Сегодня мы продолжаем обсуждать биологические основы поведения человека. Термины, которые нам встретятся: плейотропизм, гены-модификаторы, локус гена, сцепленное наследование генов, дефектный аллель, аномалии половых хромосом, продольное исследование.
Комплексное взаимодействие генов
В предыдущих статьях текущей темы мы обсудили довольно простую модель гена, где он определяет лишь одну характеристику. На самом деле существует более 1000 признаков, передающихся по законам наследования доминантных и рецессивных генов, многие из которых определяются не одним геном, а их взаимодействующей совокупностью. Это явление называется плейотропизм (действие одного гена на несколько фенотипических признаков). Кроме того, одна пара генов может влиять более чем на одну характеристику. Некоторые гены, называемые генами-модификаторами, влияют на действие или фенотипическую экспрессию других генов. Действие гена-модификатора четко показано при наследовании ранней катаракты. Возникновение катаракты определяется доминантным геном. Однако, тип помутнения и расположение катаракты на хрусталике, по-видимому, определяются генами-модификаторами. Точно так же дети с фенилкетонурией имеют разные уровни фенилаланина несмотря на то, что у них идентичные гены в критическом локусе (местоположение). Это связано с тем, что гены-модификаторы в других локусах определяют вариации количества фенилаланина и уровня интеллекта в нелеченых случаях.
Быо доказано, что большинство характеристик, интересующих психологов (интеллект, креативность, общительность, эмоциональность) не формируются одним геном. Вполне вероятно, что формирование этих качеств является результатом взаимодействия нескольких генов, а также факторов окружающей среды.
Половые хромосомы и характеристики связанные с полом
Из 23 пар хромосом 22 пары являются аутосомными, то есть ими в равной степени обладают самцы и самки. Двадцать третья пара половых хромосом у мужчин и женщин различается. У самки две Х-хромосомы (ХХ), а у самца Х и Y (ХУ) хромосомы. Х-хромосома примерно в пять раз длиннее Y-хромосомы и несет на себе больше генов. Поскольку мать обладает набором ХХ, ее яйцеклетка всегда содержит Х-хромосому. Однако, сперматозоиды могут нести Х- или Y-хромосому. Если сперматозоид с Х-хромосомой оплодотворит яйцеклетку, потомство будет женского пола (ХХ). Если сперматозоид несет Y-хромосому, потомство будет мужского пола (XY). Таким образом, пол ребенка определяется отцом.
Тот факт, что некоторые гены на Х-хромосоме не имеют эквивалентных генов на Y-хромосоме, приводит к появлению сцепленных с полом рецессивных признаков у мужчин (сцепленное наследование генов). Поскольку у мужчины может быть только одна Х-хромосома, то рецессивный аллель дефекта, присутствующий на ней, проявится заболеванием, так как на Y-хромосоме нет эквивалентного аллеля, противодействующего этому эффекту. У женщин фенотипическое выражение рецессивного дефектного аллеля будет определяться его взаимодействием с соответствующим аллелем на другой Х-хромосоме. Если совпадающий аллель является доминантным для нормального развития, он подавляет эффекты неблагоприятного рецессивного аллеля.
Например, гемофилия, заболевание, при котором плохо свертывается кровь, является сцепленным с полом рецессивным признаком, переносимым на Х-хромосоме. Так как признак рецессивный, то у женщины, получившей его по наследству, будет нормальная свертываемость, если только соответствующий ген от второго родителя не отвечает за гемофилию. Только если она гомозиготна по рецессивному гену, ее свертываемость крови будет нарушена. Простыми словами можно сказать так: гемофилия преимущественно мужское заболевание, она передается от деда к внуку через женщину-кондуктора (дочь деда и мать внука). То есть женщина чаще всего является носителем дефектного гена. Но в очень редких случаях женщина все же может болеть гемофилией при условии того, что ее отец болен, а мать является носителем дефектного гена. Напротив, если мужчина получает от матери дефектный генетический материал на Х-хромосоме, то генетика отца не имеет значения, сын будет поражен.
Помимо гемофилии существует много Х-сцепленных характеристик. К ним относятся дальтонизм, некоторые виды куриной слепоты, одна из форм мышечной дистрофии, диабет, атрофия зрительного нерва и расстройство, приводящее к неспособности вырабатывать антитела для борьбы с некоторыми бактериальными инфекциями. Высокий уровень выкидышей, младенческой смертности и более поздних смертей у мужчин отчасти объясняется их большей уязвимостью к расстройствам, сцепленным с полом. Даже устойчивость к некоторым детским болезням, по-видимому, связана с полом. Таким образом, хотя на 120 самцов зачинается 100 самок и рождается 106 самцов на 100 самок, этот численный дисбаланс быстро устраняется в ходе развития. Следует иметь в виду, что высокая смертность самцов в более поздние годы может быть обусловлена не только их генетической уязвимостью, но и более широким участием мужчин в рискованных приключениях, опасных профессиях, грубых видах спорта, насильственных преступлениях и войнах.
ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОЙ ДИСФУНКЦИИ НА ДЕТЕЙ С АНОМАЛИЕЙ ПОЛОВЫХ ХРОМОСОМ
Почему существует такое разнообразие в фенотипическом выражении аномалий половых хромосом? Продольное исследование (отслеживает изменения с течением времени) детей с аномалиями половых хромосом, проведенное Бендером, Линденом и Робинсоном (1987), дает ответ на этот вопрос. Сорок шесть детей с аномалиями половых хромосом, родившихся между 1964 и 1974 годами, были выявлены в результате скрининга 40 000 новорожденных в районе Денвера (Колорадо, США). Этих детей сравнивали с контрольной группой, состоящей из их братьев и сестер с нормальным набором половых хромосом. Всех испытуемых делили на выходцев из благополучных и неблагополучных семей (воспитание детей было неэффективным, семья сталкивалась с многочисленными стрессами, такими как бедность, злоупотребление наркотиками, алкоголем или смертью члена семьи). Было зафиксировано, что дети с аномалиями половых хромосом чаще, чем их братья и сестры проявляют нейромоторные, психосоциальные, академические и языковые проблемы. Различия в нейромоторных и речевых нарушениях были обнаружены в обоих видах семей. Но в случае психосоциальных и школьных проблем различия между здоровыми и больными братьями и сестрами были получены только в том случае, если дети происходили из неблагополучных семей. Был сделан вывод, что дети с хромосомными аномалиями подвержены большему риску нарушения развития, однако, психосоциальные и школьные проблемы возникают только в стрессовой неблагополучной семейной среде. Таким образом, важность факторов окружающей среды проявляется даже в фенотипическом выражении генотипа.
В следующий раз мы продолжим говорить про хромосомные нарушения. В том числе подробно рассмотрим одну из самых обсуждаемых аномалий — синдром Дауна.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: freepik.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, развитие новорожденного, локус гена, аллели, гомозигота, доминантный ген, рецессивный ген, фенилкетонурия, плейотропизм, гены-модификаторы, локус гена, сцепленное наследование генов, дефектный аллель, аномалии половых хромосом, продольное исследование, гемофилия, наследственные заболевания, половые хромосомы, фенилаланин, наследование катаракты.
Вполне логично предположить, что модель «один ген – один признак» применяется в медицинской генетике только для понимания принципов переноса информации. На самом деле любое заболевание или патология – это результат либо влияния одного гена на несколько признаков (плейотропизм), либо модификация одних генов с помощью других. Также я отметила, что результат воздействия окружающей среды, в особенности семейного статуса, очень сильно влияет на течение болезней и адаптацию детей с хромосомными аномалиями в обществе. Интересна и проблема сцепленных с полом заболеваний, т.к. иногда родители не могут понять, как в здоровой семье рождается больной ребенок, тогда как мать (чаще всего) является носителем дефектного аллеля. Х-сцепленные характеристики в основном проявляются у мужчин, т.к. для них любая информация, отсутствующая на их Y-хромосоме, будет выражена фенотипически. Поэтому и существует в обиходе такое распространенное мнение, что девочки более жизнеспособные, чем мальчики) Я отметила из статьи, что и выкидыши, и ранняя младенческая смертность больше характерна для мальчиков, и как раз связана со сцепленными с полом заболеваниями. На самом деле, частота подобных патологий возрастает при близкородственных браках, либо в закрытых популяциях людей, что в настоящее время встречается не так уж и часто. Но уж если в семье у кого-то из будущих родителей и оказалось генетическое заболевание, то консультация медицинских генетиков – хоть и редкое, но в данных случаях необходимое мероприятие.
