одному компоненту в многокомпонентном задании. Это приведёт к улучшению производительности другого компонента и увеличит шансы ребёнка на успех. Такой подход можно использовать в личной жизни и профессиональной деятельности. Тогда когда ребёнку трудно даётся решение задачи, необходимо её упростить и понять, что именно является для него проблемой. Работа над ошибками даёт много информации для эффективного развития когнитивных способностей детей. Спасибо за публикацию.
Взрослые несомненно запоминают информацию лучше, чем дети. Но статья показывает, что это связано с принципиально большим объемом знаний, имеющимся у взрослых, наличием большего числа имеющихся схем и стратегий мышления в общем. Любые же узконаправленные занятия ребенка, будь то шахматы, или иностранный язык, или даже увлечение каким-либо видом литературы покажет у него более глубокие способности памяти, чем у взрослого с общей базой знаний. Я увидела, что многое можно понять о способностях и проблемах ребенка при анализе обработки информации. Действительно, много раз наблюдала, как маленькие дети считают деньги, складывая их по кучкам одинакового достоинства. А при ответе на вопрос, сколько у тебя денег, часто можно услышать ответ типа: пять раз по 50 копеек и семь раз по 5 рублей. Т.е. видно, что ребенок понимает и достоинство денег, и систематизирует их, но не хватает либо общих познаний о сложении чисел, либо числовой запас недостаточен. Для меня данный метод анализа ближе, чем выводы из теории Пиаже об отсутствии понимания общей концепции. Преподавателю или родителю проще научить ребенка какому-либо учебному предмету или выполнению бытовой задачи, понимая конкретные проблемы в этом вопросе, чем исходить из общих концепций. Очень логичен также анализ неправильных ответов, т.е. в данном случае нет стремления просто научить или переучить, как правильно действовать, а есть более точечное видение проблем, на которые следует обратить внимание.
В результате прочтения статьи я узнала о том, что с точки зрения подхода к обработке информации, где человеческий разум рассматривается как аналог компьютера, способность кодировать информацию и излагать её, а также применять различные стратегии адекватные ситуации, напрямую зависит от объема знаний ребенка о проблеме, которую ему нужно решить. В качестве доказательства этого утверждения в статье описан опыт проведённый профессором Мишлен (Мики) Чи работающей в Государственном Университете Аризоны.
Меня действительно удивили результаты опыта с шахматными фигурами в результате которого было доказано что при соревновании взрослого новичка с экспертом ребенком на запоминание дети показали лучшие результаты. Интересно, может ли это работать в обратную сторону? То есть на основании производительности в запоминании судить о степени квалификации ребенка в каком-либо вопросе.
В статье моё внимание привлекли два новых термина: немедленное вспоминание- количество информации, запоминающееся после первого просмотра, и повторное вспоминание- количество просмотров необходимое для запоминания всего объёма информации.
Благодаря данной статье я вспомнила нашу игру в семье на тренировку памяти. Я сыну и мужу одновременно показывала простые разноцветные мандалы, затем предлагала им раскрасить их или хотя бы обозначить карандашом, где какой цвет на чёрно-белых вариантах мандал. Первое время почти всегда выигрывал муж, но после многих тренировок, рассматривания рисунков других мандал ( их я при игре на память не использую), объяснения что это такое в принципе, а также рассказа о секрете запоминания рисунка и цвета ( стратегия), сын очень часто запоминает больше и быстрее чем папа.
Получается, что требуя от ребенка запоминания какого либо материала и воспроизведения его в точном виде, должны сначала дать ему как можно больше знаний об этом.
Интересная статья. Узнал для себя, что объем знаний ребёнка о проблеме,которую он пытается решить, играет важную роль в способности излагать информацию и является одним из аспектов его развития.
Меня очень заинтересовал опыт для исследования памяти, с шахматами и числами в котором участвовали дети (3-8 класс) и взрослые. Дети в этом эксперименте хорошо играли в шахматы, а взрослые лишь имели бызовые представления. Результат опыта был в том, что взрослые были лучше в запоминании чисел, но дети были лучше при запоминании шахматных фигур на доске.
В итоге данный опыт говорит о том, что взрослые запоминают информацию лучше детей не из-за большей способности к запоминанию, а просто взрослые обладают информацией, которая помогает им решать более сложные задачи на запоминание.
Лично для себя я понял так, что у детей не меньше возможностей к запоминанию, при условии, что ребёнок будет обладать более обширной информацией. При таком подходе уровень запоминания у взрослого и ребёнка сопоставим. Спасибо за статью.
рада была вновь увидеть статью про детей, что ж. я знала, что психологи очень интересуются детьми. узнала про факторые, которыет определяют эффективность решения проблемы, является знакомство ребенка с предметной областью проблемы. узнала, что дети в отличии от взрослых редко группируют похожие предметы при запоминании. познакомилась с таким человеком, как Мишлен Чи. он считает, что во многом превосходство взрослых может быть объяснено их большим знанием и пониманием информации, которую необходимо запомнить.понравился эксперимент с шахматами. неудивительно, что взрослые запоминают больше чисел. для меня статья оказалась полезной и развивающей. думаю, я еще вернусь к ней, когда начну работать с детьми.
