Хотя мы не помним себя в младенчестве, но уже тогда мы могли формировать воспоминания
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
- Большинство взрослых не могут вспомнить ничего из того, что было с ними до 2-3 лет.
- Автобиографические воспоминания часто связаны с ощущением прошедшего времени, о котором младенцы начинают задумываться лишь много позже.
- Любые воспоминания, которые мы утверждаем, что помним до 2-3 лет, могли быть созданы на основе чьего-то пересказа события.
Самое первое, что я могу вспомнить в своей жизни, это то, как мой новорожденный младший брат впервые попал домой из роддома. Я помню, как мои родители поднимались по лестнице в нашу квартиру на втором этаже и клали его в кружевную голубую люльку. Я подумал тогда: «Мне два с половиной года», возможно, сравнивая свое «долгожительство» с несколькими его днями на земле. Это воспоминание очень смутное, но оно есть, и оно короткое. Другие воспоминания о том же времени еще более туманны и кратки, а воспоминания о том, что было до того, как мне исполнилось два с половиной года, вообще отсутствуют.
Младенческая амнезия
Мое первое воспоминание типично для первых воспоминаний большинства людей. Как правило, они начинаются не раньше 2-3 лет, и обычно это автобиографические воспоминания или воспоминания о том, что с вами произошло. Они также обычно связаны с каким-то важным или эмоциональным событием, которым для меня был день, когда в моем мире появился младший брат. Когда мы не можем вспомнить что-либо до этого возраста, психологи называют это явление младенческой амнезией. Но почему же мы переживаем младенческую амнезию? И почему мы не можем вспомнить ничего до 2-3 лет?
Мы не знаем наверняка, но существует множество теорий. Одна из ранее развенчанных теорий гласит, что младенцы вообще не могут формировать воспоминания. Теперь мы знаем, что это не так. Младенцы, безусловно, могут что-то запоминать. Они могут научиться запоминать лицо своей матери в течение нескольких часов после рождения. Точно так же большинство родителей знают, что их дети могут их запомнить. Ведь в возрасте 2-3 месяцев младенцы улыбаются знакомым лицам, показывая, что они узнают и помнят самых важных людей в своей жизни.
Для изучения того, что могут запомнить младенцы, исследовательница из Ратгерского университета Кэролин Рови-Колье разработала забавную задачу, подходящую для младенцев в возрасте до 6 месяцев. Для выполнения задания она укладывала младенцев на спину в кроватку, над которой висел мобиль. На мобиле висело несколько игрушек, чтобы привлечь внимание малышей. Пока младенцы лежали, она измеряла, как сильно они толкаются ножками. Далее следовала хитроумная часть: она привязала веревку от пухлой ножки младенца к концу мобиля, чтобы при каждом пинке младенца мобиль подпрыгивал вверх-вниз. Она быстро обнаружила, что даже самые маленькие младенцы понимают, что они управляют этим сценарием, и каждый раз, когда они пинаются, мобиль двигается. Очень скоро они стали много пинаться — гораздо больше, чем до того, как мобиль был привязан к их ногам, — что свидетельствовало о том, что они усвоили связь между пинками и движением мобиля.
Но Рови-Колье интересовало не столько то, научились ли младенцы тому, что они могут заставить мобиль двигаться, сколько то, помнят ли они, что могут заставить мобиль двигаться, когда их проверяли через день или два. Она обнаружила, что младенцы в возрасте 2 месяцев помнили то, чему научились, и начинали пинаться, как только снова видели мобиль, даже спустя день или два (Rovee-Collier, 1999г.). Самые маленькие младенцы могут помнить только в течение нескольких дней, но по мере взросления младенцы могут запоминать на все более длительные периоды времени. Это говорит о том, что с самого раннего возраста младенцы могут формировать воспоминания. Таким образом, неспособность формировать воспоминания — это не то, что мешает нам помнить то, что было в детстве.
Автобиографическая память
Важно отметить, что тип памяти, который проверяется в исследовании по мобильному пинанию, отличается от тех видов памяти, когда пытаемся вспомнить свое прошлое. Воспоминание о том, что пинки могут привести в движение игрушку, называется процедурной памятью, или памятью о том, как что-то работает. Как я уже говорил, когда я вспоминаю день, когда моего брата привезли домой из роддома, это автобиографическое воспоминание, или воспоминание о чем-то, что произошло со мной в моей жизни. Автобиографические воспоминания отличаются от процедурных или даже семантических воспоминаний, которые состоят из фактов или таких вещей, как слова, цифры или название столицы какой-либо страны. Автобиографические воспоминания часто связаны с ощущением прошедшего времени, о чем младенцы могут задумываться только в более позднем возрасте. Автобиографические воспоминания также требуют самоосознавания, или способности размышлять о себе и своем поведении по отношению к другим.
Это то, что начинает развиваться только в возрасте 18 месяцев. Фактически, до 12-18 месяцев младенцы даже не могут хранить информацию с помощью языка. Можете ли вы представить себе попытку вспомнить историю о себе, не имея возможности использовать язык? Наконец, часть нашего мозга, отвечающая за хранение воспоминаний — так называемый гиппокамп — не полностью развита в младенческом возрасте. Любой из этих факторов или их комбинация могут объяснить, почему нам трудно создавать или вспоминать автобиографические воспоминания в возрасте до 2-3 лет. Ученые до сих пор не знают точно, какой из этих факторов ответственен за младенческую амнезию.
Мы лишь знаем, что любые воспоминания, которые мы утверждаем, что помним до 2-3 лет, могли быть созданы на основе чьего-то пересказа событий. Вполне возможно, что некоторые части моего первого воспоминания реальны, а другие созданы на основе рассказов моей мамы о том дне; точно об этом сказать невозможно. Как бы нам ни хотелось думать о них именно так, воспоминания не похожи на маленькие папки, которые мы складываем в своем мозгу. И воспоминания не всегда являются точными копиями того, что произошло с нами на самом деле; они могут быть построены и реконструированы с течением времени. На самом деле, дети особенно подвержены внушению при воспоминании событий.
