Метапознание относится к индивидуальным знаниям отдельного человека и его контролю когнитивной деятельности. Эти два аспекта метапознания взаимосвязаны и действуют друг на друга. Понимание ребенком своих когнитивных способностей и процессов, а также способностей других людей и ситуаций влияет на стратегии, которые он использует для наблюдения и мониторинга обучения. В свою очередь опыт и способность ребенка планировать, мониторить, проверять и модифицировать стратегии способствует его знаниям о том, что сопутствует успеху или неудаче в интеллектуальных задачах. Были изучены три типа метакогнитивного знания:
1.знание о себе;
- знание о задаче;
- знание о стратегиях.
Знание о себе
Каждый ученик, кладущий себе перед экзаменом учебник под подушку, задавал вопрос: «Нужно ли мне еще раз просмотреть эти заметки, чтобы сдать экзамен?» Чем старше ребенок, тем лучше он понимает, насколько он хорошо изучил материал (Flavell, Friedricks, & Hoyt, 1970).
Было показано, что дети старшего возраста имеют более реалистичное и точное представление о своих способностях памяти и способностях других, чем малыши (Flavell, 1985; Flavell et al., 1970; Yussen & Berman, 1981). Например, дети младшего возраста будут сильно переоценивать количество вещей, которые они могут вспомнить после краткого просмотра материала. Кроме того, дети более старшего возраста с большей вероятностью осознают, что способность к памяти меняется от случая к случаю у каждого человека и может варьироваться среди людей в любой возрастной группе. Они осознают, что плохо учатся, когда устают или беспокоятся. Или ребенок может понимать, что его сестра гений в математике, но зато ему намного лучше дается французский. Тем не менее, даже маленькие дети признают, что дети старшего возраста запоминают лучше(Wellman, 1978), хотя объяснить эти различия стратегиями обучения они не могут (Kreutzer, Leonard, & Flavell, 1975).
Детская теория разума
Что дети думают о собственных умственных способностях? Генри Веллман (1990) предположил, что с трехлетнего возраста у детей существует теория убеждений-желаний относительно функционирования их разума. Согласно Веллману дети верят, что их внутренние убеждения и желания побуждают окружающих к действию. Хотя это может показаться довольно простой теорией того, как работает человеческий разум, на самом деле она приводит к очень богатым и сложным ожиданиям в отношении убеждений, действий и результатов этих действий от других людей. Кроме того, ребенок также должен понимать взаимосвязь между своими убеждениями и желаниями и убеждениями других людей. Если какой-либо аспект этих отношений будет неправильно понят, способность ребенка правильно различать собственные действия и желания других людей пострадает. Например, Веллман и Барч (1988) представили 3-х и 4-х летним детям рассказ, изображающий убеждения и желания персонажа. В этой истории персонаж Джейн хотела найти своего котенка. Ее котенок был в игровой комнате, но Джейн думала, что он на кухне. Затем детей спросили, где Джейн будет искать своего котенка. Большинство трехлетних детей ответили, что Джейн будет искать своего котенка в игровой, не обращая внимания на мнение Джейн о том, что котенок на кухне. Веллман (1990) предполагает, что маленькие дети находят трудным отделить свои собственные представления о местонахождении котенка (что он находится в игровой комнате) от противоречивых представлений персонажа рассказа.
Несмотря на некоторые ранние трудности с пониманием убеждений и действий других людей, детские знания о различии между мыслью и реальностью на самом деле довольно сложны. Например, маленькие дети знают, что невозможно прикоснуться к мыслям. То есть они понимают различие между объектами ума и объектами мира (Wellman, 1990). Они понимают, что человек должен видеть объект, чтобы узнать о нем. Если человек не видит объект, даже если он находится рядом с ним, не приведет его к получению знаний об этом объекте (Pillow, 1989). Наконец, они понимают, что мысленный образ объекта — это представление того, что существует в мире.
Понимание детьми заданий
Способность контролировать свое понимание имеет решающее значение для широкого круга задач по решению проблем и общению. Вы понимаете, как попасть на вечеринку в субботу вечером? Вы понимаете инструкцию для химического эксперимента? Что говорит профессор о принципе действия балансира? Ребенок, должен быть чувствителен к своему нынешнему запасу знаний, чтобы эффективно обрабатывать информацию.
Маркман (1977, 1979) оценил способность детей контролировать понимание ими инструкций к заданиям. В одном исследовании (Markman, 1977) ученикам первого, второго и третьего классов были даны очевидно неадекватные инструкции относительно карточной игры. Детям раздали четыре карты и дали следующее объяснение:
Каждый участник складывает свои карты в стопку. Затем оба игрока переворачивают верхнюю карту в нашей стопке. Мы смотрим на карты, чтобы увидеть, у кого есть особая карта. Затем мы переворачиваем следующую карту в нашей стопке, чтобы увидеть, у кого на этот раз есть особая карта. В конце концов, в игре побеждает тот, у кого больше карт. Хотели бы вы сыграть в игру согласно инструкции?
Не было никаких упоминаний о том, что такое «особая карта» (на картах были буквы) или как можно получить больше карт. Первоклассники с гораздо меньшей вероятностью осознавали неадекватность инструкций, чем второклассники и третьеклассники, которые просили дать больше инструкций, прежде чем пытаться играть в игру. Четверть первоклассников вообще не задавали вопросов, а большинство признали, что проблема существует, только когда их просили повторить правила игры. Самые младшие участники эксперимента не смогли воспроизвести инструкцию мысленно и, следовательно, не заметили проблему.
Понимают ли дети, что одни вещи усвоить труднее, чем другие? Видимо да. Даже четырехлетние дети знают, что длинный список предметов труднее запомнить, чем очень короткий, и что успех в более сложной задаче более вероятен, если приложить больше усилий (Wellman, 1978; Wellman, Collins, & Glieberman , 1981). Многие воспитанники и первоклассники знают, что легче будет заново выучить забытую информацию (например, список птиц), чем выучить ее в первый раз. Более того, даже дощкольники понимают, что легче распознать предметы, чем вспомнить их (Speer & Flavell, 1979). Конечно, есть некоторые аспекты памяти, о которых мы не подозреваем. Например, только старшие дети понимают, что легче пересказать историю своими словами, чем повторить ее дословно (Kurtz & Borkowski, 1987).