Данная Статья оказалась очень познавательной , так как такое понятие как плейотропизм -действие одного гена на несколько фенотипических признаков я прочитала впервые . Узнала , что большое количество заболеваний может передаваться или нет в зависимости от Пола ребёнка . А за пол отвечает отец , так он является носителем Y-хромосомы . Не смотря на всю важность генетики , влияние среды , в которой растёт ребёнок имеет огромное значение для здоровья и развития . Да, наличие хромосомных аномалий безусловно , оказывает свое влияние на человека, но находясь в благополучной семье , многие нюансы можно скорректировать и свести к минимуму вероятные последствия . Эта информация является очень ценной для дальнейшей работы с людьми
Спасибо за перевод статьи. Я познакомилась с новыми терминами:плейотропизм, гены-модификаторы, локус гена, сцепленное наследование генов, дефектный аллель, аномалии половых хромосом, продольное исследование.
Удивительно,что интеллект, креативность, общительность, эмоциональность не формируются одним геном. Формирование этих качеств является результатом взаимодействия нескольких генов, а также факторов окружающей среды.
Высокий уровень выкидышей, младенческой смертности и более поздних смертей у мужчин отчасти объясняется их большей уязвимостью к расстройствам, сцепленным с полом.Высокая смертность самцов в более поздние годы может быть обусловлена не только их генетической уязвимостью, но и более широким участием мужчин в рискованных приключениях, опасных профессиях, грубых видах спорта, насильственных преступлениях и войнах.
Понимание взаимодействия и воздействия генов очень важно в развитии человека.
Из этой статьи я узнал, что одна пара генов может влиять более чем на одну характеристику.
Интеллект, креативность, общительность, эмоциональность — формирование этих качеств является результатом взаимодействия нескольких генов, а также факторов окружающей среды.
Меня удивило, что если сперматозоид с Х-хромосомой оплодотворит яйцеклетку, потомство будет женского пола (ХХ). Если сперматозоид несет Y-хромосому, потомство будет мужского пола (XY). Таким образом, пол ребенка определяется отцом.
Новый термин: плейотропизм — действие одного гена на несколько фенотипических признаков.
По статистике, 106 самцов рождается на 100 самок, этот численный дисбаланс быстро устраняется в ходе развития. Высокая смертность самцов в более поздние годы может быть обусловлена не только их генетической уязвимостью, но и более широким участием мужчин в рискованных приключениях, опасных профессиях, грубых видах спорта, насильственных преступлениях и войнах.
Дети с аномалиями половых хромосом чаще, чем их братья и сестры проявляют нейромоторные, психосоциальные, академические и языковые проблемы.
В личном плане я понял, что необходимо максимально снизить стресс у детей, что бы это не создавало психосоциальные и школьные проблемы.
Статья про гены несомненно очень интересна. И все эти новые термины плейотропизм, гены-модификаторы, локус гена, сцепленное наследование генов, дефектный аллель, аномалии половых хромосом, продольное исследование я лично не смогу запомнить , но прочитав хотя бы смогу понять общую картину .
Женщина — кондуктор , звучит смешно) Но конечно проблемы связанные с генами могут быть очень серьезными ! Природа конечно борется со всеми этими отклонениями , но все же они возникают. По мимо того, чтобы выбрать нужного партнёра учитывая все факторы генов, нужно ещё создавать благоприятную семейную среду.
Был сделан вывод, что дети с хромосомными аномалиями подвержены большему риску нарушения развития, однако, психосоциальные и школьные проблемы возникают только в стрессовой неблагополучной семейной среде. Таким образом, важность факторов окружающей среды проявляется даже в фенотипическом выражении генотипа.
В этой статье я продолжила знакомиться с комплексным взаимодействием генов. Новой информацией которую я узнала, это то что, формирование таких качеств, как интеллект, общительность, эмоциональность, формируются не одним геном, а являются результатом взаимодействия нескольких генов и факторами окружающей среды. Статья напомнила мне, что пол будущего ребенка зависит исключительно от того, какой сперматозоид оплодотворит яйцеклетку, если сперматозоид с Х-хромосомой оплодотворит яйцеклетку, потомство будет женского пола (ХХ), а если сперматозоид несет Y-хромосому, потомство будет мужского пола (XY). Новый термин с которым я познакомилась плейотропия — это действие одного гена на несколько фенотипических признаков.
Спасибо за статью! Познакомилась с такими понятиями, как плейотропизм, гены-модификаторы, локус гена, сцепленное наследование генов, дефектный аллель, аномалии половых хромосом, продольное исследование.
Было интересно узнать, что существует более 1000 признаков, передающихся через доминантные и рецессивные гены, многие из которых определяются не одним геном, а их совокупностью. Это явление называется плейотропизм (действие одного гена на несколько фенотипических признаков). Кроме того, одна пара генов может влиять более чем на одну характеристику.
Познавательной была информация, что большинство характеристик, таких как интеллект, креативность, общительность, эмоциональность не формируются одним геном.
Так же в статье рассматриваются болезни, которые чаще встречаются у мужчин, чем у женщин, или где женщина является переносчиком, а не мужчина-такая информация очень актуальна для тех, кто хочет завести ребенка. Например, гемофилия преимущественно мужское заболевание, она передается от деда к внуку через женщину.
Так же в статье рассматривали влияние окружающей среды на развитие ребенка с отклонениями. Был сделан вывод, что дети с хромосомными аномалиями подвержены большему риску нарушения развития, однако, психосоциальные и школьные проблемы возникают только в стрессовой неблагополучной семейной среде.
Таким образом, можно отметить, что важность факторов окружающей среды проявляется даже в фенотипическом выражении генотипа.
Из статьи узнала новое понятие плейотропизм, это взаимодействие одного гена на несколько фенотипических признаков. Интересно то, что психологические характеристики формируются несколькими генами и факторами окружающей среды. Удивил тот факт, что мужчин зачинается больше и рождается больше, но ввиду поведения смертность у них выше. Интересно, это только людей касается или животного мира то же.Из статьи так же узнала, что дети с аномалиями половых хромосом имеют проблемы языковые, нейромоторные , но они появляются только при неблагоприятном факторе развития в семье, при стрессе. Как вывод можно сказать хромосомные аномалии, даже если они и есть не являются определяющими в развитии и здоровье человека, есть вероятность, что они не проявятся если будут благоприятные условия жизни .
Да, было бы слишком просто в случае, если бы одна пара генов обеспечивала одну из характеристик.
Из статьи я узнала о плейотропизме — явлении наследования признаков, определяющихся совокупностью генов, а также действием одного гена на несколько признаков. Для создания большей степени вариативности природа предусмотрела наличие генов-модификаторов, которые влияют на наследуемые признаки посредством других генов. Получается то, что для формирования какой-либо характеристики человека имеет смысл взаимодействие нескольких генов и условий окружающей среды.
Мне было интересно узнать о механизме появления сцепленного наследования генов. Стала понятна причина особой уязвимости мужчин перед заболеваниями, связанными с половой принадлежностью. Удивительно, что и тут биология вносит поправку, будто преднамеренно увеличивая количество мужских особей по сравнению с женскими. Также я узнала о развитии детей, имеющих аномалии половых хромосом. Исследователи выявили у них наличие нарушений в некоторых сферах по сравнению с их братьями и сестрами. Причём различия, касающиеся школьных и психосоциальных проблем, были замечены в неблагополучных семьях. То есть, окружающая среда имеет значение в выражении аномалий половых хромосом. Обеспечивая благоприятные условия жизни, можно вполне скорректировать существующие дисфункции в организме ребенка. Спасибо за статью.