В классическом исследовании в этой области Стивен Сеси и его коллеги изучали, насколько надежны воспоминания дошкольников. В одном классическом исследовании они рассказывали детям дошкольного возраста о неуклюжем парне по имени Сэм Стоун, с которым произошло несколько забавных казусов. Вскоре после этого человек по имени Сэм Стоун посетил их классную комнату, сидя тихо в углу. Позже детей спрашивали о визите Сэма Стоуна в класс и о том, что он делал. Сеси обнаружил, что дети дошкольного возраста рассказывали небылицы о глупых вещах, которые Сэм делал во время посещения класса, но ни одна из них не соответствовала действительности. Отвечая на недостоверные вопросы, дети преувеличивали свои ответы, как и просто повторяя вопросы снова и снова (Bruck and Ceci, 1999). Авторы пришли к выводу, что воспоминания детей, особенно в дошкольном возрасте, довольно податливы и подвержены внушению. Однако, хотя дети младшего возраста могут быть наиболее восприимчивы к созданию ложных воспоминаний, дети постарше и взрослые тоже так делают (Ghetti, Qin, and Goodman, 2002).
Итак, хотя мы не помним многого из своего младенчества, но младенцы могут формировать воспоминания, только не обязательно те, которые мы обычно любим рассказывать и пересказывать на семейных посиделках. Даже когда мы становимся старше, наши воспоминания не хранятся в мозгу, как видеоклипы. Они могут потускнеть и измениться, особенно когда мы делимся этими воспоминаниями с другими людьми, которые могут пересказать их с другой точки зрения. Это означает, что если мы хотим вспомнить больше из наших самых ранних дней, то лучшее, что мы можем сделать, это поговорить с другими людьми, которые были там — с нашими близкими. И если нам повезет, то разговоры о тех временах, помогут создать новые воспоминания.
Оригинальная статья: Vanessa Lobue — Why We Can’t Remember Our Youngest Years, April 2022
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pixabay.com
Ключевые слова: психология, память, гипокамп, младенческая амнезия, младенчество, автобиографическая память.
Из статьи узнала о таком понятии как младенческая амнезия. Это тогда,когда взрослые люди ,по большей части, не могут вспомнить ничего из того, что было с ними до 2-3 лет.
Эксперимент с мобилем показал,что младенцы могут формировать воспоминания,но они больше относятся к усвоению связи между пинками ногой и движением мобиля.Так работает процедурная память и она отличается от тех видов памяти, с помощью которых , взрослый пытается вспомнить свое раннее детство.
Когда речь заходит о воспоминаниях событий , которые касались лично ребенка,начинает работать автобиографическая память.
Автобиографические воспоминания отличаются от процедурных и словесных и связаны с ощущением прошедшего времени.Они требуют самоосознавания и рефлексии- способности размышлять о себе и своем поведении по отношению к другим.Это то, что начинает развиваться у детей только в возрасте 18 месяцев. Фактически, до 12-18 месяцев младенцы даже не могут хранить информацию с помощью языка.Вспоминается цитата из книги М.М.Зощенко «Перед восходом солнца»:»Напрягая память,я стал думать о начале моей жизни.Однако никаких сцен мне не удалось вызвать из забвения.Никаких далёких очертаний я не смог уловить.Даль сливалась в одну сплошную,однообразную тень». Поэтому,в личном плане,для меня становится очевидным,что любые воспоминания, которые » помнятся» до 2-3 лет не настоящие ,по причине физиологических особенностей развития ребёнка.Они могли быть созданы на основе, скорей всего, чьего-то пересказа события.
В статье я познакомилась с одной из теорий о младенческой амнезии, которая гласит, что младенцы вообще не могут формировать воспоминания и несколькими доказательствами, которые опровергают её. Также, я узнала о таком понятии, как автобиографические воспоминания, которые часто связаны с ощущением прошедшего времени, о чем младенцы могут задумываться только в более позднем возрасте. Интересно, что автобиографические воспоминания начинают развиваться только в возрасте 18 месяцев.
Исследование, где дети дошкольного возраста рассказывали об увиденном от Сэма Стоуна, еще раз доказывают, что воспоминания детей довольно податливы и подвержены внушению. Я помню, когда мне было около 2-х лет, я под подушкой нашла пару конфет. Моя бабушка сказала, что, работая в поле, ей зайчик их передал для меня, а она положила их под подушку. Так вот, у меня так ярко отпечатался этот момент в памяти, потому что я в детстве очень красочно себе представила картину, как моя бабушка идет по дороге между двух полей с колосьями, а на встречу ей заяц с моими конфетами. Этого не было, но бабушкиными рассказами я себе это внушила.
Автор данной статьи предпринял попытку объяснить причины младенческой амнезии, одновременно выдвигая теории и их опровергая. Из чего следует, что существует очень мало обширных исследований на сей счет. В подростковом возрасте я читала очень много литературы по психологии, включая книги Станислава Грофа. Он активно изучал перинатальное бессознательное, травму рождения. Для получения воспоминаний он использовал измененные состояния сознания, а именно: гипноз, ЛСД и холотропное дыхание. То есть бессознательное хранит все воспоминания в форме образов, не лингвистически. И при желании можно восстановить все воспоминания. О том же говорит мой личный опыт работы гипнологом. Не каждый человек вспомнит четверг прошлой недели, не то что раннее детство… Я очень хорошо помню обстановку комнаты, в которой жила первые 3 месяца своей жизни. Мне никто про это не рассказывал. Тем более, что после переезда в Воронеж из Самары там сделали ремонт. Мама очень удивлялась, когда я ей рассказала, как выглядела квартира ее родителей до ремонта. Потом я очень хорошо помню яркое событие, которое со мной произошло в 9 месяцев. Папа был на работе, мама вышла из квартиры на пару минут, а я в это время залезла на кресло, стоящее возле холодильника, потом на грядушку этого кресла и сняла плетеную из бамбука корзиночку с медикаментами с холодильника. У меня в голове в тот момент была идея: «Таблетки мне дают, когда я болею и я выздоравливаю, следовательно они очень полезны для здоровья». Идея не была оформлена словесно, но смысл был такой. Я слезла на пол и съела целую упаковку горьких таблеток. Потом пришла мама. Я с пустым бластером от таблеток, передо мной корзинка с другими медикаментами. Помню чувство гордости за себя и страх в маминых глазах. Про скорую и промывание желудка воспоминаний не осталось. Дальше помню только больничный коридор. В этом возрасте я уже нормально ходила. Врач меня отпустил, а через десяток метров сидела на больничном стуле мама и ждала меня. Я хотела быстрее до нее добежать, но падала через каждые несколько шагов. Потом помню ее слезы и объятия. Следующее воспоминание в 2 года. Это рождение брата… Думаю, у каждого человека на сей счет есть свой опыт воспоминаний и амнезий. Этот вопрос еще только предстоит изучить более подробно.
