Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Ученые обозначили критерии, по которым можно измерить родительское поведение. В данной статье рассмотрим две сферы:

  1. Сфера эмоциональных отношений с ребенком. Варьируется от теплого, отзывчивого, ориентированного на ребенка поведения до поведения отвергающего, сосредоточенного на потребностях и желаниях родителей.
  2. Сфера родительского контроля. Варьируется от ограничительного, требовательного поведения до поведения крайне снисходительного.

Родительское тепло или враждебность

Родительское тепло считается важным в процессе социализации по нескольким причинам. Во-первых, дети предпочитают сохранять родительское одобрение. Перспектива потери любви их расстраивает. Следовательно, необходимость в суровых формах дисциплины для достижения согласия часто не нужна (Baumrind, 1991; Maccoby & Martin, 1983). Более того, угроза прекращения любви от постоянно настроенных враждебно родителей вряд ли может быть эффективным механизмом социализации. Ребенку нечего терять. Даже физическое наказание более эффективно у добрых и отзывчивых родителей, чем у враждебных. Вероятно, это связано с тем, что ребенок желает соответствовать их стандартам, а также потому, что такие родители с большей вероятностью предоставят информацию об альтернативных социально желательных реакциях, доступных ребенку.

Во-вторых, частое использование теплыми родителями аргументов и объяснений позволяет ребенку усвоить социальные правила и ситуации, в которых данное поведение уместно. Согласитесь, что понять основы игры легче, если кто-то расскажет вам правила.

В-третьих, теплота и забота со стороны родителей позволяют детям чувствовать себя в безопасности, что приводит к низкому уровню тревоги и адекватной самооценке. Такой эмоциональный фон, с большей вероятностью, будет способствовать принятию и усвоению родительских стандартов, чем высокая тревога и напряжение, связанные с враждебностью или физическим наказанием отвергающих родителей (Crockenberg & Litman, 1990. Lipscomb, McAllister, & Bregman, 1985). Высокий стресс, связанный с враждебной семейной ситуацией, когда к ребенку относятся с безразличием, может помешать усвоению правил социализации, которые пытается донести родитель.

Родительский контроль

Однако, для положительного социального развития детей одной родительской любви недостаточно. Если мы хотим, чтобы дети стали социально и интеллектуально компетентными, им необходим контроль. Но следует иметь в виду, что целью социализации ребенка является приобретение навыка саморегулирования. Только внешний контроль со стороны родителей успехов в жизни не принесет. У безответственных родителей семья, скорее всего, будет иметь дисфункциональной характер (Baumrind, in press). Убеждения родителей о поведении своих детей также будут влиять на их методы воспитания. Родители, которые думают, что поведение ребенка во многом определяется опытом, с большей вероятностью попытаются изменить его негативное поведение, чем те родители, которые считают, что проблемы у ребенка вызваны его характером (Bugental, Blue, & Cruzcosa, 1989; Lin & Fu, 1990). Любопытно, что большинство родителей берут на себя большую ответственность за желаемое, чем за нежелательное поведение своих детей (Himelstein, Graham, & Weiner, 1991).

Ребенок с большей вероятностью будет подчиняться родителям, которые используют альтернативные аргументы и предложения. Также дети более послушны и готовы к сотрудничеству, если родители:

  1. последовательны в методах воспитания;
  2. используют минимальное давление для изменения поведения ребенка;
  3. побуждают ребенка рассматривать соблюдение правил, как его собственную инициативу (Crockenberg & Litman, 1990; Lepper, 1982; Perry & Perry, 1983).

Для развития у ребенка адекватной самооценки и самоконтроля очень важно то, что говорят о нем в его присутствии родители и другие значимые взрослые. Рассмотрим последствия следующих материнских утверждений:

«Поделись со своим братом или я закрою тебя в комнате». (Ты беспомощный)

«Ты эгоистичный, маленький сопляк». (Ты ничего не стоишь.)

«Ты из тех людей, которым нравится делиться». (Ты ведешь себя так, потому что ты хороший человек, которому нравится помогать другим.)

Если родители используют физическое наказание, угрозы и унижение, дети могут начать считать себя беспомощными или недостойными. Несмотря на то, что властные методы могут быть эффективными в получении немедленного контроля над поведением ребенка, в конечном итоге они оказывают пагубное влияние. Когда для сдерживания агрессии у ребенка враждебный родитель использует силовые методы, это часто приводит к еще большему возбуждению гнева у ребенка и усвоению агрессивного поведения. Кроме того, дети начинают избегать наказывающих родителей, что дает еще меньше возможностей для общения. При таких обстоятельствах ребенок часто проявляет мало явной агрессии дома, но переносит ее на людей за его пределами, где он меньше боится мести.