Знания о стратегиях
Наконец, ребенок может многое узнать о стратегиях, которые полезны для запоминания. Дети кажутся особенно чувствительными к ценности внешних вспомогательных средств для запоминания: оставлять свои книги на видном месте, чтобы найти утром, делать заметки (это предлагали даже дети, которые еще не были грамотными). Дети также осознают ценность ассоциаций (например, вспоминая возраст своей матери, добавляя тридцать к своему собственному) и развивают понимание использования «мысленных поисков» информации (Wellman, 1977). Иногда дети демонстрируют довольно сложное понимание стратегий памяти. Когда третьеклассницу спросили, как она запомнит телефонный номер, девочка ответила:
Например, мне нужно запомнить номер 633-8854.633 запомнить легко так как это первые цифры и моего номера тоже. Далее идет 88. Сейчас мне 8 лет, так что я просто запоминаю, что это мой возраст, но два раза. Затем я провожу аналогию, сколько лет моему брату и сколько ему было в прошлом году. Все. Я запомнила этот номер 633-8854.
«Ты всегда используешь эту стратегию, когда нужно запомнить номер телефона?» — спросил экспериментатор.
«Ну, обычно я это записываю».
(Kreutzer et al., 1975, p. 11).
Какова же, однако, взаимосвязь между метапознанием и выполнением когнитивных задач? Если дети понимают, что такая стратегия, как репетиция, полезна они обязательно используют ее ? И наоборот, способны ли дети сформулировать все когнитивные стратегии и методы, которые они используют? Могут ли они сказать, как они решили арифметическую задачу и почему они это сделали? К сожалению, взаимосвязь между метапознанием и когнитивные способности не являются однозначными (Miller & Weiss, 1981). В некоторых ситуациях метакогнитивная деятельность ребенка может быть задействована с большей вероятностью, чем в других. Даже взрослые не применяют стратегии, которые они «знают» как эффективные во всех соответствующих ситуациях. Это было бы нереально ожидать, что ребенок всегда будет действовать на оптимальном уровне когнитивных функций.
Метапознание и успеваемость в школе
Одна из причин, по которой многие исследователи интересуются метапознанием, заключается в актуальности его использования для образовательных задач (например, чтение). Было показано, что у тех кто читает редко наблюдаются метакогнитивные дефициты в самых разных аспектах чтения (Baker, 1982). Они с меньшей вероятностью, чем более опытные читатели, будут тратить больше времени на трудные отрывки, пересматривать наименее хорошо изученные отрывки и адаптировать свою деятельность по чтению к требованиям и целям задания по чтению (Brown, Bransford, Ferrara, & Campione, 1983). Они не перераспределяют свои усилия в соответствии с задачами с течением времени.
Если многим детям не хватает метакогнитивных навыков, необходимых для эффективного школьного обучения, возможно, школьную программу можно подстроить под них. Несколько исследователей инициировали школьные программы по обучению детей метакогнитивным навыкам, связанным с эффективным пониманием чтения (Brown & Campione, 1990; Palincsar & Brown, 1984, 1987). Сюда входит так называемое взаимное обучение, когда детей учат использовать методы понимания и контроля, чтобы помочь им в чтении. Этим ученикам было предложено четыре упражнения: подведение итогов, самостоятельные вопросы, уточнение и прогнозирование. Использование специально подготовленных учителей или более опытных одноклассников в качестве наставников позволило улучшить навыки чтения семиклассников в процессе обучения. Наставники инструктировали отстающих в чтении детей, как правильно резюмировать и разъяснять текст. Понимание преимуществ этих стратегий позволяет учащимся с большей вероятностью использовать их самостоятельно. Это привело к улучшению навыков чтения, учебы и решения академических задач. Фактически, через три месяца после вмешательства группа взаимного обучения показала средний прирост уровня понимания прочитанного на пятнадцать месяцев. Эти результаты представляют собой впечатляющую демонстрацию того, что детское чтение может быть улучшено путем применения принципов, вытекающих из социокогнитивного подхода Выготского к обучению (Belmont, 1989).
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, интеллектуальное развитие ребенка, как вырастить умного ребенка, как помочь ребенку учиться, как помочь ребенку научиться читать, что дети думают о своем интеллекте, как дети запоминают, как помочь делать уроки.
Из статьи я узнала, что метапознание относится к знаниям человека и его контролю когнитивной деятельности. Также, в статье познакомилась с тремя типами метакогнитивного знания. Оказывается, дети старшего возраста имеют более реалистичное и точное представление о своих способностях памяти и способностях других, чем дети младшего возраста. Интересно было узнать, что с трехлетнего возраста у детей уже существует теория убеждений-желаний относительно того, как работает их разум. Дети верят, что их внутренние убеждения и желания побуждают окружающих к действию. В эксперименте с котенком для меня стало удивительным, что маленькие дети находят трудным отделить свои собственные представления о местонахождении котенка, даже после того, как было озвучено, что Джейн предполагает искать его на кухне. Думаю логично, что у тех кто редко читает, наблюдаются метакогнитивные дефициты в чтении. Читая о эксперименте с наставниками, вспомнила старые фильмы про пионеров, когда к двоечнику всегда приходила отличница класса и занималась с ним, чтобы поднять его успеваемость.
Метапознание – это осознание и понимание собственных мыслительных процессов, т.е. того, что мы знаем, и как и почему мы это знаем. Знание о себе позволяет ребенку оценить свои способности, возможности в выполнении той или иной задачи. Теория Веллмана об оценке детьми своих умственных способностей показывает, что маленькие дети максимально связывают свои желания и убеждения с действиями других людей, ошибочно считая, что все вокруг должны поступать так, как думают они сами. Возможность понимать задания также развивается с возрастом. Так, способность воспроизвести инструкцию мысленно, продумать свои действия перед выполнением задачи напрямую ведет к успешности выполнения, или пониманию того, что с данной инструкцией задача не решается. Иными словами, более старшие дети быстрее заметят, что в условии задачи присутствуют не все данные, и не возьмутся ее решать в принципе. Третий компонент метапознания – понимание собственных стратегий. Некоторые стратегии довольно простые – оставлять вещь на видном месте, чтобы потом ее найти, некоторые – довольно сложные ассоциации, которые могут быть индивидуальны у каждого ребенка. Актуально применение метапознания в школах. В условиях большого количества учеников и нехватки времени, выделяемого учителем на каждого ребенка, дети очень часто зазубривают материал, не понимая его. Соответственно, ни о каком продуктивном результате на выходе не может быть и речи. Обучение детей методам понимания информации здесь важно едва ли не больше, чем подача самой информации. Так что и учителям, и родителям надо не только учить детей, но и учить детей качественно учиться.