Благодарю за статью. В ней я познакомилась с новым понятием — плейотропизм — это действие одного гена на несколько фенотипических признаков. Интересный факт, что одна пара генов может влиять на многие характеристики. Вероятно, на интеллект, креативность, общительность, эмоциональность будет влиять не один ген, а множество.
Так же статья мне напомнила, что двадцать третья пара хромосом разная у женщин и мужчин: две Х-хромосомы и Х и Y хромосомы соответственно. Но меня поразило, что пол ребёнка определяется отцом, так как сперматозоиды могу нести Х- или Y- хромосому, а яйцеклетка всегда содержит только Х-хромосому.
Я узнала, что заболевание, при котором плохо свёртывается кровь, называется гемофилия. Это преимущественно мужское заболевание, женщина чаще является носителем гена.
Подводя итог, я узнала, что не один конкретный ген влияет на характеристики, наследуемые нами, а совокупность генов. Так же своё влияние оказываются факторы окружающей среды.
Спасибо за статью.Из статьи я узнал новые термины:плейотропизм, гены-модификаторы, локус гена, сцепленное наследование генов, дефектный аллель, аномалии половых хромосом, продольное исследование.Я узнал что существует более 1000 признаков, передающихся по законам наследования доминантных и рецессивных генов. многие из которых определяются не одним геном, а их взаимодействующей совокупностью.Было доказано, что большинство характеристик, интересующих психологов (интеллект, креативность, общительность, эмоциональность) не формируются одним геном. Вполне вероятно, что формирование этих качеств является результатом взаимодействия нескольких генов, а также факторов окружающей среды. Интересный факт,что двадцать третья пара половых хромосом у мужчин и женщин различается. У самки две Х-хромосомы (ХХ), а у самца Х и Y (ХУ) хромосомы.Если сперматозоид с Х-хромосомой оплодотворит яйцеклетку, потомство будет женского пола (ХХ). Если сперматозоид несет Y-хромосому, потомство будет мужского пола (XY). Таким образом, пол ребенка определяется отцом. Было зафиксировано, что дети с аномалиями половых хромосом чаще, чем их братья и сестры проявляют нейромоторные, психосоциальные, академические и языковые проблемы.
Благодарность за статью! Статья стала дополнением к раннее полученной мною информации из цикла статей и на сей раз я узнал, что проявление признаков организма зависит не только от унаследованных генов, но и от того, как гены взаимодействуют между собой! Генотип содержит информацию об определённых признаках, но они могут не проявляться в фенотипе, а также проявляться различным образом, в зависимости от того, как взаимодействуют гены. Из статьи я также узнал о алельном взаимодействие тогда, когда каждая хромосома имеет гомологичную хромосому, полученную от другого родителя. В этих хромосомах симметрично расположены аллельные гены, определяющие альтернативные признаки. И что вак в фенотипе проявится тот или иной унаследованный признак – зависит от типа взаимодействия генов. Известны мне также стали такие формы взаимодействия между аллельными генами: полное доминирование, неполное доминирование, кодоминированием и сверхдоминирование. И как итог, из статьи я узнал о взаимодействии генов и то, что на проявление признака влияют и аллельные, и неаллельные гены. Разнообразие типов влияния генов друг на друга определяет многообразие возможных наследуемых признаков. Для меня как специалиста информация была полезна с точки зрения влияния окружающей среды на подростка более значима и его социальное окружение (семья, друзья), нежели чем физиологические задатки и что при грамотной коррекции можно добиться результата и благополучной социализации молодежи! Благодарность за статью!
В результате прочения данной статьи я ближе познакомилах с хромосомной генетикой, в стаье по было рссказано о рраличиях между мужской и женской хромосомой и передачей генов свои детям,как рождаются мальчики и девочки с определенными заболеваниями и почему, как наследственность передается из поколения в поколение.Вывод сделан, что никто не застрахован от генетических заболеваний, невсегда окружающая среда или образ жизни влияет на генетические уродства так сильно,как сама генетика. В личном плане отразила у себя много наследственных заболеваний по отцу.Так же даже у ребенка есть отклонения хорошая среда способтвуют нормализации комфортной жизни.Лично я давно знаю,что пол ребенка зависит от отца, но вот меня удивило что набор рецесивных генов матери сильно влияет на мальчиков.
Из статьи узнал о таких понятиях, как плейотропизм-явлении наследования признаков, определяющихся совокупностью генов, а также действием одного гена на несколько признаков, гены-модификаторы, локус гена, сцепленное наследование генов, дефектный аллель, аномалии половых хромосом, продольное исследование. Удивил тот факт, что при зачатии мальчиков больше, чем девочек, хотя и смертность среди больше. Высокая смертность самцов в более поздние годы может быть обусловлена не только их генетической уязвимостью, но и более широким участием мужчин в рискованных приключениях, опасных профессиях, грубых видах спорта, насильственных преступлениях и войнах. Формирование интеллекта закладывается не одним геном, а являются результатом взаимодействия нескольких генов и факторами окружающей среды. В профессиональной сфере статья напомнила, что среда влияет на на развитие человека.
Прочитав статью, я узнала, что того, одна пара генов может влиять более чем на одну характеристику. Но при этом, многие характеристики, например интеллект или общительность, не формируются одним геном. Интересно было узнать, что пол ребенка определяется половой хромосомой мужчины. Также, я впервые прочитала о том, что заболевание гемофилия является мужским заболеванием.
Из статьи я узнала такие новые понятия, как плейотропизм, сцепленное наследование генов.
Я всегда думала, что высокая смертность мужчин связана с их образом жизни (участие в опасных видах деятельности например). Да, в частности это так, но так же дисбаланс превосходства по численности мужчин над женщинами решается еще их генетической уязвимостью. По ходу чтения статьи я уяснила зависимость хромосомных аномалий и нарушения развития. В очередной раз была поражена тем фактом, какой человек сложный организм, и как взаимосвязаны все частички нашего тела. Удивительно, как один маленький ген, может внести изменение в различные качества человека.
Спасибо за статью.Знакомит с многими терминами, связанных с генетикой: плейотропизм — один ген действует на несколько фенотипических признаков, гены-модификаторы- влияют на действие других генов. Удивительно, что большинство характеристик человека- интеллект, креативность,общительность, эмоциональность формируются взаимодействием нескольких генов и факторов окружающей среды. В статье познавательно описан процесс образования пола ребенка и что за пол ребенка отвечает отец, несущий либо Х-, либо Y-хромосому.Для себя отметила, что генетические заболевания зависят от сцепленного наследования генов, переносимых на X- хромосомах.Причем, переносимое заболевание на мужской X-хромосоме, содержащей рецессивный аллель дефекта проявится заболеванием по мужской линии.И продольное исследование позволяет отслеживать изменения с течением времени и под влиянием факторов окружающей среды, в частности на генотип стрессования влияет неблагоприятная семейная среда.
Из данной статьи я узнала о новых терминах, например: плейотропизм и гены-модификаторы. Новой информацией было для меня то, что пол ребенка определяется отцом, поскольку он несет в себе Х- или Y-хромосому, а яйцеклетка женщины всегда содержит Х-хромосому.
Интересно было узнать, что гемофилия (заболевание, связанное с нарушением свертываемости крови) является преимущественно мужским заболеванием, а женщина выступает в роли носителя дефектного гена, вызывающего указанное заболевание.
Кроме того, полезной стала информация о том, что психосоциальные и школьные проблемы у детей с хромосомными аномалиями возникают у детей из неблагополучных семей, а значит человек в силах изменить и снизить негативное воздействие хромосомных аномалий на развитие и социальную адаптацию ребенка путем создания благоприятной семейной атмосферы, в которой ребенок находится.
