Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Сегодня мы начинаем новую тему «Методы изучения детской психологии».

Теории дают идеи, догадки и понимание развития детской психики, но следующим шагом является определение того, верны ли они. Соответствует ли поведение ребенка выдвигаемым предположениям? Детские психологи располагают множеством стратегий и методов, которые позволяют оценить гипотезы, вытекающие из теорий развития. В этой главе мы рассмотрим некоторые приемы, методы и схемы, которые используются для понимания траектории развития детей.

Первый шаг в проверке наших теорий — выбор детей для наблюдений. Затем мы изучим способы сбора необходимой базовой информации. Отчеты родителей, самоотчеты и прямые наблюдения дают особый взгляд на ребенка. Далее мы рассмотрим два метода исследования: корреляционный и экспериментальный. Затем будут описаны исследовательские проекты. Для изучения развития детей используются два основных подхода: продольный (лонгитюдный) и поперечный. В продольном подходе одни и те же дети становятся предметом исследования на протяжении нескольких лет, а в поперечном однократно рассматривается группа детей разного возраста. Оба подхода представляют собой стратегии сбора информации о детях на разных уровнях развития. Наконец, мы поговорим об этических принципах при проведении исследований.

Давайте подробнее обратимся к рассмотрению первого подхода.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА: ОТБОР ОБРАЗЦА

При оценке теории исследователь совершает множество шагов. Одним из первых соображений является выбор каждого из членов тест группы. Выборка необходима, поскольку невозможно проверить всех детей из определенного региона или страны. При выборе детей важно учитывать контекст их среды проживания, который включает в себя, в том числе культурный фактор. Чтобы понять проблемы отбора детей для тест групп рассмотрим два примера.

Пример 1. Исследователь решает изучить, как с возрастом меняется словарный запас ребенка. Для собственного  удобства она ходит в дорогой престижный  детский сад, расположенный в богатом пригородном районе, который обслуживает детей высококвалифицированных специалистов, таких как врачи и юристы. Исследователь выбирает тридцать трехлетних и тридцать пятилетних детей, чтобы проверить их словарный запас. Основываясь на своих выводах, она решает, что теперь у нее есть сборник норм или руководящих принципов, касающихся того, что можно ожидать от трехлетних и пятилетних детей. Что не так с ее заключением?

В этом случае выборка не является показательной, так как в стране множество семей воспитывают своих детей по другим принципам. Например, мы можем переоценить языковые способности детей трех и пяти лет, так как в группе описанной выше родители хорошо образованы и вероятно сильнее поощряют ребенка на изучение новых слов, чем менее образованные  родители.  Или, возможно, грамотный персонал детского сада помогает детям с их словарным запасом посредством прямого обучения. А как насчет детей, которые и вовсе не посещают детские сады? Очевидно, что мы можем обобщить средний уровень словарного запаса детей трех и пяти лет, только тогда, когда выберем широкий круг разных типов детей из разных социальных классов и этнических групп.

Рассмотрим другой пример.

Пример 2. Вы, интересуясь темой развития агрессивного поведения, делаете выборку детей, которые попали в психологическую клинику (авторы указывают именно психологическую, а не психиатрическую клинику) из- за семейных проблем. Вы тщательно оцениваете различные аспекты их поведения, наблюдаете, как они играют с другими детьми, спрашиваете о методах решения конфликтов из-за игрушек со сверстниками, учитываете, сколько времени они проводят у телевизора и хорошо ли ладят их родители.  Выборка насчитывает тридцать мальчиков и пять девочек, каждый из которых проживает в бедном районе большого города. Вы приходите к выводу, что мальчики более агрессивны, чем девочки. А также отмечаете, что повышенный уровень агрессии у детей коррелирует с количеством часов проведенных у экрана и частотой драк их родителей.

Точность данного исследования омрачает множество проблем. Возможно, дети, попавшие в клинику, отличаются от детей, семьи которых не обращаются за такой помощью. Возможно, мальчики более агрессивны, чем девочки, но выборка девочек слишком мала, чтобы определить наверняка. По этой же причине нельзя сделать вывод о том, что просмотр телевизора и родительский конфликт характерны для всех агрессивных детей. Чтобы получить более точные данные, вам необходимо протестировать большее число девочек, а также детей, не посещающих подобные клиники.