Спасибо за статью. Из неё я узнала, как дети относятся к своим знаниям. Что дети младшего возраста не могут отделять свое представление об объекте от другого. Может с этим связано то, что маленькие дети братья или сестры спорят, чья мама. Им довольно сложно представить, что она может быть общей.
Пока читала статью и момент, про то, как дети оценивают свои способности, подумала про ребёнка, который хочет залезть на дерево. Ведь он перед тем, как на него полезет, будет оценивать то, сможет это сделать или нет. Так же и в школе. Ученики изучая новый предмет бояться что-то не сделать, не понять, так как оценивают способности и умения и приводят в выводу, что у них такого опыта нет. Значит работа учителя мотивировать ученика не опустить руки и сделать задание, получить опыт и способности.
Из статьи узнала о понятии метапознание.Это способность анализировать собственные мыслительные стратегии и управлять собственной познавательной деятельностью.В эту способность входит контроль за своей памятью,мышлением,знаниями,целями и действиями,а так же осмысление самостоятельного обучения и сознательного применения результатов такого осмысления в процессе обучения. Из статьи узнала о результатах исследований у детей знаний о себе,знаний о задаче и знаний о стратегиях.Одна из причин, интереса к метапознанию заключается в актуальности его использования для самообразования.
Из исследования стало понятно, что дети старшего возраста имеют более реалистичное и точное представление о своих способностях ,памяти и способностях других, чем малыши.
С трехлетнего возраста у детей существует теория убеждений-желаний относительно функционирования их разума. Согласно Веллману дети верят, что их внутренние убеждения и желания побуждают окружающих к действию.Смею заметить ,что у меня до недавних пор тоже было такое убеждение.
Дети так же понимают, что одни вещи усвоить труднее, чем другие.Но самостоятельно освоить контроль за своей познавательной деятельностью детям легче с наставником.
Все эти исследования лишний раз подтвердили актуальность социокогнитивного подхода Выготского к обучению.
Из статьи я узнала, что значит метапознание. Что дети в любом возрасте имею представление о своих знаниях и способностях, но чем старше дети, тем более осознанным и реалистичным оно является. Так же я узнала, что маленькие дети понимают различие между объектами ума и объектами мира, но согласно теории Генри Вельмана у них возникают трудности в понимании взаимосвязи между своими убеждениями и желаниями и убеждениями других людей. Как вывод для себя, чтобы избежать трудностей, очень важно помочь ребенку правильно понять все аспекты этих отношений. А наблюдение о том, что у тех кто редко читает возникают проблемы в разных аспектах чтения, напомнили мне, что в своем детстве я тоже столкнулась с подобными трудностями, что в последующем и привело к любви к книгам. Со своей дочкой, чтобы избежать этих трудностей я придумала традицию — игру, мы перед сном выбираем две разных книги и читаем их друг другу, иногда я прошу ее напомнить мне о чем мы читали вчера и она с радостью пересказывает прочитанное. И я обратила внимание, что она с каждым разом запоминает все больше и точнее. Спасибо за статью!
Спасибо за статью «Это было бы нереально ожидать, что ребенок всегда будет действовать на оптимальном уровне когнитивных функций» — прочитав это, я подумала о том, что нельзя обвинять ребенка в том что у него что-то плохо получилось или что он не использовал эффективные методы для достижения к цели, т.к. он не может, так же как и взрослые, всегда применяют стратегии, которые он «знает» как эффективные во всех соответствующих ситуациях. Нельзя ставить завышенные требования и иметь завышенные ожидания, которые не соответствуют метакогнитивным навыкам ребенка. Я поняла, что со временем все учатся оценивать свои способности, возможности, индивидуальные знания (метапознание), контролировать когнитивную деятельность.
Благодарю за статью. Интересно было узнать, что такое метопознание. Так как я с таким словом ни когда не сталкивалась. Метапознание относится к индивидуальным знаниям отдельного человека и его контролю когнитивной деятельности. Понимание ребенком своих когнитивных способностей напрямую влияет на то, какие стратегии он использует для наблюдения и мониторинга обучения. Я узнала, что существует три типа метакогнитивного знания: о себе; о задачах; о стратегиях.
Знание о себе позволяет детям понимать себя и как они воспринимают ту или информацию. Например дети младшего возраста, понимают что они гораздо хуже запоминают информацию, чем дети старшего возраста.
Я узнала о теории разума детей. Оказывается дети, уже с 3 летнего возраста, верят, что их внутренние убеждения и желания побуждают окружающих к действию. Главное чтобы ребенок понимал взаимосвязь между своими и чужими убеждениями и желаниями. Я узнала как дети понимают задания. Они уже в возрасте первого класса понимают, что одни задания сложнее усваивать чем другие. Они понимают, что повторить выученное легче, чем учить что-то новое.
Знание о стратегиях. Детям очень ценно иметь вспомогательные средства для запоминания, очень ценны ассоциации с которыми у них ассоциируется тот или иной предмет. Из статьи понятно, что взаимосвязь между метапознанием и когнитивные способности не являются однозначными . Метапознание является важным элементом для образовательной деятельности.
Из статьи я узнала, что метопознание это ,понимание ребенком своих когнитивных способностей ,а также способностей других людей. Я об этом термине узнала впервые. Различают три типа метакогнитивного знания.1. Знание о себе. Здесь я узнала,что дети младшего возраста могут переоценивать свои возможности,а дети старшего возраста будут иметь более реалистичное представление о своих способностях.2. Знание о задаче, где маленькие дети с меньшей вероятностью осознавали свои задачи чем старшие дети ,так как даже не могли представить ее мысленно.3. Знание о стратегиях. В этой части я узнала, что некоторые дети демонстрируют сложное понимание стратегий памати,но даже взрослые не всегда это используют,все зависит от ситуаций. Интересно было узнать,что метопознание можно использовать в школьной программе и этим помочь отстающим детям. Хотя у нас это я думаю не реально сделать-экономически не выгодно.