Возраст играет важную роль в дальнейшей реакции на дисциплину. По мере взросления дети начинают сопротивляться контролю и манипуляциям. Все большее значение для усвоения правил социального поведения приобретает укрепление собственного Я. Дети старшего дошкольного возраста пытаются договориться со своими родителями («Я сделаю это после того, как закончу рисовать. Хорошо?», «А может мы сделаем это вместе?»). Такие переговоры основаны на возрастающей автономии, а также социальной и когнитивной компетентности ребенка (Kuczynski et al., 1987). Постепенный переход от внешнего контроля к самоконтролю становится критически важным по мере того, как ребенок начинает отлучаться из дома. Самоконтроль в подростковом возрасте — лучшее, что может родитель подарить ребенку (Steinberg, 1990). В школьные годы дети учатся откладывать удовлетворение сиюминутных желаний в пользу долгосрочных перспектив. Более того, возможность обработки информации у детей старшего возраста дает им возможность лучше интерпретировать события, искать альтернативы, а также понимать свои мотивы и поведение окружающих. Это предполагает, что существует взаимосвязь между поведением и немедленным условным вознаграждением или немедленным условным наказанием. При этом данная тактика более эффективна с детьми младшего возраста, хотя на детях старшего возраста и даже на взрослых она также работает (Maccoby & Martin, 1983).

В любом возрасте эффективность родителей, как агентов социализации, зависит от их эмоциональных отношений с ребенком, типа применяемого контроля, а также соответствия средств контроля возрасту ребенка, его типу личности и конкретной ситуации.

ТИПОЛОГИИ РОДИТЕЛЕЙ

Теоретики семейных систем утверждают, что важна не сумма индивидуальных аспектов воспитания, а их комбинации. Это дает классификацию четырех типов воспитания:

  • авторитетный (требующий, контролирующий, ограничивающий + принимающий, отзывчивый, дето центрированный);
  • авторитарный (требующий, контролирующий, ограничивающий +не принимающий, не отзывчивый, ориентированный на родителей);
  • потакающий (нетребовательный, разрешающий, мало контролирующий + принимающий, отзывчивый, дето центрированный);
  • отстраненный (нетребовательный, разрешающий, мало контролирующий + не принимающий, не отзывчивый, ориентированный на родителей).

Критический вопрос заключается в том, связаны ли эти различия в стиле воспитания каким-либо образом с различиями в социальном, эмоциональном и когнитивном развитии детей.

Классическое исследование Баумринд (1967) было одним из первых систематических исследований, в котором была сделана попытка связать типологии воспитания с поведением детей. На основе наблюдения за поведением в детском саду в течение 14 недель Баумринд выделил три группы детей с абсолютно разными моделями поведения (1) энергично-дружелюбные, 2) конфликтно-раздражительные, 3) импульсивно-агрессивные). Затем она опросила родителей этих детей и стала наблюдать, как родители общаются с ними дома и в лаборатории. Модели поведения родителей оказались связаны с моделями поведения детей. Баумринд обнаружила, что только авторитетное (не авторитарное или чрезмерно потакающее) поведение родителей приводит к положительному эмоциональному, социальному и когнитивному развитию детей. Авторитетные родители не были навязчивыми и предоставляли своим детям свободу в разумных пределах. Они также были тверды, когда считали, что ограничения необходимы и не поддавались на детский шантаж. Такая дисциплина дает детям возможность исследовать свое окружение и обрести навыки межличностного общения. Помимо этого установление разумных ограничений, отзывчивость и внимание к потребностям своих детей, связанны у тех с развитием самооценки, адаптивности, компетентности, самоконтроля, популярности среди сверстников и низкого уровня антиобщественного поведения.

Группа конфликтно-раздражительных детей имела авторитарных, жестких, настойчивых, суровых и невосприимчивых к потребностям детей родителей. В таких семьях дети не получают удовлетворения от общения с близкими. Они могут чувствовать себя несчастными в ловушке и злиться, но боятся заявить о себе во враждебной среде. У этих детей часто встречается конфликтное невротическое поведение.

