«Религиозные убеждения не связаны с интуицией или рациональным мышлением», — к такому выводу пришли ученые Оксфордского Университета и Университета Ковентри.
Авторы предыдущих исследований связывали религиозность с развитой интуицией и недостатком аналитического мышления. По версии ранних исследований, как только человек начинает мыслить аналитически, его религиозные убеждения становятся слабее.
Новое исследование академиков Университета Ковентри и специалистов в области нейронауки и философов из Оксфорда предполагает, что это не так, и что люди не рождаются с предрасположенностью верить в сверхъестественные силы.
Участниками исследования стали люди, принявшие участие в Пути Святого Иакова (известная паломническая дорога к предполагаемой могиле святого Иакова в городе Сантьяго-де-Компостела, Испания). Эксперимент заключался в мозговой стимуляции, кроме того, участники проходили тестирование. Участникам задавали вопросы о том, насколько сильны их религиозные убеждения, сколько времени они провели в паломнической поездке и т.д. Затем ученые оценивали уровень интуитивного мышления. Участникам предлагалось пройти тест на оценку вероятности того или иного явления. Тест был построен таким образом, что на каждый вопрос можно было ответить логически или интуитивно.
Исследователям не удалось установить взаимосвязь религиозности и интуитивного/аналитического мышления. Способность подавлять нежелательные мысли и поступки также не имела четкой связи с верой в сверхъестественные силы.
Ученые пришли к выводу, что важнейшими факторами религиозности человека являются воспитание и социокультурные процессы.
Данное исследование было опубликовано в журнале «Научные доклады». В последние 20 лет среди когнитивных психологов установилась некая убеждённость в том, что способность верить в Бога возникает естественно и интуитивно.
Но исследование не выявило никакой взаимосвязи между силой религиозных убеждений и интуицией.
Заключительной частью исследования стала стимуляция мозга с целью временного увеличения способности подавлять нежелательные мысли. Ученые выбрали данный метод, так как умение подавлять нежелательные мысли регулирует аналитическое мышление.
Стимуляция мозга заключается в подсоединении к голове двух электродов, между которыми идет электрический ток. Процедура безболезненная и безвредна. При помощи электродов активируется правая нижняя лобная извилина головного мозга. Именно эта часть мозга отвечает за контроль мыслей.
Предыдущее изучение снимков мозга показало, что у атеистов данный участок активируется всякий раз, когда они пытаются подавить, рационализировать мысль о сверхъестественных силах.
Результаты исследования показали, что в процессе стимуляции головного мозга повысился уровень контроля мыслей, но не изменился уровень убежденности в сверхъестественных силах. Исходя из этого, авторы заключили, что способность подавлять нежелательные мысли не связана с религиозностью человека.
Академики утверждают, что нет никаких доказательств тому, что способность верить в Бога дается человеку от природы и является чем-то интуитивным. Приобретение способности верить в Бога, как и сама религиозность, целиком и полностью определяется воспитанием и обучением человека.
Ведущий автор исследования Мигель Фариас описывает это так:
«Почему мы верим в Бога? Это рациональный или интуитивный выбор? Мы выбираем сердцем или разумом? На этот счет было и есть немало споров. Наше исследование доказывает, что религиозность человека не определяется тем, насколько он полагается на интуитивное или аналитическое мышление. Люди не рождаются с предрасположенностью к вере и атеизму. Религиозные убеждения человека развиваются в процесс его воспитания, и они никак не связаны с особенностями мышления человека. Врожденная интуиция человека не является предпосылкой к религиозности. Это целиком и полностью вопрос воспитания человека».
Оригинальная статья: Miguel Farias, Valerie van Mulukom, Guy Kahane, Ute Kreplin, Anna Joyce, Pedro Soares, Lluis Oviedo, Mathilde Hernu, Karolina Rokita, Julian Savulescu, Riikka Möttönen. Supernatural Belief Is Not Modulated by Intuitive Thinking Style or Cognitive Inhibition. Scientific Reports, 2017
Перевод: Елисеева Маргарита Игоревна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: религия, психология, религиозность, атеизм, бог
Источник фото: unsplash.com
Меня всегда интересовал вопрос религии и веры в Бога: откуда это взялось? почему люди верят в Бога? что такое Бог? Статья немного прояснила мои вопросы. Получается вера в Бога обуславливается культурой и воспитанием человека. Если человек был воспитан в среде, где существовала вера в Бога, скорее всего человек будет верующим. И наоборот. Также религиозность не связана с аналитическим мышлением или интуицией человека, не обусловлена генетически.
Было время,когда я пыталась изучать этот вопрос.Да и сейчас эта тема мне близка.
Недавно,после посещения буддийских храмов,центров и прослушивания лекций на тему буддизма,мой сын сказал,что хочет быть буддистом.Я сказала,что «ты же понимаешь,что это не возможно,мы живем в православной стране,ты христианин».А он ответил: «все равное не понимаю почему».Обязательно дам почитать ему эту статью. О том ,что приобретение способности верить в Бога, как и сама религиозность, целиком и полностью определяется воспитанием и обучением человека.
В статье четко написано,что мышление никак не связано с религиозностью человека.В принципе,что и подтверждает мои мысли по этому поводу.
Единственное,что настораживает,это стимуляция мозга с целью временного увеличения способности подавлять нежелательные мысли.Я бы не хотела,что бы через мой мозг пропускали ток)
Честно говоря не хочется писать, когда мои комментарии неделями висят «на модерации», но на эту тему молчать просто не могу.
Дело в том, что любая религия — это «продукт» не «высших сил», а социума, созданная для управления членами этого социума. Любая религия содержит в социальные правила поведения в этом социуме, нормы морали и нравственности, которые с детства прививаются людям. Это определенный макет бытия, содержащий в себе правила, по которым впоследствии будет формироваться право в этом обществе. По сути религия — это не есть бог, это лишь способ верить в бога, во вселенную, в высшие силы и т.д. Равно как и способ управлять людьми на основе этой веры. Причем все религии управляют людьми на уровне эмоций страха и любви. В первую очередь страха (даже слово такое придумали «богобоязненный») То есть жить в страхе перед «карой небесной» для любого общества. сформированного на основе религии — это норма бытия. Также, как и бояться кары за не любовь к религии — также норма. Вообще-то, довольно странное правило любить, потому что боишься, но с воспитанными с детства в той или иной религии людьми оно работает, хотя на другие (особенно мертвые религии) оно не распространяется, ведь не будет же христианский или мусульманский солдат бояться, что не попадет после смерти в Вальгаллу, и его заберет Хель, как гражданского.
Разумеется, что ни интуиция, ни рациональное мышление на веру в Бога не влияет, так как вера в бога — это всего лишь набор правил поведения, привитых с детства. Единственное, отчего становится противно — это от того, как используются деньги налогоплательщиков, ведь эти псевдо-исследования финансируются из госбюджетов. Остается только плюнуть в морду этим исследователям. Интересно, они сами-то спят спокойно, или как? Совесть не мучает???
Опасен тот человек Бог которого живёт на небе.