Ранее я сталкивалась с термином «метапознание», но никогда не придавала особой важности знанию о знании. А следовало бы. Я познакомилась с типами метакогнитивного знания. Это понимание мне могло бы очень помочь, когда сын был маленький. Сейчас я понимаю, что многие мои требования и претензии к нему были необоснованы, что я от него хотела больше, чем он мог дать. То же самое делали со мной и мои родители. Теперь я понимаю, что в некоторых моментах надо было быть более внимательной и терпеливой по отношению к сыну и почаще помогать ему там, где у него возникали метакогнитивные «затыки». Понимая принципы метапознания я впредь буду более четко и структурировано выстраивать обучающие коммуникации с детьми и взрослыми.
Из статьи я узнала что такое метопознание. Узнала что различают три типа метакогнитивного знания. Дети более старшего возраста более реалистично смотрят на свои способы, чем дети младшего возраста. Наверное, это естественно. Более взрослый ребёнок уже способен оценивать свой уровень возможностей. Если многим детям не хватает метакогнитивных навыков, то в статье говорится, что можно подстроить школьную программу под таких детей. На деле мне кажется это нереально. Для себя сделала акцент, что кто редко читает, у того возникает метакогнитивный дефицит. Может потому что для меня это больная тема. Я не могу заставить своих детей читать. Я понимаю, что не должна навязывать им ежедневное чтение, но в настоящий момент у нас идёт борьба
Из статьи я узнал, что такое метапознание. Что это такой способ, который позволяет контролировать когнитивную деятельность. Метапознание включает о себе: 1) Знания о себе. 2) Знание о задаче. 3) Знание стратегий решения задачи. — Если говорить об этом, практически то я например помню как в детстве обладал недостаточными знаниями о себе, что не позволяло мне с успехом планировать свою учебную деятельность. В начальных классах, когда я отставал или не понимал что-то, то мне очень сильно помогала мама. Она объясняла мне принцип решения задач, делала это наглядно и без давления. И у меня просыпался интерес к учебе. Затем в школе я показывал свои новые знания и получал отличные оценки, что еще больше мотивировало хорошо учиться. Однако же в последствии, я всегда думал, что вот если я собирусь, то смогу выучить весь материал. А пока, можно расслабиться. Но только мама больше со мной не делала уроки, следовательно материал я выучить уже не мог… ведь думал, что тогда я учил его сам, а мама лишь слегка помогала. Это оказалось не так, ведь именно она была центрообразующим элементом той ситуации обучения.
Здравствуйте, из статьи я узнала, что такое метопознание и что различают три его типа, это 1. Знание о себе 2. Знание о задаче и 3. Знание о стратегиях. Для себя я подчеркнула, что дети старшего возраста имеют более реалистичное и точное представление о своих способностях памяти чем дети младшего возраста. Дети уже с 3 летнего возраста, верят, что их внутренние убеждения и желания побуждают окружающих к действию. Согласно исследованиям был выявлен тот факт, что дети верят, их внутренние убеждения и желания побуждают окружающих к действию. Даже четырехлетние дети знают, что длинный список предметов труднее запомнить, чем очень короткий, и что успех в более сложной задаче более вероятен, если приложить больше усилий. Интересный вывод, что у тех кто читает редко наблюдаются метакогнитивные дефициты в самых разных аспектах чтения.
Из статьи я узнала, что метапознание, а также, познакомилась с тремя типами метакогнитивного знания. Для себя я уяснила, что метапознание — это осознание и понимание собственных мыслительных процессов, отношение к знаниям человека и его контролю своей когнитивной деятельности. Например реалистичное представление о своих способностях таких как память, мышление, знания и цели. Из статьи узнала о результатах исследований у детей знаний о себе, знаний о задаче и знаний о стратегиях. Дети старшего возраста имеют более реалистичное, чем дети младшего возраста. У детей трехлетнего возраста уже существует теория убеждений-желаний т.е они верят, что их внутренние убеждения и желания побуждают окружающих к действию. Совершенно согласна, что у тех кто редко читает, наблюдаются метакогнитивные дефициты в чтении. Логично, что самостоятельно освоить контроль за своей познавательной деятельностью детям легче с наставником. А в эксперименте с наставниками, мне сразу же вспомнилась школа. Какая была мативация для девочек быть наставницей мальчиков которые плохо учились, но при этом были интересны, симпатичны и спортивны. Я помню, что прилагала в школе все усилия, чтобы взять шефство по учебе над Алексеем Д.
Из прочитанного я узнала о роли знаний детей об их способностях и способностях других людей. Эти знания помогают детям развиваться, успешно обучаться, делать верный выбор по отношению к используемым стратегиям.
Оказалось, что дети младшего возраста имеют завышенные ожидания по поводу своих способностей в сравнении с детьми старшего возраста.
Удивителен пример рассказа о котёнке, прочитанного детям. После опроса детей исследователи предположили то, что детям трёх — четырёх лет трудно отделить свои собственные представления от представлений другого человека. При воспитании детей можно учитывать то, что взаимосвязь между убеждениям детей и убеждениями окружающих может быть не совершенной. При этом взрослый может способствовать восстановлению этой взаимосвязи для лучшего понимания ребёнком своих действий и желаний других людей, что также приведёт в дальнейшем к более продуктивному построению межличностных отношений.
Также в ходе эксперимента выяснилось, что способность оценивать и понимать задание или инструкцию с возрастом детей улучшается. То есть, если ребёнок не понимает своих родителей, то возникает вопрос, насколько адекватны предлагаемые инструкции и может ли ребёнок их повторить.
Я поддерживаю идею развития и использования метакогнитивных навыков в школьном обучении. Наличие наставников, которые помогают детям лучше понимать и контролировать свои действия при выполнении заданий в процессе обучения приводит к успешному их продвижению.
Из статьи узнала о таком понятии как метапознание, о его двух аспектах (индивидуальные знания человека и контроль когнитивной деятельности), которые взаимосвязаны и действуют друг на друга.
В отношении детей были изучены три типа метакогнитивного знания: 1.знание о себе. В данном аспекте исследования показали, что чем старше дети, тем они имеют более реалистичное представление как о своих способностях памяти, так и о способностях других. 2.знание о задаче. Чтобы эффективно решать поставленные задачи, ребенок, должен быть чувствителен к своему нынешнему запасу знаний. 3.знание о стратегиях. Даже маленький ребенок уже многое может узнать о стратегиях, которые полезны для запоминания. Дети используют внешние вспомогательные средства для запоминания и осознают ценность ассоциаций.
