В конце 1960 годов канадский психолог Мэри Эйнсворт провела эксперимент «Незнакомая ситуация». Эксперимент заключался в том, что в течение 72 часов ученые наблюдали за матерями и их детьми у них дома с целью понимания стиля взаимодействия между матерью и ребенком. Когда дети достигали возраста 1 года, их вместе с матерями приглашали в лабораторию. Мама заходила в комнату, начинала играть с ребенком, а потом уходила. Сначала ребенок оставался с незнакомым человеком (психологом), затем и он покидал комнату. Целью ученых было определить, как ребенок ведет себя в ситуации разлучения с мамой.
М. Эйнсворт выделила несколько типов реакции малышей. По типам реакции детей Мэри Эйнсворт обозначила несколько типов привязанности:
- Безопасная (надежная) привязанность. Ребенку хорошо с мамой, так как она реагирует на его потребности и удовлетворяет их. При этом, оставшись один, ребенок поначалу расстраивается, но затем отвлекается на игрушки или интересные ему занятия. Ребенок радуется, когда мама возвращается, идет к ней на руки, а затем возвращается к своим делам.
Дети с таким типом привязанности – активны, открыты, интеллектуально развиты, самостоятельны и уверены в себе. Они растут с чувством тыла, с уверенностью, что они защищены.
Важнейшим фактором формирования безопасной привязанности является способность матери реагировать на сигналы ребенка, быть эмоционально доступной, вести диалог с ребенком. Для установления подобного вида привязанности мама должна быть уверена в себе и в правильности собственных действий, уметь доверять людям, расставлять приоритеты, регулировать собственное эмоциональное состояние и выстраивать здоровые отношения с окружающими людьми.
- Амбивалентная привязанность. Даже в присутствии матери ребенок тревожен и не уверен в себе. Если мама уходит, уровень тревожности ребенка возрастает. Когда мама возвращается, малыш бежит к ней, но не чтобы побыть у нее на руках, а чтобы выразить свою обиду за ее отсутствие (например, ударить или закричать на нее). Поведение таких детей можно обозначить словом «сопротивление». Они одновременно добиваются контакта и сопротивляются ему. Бессознательно они пытаются обратить на себя внимание родителей, провоцируя их на наказания, чтобы быть в центре внимания. Во взрослом возрасте такие дети продолжают быть тревожными. Они часто чувствуют себя одинокими, ненужными.
Амбивалентная привязанность является следствием напряженных, непоследовательных и непредсказуемых отношений с матерью. Мать то проявляет чрезмерное внимание по отношению к ребенку, то игнорирует его. Поведение матери сложно предугадать: в один момент она может быть ласкова, а уже в другой – обрушиться на ребенка с обвинениями и оскорблениями. Поведение матери целиком и полностью зависит от перепадов ее настроения. Ребенок в подобной ситуации не знает, чего ему ждать от матери, может ли он получить от нее поддержку и защиту.
- Избегающая привязанность. Внешне ребенок кажется уверенным в себе и самостоятельным, но его контакты с матерью достаточно редки, он их избегает. Он практически не реагирует на уход или возвращение мамы, пытается отстраниться от нее, оказавшись у нее на руках. Подобное отстранение — на самом деле, способ защиты, ребенок пытается забыть о потребности в матери. Такое происходит тогда, когда мать нечувствительна и неотзывчива. Она редко проявляет любовь по отношению к ребенку, практически не целует и не обнимает его. Часто такие матери оставляют ребенка на воспитание другим людям. Оказавшись с ребенком, мать активно критикует его, рассказывая, что ему делать и как делать это правильно.
Дети таких матерей вырастают недоверчивыми, эмоционально недоступными, им сложно строить близкие отношения с другими людьми. Они продолжают казаться независимыми и сильными, но на самом деле – крайне не уверены в себе и уязвимы. Такое поведение, как и в детстве, бессознательно используется для того, чтобы избежать повторной болезненной ситуации отвержения.
- Симбиотическая привязанность. Дети крайне болезненно реагируют на уход мамы. Они не отпускают ее буквально ни на шаг, демонстрируют ревность, если мать уделяет внимание кому-то еще.
Тревожные матери, как правило, сами являются детьми тревожных матерей, которые всегда имеют четкие незыблемые правила относительно воспитания детей и жизни в целом. Они патологически боятся совершить ошибку. Обычно они не доверяют окружающим. Самим матерям крайне сложно находиться отдельно от ребенка, они совершенно уверены, что только с ней ребенку может быть хорошо и комфортно. Они не могут доверить ребенка даже близким родственникам на несколько часов. Но при этом реагируют на ребенка они только при прямом зрительном контакте или когда тот плачет.