Из данной статьи я узнала, что знания имеют самую важную составляющую для обработки информации у детей. Восприятие и развитие памяти у каждого ребёнка своё. На это влияют различные факторы, вследствие которых развитие памяти может отставать или опережать. Ребёнок не может принять и закодировать столько же информации сколько и взрослый. В первую очередь на этот показатель влияет то, что чем больше ребёнок имеет представление о чем-то, тем больше запоминает. Понять о способностях ребёнка можно при анализе обработки информации. Это значит проанализировать детские ошибки во время решения различных задач. Это поможет выявить способности ребёнка к мышлению. Из статьи я узнала, что помощь в решение задач применимы два способа: увеличение объёма информации и оптимизация способа обработки. Очень понравилась идея о снижении требований к ребёнку. Я вспомнила пример из своего детства, когда мой одноклассник ни как не мог выучить огромное стихотворение на французском языке, как бы не старался. Он переживал из-за этого. Когда учительница поняла его проблему, она попросила его к каждому уроку учить по 4 строчки стихотворения. И так за пару недель мой приятель смог осилить огромное произведение. Статья полезна для тех, кто свою жизнь связывает с педагогикой. Для себя в личном и профессиональном я уяснила, что если трудно даётся решение, то задачу нужно упростить или понять, что мешает ее решить.
В данной статье я прочитала о том как важно на самом деле быть терпимее к своему ребенку. Согласна с мнением автора о том, что детям в наше время приходится не просто из-за ряда требований, диктующих общественное мнение. По итогу прочтения я выделила для себя основные пункты:
1. Важный фактор для решения проблемы ребенком является предметная область проблемы. Например, невозможно требовать от ребенка решения математических задач, если он не знаком с математикой в целом. Ребенок не может принять и переработать то же количество информации, что и взрослый человек. Потому он имеет меньше знаний об окружающей мире, у него меньше понимания стратегии поведения в отношение какой-либо проблем.
2. Повышение продуктивности ребенка скорее всего тесно связанно с меньшей нагрузкой на память, ведь пять чисел составляет меньше трудности.
Из статьи узнала,что в обработке информации,как у ребёнка,так и у взрослого участвуют одни и те же мозговые структуры. А дети в некоторых ситуациях(пример игры в шахматы) ни в чем не уступают взрослым ,а даже в некоторых моментах их превосходят.Интересно было узнать,что в процессе развития изменяется только эффективность подхода к решению задач за счёт увеличения объёма информации и оптимизации способа её обработки.Так же,меня заинтересовал подход к ошибкам в решении когнитивных задач,как к способу узнать о способностях ребёнка к мышлению,развитию его памяти и внимания. При таком подходе ребёнок увеличивает шанс на лучшее понимание проблемы и ,соответственно, на правильное решение задачи.Теперь я понимаю,что не зря,когда я училась в школе,после каждого упражнения, я с одноклассниками писала работу над ошибками.В заключении я хотела бы отметить, что нужно обращать более пристальное внимание на индивидуальные способности каждого ребёнка и бережно относиться к их психике.
То, что взрослые запоминают информацию лучше, чем дети, было известно давно. Интересным является то, что повторное воспоминание дети демонстрируют качественнее, чем взрослые – немедленное. Знания имеют большое значение, если речь идет о работе памяти. Но у маленьких детей, как правило, недостаточно жизненного опыта. Им трудно решать те или иные задачи с применением грамотного подхода. Поэтому они используют доступные им способы мышления, по сути, не допуская ошибок в смысловом подходе, между тем демонстрируя интересные варианты в плане решения. С такими случаями можно сталкиваться ежедневно, если в семье есть маленький ребенок. Но работа в дошкольном образовательном учреждении не может быть исключением. Я, как педагог, не единожды сталкивалась с интересными умозаключениями малышей, когда они манипулировали с малознакомыми предметами и изучали новые объекты. Выводы, сделанные детьми в подобных ситуациях, позволяют им не только опереться на уже имеющийся опыт, но и сформировать вопросы, благодаря которым малыши получат дополнительную информацию со стороны взрослых, таким образом пополнив багаж знаний.
В результате прочтения статьи я узнала, что ключевую роль в способности обрабатывать информацию играет объём знаний. Чем больше ребенок знает о предметной области проблемы, тем больше вероятности, что он её решит.
Меня удивило, что мы можем узнать о когнитивных процессах и способностях ребенка из проблем, которые он не может решить. То есть ошибки ребенка мне могут сказать о его мышлении значительно больше, чем его правильные ответы. Этот факт натолкнул меня на мысль о том, что ошибки моего ребенка — это не плохо, это знак, что на какой-то момент нужно обратить внимание. Кстати, я подумала, что это касается и лично меня. Обращая внимание на свои ошибки с позитивно-конструктивным подходом, я могу развиваться и преодолевать трудности в своей жизни. Как говорится, проблема дается мне не за что-то, а для чего-то.