Благодарю за статью.
Из статьи я узнала, что есть три типа метакогнитивного знания: знания о себе, знание о задачи, знания о стратегиях.
Из исследования с учениками первого, второго и третьего классов, стало понятно, что дети старшего возраста имеют более реалистичное и точное представление о своих способностях, памяти и способностях других, чем малыши. С трехлетнего возраста у детей существует теория убеждений-желаний относительно функционирования их разума.
Узнала, что детям надо видеть объект, что бы узнать о нем, что если человек не видит объект, то это не приведет его к получению знаний об этом объекте, я сразу вспомнила о себя, как я училась в школе, например мне было очень сложно с физикой, потому что я не могла понять то, чего не видела, мне приходилось зубрить, что не привело не к каким результатам. Физику я так и не знаю.
Интересно было узнать, что дети понимают, то, что мысленный образ объекта — это представление того, что существует в мире.
Так же подчеркнула для себя, что ребенок может знать и использовать стратегии, которые нужны для запоминания. Дети используют вспомогательные средства для запоминания, осознают ценность ассоциаций. А также поняла, что не надо требовать от ребенка большего, чем положено по его возрасту.
Для меня новым термином стало метапознание. И что бывает три типа знания: знание о себе, о задаче, о стратегиях. Дети старшего возраста имеют более реалистичное и точное представление о своих способностях памяти и способностях других, чем маленькие. Интересным было узнать, что маленькие дети уже понимают различие между объектами ума и объектами мира и знают, что невозможно прикоснуться к мыслям. Также маленькие дети уже понимают, что одна задача может быть труднее, чем другая, но вот осознать неадекватность тех или иных инструкций они не могут. Дети также осознают ценность ассоциаций и вспомогательных средств для запоминания. Работа по изучению метапознания очень важна для выстраивания эффективного школьного обучения. Если у школьника есть некоторые проблемы с когнитивными навыками, то предлагается помощь одноклассников в качестве наставников. Нечто подобное было у нас в школе, когда с отстающими учениками занимались на уроке более успешные одноклассники.
Спасибо за статью! Из статьи я узнала, что такое метапознание — это понимание человеком своих когнитивных способностей и процессов, а также способностей других людей и ситуаций. Также, что бывают 3 типа метакогнетивного знания — о себе, о задаче и о стратегии.
Я узнала, что у маленьких детей есть своя теория убеждений — желаний. Они думают, что их убеждения и желания заставляют остальных действовать, как популярно сейчас высказывание «Мысли материальны» или «Визуализация желаний».
В статье написано также о важности понимания знаний. Я считаю это одним из главных аспектов. Понимание помогает запоминать, и главное, приобретать опыт. Важны и стратегии, то есть способность их разрабатывать.
Всё вышесказанное влияет на успеваемость ребёнка в школе, но также, как я считаю, и на его адаптивность в дальнейшей жизни.
Добрый день, спасибо за данную статью. Читая статьи про развитие детей, сразу обращаю внимание на своего пасынка. Так и в данной статье увидел сходства. Пытаясь выучить стих он читая пять минут бежал ко мне, пытался рассказать естественно безуспешно. Его знания о себе не являлись реальными. Я показывал ему различные стратегий, проговор вслух, написание, запоминание частями, ассоциации. С пониманием заданий у меня есть трудности. Я перекраиваю зачастую правила, не следуя инструкциям и из за этого ошибаюсь. Когда я во время учёбы читал, вернее меня заставляли читать, мои успехи в учебе были на очень приличном уровне, как только я перестал читать произошел спад и падение. После которого пытаюсь оправится по сей день. Стараюсь привить пасынку своим интерес к чтению, говорю, объясняю что он получит и что потеряет.
Благодарю за интересную статью! Для себя узнала несколько новых терминов.Когда у человека развит навык метапознания, он сам видит свои ошибки — в восприятии информации, в мыслительных процессах — и сам может изменить подход к своему обучению. Можно сказать, что метапознание — это осознанное, ответственное отношение к собственному знанию, такой взгляд снаружи, некое отслеживание своих познавательных действий. Это похоже на осознанность в психологии — осознанный человек постоянно наблюдает за собственными эмоциями и чувствами, может отследить и определить свои переживания, проанализировать свое восприятие событий и разными методами скорректировать свое состояние. Исходя из статьи мы понимаем, что чем старше ребенок, тем лучше у него развито понимание своих способностей.
Очень важная тема для меня раскрыта в данной статьи.У меня 2 детей школьники, и я столкнулась с вопросом стратегий запоминания в обучении. В статье я ознакомилась с тремя типами метакогнитивного знания: знание о себе, знание о задаче, знание о стратегиях.
Старшие дети более реалистично оценивают свои способности и возможности, а младшие уверенны, что могут гораздо больше. Интересно было исследование, проведенное с помощью карточек. Дети, в зависимости от возраста по разному реагировали на абсурдность инструкции, и чем старше ребенок, тем адекватнее он оценивал возможность играть с помощью озвученных правил.
Интересен тот факт, что для улучшения качества чтения, ученикам было предложено четыре упражнения: подведение итогов, самостоятельные вопросы, уточнение и прогнозирование. После проведения исследования, уровень чтения у учеников значительно повысился.
Благодаря статье, я узнала о исследованиях, которые были проведены с целью изучения метакогнитивного знания детей, а именно: знание о себе, знание о задаче, знание о стратегиях. «Метакогнитивное знание» — новое для меня понятие, как я поняла из статьи — это индивидуальная способность человека, в данном случае ребенка, понимать свои когнитивные способности, а также способности других людей, чтобы планировать свои действия и стратегии для решения той или иной задачи. Метакогнитивное знание зависит от жизненного опыта и возраста, так например, как подмечено в статье, дети старшего возраста имею более реалистичное представление о своих способностях, чем дети младшего возраста, что помогает им более успешно справлять с задачами.
