Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Когда в 2016 году Тимоти Левин решил написать книгу об обмане, он хотел включить в нее главу об одной из его самых экстремальных форм — патологической лжи.

«Я просто не мог найти никакой хорошей исследовательской базы по этому вопросу», — заявил Левин, заведующий кафедрой коммуникационных исследований в Университете Алабамы в Бирмингеме.

Теперь, похоже, это единственное, о чем с ним хотят поговорить.

«За последние пару недель Сантос привел ко мне больше репортеров, чем, за весь прошлый год», — шутит Левин.

Сантос — это представитель США Джордж Сантос, республиканец с Лонг-Айленда, который недавно был избран представителем третьего округа конгресса Нью-Йорка.

За месяцы, прошедшие после его избрания, ключевые утверждения из биографии Сантоса, включая то, где он получил высшее образование, его работу в Citigroup и Goldman Sachs, группу по спасению животных, которую он, по его словам, основал, и его еврейскую религиозную принадлежность. Все это исчезло после неподдельного интереса репортеров и специалистов по проверке фактов. Теперь, по его словам, у него нет высшего образования, он не работал в Citigroup или Goldman Sachs, а в налоговой службе нет данных о его группе по спасению животных. Он также говорит, что никогда не утверждал, что он еврей, скорее, он был «про-еврейским».

Сантос защищал себя в интервью СМИ в декабре, заявив, что расхождения были результатом заполнения резюме и неудачного выбора слов, но он не преступник и не мошенник.

Неясно, что именно побуждает Сантоса делать такие заявления.

Эта история дала специалистам, изучающим ложь в ее самых крайних формах, редкий шанс привлечь внимание ко лжи как к психическому расстройству, которое, по их словам, в значительной степени игнорируется врачами и терапевтами.

«Редко можно встретить общественного деятеля, который лжет так много, так часто и так убедительно», — заявляет Кристиан Харт, психолог, руководитель лаборатории человеческого обмана в Техасском женском университете.

Психиатры признают патологическую ложь психическим заболеванием с конца 1800-х годов, но эксперты говорят, что ей никогда не уделялось серьезного внимания, финансирования или реального изучения. У нее нет собственного диагноза в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам, или DSM, библии психиатрии. Вместо этого ложь признается в качестве характеристики других диагнозов, например, расстройства личности.

В результате не существует научно обоснованного способа лечения, хотя многие патологические лжецы отмечают, что хотели бы, чтобы им помогли остановиться.

Стандартный подход к лечению лжи опирается на методы, заимствованные из когнитивно-поведенческой терапии, в которой особое внимание уделяется пониманию и изменению моделей мышления. Но никто не уверен, что это самый эффективный способ помощи.

«Мы точно не знаем, какой способ лечения является наиболее эффективным», — заявляет Дрю Кертис, доцент кафедры психологии Государственного университета Анджело в Техасе, изучающий патологическую ложь.

Кертису как-то предложили проехать через всю страну, чтобы пройти лечение, но, по его словам, он так и не смог найти к кому обратиться.

«Для меня, как для клинициста, это самая душераздирающая история: люди, которые нуждаются в помощи, но не могут её получить», — отмечает Кертис.

Давние соратники Кертис и Харт недавно опубликовали исследование, в котором привели доказательства в поддержку необходимости включения патологической лжи в качестве отдельного диагноза в DSM.

По мнению Харта, за прошедшие годы почти 20 человек предложили определения патологической лжи, но между ними очень мало совпадений: «Единственной общей чертой является то, что эти люди много лгут».

Как правило, ложь — это нормально

«Первое, что нужно знать о патологической или компульсивной лжи, это то, что она встречается редко», — предупреждает Левин. Его исследования показывают, что большинство людей чаще всего говорят правду.

«Неугомонные лжецы довольно необычны», — говорит Левин, чья книга о лжи «Обманутый» (“DupedDrew Curtis) была опубликована в 2019 году.

Это не значит, что ложь является чем-то необычным. Большинство людей лгут иногда, порой даже каждый день. В его исследованиях люди лгали в среднем до двух раз в день.

Сам Левин регулярно лжет в продуктовом магазине, когда работники спрашивают, нашел ли он все, что искал. С тех пор как началась пандемия, ответ почти всегда отрицательный, но он все равно говорит «да».