В результате прочтения данной статьи я узнала о «младенческой амнезии». Меня удивило то, что воспоминания, которые мы имеем до 2-3 лет, на самом деле могут быть пересказом событий другим человеком. Однако у меня назрел такой вопрос: А что если я имею воспоминания, которые никто ранее мне не мог пересказать? То есть участниками той ситуации являлась я и еще только один человек, незнакомый для других и знакомый только мне? Какова вероятность, что воспоминания подлинные и это не мог быть сон?
Я познакомилась так же с термином «автобиографическая память» Это воспоминания о том, что произошло именно со мной. Такие воспоминания становятся доступны в малой части только с 18 месяцев и достигают по мере взросления все более длительных периодов времени. Статья дает возможность сделать вывод о том, что у ребенка дошкольного возраста воспоминания подвергаются внушениям и могут искажаться.
Спасибо за статью. Я не раз задавалась вопросом о том, почему не помню первые годы своей жизни. Было очень интересно узнать о понятии «младенческая амнезия». Особенно про то, что младенцы, в целом, могут помнить что-то, но не на большие сроки. Получается, чем старше человек становится, тем воспоминания дольше могут храниться в нас. Думаю, что это до определённого возраста. Ещё мне кажется, что на запоминаемость влияет яркость испытанных эмоций, для детей игрушки могут вызывать очень яркие воспоминания, да и в целом они испытывают все впервые и для них это значимо.
Кроме того, было интересно узнать о процедурных, автобиографических и семантических воспоминаниях.
То, что наши воспоминания из детства могут быть воспоминаниями других людей наводит на мысль о том, что кто-то может создать ложные воспоминания в нашей голове. Это может быть и хорошо и плохо одновременно.
Спасибо, за статью. В результате прочтения я узнала почему люди не помнят себя младенцами. Меня удивило то, что первое воспоминание типично для воспоминаний большинства людей. Я познакомилась с понятием «Младенческая амнезия». А также с понятием автобиографическая память – воспоминания о там, что с вами произошло. Воспоминания о том, что с вами произошло начинаются не раньше 2-3 лет. Они связаны с каким-то важным или эмоциональным событием. В профессиональном плане данная статья дает мне механизм для запоминания через действие. В личном плане я поняла, что ребенок до 3 х лет не может рассказать о себе и запомнить информацию. В более старшем возрасте для того, чтобы воспоминания заиграли новыми красками необходимо рассказать о них людям, которые были в тот момент рядом с вами. Прочтение статьи натолкнуло меня на идею о том, что можно изменять воспоминания, корректируя рассказ о том событии. Неспособность формировать воспоминания — это не то, что мешает нам помнить то, что было в детстве.
Младенческая амнезия – интересное для меня определение, т.к. сам термин «амнезия» определяет отсутствие памяти, т.е. что-то по своей природе патологическое, утраченное. Здесь же автор говорит о состоянии, свойственном каждому человеку. Мы не помним того, что с нами происходило до 2-3 лет, и не особенно страдаем от этого. Я обратила внимание, что способность младенца к запоминанию лица матери – это постоянно подкрепляемая повторением ситуация, не прекращающаяся в течение раннего периода жизни. Вследствие этого младенец и помнит важные для себя лица, чего могло бы не случиться, если бы мать по той или иной причине исчезла из жизни младенца тогда, когда она бы уже сформировалась в его памяти. Я увидела разницу между двигательной, или процедурной памятью, и памятью автобиографической. Последняя – это, как правило, память об однократном, не подкрепляющемся событии, тогда как процедурная память так или иначе подтверждается повторяющимся действием. Мне импонирует теория, что без использования языка, способности размышлять (опять же с помощью внутренних слов, фраз) воспоминание не может сформироваться. Мне интересно, почему одни люди помнят намного больше из своего раннего детства, а другие – практически ничего. Буквально на днях я обсуждала с мужем эту тему. У меня о раннем детстве, вплоть до школьного периода, очень мало воспоминаний, в отличие от мужа. А то, что я помню, больше относится к зрительным образам, хотя это как раз из того периода 2,5-3 лет, судя по моему восприятию. Пара воспоминаний раннего детства – это моя детская кроватка в комнате родителей, и большая кровать в другой комнате, на которой кто-то лежит, а я, что называется, «пешком» вхожу под эту кровать, и мне виднее сетка на кровати снизу, чем человек на ней. Это моя бабушка, которая умерла в мои 3 года, т.е. как раз это воспоминание подкреплено датой ее смерти и рассказами мамы о том, что она год пролежала парализованная как раз на этой кровати. Разговоры с близкими для пробуждения запоминаний – очень действенный метод. Уже и моя дочь иногда спрашивает у меня, было ли что-то в ее жизни, или она это придумала, выделяя какие-то важные для себя эпизоды жизни.
Спасибо за статью! Я узнала новую для себя информацию о млаленческой амнезии. Совсем недавно я как раз ознакомились с теорией о неспособности младенцев к формированию воспоминаний. Как оказалось, это не мешает вспоминать события из раннего детства.
Несмотря на то, что в возрасте до полутора лет у младенцев плохо развита речь и область мозга, отвечающая за память, они могут что-то запоминать, но их память является процедурной. По мере взросления, тогда когда ребёнок начинает разговаривать, осознавать свое поведение, память становится автобиографичной. Таким видом памяти человек пользуется всю последующую жизнь.
С профессиональной точки зрения для меня полезна информация о том, что воспоминания ребёнка могут не соответствовать действительности, а быть лишь отражением «чужой» интерпретации. В статье даётся замечательная рекомендация обратиться за помощью по восстановлению своих воспоминаний к близким людям, которые являются участниками интересующего контекста. Вопрос: имеет ли смысл, к примеру, в процессе психотерапии, выяснять являются ли воспоминания истинно личными или ложными. Думаю, что здесь прежде всего необходимо ориентироваться на силу и значимость эмоции, испытываемых клиентом.
