Сразу оговоримся, что речь пойдет не только о детях с ограниченными возможностями, но и об одаренных детях, которые также не вписываются в стандарт.
Актуальность проблемы
Не все дети способны учиться в одном темпе и одинаково успевать по всем предметам. Кто-то делает задание быстрее, кто-то, напротив, отстает. Некоторые дети имеют ограниченные возможности (слепы, глухи, перемещаются в инвалидной коляске). Главной проблемой последних десятилетий был вопрос о том, следует ли помещать «особенных» детей в отдельные классы или их следует интегрировать в традиционную обучающую среду. Инклюзивное образование в США законно существует с 1970-х годов. Сторонники этого закона приводят веские аргументы. Они утверждают, что, во-первых, интеграция приводит к более высокому уровню успеваемости и коммуникабельности особых детей. Во-вторых, переход от специальных изолированных классов к обычным школьным условиям «помогает детям приспособиться к реальному миру и справиться с ним, когда они вырастут» (Brenton, 1974, р. 23). И наконец, в-третьих, разнообразное общение помогает расширить представление нормотипичных детей о людях с особенностями развития (Brenton, 1974). Несмотря на то, что с юридической точки зрения программу удалось утвердить, мнения скептиков по-прежнему имеют место быть. Отчасти скептицизм проистекает из того факта, что академические и социальные выгоды от интеграции не всегда реализовываются. Во-первых, различия в академической успеваемости у особенных детей не сильно различаются в специальных классах и в классах с инклюзией (MacMillan, Keogh, & Jones, 1986). Во-вторых, интеграция умеренно отсталых детей (1987) в нормотипичный коллектив может вызывать проблемы. Данные свидетельствуют о том, что некоторые дети с легкой степенью отсталости застенчивы и избегают коллектив, в то время как другие могут быть агрессивны и деструктивны. Нельзя не отметить, что состояние тревоги, одиночества и неудовлетворенности в коллективе у особых детей выше, чем у их нормотипичных сверстников (Taylor et al., 1987).
Существуют различные разработки, которые помогают детям с умственной отсталостью интегрироваться в обычную среду. Однако, даже после вмешательства, дети с умственной отсталостью не принимаются так же хорошо, как их одноклассники без задержек (Gottlieb & Leyser, 1901 Gresham & Reschly, 1988). Пока люди судят других по их способностям, усиление контактов с теми, кто отстает, может привести к меньшему принятию (Asher, Oden, & Gottman, 1977, p. 42). Пожалуй, наиболее разумным является мнение, поощряющее гибкость в реагировании на индивидуальные потребности детей в школах.
В школах, где педагогический состав чувствителен к разного рода особенностям своих подопечных, возникает индивидуальный подход к каждому ребенку. В то же время, когда потребности нескольких детей единовременно совпадают, учитель формируют специальную группу (Hobbs, 1975, р.197)
Одаренные дети
Учитель: «Что будет, если разделить это число на произведение цифр, частное 3, и добавить 18»?
Ученик вылетел из кресла, повернулся, закатил глаза и сказал примерно через минуту: «24».
Учитель: «Умножьте в своей голове 365, 365, 365, 365, 365, 365 на 365, 365, 365, 365, 365, 365»…
Не менее чем через минуту ученик ответил: «133, 492, 850, 208, 566, 925, 016, 658, 299, 583, 255»! (Вундеркинд середины девятнадцатого века, Barlow, 1952, р. 43)
Я стоял в передней части комнаты, объясняя, как вращается Земля и как из-за ее огромных размеров нам трудно понять, что она на самом деле круглая. Внезапно Спенсер выпалил: «Земля не круглая». Я коротко ответил: «Ха, ты думаешь, она плоская?» Он сухо сказал: «Нет, это усеченная сфера». Я быстро сменил тему. Спенсер часто был несносен. (Payne, Kauffman, Brown, & DeMott, 1974, p. 94).
Вопросов по организации наилучшего типа обучения для талантливых детей существует не меньше, чем для детей с умственной отсталостью и физическими недостатками (Sternberg, 1988; Tomlinson-Keasey , 1990). Стоит ли ускорить процесс обучения талантливым детям? Стоит ли разрешить им раньше пойти в школу и выпускать раньше сверстников? Вопросы очень спорные. Некоторые утверждают, что ускорение необходимо для поддержания интереса и мотивации. Критики возражают, что интеллектуальные потребности ускоренного ребенка могут быть удовлетворены за счет социального и эмоционального развития. Ускоренные дети могут оказаться в ситуации социальной изоляции внутри коллектива в силу различия в возрасте. Однако это, не всегда правда, поскольку умные дети часто намеренно ищут компанию старших детей и взрослых. Как заметил Терман (1954), один из первых лидеров в изучении одаренных детей, умные дети опережают ровесников не только в интеллектуальном, но и в социальном и физическом плане. Научные данные свидетельствуют о том, что Терман, вероятно, был прав! Вопреки стереотипу о «ботаниках» отвергнутых сверстниками, существует мало научных доказательств того, что ускоренное обучение ведет к проблемам социальной адаптации.