Из этой статьи я узнала новый термин плейотропизм — это действие одного гена на несколько фенотипических признаков. Так же я узнала, что существуют гены-модификаторы — это гены, влияющие на действие или фенотипическую экспрессию других генов. Пример-наследование катаракты, ее возникновение определяется доминантным геном, но тип помутнения и расположение определяется генами-модификаторами.
Так же узнала, что интеллект, креативность , общительность и эмоциональность формируются несколькими генами. Меня удивило то , что женщина может болеть гемофилией, если ее отец болеет и мать носит дефектный ген гемофилии. Ранее я думала, что всегда болеют только мужчины. Благодарю за интересную статью!
После прочтения данной статья, я поняла многие аспекты возникновения сцепленных с полом рецессивных признаков.
Так гемофилия преобладает у мужчин, у которых Х-хромосома не имеет эквивалентного гена на Y-хромосоме, и это приводит к появлению сцепленных с полом рецессивных признаков. Это объясняет причину появления преимущественно мужских болезней. Что интересно, такая болезнь, как гемофилия, передает женщиной, но проявляется у мужчины.
Так же в статье я узнала, что такие характеристики как: интеллект, креативность, общительность и эмоциональность определяются не одним геном, а взаимодействием нескольких генов, а также факторами окружающей среды.
Были проведены исследования, которые показали, что неблагополучная семейная среда с высоким уровнем стресса приводит к психологическим и школьным проблемам у детей с аномалиями половых хромосом. Поэтому важно понимать, что фактор среды, в которой растет ребенок, оказывает сильное влияние на его развитие.
В данной статье я для себя узнала много новых терминов таких как плейотропизм (действие одного гена на несколько фенотипических признаков) гены-модификаторы (влияют на действие или фенотипическую экспрессию других генов) , локус гена (местоположение гена), продольное исследование (отслеживает изменения с течением времени). Благодаря статье еще раз убедилась что несмотря на то что генетика имеет огромное влияние на развитие ребенка не менее важным является и то в какой среде растет и развивается уже рожденный ребенок. Знаю несколько мам которые не смотря на серьезные заболевания и отклонения, в нормальном темпе развития, своих детей не опускают руки и продолжают с ними заниматься, отвозят их на занятия к профессионалам то зачастую такие детки имеют большие шансы на нормальную жизнь в обществе. Спасибо за статью.
Генотип – не простая совокупность генов. Это сложная система взаимодействия между ними. Результатом совместного действия нескольких генов является формирование признака.
Статья позволила обновить знания о сцеплении генов. Гены одной группы наследуются сцеплено, а гены разных групп — независимо.
Все гены одной хромосомы образуют группу сцепления и наследуются совместно. Сцепленное наследование признаков, гены которых локализованы в одной хромосоме.
Влияние условий окружающей среды на генотип тоже очень интересно. Чем дольше и интенсивнее действует фактор окружающей среды, тем сильнее будет отклонение признака от нормы реакции. Можно сделать вывод, что в процессе адаптации к условиям окружающей среды организм может проявить изменчивость признаков в пределах норм реакции генов. Это можно рассмотреть на примере загара человека. Количество пигмента, которое синтезируют клетки нашей кожи индивидуально у каждого человека. Эта предрасположенность определяется индивидуально и передается генетически. Однако интенсивность загара одного и того же человека будет зависеть от степени освещенности (кол-ва УФ излучения) и места, где он находится.
Спасибо за статью. Новые для меня понятия: плейотропизм, гены-модификаторы, локус гена, сцепленное наследование генов. Отметила влияние гена-модификатора при наследовании таких заболеваний, как ранняя катаракта, гемофилия, фенилкетонурия. Было доказано, что интеллект, креативность, общительность и эмоциональность являются результатом взаимодействия нескольких генов в сочетании с факторами окружающей среды. Узнала о сцепленных с полом рецессивных признаках у мужчин(сцепленном наследовании генов) и как действует рецессивный деффектный аллель у мужчин и женщин на наследственность потомства. Узнала, что к списку Х-сцепленных характеристик относятся дальтонизм, куриная слепота, диабет, атрофия зрительного нерва. Интересная информация о продольном исследовании 1987г, проведенном Бендером, Линденом и Робинсоном в США. Ученые пришли к выводу, что «дети с хромосомными аномалиями подвержены большему риску нарушения развития, однако, психосоциальные и школьные проблемы возникают только в стрессовой неблагополучной семейной среде. Таким образом, важность факторов окружающей среды проявляется даже в фенотипическом выражении генотипа».
После прочтения статьи я узнала о новом явлении — плейотропизме. Суть его в том, что один ген влияет на несколько фенотипических признаков. А многие характеристики формируются несколькими генами, а также окружающей средой. Также для меня была интересной информация о сцепленном наследовании генов у мужчин. Простыми словами, есть наследственные заболевания, преимущественно мужские (гемофилия, дальтонизм, мышечная дистрофия). Мальчиков зачинается больше, чем девочек, но из-за аномалий, сцепленных с полом, достигается почти баланс — 106 самцов на 100 самок. В более поздние годы мужской смертности способствуют еще и более экстремальная жизнь у мужчин (хотя я бы поспорила на этот счет). Также я узнала, что дети с хромосомными аномалиями больше подвержены риску нарушения развития, но серьезные психосоциальные проблемы возникают только в неблагополучной семейной среде. Я отметила для себя важность воспитания детей в спокойной благополучной атмосфере, тогда многих проблем, связанных с генетикой есть возможность избежать. В дальнейшем буду стараться чаще обращать внимание на генетические предрасположенности людей к определенным заболеваниям с целью более глубокого понимания данного вопроса.
Спасибо за интересную статью. Из нее я повторила материал, который изучала на подготовительных курсах ВГУ и то, что мне рассказывал папа еще в дошкольном возрасте. Учитывая, что в 5-7 лет мне это было сильно сложно, а в 16-17 лет было еще много чего интересного в жизни, помимо основ генетики, материал воспринялся как основательно забытый) Например, значение термина «плейотропизм» я для себя заново открыла. На мой взгляд, как психологу и как маме двоих детей, главной идеей этой статьи является мысль о том, какое большое значение имеет среда, в которой растет и формируется человек не только для психологического, но и для соматического здоровья. Информацию про половые хромосомы и сцепленные с полом рецессивные признаки изучали в школьном курсе биологии.
Спасибо за статью. Как всегда узнала много новой информации, например, что за пол будущего ребёнка отвечает Y-хромосома, которая есть только у мужчин. Удивило, что зачатие мальчиков происходит чаще, чем девочек, но при этом они являются более генетически уязвимыми. Оказывается, даже сопротивляемость болезням у девочек выше, чем у мальчиков. То есть девочки на самом деле выносливее и крепче, и это объясняется x-сцепленными характеристиками. Полезной для меня информацией является то, что благоприятная среда и высокий социально-экономический статус семьи, могут скомпенсировать даже развитие детей с хромосомными аномалиями, и продольные исследования в этой области подтвердили данный факт.
Благодарю за статью,для меня сложно воспринимать подобную информацию,тем не менее снова узнала кое-что новое для себя. Например,что именно мужчина является единственным носителем Y-хромосомы,которая отвечает за пол будущего ребенка.Но больше всего в этой статье интересен момент,касающийся именно психологической стороны всех генетических процессов,т.е,например, такие характеристики как: интеллект, креативность, общительность,эмоциональность определяются не одним геном, а взаимодействием нескольких и при этом они еще и рассматриваются в совокупности с окружающей средой.
И как показали исследования неблагополучная семейная среда с высоким уровнем стресса приводит к психологическим проблемам у детей с аномалиями половых хромосом. Поэтому при работе с детьми так важно,в первую очередь,учитывать именно фактор среды,в которой он рос.
Из статьи я узнала новое определение, плейотропизм это множественное действие одного гена.
