Многие психологи полагают, что традиционные представления о мужественности и женственности являются социально и психологически разрушительными установками. Их точка зрения основана на том, что большинство людей обладают сочетанием мужских и женских характеристик. Любой человек, независимо от пола, может быть нежным и заботливым с детьми, агрессивным в спорте или хорошо готовить. Многие люди андрогинны, то есть они обладают как мужскими, так и женскими психологическими характеристиками (Bem, 1974, 1981, 1985, 1991; Spence, 1985). Дети, так же, как и взрослые, могут быть андрогинными. Андрогинные дети менее склонны выбирать игры и занятия, относящиеся к их полу (Boldizar, 1991). Более того, андрогинность имеет тенденцию меняться на протяжении всей жизни: женщины c возрастом становятся более женственными, а мужчины по мере старения приобретают андрогинные черты (что говорит о том, что с возрастом любой пол может стать более женственным). Приобретение женских характеристик в старости, вероятно, связано с выходом на пенсию, когда у людей снижается уровень финансового дохода (Hyde et al., 1991, p. 517). Однако, важно признать, что связанные с полом черты (экспрессивность, заботливость, уверенность в себе) у мужчин и женщин проявляются по-разному и будут различаться в зависимости от ситуаций, условий и задач в той степени, в которой они отображают эти характеристики (Spence, 1985). Конструктивные качества, которые важно развивать независимо от пола: чуткость, деликатность, заботливость, умение выражать позитивные чувства и эмоции, уверенность в себе.
Можно ли изменить стереотипы детей о гендерных ролях? Можно ли научить детей вести себя более андрогинно? Могут ли дети понять, что модель или пожарный может быть как мужчиной, так и женщиной?
Ситуация из жизни: женщина психолог услышала, как ее 4-х летний сын пытается объяснить, кем работает его мама, своему другу.
Сын: Моя мама помогает людям. Она доктор.
Друг: Медсестра?
Сын: Нет. Она не такой доктор. Она психолог. Она доктор психологии.
Друг: Понятно. Она медсестра психологии.
Работа Биглера и Либена (1990) предполагает, что детей можно научить не думать шаблонными стереотипами. Исследователи использовали десять профессий, которые дети считают мужскими (стоматолог, фермер, строитель и.т.п.) и женскими (косметолог, стюардесса, библиотекарь и.т.п.). В ходе исследования они попытались снизить стереотипные представления детей об этих профессиях. Детей учили, что пол не имеет значения и вместо этого сфокусировали внимание на пристрастии человека к какой-либо части его работы (например, строители должны любить строить) и навыках, которые им необходимы для ее выполнения (например, строителю надо учиться водить грузовую технику). В исследовании принимали участие две группы: экспериментальная (та, в которой участникам прививали новые идеи) и контрольная. Дети из экспериментальной группы получали корректирующую обратную связь, когда в своих ответах о выборе профессии они полагались на пол. Дети в контрольной группе участвовали в групповой дискуссии о роли определенных профессий в обществе, без акцента на гендерные стереотипы. Позднее дети из экспериментальной группы давали больше нестереотипных ответов. Например, на вопрос: «Кто может заниматься различными видами деятельности?», ответ был: «Мужчины и женщины». Дети из контрольной группы по-прежнему утверждали, что «девочки не могут быть пожарными!».
В соответствии с теорией гендерных схем, эти исследователи обнаружили, что дети из экспериментальной группы, даже спустя некоторое время после эксперимента, показали в тестировании, что они усвоили контрстереотипную информацию. При этом память детей из разных групп действовала выборочно. Дети в обеих группах помнили истории о пожарном Френке и косметологе Бэтти. Дети, которые участвовали в экспериментальном вмешательстве, помнили истории о библиотекаре Ларри и астронавте Энн гораздо лучше, чем дети из контрольной группы. Эти результаты предполагают, что даже взгляды детей на гендерные роли могут быть изменены.
Некоторые современные родители и школы работают над снижением степени гендерной типизации. В открытых дошкольных учреждениях, где персонал сознательно пытается минимизировать гендерные стереотипы, дети проводят больше времени в смешанных по полу группах, а занятиям по гендерному признаку уделяется меньше времени, чем ребенку в традиционных школах. Скорее всего, при таком подходе играть в домик и катать грузовики будут дети обоих полов (Bianchi & Bakeman, 1983).
Один из самых мощных тестов на пластичность и модифицируемость гендерных ролей происходит в семьях, где родители сознательно выбирают организацию своего образа жизни для усиления равенства между гендерными ролями. Эти контркультурные семьи часто демонстрируют высокую степень сомнения относительно традиционной культуры и институтов, включая гендерные роли. Часто являясь результатом культурного восстания 1960-х годов, эти родители поддерживают более эгалитарное отношение к гендерным ролям. Вайснер и Уилсон-Митчелл (1990) изучили убеждения 6-ти летних детей относительно гендерных ролей, которых воспитывали в семьях такого типа. Оказалось, что по сравнению с детьми, которых воспитывают в традиционном стиле, эти контркультурные дети менее типизированы по признаку пола. Они также были более андрогинны с точки зрения деятельности и интересов и дали больше ответов, не связанных с полом, относительно вопросов о соответствующих для мужчин и женщин профессиях. Эти дети с большей вероятностью предполагали, что женщины могут быть инженерами и борцами, а мужчины — библиотекарями или воспитателями детских садов. Разрыв между ответами детей из контркультурных традиционных семей составил примерно 30%. Более 70-ти процентов контркультурных детей дали ответы, не относящиеся к полу. Аналогично ответили 40 процентов детей из традиционных семей. Важно отметить, что дети из контркультурных семей так же, как и дети из традиционных семей имели базовые знания о культурной принадлежности предметов (например, посуды, грузовиков, кукол). Все дети приобрели нормативные культурные схемы для типирования пола — независимо от типа семьи. Ученые сделали вывод, что дети из контркультурных семей не имеют жестких стереотипов с точки зрения типизации пола. Вместо этого у них наблюдается тенденция быть мультисхематичными: они отображали традиционные и эгалитарные схемы типизации пола в зависимости от ситуации или области. «У этих детей имеется несколько культурных схем для реагирования на мир, и они имеют обширные критерии для того, как распознавать и использовать обычную или эгалитарную схему» (Weisner & Wilson-Mitchell, 1990, p. 19).
