Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Перемывать кости другим может помочь нам сблизиться, но может и оставить неприятный осадок — где же грань, и почему мы так любим это делать?

Как радует, когда мы находим, что кому-то еще не нравится тот же человек, что и нам! Это тонкий, пьянящий танец: бросать косые критические взгляды и обходить стороной, пока один смельчак не решится и не скажет прямо: «Честно говоря, он отстой!».

Впитывая золотые лучи своей правоты и чужой неправоты, можно почувствовать себя на высоте. Но иногда наступает спад. Он наступает чуть позже или даже во время язвительного комментария: во рту появляется кислый привкус, который заставляет задуматься, а не переборщили ли вы.

Существует ли такая вещь, как слишком много язвительных высказываний? Где находится грань? И почему нам это так нравится?

Почему мы говорим гадости?

Есть такая форма защиты — люди делали это на протяжении веков.

«Трудно сказать, что является самым ранним оскорблением, поскольку само понятие «оскорбление» всегда субъективно», — отмечает доктор Ханс Борк, доцент Стэнфордского университета, чьи исследования включают оскорбления и юмор в латинской комедии.

Он встречал упоминания об оскорблениях в древних хеттских и вавилонских текстах и отмечает, что «Илиада» Гомера, по сути, вся посвящена оскорблениям. Ее основной сюжет «начинается после того, как царь Агамемнон оскорбляет и высмеивает Ахилла, лучшего из греческих воинов», — подчеркивает доктор Ханс Борк. Ахилл в какой-то момент называет Агамемнона «винным мешком, с собачьими глазами и оленьим сердцем».

Перемывать кости и все, что с этим связано (сплетни, выплескивание эмоций) также является важным инструментом, который помогает нам ориентироваться в обществе.

«Мы ориентируемся в довольно сложной социальной среде», — считает доктор Морис Швейцер, профессор Сесилия Йен Ку и профессор менеджмента в Уортонской школе Университета Пенсильвании, соавторы книги «Друг и враг: когда сотрудничать, когда конкурировать и как преуспеть в обоих случаях» (Friend & Foe: When to Cooperate, When to Compete, and How to Succeed at Both).

Швейцер различает подобные разговоры, которые он определяет как «конкурентную невоспитанность», и сплетни, которые, по его мнению, могут иметь положительный эффект. Сплетни, по мнению Швейцера, могут помочь нам определить нормы и границы конкретной среды, будь то рабочее место или круг общения. Сплетни помогают людям сблизиться, отчасти благодаря тому, что те, кто в них участвует, находятся в оппозиции к тем, о ком сплетничают. Это создает «внутреннюю группу» и «внешнюю группу».

Такой обмен информацией может служить предостережением для тех, кто плохо себя ведёт. В своих более распространенных и зачастую менее достойных восхищения формах сплетни сигнализируют о наших ценностях и приверженности. Жалоба на грубость человека указывает на то, что вы считаете его действия неприемлемыми. Жалоба также подразумевает вопросы: согласны ли вы? Могу ли я вам доверять?

А иногда мы просто раздражены, и нам нужно выговориться. Если наш собеседник восприимчив, мы чувствуем прилив сил — это настоящая химическая реакция.

«Когда вы жалуетесь, а другой человек проявляет к вам сочувствие, у вас выделяется окситоцин, «химическое вещество, связывающее людей», — отмечает доктор Эман Альмусави, психотерапевт и клинический директор A Better Life Therapy в Нью-Хоупе, штат Пенсильвания. «Так что в тот момент вы будете чувствовать себя хорошо».

Однако легко зайти слишком далеко. «Если этого слишком много, то это становится токсичным», — подчеркивает Альмусави.

Что отличает «пустые» разговоры от подлости?

Швейцер считает, что определить, что переходит грань, — это скорее искусство, чем наука. Это зависит от контекста и ваших отношений со слушателем. Ругать коллегу перед начальником — совсем другое дело, чем выпустить пар на вечеринке с друзьями.

Одна из горьких ироний, по мнению Швейцера, заключается в том, что группы часто предоставляют большую свободу действий людям, наделенным властью, даже если их дурная слава может иметь более пагубные последствия. По сути, мы можем быть слишком снисходительны к тем, кто наносит удар ниже пояса. «Когда что-то говорят люди, обладающие властью, это наносит больший вред», — подчеркивает Швейцер. «Их слова имеют гораздо большую силу, и они должны быть более ответственными». Умение правильно воспринимать ситуацию приходит со временем и опытом. По мнению Швейцера, средняя школа, — это время, когда многие молодые люди начинают экспериментировать с границами сплетен. Дети узнают, к каким социальным последствиям могут привести разговоры, и что сплетни могут разрушить отношения. «Иногда нам нужно переступить черту, чтобы понять, где эта черта находится», — отмечает Швейцер.

Когда сплетен становится слишком много?

Альмусави считает, что существует тонкая грань между здоровым и нездоровым общением, но определить, на какой стороне вы находитесь, можно, задав себе три вопроса: почему вы общаетесь? С кем вы это делаете? И как часто вы это делаете?

По мнению Альмусави, если пытаться разобраться в собственных мыслях и эмоциях, то выплеснуть их может быть полезным способом проработать свои переживания. Но если то, что сделал человек, не имеет к вам никакого отношения, а вы все равно продолжаете поливать его грязью, это признак того, что вы тратите энергию впустую.

Также, важно жаловаться правильному человеку. Сможет ли этот человек выслушать, создать спокойную атмосферу и помочь конструктивно разобраться в своих эмоциях? Или же будет подливать масла в огонь?

Также подумайте, как часто вы жалуетесь на конкретного человека. Как отмечает Альмусави, сплетни — это, как и все остальное: «Всему есть предел. Все хорошо до тех пор, пока не перестает быть таковым».
«Слишком много сплетен может навредить и говорящему, и слушателю», — объясняет Альмусави.

Если вы часто оскорбляете людей, ваша собственная репутация может пострадать, поскольку другие потеряют к вам уважение и доверие. И даже если перемывают кости не им самим, то негатив, по словам Альмусави, создает «атмосферу подозрительности», когда слушатели задаются вопросом, не являются ли они объектом подобных разговоров, когда их нет рядом.

Наконец, Альмусави советует быть честным с самим собой в отношении возможных последствий сплетен. «Это не плохо, если не вредит никому другому. Плохо, если мы говорим о ком-то другом, поносим его и причиняем ему вред».
Так полезно или вредно для меня перемывать кости другим?
Да.
Подождите, что?
Надеюсь, это поможет!

Оригинальная статья: Madeleine Aggeler – ‘Honestly, he kind of sucks’: trash-talking can feel great but is it really bad for you? December 2023
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Ключевые слова: психология, токсичность, общение, дружба, сплетни, оскорбление, осознанность.

65810cookie-checkПеремывать косточки кому-то – что в этом плохого?