Ричардсон и Бенбоу (1990) оценили социальное развитие 1247 одаренных детей, которые учились по ускоренному плану, и группу одаренных детей, которые учились по стандартной программе. На момент начала эксперимента детям было 12-14 лет. Позже им предстояло две проверки (в 18 лет и в 23 года) с точки зрения их социально-эмоциональной адаптации. В18 лет в личном опросе только 5% ответили, что опережение графика учебы имело негативный эффект для их самооценки. К 23 годам только 3,3% учащихся чувствовали, что их социально-эмоциональная адаптация была затруднена из-за ускоренного обучения в школе.
Дополнительную поддержку ускоренному обучению дает программа Университета Джона Хопкинса под названием «Исследование сверхспособностей молодежи к математике» (Stanley & Benbow, 1983; Brody & Benbow, 1987). В программе принимают участие ученики седьмого и восьмого классов с исключительными способностями к математике. Эти дети получают помощь с помощью различных специальных программ для ускоренного обучения математике. Результаты впечатляющие. Например, к 1982 году в программе института приняло участие примерно 35000 математически одаренных молодых людей. Ежегодно на курсы поступает около 2200 учеников. Многие делают это по ускоренной программе и заканчивают обучение еще до своего восемнадцатилетия. Приведем пример: «Молодой человек окончил университет Джонса Хопкинса в возрасте 17 лет и получил степень бакалавра математических наук, пройдя там всего 5 семестров. До этого он учился один год в старшей школе и один год в средней школе. Список его внеклассных мероприятий так же был внушителен. Помимо всего он занимался борьбой и в течение двух лет играл в команде колледжа по гольфу (Stanley, 1976, стр. 41). Программа университета Джона Хопкинса наглядно демонстрирует, что талантливые дети могут быть преуспевать сразу в нескольких сферах. Можно задаться вопросом, сколько талантов было потрачено впустую из-за нежелания родителей и школ ускорять обучение не по годам одаренных детей.
Стэнли красноречиво призывает искать таланты и взращивать их по ускоренным методикам. Он приводит цитаты из знаменитой элегии Томаса Грея:
Многие цветы рождаются, чтобы незримо краснеть
Растрачивая свою сладость в воздухе пустыни.
Наша ответственность состоит в том, чтобы Мильтоны, Эйнштейны и Винеры получали достойное внимание при жизни. Сейчас для этого есть перспектив. Мы можем помочь большому количеству талантливой молодежи, или для чего еще нужна система образования? (Stanley, 1976, р. 41)
Второй альтернативной программой для одаренной молодежи является программа обогащения. Сюда входит дополнительная работа с тем же уровнем сложности, но в большем объеме. Один критик назвал такой формат «работой ради работы» (Stanley, 1976). Второй тип предполагает «несущественное академическое обогащение», которое заключается в создании специального предмета или занятия, призванного обогатить образовательную жизнь группы интеллектуально одаренных учащихся. Например, специальный класс по естествознанию или социальным исследованиям, в качестве дополнения и развлечения для скучающих студентов с высоким IQ. Третьей формой обогащения является «культурное» обогащение, которое включает предоставление возможностей в исполнительских видах искусства (музыка, искусство, театр, танцы, творческое письмо, обучения предметов на иностранном языке). Критики утверждают, что эти возможности часто не связаны с областью таланта ребенка и не способный раскрыть его талант в полной мере. Очевидно, что необходимость ускоренного обучения требует более полной оценки, прежде чем можно будет сделать какие-либо окончательные выводы о том, как лучше всего обучать одаренных детей.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: инклюзивное образование, одаренные дети, как учить ребенка с особенностями, программы для детей с особенностями, программы для одаренных детей, во сколько отдать ребенка в школу, инклюзивная среда.
Очень интересная статья. Крайне важная тема затронута. Достаточно давно идут споры по поводу детей с особенностями развития или физическими особенностями. Я думаю, что любому человеку (и ребенку в том числе) будет комфортнее в среде ему близкой. Такие детки в раннем возрасте очень ограничены в общении и погружать их в среду не очень комфортную (плюс к адаптации к школе, коллективу, образовательной программе, что само по себе уже стресс) по-моему, довольно жестко. Адаптироваться в чуждой среде лучше в более взрослом возрасте, когда человек более уверен, готов в дискомфорту и сам может принять решение, общаться ему с данными людьми или нет.
Что же касается одаренных детей, также, считаю, такие дети требуют особого внимания, не стоит заниматься «уравниловкой». Если создать ребенку учловия доя развития его таланта, возможно он станет гением.
Благодарю за статью.Интересная информация и довольна актуальная сейчас, очень частно в наше время поднимается вопрос про обучение особенных детей наравне со всеми детьми.Конечно что-то есть полезное в том, чтобы особые дети учились со своими сверстниками так сказать на равных и не чувствовали себя как-то ограничено, но с другой стороны насколько это будет комфортно и правильно по отношению к детям с особенностями.Все таки подросты есть разные и не все способны адекватно воспринимать других детей, не таких как все.Я наверное все таки больше за то, чтобы это было на уровне выбора самого ребёнка и родителей таких детей. Если дети с особенностями готовы и хотят учиться на равных со всеми, то думаю есть смысл отдать ребёнка в обычный класс.