Из нового унал слово метапознание и что но означает,что это знание человека о своем собственном познании и основанная на этом знании способность управлять своими познавательными процессами в ходе приобретения новых знаний.Сижу и думаю в 85 году при Брежневе,Андропове и Черненко думал ли кто то в СССР о каком то метапознании?Я слов то таких не знал.Все было намного проще цифры телефонов когда дома появился стационарный аппарат я сначала записывал в блокнот,затем набирал по нему,впоследствии мог вспомнить любой номер по имени и фамилии,без особых проблем.В который раз повторюсь действовал я во многих ситуациях спонтанно,решая задачи сам или методом постоянного повторения,улучшая результат.Чего там я знал мне неведомо,не задумывался и во сне не приснилось бы о чем написано в статье.Второй фактор это наблюдение и перенятие опыта у более взрослых людей,в принципе многие были для меня тогда авторитетами.И с годами мой кругозор расширялся и опыт со знаниями были соответственно разнообразные.Я мог отлично играть в квадрат во дворе мячом но ничего не понимать в правилах хоккея,мне он был не интересен.Я мог отлично считать мелочь на квас зная стоимость и сколько литров надо купить на эти деньги.Все дело в том что сейчас время другое и то что было в 80-90 уже не вернуть.Мир не стоит на месте но считаю что именно тогда было самое необычное детство и что самое главное интересное.В статье как роботов обучают,сухо все.
В этой статье я узнал, что мнение детей об их способностях можно сформировать в трех направлениях – знание о себе, задаче и стратегиях.
И так, мои выводы по статье:
Знание о себе
Было показано, что дети старшего возраста имеют более реалистичное и точное представление о своих способностях памяти и способностях других, чем малыши. Они осознают, что плохо учатся, когда устают или беспокоятся. И даже маленькие дети признают, что дети старшего возраста запоминают лучше.
Маленьким детям трудно отделить свои собственные представления от мнения другого человека. Дети понимают, что мысленный образ объекта — это представление того, что существует в мире.
Знание о задаче
Выводы следующие: Длинный список предметов труднее запомнить, чем очень короткий, и что успех в более сложной задаче более вероятен, если приложить больше усилий. Легче будет заново выучить забытую информацию, чем выучить ее в первый раз. Легче пересказать историю своими словами, чем повторить ее дословно.
Знания о стратегиях
Напоминания, заметки, аналогии – это то, что используют дети, как стратегии запоминания.
Подведение итогов, самостоятельные вопросы, уточнение и прогнозирование – способы повышения успеваемости в школе и развитие когнитивных навыков.
Я познакомился с термином — Метапознание. Метапознание — это знание человека о своем собственном познании и основанная на этом знании способность управлять своими познавательными процессами в ходе приобретения новых знаний.
В личном плане я понял, что детей нужно обучать самостоятельно задавать вопросы, в т.ч. и уточняющие, подводить итоги. Делать прогнозы.
Я понял, что детям нужно сообщать стратегии – как лучше запомнить учебный материал.
После прочтения данной статьи я познакомился с метопознанием и мнением детей об их способностях. Меня удивило , каким образом и при каких ситуациях дети разного возраста воспринимают поступающую информацию из вне и как они на нее реагируют и могут применить в своей жизни. Меня удивило, что каким образом может проходить обучение детей в школе при не хватке у них метакогнитивных навыков,а именно использование системы обучения по методу Выгодского. Познакомился с таким психологическим понятием как метопознание, а именно знание отдельного человека и его способность к когнитивной деятельности. В профессиональном и личностном плане данная информация дает мне понимания взаимодействия с детьми. Прочтение данной статьи натолкнуло меня на идею уделить более пристальное внимание за развитием ребенка.
Из статьи я узнала:
Метопознание относится к индивидуальным знаниям отдельного человека и его контролю когнитивной деятельности. Через понимание своих способностей и способностей других людей и ситуаций вырабатываются стратегии поведение и обучения. Выделяют типы мета знания: знание о себе, знание о задаче, знание о стратегиях.
Младшие дети переоценивают себя. Старшие осознают, что на их обучение влияют внешние факторы, беспокойство – ухудшает результат.
Дети трех летнего возраста верят, что их внутренние и желания побуждают окружающих к действию. Магия заявляет, что воля человека способна «подвинуть» вселенную и, кажется, у современных некоторых философов вроде Экхарта Толле, есть такая установка, транслируемая в мир – что мои мысли формируют реальность. Выходит это некий инфантилизм?
Я узнала, что младшие дети 6-7 лет не могли осознать неадекватность инструкций. Более старшие дети просили уточнений – понимали, что инструкций не достаточно для того чтобы начать играть.
Результаты обучения могут быть улучшены путем принятия принципов социокогнитивного подхода Выготского.
Интересная статья . Для меня было новым познакомится с метапознанием. При чем , мне кажется , я ранее никогда не задумывалась , когда ребёнок начинает пятнает себя анализировать . Не знала , что есть 3 типа знаний : о себе , о задачах , о стратегиях . То что чем ребёнок старше , тем лучше он осознаёт вполне логична для меня информация . Интересной показалась детская теория разума . И опять ! — читать нужно . При чем и родителям самим читать детям и приобщать детей к чтению . Одна польза . Многие исследования на ту или иную тему затрагивают важность / лучшие результаты у тех детей , которые читают . У меня в окружение есть семьи с детьми 3-5 лет . Так вот те дети с которому родители читают заметно отличаются от тех , кто пока считает это неважным .
Из статьи я узнала, что метапознание относится к знаниям человека и его контролю когнитивной деятельности. Также, в статье познакомилась с тремя типами метакогнитивного знания. Оказывается, дети старшего возраста имеют более реалистичное и точное представление о своих способностях памяти и способностях других, чем дети младшего возраста. Интересно было узнать, что с трехлетнего возраста у детей уже существует теория убеждений-желаний относительно того, как работает их разум. Я узнала, что младшие дети 6-7 лет не могли осознать неадекватность инструкций. Более старшие дети просили уточнений – понимали, что инструкций не достаточно для того чтобы начать играть.
Результаты обучения могут быть улучшены путем принятия принципов социокогнитивного подхода Выготского.
Спасибо за статью, из неё узнала новое понятие такое, как метапознание. В данном контексте это понимание ребёнком своих когнитивных способностей. Так же метапознание включает в себя знание о себе, знание о задаче, и знание стратегий решения. Так же обратила для себя внимание на то, что дети используют ассоциации для запоминания информации. Да и вообще дети чаще всего используют методы для запоминания достаточно простые и действенные. Так же было интересно прочитать об экспериментах, в которых измерялись процессы восприятия информации у детей. Обратила внимание на эксперимент с правилами игры и то, что детки более младшего возраста даже не заметили сложности и абсурдности правил. Хотя для своего уровня познаний они понимают, что выучить длинный список предметов сложнее, чем короткий. Т.е. можно сделать вывод, что с детским мозгом и растёт потребность в развитии и более глубокого познания в разной информации.