Учту также, что воспоминания детей дошкольного возраста менее надёжны по сравнению с детьми старшего возраста и взрослыми.
Из статьи узнал о таком понятии как младенческая амнезия, это когда дети не могут помнить то, что было до 2-3 лет. Им об этом потом рассказывают взрослые. Лично на своём примере меня удивлял тот факт, что в возрасте четырёх лет я помню как достал из ящика свои колготки, начал их одевать и мне было непонятно, почему мне они малы. Отматать назад время и понять, что я был ещё меньше не хватало интеллекта. Мне казалось, что это было вчера, а вчера колготки были как раз. Ещё такое понятие узнал, как взрослые говорят о том, что происходило в малом возрасте. Например, года полтора назад мама мне сказала, что я задавал много вопросов своим родителям. Отец говорил, что в семье растёт милиционер и надо с этим что-то делать, сделать так, чтобы я больше не задавал неудобных вопросов. Поэтому следователем я не стал. Я считаю, что сегодня, когда есть внутреннее ощущение нереализованности, то нужно спрашивать о себе у своих близких, у кого на глазах рос человек. Рассказ мамы открыл мне глаза на то, что сегодня я продолжил задавать вопросы и получать от этого удовольствие. В профессиональном плане следователем я не стал, а вот исследователем душ быть могу.
Меня всегда интересовал этот вопрос: почему я не помню себя в младенчестве, кроме одного ощущения, когда ползала по лежащему на кровати отцу, и делала с ним все что мне заблагорассудится в возрасте до полутора лет. Потом в подростковом возрасте я разговаривала с мамой об этом событии и она подтвердила, что были такие моменты в соей жизни. Самое интересное, что я испытывала тогда беспредельное счастье. И вот теперь эта статья расставила все на свои места. Оказывается неспособность вспомнить что-либо до 2-3 лет называется младенческой амнезией. И связана она с тем, что автобиографическая память начинает развиваться только после 18 мес возраста. До того младенцы не могут хранить информацию с помощью языка и с физиологической точки зрения — не полностью развит гипокамп — часть мозга, отвечающего за хранение воспоминаний. Интересно, что дети подвержены внушению при воспоминании событий, что может способствовать созданию ложных воспоминаний. А чтобы создать новые воспоминания можно использовать точку зрения на событие других людей, присутствующих там. Спасибо за статью
В результате прочтения статьи я узнал несколько особенностей о детской памяти, первый из которых — в возрасте до двух лет у младенцев почти отсутствуют автобиографические воспоминания, так как они более сложные по своей структуре — они требуют самосознания, описания событий, а до года ребенка обычно вообще не говорит. При этом, было опровергнуто заявление о существовании так называемой младенческой амнезии. На самом деле у младенцев есть процедурная память: они запоминали связь между своими движениями и вращением мобиля (в эксперименте) и повторяли это через несколько дней.
Данный вопрос вызывает сложности, человеку надо прорабатывать ситуации из прошлого (часто из детства), чтобы статье счастливее, но многие их этих ситуаций я просто не могу вспомнить, так как был слишком мал.
С интересом познакомилась с информацией в статье.
Я, конечно, знала, что не помню практически ничего из своего самого раннего детства, теперь стало понятно, почему это происходит.
Новое для меня понятие «младенческая амнезия», когда мы не можем вспомнить что-либо до возраста двух-трёх лет.
Одна из причин этой «амнезии» заключается в том, что автобиографические воспоминания «часто связаны с ощущением прошедшего времени, о чем младенцы могут задумываться только в более позднем возрасте». Эти воспоминания также требуют способности размышлять о себе и своем поведении по отношению к другим. Они отличаются от процедурных или даже семантических воспоминаний.
Интересен такой факт, что воспоминания детей, особенно в дошкольном возрасте, подвержены внушению. Но восприимчивы к ложным воспоминаниям не только маленькие дети, но и дети постарше и даже взрослые.
Благодарю за статью.
В статье запомнились понятия «автобиографическая память» и «младенческая амнезия». Интересно, что большинство взрослых не могут вспомнить ничего из того, что было с ними до 2-3 лет. В статье рассказывается, что воспоминания часто связаны с ощущением прошедшего времени, о котором младенцы начинают задумываться лишь много позже. Любопытно было изучить опыт исследовательницы из Ратгерского университета Кэролин Рови-Колье — разработала забавную задачу, подходящую для младенцев в возрасте до 6 месяцев. Она обнаружила, что младенцы в возрасте 2 месяцев помнили то, чему научились один или несколько дней назад. Из статьи становится очевидно, что младенцы могут формировать воспоминания, только не обязательно те, которые обычно люди рассказывают и пересказывают на семейных посиделках. Даже когда человек становится старше, его воспоминания не хранятся в мозгу, как видеоклипы: то есть лучшее, что можно сделать — это поговорить с другими людьми, которые были там — с близкими. И если повезет, то разговоры о тех временах, помогут создать новые воспоминания.
Статья навела меня на следующие вопросы: неужели все мои события раннего детства исчезли безвозвратно, и я никогда ничего не вспомню? По какому принципу формируются наши детские воспоминания? Что именно запомнят мои дети?
Из статьи я узнала новый термин младенческая амнезия — это невозможность взрослого вспомнить свое раннее детство.
Например, я не могу вспомнить не одного события, произошедшего раньше 3-х летнего возраста. Если так задуматься, то я могу вспомнить какие-то отрывки своего детства лет в 6. В 7 лет уже больше, а в 5 есть пару моментов воспоминаний, я думаю они из рассказов родителей, а не мои. Но я так понимаю, что существуют отдельные люди способные заглянуть в прошлое на один год раньше (1-2 года), и вытащить оттуда одно-два ярких впечатлений и то это будут возможно их фантазии или информация, дошедшая до них от родственников. Меня удивил, тот факт, что младенцы на самом то деле не обладают знаниями языка, то есть если и возникает способность запоминать, у них осуществляться воспоминания только картинкой (например лицо матери), раньше я об этом не задумывалась. Нет слов — нет воспоминаний. Как я понимаю пока ребенок не сможет мысленно проговорить полученную информацию, у него не получится её осознать, обработать и запомнить.