Из статьи узнал, что взрослые запоминают больше, чем дети. Это обусловлено тем, что в них есть знания. А раз есть знания, значит и запоминать проще. Как можно запомнить то, о чём вообще непонятно идёт речь? По мере взросления ребёнка меняется система обработки информации. Те возможности, которыми обладает взрослый, у ребёнка они ограничены, т.е. в силу своего возраста и недоразвития. Это означает, что у детей меньше стратегий для решения своих проблем; меньше знаний о мире, с помощью которых можно эти проблемы понять. Пример: подсчёт денег. Ребёнку ставят задачу, с которой он может не справиться, т.е. для него это проблема, т.к. недоросле ещё своими умственными способностями. Или будет делать вид, что считает, а на самом деле ему страшно, что не сделав задачу, его будут ругать. И живёт в тревоге. И в жизни также: прежде чем поставить человеку задачу, нужно узнать его сильные и слабые стороны, чтобы человек не пострадал от перегруза. Особенно это видно у зависимых людей. Как можно дать ему взрослую работу, если он демонстрирует реакции 12–14 лет? Он не потянет. Или будет доказывать, а потом от перегруза сорвётся. Вывод: развивать свои возможности, от них шагать.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала, что дети могут действовать лучше взрослых в той области , в которой они осведомлены лучше взрослых. Но главное не просто знать , а понимать, а также, если основываться не предыдущих статьях по детской психологии, то нужно применять знания основываясь на изученных стратегиях , например как в шахматах. Т.е. знание в той или иной области предполагает эффективное использование и применение имеющиеся информации, не зависимо от возраста, возраст лишь определяет жизненный опыт, а следовательно большую вариативность стратегий, которые можно применить к проблеме. Из статьи я также узнала, что обработка информации- это в том числе анализ ошибок, т.е. изучение неправильных ответов для доказательства менее сложных.
После прочтения данной статьи я узнал каким образом происходит развитие мышления у детей , с чем это связано и как спрогрессировать данное направление . Меня удивило , что дети принимают те или иные решения и совершают , определенные действия не из за того что они глупы , а просто из-за недостатка информации . При этом если им е предоставить , то они вполне принимают взвешенные решения . Познакомился с таким понятием как недостаток информации в рамках развития детей , с чем он связан и как он будет влиять на развитие ребёнка при должном информативном подходе .в профессиональном и личностном плане данная информация даёт мне понимание каким образом необходимо помогать ребёнку в его развитии. Прочтение данной статьи дало мне понимание на что стоит обращать внимание при воспитани. Детей.
Спасибо за статью. Понравился опыт Мишлен Чи по запоминанию информации взрослыми и детьми во время игры в шахматы. Производительность детей сравнивалась с производительностью взрослых в запоминании числовой последовательности и шахматных фигур. Дети, которые были более опытными в шахматах, показали лучшие результаты, чем взрослые новички, как при немедленном воспроизведении, так и при повторном.
Интересно было познакомиться и с опытом по подсчёту денег. Вывод отсюда — подход к обработке информации в значительной степени связан с анализом ошибок, т.е. изучением неправильных ответов для доказательства менее сложных, но систематических стратегий, которые дети применяют для решения проблем.
И в личностном и в профессиональном плане информация полезна для эффективного обучения детей, для упрощения запоминания ребенком информации.
В результате прочтения данной статьи я узнала, что одним из аспектов развития детей является объем знаний ребенка о проблеме, которую он пытается решить, так же с развитием меняется лишь эффективность психических процессов, которые ребенок применяет к информации. Меня удивило наблюдение за экспериментом, дети, которые были более опытными в шахматах, показали гораздо лучшие результаты, чем взрослые новички. Оказалось, что знания играют важную роль в работе памяти. Эта информация в профессиональном плане дает возможность оценивать интеллект взрослого и ребенка в определенных поставленных задачах, в личном плане дает понимание, что независимо сколько ребенку лет, он может превзойти любого взрослого, если достаточно осведомлен об проблеме. Имея ограничения в стратегиях решениях проблем или имея ограниченный опыт, дети прилагая усилия и узнавая больше информации смогли бы на ровне со взрослым решить определенные задачи, что заставляет задуматься.
Из статьи я узнала о том, что подход к обработке информации предлагает наличие одних и тех же мозговых структур на протяжении всей жизни, а с развитием меняется лишь эффективность психических процессов, которые ребенок применяет к информации. Меня удивило исследование с шахматами, получается, если ребёнок имеет опыт в каком-то вопросе, то он может запомнить больше, чем взрослый, а если опыт равный, то дети запоминают меньше. Тогда, действительно, знания играют большую роль в работе памяти. Интересно, что снижение требований, предъявляемых к одному компоненту, улучшает производительность другого компонента. Это происходит из-за того, что они являются взаимозависимыми. Для меня стало открытием, что способность решать интеллектуальные задачи на внимание, память и способность ребенка решать проблемы, идёт за счёт увеличения объема обрабатываемой информации, либо за счет оптимизации способа обработки информации. Из чего можно сделать вывод, что если пичкать ребёнка большими знаниями с малых лет, то нужно быть готовым, что скорость обрабатывания информации при этом на высоком уровне и в школе такому ребёнку будет просто скучно учиться. Тогда, по-хорошему, нужно будет дома заниматься с большей нагрузкой.
