В большинстве категорий преступлений лидирует именно подростковая преступность. При этом мальчики переступают через черту закона значительно чаще, чем девочки. Также они являются одной из самых сложных групп для успешной терапии (Федеральное бюро расследований США, 1989 год). Даже после лечения уровень рецидивизма превышает 70%. Так получается отчасти из-за того, что назначить идеальную терапию очень трудно. Она или является весьма поверхностной и затрагивает максимум пару аспектов от общей характеристики малолетнего правонарушителя, или, наоборот, является слишком обширной. Во втором случае детей могут даже забрать из дома в специальные заведения коррекции.
Антисоциальное поведение связано с личными проблемами и трудностями в семье, группе сверстников, школе и обществе (Henggeler, 1989). Хенглер, Мелтон и Смит (в печати) использовали социально-экологическую модель развития Бронфенбреннера (1979), которая использовалась для разработки мультисистемой терапии, далее MST (MST; Henggler & Borduin, 1990), чтобы лечить семьи с многочисленными проблемами. Терапия MST пытается изменить процессы и системы внутри семьи, которые, по мнению ученых, связаны с антиобщественным поведением подростков. Речь идет о:
- Родительской дисциплине
- Семейных эмоциональных реакциях
- Компаниях сверстников
- Успеваемости в школе
Традиционная семейная психотерапия направлена на работу с изменениями отношений в семье. MST базируется на этом же принципе, но в дополнение, пытается терапевтически модифицировать, дисфункциональные взаимодействия, в различных условиях. Принципы семейной и поведенческой терапии используются для изменений отношений и социального реагирования. При этом терапия проводится в хорошо знакомых для ребенка условиях. Это могут быть школа или дом. MST пытается учитывать социальные системы, индивидуальные и социокультурные различия несовершеннолетних правонарушителей.
Хенгелер и его коллеги в своем исследовании (Hengeler et al., in press) случайным образом распределили 96 несовершеннолетних нарушителей. Стоит подчеркнуть, что это были не просто раздражительные юноши. Каждый из них уже не раз за свои 15 лет нарушал закон. Средний показатель группы составлял: 3.4 ареста, 8.1 недели предварительного заключения, 59% мальчиков имели, по меньшей мере, один арест за совершение тяжких преступлений. Молодых людей разделили на 2 группы и в течение 13.4 недели проводили 2 вида терапии. Первая группа получала стандартную терапию, включающую работу социальных агентств, комендантский час, принудительное посещение школы и наблюдение сотрудника службы пробации. Вторая группа получила MST терапию, при этом 33 часа был прямой контакт с терапевтом.
Для оценки эффективности терапии использовался мультиметодный набор измерений. Через 59 недель исследователи отметили подъем социальной компетенции, улучшение в семейных и дружеских отношениях. И наоборот снижение проявления психопатологий, как у детей, так и у их родителей. При этом MST терапия показала более положительные результаты, чем стандартный набор мер. Через 59 недель частота рецидивизма в группе MST составила 42%, а в группе стандартной терапии 62%. Рецидив попадания в тюрьму в группе MST составил 20%, а в группе стандартной терапии 68%. Помимо этого, группа, проходившая MST терапию, провела в тюрьме за 59 недель на 73 дня меньше, чем группа традиционной терапии. Через 59 недель ученые снова провели анализ происходящего в жизни молодых людей из обоих групп. Результаты MST терапии по-прежнему были впечатляющими по сравнению со стандартной терапией. Повышение сплоченности в семье, а также менее агрессивные и более доброжелательные отношения со сверстниками стали важными факторами в снижении преступной активности в MST группе. Помимо этого, был значительно снижен процент случаев попадания детей в тюрьму. В обычной группе подобных результатов, к сожалению, не наблюдалось.
«Мультисистемное лечение несовершеннолетних нарушителей: к альтернатива заключению». Журнал консалтинга и клинической психологии. Henggler, S. W., Melton, G. B., & Smith L. A. (в прессе).
Источники: ФБР (1989), Департамент юстиции США (1989). «Единые криминальные сводки». Вашингтон.
«Преступность в подростковом возрасте» Henggler, S. W. (1989).
«Мудрец» Newbury Park, Калифорния
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: психопатология развития ребенка, детская преступность, преступные наклонности у ребенка, терапия непослушного подростка, подросток не слушается, психолог для подростка, малолетние преступники, MST терапия, мультисистемная терапия, помощь проблемным семьям, терапия для проблемных семей, псиблог, психопатология развития
Вот. Согласна. Если ребёнок ведёт себя не правильно, относительно норм поведения, то отвечать должны родители тоже. Нужна гармония в семье. Был случай в маршрутке. Мамочка жаловалась на сна, который не учится в школе. И в момент разговора она произносит: «а я в дневник уже два месяца не заглядывала. А зачем». Вот действительно, а зачем родителю интересоваться успеваемостью в школе, если и так понятно, что он не успевает? Это было месяц назад, до сих пор вспоминаю.
Спасибо за статью. Из нее узнала о проведенных в США исследованиях о подростковой терапии несовершеннолетних преступников. Мультисистемная терапия (MST), включающая прямой контакт с терапевтом, в отличие от более классической терапии, даёт гораздо более впечатляющий результаты, в том числе влияющие на такой показатель как рецидив преступлений. После MST терапии этот показатель гораздо ниже, чем после обычной терапии.
Для меня стало ещё более очевидным, что среда предопределяет развитие ребёнка. Нужно обращать внимание на его окружение, сверстников, друзей, особенно в подростковом возрасте. Ну и естественно поддерживать комфортный «климат» в семье, быть в эмоциональном контакте с ребёнком.