В профессионально и личном плане, я отметила, что изучать память детей намного сложнее, чем взрослых. Из-за того, что детские воспоминания ненадежны, ребенок может принять выдумку за истину, впоследствии он просто дополняет чужой рассказ личными внутренними образами и перестает отличать от реальных воспоминаний.
Спасибо за статью. Иногда я задумываюсь о том, почему я не помню своего раннего детства. А Когда я смотрю на свои детские фотографии я пытаюсь вспомнить/представить , что я тогда чувствовала. Некоторые яркие моменты у меня остались в памяти, но эти воспоминания относятся уже к тому времени когда мне было примерно 3 ода, например , когда папа просил показать на пальцах сколько мне лет, а я все время показывала не правильно. Из статьи я узнала , что в младенческом возрасте формируются воспоминания, но они чаще всего не такие, к которым я привыкла, а также меня удивила своей простотой мысль, как можно помнить воспоминания, тогда когда не знаю ещё язык, если рассматривать мои воспоминания через призму данного выражения, то все становится на свои места, так как я действительно не знаю не одного своего воспоминания, где я ещё не умела говорить.
Из статьи я узнал, что большинство людей не помнит, что с ними было до возраста 2-3 лет. Самым понятным для меня объяснением почему так происходит стало то, что до этого возраста ребенок не владеет языком. Сложно вспомнить историю о себе, не имея возможности использовать язык. Узнал о раличных видах воспоминания: автобиографическом, процедурном и семантическом. Касательно воспоминаний задумался над тем, что они могут тускнеть и забываться. Ещё недавно казалось, что некоторые вещи буду помнить всю жизнь, ан нет. С профессиональной точки зрения инормация о том, что воспоминания ребёнка могут не соответствовать действительности. Эти воспоминания могут быть имплементированы близкими или окружающими. В более взрослом возрасте человек уже не сможет отличить свои собственные воспоминания от интерепретации со стороны. Это немного ставит под сомнения мои собственные воспоминания. С другой стороны мне не привыкать критически относиться к любой информации, даже из своих «собственных» воспоминаний.
Из статьи я узнал о младенческой амнезии. Теперь я знаю, что дети до 2-3 лет могут что-то запоминать, но только на непродолжительное время. Также у знал о том, что воспоминания могут изменяться в процессе их комментирования другими людьми. Я подумал о том, что мои воспоминания влияют на мою идентичность. Поэтому на консультациях, вспоминая и переосмысляя свой жизненный опыт, я меняю свою идентичность. Еще меня посетила идея, что мое раннее детство — это то, о чем я могу поговорить со своими родителями. Когда они пересказывают события из моего детства, мне всегда интересно это слушать. Такие разговоры позволят сохранить позитивную близость с моими родителями. Также я с большим удовольствием буду рассказывать совей дочери о ее детстве. Это вызовет ее интерес и позволит сформировать новые воспоминания.
Спасибо за статью. Из неё я узнала о таком термине как младенческая амнезия и то, что она встречается у всех детей до трёх лет. Не удивительно, но не умея говорить тяжело иметь воспоминания, так как они в данном возрасте краткосрочные. Так же я узнала, что часть нашего мозга отвечающая за хранение воспоминаний называется гиппокамп. Размышляя после прочтения статьи и пытаясь вспомнить себя в младенчестве, я была удивлена, что воспоминания начинаются с четырёх лет. То есть получается это случилось в следствии того, что некому было подпитывать мои воспоминания пересказывать события и я о них забыла.
Начиная вспоминать ещё я обнаружила, что помню или очень счастливые события из дошкольного возраста или те которые меня потрясти то есть негативные. Например в возрасте 5 лет мне удалили аппендицит, мама сначала лежала со мной, но через несколько дней ей пришлось уйти и я осталась одна. Я помню свой страх и чувство одиночества которое в последствии и отразилось на моём отношение к доверию к людям. Или то потрясение тоже в том же возрасте когда умер мой дедушка, а мне об этом не сказали и я не смогла с ним попрощаться, родители хотели уберечь меня, а для меня это было предательством с их стороны. И лучше бы детская амнезия работала не только до трёх лет, но и помогла забывать все потрясения перенесённые в дошкольном возрасте, чтобы они не мешали жить дальше.
Благодаря статье я узнала про исследования, которые применяются чтобы изучить младенческие воспоминания. Для меня была новой информация про гиппокам-часть мозга, отвечающая за хранение воспоминаний. Эта часть развивается к 2-3 годам. Я задумалась о своих воспоминаниях и поняла, что яркими моменты можно перечислить по пальцам: это первый день в яслях, в который попала в 1,5 годика (помню цвет стен, детишек, как была одета и даже цвет горшка). Потом следующая вспышка- как на красивое платье уронила чашку с кашей.. Дальше уже пошли воспоминания более осознанные: больше событий и людей, связанных с этими событиями. Читала как- то у Станислава Грофа про то, что у каждого человека хранятся все воспоминания рода, прошлых жизней,ответы на вопросы.. но после рождения человека, эти воспоминания стираются и забываются …Поэтому если бы младенцы могли говорить с самого рождения, наверно много интересного смогли бы рассказать.
Из данной статьи я узнала понятия такие как: «автобиографическая память» и «младенческая амнезия». Интересно, что большинство взрослых не могут вспомнить ничего из того, что было с ними до 2-3 лет. В том числе и я. Себя я помню с 4-5 лет, причем либо это резко отрицательные, например, когда я забралась на дерево на самую высокую ветку и боялась слезть, потому что было страшно от такой высоты и от того, что мама начала ругать, что я так высоко залезла. А также воспоминания из детства противоположные, которые связаны с ощущением восторга, например, в подарок я получила большую куклу в красивом свадебном платье. Сейчас мне приятно слушать какие-то смешные ситуации из моего детства, о которых я не помню, но помнят мои родители, это очень сближает и дает ощущение теплоты и нежности.
