Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Они потерялись в этот странный момент, когда мир находится между кризисом и нормальностью, ностальгируя по домашним вечеринкам в Zoom.

В один из дней прошлого года Жюли Готье зашла в свою соцсеть с признанием. «Непопулярное мнение: у меня нет зум-усталости, и я скучаю по зум-счастливым часам и игровым вечерам», — написала она. «Сейчас я чувствую себя более изолированной, чем в начале пандемии, когда все друзья находили время пообщаться в Интернете».

Г-жа Готье, 30 лет, просматривала старые фотографии и нашла скриншот одного из виртуальных счастливых часов, которые она проводила с друзьями в первые дни пандемии. В то время, живя одна и работая удаленно в качестве инженера-программиста в сельской местности Ковентри, штат Коннектикут, по собственному признанию будучи экстравертом использовала любую возможность для человеческого общения.

Виртуальные вечера? Она участвовала. Создание масок через Zoom с членами местного клуба «очумелые ручки»? Почему бы и нет? Она завела нового лучшего друга, с которым познакомилась на онлайн-встрече для техработников. А когда группа другого друга начала транслировать концерты через Facebook Live, г-жа Готье ретранслировала шоу и нарядилась так, как будто она была там.

Весь ее мир сократился до дома, и каким-то образом он ощущался полным.

Когда она наткнулась на старый снимок с экрана Zoom, заполненный лицами друзей, с которыми она почти не виделась, это ощущение было гораздо менее сильным. Так и сейчас.

Для ясности, не то, чтобы г-жа Готье скучала по тем ужасным дням — вовсе нет. Просто она скучает по тому, как люди жаждали общения, как будто невозможность увидеть кого-то лично заставляла нас хотеть видеться со всеми, постоянно, любыми способами.

«Я просто не так часто встречаю новых людей и не так часто общаюсь со своими друзьями», — говорит г-жа Готье.

Спустя три года после объявления пандемии многие приложения, платформы и цифровые инструменты, на которые полагалась г-жа Готье и миллионы других людей, чтобы оставаться на связи, испытывают трудности. Компания Zoom сократила 15 процентов своих сотрудников. Epic Games закрыла групповое видеоприложение Houseparty в конце 2021 года, и даже устройства Portal от Meta, популярность которых после нескольких лет трудностей резко возросла в 2020 году, были закрыты в прошлом году.

Те приложения, которым удалось выжить, включая многопользовательскую игру Among Us, приложение для видеочата Marco Polo и приложение для живого аудио Clubhouse, на которое в свое время записывались миллионы людей, падают в количестве загрузок.

«Занятая жизнь вернулась», — комментирует Влада Бортник, исполнительный директор Marco Polo, которая в 2020 году представила продукт с платной подпиской. Для нас фокус действительно стал таким: «Давайте сосредоточимся на людях, которым действительно нравится то, что мы делаем».

Ностальгия по счастливому времени в Zoom

По мере того, как онлайн-связи увядают, а суета возвращается в нашу повседневность, многие люди говорят, что их социальная жизнь остается вялой. В прошлогоднем опросе Pew 35% респондентов заявили, что посещение и общение сейчас менее приоритетно, чем до пандемии. Только 21% респондентов сказали, что это более приоритетная задача.

Другое исследование, изучившее более 7000 ответов на вопросы продолжающегося исследования «Понимание Америки», показало, что в начале пандемии характеры людей не сильно изменились, но к прошлому году молодые люди и люди среднего возраста стали гораздо менее экстравертированными, открытыми, приятными и добросовестными. За два года их личности изменились примерно настолько, насколько обычно меняются за десятилетие.

Ангелина Сутин, профессор Медицинского колледжа Университета штата Флорида, возглавлявшая исследование, считает, что цифровые связи могли защитить людей от этих изменений в первые дни пандемии.

«Люди по-прежнему собирались вместе в Zoom», — говорит она. «Они общались с людьми и узнавали у них о тех, о ком не слышали 20 лет».

Затем, постепенно, перестали это делать. Что приводит нас к новой запутанной фазе пандемии, когда мы находимся между кризисом и полной нормальностью, ностальгируя по домашним вечеринкам и конференциям в Houseparty.

Признаться в том, что вы пропустили хоть часть тех дней, может показаться немного черствым или, по меньшей мере, не крутым. В то время как миллионы людей укрывались дома, миллионы других рисковали жизнью, идя на работу, оплакивая потерянных близких или борясь даже за доступ в Интернет. Никто не хочет возвращаться к этому.

Но, несмотря на все разговоры об усталости от Zoom, многие люди, как и г-жа Готье, скучают по всем тем творческим способам общения, которые с тех пор ушли в прошлое, как, например, мытье продуктов и автомобильные парады.

«Все были как бы на равном расстоянии, когда мы все были дистанцированы», — говорит Эмили Фален, научный сотрудник Университета Айовы. Прошлым летом, ссылаясь на игры Jackbox, она написала в Твиттере, что «вечер Jack Box с моими друзьями, которые живут на другом конце страны, звучит так мило».