Наконец, несмотря на разумно ласковые отношения потакающих родителей со своими детьми, их чрезмерно слабая и непоследовательная дисциплина и система поощрений связаны с развитием у детей неконтролируемого импульсивного поведения. И авторитарные, и потакающие родители считали, что в их детях преобладают примитивные эгоистичные импульсы, над которыми они практически не имеют контроля. Однако потакающие родители считали свободное выражение этих импульсов здоровым и желательным, тогда как авторитарные родители воспринимали их как нечто, что нужно подавлять.

Баумринд на этом не остановилась. Она проследила за авторитетными, авторитарными и потакающими родителями и их детьми от дошкольного периода до подросткового возраста (Baumrind, 1991). Она обнаружила, что авторитетное родительство по-прежнему ассоциируется с положительными результатами, как для детей младшего возраста, так и для подростков. Особенно важны чуткие и прочные отношения с родителями оказались для сыновей. Более того, авторитарное воспитание детей имело более негативные долгосрочные последствия для мальчиков, чем для девочек. Сыновья авторитарных родителей имели низкую когнитивную и социальную компетентность. Их академическая и интеллектуальная успеваемость была низкой. Помимо этого в отношениях со сверстниками они вели себя недружелюбно, безынициативно, не проявляли лидерских качеств и имели проблемы с самообладанием.

Баумринд рассматривала только 3 типа воспитания. Но существует еще четвертый тип, который характеризуется пренебрежением к ребенку и отсутствием вовлеченности в его жизнь. Это отстраненные родители, которые «мотивированы делать все необходимое, чтобы минимизировать затраты времени и усилий на взаимодействие с ребенком» (Maccoby & Martin, 1983).Такие родители заинтересованы в том, чтобы оставить ребенка на расстоянии и сосредоточить внимание на собственных потребностях, а не на потребностях ребенка. Например, такие родители не следят за деятельностью подростка, они не знают где он, что делает и кто его товарищи. Этот тип воспитания связан с личностными характеристиками родителей, а также с социальными изменениями и стрессовыми жизненными событиями семьи. Отстраненность — частое явление у депрессивных матерей (Egeland & Sroufe, 1981a, 1981b). Им трудно мобилизовать себя, чтобы реагировать на потребности своих детей, и они чаще подвержены влиянию собственного эмоционального состояния, чем поведению детей (Kochanska, 1991). Более того, во время стресса, супружеских разногласий, развода, из-за собственного беспокойства и эмоциональной потребности некоторые родители могут неустанно стремиться к самоудовлетворению за счет пренебрежения благополучием своих детей (Hetherington et al., 1982; Patterson & Капальди, 1991).

У младенцев отсутствие родительского участия связано с нарушением привязанности (Egeland & Sroufe, 1981a, 1981b). У детей старшего возраста отсутствие родительского участия связано с импульсивностью, агрессией, неподчинением, капризностью и низкой самооценкой (Baumrind, 1991; Block, 1971; Loeb, Horst, & Horton, 1980; Martin, 1981). Подростки и молодые люди из неблагополучных семей чаще имеют проблемы с алкоголем, рано начинают половую жизнь, прогуливают занятия, чтобы проводить время на улице с друзьями и даже могут попадать под арест (Baumrind, 1991; Pulkkinen, 1982). Отсутствие родительского контроля тесно связано с риском преступного поведения (Baumrind, 1991; Patterson, DeBarsyshe, & Ramsey, 1989; Patterson & Capaldi, 1991; Patterson, Reid, & Dishion, 1992). Дети, у которых нет взаимопонимания с родителями, социально некомпетентны, безответственны, незрелы и отчуждены от своих семей. Они показывают нарушения в отношениях со сверстниками, в когнитивном развитии и успеваемости в школе ( Baumrind, 1991; Hetherington & Clingempeel, 1992; Patterson et al.,1989; Patterson et al.,1992; Pulkkinen, 1982). Именно этот «двойной удар» от отстраненных родителей, заключающийся в отсутствии навыков, позволяющих получить удовлетворение в социальных или академических целях, часто приводит к правонарушению у детей (Patterson, DeBarsyshe, & Ramsey, 1989; Patterson et al., 1992 ). Вовлечение родителей играет важную роль в развитии как социальной, так и когнитивной компетентности детей.

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, социализация, влияние семьи на ребенка, влияние родителей на ребенка, как воспитывать ребенка, семья после рождения ребенка, роль отца в воспитании ребенка, роль матери в воспитании ребенка, авторитетное воспитание, авторитарное воспитание, ребенок не слушается, добрые родители, если ребенку все позволять, если ребенку все запрещать, воспитание подростка, воспитание дошкольника.

54350cookie-checkПоведение родителей: эмоциональные отношения с ребенком и родительский контроль