Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Пока эксперты изучают, как социальные сети влияют на психическое здоровье, некоторые пользователи проводят собственные эксперименты.

К тому времени, когда Джесси Уэйтс заметил, что его отношения с социальными сетями переросли в нечто пагубное, он уже понимал, что с этим делать.

Опыт выздоровления от зависимости от марихуаны научил Джесси правильно оценивать свое поведение и избавляться от того, что вредно. Джесси Уэйтсу 39 лет, и он занимается ремонтом техники в Цинциннати.

У Джесси есть дом, друзья и любимый человек. Его онлайн-связи немногочисленны после того, как в прошлом году во время «цифрового детокса» он навсегда удалился из Facebook, Snapchat и Twitter. (По его словам, он использует Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ) на своем рабочем столе для продвижения дополнительного бизнеса). Он чувствует себя более счастливым и настоящим. Но не все окружающие понимают это. Некоторые люди отвечают ему «Вау, молодец!» или выплескивают эмоции о своих собственных пристрастиях к социальным сетям.

«Зависимость — самое занятное из расстройство, потому что оно убеждает нас, что нет никакой болезни, верно?» — считает Джесси.

Многие американцы утверждают, что социальные сети — это бич, но лишь немногие обрывают связь. Согласно данным Pew Research Center, 64% взрослых американцев считают, что социальные сети оказывают в основном негативное влияние на жизнь в стране, но 72 % поддерживают хотя бы один аккаунт в социальных сетях. Заголовки газет указывают на социальные приложения, чтобы объяснить тенденции к росту тревожности, депрессии и одиночества, но люди всех возрастов продолжают обращаться к социальным сетям для создания сообществ. На фоне недовольства и повсеместного недоверия социальные сети служат новой общественной площадкой, где появляются новости, дискутируют лидеры, а пользователи устанавливают жизненно важные связи.

Некоторые люди считают жизнь в социальных сетях невыносимой. В интервью люди, которые не пользуются социальными сетями, неоднократно говорили, что они вызывают у них чувство тревоги и отчуждения. Некоторые говорили об отсутствии границ или чрезмерном использовании. По мере того, как грань между «онлайн» и «реальной жизнью» стирается, некоторые люди окончательно выходят из сети, потому что отрицательные стороны кажутся им слишком серьезными. Они не могут контролировать время, проведенное в приложениях, или чувствуют себя обремененными постоянным потоком картинок и информации.

Иногда они чувствуют себя одинокими. Однако, эти же люди отмечают, что сама жизнь может быть одинокой, и социальные сети здесь не помогут.

Друзья и близкие реагируют на отказ от социальных сетей с безразличным восхищением или с едва заметным раздражением. Особенно, когда кто-то заявляет, что у него нет телевизора. В то время как споры о затратах и преимуществах социальных сетей достигли апогея, те, кто не подключен к сети, стараются отгородиться от всеобщей шумихи.

Томас, 28-летний учитель из Кливленда, попросил называть его только по имени, чтобы защитить свою работу. Он удалил все свои аккаунты в социальных сетях еще в 2018 году после того, как заметил, что не спит допоздна, прокручивая страницы, споря с родственниками о политике и читая сомнительные источники новостей.

«Это было похоже на стечение обстоятельств во время катаклизма», — заявил он. «В какой-то момент меня это просто ошеломило».

Когда он сообщает, что отключился от соцсетей, многие задают одни и те же вопросы: «Почему ты ушел? Откуда ты знаешь, что происходит в мире? Поддерживаешь ли ты связь со своими друзьями?»

Томас считает, что люди просто интересуются, счастлив ли он. И он вполне счастлив! Он смотрит свои любимые телепередачи, ведет долгие разговоры и тратит на все про все намного меньше времени.

По словам экспертов, такие функции социальных приложений, как «лайки» и бесконечная прокрутка, могут стимулировать мозг периодическими выбросами дофамина, а алгоритмы собирают сигналы о том, какой контент нас интригует или расстраивает, чтобы приложения могли показывать нам еще больше контента. «Некоторые исследования использовали критерии, разработанные для диагностики «игровых расстройств в Интернете», для оценки пользователей социальных сетей на предмет зависимости,» — сообщает Митч Принштейн, главный научный сотрудник Американской психологической ассоциации. Одно из исследований показало, что половина испытуемых-подростков отметили признаки «проблемного использования социальных сетей», такие как озабоченность или замкнутость. Когда Принштейн показывает эти результаты взрослым, они обычно сильно удивляются.