Спасибо за статью. Часто интересовал вопрос, а могут ли дети с отклонениями в здоровье учиться с другими детбми? На сегодня мой ответ: нет. Я считаю, что такие дети будут тормозить обучение. Если не смогут успевать. Задача учителя, объяснить урок так, чтобы поняли все. Не знаю, как сейчас. А раньше классы подбирали по примерно одинаковому уровню развития, чтобы успеваемость в классе была примерно одинаковая.
Что касается одарённых детей. Интересный жизненный опыт. Здорово, что их жизнь не сильно отличается в социальном плане. Согласна с тем, что если не поддерживать интерес к образованию, такие детки могут потерять его. Или свои способности начнут проявлять в другом месте.
Да. Я считаю что нужно продолжать формировать классы с примерно одинаковым уровнем знаний и желанием учиться.
Благодарю за статью. Столкнулась с интересной дилеммой в своей голове, потому что читая статью, я попутно отвечала себе на вопросы о раздельном обучении детей с особенностями и обычных детей, их сверстников. С одной стороны, я думаю, что детей с особенностями или отстающих в развитии нужно помещать в обычные классы, что бы как минимум воспитывать в детях понимание и человечность, а детей с особенностями приучать к «обычному» социуму, что бы они понимали, что дети с особенностями такие-же люди как все и их не ущемляет общество. С другой стороны, почему бы и не отдать ребенка с особенностями в специализированный класс, где более легче учиться, специальный подход тд. Про одаренных детей я бесспорно поддерживаю то, что бы помещать в специализированные школы и классы, так как в обычных группах им будет просто не интересно, что возможно может привести и к спаду «одаренности и гениальности.»
Спасибо за статью. Очень серьезная тема, от которой зависит не только судьба таких детей, но и общества в целом.
Я думаю, что задача педагогов и психологов вести (сопровождать) одаренного ребенка, чтобы он в ходе естественной социализации перспективно развивался, если это будет обычная школа или он будет учиться в отдельном классе.
В процессе обучения особых детей должны участвовать родители, педагоги и психологи, разрабатывать специальные образовательные стратегии психолого-педагогической работы: выявление, обучение, сопровождение, также социальная поддержка, проводить регулярные семинары для родителей, повышение квалификации учителе по работе с одаренными детьми. Одаренный Ребенок, если учиться в обычной школе не должен потерять мотивацию.
Непростая тема затронута в первой части статьи — нужно ли детей с ограниченными возможностями помещать в отдельные классы или дать им возможность интеграции в обычной школьной среде. У меня есть несколько знакомых с ДЦП, ставшими прекрасными юристами, имеющими полноценные семьи и в целом живущие полной и разносторонней жизнью.С их слов это стало возможным только потому, что они учились среди нормальных мальчишек и девчонок, не изолированно от общества. Возможно это исключения, но они реальны.
Что касается одаренных детей, мне было интересно узнать, что ускоренные программы способствуют развитию способностей и талантов таких детей в различных сферах. Есть даже такое выражение «Талантливый человек талантлив во всем».Любопытно было узнать, что отмечен факт того, что более развитые дети тянутся к общению с более старшими и взрослыми людьми.Спасибо за статью!
Спасибо за статью. Она очень показательная для меня, так как я и мой выпуск имеют непосредственно отношение к экспериментам. В 5 классе мои два класса перемешали и поделили на класс отличников (те у кого в аттестате не было троек) и класс коррекции(у кого была хотя бы одна тройка). Было сказано, что у коррекции будет программа по легче. Хочу отметить, что почему-то к классу коррекции заведомо было пренебрежительное отношение т.е. дебилы. В результате к 10 классу мой класс стал обычным (с троечниками и хорошистами). А класс коррекции стал изгоем общества. У кого была одна тройка скатились до двоек и соответственно поведение. В 11 классе на снова перемешали. В класс коррекции добавили троечников из класса «отличников». Эти троечники на фоне уже запущенных детей естественно выделялись и их оценки сразу же улучшились. И в дальнейшем дети «коррекции» только в единичном случае хорошо устроились. По этому я отношусь скептически к подобному роду экспериментов. Хотя я признаю, что нельзя в одном классе обучать одаренных и детей с особенностями развития. Но я готова признать, что идея разделить классы не так плоха, если бы выполнялось одно главное условие: что разделение возможно школах, где педагогический состав чувствителен к разному рода особенностям своих подопечных и возникает индивидуальный подход к каждому ребенку.
«Не все дети способны учиться в одном темпе» — это можно сказать даже о «нормотипичных» детях (Нервные системы работают по разному).А что уже говорить об «особенных» . К каждому такому ребёнку нужен индивидуальный подход.Но поскольку люди живут в социуме,встает вопрос об адаптации детей с ограниченными возможностями к жизни в обществе.