Хорошая статья о памяти. Очень интересно было узнать про опыт Мишлен Чи с запоминанием чисел , где взрослые показывали результаты лучше детей , и опыт с шахматами , где дети-шахматисты запоминали расположение фигур на доске лучше взрослых игроков — новичков. Этот опыт , как мне кажется , очень наглядно показывает важную роль знаний в работе памяти. Чем больше знаний о мире , тем больше схем и стратегий мышления , тем больше систематизации по отношению к тому , какая информация закодирована. В профессиональном плане, эта статья мне помогла отметить для себя роль анализа ошибок , как способа узнать о способностях ребенка к мышлению . Ну ,и , поговорка «девичья память» заиграла для меня новыми красками , ведь это ни что иное , как отсутсвие жизненного опыта и недостаточность знаний о Мире в целом.
Чем дальше, тем страшнее от информации, которую я получаю на псиблоге. Знания, которые влияют на запоминание и возраст запоминающих эти знания. Очень понравилось исследование Мишлена Чи про запоминанию информации при игре в шахматы. Я подумала о том, что выводы такого исследования можно применить к освоению детьми гаджетов и современных игровых приложений. Запомнился пример про подсчет пенни тогда, когда дети знают совсем маленький счет. Но при этом отвечают исходя из своих знаний об этом счете. Единственно, что меня смутило в этой статье — это много предположений и вероятности знаний детей, что пенни меньше миллиона, при счете до 5. А где доказательство этих предположений? Исследования когнитивных способностей детей продолжается.
Угрожающе выглядит обещание обсудить в следующий раз задачу с балансиром.
В результате прочтения этой статьи я узнал, что были проведены опыты, которые наглядно показали, что способность запоминать объекты информации у детей развита не хуже, чем у взрослых. Более высокая скорость запоминания взрослого связана не с более развитой памятью, а с определенным набором функционала, который скопился благодаря опыту, а именно — способность находить закономерности, лучшее знакомство с предметом запоминания и так далее. В тех же областях (как в примере с шахматами), где у ребенка базово знакомство лучше чем у взрослого, ребенок с запоминанием справляется быстрее. Эта история в практической плоскости применима к правильности подбора логически задач исходя из базовых возможностей ребенка и его мыслительному опыту. Также очень важным и интересным моментом оказалась ценность ошибок и на их анализе возможность понять, что действительно понимает ребенок, а в чем у него есть пробелы.
Всегда очень интересно читать статьи, в которых информация проиллюстрирована проведенными исследованиями с детьми. Как экспертность влияет на запоминание? Раньше об этом не задумывалась. Превосходство взрослых объясняется их большим знанием и пониманием информации, которую необходимо запомнить. Это очень интересная информация. Так же очень интересной было узнать о моделях обработки информации. И как она меняется по мере взросления ребенка.
Сейчас к детям очень часто предъявляют высокие требования к восприятию, вниманию, памяти и способностям ребенка решать проблемы. И задача взрослых, работающих с детьми — помочь увеличить объем и оптимизировать способы обрабатываемой информации.
Благодарю за интересную статью. Для меня не было большим открытием, что взрослые запоминают информацию лучше, чем дети, но из статьи узнала, что обусловлено это тем, что у взрослых больше знаний и понимания информации, которую нужно запомнить. Хорошим примером послужило исследование Мишлен Чи, в котором дети запоминали расположение шахмат на доске. Исследование выявило, что те дети, которые были более опытными в игре в шахматы, показали результаты лучше. Это можно сравнить с моим обучением в институте, пока у меня мало знаний и практики, у меня возникают сложности с запоминанием простых правил постановки вопроса в консультировании. Сюда же можно отнести и анализ ошибок — чем больше ошибок я сделаю, тем легче будет найти правильный подход. Я уверенна, что чем больше практики и знаний я получу, тем эффективнее будет продвигаться мое обучение в целом.
Полностью согласна с автором статьи, я тоже считаю, что, если ребенок в чем-то хорошо разбирается, например шахматы, интеллектуальные игры, даже знания грамматики и правил орфографии он явно будет компетентнее взрослого в этом вопросе. На своём примере я убедилась, что тогда, когда мой ребенок 5 лет пришел с подготовки к школе и попросил помочь мне доделать задание по орфографии, я поняла, что я в отличии от него намного хуже разбираюсь в этом вопросе. Из этого я могу сделать вывод, что чем больше знаний у ребенка тем лучше работает у него память, собственно говоря, как и у взрослого человека. У взрослого больше представлений и знаний о мире, поэтому нам легче понять проблему и применить нужную стратегию для ее решения. Но как показывает эксперимент с деньгами, дети не так глупы, даже когда не могут сосчитать до 20, они прекрасно понимают, что есть 10 монет и еще столько же. Думаю, если объяснить им пару раз, что 10+10=20, на третий раз они сосчитают правильно.
Из статьи я узнала о способах обработки информации, помогающих решать задачи: увеличение объёма и оптимизация способа ее обработки.
Лично для себя я отметила, что чем больше развиваешься, например, читаешь, узнаешь что-то новое, обучаешься тем лучше работает память, и, если не получается в чем-то разобраться задачу стоит упростить, и все получиться.