Гибкость и мультисхематичность — это часть общей модели, которая характеризует такие семьи. Данные семьи регулярно «участвуют в переговорах и беседах, касающихся всех видов культурных стандартов, рефлексивно обсуждают, ставят под сомнение стандарты и включают детей в эти переговоры. Когда процесс обсуждения сфокусирован на схемах половой типизации и половых ролях, он побуждает детей задумываться и ставить под сомнение все убеждения, как традиционные, так и альтернативные. Они приобретают способность целенаправленно выбирать тип схемы, наиболее подходящий для конкретной ситуации (Weisner & Wilson-Mitchell, 1990, p. 20).
Наконец, некоторые семейные стили воспитания могут сделать детей еще более жестко типизированными по полу. Например, дети, выросшие в религиозных общинах, менее андрогинны, чем дети в традиционных семьях (Weisner & Wilson-Mitchell 1990). Социализирующие учреждения, такие как семьи и школы, определенно могут менять взгляд на гендерные роли. Но форма, которую принимают эти сдвиги, зависит от системы ценностей социальных агентов. Ясно одно: гендерные роли и отношения могут изменяться.
Отношение к гендерным ролям и приемлемому поведению для мужчин и женщин медленно меняется. При этом единой формулы для соответствующего поведения не существует. Индивидуумы, семьи и культура сильно различаются, поэтому единый сценарий гендерного развития пока невозможен.
РЕЗЮМЕ
Большинство людей обладают как мужскими, так и женскими характеристиками. Дети, которые являются более андрогинными, реже выбирают типичные для их пола игры и занятия. Исследования и опыт нетрадиционных дошкольных учреждений показывает, что гендерные стереотипы детей могут быть уменьшены. Точно также дети родителей с нетрадиционным типом воспитания, которые придают большое значение гендерному эгалитаризму, менее ригидны в своих убеждениях относительно возможных профессий для мужчин и женщин, хотя они ничем не отличаются от других детей в игровых предпочтениях и знании культурной типизации пола. Другими словами, они мультисхематичны и содержат более одной гендерной схемы для реагирования на мир.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: гендерные различия, чем мальчики отличаются от девочек, различие между полами, гендерно-ролевая типизация, психологические эксперименты, научная психология, детская научная психология, ангрогины, андрогины кто это, нетрадиционное воспитание детей, мальчик играет в куклы, девочка играет в машинки
Что значит «многие люди андрогинны»? Я считаю, что абсолютно все обладают и мужскими, и женскими характеристиками с разной степенью выраженности. Возможно, некоторые люди просто не способны показывать качества своего или противоположного пола по тем или иным причинам.
Я замечала то, что пожилые мужчины даже внешне становятся похожими на женщин, а не только их характеристики и поведение. Не понимаю, как это связано с уровнем финансового дохода. По логике изложенного в статье следует то, что если у человека в процессе деятельности снижается доход, он может стать от этого более женственным. Как-то сомнительно. Чувствуется намёк на дискриминацию.
Из статьи я также узнала то, что дети из контркультурных семей имеют меньшее количество стереотипов по поводу гендерных ролей по сравнению с детьми из традиционных и тем более религиозных семей. Примечательно то, что взгляды на гендерные роли могут быть изменены посредством социального влияния и других обстоятельств в зависимости от культурных особенностей общества.
Совсем недавно я видела интересный репортаж о бывшем спецназовце, который работает теперь в салоне красоты мастером педикюра и имеет диплом с надписью «маникюрша и педикюрша 2-го разряда». Сам он называет смену деятельности экспериментом по разрушению стереотипов и преодолению себя. При этом упоминает, что его родители находятся в ужасе от его занятия. Вероятно, что его дети будут более лояльны в выборе профессии и менее концентрироваться на стереотипах, связанных с половыми признаками.
Из собственного опыта у меня имеется наблюдение того, что дети молодых родителей менее подвержены влиянию описываемых стереотипов, чем дети зрелых родителей, даже тогда, когда они рождены в одной семье с большим разрывом во времени. Вроде бы всё логично, но интересно, подтвердиться ли эта версия экспериментальным путем. Спасибо за интересную публикацию!