Творя поступки уповая на ,, всепрощение,, на облегчение от исповеди очень легко вовсе отпустить всё в руки Господни.
И я думаю что воспитаный среди буддистов станет буддистом, христианин среди христиан.
Это в большей степени зависит от социокультурных ограничений и норм, к которым приучают с детства и они въедаются в Образ жизни и действий.
Конечно же вера в бога основана на культуре и воспитании. А также на жизненном опыте!!! У нас ,у бабушки в доме ,всегда висела икона . Бабушка молилась на неё и я это видела.При этом нас не крестили в детстве . Бабушка учила меня молитве Отче наш , но ничего не заставляла и тп .Меня крестили уже лет в 13, а своих детей я крестила сразу после рождения , совсем маленькими.Что это было вера и дань моде я и сейчас не совсем понимаю. Жизнь позже предоставила мне такую ситуацию ,которая в корне перевернула мое мировозрение в этом вопросе.Часто слышу , что через боль приходят к Богу. В моем случае это было именно так.
Раньше я часто задавался вопросом о существовании бога и его роли в нашем мире. Во мне жило большие противоречия… для меня было не понятным о роли религии как пути к богу, о противоречиях страстно верующих со своих поступках которые явно не ведут к вратам рая. В последнее время мой кругозор сильно расширился, по сравнению с тем, что было раньше. И мои противоречия, моя не определенность постепенно уходит. Недавно у меня произошел диалог, в котором у меня спросили верующий ли я человек? Я ответил, что чем больше изучаю психологию, тем меньше у меня веры в бога. После своих слов я почувствовал ощущение предательства, предательства в свою веру в бога, предательства к своим принципам предательству себя. Раньше существование бога в моей жизни играло как высшая сила которая все решает за меня, что есть веление божье, есть судьба. Прикрывая верой в бога, я снимал с себя ответственность за свои поступки действия и решения мой жизни. Психология показала мне тот факт что, все, что происходит в моей жизни это последствие моих действий и бездействий, это выбор моего решения. После осмысления разговора и погружения во внутренний диалога с самим собой я пришел к тому, что я верю в бога. Это принятие своего внутреннего и внешнего мира на основе моего жизненного опыта, философских учений, морали и психологии. Вера в бога придает мне силы, придает веру в себя. Восточная философия говорит, что у каждого человека есть свой путь. Сейчас на определенном этапе своей жизни я начинаю осознавать свой путь. В моем пути, я осознаю, что ответственность за него лежит на моих плечах, а вера в бога помогает мне идти по нему.
Раньше я часто задавался вопросом о существовании бога и его роли в нашем мире. Во мне жило большие противоречия… для меня было не понятным о роли религии как пути к богу, о противоречиях страстно верующих со своих поступках которые явно не ведут к вратам рая. В последнее время мой кругозор сильно расширился, по сравнению с тем, что было раньше. И мои противоречия, моя не определенность постепенно уходит. Недавно у меня произошел диалог, в котором у меня спросили верующий ли я человек? Я ответил, что чем больше изучаю психологию, тем меньше у меня веры в бога. После своих слов я почувствовал ощущение предательства, предательства в свою веру в бога, предательства к своим принципам предательству себя. Раньше существование бога в моей жизни играло как высшая сила которая все решает за меня, что есть веление божье, есть судьба. Прикрывая верой в бога, я снимал с себя ответственность за свои поступки действия и решения мой жизни. Психология показала мне тот факт что, все, что происходит в моей жизни это последствие моих действий и бездействий, это выбор моего решения. После осмысления разговора и погружения во внутренний диалога с самим собой я пришел к тому, что я верю в бога. Это принятие своего внутреннего и внешнего мира на основе моего жизненного опыта, философских учений, морали и психологии. Вера в бога придает мне силы, придает веру в себя. Восточная философия говорит, что у каждого человека есть свой путь. Сейчас на определенном этапе своей жизни я начинаю осознавать свой путь. В моем пути, я осознаю, что ответственность за него лежит на моих плечах, а вера в бога помогает мне идти по нему.
Я не считаю себя истинно верующим человеком, так как не посещаю каждую неделю храм, не молюсь несколько раз в день, не соблюдаю в полном мере традиции и правила православной веры. В моем воспитании действительно не уделялось внимание к вере в Бога. Даже обе мои бабушки не были верующими, не говоря о родителях.
При этом у меня есть ощущение, что вера заложена в нас исторически на глубинном уровне нашего сознания. При соответствующих культуре, воспитании, жизненном опыте, человек становится более или менее религиозным. Я уважаю чувства верующих любых конфессий за их выбор жить в соответствии с заповедями и нравственными ценностями той или иной религии. Среди моих знакомых есть верующие люди. Они были воспитаны своими родителями с определенным отношением к Богу. И своих детей они приобщают к вере, постоянно посещая храм, соблюдая традиции православия, посылая благодарность Господу перед каждым приемом пищи.
На основании своего жизненного опыта, я могу согласиться с выводом о том, что религиозность человека определяется его воспитанием и обучением. Отсутствие же доказательств не убедило меня в том, что способность верить в Бога не даётся человеку от природы. Я считаю, что каждый человек рождается с этой способностью, которая либо развивается в дальнейшем, либо нет.
Меня очень впечатлила заключительная часть исследования, в которой производили стимуляцию мозга с целью временного увеличения способности подавлять нежелательные мысли. Ученые выбрали данный метод, так как умение подавлять нежелательные мысли регулирует аналитическое мышление.Стимуляция мозга заключается в подсоединении к голове двух электродов, между которыми идет электрический ток. Процедура безболезненная и безвредна. При помощи электродов активируется правая нижняя лобная извилина головного мозга. Именно эта часть мозга отвечает за контроль мыслей. Стало как-то не по себе — оказывается даже такое возможно — принудительно извне подавлять нежелательные мысли. Что касается веры в Бога, я человек верующий,согласна с тем, что к этому нужно прийти.
Пока читала статью задалась вопросом » а по настоящему ли я атеист? » не в плане того,что возможно я верующая ,а в том плане, что это не мой выбор. И я рада ,что так сложилось ,что я выросла в семье ,которая не обязала меня быть верующей, тк для меня это значит,что у меня меньше проблем, я и так перекладывала ответственность за свои действия на «судьбу». Наша страна является православной, мои родители не атеисты, мама ходит в церковь, вероятно молится, бабушка тоже. Вот именно,что с детства я видела только их соблюдение некоторых «правил»,которые передаются из поколения в поколение и которые в подобных семьях предполагаю утихают и в итоге стираются , я не видела истинную веру, фанатизм и перекладывание ответственности на Бога, как это проявляют многие другие люди. Полностью согласна ,что вера воспитывается, а не заложена природой в мозге- эта версия даже интересна.