Я всегда знала, что ответственным за пол ребенка является мужчина, но не знала почему. Теперь я это знаю с научной точки зрения. Так как мужские половые клетки могут нести в себе, как Х, так и Y-хромосому, в яйцеклетке присутствуют только Х. Соответственно, от того какой сперматозоид оплодотворит яйцеклетку, несущий Х-хромосому или несущий Y-хромосому, будет зависеть пол будущего ребенка. Если от папы пришла Х-хромосома, ожидаем рождения девочки. Если в процессе оплодотворения участвовал сперматозоид с Y-хромосомой – родится мальчик.
Новой для меня информацией было, узнать про гены, обусловливающие развитие гемофилии, сцеплены с половой Х-хромосомой, поэтому заболевание наследуется по рецессивному признаку по женской линии. Наследственной гемофилией болеют практически исключительно лица мужского пола. Женщины являются проводниками гена гемофилии, передающими заболевание сыновьям. Удивляет, что есть случаи гемофилии у девочек, это может произойти тогда, когда мать-носитель и больной гемофилией отец.
Я задумалась о том, что, если пара планирующая ребенка находиться в группе риска, первым что им надо сделала, это сходила на медико-генетическую консультацию. Что бы собрать полную информацию о состоянии здоровья всех членов семьи и провести анализ родословной.
В личном и профессиональном плане прочитав стать я отметила, что на развитие организма оказывают влияние как генетические факторы, так и факторы окружающей среды. Отрицательное влияние семейной дисфункции на психофизиологическое развитие детей и подростков с аномалией половых хромосом не вызывает сомнения.
Прочитав статью я узнала о взаимодействии генов. Меня удивило, что ранняя катаракта передается через гены – модификаторы (влияют на действие или фенотипическую экспрессию других генов). Лично я всегда думала, что катаракта – это помутнение хрусталика глаза, которое возникает из за сильного напряжения, тяжелой работы и т.д. одним словом она не передается, а приобретается со временем. Так же я познакомилась с такими понятиями как: плейотропизм, локус гена, специальное наследование генов, дефектный аллель, аномалии половых хромосом. Итак, плейотропизм – действие одного гена на несколько фенотипических признаков. Локус гена – это местоположение гена. Сцепленное наследование генов – это некоторые гены на X-хромосомп не имеют эквивалентных генов на Y-хромосоме, приводит к появлению сцепленных с полом рецессивных признаков у мужчин. Дефектный аллель – это рецессивное фенотипическое выражение у женщин, которое будет определяться его взаимодействием с аллелем на X-хромосоме. Продольное исследование – отслеживание изменений с течением времени. Аномалия половых хромосом – это фенотипическое проявление генотипа. Я считаю что данная статья будет полезна многим читателям, но в частности будущим родителям, потому как в ней подробно описывается то, что может передаться ребенку от родителей и чего стоит остерегаться, а к чему быть готовым. Но все же считаю, что не стоит так паниковать, потому что не все передается по генам, на нас так же влияет и окружающая среда, в которой мы живем.
Из статьи узнала много новых терминов и любопытной для меня информации. Плейотропизм- действие одного гена на несколько фенотипических признаков. Существует более тысячи признаков передающихся по законам наследования доминантных и рецессивных генов. Гены — модификаторы — гены , влияющие на действие или фенотипическую экспрессию других генов. Было интересно узнать , что такие характеристики , например , как интеллект , креативность , общительность и эмоциональность не формируется одним геном . Формирование этих качеств является взаимодействием нескольких генов и факторов окружающей среды. Так же , меня удивило то , что пол ребёнка определяется отцом, никогда об этом не задумывалась. Крайне любопытная информация про x- сцеплённые характеристики. Дети с хромосомными аномалиями подвержены большему риску нарушения развития . Но только психоэмоциональные проблемы возникают в стрессовой и неблагополучной среде . В очередной раз прихожу к выводу , насколько огромную роль в жизни человека играет окружающая среда.
Данная статья погружает нас снова в биологические основы поведения человека и изучение генов.
Углубившись в текст мы видим новые определения, примеры и эсперемент. Очень удивило например , что в случае гемофилии именно мужчина является подверженным болезни а женщина всего лишь переносчик, » кондуктор», за редким исключением. Интересным так же показалось , что ген влияет на большое количество факторов развития. А самое главное в повторении предыдущих статей,- именно социальная среда и окружение имеют максимально поражающий фактор. От среды и уровня жизни родителей до школьного воспитания ребенка. Мозг просто кипит от возможных последствий, вариантов влияния и комбинаций генов на x и y хромосомах.
Для себя всем этим в который раз отмечаю важность буд-то незначительных деталей и внимание к ним. А так же дальнейшего изучения всего связанного с генетикой и средой развития. Спасибо.
В статье описывается влияние механизмов взаимодействия генного материала на передачу особенностей строения организма человека от поколения к поколению. Новым для меня стало явление сцепленного наследования генов. Интересно было разобраться, что это такое, и как это может влиять на передачу наследственных заболеваний через поколения. Также стал ясен механизм, как-бы запаса генетического материала ,за счёт того ,что самцов более подверженных генным заболеваниям, рождается больше, что необходимо для устойчивости популяции. В личном плане, статья дала мне понимание того, что несмотря на важнейшую роль генетики в психосоциальном и когнитивном развитии человека, она может быть компенсирована социальной, образовательной и семейной средой.
Добрый вечер. Спасибо Всем за данную статью. Очередная статья про гены с самого названия будоражит мой мозг и возникает непреодолимое желание закрыть статью. Поскольку из предыдущей статьи мне известно что генетически не является неизменным, следовательно и мои реакции можно изменить. Из данной статьи я узнал что мужчин рождается больше, но они больше подвержены различным расстройствам в младенчестве. Не стоит забывать что и смертность у мужчин выше из за их тяги к риску, азарту, необдуманным действиям. В итоге большая рождаемость мужчин по соотношению к женщинам идёт на спад в процессе жизни. Здоровые физически дети, подверженные стрессовым ситуациям в неблагоприятных семьях сталкиваются с трудностями. Тогда когда ребёнок рождается с числовой аномалией половых хромосом он неизбежно столкнётся с трудностями в развитии список отклонений при таких аномалиях не позволит полноценно взаимодействовать в социуме. Необходимо здоровое семейное окружение способное дать поддержку и минимизировать стрессовые ситуации.
Сегодня я узнал о комплексном взаимодействии генов. Это явление называется плейотропизм (действие одного гена на несколько фенотипических признаков). Большинство характеристик, интересующих психологов (интеллект, креативность, общительность, эмоциональность) не формируются одним геном.
Удивительным фактом для меня стало то, что в некоторых случаях только один из родителей является инициатором заболевания, как например гемофилии. Гемофилия преимущественно мужское заболевание, а женщина в данном случае просто переносчик.
Был сделан важный вывод о том, что факторы окружающей среды проявляется даже в фенотипическом выражении генотипа, так как психосоциальные и школьные проблемы возникают только в стрессовой неблагополучной семейной среде.
В личном и профессиональном плане я буду обращать больше внимания на окружающую среду, так как это благодатная почва для развития как негативных так и положительных черт индивида.
Из статьи узнала о комплексном взаимодействии генов между собой.Неудивительно,что одна пара генов может влиять сразу на несколько характеристик развития. Узнала,что гены-модификаторы влияют на действие других генов и определяют вариации количества того или иного компонента.Я отметила для себя,что за формирование интеллекта, креативность, общительность, эмоциональность отвечает совокупность генов в связке с факторами окружающей среды.
Новым для меня стало понятие сцепленного наследования генов и механизм передачи наследственных заболеваний через поколения.
Я отметила для себя,что кроме гемофилии существует много Х-сцепленных заболеваний.Это и дальтонизм и катаракта,а также диабет, атрофия зрительного нерва , высокий уровень выкидышей и младенческой смертности.И всё это связано с полом. Поэтому природа предусмотрела запас генетического материала в виде рождения большего количества мальчиков.
В личном плане я поняла,что генетические сбои в развитии можно компенсировать правильным уходом и социализацией.