В статье дается понятие андрогинности в ее современном применении, как указание психосоциальных характеристик, а не только физических и анатомических изменений человека. Андрогинность сейчас – это некоторое изменение классических гендерных стереотипов. Я бы назвала это «гендерной гибкостью». Из статьи следует, что эту функцию можно успешно развить у ребенка. Ярче всего в статье показаны проявления андрогинности на примере женских и мужских профессий. Развитие мультисхематичности в контркультурных семьях позволяет в дальнейшем детям принимать решения в различных ситуациях, не опираясь на стереотипы пола, а задумываясь над конкретными решениями в каждом случае. Не лишнее упоминание в статье и о качествах, которыми должен обладать человек независимо от пола — чуткость, деликатность, заботливость, позитивность, уверенность в себе. Действительно, мужчины вполне могут быть чуткими и деликатными, а женщины – уверенными в себе. Таким образом, развитие в детях андрогинности позволяет им в дальнейшем быть менее ригидными в своих убеждениях и реагировать на мир, не исходя из одной лишь гендерной цели.
Спасибо авторам за статью.
Я как-то раньше не задумывалась о том, что типизация гендерного воспитания может сказаться на том, что ребенок, вырастая, будет ограничивать свое мышление и выбор жизненных стратегий. Я была убеждена, что воспитание должно было быть обусловлено половыми различиями. Но теперь у меня появились сомнения, что это правильная позиция. Если я развиваю ребенка только в рамках его половой принадлежности, то тога когда, он будет выбирать профессию, есть вероятность, что он включит те стереотипы, которые я ему сформировала и не сможет более широко взглянуть на свои возможности. Думаю, эта информация очень важна для родителей, которые хотят, чтобы у детей было больше возможностей в будущем.
Для меня была новой информация, что женские качества с возрастом больше проявляются в мужчинах. Как-то раньше я этого не наблюдала, мне казалось на оборот, с возрастом, мужские качества больше усугубляются и у женщин, и у мужчин. Видимо исследование проводилось не в России. Надо будет за этим понаблюдать.
Интересная статья . Я из неё узнала новый термин « андрогинные дети» . В принципе , я думаю , в каждом человеке есть и женские и мужские черты . Просто у кого это более ярко выражено , к кого- то менее . Если говорить о профессии , то тут как-то все не однозначно , на мой взгляд . Кто определяет какая профессия является «женской» , а какая «мужской». Как по мне , это стереотипы . Соответсвенно , если таковые имеются у родителей , то они их «передадут» своим детям .
Так же из статьи я узнала , что если ребёнок воспитывался в культурной семье , то в будущем ему проще принимать те или иные решения . Как раз не опираясь на стереотипы . Спасибо за статью .
Спасибо за статью. Она как раз описывает моё отношение к этой теме. К тому что можно воспитывать детей так, как считаешь нужным. А правильно это или нет. Сложно понять. В каждой семье есть свои правила, порядки, семейные ценности. И если в одной семье — норма, если дети играют и игры, которые относятся к разным полам. а в других семьях идёт чёткое разграничение что для мальчиков, что для девочек. Из статьи я узнала, что если проводить беседы с ребёнком, то он будет менять своё мнение. От себя скажу, что согласна с тем, что ребёнок будет менять мнение, если человек который что-то ему рассказывает является авторитетом. Если он не будут его считать авторитетом, то и прислушиваться не будет. Ещё я выучила понятие Эгалитарный.
Я согласна с тем, что традиционные представления о мужественности и женственности являются социально и психологически разрушительными, ведь они иногда настолько жестко определены, что тяжело с ними согласиться. Вот, например, я считаю, что убираться по дому, мыть посуду, гладить и т.д. могут оба партнера, а мой муж считает, что мытье полов женская обязанность и никакой мужчина не должен этого делать. Мне с такой позицией сложно согласиться, т.к. я чувствую за собой какое-то обременение в том, что я родилась с женским полом. Но сейчас на смену стандартным стереотипам все больше грядет позиция «унисекс», в которой все меньше обращают внимание на гендерную принадлежность. И в какой-то мере я с ней согласна, но не во всех категориях. Видимо сказываются родительские установки. Из статьи я узнала, что детей можно научить не думать шаблонными стереотипами. Такие андрогинные дети реже выбирают типичные для их пола игры и занятия, а в будущем и профессии, поэтому буду придерживать своих детей именно такому мышлению. Спасибо за статью.
Читаю статью и думаю-а чем так уж и плоха гендерная типизация? Я не понимаю. Да, есть мужские и женские характеристики, присущие каждому полу и которые возможно являются определяющими в выборе профессий. И это потому, что с этими характеристиками легче рнализовываться в профессии. Кто бы что не говорил, но не верю я, что женщины- строители испытывают бесконечное счастье, работая на стройке, но я не исключаю, что есть те, которым это нравится. Это если говорить про профессии. Когда дело касается домашних обязанностей, некоторые мужчины считают, что наличие у них..эээ.. освобождает их от обязанностей следить за собой-а за соответственно за порядком вокруг себя. Также существуют и женщины, считающие, что им должны только за красоту:))) В этих случае можно говорить не про мужественность и женственность, а про отсутствие воспитания. Для меня новым в статье было узнать, что существует понятие андрогинность и его активно используют зарубежные психологи и исследователи, чтобы родители воспитывали «недодевочек» и «недомальчиков». Хотя цель конечно благая-толерантность.
В статье раскрывается такое понятие, как андрогинность. Я поняла его как снижение степени гендерной типизации,т.е. когда человек обладает как мужскими, так и женскими характеристиками. Особенно подвержены андрогинности дети. Влиять на гендерную типизацию можно через семью и школу. Например, рассказывать, что выбор профессии зависит не от пола, а от стремления и увлечения — воспитатель-мужчина или пожарный-женщина. Такое восприятие позволяют ребёнку смотреть на мир шире и а меньшей мере опираться в мышлении на гендерные стереотипы. Согласна с авторами, что представления на гендерные роли у человека меняется по мере его взросления, но важно культивировать в себе вне зависимости от пола такие качества как заботливость, уверенность в себе и умение позитивно выражать эмоции.