Для меня это очень интересная тема. Я тот кто в него верит, как во что-то сверхъестественное, что есть в каждом из нас и есть вокруг нас. Каждая религия это лишь подтверждение того что он есть, и отражение его понимания в определенный период времени, в определенном месте с определенными традициями. Был момент в моей жизни, когда только вера в него сохранила мне возможность жить и наслаждаться этой жизнью. кроме веры в него ни в кого веры не было. Поверив в его существование я увлекся Эзотерикой, потому что понял что моя церковь мне до конца не может объяснить кто он и что это такое, хотя она и привела меня к нему. Вера в него дает мне возможность сохранять надежду в то что я его часть и творить «чудеса» с собой и вокруг себя. Моя религия явно ничему плохому не учит, и дает возможность начать разбираться в себе, своих поступках и действиях. Религия-Эзотерика-Психология вот именно по этому пути я сейчас иду. Эзотерика привела к психологии, потому что и там я не смог найти многие ответы на свои вопросы !!! И теперь изучая психологию, я понимаю, что эти три науки это одно и то же, только все сказано разными словами. А бог (либо его часть) он глубоко внутри меня и каждом из нас, и я понимаю что в себя я не верить не могу ;))). Поэтому религия это всего лишь часть выбранного пути каждым из нас. А к чему этот путь приведет зависит только от нас самих, наших желаний, наших целей, задач и возможностей их решения !!! Всем удачного развития и поиска новых путей развития, особенно через Рубинштейна :). ….Володя тема религиозная, даже шутить на эту тему не буду, а то останусь потом вообще без волос, так хоть просто без жены остался ;)!!!
Смутило меня одно обстоятельство — в статье о навязчивых мыслях была информация о том что «именно префронтальная зона коры мозга отвечает за контроль мыслей», в данной статье авторы утверждают — за этот процесс отвечает правая нижняя лобная извилина мозга. Это же разные участки мозга! Эти ученые хотя бы интересуются исследованиями других, начиная свой эксперемент???? Начинаю сомневаться в достоверности таких изысканий. Возникает вопрос — кому верить?
У меня один ответ — верю в Бога.
Вера в БОГА лично для меня это очень важно . Я не фанатик и не выставляю свою веру на показ , как и многие другие люди я хожу в православную церковь и не до фанатизма , а из уважении к религии и искренне верю что есть сверх естественные силы которые нам жить помогают . Моя мама , бабушка и дет были верующими людьми и это привито с детства . Как сейчас помню с детства дедушка с бабушкой без молитвы есть не садились и их слова , что БОГ дал. Да может сейчас уже и не та вера что раньше была у наших стариков ( хоть она в те времена и была под большим запретом но люди верили тихо тайно,но верили) .А сей час веру в культ превратили и в какую-то торговлю в бизнес , такое ощущение что ни чего святого нет ,но ладно каждому свое . Да же , ученные вон за эту тему взялись правда не знаю что доказать хотят , что бог есть или что его нет не поняла из статьи .А так для личного развития интересно было статью почитать спасибо за неё.
БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ !
Не могу комментировать, чего не знаю и то, кого не видел!
Знаю точно одно, что мои благотворительные 150 руб сделают маленькое *ЧУДО* , для кого то и СлаваБОГУ!
СпасиБО(же)!
Очень интересное и будоражащее волнение исследование. Честно для меня вопрос веры всегда был серьезным вопросом. В детстве с бабушкой и мамой во время больших религиозных праздников (Пасха, Рождество) ходили в церковь, соблюдали пост, бабушка научила молитве «Отче наш». И в трудные моменты жизни, да, я обращаюсь к Богу. Но какого-то фанатичного отношения к богу в нашей семье нет. Есть одна из сторон духовной семейной жизни, когда религиозность пересекается с семейными традициями. При этом в родительской семье всегда была актуальна пословица: «На бога надейся, а сам не плошай». Поэтому из статьи было интересно узнать, что «Исследователям не удалось установить взаимосвязь религиозности и интуитивного/аналитического мышления. Способность подавлять нежелательные мысли и поступки также не имела четкой связи с верой в сверхъестественные силы». Когда я поступила в институт, начала понимать, что выражения «судьба» или «бог наказал» — точно не религиозные, а больше высказывание людей, которые не развили способностей проявлять гибкость в тех ситуациях, где нужно было ее проявлять. И когда я сама задумываюсь о несправедливости окружающего мира и мешающих спокойно жить сверхъестественных обстоятельствах, мне всё же удается сказать себе: «Оля, стоп» — задумайся, может это твои косяки или твое бездействие?». Статья для меня еще полезна тем, что чудеса от веры получается не зависят….жду статью о том, от чего же зависят чудеса:)
На мой взгляд религия отражает культуру народа. У каждого народа свой вкус и свой путь к религии, а может быть и отсутствие его. Но все религии имеют очень много общего: отношение к старшему поколению, к младшему, к ответственным лицам и т.д. И каждый решает сам верить ему или нет. Только вот в тяжелых ситуациях только и слышу: О, Господи!», и ни разу не услышала:» О, Психология!» Тем не менее нахожу много общего между Православием и психологией. В статье говорится, что правая нижняя лобная извилина головного мозга отвечает за контроль мыслей. В статье «Навязчивые мысли» пишется, что «именно прифронтальная часть коры головного мозга играет ключевую роль в контроле мыслей человека». Что из этого верно? А вообще, я человек — верующий, и этому очень рада. Спасибо за статью.
Меня сразу эта статья насторожила и я не хотела её читать! Мне не интересно кто что исследует по отношению к Богу! Я бы вообще побоялась делать заявления о том, чего не знаю!
Религия и вера — это разные вещи! Пока что диагноз «шизофрения» мне не ставили, когда я делилась своими переживаниями и Верой в Бога! Я изучаю Библию всего 5 лет, но я точно убежденна, что люди там тоже не шизики, которые её писали!
Вот что написано в одной из книг Библии (Псалмы):
«Всё, что есть во мне, — это Ты создал, соткал меня во чреве матери моей.
Ты видел меня прежде, чем я родился, и в книге Твоей записаны были все дни, отведенные мне, когда ни одного из них еще не было.»
Псалтырь 138:13, 16 RBT
Из статьи я узнал, что умение подавлять нежелательные мысли регулирует аналитическое мышление. Развитие аналитического мышления требуется каждому из нас для того, чтобы лучше понимать, запоминать и усваивать информацию, делать выводы, принимать решения. Способность мыслить аналитически будет полезна каждому, но более всего она пригодиться тем, кто хочет добиться успеха и стать первым в своем деле. Человек, обладающий аналитическим складом ума, имеет огромное преимущество. Он может эффективнее и быстрее решать сложные задачи: жизненные, профессиональные и др. Он делает верные, логически обоснованные выводы даже в случае недостатка сведений. Он смотрит на проблему с разных точек зрения, поэтому способен найти оптимальный вариант ее решения. О таком человеке говорят, что он сначала думает, а потом делает. Для развития аналитического мышления необходимо: получать образование (развиваться), решать математические и физические задачи, а также задачи по другим естественным наукам, читать книги, играть в логические игры, разгадывать кроссворды, решать (ребусы, шарады, головоломки, загадки) и так далее. Все это будет хорошей разминкой для мозга, сознание станет более гибким и закрепит в себе склонность анализировать, а сами мы станем гораздо лучше понимать, почему что-либо происходит в нашей жизни.