У нас в школе был организован отдельный класс для детей с разными особенностями.Я наблюдала за ними на переменах.Они так же по-детски проявляли свою активность среди своих одноклассников.Общались друг с другом
,но не контактировали с «нормой».Смотрели на их поведение и копировали его.Со стороны я видела,что среди одноклассников они чувствуют себя как равные с равными.До появления такого класса одна из девочек училась в классе с моей дочкой.»Нормотипичные дети» не принимали её,как не старалась учительница.Эксперимент с интеграцией этой девочки в обычную среду провалился.И только благодаря организации специального класса девочка смогла закончить школу.Поэтому я за отдельные классы для особенных детей в обычной школе.
Одарённые дети это тоже не норма.Согласна,что с ними нужно работать по ускоренным методикам.
Статья интересная и актуальная. В настоящее время очень много внимания уделяют «особенным» детям, пытаются отстраниться от диагнозов, доказать, что они имеют право на такую же полноценную жизнь, как и обычные. Да, возможно, но в таком случае с каждым «особенным» (=больным) ребенком надо заниматься индивидуально, исходя из типичных для каждого диагноза черт характера, способностей к обучению и адаптации. Диагноз ДЦП, например, не подразумевает умственных отклонений, в то время как аутизм, СДВГ и т.д. ведут за собой определенные поведенческие и адаптационные особенности. Такие дети в обычных классах будут перетягивать на себя внимание учителя, других детей. В современных классах, где 25-30 учеников, они не смогут ни получить к себе индивидуального подхода, ни адаптироваться в общении с другими детьми. Что же касается одаренных детей, то мне больше импонирует «программа обогащения», т.е. дополнительного развития талантов и углубления существующих. К таким детям также нужен индивидуальный подход, как для развития основной способности (физика, математика и т.п.), так и для дополнения основной программы обучения другими, академическими либо культурными занятиями.
Спасибо за статью. Затронута очень интересная тема. С одной стороны — особенным детям, действительно, нужен особенный подход для того, чтобы максимально эффективно отобразить их потенциал, как впрочем и любым другим детям, но с другой стороны, как указано в статье, тогда есть большая вероятность того, что в последствии дети, которые обучались отдельно от своих сверстников, могут столкнуться с трудностями адаптации в обществе. В моей жизни была девочка, которая обучалась на домашнем обучении и не посещала школу до класса 8, она была менее коммуникабельна и более серьёзна, чем ее сверстники. Поэтому я считаю, что детям все же следует обучаться совместно, но при этом при обучении уделять больше внимания толерантности и моральным качествам.
Статья от 93 года, но актуальность не потеряла. В современном обществе мало кто уделяет вниманию особенным детям. Все стараются уравнять детей и и нет цели развить в них способности. Главное чтобы школьную программу выполняли и были удобными для учителей. Критики утверждают, что эти возможности часто не связаны с областью таланта ребенка и не способный раскрыть его талант в полной мере. Очевидно, что необходимость ускоренного обучения требует более полной оценки, прежде чем можно будет сделать какие-либо окончательные выводы о том, как лучше всего обучать одаренных детей. По моему задача индивидуального подхода в обучении лежит в первую очередь на родителях. И если с их стороны нет этого понимания и желания, то это будет практически не возможно воплотить в жизнь.
Читая статью вспомнила свои школьные годы. В моем классе была девочка-инвалид, у нее были короткие ноги и руки, а грудная клетка сильно выпирала. Мальчишки часто обзывали ее «Франкенштейн». Это выглядело очень болезненно для меня. Я пыталась им объяснить, что так нельзя и что любой мог бы оказаться на ее месте, но это не помогало. В итоге, родители этой девочки накопили на операцию и удлинили ей ноги, а спустя какое-то время и руки. Она вышла замуж и каждый год приходит на встречу выпускников. Получается, что социализация обычного класса пошла ей на пользу, потому что она не чувствует себя какой-то не такой. По крайней мере она мне так говорила. Из этой статьи я узнала, что если педагоги чувствительны к разного рода особенностям учеников, то возникает индивидуальный подход к каждому ребенку. Я думаю, что не только к особенным детям нужен индивидуальный подход, но и к каждому ученику и тогда точно никто не будет чувствовать себя недооцененным. Что касается детей с высоким IQ, то ускорение их учения, действительно, необходимо для поддержания их интереса и мотивации к учению, что и подтвердили исследования приведенные в статье. Спасибо за статью.
Всё, что не попадает под понятие «норма» требует особого отношения, принятия нестандартных решений. Так вот и дети — все разные. Я считаю, что гибкий подход в образовательном процессе необходимо применять как к детям с ограниченными возможностями, так и к одаренным. В соответствии с индивидуальными реакциям ребенка с ОВЗ и реакцией на него окружающих сверстников можно подобрать для него комфортную и продуктивную среду для обучения. Но всё же я больше склоняюсь к инклюзивному образованию, если нет никаких препятствий, то нахождение «особенных» детей среди сверстников будет полезным для всех. В подростковом возрасте мне пришлось находится в течение трёх месяцев среди детей с диагнозом ДЦП и другими неврологическими патологиями. Это навсегда изменило моё отношение к ним. Я перестала их бояться, увидела, что среди них есть способные и развитые дети, я поняла, что им даётся всё труднее и они нуждаются в помощи. И многие из них достойны уважения за выдержку и упорство.