Спасибо за статью. Узнала новое понятие такое как андрогинный человек – это наделенный внешними признаками обоих полов, объединяющий в себе обо пола, иначе говоря обладающий и мужскими и женскими чертами. Еще андрогинность имеет тенденцию меняться на протяжении всей жизни, так как с возрастом в женщине проявляется больше женственность, а в мужчине мужественность. Дети, так же, как и взрослые, могут быть андрогинными. Очередной раз подтвердилось, что родительская семья влияет на гендерные стереотипы деией. Эксперимент, о котором говориться в статье показал, что даже взгляды детей на гендерные роли могут быть изменены. Лично, я считаю, что это правильно. У меня нас в РЖД, работала женщина заместитель начальника дистанции пути. Она была единственной на сети дорог, но в своей профессии как рыба в воде. А главное ей нравилась ее профессии. Абсолютно не женское дело, но она оставалась лучшей. Она давно уже на пенсии, но до сих пор ее помнят, ставят в пример и достойной замены не нашли. А начинала свой карьерный рост с монтера пути. Совершенно мужская профессия, однако ей нравилось крутить гайки и болты. По этому я считаю, что у каждого человека есть свое предназначение и если с детства ему внушать, что это не мужское, а женское и на оборот, то во первых, человек так и не найдет себя в жизни и будет несчастен сам не зная почему.
ема поднятая в статье достаточно актуальна и, на мой взгляд весьма полезна, соответственно определенно вызывает интерес. Конечно, я считаю, что действительно абсолютно верно не акцентировать и не вешать гендерные ярлычки, характеристике на человека с ранних лет, когда почему-то мальчикам нельзя быть чувствительными, показывать эмоции и почему-то нельзя плакать, а девочки отчего-то все поголовно наоборот должны быть такими нежными эфирно-зефирными и не дай боже увлечься чем-то «мальчишечьим». Почему-то среди взрослых до сих пор очень любят в негативно окрашенных тонах говорить мальчику «Что ты ведешь себя/плачешь как девчонка?» или девочке «Будь приличной, не веди себя как пацан.» На мой взгляд воспитание в подобном ключе — дикость и пережитки, которые к тому же еще формируют негативно окрашенное отношение к представителям противоположного пола, мол быть такими, похожими это как-то плохо, а потом подобное воспитание и формирует мировоззрения по типу «все мужики — козлы, а бабы — дуры». Не должно быть гендерных ярлыков, что бы кто-то обладающий качествами якобы «сугубо женскими» или наоборот, ощущал себя каким-то не таким, неправильным. Повторюсь, это пример узкого мышления, пережитков и бессмысленных стереотипов.
Статья заставила задуматься о семейных традициях, взглядах и ролевых моделях. Есть модель традиционной семьи, где ярко выражены женские и мужские ролевые модели, а есть более «толерантная» модель, где такой стереотипизации нет. Плохо это или хорошо, и что из этого будет более эффективно, мне сложно увидеть. Я вырос в семье где небыло «сильного» отца, при этом родители ожидали от меня мужского поведения. Т.е, храброго и т.д, но я не мог этого им дать. Я не мог этого дать самому себе. Поэтому моё «мультигендерное» восприятие, скорее защитный механизм, который помогал мне оправдать свою неспособность проявить себя в мужской роли. Вообще данные материалы, позволяют взглянуть на свою социальную адаптацию с неожиданной для меня стороны. Например только благодаря статьям я увидел это противоречие, что от меня мама ожидада мужского поведения… Словно говоря мне, папап твой так не может, поэтому я жду от тебя, что ты сможешь.
Очень интересные и одновременно противоречивые мысли вызвала у меня эта статья.
С одной стороны выбор и отсутствие штампов предоставляет свободу будущим женщине или мужчине. Мальчик может быть замечательным мед. братом, лучшим дизайнером или профессиональным администратором в ресторане, справляющийся с многозадачностью работы. Их клиентам и пациентам все равно какого пола перед ними профессионал, важен результат. Также и девочка может стать управляющей в бизнесе, приносить пользу обществу и испытывать востребованность самой.
Но для меня, как для женщины открылась и другая сторона мужских черт во мне. Мужественность, стойкость и целеустремленность мешают мне найти баланс в применении их в отношениях с начальством и мужчиной. Мама всегда воспитывала меня без поддержки и я могла почувствовать на себе унижение и давление, а папа демонстрировал подчинение матери.
На равне с этим, я играла с машинами и пистолетами брата, я дружила с мальчиками и дралась во дворе. Мама и бабушка-соседка, которая стала для меня няней меня ни разу не ругали за это, а умилялись и даже гордились, тем, что я могу постоять за себя.
Т.е у меня не было выбора быть девочкой, меня воспитывали мальчиком, но генетически я девочка. Мужчины ждут от меня слабости, руководители –подчинения. Приходится заново развивать в себе женственные черты, тратить на это годы.
Сколько десятков лет должно пройти еще, для того что бы психика женщины приспособилась к мужскому поведению без негативных последствий в социальной жизни?
Есть и сейчас превосходные бизнес-женщины, я знаю таких и 30 лет, с современным подходом и в возрасте 60 лет, которые начинали еще в 90е. Я знаю таких не больше 5 человек. А больше 100 я знаю тех, кто уже имеет силу для неподчинения, но не имеет других навыков для построения собственного бизнеса.