Так же я узнал из статьи, что нет никаких доказательств тому, что способность верить в Бога дается человеку от природы и является чем-то интуитивным — утверждения академиков. Приобретение способности верить в Бога, как и сама религиозность, целиком и полностью определяется воспитанием и обучением человека. Вера в Бога рождается-определяется воспитанием и обучением человека.
Спасибо.
То есть в целом все же можно сказать, что религиозность и способность верить в Бога является нормальным аспектом поведения человека, никак не связанным с какими-либо нарушениями или выделенными способностями (стимуляции мозга не вызвали изменения уровня убежденности). Вот только немного не соглашусь с тем, что это ЦЕЛИКОМ и ПОЛНОСТЬЮ зависит от воспитания и обучения человека. Уж слишком формализованным, на мой взгляд, было проведенное исследование (взять, хотя бы, понимание, что такое интуиция в данном вопросе), да и контрольная группа была своеобразной. Мне думается, что такой вывод западные ученые сделали, проводя исследования в странах с устойчивой религиозной средой, существенно не меняющейся на протяжении длительного времени. В России на протяжении более двух поколений религия искоренялась, высмеивалась и была значительно отделена от общества. Но когда запреты в итоге сняли, очень многие люди в той или иной степени пришли к пересмотру своих атеистических и скептических взглядов, стали более религиозны. На меня в некоторой степени произвела впечатление фраза из статьи: «…у атеистов данный участок активируется всякий раз, когда они пытаются подавить, рационализировать мысль о сверхъестественных силах». Не означает ли это, что как раз атеизм не является нормой поведения и мышления человека, если для его поддержания приходится как бы «искусственно» бороться с определенными мыслями, выискивая рационализирующие аргументы? Более того, я думаю, что если бы были проведены всесторонние исследования состояния человека религиозного и атеиста, когда они говорят каждый о своих убеждениях, то физиологически и психически комфортнее, мне кажется, будет чувствовать себя верующий человек. Ведь у человека в этом случае есть вера, которая является противовесом вызовам внешнего мира человека, а для атеистов весь мир – одни вызовы. Но ведь как раз стремление к гомеостазу (покою, равновесию) – это естественная потребность человека!
То есть в целом все же можно сказать, что религиозность и способность верить в Бога является нормальным аспектом поведения человека, никак не связанным с какими-либо нарушениями или выделенными способностями (стимуляции мозга не вызвали изменения уровня убежденности). Вот только немного не соглашусь с тем, что это ЦЕЛИКОМ и ПОЛНОСТЬЮ зависит от воспитания и обучения человека. Уж слишком формализованным, на мой взгляд, было проведенное исследование (взять, хотя бы, понимание, что такое интуиция в данном вопросе), да и контрольная группа была своеобразной. Мне думается, что такой вывод западные ученые сделали, проводя исследования в странах с устойчивой религиозной средой, существенно не меняющейся на протяжении длительного времени. В России на протяжении более двух поколений религия искоренялась, высмеивалась и была значительно отделена от общества. Но когда запреты в итоге сняли, очень многие люди в той или иной степени пришли к пересмотру своих атеистических и скептических взглядов, стали более религиозны. На меня в некоторой степени произвела впечатление фраза из статьи: «…у атеистов данный участок активируется всякий раз, когда они пытаются подавить, рационализировать мысль о сверхъестественных силах». Не означает ли это, что как раз атеизм не является нормой поведения и мышления человека, если для его поддержания приходится как бы «искусственно» бороться с определенными мыслями, выискивая рационализирующие аргументы? Более того, я думаю, что если бы были проведены всесторонние исследования состояния человека религиозного и атеиста, когда они говорят каждый о своих убеждениях, то физиологически и психически комфортнее, мне кажется, будет чувствовать себя верующий человек. Ведь у человека в этом случае есть вера, которая является противовесом вызовам внешнего мира человека, а для атеистов весь мир – одни вызовы. Но ведь как раз стремление к гомеостазу (покою, равновесию) – это естественная потребность человека!
Почему-почему верят? Да потому что надо инфу в кучу собирать и объяснять все вокруг, вот и придумали так. Назвали. Рассказывают теперь друг другу. Институтов понаоткрывали, дядек бородатых в платье одели, велели читать басом, а женщинам в платочках подпевать. Разными способами душу лечат, мы вот психологией, они религией, кто-то приколдовывает втайне. Кто как умеет, тот так и справляется. Передаем из рук в руки, из уст в уста. Кому что ближе, тот туда и идет, своих отыщет и радуется. И статья тому подтверждение. Не заложено это все в организме. Приобретаем в течение жизни.
Очень интересно узнать, как устроен мозг. Ученые изучают его с помощью различных приборов, используя электричество. Хотя мозг, электричество и разум учёных, их способность к умозаключениям даны свыше. Природа идеальна, потому, что создана по идеальному замыслу. Поэтому мы ей восхищаемся, удивляемся, любуемся, пишем пейзажи, фотографируем, поём о ней песни и хотим понять. Верить в Высший разум или нет, родиться в верующей или атеистичной семье или стране-это выбор самого человека. Я была рождена в семье атеистов, папа был коммунистом, как и многие в нашей стране. Но постепенно пришла к вере в Бога. В Бхагават Гите гл7, текст16, говорится, что есть «… четыре типа праведников, которые встают на путь преданного служения Мне: страждущие, ищущие богатства, любознательные и те, кто стремится постичь Aбсолютную Истину.» Вера и религия немного различаются. Религия — это соблюдение ритуалов. Серафим Саровский не посещал воскресные службы в храме, жил отшельником в лесу. Простые люди не должны подражать его уровню, это будет фанатизмом. Людям дана свобода верить или не верить в Бога. У каждого своя вера, потому, что мы разные, индивидуальные души. Многие учёные являются верующими людьми и они познают тайны творения и дарят их всем нам.
Я тоже слышал идею, что человек предрасположен генетически к вере в Бога. Так же и такую, что с уровнем образования, т.е. развития аналитических способностей, эта вера угасает. Но данное исследование опровергло эти теории. Люди не рождаются с предрасположенностью к вере и атеизму. Религиозные убеждения человека развиваются в процессе его воспитания. И той средой, в которой он растет. Остается вопрос, почему по всему миру уменьшается количество верующих в развитых странах. Получается сама культура общества не воспроизводит ее и она сама собой угасает. Но в любом случае это выбор каждого человека. Хотя он ему и передается обществом
Статья собирает воедино все мысли о религии.
Понятно, что как только человек начинает мыслить аналитически, его религиозные убеждения становятся слабее. Т.к. он начинает рационально оценивать все ситуации. Естественно, что бабушке, которая не знает законов физики проще верить в то, что благодаря Высшим силам происходят «чудеса».
В тоже время, логично, что важнейшими факторами религиозности человека являются воспитание и социокультурные процессы.
Понятно, что если в семье не принято посещать церковь регулярно, соблюдать посты, то и у ребенка не возникнет такого желания. Если такая культура не царит в семье, то даже окружение мало что изменит.