Благодарю за статью.из статьи узнала про новый термин для меня, такой как
Метапознание, что индивидуальные знания отдельного человека и его контролю когнитивной деятельности. Конкретно в этой статье, что это понимание ребёнка о своих когнитивных способностях.
Интересно было ознакомится о том, что существует и были изучены три типа метакогнитивного знания:
1.знание о себе;
2.знание о задаче;
3.знание о стратегиях.
А так же, что если многим детям не хватает метакогнитивных навыков, необходимых для эффективного обучения в школе, то возможно, школьную программу можно подстроить под них, на практике мне кажется это конечно не работает)Интересно было ознакомится с приведёнными исследованиями в статье.
Осознание и понимание собственных мыслительных процессов, т.е. того, что мы знаем, и как и почему мы это знаем — это метапознание. Знание о себе позволяет ребенку оценить свои способности, возможности в выполнении той или иной задачи. Теория Веллмана об оценке детьми своих умственных способностей показывает, что маленькие дети максимально связывают свои желания и убеждения с действиями других людей, ошибочно считая, что все вокруг должны поступать так, как думают они сами. Метакогнитивное знание зависит от жизненного опыта и возраста, так например, как подмечено в статье, дети старшего возраста имею более реалистичное представление о своих способностях, чем дети младшего возраста, что помогает им более успешно справлять с задачами. Возможность понимать задания развивается с возрастом. Интересно было узнать, что с трехлетнего возраста у детей уже существует теория убеждений-желаний относительно того, как работает их разум. Спасибо за статью.
Из статьи я узнала новое понятие — метапознание. Это способность понимать и осознавать собственные мыслительные процессы.
Интересно, что дети младшего возраста не могут себя реалистично оценивать. Я это прекрасно вижу по моей дочери. Часто она говорит, например, «Мам, я завтра вспомню» и конечно же забывает, либо переключается полностью, и ей этот вопрос становится вообще не важен. Оказывается, это особенность возраста, а не признак того, что ей не интересно. Более реалистичное представление о своих способностях приходит с возрастом и, насколько я понимаю, с опытом.
Интересно также, что согласно Веллману дети верят, что их внутренние убеждения и желания побуждают окружающих к действию. То есть как будто все думают, как я, и поэтому должны сделать. Мне кажется, эта детская черта присутствует и у многих взрослых. Я и сама только недавно осознала, что это не так.
Спасибо за статью. Из статьи узнала о понятии метапознание.Это способность анализировать собственные мыслительные стратегии и управлять собственной познавательной деятельностью.В эту способность входит контроль за своей памятью,мышлением,знаниями,целями и действиями,а так же осмысление самостоятельного обучения и сознательного применения результатов такого осмысления в процессе обучения. Интересно было ознакомится о том, что существует и были изучены три типа метакогнитивного знания:
1.знание о себе;
2.знание о задаче;
3.знание о стратегиях.
Метакогнитивное знание зависит от жизненного опыта и возраста, так например, как подмечено в статье, дети старшего возраста имеют более реалистичное представление о своих способностях, чем дети младшего возраста, что помогает им более успешно справлять с задачами. Возможность понимать задания развивается с возрастом.
Спасибо за статью. Из статьи я поняла что дети разного возраста по разному оценивают свои мыслительные способности. Так детям более младшего возраста сложнее правильно анализировать. Им кажется что то что они думаю и хотят должно быть именно так и другие хотят того же. Социокогнитивный подход может улучшить успеваемость. Так же процесс мышления зависит от жизненного опыта. С опытом приходит более реалистичное представление о процессах своего мышления. Эксперемент с опытом показал что дети младшего возраста меньше уделяют внимание сложности а иногда и не логичности правил. Это еще раз подтверждает тот факт что маленькие дети хуже понимают процесс мышления свой и других людей. Таким образом через опыт создается понимание действий и стратегий своих и других людей.
Впервые столкнулась с понятие Метопознание. Это способность анализировать собственные мыслительные стратегии и управлять собственной познавательной деятельностью. Включает в себя знание о себе, о задаче, о стратегиях. Из статьи узнала, что чем старше ребенок , тем реалистичней представление о своей памяти и своих способностях. Вот интересно стало заключение Вильяма, что дети считают , что внутренние их желания и убеждения побуждают других к действию. Многие взрослые так же считают. Учась в институте, все больше замечаю, что люди побуждаются только своими собственными убеждениями и внимания не обращают на мнения окружающих. Настолько они сильны, даже выполняя упражнениям получая обратную связь говорят – зашло или не зашло. Такое впечатление , что пытаются контролировать окружающих. Оказывается это свойственно только детям, стоит задуматься о принятии реальности такой, какая есть и не пытаться контролировать ее.
Из статьи узнал, что метапознание – это возможность человека оценивать свои способности, стратегии выполнения задач, а также оценивать способности других людей с целью модификации собственного поведения. Показательно, как работает метакогнитивное знание в различном возрасте у детей. Дети младшего возраста еще не различают свои внутренние убеждения и желания и действия других людей, для них их желания и убеждения первичны. Однако, они многое понимают о разнице между мысленным и материальным. Понимание заданий и различных условий для их выполнения также во многом зависит от возраста, однако общее понимание возможных стратегий для их лучшего выполнения доступно уже в самом младшем возрасте. Изучение метапознания имеет большое значение для эффективности школьного обучения. Дети, которые мало читают, испытывают больше проблем в понимании и анализе информации. Специальные упражнения для развития метакогнитивных навыков помогают школьникам как улучшить навыки чтения, так и успешно резюмировать, обобщать материал. У них появляется осознанность в обучении, причем не только в чтении, но и в других предметах.
Из статьи я узнал о метапознании. Его составляют знания человека и его контроль когнитивной деятельности. Я узнал, что дети младшего возраста чаще переоценивают свои способности к запоминанию. По Веллману дети с 3 лет считают, что их внутренние убеждения и желания побуждают окружающих к действию. Я вспомнил, что моя дочь часто выказывает огорчение после чего-либо со словами: «я хотела…». То есть она действительно не разделяет свои желания с желаниями родителей. Слова о том, что даже взрослые не всегда используют стратегии, которые имеют, заставили меня вспомнить свой опыт предпринимательства. Я получил высшее экономическое образование, также периодически получаю новые знания. Но это не значит, что я их применяю на практике. Этим стратегия отличается от навыка. Я согласен с тем, что взаимное обучение стратегиям решения задач или запоминания идет на пользу учебе. Когда моя дочь пойдет в школу, я буду помогать ей искать стратегии и делиться своими.
