Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Впадаете в апоплексию от свистящего носа? Не выносите звуков, когда люди едят? Вы можете быть одним из тех, кто страдает от этого изнурительного явления

Когда я был подростком, помню, как меня доводил до слез звук жующего мюсли брата. Однажды подруга, евшая пельмени, заставила меня убежать из комнаты. Из-за звуков, которые издает один бывший сосед по дому, жуя попкорн, я уже почти 20 лет отказываюсь от их приглашений в кино.

Я не горжусь собой за такую реакцию — на самом деле, мне очень стыдно. Но мои реакции кажутся неизбежными. Вполне вероятно, что у меня мизофония. Согласно готовящейся научной работе Королевского колледжа Лондона, этим заболеванием страдают 18% людей в Великобритании.

Мизофония или как её ещё называют «звуковая ярость» — это «пониженная толерантность к определенным звукам», — сообщает доктор Джейн Грегори, клинический психолог из Оксфордского университета, соавтор статьи, причисляющая себя к тем самым 18%.

По ее словам, звуковые триггеры обычно повторяются. Дело не в «громкости звука или в акустическом рисунке», а в том, что он означает для наблюдателя. Чаще всего отмечаются звуки еды, за ними следуют так называемые горловые звуки. (Грегори не переносит звуков, издаваемых голубями).

«Жевание, хруст, фырканье, сопение, прочищение горла, свист в носу, тяжелое дыхание», — перечисляет доктор Зак Розенталь, руководитель Центра мизофонии и регуляции эмоций при университете Дьюка в Дареме, Северная Каролина. «Все это относительно обычные повседневные вещи, но у людей с мизофонией они вызывают особенно сильное отвращение».

Эта реакция отвращения может принимать форму физических изменений, таких как увеличение мышечного напряжения или частоты сердечных сокращений, или эмоциональных реакций, таких как раздражительность, стыд и беспокойство. Она вызывает реакцию борьбы, бегства или даже замирания, когда, по словам Грегори, «вырабатывается очень сильная адреналиновая реакция, и это говорит о, что вы либо в опасности, либо нарушают ваши границы».

Согласно статье Королевского колледжа Лондона, только около 14% населения Великобритании знают о мизофонии. Возможно, одной из причин этого, по мнению Грегори, является то, что об этом трудно говорить. «По сути, вы говорите кому-то: «Звуки еды и дыхания — звуки вашей жизнедеятельности — отталкивают меня». Очень трудно найти вежливый способ сказать об этом». Возможно, поможет фильм «Тар» ( Tár): его главная героиня, которую играет Кейт Бланшетт, крайне остро реагирует на звук метронома.

Существует несколько теорий о том, как развивается мизофония. «Многие люди утверждают, что они всегда были чувствительны к звукам, но потом вспоминают момент, когда ситуация усугубилась», — рассказывает Грегори. Розенталь говорит, что это заболевание обычно проявляется в позднем детстве или в раннем подростковом возрасте и часто связано с членами семьи. Люди постоянно спрашивают меня: «Почему моя семья? Почему мои родители?». Объяснение кажется вполне логичным: «Не стоит обвинять или осуждать. Вы просто больше всего времени проводили с ними».

Вы могли заметить, как брат или сестра, скажем, едят печеные бобы, и, заметив это, ваш мозг начинает обращать на это внимание все больше и больше. Розенталь описывает так: «Это начинает вызывать отвращение, и тогда я обращаю на это больше внимания, и чем больше внимания я уделяю этому, тем больше я замечаю это, и чем больше я это замечаю, тем более отвратительным это становится…».

Последствия могут быть крайне серьезными. Грегори встречала в своей практике жизненные истории, когда отношения прекращались из-за мизофонии. Она встречала людей, которые несколько раз переезжали, чтобы быть подальше от соседей-провокаторов. Другие вынуждены были выбирать профессию, где бы их не беспокоили звуки. «Если это мучение длится без остановки, то можно впасть в отчаяние», — подытоживает исследовать.

Однако могут помочь такие стратегии, как включение фонового шума во время еды. Муж Грегори, который знает, что лучше не есть дома чипсы или сухарики, может определить, что ее беспокоит какой-то звук, потому что она вдруг восклицает: «Сири, включи Тейлор Свифт!».

Иногда лучший вариант – это просто уйти. Грегори предлагает в этом случае «замедлить дыхание или просто загрузить ум какой-то работой», например, поиграть в игру в течение минуты. К тому времени, когда вы снова войдете в комнату, звук может исчезнуть, или вы почувствуете себя лучше подготовленным, «потому что вы уже знаете, чего ждать».

Она также рекомендует «противоположное действие» — идею о том, что иногда чем больше мы избегаем чего-то или блокируем это, тем вреднее это для нас. В КПТ [когнитивно-поведенческой терапии] мы делаем противоположное тому, что хочется». В этом ключе она пытается бороться со своим инстинктом смотреть на мужа с отвращением, вместо этого она смотрит на него с обожанием. «Это способ запутать мозг и сказать ему: «Помни, что ты любишь этого человека, помни, что на самом деле ты не в опасности».

Я возьму себе на заметку попробовать это в следующий раз, когда услышу, как кто-то чавкает во время еды.

 

Оригинальная статья: Ellie Violet Bramley — Misophonia: how ‘sound rage’ destroys relationships and forces people to move home, January 2023

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, осознанность, эмоции, апоплексия, мизофония, звуки, Тар.

63060cookie-checkМизофония: как звуки делают жизнь невыносимой