Например, у меня в детстве была подруга из семьи, где отец был священником, мать — матушкой в храме. Само собой, подруга была очень верующей. В дальнейшем она вышла замуж за будущего священника и придерживается всех традиций своей родительской семьи. Я же воспитывалась в семье верующей, но не настолько строго соблюдающей все правила. Т.е. для меня само собой разумеющееся, что мои дети будут крещеными, например. Но все же,мне всегда было трудно влиться в ее ритм и способ жизни, т.к. меня воспитали по-другому.
Интересно, что сподвигло ученых на это исследование. Хотя результат его на мой взгляд важен. Он развеивает миф о том, что нет выбора у человека в течении жизни. То есть родился человек со способностью верить в Бога и все, рано или поздно она себя проявит, не оставляя выбор. Все таки это выбор человека, который зависит от его воспитания. Главное, что бы человек верил в сверестественные силы без фанатизма. Что бы не попался в сети сект, где его будут использовать. Вообще о вере в Бога всегда вспоминают в тяжелых моментах жизни. И многим она была поддержкой и надеждой на хороший исход событий. Я считаю, если человек выбор сделал добровольно, так значит ему это необходимо.
Никогда не думал на тему того, что вера в бога может быть врождённой))). У меня и в мыслях такого возникнуть не могло!
Статья доказывает тот факт, что человек сам делает свой выбор. Для меня вера является личным выбором каждого человека и является частью культуры личности. Прочитав статью, задумался, а верю ли в бога я? Ответил себе, что нет. Но свечки в церковь всёравно хожу ставлю. А вдруг!))))
Люди не рождаются с предрасположенностью верить в сверхестественные силы. Важнейшими факторами религиозности человека являются воспитание и социокультурные процессы. Способность верить в Бога возникает естественно и интуитивно. Способность подавлять нежелательные мысли не связана с религиозностью человека. Религиозные убеждения человека развиваются в процессе его воспитания, и они никак не связаны с особенностями мышления человека. Как только человек начинает мыслить аналитически, его религиозные убеждения становятся слабее. В нашей стране очень часто принято прибегать к помощи Бога тогда, когда это крайне необходимо. И напроч забывать о нём, когда всё хорошо. Встречала семьи, где родители неверующие, а дети религиозные. Возможно какая то ситуация сподвигла этих детей принять веру. Вообще, я считаю, что всё зависит от воспитания и семейных ценностей. Если в семье этого нет, то ребёнок где-то это найдёт.
Перефразировав всё, что здесь написано, можно сказать,что учёные пересмотрели свои взгляды на людей. Вера — это не из-за невежества, а всего лишь влияние воспитания и социокультурных процессов. Мои бабушка и дедушка никогда не были религиозными, и, как таковой, веры во что-то сверхъестественное не было. В противовес этому, мама с каким-то содроганием относится к вере. Причём, я со стороны наблюдаю, какая-то помесь веры и язычества(чёрных кошек обходим стороной). Думаю, каждый сам выбирает для себя следовать верить ему или нет. У нашего друга мама очень верующий и набожный человек, часто ездит в паломничества. Друг же, абсолютно спокойно к этому относится, он не атеист, но и не столь набожен. Вообще, каждый по-своему приходит к тому, верить или нет и во что. Наш друг, когда у него повесился отец и потом умерла мать, стал чаще посещать службы, а теперь и вовсе служит в церкви. Почему люди верят в Бога? Я думаю все по разным причинам:ищут поддержку, пытаются перекинуть ответственность за свою жизнь на другого, кто-то от отчаяния, кто-то потому что в его семье таков уклад.
Соглашусь, что вера в Бога основана на воспитании человека. Откуда мы узнаем про Бога? Кто нам о нем рассказывает? Именно так появляется определенное вероисповедание. Культур много и каждый народ называет Бога по-разному. Именно этот факт доказывает, что вера в Бога формируется под влиянием среды, в которой растет человек. Также в статье доказывается, что интуиция не является предпосылкой к религиозности. Я тоже считаю, что интуиция не способна повлиять на веру в Бога. Скорее, это связано с тем, что людям свойственно объяснять происходящее вокруг. И если объяснения нет, то религия помогает это сделать.
Я согласна с тем утверждением, что веру нас воспитывают, в той семье, в которой ты родился или которая на тебя оказывает большие влияние,ту позицию ты и выберешь. А потом уже по мере воспитания себя и своей образованности, ты выбираешь сам свою ВЕРУ. Меня воспитывали в семье где в принципе не верили в бога и церковь не ходили, мама крестила меня без папы( это не положено было в церковь ходить, милиционерам) так как настояла бабушка. Бабушка жила с нами на одном этаже и я часто у нее была и ночевала, она редко ходила в церковь( по праздникам только), но каждый день молилась, у нее на кухни были иконы и лампадка, литературу она читала разную, у нее были и католические книги, православные, Игово и т.д.. Она мне привила любовь к божественному, в веру в Бога, после ее смерти я почувствовала, что мне не хватает этого и пришла в церковь, стала заниматься в воскресной школе, помогала в церкви( полы мыть, свечки отколупывать и т.д.), потом как то я принесла в церковь одну из книг бабушкиных , так как на уроке мы проходили, что все хорошие и правильные книги должны быть с крестом православным, а я сказала, что у меня есть другая, но там написано так же как и в Евангелие они похоже очень*(я на то время даже не видела отличия, сейчас бы тоже не увидела). Когда я принесла и показала эту книгу у меня ее отобрали и бросили в мусор для огня, как будто это было зло страшной силы, я пыталась объяснить, что там очень похоже написано как нас учат, ведь мне ее читала моя бабушка и рассказывала только о хорошем, меня не стали слушать и не посмотрели в эту книгу, они взглянули только на то, что на обложке был католический крест и все. Я стояла и не могла больше ничего сказать и спустя столько лет прочитав много разных религиозных книг, имея друзей разных национальностей, я думаю о том что как они были не правы и глупы, а себя чувствую виноватой, что не забрала эту книгу домой обратно, ведь она для меня была не просто книга, а память о человеке , который был для меня больше чем бабушка, а что то божественное , святое.
Безусловно согласна, что религиозность человека и вера в Бога связаны с культурой общества в котором он живет. Так же имеют значение традиции поддерживаемой семьёй,в которой вырос и воспитывался человек. Я считаю что быть религиозным человеком и верующим человеком это разные вещи. Религиозный человек может знать все молитвы, блюсти все посты, и в храм ходить. но степень верования человека, на мой взгляд определяется не только соблюдением всех правил и обрядов, а еще и тем, как живёт человек. Поступки, выборы, цели и ценности человека, отражают его веру в Бога. Рождается ли человек верующим или атеистом или становится таковым или иным вследствии воспитания? Я считаю, что человек приходит в этот мир с определенным духовным багажом. Или желая преобрести его. И только от самого человека зависит с вем он уйдет. С другой стороны есть замечательные люди. Родители. Они наши проводники в этот мир. Почему то родители зачастую не оставляют детям выбора. А ведь все люди разные. И каждый имеет право быть другим.