Вполне закономерно, что дети тревожных матерей вырастают тревожными. Им свойственен симбиоз с матерью, который выражается в том, что они не могут отделиться от матери и понять, кто они сами по себе.
Часто видел таких детей у знакомых и не думал, что они делятся на 4 группы по привязанности, думал дети как дети, а тут нет, что канадский психолог Мэри Эйнсворт и доказывает раскрывая все подробно.
Правда не помню, как вел себя мой сын, когда был маленький, но по поведению сейчас больше подходит наверное * Безопасный (надежный)*, но могу сомневаться .
И закладывается же характер ты посмотри, еще откуда с 1 года, ничего себе .
Максиму ,походит лучше всего *Симбиотическая привязанность* без сомнения обратите внимание ,если его пригласить в лабораторию для исследования, то результат будет на лицо.Так что не плач Максимка ,все у тебя будет ХОРОШО, вырастишь и поменяешься, если что не нравится.
Главное, что все привязанности появляются у детей с рождения и повлиять из вне на происходящее мало вероятно. Да ,а вот знать об этом полезно каждой семье на стадии рождения, для чего ? наверное для информации ,ведь ничего не изменить, главное приспособиться научиться.
Спасибо за статью. Интересно как в таком маленьком ребенке,уже есть понимание таких сложных отношений с мамой. Ведь все его реакции обусловлены чем-то. Это к году,ему уже все «понятно» с мамой и как надо себя с ней вести… Нда.. я скорее отношусь к третьему типу. Никогда не задумывалась о том чем вызвано было не желание обнимать маму или садится к ней на руки,вот в этом абзаце поняла и очень даже соглашусь. Зачем привязываться чтобы было потом больно. Естественная реакция погасить в себе эту потребность в матери. Правда, с людьми я нахожу общий язык вроде как и не замкнута,но это сейчас,а в детстве сложности были как в садике так и в школе и в общении в уверенности в себе.
Очень мало знаю семей где можно было бы наблюдать первый тип, на мой взгляд самый желаемый. К сожалению, все чаще сталкиваюсь с симбиотической привязанностью.
Я всегда считала, что материнство это слишком сложно.:)Шаг влево шаг вправо и уже у ребенка формируется что-то не правильно. Целых 4 типа возможных привязанностей и только один из них является приемлемым. Это как точно все нужно рассчитать, чтобы не навредить. Я думаю, что далеко не каждая мама способна сформировать такую грамотную привязанность. Что касается симбиотической привязанности… Замкнутый круг. Получается, что если с тобой так мама себя вела, то и ты уже со своими детьми будешь вести себя точно так же. Опасное это дело. Спасибо за статью!
Спасибо за данную статью. Мне, как маме, очень интересно познакомиться с такой классификацией привязанностей между мамой и ребенком. В своих отношениях с дочкой увидела амбивалентную привязанность.
Амбивалентная привязанность является следствием напряженных, непоследовательных и непредсказуемых отношений с матерью. Мать то проявляет чрезмерное внимание по отношению к ребенку, то игнорирует его. Поведение матери сложно предугадать: в один момент она может быть ласкова, а уже в другой – обрушиться на ребенка с обвинениями и оскорблениями. Поведение матери целиком и полностью зависит от перепадов ее настроения. Ребенок в подобной ситуации не знает, чего ему ждать от матери, может ли он получить от нее поддержку и защиту. Решила так из-за особенностей своего характера, очень уж он изменчивый, и с ребенком также, если в хорошем настроении, то могу разрешить что-то, а если в плохом — то нет, и доходит порой до слех и ругани. Хотелось бы прийти к первому типу привязанностеЙ. Считаю, что он самый продуктивный, есть к чему стремиться и это главное!
Мама должна быть самодостаточна,счастлива,знать что ей нужно и что хочет,уметь управлять своим эмоциональным настроением,и правильно реагировать на запросы ребенка.Тогда ребенок будет счастлив , гармонично расти и развиваться.Четыре типа привязанности,удалось выделить канадским психологам,интересно было бы бы в процентном соотношении узнать ,привязанности какого типа превалируют?Двое сыновей у меня и совершенно точно ,что только со вторым у меня было,что то похожее на первый тип,а первый ребенок и по сейчас реагирует на меня по четвертому типу.Да ,надо решать эту задачу.
Прежде чем вешать ярлыки нужно разобраться сколько времени и какого( насколько событийного) ребенок проводит с другими членами семьи. Второй родитель, если он полноценно участвует будет способствовать выработке спокойного отношения к отсутствию мамы. И соответственно если папа источник проблемм и шума то и ребенок будет дерганым и нервным.