О , совсем недавно обсуждали эту тему с друзьями . Каждый вспомнила , что самое ранее из детства может припомнить . Так вот , я прям хорошо помню что-то с 5 лет . И то не все с этого возраста и по сейчас , а отрывками . Но эти отрывки такие же , как и в 8 , и в 12 лет . Что касается новорожденного , я думаю у него нет мыслей (в понимании взрослого человека), тк он не знает слова. Не осознаёт ощущения , опять же в понятии взрослого . И тп . От сюда не сложится у него картинка , которую реально запомнить . Про пример « запоминает лицо мамы» . Так простите , он видит ее 100500 раз в сутки . Если какое-то события повторять с той же регулярность , думаю он и его запомнит . Но я когда-то встречала , что под гипнозом можно вспомнить себя в любом возрасте . Более того с какой-то недели даже в утробе матери. Лично не проверяла , и даже не могу сказать на сколько я в это верю .
Из статьи я узнал,что люди не имеют воспоминаний раньше 2-3 летнего возраста. Учёные объясняют это младенческой амнезией. Одна из теорий говорит о том, что младенцы вообще не могут формировать воспоминания. Есть опровержение этому, которое основывается на том, что ребёнок запоминает в первые часы жизни лицо своей матери, своих родителей, хотя этот довод для меня странный и не связанный с первоначальной темой статьи. Если мать оставит ребёнка через неделю после родов, будет ли ребёнок помнить её лицо через 10-15-20 лет. Про улыбку знакомым лицам вообще молчу. У меня маленький племянник если не видел меня три недели, то скорее он плакал, когда меня видел снова. Сейчас в полтора года он на дольше запоминает, но если я исчезну из его жизни на лет 15 и он не будет видеть фото мои, то уверен, что он меня не узнаёт. В статье говорится, что эти исследования с младенцами были приведены для того,, чтобы показать, что младенец умеет формировать воспоминание, и чем старше становится младенец, тем длительней будет воспоминание. Спасибо за статью.
Благодарю за статью. В результате прочтения данной статьи я узнала о «младенческой амнезии». Меня удивило то, что воспоминания, которые мы имеем до 2-3 лет, на самом деле могут быть пересказом событий другим человеком. Одна из теорий говорит о том, что младенцы вообще не могут формировать воспоминания. Есть опровержение этому, которое основывается на том, что ребёнок запоминает в первые часы жизни лицо своей матери, своих родителей, хотя этот довод для меня странный и не связанный с первоначальной темой статьи. Одна из причин этой «амнезии» заключается в том, что автобиографические воспоминания «часто связаны с ощущением прошедшего времени, о чем младенцы могут задумываться только в более позднем возрасте». Так же я узнала, что часть нашего мозга отвечающая за хранение воспоминаний называется гиппокамп.
Авторы статьи затрагивают сложную и многогранную тему о процессе формирования воспоминаний в раннем детском возрасте. Прочитав статью, я сделала для себя два основных вывода касающихся этого вопроса. Во-первых, формирование детских воспоминаний напрямую зависит от уровня физиологического развития. Во-вторых, на формирование воспоминаний влияет интерпретация произошедших событий со стороны других участников процесса. В статье я нашла новый для себя термин младенческая амнезия, хотя на бытовом уровне не раз встречала проявление этого явления. В статье даётся представление о значимости такого процесса как формирование ложных воспоминаний. В личном плане статья показала мне, что воспоминания детей дошкольного возраста могут быть случайно или специально сформированы другими людьми при этом ребёнок воспринимает их как свои собственные и не подозревает об их ложном характере. В профессиональном плане мне в моей работе воспитателем статья поможет более внимательно относиться к словам детей, о каких либо событиях и при несоответствии их действительности я не буду обвинять ребёнка во лжи, так как ребёнок может не лгать, а просто транслировать ложные воспоминания.
Спасибо за статью. На самом деле было полезно узнать, что да как происходит. Оказывается, некоторые люди не помнят что было с ними до 2-3 лет. Выделила для себя, что грубо говоря, наш мозг может нас обманывать, и на самом деле мы не помним что было, даже если на 70% уверенны в этом. Скорее всего это был чей-то пересказ. Ну, по пересказам моих родственников я отчетливо вспоминаю себя. Но есть прям ситуации, о которых никто не знает, а я помню. Аж до такой степени, что я могу по детально описать ситуацию. То ли было это на самом деле, то ли страшный сон, потому на протяжении всех 20 лет я борюсь с одиним и тем же страхом- остаться одной в квартире ночью. И вся эта ситуация пошла с такого возраста, когда я была еще совсем маленькой.
Из статьи узнала , что есть понятие «младенческая амнезия» приходящая на возраст с рождения до 2-3 лет, то есть младенцы ничего не понять , кроме лиц близких людей. Так же из статьи узнала о понятии Автобиографическая память, которая требует самосознания и проявляется в 18 месяцев. Интересно стало, что дети младшего возраста подвержены внушению и восприимчивы к созданию ложных воспоминаний. Лично для меня стало интересно, что разговоры с близкими помогут создать новые воспоминания, так как ранее я доказывала всем , что я все верно запомнила, не смотря на воспоминания других участников событий, а оказывается надо просто создать новые воспоминания , общие и это очень интересно. В практической профессиональной деятельности надо признать тот факт, что ребёнок может ложные воспоминания выдавать за истинные.
Добрый вечер. Спасибо Всем за данную статью. Из стать я узнал что первые воспоминания автобиографические требуют самоосознавания, способности размышлять о себе и своем поведении по отношению к другим. Я помню историю от мамы как она меня потеряла, в моей голове это как реальность которую я могу вспомнить. Но прочитав статью это сформировалось из её рассказа, фотографии и места про которое она говорила воссозданное в памяти более старшего меня. Я могу точно вспомнить ситуации автобиографические с возраста пяти лет, очень много событий и что самое интересное, с пяти до десяти лет их количество сокращается до двух-пяти. Это были не самые лучшие годы вообще в нашей семье, очень смутные и тяжёлые.
Спасибо за статью.
1. Что нового я узнала? хотя мы не помним многого из своего младенчества, но младенцы могут формировать воспоминания, только не обязательно те, которые мы обычно любим рассказывать и пересказывать на семейных посиделках. Даже когда мы становимся старше, наши воспоминания не хранятся в мозгу, как видеоклипы. Они могут потускнеть и измениться, особенно когда мы делимся этими воспоминаниями с другими людьми, которые могут пересказать их с другой точки зрения. Это означает, что если мы хотим вспомнить больше из наших самых ранних дней, то лучшее, что мы можем сделать, это поговорить с другими людьми, которые были там — с нашими близкими. И если нам повезет, то разговоры о тех временах, помогут создать новые воспоминания.