Частично согласна с результатами исследования, только с той часть, что в человека врожденно не заложена вера в Бога и с тем,что это прививается воспитанием. Вообще не вижу связи между способом мышления и верой в Бога, это примерно такое же исследование, что группа крови или цвет глаз человека не влияет на его вероисповедание.Мне кажется что Вера в Бога больше связана со степенью ответственности человека, кто не готов нести ответственность за свою жизнь, тот возлагает ее на Бога. Также стоит отметить, что человек с аналитическим мышлением должен понимать связь между причиной и следствием, и этот же человек также аналитически сможет доказать себе существование Бога, вопрос лишь в том, чем он руководствуется изначально.
Из этой статьи я понял, что исследователям не удалось установить взаимосвязь религиозности и интуитивного/аналитического мышления. + важнейшими факторами религиозности человека являются воспитание и социокультурные процессы. Я узнал, что способность подавлять нежелательные мысли не связана с религиозностью человека, не зависит от интуитивных способностей человека и не возникает при рождении сама по себе. В моем случае меня в подростковом возрасте приучила мама ходить в церковь и я, увидив от этого реальную помощь, с перерывом возобновил в прошлом года посещение храма. В личном плане эта инфа мне дала понимание того, понимание того, что религиозные убеждения формируются только через воспитание. Инфа применима для воспитания собственных будущих детей, т.к. задача родителя — приучить детей к религии, это одна из заповедей.
Всегда считал, что вопрос веры в Бога связан с воспитанием. Но, порой чрезмерное навязывание религиозной атрибутики может оттолкнуть от веры в Бога. Так и случилось у меня — особенно, когда я стал видеть, что религиозные служители — батюшки не о вере заботятся, а о том, как набить себе брюхо.:). Ну это отрицательная сторона.
С конструктивной точки зрения считаю, что к Богу приходишь в определенный момент времени — когда уже не на что надеяться, даже на психологию. А вообще надо работать самому, а не надеяться на Бога. Вокруг живые люди, они подвержены земным, а не божественным слабостям, поэтому нужно научиться общаться прежде всего с ними.
О, тема веры религии и Бога для меня всегда интересны и актуальны. Понравился подход авторов исследования, достаточно оригинально подобраны условия эксперимента. Интересно также с какой стороны они подошли к этому вопросу. И выводы тоже получились не плоскими а достаточно многогранными. В очередной раз статья показала, что как много влияния человек получает в своей семье и культуре, и как это формирует его личность вне зависимости от биологических предпосылок. Статья заставляет задуматься, вера это продукт культуры или что-то большее, что мы пока или возможно всегда не сможем осознать.
«Ученые пришли к выводу, что важнейшими факторами религиозности человека являются воспитание и социокультурные процессы.» Абсолютно согласна, что именно фактор воспитания и культуры является решающим в вопросах религии.
Я выросла в семье атеистов, никогда в доме не было ни икон, ни прочей атрибутики, и даже иногда были пренебрежительные фразы в сторону веры.
Обряд крещения я прошла примерно в 10 лет, просто захотела разобраться в этой теме и попросила тетю сводить меня храм.
Но сейчас, я абсолютно точно очень прохладно отношусь к православной религии и разделяю веру, духовность и РПЦ.
По прочтении статьи первоначально показалось странным само соотношение и противопоставление аналитического мышления, интуиции, культурного, социального воспитания и врожденной предрасположенности. На мой взгляд, все эти составляющие вовсе не взаимоисключающие, а весьма взаимодополняющие и вполне могут существовать в единой связке, формировать взгляды человека, в том числе и касательно религии. Другое дело в том, что они в разных степенях влияют на формирование религиозных взглядов в человеке или вовсе на отсутствие оных. Конечно, в описанном в статье исследовании не было установлено связи между религиозными взглядами, их степенью, интуицией и мышлением, но очевидно, что для полного и объективного подтверждения подобных выводов требуется еще ряд исследований и только после этого можно будет утверждать о том, что способность религиозного верования возникает естественно и интуитивно — лишь заблуждение. Конечно, именно воспитание и культурная среда человека являются ключевыми факторами влияющими на степень религиозности человека и ее наличие, однако, я бы все же не исключала полностью и иные факторы, по крайней мере, слепо основываясь только на приведенном в статье исследовании.
Значит мысль о том, что верующие просто идиоты наконец-то развеяна) Я читал об этой идее, что к вере приводят слаборазвитые способности индивидуума к рациональному мышлению. Всегда эта мысль казалась глупой. Конечно легко предположить, что человек который не обременен высшим образованием, легко теряется в этом мире начинает впадать в домыслы, предписывать какие-то явление неизведанному и т.д. Но по сути, какой бы уровень интеллекта не взять, его все равно не хватит, что бы увидеть полноту и глубину явления, а значит по большому счету, что ты обладаешь большей рациональность, что нет… Дело не в этом. Да, все зависит от социума и воспитания.
Я согласна, что на религиозность человека влияют воспитание и социокультурные факторы. Это достаточно очевидно и без исследования. С большей долей вероятности в семье религиозных людей вырастет такой же ребенок. То же самое касается и влияния общества.
При этом я не увидела в статье разделения веры и религии. Верующий человек не обязательно религиозен. Не совсем понятно, по каким критериям можно померить силу религиозных убеждений.
Как я поняла из статьи, исследования не обнаружили новых причин, определяющих религиозность человека, кроме социальных.
Огромное спасибо за поднятую тему. Имея соответствующее образование, я несколько лет вела занятия в воскресной школе. Это было еще до введения в школах уроков «Православной культуры» с возможностью выбрать другой факультатив. Занималась с детьми от 3 лет до 18. Изумительная реакция всех возрастных групп. При восприятии в себе трех начал — тела, духа и души, однозначно почувствуешь в себе Божественное начало. При отрицании в себе души, само твое существование становиться бессмысленным. Душа дается человеку в момент зарождения. Дальнейшее ее развитие, возрастание зависит и от самого человека и от внешних факторов. Наше пребывание здесь этим и обусловлено. Не мной это сказано и не мной это придумано. 2 тысячи лет многими людьми, не нам чета, знания выкристаллизовывались. Другое дело, что не всем по сердцу законы мироустройства. Какой бизнес при нестяжании. Какой секс при понятии блуда. Попробуйте сами хоть немного пройти в крестном 20 августа от Благовещенского собора. Непередаваемая радость. Дети, мамы с младенцами идут. До Задонска идут. Это вам не за маржой гоняться. Душа по природе своей христианка.
Во мне вера в Бога воспитана не была. Меня отдали в церковную школу в дошкольном возрасте. В семье не было принято посещать церковь и не было особенного отношения. В моей ситуации родители использовали тему религии как инструмент манипуляции (сегодня праздник, убирать нельзя; ты ничего не понимаешь, маленький еще). В церковной школе мне все не понравилось: запах, питание, атмосфера. Поэтому могу сказать, что меня отталкивают всю жизнь атрибуты, которые в нашей культуре связывают с религией.