Из статьи я узнал новый термин «метапознание». Узнал, что включает в себя это понятие знания о себе, о задаче и стратегии решения. В детстве я об этом конечно не задумывался. В начальной и средней школе меня больше волновали оценки. Мне было особо не важно каким образом я получу «отлично». Почти по всем предметам я старался сам. Но какую-нибудь литературу я даже не пытался одолеть. У меня она вызывала одни негативные реакции. Хорошо, что мама у меня в прошлом учитель русского языка и литературы. Тема развития метакогнитивных навыков у детей мне показалась полезной. Думаю, с помощью этой техники дети будут более осознанны в процессе обучения. По крайней мере, я сейчас вижу, что мне этого не хватало как минимум в школе, а возможно, и позднее в институте
Спасибо за статью. Из статьи узнала, что дети старшего возраста имеют более реалистичное представление о своих способностях памяти.Интересно было узнать, что дети осознают, что плохо учатся когда устали или беспокоятся. Ребенок может знать, что его сестра отлично знает математике, но зато ему даются лучше другие предметы.Дети всегда тянутся друг за другом. Чем старше ребенок тем он осознанней. Вспомнила себе чем старше я становилась тем легче мне было учится. Также узнала о метакогнитивного знаний из три, это-знание о себе;знание о задаче;знание о стратегиях.Новое понятие для меня это метакогнитивного знаний. Метакогнитивного знание — это знания человека об основных особенностях познавательной сферы и способах её контроля.
В данной статье я познакомился с метапознанием, которое относится к индивидуальным знаниям отдельного человека и его контролю когнитивной деятельности. Понимание ребенком своих когнитивных способностей и процессов, а также способностей других людей и ситуаций влияет на стратегии, которые он использует для наблюдения и мониторинга обучения. Данное заключение я понимаю так, что тот опыт, который приобретает ребенок в процессе развития, помогает выбирать ему в той или иной ситуации правильную модель поведения, принимать верное решение и быстро ориентироваться в сложившейся ситуации. Еще узнал о трех типах метакогнитивного знания: о себе, о задаче, о стратегиях. Именно правильно выбранная стратегия позволяет ребенку запоминать информацию об окружающем мире, предметах, правильно применять её для успеваемости в школе.
Благодаря статье я узнала про про различные стратегии метакогнитивных процессов, которые включают в себя знания о себе, знания о задачах и знания о стратегиях. Было интересно прочитать про то, что младшие дети меньше доверяют отличному от их мнения предположению о местонахождении котенка. Как же здорово всё придумала природа -доверие более авторитетным источникам. Я вспоминаю, что моя младшая сестра в старших классах начальной школы понимала, что трудность запоминания школьных предметов связана именно с усталостью. Информация о запоминании некоторых вещей через предметы, ассоциации может быть полезным для запоминания новой информации во взрослом состоянии. Но можно ли так легко переключиться на ассоциативное запоминание, как это получается у детей — вот это вопрос.
Очень интересная статья. Интересно было узнать, что два аспекта метапознания, такие как: индивидуальные знания и контроль когнитивной деятельности, взаимосвязаны и действуют друг на друга.
Одним из типов метакогнитивного знания является знание о себе, например, дети старшего возраста имеют более реалистичное представление о своих способностях памяти и способностях других, чем младшие. Тем не менее, даже маленькие дети признают, что дети старшего возраста запоминают лучше, хотя объяснить эти различия стратегиями не могут. Веллман утверждает, что ребенок должен понимать взаимосвязь между своими убеждениями и убеждениями других людей, так как неправильно понятый аспект этих отношений может привести к диссонансу понимания различать собственные действия и желания других людей. Вторым типом метакогнитивного знания является понимание детьми поставленных задач — ребенок, должен быть чувствительным к своему запасу знаний, чтобы эффективно обрабатывать информацию.
Третий тип метакогнитивного знания это знание и умение применять стратегии, которые полезны для запоминания, например дети очень чувствительны к ценности вспомогательных средств для запоминания. Так же понимание и умение применения стратегий играют большую роль в интеллектуальном развитии ребенка, они так же осознают ценность ассоциаций и развивают понимание использования «мысленных поисков» информации. Метапознание играет огромную роль и для образовательных задач. Исследования показали, что применение, так называемого, взаимного обучения, включающего в себя методы понимания и контроля, а так же различные упражнения, приводят к пониманию обучающихся этих стратегий, позволяя учащимся с большей вероятностью применять их самостоятельно.
Благодарю за интересную статью! Из неё я узнала о метапознании, о том, как дети оценивают свои способности. В ходе исследования были изучены три вида метакогнитивного знания: знание о себе, знание о задачах, знание о стратегиях. Было определено, что дети более старшего возраста имеют более реалистичное представление о себе и о своих способностях и знаниях.
Маркман провел эксперимент среди учащихся первого, второго и третьего классов, во время которого он дал неадекватные инструкции относительно карточной игры. Так первоклассники в меньшей степени осознали неадекватность правил игры.
Также дети узнают и применяют стратегии, помогающие в запоминании. Используют ассоциации, как в примере с номером телефона в статье, делают заметки, оставляют вещи на видном месте и так далее.
Метапознание может помочь повысить успеваемость в школе, считают учёные. Например, детское чтение может быть улучшено путем применения принципов, вытекающих из социокогнитивного подхода Выготского к обучению.
Спасибо большое за статью!
С раскрытием каждой темы появляется все больше и больше знаний и понимания того, как устроены дети и их мозг. Так, в статье было сказано, что даже дошкольники понимают, что прощу распознать вещи, чем вспомнить их. Думаю, это в том числе зависит от сложности предмета, который надо идентифицировать. Моей сестре в 7 лет пока проще вспомнить, какой ответ у того или иного простого арифметического примера, чем посчитать, а также проще вспомнить слово на определенную букву английского языка, чем прочитать его в тетради, которая находится перед ней.
Мне очень нравится стратегия по запоминанию длинных номеров, как в этой статье — я тоже её применил лет в 15, чтобы запомнить номер своей карты, и вот помню его до сих пор.