Спасибо за статью. В профессионально плане узнала что интеллект, креативность, общительность, эмоциональность не формируются одним геном. Эти качества личности является результатом взаимодействия нескольких генов, а также факторов окружающей среды. Кроме того было интересно узнать, что пол ребенка определяется отцом. Удивительно, что высокая смертность детей или выкидыши может быть обусловлена активным участием мужчин в рискованных приключениях, опасных профессиях, грубых видах спорта, насильственных преступлениях и войнах. Дети с хромосомными аномалиями подвержены большему риску нарушения развития, однако, психосоциальные и школьные проблемы возникают только в стрессовой неблагополучной семейной среде.
Спасибо за статью. Очень было полезно узнать о таких вещах. Вот что я выяснила.
Новая концепция плейотропизма представляет собой взаимодействие одного гена по нескольким фенотипическим признакам. Психологические характеристики формируются несколькими генами и факторами окружающей среды. У детей с аномалиями половых хромосом возникают языковые, нейромоторные проблемы, но они появляются только при неблагоприятном факторе развития в семье. Дети с хромосомными аномалиями больше подвержены риску нарушений развития. Серьезные психосоциальные проблемы возникают только в неблагополучной семейной среде. Статья полезна для профессиональной сферы, особенно в работе с детьми.В личной сфере это поможет расширить свои знания биологии.
Из статьи узнала что существует более 1000 признаков, передающихся с помощью доминантных и рецессивных генов и многие из них определяются не одним геном, а совокупностью нескольких, что многие заболевания связаны с полом, что уменьшение численности самцов в популяции зависит от их генетической уязвимости, а также участием в опасных жизненных ситуациях. Важным и полезным было то, что проведенные исследования среди детей с аномалиями половых хромосом и здоровыми детьми выявили, что детям с аномальными чаще имели психомоторные психоэмоциональные академический языковые проблемы. И что психоэмоциональные и школьные проблемы возникали у таких детей только в неблагоприятной стрессовой среде.
Из статьи я познакомилась с понятием плейотропизм — действие одного гена на несколько фенотипических признаков. А ещё узнала что есть так называемые гены — модификаторы(влияют на степень проявления того или иного признака). Пример: возникновение болезни передаётся доминантным или рецессивным геном, а вот степень/форма заболевания определяется геном-модификатором. Теперь характеристики связанные с полом. В оплодотворённой клетке 23 пары хромосом(22-е пары аутосом — формируют тело, и 23-я пара — половые хромосомы, у женщины всегда X — хромосома, у мужчины X или Y , в зависимости от того с какой хромосомой сперматозоид определяется пол ХХ- щенщина, ХY- мужчина. Важный момент Xхр. длиннее Yхр. и несёт больше генов, поэтому если по женской линии есть рецессивные гены несущие заболевания или дефекты генов, а со стороны отца идёт Yхр. на которой нет таких генов для доминирования и вообще участия во взаимодействии генов, то это приведёт к появлению сцепленных с полом рецессивных признаков у мужчин. В целом, прибегая решению этой генетической задачи где отец здоров, а мать имеет дефектный ген ответ прост: 50/50 при рождении мальчика что он будет здоров или болен, и 50/50 что рождённая девочка будет абсолютно здорова или быть переносчиком/носителем. Существует ряд заболеваний который передаётся женщиной сыну: гемофилия, дальтонизм, диабет и тд.
Новое из статьи для меня следующее:действие одного гена на несколько фенотипических признаков является плейотропизмом При катаракте действует ген — модификатор и возникновение катаракты обусловлено доминантным геном.Это вызвало подлинный интерес, так как связано со зрением.
Удивило то, что интеллект, общительность,креативность человека формируется не одним геном,а результат взаимодействия нескольких генов плюс учитываются факторы окружающей среды.Впечатлило, что в случае, если гены на Икс- хромосоме не имеют эквивалентов на игрик — хромосоме, то это приводит к сцепленному наследованию генов.А это влечёт за собой такие заболевания как дальтонизм,куриная слепота, диабет,гемофилия.
Полагаю,данные продольного исследоваеия в статье, которые отслеживали детей с аномалиями половых хромосом помогут докторам и психологам проследить выходцев из благополучных и неблагополучных семей,сопоставить уровень стресса и сделать вывод — дети с хромосомными аномалиями подвержены большему риску нарушения развития из обоих видов семей.А вот школьные и психосоциальные проблемы чаще возникают в стрессовой атмосфере неблагополучных семей.Таким образом, влияние окружающей среды важно и проявляется в фенотипическом генотипе.Спасибо за статью, несмотря на обилие профильных мед.терминов, посыл понятен и вполне применим на практике для расширения кругозора.
В результате прочтения статьи я узнал некоторые особенности взаимодействия генов. Я узнал такой термин, как плейотропизм — это процесс, при котором один ген действует сразу на несколько фенотипических признаков. Что касается половых признаков, то я углубился в понимании, что именно отцом определяется пол ребенка, так как у матери всегда хромосомы ХХ, а сперматазоид отца несет хромосому Х или Y, если ХХ — будет девочка, если XY — девочка. Также новым для меня стало то, что высокий уровень выкидышей, младенческая смертность и более поздних смертей у мужчин связаны с их большей уязвимостью к расстройствам, сцепленным с полом. Однако более высокая смертность мужчин по сравнению с женщинами обусловлена не только генетической предрасположенностью, но и более опасными видами трудовой деятельности.
Спасибо за статью! Прочитав ее, я познакомилась с новыми терминами: плейотропизм, гены-модификаторы, локус гена, сцепленное наследование генов, дефектный аллель, аномалии половых хромосом, продольное исследование.
Меня поразило, что интеллект, общительность,креативность человека формируется не одним геном,а являются результатом взаимодействия нескольких генов,а также учитываются факторы окружающей среды.
Новой для меня оказалась информация о том, что гемофилия (заболевание, связанное с нарушением свертываемости крови) является преимущественно мужским заболеванием, а женщина выступает в роли носителя дефектного гена, вызывающего указанное заболевание.
В личном плане отметила, что фактор среды, в которой растет ребенок, оказывает сильное влияние на его развитие.
Очень интересная статья и цикл статей в целом. Из статьи я узнал, что один ген может влиять на несколько признаков (такое явление называется плейотрапизмом). Было интересно узнать про механизм, по которому пол ребёнка определяется отцом. В статье подробно описаны рецессивные признаки, переносимые Х-хромосомами (гемофилия, дальтонизм, куриная слепота и тп) На их примере объяснены высокий уровень мужской смертности, из-за их большей уязвимости к расстройствам, сцепленных с полом.
Также был интересен эксперимент, который показал, что дети с хромосомными аномалиями подвержены большему риску нарушения развития. Однако, что очень важно для работы психолога, выяснилось, что психосоциальные проблемы у ребёнка возникают только от стресса, полученного в неблагоприятной социально-экономической среде.
Поэтому можно сделать вывод о необходимости большой работы как врачей-генетиков, так и психологов, в деле нормального рождения и дальнейшего развития ребёнка. Спасибо за статью.
Из статьи я узнала, что по законам наследования доминантных и рецессивных генов передаются более 1000 признаков. Многие из них определяются не одним геном, а их взаимодействующей совокупностью. Одна пара генов может влиять более, чем на одну характеристику. Интеллект, креативность, общительность, эмоциональность формируются взаимодействием нескольких генов и факторов окружающей среды. Дети с хромосомными аномалиями подвержены большему риску нарушения развития. Также важную роль в фенотипическом выражении генотипа играет окружающая среда (неблагополучная семья), из-за чего у ребенка возникают психосоциальные и школьные проблемы. Для снижения влияния генов на ребенка очень важно создавать благоприятную атмосферу, в которой он растет.
Спасибо за перевод статьи. Было очень интересно узнать про взаимодействие генов в нашем организме. Вынесла для себя несколько новых терминов. Плейотропизм-это когда один ген может оказывать влияние на несколько фенотипических признаков. Также, гены-модификаторы — это гены, которые влияют на фенотипическое проявление других генов. Например, разно расположение помутнения при ранней катаракте.