Сейчас, по словам 25-летней девушки, она пытается понять, на что вообще должна быть похожа дружба взрослых.

«Сколько времени взрослые проводят вместе? Сколько времени они разговаривают вместе?» — интересуется г-жа Фален. «Мне всегда казалось, что это должно быть больше, чем я делаю».

«Больше всего мне не хватает того, что все собираются в одном месте и общаются, в отличие от того, чтобы просто навестить одного друга, где бы он ни находился», — говорит Марки Хайдеман, 25-летний специалист по маркетингу из Хауэлла, штат Мичиган, который также признался, что в прошлом году пропустил счастливые часы Zoom в Twitter.

«Я бы не сказал, что теперь я интроверт, но я бы сказал, что я определенно сделал шаг назад», — считает г-н Хайдеман.

Почти 100 человек ответили на просьбу газеты «Нью-Йорк Таймс» рассказать о том, как изменилось их использование технологий для общения после начала пандемии. Их ответы похожи на капсулу времени совсем недавнего прошлого, наполненную приятными воспоминаниями о простых радостях, о которых в обычное время вряд ли стоило бы упоминать: уроки рисования фигур в Google Meet и онлайн-игры в пики с дальними родственниками. Игры в Dungeons & Dragons через Zoom и удаленные турниры по пивному понгу. Социальный работник из Вашингтона, округ Колумбия, сообщила, что она была настолько увлечена проводимыми раз в две недели семейными вечерами игры в тривию в Zoom, что вошла в систему со своей больничной койки через несколько часов после рождения сына.

Укрепление психического здоровья

Оказывается, эти виртуальные связи не просто отвлекали от тяжелого положения вещей. Исследования показывают, что они существенно улучшали психическое здоровье людей во время изолированного периода истории человечества.

В Италии, где были введены одни из самых ранних и самых строгих ограничений, исследователи опросили более 400 человек в марте 2020 года, чтобы узнать, как часто они занимались такими вещами, как видеозвонки или онлайн-игры с друзьями. Они обнаружили, что в целом, чем больше люди общались с помощью этих инструментов, тем менее одинокими, злыми и раздражительными они себя чувствовали.

«Люди, которые перенесли свои отношения в интернет, считали, что они сохраняют социальную поддержку со стороны своих близких», — считает Алессандро Габбиадини, доцент социальной психологии в Университете Милано-Бикокка, который возглавлял исследование.

Аналогичное исследование, проведенное в США в мае 2020 года учеными Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, было посвящено изучению того, какие виды цифровых связей приносят наибольшую пользу. Это исследование показало, что люди всех возрастов в целом наиболее удовлетворены видеозвонками, в отличие от текстовых сообщений или телефонных звонков, и что повышение удовлетворенности этими видами связи связано с меньшим ощущением одиночества.

«Именно удовлетворенные связи облегчают эти формы психологического дистресса», — считает Яана Ювонен, психолог по вопросам развития и ведущий автор исследования. Она отметила, что почти 300 респондентов были в основном белыми и женщинами.

С тех пор профессор Ювонен продолжает изучать эти вопросы, уделяя особое внимание молодым людям в период их пика социальной активности. В прошлом году, опросив 100 человек в возрасте 20 лет, она обнаружила, что хотя пандемия помешала созданию новых дружеских отношений, она помогла молодым людям возобновить старые и потенциально более значимые.

«Это гораздо более приятно с точки зрения облегчения одиночества, чем новые возможные социальные связи», — считает она.

Большинство респондентов The Times заявили, что виртуальные связи укрепили их отношения с людьми, с которыми они потеряли связь или редко виделись до пандемии. Сестры сблизились во время создания подкаста. Команда старых коллег из зоопарка Центрального парка проводила встречи в Zoom каждую пятницу вечером. Игры Minecraft воссоединили старшеклассника с друзьями детства, а ежемесячные виртуальные празднования дней рождения позволили Пранджали Мули почувствовать себя так, как будто она и ее друзья по колледжу «вернулись в общежитие».

Бен Компэйн, 77 лет, чьи друзья из колледжа Дикинсона проводят еженедельные «болталки» с марта 2020 года, сказал: «Я думаю, мы были удивлены тем, как много мы узнали друг о друге, чего не открыли годы встреч на свадьбах или встречах выпускников».

По мере того, как менялось общение, менялись и развлечения. Это были дни балконных концертов и танцевальных вечеринок D-Nice в Instagram, виртуальных толп на матчах Национальной баскетбольной ассоциации и полномасштабной постановки «Короля Льва», транслируемой на многотысячную аудиторию через Clubhouse.

«Это был самый безумный опыт, просто осознание того, что мы были первыми людьми, которым пришла в голову эта идея, и что она была полностью реализована», — заявляет 29-летняя Калиха Стэплтон, которая присоединилась к актерскому составу Clubhouse «Король Лев» после того, как пандемия заставила ее отменить собственные выступления в том году.