В данной статье рассказывается о таком феномене, как младенческая амнезия. Отмечается, что воспоминания из раннего детства обычно связаны с каким-то важным или эмоциональным событием. А воспоминания до 2х лет и вовсе отсутствуют у людей.
Говорится о связи самоосознавания и формировании воспоминаний; и о влиянии на запоминание способности хранить информацию с помощью языка.
Любопытно сейчас читать о воспоминаниях, сформированных со слов других людей, я только сегодня слышала в интервью с психологом, о том, что в процессе терапии могут формироваться ложные воспоминания. И что, дабы не провоцировать клиента на подобные фантазии эффективней проходить через образы и архетипы. В моей личной недавней консультации я тоже говорила о очень ранних воспоминаниях. Для меня различия моих воспоминаний очевидны – я говорю о том, что есть события, о которых я слышала, но не помню моего участия в них. И я четко помню, как я останавливала себя, тогда, когда эти события как будто бы начитали обрастать образами. Это происходило автоматически с установкой – я не хочу это присваивать. Так же в моей личной терапии часто всплывают довольно ранние воспоминания, о которых я совершенно не помнила несколько десятилетий точно – и это не то, что мне рассказывали. Но сверяясь с родителями я получаю подтверждение этих событий.
Но этот механизм, как бы замещения памяти, существует и, думаю, это важно учитывать в профессиональной деятельности.
Благодаря статье я узнал про младенческую амнезию, а так же то что наши воспоминания раннего детства в основном созданы на основе чего-то пересказа.
Меня удивила задача разработанная исследовательницей Ратгерского университета Кэролин Рови-Колье, которая установила, что младенцы способны усвоить связь между пинками и движением мобиля, а так же запоминали эту связь в дальнейшем.
Узнал, что автобиографические воспоминания также требуют самоосознавания, или способности размышлять, которая развивается только в возрасте 18 месяцев.
Узнал о такой разновидности памяти как процедурная, когда мы запоминаем как что-то работает.
Познакомился с новым для меня словом гиппокамп-часть нашего мозга, отвечающая за хранение воспоминаний, который так же может стать причиной младенческой амнезии, в следствии неразвитости у младенцев.
Эта статья натолкнула меня на мысль побольше пообщаться с близкими о своём детстве, ведь это верный способ сформировать свои автобиографические воспоминания потерянного времени.
Первый блок и тут всё перекрутили развенчивая миф о младенческой амнезии. «…неспособность формировать воспоминания — это не то, что мешает нам помнить то, что было в детстве» А учесть кратковременную и долговременную память, ведь чуть выше написано: «младенцы могут помнить только в течение нескольких дней, но по мере взросления младенцы могут запоминать на все более длительные периоды времени». Или я что-то не понимаю. Выводы из исследования когда младенец дергая ножкой дергает мобильник с игрушками, понимая взаимосвязь запоминает это. Также про память: запоминает лица опекунов и улыбается им больше и чаще, чем незнакомым людям. Важный и интересный факт при этом, что движение мобиля — это процедурное воспоминание. А воспоминание автора про то как привезли братика это автобиографическое(отличается от процедурных и семантических(слова цифры названия)). Автобиографические воспоминания часто связаны с ощущением прошедшего времени, что доступно младенцам в позднем возрасте. А также самоосознавания или способности размышлять о себе и своём поведении по отношению к другим. Это то что начинает развиваться только к 2-м годам. Часто нам рассказывают какими мы были в детстве, при воспроизведении воспоминаний не исключены искажения в виде того как это подаётся взрослыми на посиделках (отражением их ощущений на ощущения ребёнка).
После прочтения данной статьи я узнал , почему мы не помним своё детство до двух , трёх летнего возраста , а если думки , что помним , то на самом деле это навязанные воспоминания . Меня удивило , что оказывается , не помню не только я , а большинство людей , поэтому теперь я знаю , что те кто говорит , что помнит своё детство до 3 лет , скорей всего это вымысел . Познакомился с таким понятием как гиппокамп — это часть мозга которая отвечает за воспоминания . В профессиональном и личностном плане данная информация даёт мне понимания каким образом происходит формирование воспоминаний . Главной идеей данной статьи считаю , что воспоминания обманчивы не только в детстве , но и во взрослой жизни , т.е я что то могу забыть , а другой человек напомнит мне ситуацию которая была исказив факты , при этом в голове будет мысль , что так оно и было на самом деле .
После прочтения данной статьи я узнал , почему мы не помним своё детство до двух , трёх летнего возраста , а если думаем, что помним , то на самом деле это навязанные воспоминания . Меня удивило , что оказывается , не помню не только я , а большинство людей , поэтому теперь я знаю , что те кто говорит , что воспоминания детства до 3 лет у них яркие скорей всего это вымысел . Познакомился с таким понятием как гиппокамп — это часть мозга которая отвечает за воспоминания . В профессиональном и личностном плане данная информация даёт мне понимания каким образом происходит формирование воспоминаний . Главной идеей данной статьи считаю , что воспоминания обманчивы не только в детстве , но и во взрослой жизни , т.е я что то могу забыть , а другой человек напомнит мне ситуацию которая была исказив факты , при этом в голове будет мысль , что так оно и было на самом деле .
Спасибо за статью, из неё новое узнала следующее: познакомилась с исследовательницей Кэрол Рови-Колье, которая в своем эксперименте объяснила, что младенцы (вплоть от 2х месяцев) способны устанавливать причинно-следственные связи. Однако тут же рассказывается, что память, которая отвечает за формирование этих связей и память, отвечающая за воспоминания- это две разные структуры памяти. Т.е. нам, взрослым, память о связях не мешает воспроизводить воспоминания. Познакомилась с исследователем Стивеном Сеси, который рассказал о детях, у которых воспоминания могут быть приукрашены и искажены. Из статьи сделал вывод, что мои воспоминания из детства скорее всего воспроизведены матерью, и возможно, что если я что-то вспомню трагическое или не совсем приятное-я попросту могла это просто придумать. В любом случае, я вернусь к воспоминаниям своего детства с помощью родителей.
Из статьи я узнала о таких понятиях как:
-автобиографическая память-воспоминания о чём-то,что произошло со мной в моей жизни.,
-процедурная память-воспоминания о том, как что-то работает.