Один из его студентов работал в розничном магазине одежды и регулярно врал людям, примеряющим одежду. Другой, администратор, лгал, чтобы прикрыть врача, который постоянно опаздывал.

Все это вполне нормально, говорит Левин. Он считает, что честность является нашим стандартным способом общения просто потому, что люди должны быть честными друг с другом, чтобы эффективно работать в больших группах, а это то, что люди делают уникально хорошо в животном мире.

Но придерживаться фактов нелегко для всех.

Определение патологической лжи

В своих исследованиях Харт и Кертис обнаружили, что большинство людей в среднем лгут примерно один раз в день. Это вполне нормально. Но есть люди, которые лгут слишком частом: в среднем 10 раз в день.

Харт и Кертис называют «большими лжецами» тех, кто лжет много или особенно часто. Например, таких, как Берни Мэдофф, который обманывает и обманывает инвесторов.

Частая ложь — это довольно необычно. Патологическое вранье — еще более редкое явление.

Харт считает, что он общался только с двумя людьми, которые отвечали классическому описанию патологического лжеца.

«Это было головокружительно», — заявляет Харт.

Когда люди начинают лгать настолько сильно, что не могут остановиться, или когда это начинает причинять боль им самим или окружающим их людям, тогда это становится ненормальным и может потребовать лечения.

«Это скорее клиническая категория людей, которые чрезмерно лгут, что мешает их нормальной жизни, вызывает дистресс и представляет определенный риск для них самих или окружающих», — рассказывает Кертис, поделившись рабочим определением патологической лжи, которое, как они с Хартом надеются, в конечном итоге будет включено в DSM.

«Изучая все случаи, мы обнаружили, что ложь выглядит в некоторой степени компульсивной», — отмечает Харт. «То есть, они лгут в ситуациях, когда разумный человек, вероятно, не стал бы лгать, и, похоже, во многих случаях даже себе во вред».

«Это приводит к дисфункции в их жизни, включая социальные проблемы, проблемы в отношениях и трудоустройстве», — отмечает Харт

На каком-то уровне патологические лжецы знают, что они врут. Когда их уличают во лжи, они обычно в этом признаются.

Ложь может быть характерна и для других расстройств, но Харт отмечает, что, когда они оценивали людей, отвечающих критериям патологической лжи, они обнаружили кое-что интересное.

«Оказалось, что у большинства из них нет других психологических расстройств. И поэтому кажется, что ложь является их главной проблемой», — говорит он, придавая вес идее о том, что она заслуживает отдельного диагноза.

Американская психиатрическая ассоциация, или АПА, публикует DSM и регулярно рассматривает предложения о новых диагнозах. Кертис говорит, что он собирает доказательства и в настоящее время заполняет документы, которые требует APA для рассмотрения вопроса о том, следует ли считать патологическую ложь новым диагнозом.

Профессии для лжецов

Что касается того, привлекают ли определенные профессии патологических лжецов, Харт отмечает, что это сложный вопрос.

Дело не в том, что люди, которые много лгут, тяготеют к определенным профессиям. Скорее, определенные профессии, например, в сфере продаж, вероятно, вознаграждают за умение лгать без лишних усилий, и поэтому в этих профессиях может быть больше людей, которые любят приврать.

«Имеющиеся у нас данные свидетельствуют о том, что политики по своей природе не более нечестны, чем обычные люди», — отмечает Харт. «Однако, когда люди идут в политику, есть довольно веские доказательства того, что наиболее успешными политиками становятся те, кто охотнее идет на уклонение от правды, и поэтому именно они могут иметь больше шансов быть переизбранными.»

Только время покажет, как эта ситуация обернется для Сантоса.

До сих пор он сопротивлялся призывам уйти в отставку, заявляя, что намерен доработать свой срок в Конгрессе. Однако на этой неделе Сантос объявил, что откажется от работы в комитетах на время проведения расследования.

 

Оригинальная статья: Brenda Goodman — Pathological lying could finally be getting attention as a mental disorder, February 2023

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, компульсивность, патология, ложь, вранье, патологическое вранье.

63360cookie-checkПатологическое вранье – это психическое расстройство