Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Признайте, что интересы могут меняться и это поможет стать более устойчивыми, открытыми и творческими.

«Найди свою страсть!» От кого бы мы ни услышали эту фразу — от родителей, учителей, начальников или выпускников колледжей — она прочно вошла в ткань культуры. Она имеет благие намерения и призвана вдохновлять. Но так ли хорош этот совет?

«Найти» свою страсть подразумевает, что она уже существует в полном объеме и просто ждет, когда ее обнаружат. К сожалению, эта идея не согласуется с тем, о чем говорит нам наука. Напротив, страсть, как и интересы, развивается. Это часто начинается с искры любопытства, вызванной чем-то в окружающей среде, например, увлекательной лекцией по физике или трогательным произведением искусства. В процессе многократного повторения, получения положительного опыта и накопления знаний люди начинают лично ценить это содержание или деятельность и усваивать их. То, что поначалу было любопытством, становится интересом. Если эти качества продолжают усиливаться, то они могут перерасти в страсть.

В ходе ряда исследований мы и наши коллеги обнаружили, что неправильное понимание этой идеи сдерживает людей. Полагая, что увлечения являются неизменными и необходимыми, а не тем, что можно культивировать и развивать, люди могут быть менее открыты для других тем, менее устойчивы к трудностям в поисках новых интересов и менее креативны при решении проблем. К счастью, наши последние исследования показывают, что существуют способы скорректировать курс и сформировать более открытое и точное представление об интересах.

Для изучения этих идей мы используем концепцию «фиксированного» и «растущего» мышления, которая может быть знакома нам по исследованиям в области образования. В школе представление о своих интеллектуальных способностях как о фиксированных может быть пагубным, в то время как вера в то, что человек может развивать и наращивать свои навыки, способствует повышению успеваемости. Мы утверждаем, что поощрение людей к «поиску» своих увлечений может привести к тому, что в конечном итоге они будут считать, что интересы и увлечения являются врожденными и относительно неизменными. Те, кто так считают, обладают фиксированным мышлением. В отличие от них, некоторые люди, которых мы называем людьми с «растущим» мышлением, рассматривают свои интересы и увлечения как развивающиеся.

Наша работа показала, что фиксированные и растущие установки мышления на интересы отличаются от фиксированных и растущих установок на интеллектуальные способности. Мы также неоднократно убеждались в том, что установка на рост интереса имеет множество преимуществ. Например, люди с фиксированным мышлением могут попасть в ловушку: «Если я уже нашел свою страсть, зачем продолжать поиски?». В наших исследованиях после выполнения нового научного задания студенты-искусствоведы с фиксированным мышлением проявляли меньший интерес к этой научной теме, чем студенты-искусствоведы с растущим мышлением. В то же время студенты-искусствоведы с фиксированным мышлением одинаково реагировали на задание, связанное с искусством. Для тех, кто обладает растущим мышлением, наличие уже существующего интереса к искусству или науке не мешает им считать новую область интересной.

Кроме того, люди с фиксированным мышлением склонны ожидать, что их увлечения обеспечат безграничную мотивацию, и что любимые темы никогда не покажутся им слишком сложными или требующими усилий. В одном из исследований мы проверили эту идею, вызвав у людей интерес к новой для них теме — науке о черных дырах — с помощью забавного и легкого для понимания анимационного ролика о теориях Стивена Хокинга. Но когда мы попросили участников прочитать серьезную и сложную статью о черных дырах из научного журнала, люди с фиксированным мышлением были разочарованы научным текстом и потеряли интерес к этой теме. В то же время люди с установкой на рост сохраняли вновь обретенный интерес, несмотря на трудности.

Фиксированное мышление также может препятствовать творчеству и инновациям. Если люди считают, что их интересы ограничены лишь несколькими присущими им областями, и, как следствие, не исследуют другие, то можно не заметить важных связей между различными сферами. Когда мы набирали студентов, относящих себя либо к «людям искусства», либо к «людям науки», то обнаружили, что люди с фиксированным мышлением реже, чем с растущим, генерируют новые решения. Например, идеи для новых университетских программ, которые объединяют искусство и науку. Другими словами, восприятие интересов как фиксированных ограничивает их творческий потенциал. Эта потеря особенно досадна, если учесть, что лидеры инновационных компаний уже давно ценят решение проблем, объединяющее идеи из разных дисциплин и объединяющее науку, технику, искусство и гуманитарные науки.