Интересная статья. Всегда считала, что каждый человек имеет признаки обоих полов, у кого-то поведение более свойственно противоположному полу, кто-то чисто внешне напоминает представителей противоположного пола. Интересно то, что у представителей обоих полов с возрастом возрастает женственность. Как у женщин, так и у мужчин. Никогда об этом не задумывалась, но ведь и правда бабушки и дедушки почти уже чисто внешне даже неотличимы
Снятие каких-то ограничений в сознании, навязанных стереотипов это всегда полезно, правда, я не думаю, что если кто-то всерьез хочет быть воспитателем детского сада, его остановит то, что это у нас не принято . Если честно, я не считаю, что при воспитании нужно стремиться к стиранию ориентира на половую принадлежность ребенка, все же, как ни крути, а пол существует. Просто можно упоминать о том, что исключения всегда возможны и вариантов в жизни много, нельзя зацикливаться на чужих представлениях о правильности.
Спасибо за статью.Интересная информация.всегда считала, что все эти стереотипы по выбору профессии мальчику и девочки и по поведению нам внушили в детстве,какая-то определенная установка.Такая же ,как например, что мальчики не плачут)Из статьи я для себя отметила какие качества нужно вкладывать в ребёнка, независимо от пола:
1.чуткость
2.деликатность
3.заботливость
4.умение выражать позитивные чувства и эмоции
5.И самое главное на мой взгляд это Уверенность в себе.Ведь если человек уверен в себе, то он его особо не волнует мнение со стороны женская или мужская у него профессия, мягкий или жёсткий у него характер.Я думаю, что это все определенно зависит от семьи в которой вырос ребёнок,потому что самое главное вкладывают в нас наши близкие люди.
Одновременная демонстрация женских и мужских особенностей у детей, с такой трактовкой я до этого никогда не сталкивался,при этом прочитав данную статью для себя я выяснил, что с возрастом женщины становятся более женственными, а мужчины приобретают андрогинные черты-меня это удивило, т.е когда говорят что с возрастом я стал более сентиментальным речь как раз идет об этом. Андрогинные черты- до прочтения данной статьи никогда не сталкивался с данным понятием , в профессиональном и личностном плане данная информация дает мне понимание поведения мужчин и женщин и как оно меняется с возрастом.К тому же поведение детей будет зависеть от того в какой семье они воспитывались традиционном или нет. Данная информация натолкнула меня на идею отслеживания женских и мужских особенностей у детей и как это будет проявляться.
Статья обширная и предоставляет много полезной информации для размышления. В целом половое воспитание детей сейчас играет важную роль. Нового для меня термин «андрогинные дети» это когда ребенок обладает как мужскими, так и женскими психологическими характеристиками. Тут ничего нового, это по моему давно уже известно, то что иногда женщины берут на себя мужские обязанности, например управление грузовиком и наоборот, мужчина занимается выпечкой. Что действительно новое так это то что женские качества с возрастом больше проявляются в мужчинах, может это связано с физиологией, ведь со временем гормональный фон меняется у мужчин, да и задачи тоже. Хотя раньше думал и как то замечал что все примерно равно как среди женщин так и мужчин.
Из статьи узнала о таком понятии, как андрогинность. Я так поняла, это проявление одновременно женских и мужских качеств.
Для меня не стало новостью, что в любом человеке одновременно проявляются качества обоих полов. Важно, в каком соотношении и в какой силе это проявлено.
Интересной показалось информация о том, что с возрастом у мужчин проявляется всё больше женских качеств. Я могу это подтвердить на примере моего папы. Он всегда был достаточно мужественен, силен, я бы сказала даже груб и часто проявлял жёсткость. С возрастом он становится всё более мягок и я бы даже сказала сентиментален, сейчас частенько я наблюдаю у него слезы на глазах. Например, слезы радости, когда внучка ему улыбнулась. Единственное, я не связываю данные изменения с изменением финансового дохода.
Также узнала, что взгляды детей на гендерные роли могут быть изменены, то есть стереотипность мышления с точки зрения типизации пола у детей меняется. У своей дочери я часто наблюдаю фразы «Это для мальчиков» или «Это для девочек». Обычно в этих случаях я мягко исправляю её на «это для всех». Например — одежду красного цвета могут носить и мальчики, и девочки. Конечно это нужно делать не во всех вопросах. Например, мне не придет в голову сказать, что платья — это для всех. Поэтому здесь конечно нужно включать мозг в каждом конкретном случае и понимать самому, где проявлять андрогинность, а где не стоит этого делать.
спасибо за статью. Узнала новое понятие такое как андрогинный человек – это наделенный внешними признаками обоих полов, объединяющий в себе обо пола, иначе говоря обладающий и мужскими и женскими чертами. Интересный оказался такой фактор как, у представителей обоих полов с возрастом возрастает женственность. Очередной раз убедилась, что родительская семья влияет на гендерные стереотипы детей. Эксперимент, о котором говориться в статье показал, что даже взгляды детей на гендерные роли могут быть изменены. Лично, я считаю, что это правильно. С возрастом мы все становится всё более мягок и я бы даже сказала сентиментален, сейчас частенько я наблюдаю за собой слезы на глазах после просмотра фильма, хотя в детстве почему то себе этого позволить не могла.