Из статьи я узнала, что для талантливых детей существует большое количество специальных программ обучения. К сожалению, в нашей стране такого выбора нет, и дети посещают дополнительные, вызывающие у них интерес, занятия наряду со стандартным обучением. Много вопросов возникает по поводу готовности ребенка к школе в более раннем возрасте. Я считаю, что решение отправить ребенка в школу ранее установленного возраста необходимо принимать на основании профессиональной диагностики специалиста с учётом всестороннего развития ребенка. Все дети разные и все они заслуживают бережного и внимательного отношения к себе.
Спасибо большое за статью!
Оба вопроса, рассмотренные в статье, действительно очень важно, так как необходимо максимально эффективно и безболезненно включать детей с ограниченными возможными, что общество становился более готовым и толерантным, и ведь это с большей вероятностью станет возможным, если процесс интеграции будет с раннего возраста, то есть со школы.
Что касается одаренных детей, то это не менее важный вопрос, так как это те люди, которе будут двигать мир и науку вперед, поэтому школа и учебные учреждения призваны помочь в максимальной степени развить их таланты, реализовать задатки. У нас в стране есть разного рода школы для самых умных или просто разделение на классы. А вот внедрение такая программ, как приведены в статье, могли бы способствовать большему развитию.
Благодаря статье я познакомилась с термином «инклюзивное образование» — это интеграция детей с отклонениями в традиционную обучающую среду. Для себя я до конца не решила, какой позиции придерживаться, т.к. личного опыта обучения с особенными детьми у меня нет.
Основной проблемой вижу, что «умеренно отсталые дети» могут демонстрировать агрессивное поведение и мешать обучению остальных детей. Как раз недавно мне попалась новость о том, как на Сахалине родители и их дети-третьеклашки устроили пикет возле школы, чтобы мальчика-дебошира перевили на домашнее обучение, т.к. он постоянно срывал уроки, терроризировал детей и учительницу.
А вот по поводу одаренных детей мне кажется, что их действительно лучше отдавать в школу пораньше.
Из статьи узнала, что интеграция особых детей в традиционную обучающую среду способствует их развитию. Мне близко это мнение. Моя дочь ходит в коррекционный садик в общую группу, где присутствуют дети с ограничениями слуха (с аппаратами). Когда эти дети только пришли в группу, практически никто из них не разговаривал. Прошло 2 года, и они говорят, как и все остальные. Единственное, у моей дочери в связи с присутствием детей с ограничениями был откат в речевом развитии. В 3 года она уже хорошо говорила, а когда пошла в сад, стала говорить значительно хуже, я даже перестала её иногда понимать. Я нервничала из-за этого и даже хотела перевести её в другую группу. Но перетерпела, и всё наладилось. Первый год она сторонилась этих детей, но сейчас воспринимает их как обычных, они дружат, играют вместе. Я считаю, данный опыт полностью подтверждает мнение о том, что интеграция приводит к более высокому уровню успеваемости и коммуникабельности особых детей.
Мнение о том, что дети-вундеркинды должны учиться в ускоренном темпе мне также близко. Я вообще считаю, что любые дети (да и взрослые тоже) должны находиться в обществе, которое способствует их развитию, а не стопорит на месте.
Из этой статьи я узнал о результатах нескольких исследований на тему того, как подходить к образованию детей с ограниченными возможностями и одаренных детей. Мне понравилась идея ускоренного обучения одаренных детей. Что касается личного опыта: когда я учился в старших классах, в параллельном классе учился мальчик с задержкой развития (насколько я знаю, в детстве на него напала собака), и я не заметил, что ему было как-то некомфортно или его обижали. Наоборот, мне кажется, что в отношениях с такими детьми обычные ученики учатся состраданию. Моя дочка ходит в детский сад, в её группе несколько детей со слуховыми аппаратами. Она ни разу не говорила чего-то особенного про них. Так что я считаю, что это позитивный пример адаптации детей с ограниченными возможностями. Я подумал о том, что гораздо больше проблем у детей, которые не имеют выраженных ограничений, но имеют психологические проблемы или, например, неординарную внешность. Я подумал о том, что было бы здорово уделять таким отличиям столько же внимания, чтобы помочь многим детям преодолеть проблемы социальной адаптации.
По первой части статьи конечно трудно получить однозначный ответ. Я помню в моей школе, училась девочка с косоглазием. Она доучилась до выпуска, но она была объектом насмешек и не держалась всегда обособленно. Было еще несколько детей, особенных, родители их забрали еще из начальной школы, потому что над ними издевались. Такой опыт мне позволяет считать, что трудно будет детям с ограничениями учиться среди детей, у которых ограничений нет. Что касается второй части, то было интересно узнать, что вундеркиндам больше нужна ускоренная программа, в которой они могут реализовывать себя не теряя мотивации. ТАк же было интересно узнать, что дети с высоким iq волне себе органично адаптируются в коллективах, где все ребята старше, нежели чем они.