Почему взрослые запоминают информацию лучше, чем дети? На самом деле может показаться- что тут отвечать вообще? Но такой человек, как Мишлен Чи дал этому утверждение. взрослые обладают большим знанием и пониманием. очень заинтересовал эксперимент с шахматами, когда во время игры давали 10 секунд, чтобы запомнить расположение шахмат. Так и вышло, что взрослые запоминают большее количество чисел после одного просмотра. Но, дети, что играли профессионально в шахматы, запоминали быстрее и больше, чем взрослые новички. Этот факт в этой статье удивил больше всего. Достаточно интересно узнавать о способностях ребенка, как и при каких обостоятельствах он действует, как реагирует и что этому способствует.
В статье я узнала новую информацию о психологии развития у детей. А именно, что обьем знаний влияет на процесс обработки информации у детей. Впечатлили выводы из исследования памяти с шахматами Мишлен Чи. Она считает, что превосходство взрослых может быть объяснено их большим знанием и пониманием информации, которую необходимо запомнить, то есть сделала вывод, что знания играют важную роль в работе памяти. В личном и профессиональном плане я отметила , что обработка информации связана с анализом ошибок, то есть когда ребёнок допускает ошибки это и говорит о том, что ребёнок понимает, а так же, что ребенок не может принять и закодировать столько же информации сколько может взрослый. Спасибо за статью!
На самом деле взрослые запоминают информацию не лучше, чем дети – у взрослых более объемная база знаний, на которую опирается новая информация. Ребенок же может действовать наравне или даже лучше взрослых в той области, где они осведомлены лучше взрослых, то есть могут проявить свою экспертность. Это заключение вывела Мишлен Чи. Знания играют важную роль в работе памяти. В статье предложена стратегия по которой можно благодаря ошибкам ребенка в решении задачи определить что он уже знает. Развитие способностей детей может пройти двумя путями сделать более эффективным способ обработки информации или/ и увеличить объем обрабатываемой информации. Для меня в личном плане эта статья служит мотивацией к прочтению базовой литературы по психологии – это может мне помочь увеличить базу мою знаний в этой области.
Благодарю за статью. Познакомилась с тем, что объем знаний ребенка о проблеме, которую ему необходимо решить, является одним из аспектов развития и играет важную роль в способности детей кодировать, излагать информацию и использовать наилучшие стратегии в той или иной ситуации.
Интересный и наглядный пример с шахматами, экспериментально подтверждающий то факт, что в той области, где дети ориентируются лучше взрослых, они и действуют тоже лучше (ну или на равных).
Помню, что когда моя маленькая дочь собирала паззлы, она это делала намного лучше меня или другого взрослого из нашей семьи. Причем это касалось не только уже известных ей картинок, но и новых вариантов. В общем, в этом деле она была первой, что безусловно доставляло ей удовольствие.
Благодарю за интересную статью! Из неё я узнала о том, что подход обработки информации позволяет получить больше сведений и расширить теорию Пиаже.
То, что способность ребёнка к запоминанию связана не только с возрастом, но и с тем, какая база данных уже есть (в тексте приведён эксперимент с шахматами, в которых участвовали дети-эксперты и взрослые новички).
Ещё раз закрепила информацию о том, что качественно никаких изменений не происходит в когнитивных процессах ребёнка, меняется лишь то, что они трансформируются и становятся более эффективными.
В статье говорилось о том, что базовые знания играют важную роль. И также представление о когнитивных способностях можно получить не только из опытов, где ребёнок смог выполнить задание, но и из тех, где он сделал ошибку.
В целом, подход обработки информации рассматривает развитие способностей ребёнка посредством увеличение объёма информации и оптимизации способа обработки информации.
Интересно было познакомится с ещё одним подходом к изучению развития детей. Благодарю!
Статья познакомила с влиянием знаний на систему обработки информации в детском возрасте. Было произведено сравнение памяти детей и взрослых.Интересно,что взрослые обладают большей способностью к запоминанию, превосходство объяснено их большим знанием и пониманием информации. Но эксперимент с шахматами Мишлен Чи наглядно показывает,что дети действуют наравне или даже лучше взрослых в той области,где они осведомлены лучше взрослых.Знание и понимание объектов положительно влияет на работу памяти.Любопытно было узнать,что из «неправильных» ответов ребёнка тоже можно многому научиться,доказать менее сложные, но систематические стратегии, которые дети применяют для решения проблем.Прихожу к выводу, что помощь ребёнку в получении большего количества знаний,наилучший способ развитие у него памяти.
Спасибо за статью! Узнала, что для того, чтобы ребёнок выбирал ту или иную стратегию для решения проблемы -ему необходимо собрать всю информацию. Так ж познакомилась с учёным, которая работает в области когнитивных способностей и обучения. В эксперименте представилось сравнение памяти детей и взрослых-знания играют важную роль в работе памяти, но дети отлично запомнили не цифры, а фигуры. Улучшения развития может происходить за счёт увеличения обработки информации, либо за счёт обобщённого способа обработки информации. До себя в дальнейшем я бы использовала подобные статьи в работе со своим ребёнком, когда она у меня будет учиться в школе. Когда я буду понимать, что произойдёт у неё на когнитивной уровне, мне будет легче и я буду адекватно строить свои ожидания относительно ее способностей и обучению.