Так можно ли научить растущему типу мышления? В июне мы опубликовали результаты исследования, в котором удалось достичь этой цели. В ходе двух исследований, в которых приняли участие в общей сложности более 700 студентов первого курса гуманитарных факультетов, мы начали с оценки того, как наши участники видят самих себя. Большинство из них проявляли большой интерес к искусству, гуманитарным и социальным наукам. Кроме того, большинство из них заявили, что они не являются «математиками и учеными». Затем мы случайным образом распределили студентов на участие в нашей программе или в модуле по развитию учебных навыков. Обе программы проводились в режиме онлайн и занимали у большинства студентов менее получаса во время ознакомительной недели в университете.

Наши мероприятия включали в себя чтение и рефлексивную письменную работу, которые помогли студентам задуматься о том, что интересы и увлечения нужно развивать, а не просто находить и фиксировать. Например, студенты прочитали небольшую статью, в которой были представлены исследования о преимуществах восприятия интересов как развивающихся. Они также написали абзац о случае, когда у них появился интерес к новому виду деятельности. Мы старались преподнести этот материал в нейтральном ключе — не как коррекцию их текущего поведения, а как часть программы, проводимой колледжем для более эффективной поддержки студентов при переходе в колледж. Модуль «учебные навыки» содержал аналогичный набор упражнений, но с акцентом на формирование классических навыков, таких как управление временем и активное обучение.

Важно отметить, что эти студенты должны были пройти как минимум один курс математики и естественных наук в течение первого года обучения. Таким образом, мы могли проверить, как вмешательство могло повлиять на их отношение к математике и естественным наукам. К концу года студенты, прошедшие программу, проявляли больший интерес к обязательным математическим и естественно-научным предметам, чем те, кто проходил учебный модуль, и этот интерес был особенно заметен среди студентов, которые изначально заявили, что не являются «любителями математики и естественных наук». Они также получили более высокие оценки по этим предметам, чем их сверстники, которые прошли учебный модуль. Эти студенты, которые в противном случае могли бы отказаться от изучения этих дисциплин, становились более подкованными в математике и естественных науках и превращались в междисциплинарных ученых.

Хотя наша программа предлагает учебным заведениям способ поддержки учащихся в развитии растущего мышления, мы считаем, что люди могут многое сделать самостоятельно, чтобы принять этот образ мышления. Во-первых, осознайте, что ваши интересы и увлечения не существуют заранее и не ждут, когда их «найдут». Примите активную роль в развитии своих увлечений. Потакайте своему любопытству, участвуйте в жизни, не ожидайте, что поиск новых интересов всегда будет легким и увлекательным. Если вы родитель, учитель или начальник, подумайте о том, как вы можете способствовать развитию мышления, основанного на интересе, у других людей. Создайте возможности для реализации их любопытства и интересов, сформируйте культуру, поощряющую поиск. Семена страсти не могут расти в неплодородной почве. Конечно, иногда поиск может привести к неудачам или разочарованиям, поэтому напоминание о том, что такой негативный опыт является нормальным, поможет другим сохранять мотивацию в трудных ситуациях. Наконец, подумайте о том, как вы формулируете обратную связь. Когда кто-то выражает ослабление интереса к новой задаче, дайте понять, что интерес может развиться со временем и в процессе работы.

Конечно, не всякое занятие может стать страстным увлечением. Но образ мышления растущего интереса поможет вам оставаться открытыми и любознательными. Старая поговорка «найди себе занятие по душе, и тебе никогда в жизни не придется работать» нуждается в обновлении. Наука говорит нам, что вместо этого мы должны работать над тем, чтобы любить то, что мы делаем. В результате можно расширить свои горизонты и стать более творческими и жизнерадостными.

 

Оригинальная статья: Paul A. O’Keefe, E. J. Horberg: Stop Trying to ‘Find’ Your Passion—There’s a Better Way to Love What You Do, September 2023

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, хобби, интересы, мышление, представления, наука, естественные науки, гуманитарные науки, образование.

65200cookie-checkПерестаньте пытаться «найти» свою страсть — полюбите то, что делаете