Стимуляция мозга заключается в подсоединении к голове двух электродов, между которыми идет электрический ток. Процедура безболезненная и безвредна. При помощи электродов активируется правая нижняя лобная извилина головного мозга. Именно эта часть мозга отвечает за контроль мыслей.
Я прям в «голосину проорал». простите мне мой интернетный сленг. Но это же смешно. Стимуляция электродами через кожу, череп, мозга. такое возможно только лишь при прямом подключение электродов в мозг. Что демонстрируют мышки. А регулировать работу мозга электродами на голове это глупость, может быть с стороны биологии и анатомии я этого процесса не до конца понимаю, ну уж с стороны электротехники знаю как работает электричество и оно никогда не пойдёт в одну точку, в мозге или отдел который хочется если не подключать напрямую, как мышкам. Так что это бред чистой воды. Как воду через экран телевизора заряжать XD XD
Раньше я думала, что вера в Бога, это внутреннее состояние, человек доверяет судьбу свою высшим силам и верит в то , что над ним стоит кто-то невидимый который, может помочь в сложных ситуациях. А оказывается религиозность это следствие воспитания. Я так понимаю, что исследователи имеют в виду под религиозными людьми именно тех, кто соблюдает все обряды ( посты, причастия, исповеди и т. д.) и требы, которые поддерживаются в данной конкретной конфессии. Если рассматривать это как религиозность, то естественно это может быть привито только воспитанием, так как ребенка с детства приучают чистить зубы и заправлять пастель. Для меня религиозный и верующий человек, это два разных человека. Я сама не религиозна, в церковь иду по потребности, тогда когда состояние требует. Я не во все храму хожу, выбираю по своему внутреннему состоянию. Есть храмы ( как правило они новые, недавно построены) они пустые и холодные, захожу в них и не чувствую ничего кроме холода, такие храмы я называю «не намоленными». Есть другие храмы, нахождение в них дает состояние благости, хочется и постоять в храме подольше, и уходить не хочется. Часто гуляю по при храмовой территории, слушаю тишину и наслаждаюсь состоянием спокойствие, наверное больше ни где я не могу чувствовать себя как здесь. Но при всей своей не религиозности считаю себя верующей, так как верю в защиту высших сил, каким бы образом они не проявлялись. Вера и Бог это то, что на мой взгляд , если ты веришь, должно приниматься без оговорок, иначе это не вера. А сейчас люди переписывают заново религию, которую создали сами и говорят на это воля Божья, то что было правильно вчера, сегодня критикуется и переделывается, взять пример с тем , что разрешены однополые браки и теперь Бог не Бог, а что-то среднее, ибо нельзя обижать женщин тогда когда Бога называют мужчиной. За этой внешней суетой, кого и как надо называть люди забыли о самой вере как таковой. Никого нет страшней как истовых верующих вооруженных крестом (полумесяцем, звездой) священными писаниями и осуждениями других.
Из статьи поняла, что ученые пришли к выводу, что важнейшими факторами религиозности человека являются воспитание и социокультурные процессы. Способность верить в Бога возникает естественно и интуитивно. Проводилось исследование, которое не выявило никакой взаимосвязи между силой религиозных убеждений и интуицией. Оно доказывает, что религиозность человека не определяется тем, насколько он полагается на интуитивное или аналитическое мышление. Люди не рождаются с предрасположенностью к вере и атеизму. Религиозные убеждения человека развиваются в процессе его воспитания, и они никак не связаны с особенностями мышления человека. Врожденная интуиция человека не является предпосылкой к религиозности. Это целиком и полностью вопрос воспитания человека. Статья собирает воедино все мысли о религии.
Понятно, что как только человек начинает мыслить аналитически, его религиозные убеждения становятся слабее, ведь он начинает рационально оценивать все ситуации. Спасибо за статью.
Для меня самым интересным моментом статьи стала эта фраза: «умение подавлять нежелательные мысли регулирует аналитическое мышление». Вон оно в чём дело. Это же можно использовать.
А если говорить по сути статьи. Тут и вопросов быть не может, на веру, её отсутствие или направление очень влияет воспитание. Как в принципе на всё формирование личности. Кто соблюдает ритуалы, по обычаю, привычке, не задумываясь зачем. Кто-то не соблюдает ритуалы, но относит себя к какой-то религии и уверен, что высшая сила есть. Я например не хожу в церковь, не соблюдаю посты, но верю. Мне сложно понять как думают и чувствуют в этом вопросе себя атеисты. Откуда это взялось у меня не знаю. Но думаю воспитание сыграло роль. Социум и воспитание влияют на формирование отношения к вере. Но в течении жизни, по моему мнению человек может изменить это отношение исходя из осознанного выбора во что верить, во что нет. Из статьи увидела, что исследования отмели разные варианты. Но не увидела исследований, которые подтвердили бы что-то. В результате убрали не подходящие варианты и пока остались предположения.
Мне казалось, что люди которые мыслят аналитически. Как раз и склонны к атеизму. А в этой статье получается что нет. Просто они окружены таким социумом. Но большинство из учёных как раз и есть атеисты. И даже контроль таких мыслей не сказывается на вере. Я думаю для человека вера в то в чем он убежден и у него нет сомнения в этом самое сильное. Получается на столько, что он и сам не в силах это подавить в себе. И думаю дело даже не в религии. А просто это на столько «глубоко в голове» что не может просто контролироваться.
Ну собственно все логично. Как и много другое , религия зависит от воспитания . Вообще , в жизни много что от него зависит . По себе могу сказать , что я религиозна ровно на столько , на сколько религиозна моя семья . Интересно, на самом деле , как это изначально зародилось . Ну если , конечно не рассматривать версию про Адама и Еву. А еще интересно , как люди не из религиозных семей уходят в монастырь . Жил , к примеру , человек n количество лет . Семья его не крестилась , не молилась , не ходила в церковь . А он потом взял и поменял свой взгляд на эти вещи . От куда в таких ситуациях берутся вообще такие мысли .
Результаты исследования описанного в статье показали , что вера и атеизм это приобретенные в социальной жизни явления. Вот интересно, что если бы меня спросили «верить в бога — это врожденная способность человека или приобретенная?» я бы ответила — врожденная. Только в зависимости от личности и окружения у кого-то она развивается, а у кого-то нет. Ну и конечно надо различать верующих и религиозных людей. Это часто совсем разные вещи. И, как раз, религиозность в основном определяется социумом. А вера более тонкая вещь. Я вот человек не религиозный, но верующий и эта вера идет из далеко детства, хотя я и не помню, чтобы кто то ее во с
мне воспитывал. Хорошо помню как в возрасте 4-5 лет я очень хотела умереть, что скорее узнать, что там — после смерти. Но я была очень разумная девочка, и говорила себе — спешить некуда, потерпи, когда-нибудь обязательно узнаешь.