Спасибо за статью. Все это конечно хорошо, что в других странах люди работают над снижением степени гендерной типизации, но это явно не про менталитет России. Я считаю, что мы в большинстве случаев достаточно чопорно к этому относимся. По-крайне мерее я не знаю женщины, которая хотела бы работать строителем или на любой другой работе, где действительно нужен тяжёлый труд, поэтому как правило он мужской. С другой стороны, от части я согласна с тем, что бытует мнение, что традиционные представления о мужественности и женственности являются социально и психологически разрушительными установками. Ведь понятное дело и мужчина может быть нежным, чутким, добрым и романтичным, в женщина грубой и тому подобное. Я думаю, что здесь играет роль гибкость. То есть, воспитывать ребёнка можно по-разному, но не забывать про эту самую социальную гибкость, соответственно и таких проблем, которые описаны в статье (стереотипёре мышление ребёнка) скорее всего не будет.
В статье рассказывается про гендерную типизацию у детей. Применяются такие понятия, как «андрогинный человек». Не совсем понятно, какие качества являются исключительно мужскими, а какие женскими, так как в наше время является абсолютной нормой, если мужчина хорошо готовит, а женщина может починить розетку. Единственное, что можно выделить — работа с применением большой физической силы, хотя и это не помеха. Но при этом я ещё не встречала девушку, которая сильно желает работать строителем. Я считаю, что не нужно давить на детей, разрешать им одеваться на их вкус, в розовое или в голубое, а также позволять играть в куклы, либо машинки. Намного важнее привить им положительно конструктивные качества, которыми они смогут воспользоваться в дальнейшем.
Спасибо за статью. Из неё я узнала, что многие
люди андрогинны, то есть обладают, как женскими
так и мужскими характеристиками. Андрогийные
дети играют в игры, которые не свойственны их
полу. Моя младшая дочь именно такой ребёнок,
играм в куклы, она всегда предпочитала машинки,
вертолёты, квадрокоптеры. Я считаю, что не только
родители и школа влияет на андрогийные
проявления у ребёнка, но и склад ума —
гуманитарный или математический. Так по-моим
наблюдениям если у мальчика ярко выражены
гуманитарные наклонности они более
женственные и их чаще всего называют
«ботаниками», а девочки с математическим
складом («пацан в юбке») более жёсткие и чаще
всего осваивают мужские профессии. Меня
удивило, что андрогийность на протяжении жизни
может меняться, так женщины с возрастом
становятся более женственные, а мужчины старея
приобретают андрогийные черты. Исходя из
представленного эксперимента в статье видно, что
можно снизить стереотипные представления детей
о профессиях и донести, что пол не имеет
значение, а внимание надо акцентировать на
самом человеке. Например столяр должен
обладать определённы навыками для выполнения
своих обязанностей ,и это не зависит от пола. Если
мы с Вами научим детей гибкости во взглядах, то
тем самым разовьём в них умение стать
мультисхематичными, а это в свою очередь
поможет их легче приспосабливаться к жизни.
В каждом из нас есть и мужские черты и женские, отличается лишь их процентное соотношение.Согласна с тем, что независимо от пола важно развивать в ребенке чуткость, деликатность, заботливость, умение выражать позитивные чувства и эмоции, а также уверенность в себе.Это ценные качества, важные в жизни, независимо от пола.Соглашусь также с тем, что чем более гибким «мультисхематичным» будет картина мира у ребенка, тем более возможностей и стратегий поведения у него будет в дальнейшем.Интересным показалось, что в процессе эксперимента обращали внимание ребенка на принципы выбора профессии — учитывать то, какие предпочтения у него есть и соответственно какие навыки для этого необходимо выработать.Удивило то, что с возрастом женщины становятся женственнее, а мужчины андрогиднее, т.е. приобретают психологические характеристики, свойственные женщинам (я предполагаю, что речь идет о чуткости и нежности).Думаю, это идет только на пользу. Непонятно только как на это влияет снижение уровня дохода.
Благодаря этой статье задумался о важности гендерной типизации. По сути, в каждой семье есть свои традиции и порядки. К примеру, многие военные обладают достаточно строгим характером и воспитывают своих сыновей соответственно «не плачь», «не жалуйся» и так далее. Это чисто пример, но так или иначе, многие семьи уверены, что девочек и мальчиков нужно воспитывать по-=разному и прививать им разные качества. Однако, в статье было указано понятие «андрогинные дети», если ребенок в детстве еще не осознает полных различий, а так ли необходимо «вбивать» их ему? Ведь действительно, существует множество качеств, которые могут быть присущи, как женскому, так и мужскому полу. Конечно, есть качества, которые характерны только одному из гендеров, но по факту, стоит ли ребенку так строго навязывать лишь один тип мышления? Н мой взгляд, это действительно большой вопрос, на который полностью ответила данная статья.
Из статьи я узнала о термине андрагинность в отношении людей — люди, обладающие как мужскими так и женскими психологическими характеристиками. Например, явным признаком андрагинности является сочетание в одном человеке таких качеств как нежность и забота по отношению к близким людям, жесткость и агрессия в отношении карьеры. Также из статьи я узнала, что повлиять на андрагинность детей возможно. Не совсем поняла для каких целей необходимо на нее влиять. Разве чтобы у ребенка развить без стереотипное мышление при выборе игрушек, занятии и прочем выборе. К этому выводу наталкивает проведенное исследование, в котором участвовали семьи с осознанным выбором образа жизни с эгалитарным отношением к гендерным ролям.