Эти примеры иллюстрируют одну из основных проблем, с которой сталкивается исследователь при отборе испытуемых, а именно попытка набрать группу детей, соответствующую той прослойке населения, о развитии которой вы хотите сделать общие выводы. Не следует делать обобщение на всех детей в стране, если выборка  каким- то образом ограничена (например, по расе, полу, социальному классу или региону страны). Чтобы получить более точные данные ученые стараются набирать детей из разных социальных групп, а так же разного пола и расы в рамках одного исследования.  Отбирая несколько образцов, мы можем быть более уверены, что наши выводы о развитии действительно применимы к широкому кругу детей. Исследователи в разных частях страны имеют одинаковые проблемы с подбором детей. Сейчас мы подробно обсудим еще одно решение проблемы нерепрезентативных выборок, а именно использование национальных выборок, репрезентативных  для всего населения (свойство указывающее на то, что отобранные объекты по своим характеристикам соответствуют массе населения  из которых их отобрали). Стратегии сбора информации в разных выборках и подход на основе национальной выборки помогают нам быть более уверенными в правильности выводов.

ВЫБОРКИ ДЛЯ  ИССЛЕДОВАНИЯ НАЦИИ

В последние годы психологи, занимающиеся вопросами развития, стали лучше осознавать ограничения выборки. Одним из важных и новаторских решений проблемы выборки является подход национального обследования. В этом случае отбирается национально репрезентативная выборка семей. Центр продольного обследования молодежи (NLSY), ежегодно опрашивает молодых мужчин и женщин в возрасте от 14 до 24 лет, начиная с 1979 г. На момент издания этой книги люди были отобраны из 235 выборочных областей, включающих 485 округов и независимых городов, представляющих каждый штат США. Стратегия ясна: по полученным данным можно делать общие выводы, которые применимы к населению Соединенных Штатов в целом. Было опрошено около 13 000 человек и это вылилось в крупную сумму денег. В 1986 г. было опрошено примерно 5 000 детей в возрасте до 11 лет, чьи матери были включены в выборку. Выбранные дети отвечают репрезентативным свойствам общей массы детей, матерям которых в 1986 году было от 21 до 29 лет.

Были изучены такие вопросы, как влияние детского сада, занятости матери и развода родителей на детей (Chase- Lansdale, Mott, Brooks- Gunn, & Phillips, 1991). Например, материнская занятость на работе в течении первого года жизни ребенка, влияет  как на когнитивное, так и на социально- экономическое развитие детей в течении нескольких лет жизни. В исследование были включены семьи из среднего и низшего классов, таким образом, ученые смогли показать, что эффекты различаются в зависимости от уровня дохода и образования. Ранняя занятость имела положительный эффект для бедных семей и отрицательный эффект для семей среднего класса (Desai, Chase- Lansdale, & Michael, 1989; Desai, Michael, & Chase- Lansdale, 1990). Выборка — это степень, в которой мы можем убедительно продемонстрировать что «влияние» на детей можно обобщить для всего населения молодых женщин и их детей в Соединенных Штатах. Без этих больших репрезентативных выборок мы не знали бы, ограничиваются ли какие- либо результаты конкретными группами, такими как хорошо образованные дети, лиц, проживающих в городских или сельских районах, или членов определенной этнической группы. Национальные исследования полезны, как способ характеристики и описания населения, но менее подходят для ответа на вопросы о процессах, которые могут объяснять различные аспекты развития. Поэтому, подходы национальных обследований иногда используются в сочетании с меньшими выборками, где есть более интенсивные измерения. В этом случае будет выбрана подвыборка из 100 или 200 семей, которые будут наблюдаться, изучаться и тестироваться более подробно, чтобы лучше понять процессы, которые могут лежать в основе некоторых аспектов их развития.

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: детская психология, продольные исследования, поперечные исследования, детская научная психология, национальные психологические исследования.

 Источник фото: freepic.com/

63320cookie-checkМетоды изучения детской психологии