Спасибо за статью. Я увидел, что проблема в адаптации стоит не только с отстающими но и опережающими. Так же было интересно узнать, что способные дети так же могут быстрее развиваться в социальном плане, а не только интеллектуальном. Вне всякого сомнения, дети испытывающие трудности в алаптации, или же имеющие различные «увечья» как психические, так и физические с большим трудом осваиваются в коллективах. И огромную роль в этом играет преподаватель и та социальная среда, которая формируется под его влиянием. У нас в школе например всегда дразнили толстеньких. Это был какой-то бич. И никто в это не вмешивался, хотя дразнили я бы на сегодняшний момент сказал — беспощадно. Так же у нас были дети явно из неблагополучных семей, они носили старую одежду и от них плохо пахло. Это тоже вызвало, сильное отторжение коллектива. И не учителя, не тем более сами дети, на эту ситуацию не влияли. Я полагаю, что формирвоание условий развития и адаптации крайне важный элемент преподавательской деятельности, от которой зависит будущее ребенка.
После прочтения данной статьи я узнал , что в Соединённых Штатах Америки ещё с 1970г. Был организован институт в котором происходит образование особо одаренных детей , которые после его окончания получает образование бакалавра . Меня впечатлило , что данным вопросом на западе уже давно и плотно занимаются , хотя с уверенностью четкой методики как вести образования умственно одаренных детей до сих пор нет , все еще присутствует скептический взгляд на данное образование . В данной статье я встретился с понятием социальной адаптации умственно одаренных детей. В личном и профессиональном плане данная информация даёт мне понимание , что индивидуальный подход необходим для детей как неодарённых так и особо одаренных . После прочтения данной статьи появилась мысль уточнить как в нашей стране развита данная ниша образования. Спасибо.
Актуальная статья. Мне было важно прочитать про мнения ученых и наблюдения за образованием детей с особенностями развития. До сих пор не могу для себя понять чего больше: олюсов или минусов в инклюзивном развитии. В нашей школе есть несколько особенных детей. Как это сейчас называюи специалисты :УВЗ и еще гиперактивнсоть. Так вот ,наблюдая за ними , и за работой учителя ,пока вижу больше минусов ,чем плюсов. Обьясню почему и что совпадает с мнением в статье : — во первых, на таких детей уходит много внимания. В результате страдает качество работы других, как я узнала новый здесь термин «нормотипичных» детей. Во-вторых, дети чувствуют что они другие и им сложнее вести себя адекватно, поэтому бывают неадекватное поведение. которе безусловно создает напржение в классе. И да, последнее, не уверена что таким детям комфортнее с другими и они что-то важное здесь получают. Так что спасибо за статью.Буду еще наблюдать и изучать эту тему
Данная статья поднимает очень непростой вопрос, который связан с организацией лучшего типа обучения для детей «особенных»(в разных смыслах этого слова).
Хочется сказать, что чем более гибкой будет система обучения, тем лучше. Трудно выработать единый стандарт для детей одарённых и ограниченных в своих возможностях. Думаю, что у семей должен выбор, исходя из предварительной консультации с психологом. Они могут принять решение в пользу классической или специальной школы(класса). Настолько много факторов должно быть учтено, чтобы помочь детям: педагогический опыт учителя, психологическое состояние ребёнка, особенности его развития, его желание, класс как социальная среда и многое другое. Главная ценность в этом процессе-ребёнок, нужно понимать, что класс не сильно отличается от нашего О.и абсолютная изоляция-это не выход.
К сожалению, реальность нашей страны такова, что инклюзия по документам проходит хорошо, на деле же — это дурдом, не иначе.
Я не сталкивалась с одаренными детьми и не слышала реальных историй их обучения, но вот примеров инклюзивного образования детей с овз у меня множество. И к сожалению, только печальные.
На мой взгляд, инклюзивное образование — это большая работа всех его участников: министерства, школы, педагога, всех учеников и всех родителей. Увы, пока я не слышала ни одной истории, где «все звёзды сложились» как надо, и все участники процесса получают пользу и выгоду. Однако, я не считаю инклюзивное образование чем-то плохим. Наоборот, оно необходимо в современном мире! Но в нашей стране требует больших доработок! И начинать я бы стала с родителей особенных детей — сначала нужно удостовериться в их адекватном восприятии ситуации, а уже потом работать педагогам, родителям и детям; и уже потоооом минестерству. То есть, надо идти от обратного. А у нас часто работа направлена не на детей, а на отчеты для мин.обр.
Как развивать одаренных детей и развивать ли в наших школах инклюзивное направление, один из вопросов, который постоянно стоит перед людьми ответственными за образование наших детей. Иногда решения и затраты на воплощение этих решений не соответствуют тем результатам, которые получили в итоге. Тратятся огромные деньги на переоборудование классов и сопровождающих помещений, а в результате детей все равно забирают, так как очень сложно их адаптировать к обычной жизни в школе. То же самое происходит и с одаренными детьми, те программы, которые есть в наших школах , рассчитаны на детей с обычным уровнем интеллекта. У нас практически нет программ для детей с нестандартными способностями или они есть на определенных этапах, но на долгую перспективу нет. И вот такие дети заканчивают школы, потом институты и все. В 17 лет никто не берет на хорошую работу и вундеркинду негде реализоваться на практике.