Как я поняла из статьи , что знания о предмете проблемы во многом определяет ее решение. Из за этого многие взрослые быстрее понимают и соответственно решают ее, как показал эксперимент с шахматами, когда быстрее проблему в игре рашили дети , которые более осведомлённые в игре в шахматы , чем взрослые менее осведомлённые в игре в шахматы. Из этого эксперимента понятно, что осведомлённость о сфере проблемы играет важную роль. Интересно, что по мере развития мозговые структуры остаются прежними , а изменяются только психические процессы применимые к информации. Из статьи поняла модель обработки информации : закодировать информацию, систематизировать и применить стратегии в обработке, и необходимы знания о мире для понимания проблемы или в принципе понимание сферы проблемы. И все эти этапы важны и как я поняла из статьи взаимосвязаны, так как снижение требований к одному, улучшает производительность другого этапа. Статья позволила понять, как можно влиять на развитие когнитивных способностей не только детей, но и взрослых, необходимо больше знаний о сфере решения проблемы.
Интересное отличие показано в этой статье по сравнению с предыдущими: здесь не возраст решает, а уровень понимания ситуации. То есть я быстрее обработаю ту информацию, содержание которой мне знакомо.
Статья мне говорит о том, что важны развивать ребёнка всесторонне, чтобы процесс обработки им информации был быстрее, в значит будут выше уровни когнитивных показателей.
Интересным было исследование о шахматах: где дети понимали больше и быстрее, чем взрослые. Я вспомнила свою дочь. Есть мультики, которые она знает от и до: всех персонажей, из характеристики, все песни ю, сюжеты. И если где-то проскальзывает информация, связанная с любимым мультиком, я долго не могу сообразить, о чем речь, тогда как она уже быстренько обработала всю информацию и выстроила стратегию, если это необходимо.
Из статьи я узнал, что знания играют важную роль в работе памяти. Считаю показательным в подтверждение этого тезиса был эксперимент с шахматами. Т.е. в процессе запоминания важен не возраст человека, а знания в рассматриваемой теме. Меня удивило, что в знакомой для ребёнка области, его механизмы работы с информацией могут быть эффективней, чем у взрослого. Узнал, что обработка информации связана с анализом ошибок и изучением неправильных ответов. Оказывается, вот зачем нужна работа над ошибками. Учась в школе я этого не понимал и думал, что это какое-то издевательство, чтобы ученик осознал своё несовершенство. В практическом плане знание данного механизма полезно для родителей. С его помощью можно составить более эффективную программу обучения и развития. На практике прочтение данной статьи дало мне понимание на какие моменты стоит обратить внимание при воспитании ребенка.
Как всегда, полезная статья о развитии детей. Вполне логично, что чем больше объем знаний у ребенка, тем быстрее и правильнее он запоминает новую информацию. Такие вещи я помню даже из своего детства, когда ты получаешь новые знания в какой-либо области, поначалу в голове может быть абсолютная путаница. Если ты видишь эту информацию во второй и более раз, она постепенно структурируется в голове, появляется какое-то понимание и представление о ней. И вот она уже где-то на полочке в памяти. Так классе в пятом средней школы, на уроках истории я не могла понять ни взаимосвязи исторических событий, ни какого-то общего хода истории, и лишь классе в десятом — одиннадцатом начало вырисовываться какое-то представление об этом. Думаю, это касается любых знаний.
Какие выводы можно можем сделать из этой статьи? Развивать память и способности наших детей. Постепенно расширять их кругозор, увеличивать объем их знаний. Параллельно с этим учить их учиться, учить находить нужную информацию, давать новые и новые представления о мире. И главное, предъявлять им требования, соответственно их возрасту и способностям, не ждать, что они сразу поймут и запомнят любую информацию. Не исходить из возможностей нашей памяти, не сравнивать их с собой, оценивая их память и способности.
Из статьи я узнал, что объём знаний которым распологает ребёнок о проблеме которую он пытается решить, является ключевым в решении этой проблемы. То-есть если ребёнок незнает английский, он ничего несможет сделать самостоятельно, а только под диктовку с репетитором, за энную сумму денег. Как происходит у меня с моим сыном.
Так же я узнал из статьи, что знания играют важную роль в работе памяти. Это наглядно видно на примере шахмат. Если ребёнок, что-то долго и упорно изучает, например как шахматы, то у него больше опыта в элементарном запомнить позиции фигур на доске. Естественно, что неопытный взрослый ему не конкуренция. И таких примеров в жизни много. Когда ты чем-то постоянно занимаешься, то преобретаешь навыки и опыт и человеку без такого «багажа» трудно будет с тобой соперничать. Но только преобретается всё медленно, а уходит быстро. Так же и памяти это касается. Заниматься от случая к случаю прогрессирующего результата не принесёт. Так же из статьи узнал, что развитие происходит либо при увеличении информации, либо за счёт оптимизации её обработки.
Спасибо.