Интересен и факт сцепленного наследования генов (чаще всего заболевания, вызванные рецессивными генами, связаны с мужским полом).
Поразил факт исследования влияния дисфункции семьи на детей с аномалией половых хромосом. Оказывается, что некоторые особенности детей с аномалиями хромосом могут не проявиться, если в семье благополучная атмосфера, а также за ребёнком выстроен правильный уход.
Для себя вынесла то, что необходимо уделять особое внимание здоровью ребёнка и его психофизическом развитию как в период вынашивания плода, так и после его рождения. Создавать благоприятные условия для его развития, заниматься корректировкой особенностей и, при необходимости, консультироваться со специалистами.
Я думаю, что информация из статьи может помочь тем людям, которые боятся неблагоприятного развития своих малышей с какой-либо аномалией.
Данная информация заставила меня задуматься о том, что будущим родителям необходимо изучить большой объём информации и пройти исследования перед тем, как зачать ребёнка, чтобы они могли обеспечить ему комфортную развивающую среду и безопасность.
Благодарю за статью! Впервые сталкиваюсь с термином плейотропизм- действие одного гена на несколько фенотипических признаков. Узнала, что одна пара генов может влиять более чем на одну характеристику. Меня удивило, что исходя из набора хромосом пол ребёнка определяется отцом. Расширила свои знания касаемо X и Y хромосом, у самки две Х-хромосомы (ХХ), а у самца Х и Y (ХУ) хромосомы. Х-хромосома примерно в пять раз длиннее Y-хромосомы и несет на себе больше генов. Согласно исследованиям, неблагополучная семейная обстановка с уровнем стресса приводит к школьным психологическим проблемам. Важно обращать на это внимание и понимать, что домашняя среда сильно влияет на развитие ребёнка. При работе с детьми нужно обращать на это внимание.
Спасибо за по-настоящему интересную статью! Я вспомнила для себя такие понятия как «плейотропизм» (действие одного гена на несколько фенотипических признаков), гены-модификаторы (те гены, которые влияют на действие или фенотипическую экспрессию других генов). Так же очень интересно было узнать, что большинство характеристик, интересующих психологов (интеллект, креативность, общительность, эмоциональность) не формируются одним геном. Вполне вероятно, что формирование этих качеств является результатом взаимодействия нескольких генов, а также факторов окружающей среды.
Для было новым, что если совпадающий аллель является доминантным для нормального развития, он подавляет эффекты неблагоприятного рецессивного аллеля, а с учетом того, что Y-хромосома в 5 раз больше Х-хромосомы, мне стало понятно почему большинство заболеваний, сцепленных с Х-хромосомой преимущественно «мужские» (чаще проявляются у мужчин).
Спасибо за статью!
Важным для меня оказалось то, что дети с аномалиями половых хромосом чаще, чем их братья и сестры проявляют нейромоторные, психосоциальные, академические и языковые проблемы.
Также полезная информация для меня, что различия между здоровыми и больными братьями и сестрами в случае психосоциальных и школьных проблем были получены только в том случае, если дети были из неблагополучных семей.
Я понял, что под неблагополучными семьями понимают неэффективное воспитание, многочисленные стрессы, такими как бедность, злоупотребление наркотиками, алкоголем или смертью члена семьи.
Я узнал, что такое сцепленный с полом рецессивный признак.
Интересно, что мужчин рождается больше, но они более уязвимы к расстройствам, сцепленным с полом. То есть в этом плане мужчины слабый пол. Природа все рассчитала и предусмотрела этот момент и то, что мужчины ведут образ жизни более опасный, по сравнению с женщинами.
Спасибо за статью, в ней новое узнала следующее: термины-плейотропизм; гены-модификаторы. Удивительным было то, что интеллект, креативность, общительность, эмоциональность(то, за чем наблюдают психологи) формируются несколькими генами и факторами окружающей среды. Узнала, что гемофилия преимущественно мужское заболевание, которое передается через женщину-кондуктора(тут имеется ввиду дочь деда и мать внука.)т.е. женщина является чаще всего носителе дефектного гена. В профессиональном плане эта статья пополнила мою копилку в познании теории в области биологии и генетики. В личном плане я, кажется, поняла выражение «во всем виноваты женщины». Вывод, который для себя хотелось бы сделать для себя состоит в том, что без теории не может быть практики. Такие статьи важны для дальнейшей работы в области психологии.
Спасибо за статью! В ней узнала новые для себя термины, например плейотропизм — действие одного гена на несколько фенотипических признаков, гены-модификаторы — это гены, которые влияют на действие или фенотипическую экспрессию других генов. Как говорят в простонародье «против генетики не попрешь», но все не так на самом деле, из статьи узнала, что даже если у ребенка есть различные отклонения, благоприятная окружающая среда будет способствовать нормализации жизни ребенка.В статье было сказано, что дети с хромосомными аномалиями подвержены большему риску нарушения развития, но как раз проблемы могут не возникать, если спусковых крючков, в виде стресса дома, не будет. Было интересно узнать о том, что интеллект, креативность , общительность и эмоциональность формируются несколькими генами.
Из данной статьи я узнал самое главное, что пол ребенка определяется отцом. Оказывается, что двадцать третья пара половых хромосом у мужчин и женщин различается и она формирует пол будущего ребенка. Еще узнал тот факт, что такое заболевание как гемофилия преимущественно мужское и передается от деда к внуку через женщину-кондуктора. То есть женщина чаще всего является носителем дефектного гена. Узнал для себя и то, что большинство характеристик, таких как интеллект, креативность, общительность, эмоциональность, не формируются одним геном. Формирование этих качеств является результатом взаимодействия нескольких генов, а также факторов окружающей среды. Узнал, что мужских особей зачинается больше чем женских, но во взрослой жизни эти показатели меняются из-за отсутствия инстинкта самосохранения у мужчин.
Из статьи я узнал о сложном и разнообразном влиянии одних генов на другие и на несколько фенотипов сразу. Также я узнал, что наследование некоторых генетически обусловленных заболеваний передается через Х-хромосому. В целом из этого цикла статей я узнал о механизмах передачи заболеваний детям через гены или аллели. Самое важное, о чем я узнал: даже при наличии хромосомных аномалиях ребенок вполне может социализироваться при условии благоприятной среды развития. Что мне это дает как психологу. Я могу обоснованно донести клиентам, которые испытывают трудности с воспитанием детей или пеняют на их ненормальность, что даже дети с генетическими заболеваниями могут не испытывать психосоциальных проблем. И уж если у их здорового ребенка проблемы с социализацией, значит точно проблема в среде.
Благодарю за статью. Из неё я узнала, что такое плейотропизм. Это действие одного гена на несколько фенотипических признаков. Так же существуют гены-модификаторы, которые влияют на действие или фенотипическую экспрессию других генов. Интересно, что такие характеристики как интеллект, креативность, общительность, эмоциональность не формируются одним геном. Данный материал напомнил о наборе хромосом у мужчин и женщин, а так же что пол ребёнка определяется отцом. Из-за того, что некоторые гены на Х-хромосоме не имеют эквивалентных генов на Y-хромосоме, приводит к появлению сцепленных с полом рецессивных признаков у мужчин, те сцепленное наследование генов. Я не знала, что гемофилия является сцепленным с полом рецессивным признаком, переносимым на Х-хромосоме. Которым в основном болеют мужчины, а женщины являются носителем дефектного гена. Оказывается, дальтонизм, куриная слепота, мышечная дистрофия, диабет, атрофия зрительного нерва, так же относятся к Х-сцепленным характеристикам. Это объясняет большую уязвимость у мужского пола.