Основное в этом вопросе думаю разработать и реализовать программы, в которых и одаренные и ограниченные в развитии дети могут получить поддержку в своем развитии и смогут социализироваться в обществе.
Особые дети – это не только отсталые умственно и физически , но и одаренные. Напротив моего дома есть интернат для умственно отсталых детей. Но вот учебного заведения для одаренных я не знаю. Им не уделяют должного внимания? Только дополнительное образование есть и разные кружки по интересам. Школу закончить или начать в ней обучение раньше установленных возрастных норм я не знаю возможно ли? Создаётся впечатление, что физические недостатки более очевидны всем и таким детям могут организовать специальное обучение, а одаренным нет. Видимо в силу того, что высокий уровень интеллектуального развития сложнее заметить и верно понять. Видимо нет таких специалистов. Я по крайней мере не слышала о таких. Хотя каждый ребёнок уникален и заслуживает индивидуального подхода .
После прочтения статьи я так и не смог ответить для себя на вопрос: «Как лучше поступить с особенными детьми: отдельные классы или инклюзивное обучение?».
Я никогда не слышал, что для одаренных детей существовали когда-либо отдельные классы, они обычно просто раньше шли в первый класс. У меня в классе учился мальчик, который пошел в школу в 5 лет. Я считал его настоящим вундеркиндом, ведь я пошел в 7,а в декабре мне исполнилось 8 лет. С теплотой вспоминаю наши соревнования на скорость решать математические задачи!
А вот с детьми, которые имеют какие-либо ограничения сложнее. Наверно все зависит от конкретного случая и решаться должно индивидуально. Соглашусь, что многое зависит от учителя, что когда есть чувствительность педагога возникает индивидуальный подход к каждому ребенку. Считаю это возможным, когда в классах будет человек по 10, а не по 30.
Узнал, что лучше разделять разного уровня развития детей, по разным классам. Это практически тоже самое если посадить детей разногодок
в один класс и преподавать одно и тоже. У нас в школе, пока она была лицеем, было подобное разделение между классами «А», «Б» и «В».
Что умные дети ищут более старших друзей и компаний для общения. Единственную проблему которую я тут вижу
это проблема адаптации такого ребёнка. Ведь у него могут быть задатки лидера, но в кругу только взрослых, а не сверстников
они могут быть не развиты. Так же может ему просто не достаёт внимания от родителей.
Не увидел в статье терминов, но некоторые моменты, того, что в целом
затрагивается тема «особенных» детей, меня впечатлило. И увидел для себя 2-ой вариант этого слова, который означает одарённый.
Эта информация применима исключительно в работе и идентификации таких детей.
Данная статья немного натолкнуло на рефлексию, по начальной школе.
Я считаю, что все таки для «особенных» детей стоит выделять отдельные классы, так как в этом возрасте не каждый ребенок без отклонений сможет принять в своем обществе такого человека. Многие дети проявляют агрессию, так как они более склонны к ней в этом возрасте. Так же это зависит от семьи, не каждый родитель может дать ребенку такое воспитание, которое позволяет вести себя толеранто по отношению к людям с особенностями. На фоне этого у детей с отклонениями развиваются комплексы, которые, скорее всего, присутствовали и ранее, просто они еще более усугубляются. Так же и дети без отклонений вряд ли чувствуют себя комфортно в таких условиях. Наверно детская психика более чувствительна, поэтому плохо переносит новшества.
Как не было у меня устоявшегося мнения по этому вопросу, так и не появилось оно по прочтении статьи. С одной стороны можно сказать, что все детки особенные, в том смысле, что у каждого своя система мышления и восприятия, кому-то нужно больше повторений, кому-то меньший темп пояснений, кто-то понимает с первого раза и только нервничает, когда тупят остальные. Это не говоря о более существенных физиологических отличиях, таких как глухота или слепота, которые наверняка требуют иного подхода в обучении. В этом смысле каждому нужен свой подход и хорошо бы комплектовать классы после соответствующей диагностики. С точки зрения социализации так же важно, чтобы детки понимали, что все люди разные, но это касается не только же успеваемости: бывают худые и толстые, белые и черные, кто-то любит манку, а кто-то кисель, но для этого не обязательно создавать инклюзивные классы, как не обязательно отселять особенных в гетто. Что же касается одаренных детей, то иногда даже жалко, как математических вундеркиндов учат быть исключительно вычислительными машинами. В этом смысле наоборот кажется, стоит показать им многообразие окружающего мира и возможностей, применить к ним проблемный, а не репродуктивный метод образования, что значит ставить каждый раз перед ними открытые вопросы, не предполагающие одного правильного варианта, развивать вариативное мышление, а не бинарное. Хотя, вообще-то, такой принцип бы и ко все применять..
Тема злободневна и актуальна.