Но по мнению Принштейна, утверждение о том, что социальные сети превращают людей в одиноких и зависимых от приложений, является весьма упрощенным. Как показывают исследования, молодые люди, в частности, заводят друзей в Интернете, что снижает риск возникновения опасных психических расстройств и самоубийств. По словам Принштейна, являются социальные сети для человека игровой площадкой или адским местом, — зависит от множества индивидуальных факторов. Некоторые из нас подвержены компульсивному поведению. Другие чувствительны к трагическим новостям, беглому общению или социальным сравнениям.

Принштейн рекомендует умеренность, но некоторые люди принимают радикальные меры, как, например, Джаррод Тернбулл, 22-летний актер и преподаватель из Бруклина. По его словам, после особенно неудачной сцены на занятиях по актерскому мастерству в колледже один из преподавателей Тернбулла произнес речь об опасностях социальных сетей для молодых артистов. «В наши дни студенты театральных вузов даже не могут сосредоточиться на том, что находится перед ними,» — вспоминает он слова преподавателя.

Это было в пятницу. К понедельнику Тернбулл удалил Snapchat, Facebook и Instagram со своего телефона. По его словам, это сделало его лучшим исполнителем, хотя он никогда не упоминает об этом, если люди не спрашивают, потому что не хочет показаться заносчивым.

«Реакция всегда одинаковая: «О, молодец!»,» — говорит он ехидным голосом.

Не каждый отказ от социальных сетей является полным. 29-летняя Садия Насим держалась подальше от социальных сетей в младших классах средней и старшей школы. В колледже она завела аккаунт на Facebook, чтобы координировать групповые проекты. Но после того, как получила свою первую работу инженера по аппаратному обеспечению в Texas Instruments, ей захотелось поделиться всеми захватывающими подробностями своей новой жизни. Она вспоминает, как сидела в аэропорту перед первой командировкой, мысленно планируя шикарный пост в Facebook с фотографиями и милыми подписями из путешествий.

Но когда вернулась домой и пришло время делиться фотографиями, то  потеряла всякое желание. По ее словам, все это было похоже на рутину.

«Если я вижу сотни людей за день и постоянно сравниваю себя, естественно, зачем мне умножать это на тысячи или миллионы, делая это еще и в Интернете?» — заявила она.

Кэти Гаммельгард, 43-летняя учительница средней школы, ушла из социальных сетей, потому что это приводило ее к подавленности. Она рефлексивно осуждала то, что писали другие люди, а потом осуждала себя за то, что осуждала их. Кэти пролистывала политические мнения и фотографии еды, а потом чувствовала себя виноватой за то, что ей это так неинтересно. Разве эти люди не должны были быть ее друзьями?

По словам Джордана Шапиро, доцента Темпльского университета, чьи исследования охватывают вопросы взаимоотношений, образования и интернета, впечатления тех, кто отключился от сети, говорят о чем-то более глубоком в наших отношениях с социальными приложениями. Да, социальные приложения сталкивают нас лицом к лицу с нездоровыми сравнениями, нереалистичными стандартами красоты, политическим неблагополучием, поверхностными отношениями и дезинформацией, но эти проблемы заложены в нашей культуре, и выход из социальных сетей не избавляет от них. «Например, девочки-подростки сталкивались с проблемами образа своего тела задолго до появления Instagram, и удаление приложения не исправит угнетающие стандарты красоты,» — считает Джордан.

«Существуют абсолютно серьезные причины для такого экзистенциального ужаса, который испытывают люди», — утверждает Шапиро. «Они могут решить покинуть их, потому что социальные сети вызывают подобные чувства, и это разумно, но давайте не будем делать вид, что это происходит только из-за социальных сетей», — сказал он.

Уэйтс, мастер по ремонту техники, считает, что понимает точку зрения Шапиро: «Уход от приложений не исправит общество». Но это никогда и не было его требованием, и он все еще не собирается возвращаться. Чем дольше он находится вдали от социальных сетей, тем больше это похоже на сон, который сложно вспомнить.

«Социальные сети — это параллельный мир, в котором что-то все время происходит», — говорит он. «Я просто решил не переключаться на этот канал».

 

Оригинальная статья: Tatum Hunter — They left social media for good. Are they happier? April 2023

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, социальные сети, подростки, тревожность, зависимость, игровая зависимость.

63860cookie-checkПокинувшие соцсети: стали ли они счастливее?