Спасибо за интересную статью о взаимодействии генов. Я узнала такие термины, как плейотропизм (действие одного гена на несколько фенотипических признаков), гены-модификаторы (влияют на действие или фенотипическую экспрессию других генов), локус (местоположение) гена, продольное исследование (отслеживает изменения с течением времени), сцепленное наследование генов, дефектный аллель, аномалии половых хромосом. Так же новой информацией для меня стало то, что дети с хромосомными аномалиями из неблагополучных семей были в большей степени подвержены возникновению у них психосоциальных и школьных проблем, в отличие от детей с такими же аномалиями, но не растущих в стрессовой обстановке.
Данная статья далась мне достаточно сложно, так как содержит в себе очень много биологических терминов. Но при этом я столкнулась со многими новыми понятиями и теперь знаю, что плейотропизм- это действие одного гена на несколько фенотипических признаков. Оказалось, что одна пара генов может влиять более чем на одну характеристику, например гены- модификаторы. Закономерный вывод, что на некоторые характеристики, такие как общительность, интеллект, эмоциональность влияют не только гены, но и факторы окружающей среды. Было интересно узнать про половые хромосомы и их особенности. Запомнилась информация про совпадающий аллель, если он будет доминантным для развития, то он подавляет эффекты неблагополучного рецессивного аллеля! Также отметила для себя важность факторов окружающей среды в фенотипическом выражении генотипа.
Из статьи я узнал новый термин плейотропизм, понятие продольного исследования. Узнал, что действие одного гена на несколько фенотипических признаков называется плейотропизмом. Заинтересовало, чем продольное исследвание отличается от лонгитюдного? На примере возникновения катаракты познакомился с действием генов-модификаторов. Удивило, что формирование интеллекта, креативности и общительности не определяется одним геном. На формирование этих качеств также оказывает влияние окружающая среда. Узнал, что дети с аномалиями половых хромосом чаще проявляют нейромоторные, психосоциальные, академические и языковые проблемы. Интересно узнать о механизме появления сцепленного наследования генов. Удивило, что переносчиками чаще являются женщины, а более уязвимыми к генетическим заболеваниям являются мужчины. Именно поэтому природа преднамеренно увеличивает число мужских особей по сравнению с женскими.
Из статьи я узнала: плейотропизм — действие одного гена на несколько фенотипических признаков; гены-модификаторы — влияют на действие или фенотипическую экспрессию других генов; локус гена — местоположение гена; продольное исследование — отслеживает изменения с течением времени. Удивило, что зачатие мальчиков происходит чаще, чем девочек, но при этом они являются более генетически уязвимыми. Новой информацией было для меня то, что пол ребенка определяется отцом, поскольку он несет в себе Х- или Y-хромосому, а яйцеклетка женщины всегда содержит Х-хромосому.
Полезной в личном и профессиональном плане является информация о том, что возможно снизить негативное воздействие хромосомных аномалий на развитие и социальную адаптацию ребенка путем создания благоприятной семейной и социальной атмосферы.
Благодарю за статью! Из нее я узнала о взаимодействии генов. Меня удивило, что ранняя катаракта передается через гены – модификаторы (влияют на действие или фенотипическую экспрессию других генов). Я всегда думала, что катаракта не передается, а приобретается со временем. Так же я познакомилась с такими понятиями как: плейотропизм, локус гена, специальное наследование генов, дефектный аллель, аномалии половых хромосом. Итак, плейотропизм – действие одного гена на несколько фенотипических признаков. Локус гена – это местоположение гена. Сцепленное наследование генов – это некоторые гены на X-хромосомп не имеют эквивалентных генов на Y-хромосоме, приводит к появлению сцепленных с полом рецессивных признаков у мужчин. Дефектный аллель – это рецессивное фенотипическое выражение у женщин, которое будет определяться его взаимодействием с аллелем на X-хромосоме. Продольное исследование – отслеживание изменений с течением времени. Аномалия половых хромосом – это фенотипическое проявление генотипа.
В личном и профессиональном плане, статья будет полезна будущим родителям, потому как в ней подробно описывается то, что может передаться ребенку от родителей и чего стоит остерегаться, а к чему быть готовым.
Спасибо за статью из которой я узнала новые для себя понятия: плейотропизм (когда один ген действует на несколько признаков фенотипа), гены-модификаторы (гены, под влиянием которых одни и те же отклонения имеют разные формы, вариации, характеристики), женщина-кондуктор (женщина-носитель дефетного гена, который передается мужской линией, но женщин практически никогда не поражает). Узнала про то, что большое количество выкидышей и детской смертности у мужчин связано с их уязвимостью к расстройствам именно сцепленным с полом. Но самая важная информация для меня оказалась, что несмотря на то, что дети с хромосомными аномалиями подвержены большему риску нарушения развития, психосоциальные и школьные проблемы возникают только (!) в стрессовой неблагополучной семейной среде. В профессиональном плане эта информация сообщает о важности своевременной и компетентной психологической поддержки (и порой даже лечения) семьям в стрессовой неблагополучной ситуации (смерть члена семьи, наркотики, алкоголизм, трудное финансовое положение). В личном плане заметила насколько с большим интересом я изучаю информацию сейчас, которая была такой скучной в школе — мотивация учения через понимание зачем и для чего мне это нужно гораздо эффективнее, чем мотивация родительским ужасом от троек.
В результате прочтения данной статьи я расширила свои знания о биологических основах поведения человека, о том, как происходит комплексное взаимодействие генов, о половых хромосомах и связанных с ними дисфункциях. Меня удивил тот факт, что существует огромное количество признаков, передающихся на генетическом уровне, причем эти особенности определяются не обязательно одним геном, но их совокупностью, различными их (генов) комбинациями. В ходе изучения материалов статьи я познакомилась с рядом терминов и узнала их определение: плейотропизм – действие одного гена на несколько фенотипических признаков, гены-модификаторы – гены которые действуют опосредованно. влияют на проявление других генов, локус гена – местоположение определенного гена на карте хромосомы, сцепленное наследование генов – наследование признаков, гены которых находятся в одной хромосоме, аномалии половых хромосом – заболевания, передающиеся по наследству на генетическом уровне, носителем которых является женщина или мужчина. Полученная информация весьма полезна при планировании беременности, проверке матери и отца на предмет биологической совместимости. Да и в целом это заставляет задуматься о важности заботы о своем организме, наблюдению за ним и исследованию своих генетических особенностей для того, чтобы предупредить заболевания у своего потенциального потомства.
Из статьи я узнал, что плейотропизм это действие одного гена на несколько фенотипических признаков. Узнал, что на катаракту влияет ген модификатор. Раньше я об этом нигде не слышал и не читал, поэтому я об этом даже и не думал. Меня удивило, что такая болезнь, как катаракта зависит от генов. Так же я узнал из статьи и удивился, что такие качества, как креативность, интеллект, общительность — зависят от генов и не от одного, а от нескольких.
Так же из статьи я узнал, что пол ребёнка определяется отцом, его хромосомами. Это меня прям удивило. Так же из статьи я узнал, что гемофилия это мужское заболевание оно передаётся от дета к внуку, через его дочь или мать. Меня удивило, что 120 самцов зачинается на 100 самок, а рождается 106 самцов на 100 самок. И потом это количество самцов уменьшается благодоря войнам, опасным профессиям и экстремальным видам спорта, а так же незаконному образу жизни. В личном плане я увидел механизм каким образом генетика влияет как на простые заболевания как каторакта, так и на формирование численного количества мужчин и женщин.
Спасибо.
Спасибо за статью. Новым для меня термином стал «плейотропизм» — действие одного гена на несколько фенотипических признаков. Отметила, что одна пара генов может влиять более чем на одну характеристику. Из статьи я узнала, что согласно статистике, мужчин рождается больше. Однако их смертность (из-за риска, азарта, необдуманных действий), приводит к соответствию с количеством женщин, в течении жизни.
Согласно исследованиям, неблагополучная семейная среда, в которой присутствует высокий уровень стресса — приводит к психологическим проблемам у детей с аномалиями половых хромосом. Именно поэтому при работе с детьми так важно учитывать фактор среды, в которой он рос.