Оказалось,что дети до 12-18 месяцев не способны хранить информацию с помощью языка. Но малденцы все же способны формировать воспоминания, хотя самые маленькие могут хранить их всего лишь в течении нескольких дней.
Так же узнала о том,что такое младенческая амнезия-это когда мы не можем что-то вспомнить что либо до определённого возраста.
Удивило,что если кто-то утверждает,что помнит что-то из возраста до 2-3 лет-это скорее всего не их собственные воспоминания, а по большей степени созданные на основе рассказов близких людей. Лично я,даже при таком условии, не могу ничего вспомнить. Поэтому,при желании что-то вспомнить,нужно будет прибегнуть к помощи родителей и родственников .
Спасибо за статью. В ней я узнала о таком понятии как младенческая амнезия и что первые воспоминания автобиографические требуют самоосознавания, способности размышлять о себе и своем поведении по отношению к другим. Также узнала о разновидности памяти как процедурная, когда мы запоминаем как что-то работает. Познакомился с новым для меня словом гиппокамп-часть нашего мозга, отвечающая за хранение воспоминаний, который так же может стать причиной младенческой амнезии, в следствии неразвитости у младенцев. В данной статье написано, что исследования с младенцами были приведены для того, чтобы показать, что младенец умеет формировать воспоминание, и чем старше становится младенец, тем длительней будет воспоминание.
Спасибо за интересную статью. Очень познавательная и информативная статья. Из нее я узнала, почему люди себя не помнят в младенческом возрасте. После прочтения я тоже задумалась,с какого возраста я помню свое детство. Но никогда не интересовалась, почему не помним автобиографические моменты из своей жизни. Какие-то обрывочные воспоминания остались, примерно дошкольного возраста. Предполагаю, что это лет 4-5. Интересно было узнать о понятии «младенческая амнезия» и о исследовании Кэролин Рови-Колье. Эксперимент с мобилем у детей до 6 мес. очень интересен. Память у младенцев есть, но не развита часть мозга, отвечающая за хранение воспоминаний. Это информация помогает понять, как происходит сохранение воспоминаний и с какого возраста.
В результате прочтения данной статьи я узнала, о детской памяти и воспоминаниях и почему мы их не можем вспомнить, а так же, если нам кажется, что мы что-то помнит, то это ложные убеждения, которые посторожены на чужих рассказах. Познакомилась с понятием младенческой амнезией, процедурная память и семантические воспоминания. В личном плане данная статья объяснила мне почему я ничего не помню из своего младенчества, а так же детства, только яркие эмоциональные воспоминания остались в детстве, больше всего связанные с физической болью. В профессиональном плане данная статья поясняет почему детские травмирующие события столь сильно запоминаются и откладываются в памяти, из-за эмоциональной окраски, связи с тем, что большинство воспоминаний стерто, ярко эмоционально окрашенные остаются и переносятся с нами во взрослую жизнь, которые приходится купировать.
Из статьи я узнала о том , как формируется память, в каком возрасте и сколько хранятся воспоминания . Меня впечатлил тот факт , что даже младенцы имеют способность помнить несколько дней , цепочку собственных действий для достижения цели. В профессиональном плане я узнала о том , что воспоминания можно воссоздать с помощью других людей . Ведь это уникально . И воспоминанием как таковым , о событии , его уже назвать нельзя . Это будет воспоминанием о рассказе , искаженное собственными представлениями .В личном плане меня весьма впечатляет и обьясняет несовпадения в моих воспоминаниях о тех или иных событиях из детства с воспоминаниями родителей , о тех же событиях . Часть информации теряется или заменяется и память играет злую шутку . Это наталкивает на мысли о том что не стоит спорить о воспоминаниях , они как лестницы Хогвартса , постоянно меняют своё направление , исходя из внешних факторов , и конечно , времени .
Из статьи я узнала, что забывание того, что было до 2-3 лет с детьми психологи называют младенческой амнезией. Дети этого возраста могут запомнить лицо своих родителей, улыбаться знакомым лицам, показывая, что они узнают и помнят самых важных людей в своей жизни. В этом возрасте у них есть процедурная память (память о том, как что-то работает). Автобиографическое воспоминание — воспоминание о чем-то, что произошло со мной в моей жизни. Эти воспоминания требуют самоосознавания, или способности размышлять о себе и своем поведении по отношению к другим, требуют способности описать словами события. В младенческом возрасте не полностью развит гиппокамп — часть нашего мозга, отвечающая за хранение. В основном события из детства мы помним по рассказам других людей.
Благодарю за статью! Из неё я узнала о том, почему люди не помнят себя младенцами. Меня удивило, что первое воспоминание типично для воспоминаний большинства людей. Я познакомилась с таким понятием как «младенческая амнезия». А также с понятием «автобиографическая память». Любопытно то, что воспоминания о том, что с вами произошло начинаются не раньше 2-3 лет. Они связаны с каким-то важным или эмоциональным событием.
Так же меня удивило то, что младенцы на самом то деле не обладают знаниями языка, то есть если и возникает способность запоминать, у них осуществляться воспоминания только картинкой (например лицо матери). В профессиональном и личном плане, я отметила, что детские воспоминания ненадежны, ребенок вполне может принять то, что он выдумал за правду и мыслить образами чужих людей, что усложняет работу.
Из статья узнала, что не даёт возможности взрослому вспомнить себя в возрасте 2-3 лет. Этот неспособность ребёнка этого возраста формировать воспоминания. Ребёнок ещё не различает и не осознаёт такие понятия как прошлое, настоящее и будущее. Исследования показывают, что ребёнок в 2-х месячном возрастёт улыбается своей матери, то есть он способен запомнить её лицо. Интересным было исследованием, в котором ребёнку нужно было сначала осознать, а затем запомнить связь мобиля с движением своей ноги. Несмотря на то, что ребёнок через 2 дня вспомнил, что пинок сможет вызвать движение мобиля, это воспоминание неспособно храниться больше нескольких дней.
Есть случаи, когда взрослые помнят себя в таком раннем возрасте. Скорее всего произошло очень эмоциональное для ребёнка событие. Кроме того, часто такие воспоминания искажены восприятием других взрослых, которые рассказывали ребёнку о произошедшем событии