Когда я училась в школе, у нас было два мальчика, которые выделялись на фоне других своими интеллектуальными способностями. По-моему, у них были сплошные пятерки. Один был особенно силен в истории и когда начинал что-то рассказывать, создавалось такое ощущение, что не всё из этого даже знает учительница. Иногда она и сама в этом сознавалась. А мальчикам было сложно в плане коммуникации с другими. Они были умные, но слабые — классика жанра. Другие мальчишки издевались при всяком удобном случае.
Что касается особенных детей, то думаю, что у нормотипичных одноклассников просто нет понимания как себя вести в их обществе. Да и у учителей может быть тоже.
А у таких детей, а потом и взрослых, не ограниченные возможности, у них повышенные потребности. Им просто нужно чуть больше, чем здоровому.
Ох, какая непростая статья — про непростых детей. Я последнее время стала замечать, что в нашей стране стали меньше скрывать детей с «особенностями» и в чем такая причина — в толерантности общества или в том, что таких детей стало действительно больше. Я считаю, что нахождение «особенных детей» среди обычных школьников, делает терпимее всех, но не уверена, что это полезно самим детям, хотя и у исследований по этому поводу тоже двоякое отношение. У меня близкая подруга является спонсором и организаторов благотворительных мероприятий для таких инклюзивных детей. Это сложная и неоднозначная тема…
Для меня было новым узнать про «программу обогащения» одаренной молодежи. Интересно у нас такая молодежь развивается в «Сколково» или где-то еще, прямо интересно стало изучить как в нашей стране организовано развитие талантливой молодежи.
В данной статье затронута очень серьёзная тема образования «особенных» детей. Насколько я понимаю, таких детей не так уж и мало и в нашей стране. Я с этим вопросом никогда не сталкивался и первое, что приходит на ум это дети инвалиды. Для них, думаю, было бы неплохо учиться со всеми обычными детьми вместе. Так они могли бы подтягиваться до «нормального» уровня и не чувствовать себя неполноценными. Конечно, здесь есть и риски: всяческие насмешки и унижения. Но у думаю, эту тему можно проработать с психологами и научиться справляться с подобными ситуациями. Для другой крайности – одарённых детей, возможно, лучшим выбором будет обучение в специализированных заведениях. Т.к. если оставить такого ребёнка в обычной школе, то он может скатиться до среднестатистического уровня. Думаю, на этой стороне особенности тоже есть свои риски. По моим наблюдениям одарённые люди часто проявляют неадекватное поведение, имеют проблемы с коммуникацией и становятся объектом насмешек. Поэтому тут либо учиться отдельно, либо постоянно посещать психолога.
Благодарю за статью! Действительно, работа с детьми или взрослыми, чьи параметры работы отклоняются от нормы в ту или иную сторону – вопрос актуальный, особенно для российского образования, которое для талантливых детей не придумало ничего лучше, чем воскресные олимпиады, а для детей с особенностями развития – домашнее обучение.
Я согласна с идеей о том, что интеграция детей необходима для социализации, толерантности и качественного общения между детьми. Изолировать всех особенных деток в отдельную группу – значит не дать им почувствовать себя частью большого общества, а остальным не дать научиться взаимодействовать с тем, кто не похож на тебя. Школа – это про модель поведения во взрослой жизни, это упрощенный срез общества, в котором мы потом будем жить.
Из статьи я узнала об альтернативных вариантах обучения для одарённых детей. Думаю, каждый из них работает в определённой ситуации.
Спасибо за статью. Учаться ли детям с ограниченными способностями в общих классах или в специализированных? На мой взгляд это палка о двух концах. С одной стороны это социализация и адаптация с другой стороны успеваемость этих дитей. От которой на прямую будет зависеть отношение к ним одноклассников. И тут нужна включёность преподавателей и школьных психологов. Если же этих дитей поместить в спецыалезированое заведение. То они будут развиваться в «типличных условиях» что может сказаться на их развитие в социуме.
Со мной в классе учились два парня Дима Захожих и Паша Ивлев. У димы проблема с зрением очень сильные. Его потом перевели на домашнее обучение. Но и в школе и на домашнем мы всем классом его потдерживали
. А Паша одарённый парень. И он неходил в «короне» а помогал отстаюшим, одно время я ходил к нему домой где он помогал мне подтягивать успеваемость. Такие взаимоотношения в классе во многом заслуга преподавателей. Так что мне кажется если преподователи и психологи будут включины то нет разницы в каком классе будет учится тот или иной ребёнок
Благодарю за статью. На самом деле, в ней затронута очень важная тема для нынешнего времени. Я задумался о том, что не так давно, некоторые стандартные школы стали оборудовать для детей с ограниченными возможностями, дабы интегрировать их в традиционную обучающую среду. И именно в этот момент я задумался, а правильно ли это? Есть родители, которые несмотря на особенности своих детей, хотят, что бы те в свою очередь учились с обычными детьми, ожидая, что в подобной среде, у ребенка будут все возможности освоить учебную программу наравне со всеми, но так ли это? Я думаю, что нет. Существуют такие особенности, связанные с физиологией, которые не могут исчезнуть в следствии помещения ребенка в традиционную среду, напротив, может навредить его социальному развитию, а так же, развитию самооценки.