Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Оценка статуса сверстников

Социометрическая техника – способ, с помощью которого можно измерить оценку статуса ребенка в коллективе. Детей просят определить количество сверстников, «которые вам особенно нравятся» и «нравятся не очень сильно». С помощью этих простых процедур выводятся различные меры социального статуса. На основании данных, полученных от сверстников, популярными являются дети, получившие наибольшее количество оценок «сильно нравится» и наименьшее количество оценок «не нравится». Непопулярные дети (отвергнутые), как правило, получают множество оценок по принципу «не нравится», в отличие от «забытых» или изолированных сверстников, на которых никто не обращает внимания.  Забытые обычно не имеют друзей, но в коллективе к ним относятся скорее нейтрально, чем критически. У обычных детей есть друзья, но их любят не так сильно, как популярных. Отторжение может происходить по разным причинам. Исследователи выделили две группы отвергнутых детей — агрессивные и неагрессивные (French, 1988; Parkhurst & Asher, 1992; Williams & Asher, 1987). Основываясь на различных критериях, включая оценки и наблюдения социометрии Френч (1988) выделил две подгруппы непопулярных (отвергнутых) мальчиков. Первая группа проявляла высокую агрессию, низкий уровень контроля поведения и замкнутость. Мальчики во второй группе были замкнуты, но не имели проблем с агрессией, самоконтролем и поведением. Аналогичные механизмы работают и для подростков обоих полов (Parkhurst & Asher, 1992). Очевидно, что детей отвергают по разным причинам.

У детей есть ожидания относительно того, как должны вести себя другие дети. Но являются ли эти ожидания основой для принятия или неприятия со стороны сверстников? Давайте рассмотрим некоторые личные характеристики и социальные навыки, которыми обладают популярные дети. Было бы приятно верить, что дети принимают или отвергают друг друга на основании таких качеств, как альтруизм, честность и чувствительность. Однако ряд характеристик, связанных с принятием сверстников, устойчив, его трудно изменить, и он мало связан с личными достоинствами отдельного ребенка. Дети не могут легко изменить свою внешность, расу, пол, возраст или имя, но эти атрибуты коррелируют с тем, насколько хорошо их принимают сверстники.

Первое впечатление: имя и внешность

Дети часто формируют первое впечатление о людях на основе поверхностных характеристик, таких как имя и внешний вид. Зачастую они отрицательно реагируют на незнакомые или странные имена. Сэм, Карен, Майкл и Стивен будут встречены группой более сердечно, чем Дуэйн, Дарси, Лана и Эбигейл (McDavid & Harari, 1966). Однако важно не переоценивать важность имен. Это лишь одна из многих переменных, влияющих на социальное принятие. Среди президентов Соединенных Штатов в двадцатом веке были Теодор, Вудро, Уоррен, Кальвин, Герберт, Ранклин, Дуайт, Линдон и Джеральд. Вице-президенты включали Албена, Дерта и Спиро. Возможно, многие американцы проголосуют за человека, с которым вовсе не хотели бы дружить. Другими словами имя – не главное. (Asher, Oden, & Gottman, 1976, р. 3).

Хотя каждый слышал изречение «главное в человеке — душа», физическая привлекательность наглядно видна в ответах и оценках детей и взрослых. Дети в возрасте от 3-х до 5-ти лет уже могут отличать привлекательных детей от непривлекательных. Причем  судят они об этих детях по тем же физическим характеристикам, что и взрослые (Langlois, 1985).

И дети, и взрослые приписывают более желательные характеристики привлекательным детям чаще, чем непривлекательным. Привлекательным детям приписываются: независимость, отвага, дружелюбие, общительность и самодостаточность. Подлость, агрессию и антисоциальное поведение дети автоматически приписывают непривлекательным, с их точки зрения, сверстникам (Langlois & Stephan, 1981). Иметь привлекательную внешность более важно для принятия девочек, чем для принятия мальчиков (Vaughn & Langlois, 1983). Таким образом, преобладает мнение, что хорошо то, что красиво.

Основаны ли данные предпочтения исключительно на зрительном восприятии или в этом есть поведенческая подоплека? Ланглуа и Даунс (1979) не обнаружили разницы в социальном поведении привлекательных или непривлекательных трехлеток. Однако непривлекательные 5-ти летние дети чаще проявляли агрессию, били сверстников, играли активно и шумно и играли с мужскими игрушками. Эта возрастная тенденция предполагает, что агрессивное поведение может быть реакцией на негативное восприятие окружающими. Возможно, негативные ожидания и представления сверстников и взрослых о непривлекательных детях способствуют возникновению тех самых характеристик, которые приписываются этим детям. Люди действительно ведут себя до некоторой степени в соответствии с ожиданиями других. Возможно, в данном случае именно это играет значительную роль.