Статья, наспех переведенная в последний осенний вечер, мне запомнится надолго. Не знаю, привыкну ли когда-нибудь к машинному языку в области психологии: «оптимизация», «в рамках структуры», «обработка информации»… А почему не фрезерная обработка? Но есть статья 1993 года E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke, её нужно впитать и высказать о ней своё мнение. Статья переведена небрежно, на скорую руку, пестрит огромным числом стилистических ошибок русского языка. Так, в главе «Пример анализа задачи обработки информации» в первом предложении пропущено слово «может»; много непонятных нерусских слов, требующих пояснения («вспоминание», «системы счисления», «балансир»); встречаются примеры тавталогии («Анализ, аналогичный анализу…», что дополнительно формирует отношение к тексту. Я уже не говорю о практическом содержании статьи, которая строится по типу «Волга впадает в Каспийское море», «если на улице идет дождь, то там сыро»: («способности ребёнка отличаются от способностей взрослого», «у него меньше знаний о мире», «он просто не может сосчитать двадцать пенсов, потому что он умеет считать только до десяти, что свидетельствует о нехватке знаний в предметной области»). Серьёзно? Однако напоминание о том, что сама осведомлённость в предмете или сам объём специфических знаний способствует лучшему запоминанию, независимо от возраста, конечно, полезно. То есть фактически статья поведала о том, что знания важны в работе памяти в детском, подростковом и юношеском возрасте. Что даёт мне эта информация в профессиональном или личностном плане? Не знаю. Можно когда-нибудь выиграть пари или при личной консультации успокоить родителей ребёнка.
Из статьи я узнал о важном моменте в подходе к обработке информации — иногда дети умеют больше взрослых в том, о чем больше знают. Эксперимент с шахматами подсказал мне идею, что если я хочу, чтобы моя дочка что-то запомнила, важно, чтобы она в принципе понимала о чем речь. Нельзя говорить: «пока просто запомни, объясню потом». И нельзя давать ей задачи с предметами, которые ей незнакомы или мало знакомы. Результат будет хуже. Еще статья дает понять, что если ребенок где-то не показывает выдающихся результатов, то вполне может быть, что это ему менее знакомо. Я теперь понял, зачем в школе уроки теории физкультуры. Вообще я подумал, что если моей дочке интересно рисовать, ей будет интересно и полезно узнать, как устроена бумага и карандаш. Я непременно ей об этом расскажу.
Очередная статья в которой рассказывается о развитии детей. Во время взросления при обработке данных и информации используются одни и те же мозговые структуры на протяжении всей жизни. Объем знаний ребенок может использовать при изложении информации, или стратегическом решении задач. Из-за недостатка знаний дети хуже взрослых запоминают числа. Но расстановку фигур на шахматной доске дети запоминают лучше. На примере анализа задачи обработки информации показано, что из-за недостатка знаний об окружающем мире у детей присутствует затруднение в числовых терминах. Но если снизить требования к ребенку, он может проявить способности решать более легкие задачи. Более смышленые дети могут сосчитать определенное количество предметов из имеющихся, а затем произвести подсчет оставшихся. Из этого следует, что у ребенка просто отсутствует знание по решению сложных задач, но дети могут использовать систематическую стратегию для решения проблем.
Прочитав эту статью мне стала ещё понятней предыдущая про сравнение процессов обработки информации ребёнком и компьютером. Вспомнила свой опыт: в возрасте где-то 3-5 лет меня отправляли в кооператив за продуктами за кефиром в стеклянной бутыли с крышкой из фольги, мне дико хотелось рассчитываться самой и быть важной, но я боялась, что меня обманут, ведь система была, что при сдаче бутылок платили сколько то копеек и на них, добавив можно было купить ещё кефир или батон(подробно для понимания сложности процесса цепочки задач). Однажды это и произошло. Дома меня поругали. Но я зареклась больше не бояться, а разобраться! Заставила родителей объяснить мне как считать деньги, убедила, что мне интересно, а им выгодно, быстро поняла сколько копеек в рубле и тд. И уже смело ходила в магазин считая в уме сколько мне дадут за бутылки и сдачи и тд. Позже, я не могла совладать с числами в элементарной задаче, фокусировалась больше на участниках задачи, нереалистичности условий(всё по книге, как говорится), а не на числах и решении задачи. Для папы был шок, он искренне не понимал как такое возможно, но быстро смекнул и перевёл на деньги, и сразу уже в 6 лет я смогла решать и задачи с переменными и дроби, только потому что понимала как считать деньги, могла представить их в уме по номиналу и размеру монеты. Вспоминая этот опыт и соотнося его со статьей, возвращаюсь всё же к пластичности живого мозга, системе интересов, чувств, стимулов, которые могут творить чудеса. С одной стороны эта теория вроде обьясняет хорошо, с другой создаёт ощущение ограниченности.
Спасибо за статью. Из статьи узнала, что способны запоминать информацию даже лучше взрослый если у них есть понимания и знания в той или иной области. Удивило, что дети способны запомнить имена одноклассников и предмет, который им хорошо знаком тем самым распределяя по гендерным принадлежностям. Вспомнила, что дочка которая учится во втором классе действительно знает, кто как учится и с лёгкостью может ответить где кто сидит. Вспоминая свои школьные годы, я уже в первом классе знала кто как учится и кого я могу подглядеть. Только вот имена я запоминала с трудом но зато знала в какую сторону повернутся тога когда учитель отвернулся на секунду. Исследование с шахматами показало, что дети способны мыслить лучше взрослых, тогда когда у них есть знания.