«Первый год пандемии был творческой бурей», — говорит Пеша Рудник, художественный руководитель Местной театральной компании Боулдера, которая смогла расширить свою аудиторию на десятки штатов и несколько стран благодаря экспериментальным виртуальным спектаклям, занятиям и семинарам.

Некоторые из этих традиций, созданных в изоляции, сохранились. Большинство — нет. Почему? Дети. Поездки. Самодовольство. Как сказал один респондент, «вернулась обычная жизнь по расписанию».

Других перегрузило бремя планирования и участия в таком количестве виртуальных мероприятий, когда удаленная работа уже подразумевает проведение всего дня в видеозвонках. Профессор Габбиадини считает, что это совпадает с результатами его исследований в Италии.

«Считается, что один бокал вина в день полезен для здоровья, но, если я выпиваю 15 бокалов вина в день, у меня проблемы с алкоголем», — утверждает он. «То же самое относится и к использованию технологий».

Другие же воспринимают эти виртуальные визиты лишь как напоминание о том, что они потеряли.

«Это заставило меня чувствовать себя более одинокой», — считает Ванесса Картер, 60-летняя техник по уходу за пациентами в одной из больниц Филадельфии, которая живет одна и после 12-часовых смен, проведенных в непосредственной близости от смерти, обычно общается по FaceTime со своей сестрой. «Телевизор стал моим лучшим другом».

Мисс Картер вряд ли была единственной, кто чувствовал себя подобным образом. Не зря исследования показали рост одиночества, хотя и небольшой, с первых дней пандемии.

«Я искренне не понимаю, как люди могут общаться с маленьким квадратным видео на маленьком экране ноутбука», — написал один из респондентов. «Это заставляет меня отказаться от жизни».

Ненормальное возвращение к нормальной жизни

Для многих людей возвращение к нормальной жизни было не совсем обычным. Да, большинство ограничений было снято. Открылись школы, рестораны, бары и международные границы, а в мае в Соединенных Штатах официально закончится чрезвычайная ситуация в области здравоохранения. Но во многих других отношениях мир, в который возвращаются люди, совершенно не похож на тот, который они покинули чуть более трех лет назад.

По данным недавнего исследования, сотрудники, работающие полный рабочий день, по-прежнему проводят дома почти треть своего рабочего времени, тогда как до пандемии этот показатель составлял 5 процентов. Добавьте к этому тот факт, что с начала пандемии люди в огромном количестве переехали, города сократились, а рождаемость возросла. Стоит ли удивляться, что социальная жизнь людей выглядит меньше, чем раньше, или, по крайней мере, радикально отличается?

По крайней мере, для Marco Polo пик пандемии был недолгим. Согласно данным аналитической компании SensorTower, количество загрузок приложения для обмена видеосообщениями в магазинах приложений Apple и Google Play, которое в 2020 году составило 4,9 миллиона, в прошлом году упало до 1,3 миллиона.

И все же, по словам г-жи Бортник, исполнительного директора, одним из плюсов этого момента является то, что вовлеченность пользователей, которые остались с Marco Polo, никогда не была такой высокой, что позволило компании начать получать стабильный доход.

«Мы очень внимательно относились к тому, чтобы наращивать базу пользователей, которые платят и которые действительно соответствуют нашим целям», — утверждает она.

Этот переходный период, который переживает так много людей, является нормальным, по мнению профессора Ювонен из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

«Ожидается, что теперь все будет лучше. Больше нет одиночества. Я все время общаюсь, а потом обнаруживаю, что социализация очень утомительна», — считает она. «Явно не хватает практики «лицом к лицу». Потребуется некоторое время, чтобы вернуться к этому».

Теперь, пожалуй, я тоже хочу признаться. Как и у Джули Готье, у меня были моменты, когда я скучала по всем тем странным и замечательным способам, которыми мои друзья и семья поддерживали друг друга на плаву, когда мы больше всего в этом нуждались. От обычных встреч по FaceTime со старыми соседями по комнате до поистине странного эстрадного шоу на YouTube, которое организовал мой приятель по колледжу. В одном из своих номеров он выставил на аукцион часть своей непокорной пандемической гривы, пока его мама, судорожно набирая текст в комментариях, умоляла его остановиться. С извинениями перед мамой, шевелюра ушла за 89 долларов.

Я часто задумываюсь, почему мы все это бросили. Как только эти виртуальные связи перестали быть единственным вариантом, многие люди, казалось, забыли, что они вообще когда-либо были. Однажды вечером в прошлом году подруга, живущая в нескольких часах езды от нас, спросила, не хотим ли мы с мужем присоединиться к ней и ее мужу в игре Codenames.

Это было немного странно, как приглашение из ушедшей эпохи. Мы вошли в систему и немного поворчали на нее за то, что она предложила нечто такое, что казалось очень похожим на 2020 год. А потом мы отлично провели вечер.

 

Оригинальная статья: Issie Lapowsky — Where Did All Your Zoom Friends Go?  March 2023

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, пандемия, общение, коммуникация, технологии, зум, zoom, дружба.

 

63590cookie-checkКуда делись все друзья из зума?