Я на протяжении второй статьи уже задаю себе вопрос:»в чем собственно говоря проблема, когда ребенок имеет определенный шаблон поведения?», то есть так как я и большинство моих знакомых было воспитано. И ответ в этой статье я получил. Дети из контркультурных семей более свободны в психологическом плане, чем меньше шаблонов, тем легче живется человеку, также они скорее всего эмоционально более гибки. Интересная статья, необычное исследование для меня. Я считаю, что такое воспитание способствует гармоничному воспитанию ребенка, такие дети менее регидны не только в выборе профессии, но и в целом. Интересно увидеть лонгитюдное исследование детей, которые выросли в подобных условиях, посмотреть на результаты детей в возрасте 30 лет из контркультрных семей и традиционных.
Ну пусть все люди обладают и женскими, и мужскими характеристиками. Но зачем, зачем им давать возможность развивать эти характеристика одинаково. Я, наверное, чего-то не понимаю в нынешней жизни… Я вот не могу понять, почему не может быть чисто мужских и женских профессий….почему нет???? Пусть пожарными и солдатами будут мужики, а …я не знаю, пусть маникюр делает женщина. Нет, ну я не исключаю исключения.. пусть и они будут, не стрелять же их. Но зачем это ставить на поток, как пример. Пусть это будут исключения. И зачем делать гендерное равенство и тем более воспитывать его?? Не понимаю. В общем так я считаю. Мужик должен быть мужиков, а женщина женщиной. И другого я не понимаю и не принимаю. А европейцы пусть сами по себе сходят с ума. Иначе у нас будут одни п…сы (это я не матом, а то забанят)) п..сы — это парни невиданной красы, которых любят такие же п…сы) Спасибо за статью.
В самом деле, любой человек как мужчина так и женщина может быть нежным и заботливым или агрессивным. Может хорошо готовить или мастерски водить машину.
Я думаю,что независимо от стереотипов присутствующих в обществе,человек все равно проявит своё естество.
Возможно,если детям объяснять,что пожарным может быть не только мужчина,а библиотекарем не только женщина,у них расширится мировоззрение .Только вопрос.Зачем женщине быть пожарным,если она чувствует себя женщиной?
Как верно замечено в статье:»Семьи и школы могут менять взгляд на гендерные роли.Но форма,которую принимают эти сдвиги,зависит от системы ценностей социальных агентов.»
Благодарю за статью! Конечно, нет категоричного и безусловного разделения на женские и мужские психологические характеристики. Любопытно, что андрогинность может меняться на протяжении всей жизни человека (в женскую сторону).
Меня порадовало, что изменить стереотипы детей о гендерных ролях действительно возможно. Иначе мы так и будем сталкиваться с сотнями мужчин, искренне считающими, что проявление хоть одной эмоций на пару минут – это непозволительная слабость, и сотнями женщин, которые не умеют ничего, кроме как быть скромной. К тому же, пластичность взгляда на гендерные роли сильно расширяет спектр профессий, который рассматривает для себя ребёнок. Девочке не обязательно думать, что библиотекарь и учительница – её единственная печальная альтернатива в жизни.
Интересно, что критичность мышления и мультисхематичность для познания мира вырабатывается родительским примером. Думаю, здорово, когда ребёнка включают в семейные беседы о культурных стандартах и поощряют его рефлексию.
Из статьи я узнал о новых терминах: эгалитарность, андрогинность. То, что здесь преподносится как гендерные стереотипы, я склонен считать традиционными взглядами на гендерные роли. В статье они преподносятся как опасные установки. Я не согласен с этим. Меня по большей части устраивают традиционные взгляды. Конечно, речь не про общества, живущие по законам шариата. В нашей стране понимают, что больше характерно для мужчин, а что для женщин. При этом я практически не вижу гендерных барьеров в какой-либо деятельности. Можно лишь столкнуться с осуждением определенных людей. В принципе, если заниматься чем угодно хоть в какой-то степени публично, так или иначе найдутся «хейтеры». Мой жизненный опыт учит меня тому, что всем невозможно понравиться, да и смысла в этом нет. Так что я за традиционные ценности относительно гендерных ролей, если это на уровне убеждений, а не законов.
Спасибо, за статью. Наше общество многогранно, поэтому не существует единой формулы правильного или неправильного поведения для мужчин и женщин, то есть невозможен единый сценарий гендерного развития. Из данной статьи я узнала о таком термине как андрогинность, то есть человеку присущи как мужские так и женские характеристики. Что дети, которым присуща андрогинность более гибкие в жизни, чем дети с более ригидным восприятием.. В течение жизни андрогинность может меняться изменяться под воздействием окружающий среды и социальных факторов, но это изменение происходит достаточно медленно. Исследование, которое приведено в статье, показывает, что детские взгляды на гендерные роли также могут быть изменены..
Из статьи я узнал, что многие люди андрогинны, т.е. включают в себя и мужские и женские характеристики. Оказывается, с возрастом мужчины приобретают все больше женских черт. Как-то мне сложно в это поверить. Согласен, что дети в этом плане более свободны. Особенно, если родители работают над гендерным стереотипами. Очень удобно это делать через разговоры про профессии и показывать, что не бывает типично женских или типично мужских ремёсел. Мой сын в свои два года любить катать грузовики, но может и укладывать куклу спать. Но отмечаю, что любовь к машинкам по мере его взросления становится более очевидной. Ещё из статьи я узнал о таком понятии как мультисхематичность — это гибкость в реагировании на мир. Спасибо за статью!