Статья в очередной раз напомнила о важности соответствия возможностей ребёнка и выдвигаемой ему задачи. Это очень важно учитывать при создании мотивирующей среды для ребёнка. Если мы будем пытаться обучить ребёнка тому, что может и соответствует возрастным нормам, но не входит в категорию его знаний о данной предметной области, то легко сделать поспешный вывод о его слабых интеллектуальных способностях, а чередой неудач убить в ребенке всякую мотивацию на старания даже в близких для него сферах. Считаю важным, в разрезе статьи, вспомнить о том, какими говорящим могут быть ошибки. Отсутствие решения поставленной задачи — это не результат. Результат — это пониманием причины отсутствия решения. И у одной и той же ошибки может быть большое разнообразие причин. Наверное именно этим меня и восхищает психология (в том числе, в контексте статьи — детская нейропсихология), т.е. тем, что это для специалиста словно математическая задачка, но с гораздо более интересными условиями, чем просто цифры. В процессе чтения статьи вспомнился курьезный случай из детства, обратный написанному, но подчеркивающий важность учёта всех причин неудачи. В каких-то младших классах повели меня к окулисту проверить зрение. Стою, как полагается, с прикрытым глазом и называю буквы на доске. В какой-то момент перестаю называть, потому что не получается разглядеть букву. Окулист, явно в недобром расположении духа, возмущённо говорит: «Ну! Что молчишь?! Буквы в школе что ли ещё не все выучила! Двойка по русскому небось?». Почему окулист ухватился за мои знания предметной области вместо своего прямого профиля — нехватки моего зрения, чтоб увидеть букву — остаётся смешной загадкой. Сейчас мне весело вспоминать эту историю, но тогда, как лучшей в то время ученице в классе, была очень обидна такая реакция окулиста, отчего, судя по всему, и запомнилась на всю жизнь.
Из статьи я узнала что было проведено несколько исследований по развитию памяти у детей , в одном из которых участвовали взрослые . Узнала о том , что было показано что не всегда взрослые могут справится с задачей направленной на развитость памяти лучше детей .
Так же , я узнала о том , что у детей склонных к появлению нескольких стратегий , не зацикливается на одной , больше шансов на решение проблемы или задачи.
Меня впечатлили результаты эксперимента Мишлена Чи , в котором требовалось запомнить расположение и количество шахмат . Были приглашены взрослые не обладающие специальными навыками в данной игре и дели с 3-го по 8-й класс которые хорошо разбирались в игре . Как мне кажется это было сделано для того чтобы уровнять шансы .
Меня весьма впечатлило, что юные опытные шахматисты показали лучшую производительность , недели взрослые . Так как знания играют важную роль в работе памяти .
В профессиональном плане , я осознала не стоит брать за основу факт , что взрослые умнее детей , ведь оказывается , если у ребёнка больше знаний в определённой сфере , он умнее взрослого , задействованного в той же сфере .
Статья натолкнула меня на идею , что когда я буду видеть что ребёнок чем то заинтересовался , и у него имеются определенные знания , можно поставить в пару с ребёнком или взрослым гораздо старше его , чтобы когда он выиграет , у него была гордость за то что он учил что либо или тренировался и теперь у него есть ещё больший стимул продолжать.
Спасибо за статью. В ней для себя отметила, что для эффективности запоминания ребенком информации по системе обработки информации, важно понимание им того, о чем идет речь. Интересно, что дети , в отличии от взрослых, при запоминании редко группируют похожие предметы. Ребенок не может принять и закодировать столько же информации сколько и взрослый из-за того, что у него меньше знаний о мире и применяемых стратегий, он меньше систематизирован в отношении того, какая информация закодирована. Именно при анализе ошибок у ребенка при решении проблемы повышает эффективность запоминания информации и повышается его способность решать проблемы.
Интересная статья, спасибо.из нее я поняла, что наличие навыков и опыта влияют на запоминание информации в целом. И конечно, очень удивительным был опыт с шахматистами, где не смотря на то,что дети запоминают меньше взрослых, все же в виду напопленного опыта детьми-шахматистами, они смогли преобладать в навыки запоминания перед взрослыми.тот факт, что именно при анализе ошибок у ребёнка появляется возможность и навык для большего запоминания и решения проблемы в будущем. Поэтому именно знания и накопленный опыт играют большую роль, и кстати, не стоит недооценивать работу мозга детей! Если опыт и знания ребёнка в определенной сфере выше чем у взрослого, то стоит прислушаться к тому кто опытные, не зависимо от его возраста.
Очередная статья про детей, которые несомненно важны, но очень хотелось бы увидеть более практические материалы. Про псих болезни, расстройства, тренинги и т.д. Из этой статьи я узнал, что память детей в специфических условиях может работать даже эффективнее, чем у не подготовленных взрослых. Так же я увидел, что работа мышления это прежде всего способность к обработке информации, которая может быть повышена за счет более эффективной системы запоминания и оптимизации. Что, мозг человека отчасти компьютер, который ту или иную задачу может решать с минимальными или же огромными ресурсами, в зависимости от эффективности программного кода. Так, что несмотря на то, что статья направлена на изучение детского мышления, я обнаружил для себя эту важную ассоциацию, которую можно использовать например в тренинговой работе.