Возраст и принятие сверстников

В некоторой степени связь между возрастом и выбором партнера по игре может быть объяснена тем фактом, что для маленьких детей группы в западных обществах  разделены по возрасту. Во многих культурах, таких как Индия и Африка, например, особенно в тех, где дети старшего возраста несут ответственность за уход за маленькими детьми, более распространены разновозрастные игровые группы (Whiting & Edwards, 1900). Однако в американской культуре дети большую часть времени проводят со сверстниками и лишь 1/3 часть времени с детьми, которые старше их более чем на 2 года (Ellis et al., 1981).

Старшие и младшие сверстники выполняют разные функции. При этом, каждый из них осознает, что их роль зависит от возраста (старшие должны помогать младшим, малышам нужно играть и.т.п.) (Edwards & Lewis, 1979). Кросс-культурные исследования детей на трех континентах показывают, что фактически все дети понимают различные функции детей разного возраста (Whiting & Edwards, 1988).

Для социально изолированных или плохо приспособленных детей младшие сверстники могут предоставить возможность приобрести воспитательные или социальные навыки. Детям с эмоциональными или социальными проблемами также легче добиться принятия у тех, кто младше их (Hetherington et al., 1979). Кроме того, дети младшего возраста могут быть менее опасными и демонстрировать социальные навыки на уровне, более сопоставимом с уровнем социально незрелого ребенка или ребенка с отклонением в развитии. Взаимодействие с более молодыми сверстниками может играть терапевтическую роль. В знаменитых исследованиях Харлоу неблагоприятные социальные последствия длительной изоляции для макак-резусов были устранены программой длительного контакта с молодыми обезьянами (Suomi & Harlow, 1972). Более того, Фурман, Рахе и Хартуп (1979) обнаружили, что общительность социально замкнутых 4-х и 5-ти летних детей может быть улучшена путем установления контактов с более молодыми сверстниками.

Несмотря на вклад старших и младших сверстников, предпочтение сверстников того же возраста играет особую роль в социальном развитии.

Даже если бы детей разного возраста не делили по классам в школе, они бы сами сделали это. Ведь научиться быть хорошим борцом можно только среди одноклассников: более крупные парни победят, а с маленькими драться легко. Сексуальный опыт в период полового созревания с более крупными людьми вызывает слишком много беспокойства, а сексуальный опыт с более маленькими не очень интересен. (Hartup, 1976, р. 10)

Пол и принятие со стороны сверстников

Пол ребенка оказывает заметное влияние на выбор партнера по играм. Даже в дошкольном возрасте сверстники одного пола предпочитают играть вместе, и эта тенденция усиливается в начальной школе (Maccoby, 1988). Эта закономерность меняется только в раннем подростковом возрасте, когда начинаются свидания. Часто сегрегация по половому признаку начинается рано. Послушаем этих дошкольников:

Джейк и Дэнни вместе качаются на больших качелях.

Лора (подбегая, взволнованно): Можно к вам?

Джейк (решительно): Нет!

Дэнни (еще более решительно): Нет !

Джейк: Мы не хотим. Это только для мальчиков (После того, как Лора уходит, я спрашиваю Джейка, почему он это сказал.)

Джейк: Потому что нам нравятся играть только с мальчиками.  (Rubin, 1980, p. 102)

В средней школе наблюдается аналогичная ситуация:

Стулья в комнате мистера Сокера расставлены в форме широкой неглубокой буквы U. Когда первые несколько детей входят в комнату, Гарри говорит Джону: «С этой стороны сидят только девчонки». Гарри и Джон садятся в другое место 1981, стр. 62)

Конечно, есть исключения, но межполовая  дружба в начальной школе часто протекает в подполье. Мальчик и девочка могут оставаться друзьями вне школы. Например, они могут общаться в церкви или по соседству, но обычно держат свою дружбу в секрете от одноклассников (Gottman, 1986; Thorne, 1986). Некоторые исследователи считают такой низкий уровень взаимодействия между полами скорее недостатком системы, чем достоинством. Они полагают, что межполовая игра расширяет спектр поведенческих стилей и занятий, расширяет  потенциал ребенка и помогает оценить качества, которые присущи обоим полам »(Rubin, 1980, р. 104).

Что может быть причиной добровольной сегрегации и неприятия между мальчиками и девочками? Похоже, это связано с различиями в  интересах и предпочтении игр у девочек и мальчиков. Изучая мальчиков и девочек в начальной школе, Торн (1986) обнаружил заметные различия в стилях игры обоих полов. Девочки, как правило, играют в малоэнергетические игры небольшими группами возле здания школы и под присмотром взрослых. Мальчики занимают почти в десять раз больше места, чем девочки, и играют в энергичные игры  в младшем возрасте и организованные игры, ориентированные на правила, когда они становятся старше. По мере развития девочки старшего возраста предпочитают неструктурированные, неорганизованные занятия, такие как разговоры и прогулки, в отличие от структурированных групповых занятий (Savi Williams, 1987). Более того, мальчики вовлекаются в шумные, грубые игры или игры с кубиками и машинами (DiPietro, 1981; MacDonald & Parke, 1984), в то время как девочки предпочитают рисовать, читать книги и играть в куклы (Eisenberg, Murrey, & Hite, 1982).  Даже в ролевых играх существуют различия: мальчики чаще разыгрывают роли супергероев, а девочки изображают семейных персонажей (Connolly, 1980; Garvey 1990). Игра не может закончится хорошо, когда Бэтмен и Робин встречают маму и ее маленького ребенка! Весьма вероятно, что если традиционные сексуальные роли распадутся, то у мальчиков и девочек появятся общие интересы, они станут принимать друг друга и взаимодействовать.