Наконец-то эксперименты над детьми)) В целом может и безобидный эксперимент, целью которого снижение стереотипных представлений о профессиях, имеющих традиционное гендерное определение, показывает значительную пластичность стереотипов, причем модифицируются гендерные представления ребенка как в сторону андрогинности, так и в сторону жесткой типизации. Остается понять, насколько оправдано поддержание эгалитарного отношения к гендерным ролям. Физиологические особенности женского и мужского организма они всё равно не смогут отрицать; и, если принять, что существуют качества, которые следует развивать у детей обоих полов (такие, как чуткость, уверенность в себе, самодостаточность и пр.), то гендерная типизация кажется совершенно естественной.
Новое для меня слово «андрогинны». Ранее я не задумывалась о том, что мужчины и женщины могут быть не андрогинными. Я всегда считала, что иногда проявляются у мужчин и женщин черты свойственные другому полу. Прочитав статью не совсем поняла , почему мужчина приобретает женские черты с возрастом и это ещё зависит от снижения уровня дохода. Получается низкий доход связан с женственностью. Выбор профессии для меня , все же связан с полом. Я например не понимаю зачем мужчины учатся на гинеколога. Стараюсь не мыслить стереотипно , но все же . Конечно воспитывая ребёнка в культурной семье, ему будет проще принимать те или иные решения. Статья дала мне понять, что я все же придерживаюсь стереотипного мышления.
Из статьи я узнал новый термин – андрогинность. Интересной показалась идея, что по мере снижения уровня дохода и с возрастом все становятся более женственными. Я узнал, что из семей с нетрадиционным воспитанием имеют менее выраженную гендерную типизацию. С одной стороны, это дает детям больше вариантов реагирования на мир. В будущем это возможно даст большую эмоциональную гибкость. С другой стороны, в предыдущих статьях я отмечал больше плюсов от более четкой гендерной типизации. В итоге я так для себя и не определился, какая модель мне ближе. Возможно, это именно тот вопрос, на который нет однозначного ответа. Поэтому с практической точки зрения для себя вижу эту тему в плане саморефлексии. У моей мамы особо не было выбора как меня воспитывать, потому что отец умер ни с кем не посоветовавшись. У меня тоже никто не спрашивал, да я бы и не ответил, ка меня надо воспитывать.
Благодарю за статью!
Согласна с мнением многих психологов о том, что традиционные представления о мужественности и женственности являются социально и психологически разрушительными установками.
На мой взгляд, важнее развивать в себе необходимые качества, не зацикливаясь на так называемых мужских и женских характеристиках.
Меня удивило используемое в статье исследование о том, что приобретение женских характеристик в старости связано с выходом на пенсию и снижению уровня финансового дохода.
Прочтение статьи укрепило мою позицию об организации нетрадиционного типа воспитания детей, для усиления равенства между гендерными ролями.
Интересным для меня стало исследование, в котором пытались снизить стереотипные представления детей о мужских и женских профессиях. Действительно, пол не имеет значение, значение имеют пристрастия к какой-либо части работы и необходимые навыки для ее выполнения.
Для меня явилось неожиданностью, что с точки зрения многих психологов «традиционные представления о мужественности и женственности являются социально и психологически разрушительными установками».
В ходе прочтения статьи узнала о таком понятии как андрогинность, т.е. обладание и мужскими, и женскими характеристиками. Причем андрогинность имеет тенденцию меняться на протяжении всей жизни и черты, связанные с полом, проявляются по-разному у мужчин и женщин.
Исследование показало, что возможно изменить стереотипы детей о гендерных ролях. На формирование их типизации значительное влияние оказывает стиль воспитания в семье, подход в социальном учреждении. При нетрадиционном воспитании дети могут быть мультисхематичны и реагировать на мир более, чем одной гендерной схемой.
Интересно было узнать, что существуют контркультурные семьи, где в отличии от традиционных, придерживаются более широкого взгляда на гендерные роли и их различия, т.е сторонники равенства между полами. И в своей семье открыто вместе с детьми обсуждают различные варианты. Поэтому у такие дети обладают большей гибкостью, чем дети из традиционных семей, где существуют жесткие стереотипы и понятия о гендерных ролях.
Главным образом на изменение гендерных различий , влияет формирование системных ценностей, которые на мой взгляд регулируют адекватность отношения к гендерным ролям и их различиям или сходству.
Я считаю, что не традиционные взгляды требуют еще большей ответственности и осознанности, так как предполагает принятие разных альтернатив. Поэтому, важно , чтобы ребенок не превратился в »Оно».
Для меня всегда было не понятным такое отношение к стереотипам о мужском и женском, особенно если речь идет о профессиях. Может ли женщина быть пожарным? Теоретически, конечно, может, если это будет высокая, крупная, физически сильная женщина, которая будет долго тренироваться, а также будет готова к стрессам и быстрым реакциям в критических ситуациях. Но зачем женщине прилагать такие усилия, если она может применить свои способности в других областях с не меньшим успехом. И так же не понятно, почему мужчина не может быть библиотекарем? Здесь стереотип, как мне кажется, в том, что библиотекарям мало платят и мужчины не идут на такие работы. Но главное что я вынесла из этой статьи, это что детям важно давать не стереотипы, а объяснять логику и причины выборов людей: например женщины не идут в пожарные потому, что это тяжелая физическая работы и поэтому там работают сильные, здоровые спортивные мужчины. А не потому, что женщины не могут быть пожарными.