Я считаю, что вера в Бога не зависит от аналитического мышления, как и выяснилось в исследованиях. Доказали, что религиозность человека не определяется тем, насколько он полагается на интуитивное или аналитическое мышление. Человек не рождается с предрасположенностью к вере или атеизму. Целиком и полностью определяется воспитанием. Знаю по собственному опыту. В деревне, где я выросла, с детства у нас строился храм. И мы принимали активное участие. С тех пор посещения храма хотя бы на великие праздники в нашей семье стало традицией.
В общем историко культурный подход влияет на ценностные ориентиры и один из них это вера. В статье я конечно не понял почему именно вера и религия и поломничество по святым местам (символы веры, святые мощи, церковь и тд) переплетаются в одно.
Мне нравится выражение позднера я Верю в бога, но не верю в церковь. Для меня это разные вещи. И когда ведется исследование без разграничевания этих понятий то и выводы могут быть любыми. что конкретно имелось ввиду все таки вера или поклонение символам веры?
Интересно, вот почему не рассматривается вопрос, что это может быть в нас сложено тем же Богом. Ведь если посмотреть вокруг и глубоко в историю, то меняется все. Сколько поменялось принципов, догм, мировоззрений, и т.д., и т.п. Но вера в Бога остается, при чем и у тех, кто действительно пытается чему-то следовать и хоть как-то более менее законно могут называть себя верующими, и у многих, кто не касается конкретного поклонения, но при этом все равно мысль о Боге их не покидает. Почему именно божественное происхождение в сердцах людей имеется, хотя все остальное меняется. Здесь я не к умным и не к красивым. Если я признаю для себя, что Он есть, то логично было бы слушать его и следить за своей нравственностью, а это я делать не хочу. Но и признать, что Его нет — тоже не буду.
Узнал, что религиозность не связана с интуицией или рациональным мышлением. До прочтения статьи я тоже думал скорее, что как только человек «умнеет», начинает мыслить аналитически, то религиозность уходит. Оказывается, религиозность обуславливается культурой и воспитанием человека. Если окружение было религиозным, то и сам человек скорее всего будет верующим. Я это вижу на своём примере. Моя бабушка была очень религиозна, мама чуть меньше, но тоже. Соответственно в детстве моя религиозность была высока. Я нормально воспринимал все эти церковные обряды, праздники и даже знал «Отче наш». По мере взросления и естественного изменения своего окружения религиозность существенно уменьшилась. Теперь, если бы не родственники – в церковь бы меня не затащить. Я не имею ничего против верующих, и думаю, что некоторым это даже полезно.
Я верю в Будду — пить будешь Будду. Здорово яте моё ближайшее окружение, явно отличает понятия: Вера, религия, церковь. Статьями наталкивает на мысль только о том, что если создавать правильные условия вокруг людей, то они станут именно такими, какими люди создающие эти условия хотят их видеть, и это однозначно как настораживает так и пугает.
Религиозность, как я понимаю, относится к разряду «прочных» убеждений. Статья сообщает об исследовании, которое демонстрирует что религиозность человека не определяется тем, насколько он полагается на интуитивное или аналитическое мышление. Люди не рождаются с предрасположенностью к вере и атеизму. Значит, даже такие прочные убеждения являются лишь приобретенными. То есть, то, что нам внушили тогда, когда мы это помним, или когда не помним определяет качество наших убеждений и жизни в целом…… Для меня это означает приблизительно следующее, даже самые «убедительные убеждения» не стоит воспринимать как абсолют, при иных условиях внушения могли сформироваться и другие, а может эти другие как раз сейчас в процессе формирования.
За свои 26 лет я прошел несколько стадий верования. Сначала веровал, потом нет, потом снова веровал и снова отказывался от своих слов, меня религию с православной до языческой и обратно. На данный момент я все-таки чувствую, что мне комфортнее понимать, что есть что-то или кто-то, что восстанавливает баланс в мире, может это всего лишь законы физики, но я называть однозначно я пока не готов. Вопрос веры сугубо индивидуален. Я вырос в семье, где вера проявлялась в ношении крестика и икон. Чтобы мы ходили все время в церковь, такого я не припомню, назову родительскую семью умеренно верующими.
Интересно, что по ранним исследованиям, как только человек начинает мыслить аналитически, его религиозные убеждения становятся слабее. Новое проведенное исследование показывает, что вера и атеизм являются приобретаемыми в социальной жизни, что врожденная интуиция человека не является предпосылкой к религиозности. Это целиком и полностью вопрос воспитания человека.
Вера это как ресурс(для меня, все же это глубоко философский вопрос, и каждый сам решает что для него вера).Почему по вашему люди вкладываются в валюту? Им нужны инвестиции. И при том надежные. Согласитесь, что верить в всевышнюю силу, которой достаточно подумать о вашей проблеме чтобы разрешить ее, это же гораздо выгоднее чем верить,в какого-то себя. В какую-то там идею, будущее.
Все это сложно, а нам с вами нужна опора. Здесь и появляется религия. Она предлагает братство, законы жизни, ответы на вечные вопросы, основную идею. Слишком просто как по мне. Но кому то вполне подходит, я их прекрасно понимаю.
Из статьи я понял , что религиозность (вера человека в сверхъестественные силы) это социальный феномен и только . Никакая даже врожденная интуиция и аналитическое мышление не влияют на религиозность человека . Несмотря на внушительные исследования ученых , что даже стимуляция мозга и повышение уровня контроля мыслей , не изменяет уровень убеждения в сверхъестественные силы (верить в бога или нет). И у меня возникло противоречивое чувство по поводу подтверждения учеными факта , что религиозные убеждения человека развиваются только в процессе воспитания , и они не связаны с особенностями мышления человека . Да , только в жизни приходилось сталкиваться с людьми , которые воспитывались в одинаковых условиях и одними родителями , но почему то один мог и принимал определенные ритуалы и считал себя религиозным (верующим ) , другой категорически отказывался не поддерживал эту идею и старался демонстративно протестовать. Что это ? Не правильно воспитали? Я думаю , что в этом правиле (утверждении) тоже есть исключение .
Конечно, в первую очередь вера, как и любая другая культура или бескультурье воспитывается в той среде, в которой человек растет.
Я думаю, веру в Бога дает сам Бог. А вот брать или не брать — это выбор человека. Вера-это не просто мысли или мечты. Вера — это образ жизни. Вера — это труд.
Человек может быть воспитан в верующей семье, но жить без веры. И наоборот человек, выросший в неверующей семье, во взрослой жизни приходит к вере. Думаю, что вера/неверие закладывается с детства и зависит от образа жизни родителей. Но все же есть и исключения.
Прочитав название статьи, сначала немного напряглась. Все таки тема религиозности особая и сокровенная. Но прочитав ее, сделала для себя вывод, что полностью согласна с ее содержанием. Религиозность не врожденное качество, не что то данное свыше, это путь, и у каждого он свой. На религиозность влияет семья, социальная среда, личные убеждения и опыт. Могу допустить что еще религиозность зависит от психологических особенностей человека, его чувствительности, эмпатии и способности брать ответственность за происходящее в жизни. Почему люди верят в бога? Верят или не верят, а бог все равно существует.