Социальные навыки и признание сверстников

Дети разного социального статуса различаются своими целями и стратегиями поведения в коллективе. Реншоу и Ашер (1983) представили учащимся третьего-шестого классов гипотетическую социальную ситуацию и попросил детей выбрать подходящую цель.

Два примера:

Вы с семьей переехали в новый город. Это ваш первый день в новой школе. На переменке, дети выходят играть.

— или —

Вы просите нового друга-соседа, посмотреть мультфильмы в субботнее утро. Примерно через десять минут ребенок переключает канал, не спрашивая.

Дети с высоким социальным статусом, в отличие от детей с низким социальным статусом, сосредоточены на желании общаться и сочувствовать другим детям (например, «Я бы хотел дружить с ними»). Точно так же дети старшего возраста, в отличие от детей младшего возраста, с большей вероятностью предлагали данные типы позитивных целей, которые фокусируются на желании быть дружелюбным, но более осторожным образом («Я готов дружить, но мне нужно немного присмотреться»). В это же время, младшие дети чаще имеют враждебную цель («Я бы хотел отомстить этому ребенку»).

Совершенно ясно, что дети также различаются в своих стратегиях. Дети с высоким социальным статусом более прямолинейны, для них фраза: «Привет, давай играть» более характерна, чем для их ровесников с низким социальным статусом. Более того, дети старшего возраста с низким статусом, избегают прогулок в одиночестве в отличие от их сверстников с более высоким статусом. Как показывает это исследование, цели и стратегии детей разного социального статуса различаются.

Кроме того, социальные навыки, такие как подкрепление других, способность эффективно инициировать взаимодействие и хорошо общаться, играют важную роль в социальном принятии (Coie, Dodge, & Kupersmidt, 1990). Ребенок в новой школе, который хочет завязать отношения, но при этом молчалив или агрессивен, или дает неуместные ответы, никогда не будет успешен в данном коллективе. И наоборот, маленький ребенок, который что-то спрашивает (например, «Где вы живете?»), отвечает (например, «Мой любимый вид спорта — баскетбол»), пытается вовлечь другого ребенка в совместную деятельность (например, «Хочешь помочь мне построить этот замок из песка?»), вскоре будет принят группой (Putallaz & Gottman, 1981).

Настойчивость и гибкость также помогают найти контакт со сверстниками. Многим детям отказывают или игнорируют, когда они впервые пытаются начать взаимодействие со своими сверстниками, но большинству детей в конечном итоге удается быть принятыми. Способность предпринять альтернативные стратегии, когда первоначальные попытки терпят неудачу, важны для успешного взаимодействия со сверстниками. Готовность детей к упорству частично объясняется их различными представлениями о том, что произошло, когда их первоначальные попытки завязать общение потерпели неудачу. Некоторые думают, что проблема возникла из-за недостатка усилий или недопонимания — временная проблема, которую можно исправить. Другие считают свою неудачу следствием собственной неспособности («Это произошло потому, что мне трудно заводить друзей»). В отличие от первой группы, вторая с меньшей вероятностью продолжит попытки заводить друзей. Это та же проблема, которая существует у детей в плане умения достигать цели.  Например, дети, которые думают, что им не удалось решить математическую задачу, потому что они «плохо разбирались в математике», бросают попытки раньше, чем их одноклассники, которые думают, что они просто недостаточно старались.

Исследования (Coie et al., 1990) выявили модели поведения, связанные с социальным статусом сверстников. Они сравнили детей четырех разных социальных статусов: популярных, средних, отвергнутых и брошенных. Каждый социальный статус связан с особым социальным поведением. Популярные мальчики, которые придерживаются более просоциального поведения, редко бывают агрессивными, и они помогают устанавливать правила и нормы для группы. Отвергнутые мальчики агрессивны и активны, а брошенные мальчики менее агрессивны, менее разговорчивы и более замкнуты.

Часто непопулярные дети имеют множественные когнитивные и поведенческие дефициты, и именно сочетание проблем приводит их к неудачам со своими сверстниками. Различные недостатки отвергнутых или агрессивных детей часто приводят к ухудшению отношений со сверстниками. Хотя важны отдельные факторы, в действительности несколько факторов  действуют вместе, приводя к не желаемым социальным результатам.

В следующий раз мы обратимся к последствиям непопулярности среди сверстников.

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: влияние игр на ребенка, зачем ребенку общаться со сверстниками, детская психология, научная психология, социализация, детские игры, когда дети начинают играть друг с другом, психология школьника, психология дошкольника, популярные дети, непопулярные дети, любимчики в школе.

53400cookie-checkПринятие ребенка в детском коллективе