Когнитивные факторы в гендерно-ролевой типизации
В предыдущей статье мы обсуждали влияние биологических и социальных факторов на гендерное развитие детей. Несмотря на важность, эти факторы не являются единственными детерминантами гендерной типизации. Самостоятельное понимание детьми гендерных ролей и правил также способствует принятию той или иной гендерной роли. Ключевое значение имеют два вопроса:
- Когда дети получают информацию о гендерных различиях?
- Меняют ли знания о гендерных ролях поведение детей?
Мы рассмотрим два когнитивных подхода к гендерному типированию: (1) теория когнитивного развития Колберга и (2) теория гендерных схем.
Обе теории разделяют предположение, что люди играют активную роль в восприятии и интерпретации информации из окружающей среды. Ученые, ориентированные на когнитивные функции, предполагают, что люди используют информацию, поступающую извне, для собственной интерпретации. Таким образом, они создают своеобразную среду, которая поддерживает их взгляд на мир. (Martin, 1992, p. 4-5). Другими словами, наивно предполагать, что люди пассивно формируются исключительно силами окружающей среды.
КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ
Лоуренс Колберг (1966) представил провокационную когнитивную теорию развития гендерного типирования. Он утверждал, что дифференциация детей по гендерным ролям и их восприятие себя как сходных с определенным полом — предшествует, а не следует идентификации.
Когда ребенок характеризует себя как мальчика или девочку согласно одежде, стрижке и виду деятельности, он начинает имитировать соответствующую ролевую гендерную модель. Таким образом, девочка говорит: «Я девочка, так как я больше похожа на маму и других девочек, чем на мальчиков, поэтому я хочу одеваться как девочка, играть в игры для девочек, чувствовать и думать, как девочка». Согласованность между полом ребенка, его категоризацией и соответствующим поведением и ценностями имеет решающее значение для поддержания самооценки.
Кольберг полагал, что все дети проходят три этапа в понимании пола:
- Базовая гендерная идентичность. На этом этапе ребенок осознает, что он или она — мальчик или девочка.
- Гендерная стабильность. На этой стадии ребенок признает, что мужчины остаются мужчинами, а женщины остаются женщинами. Маленькие мальчики больше не думают, что могут вырасти мамой, а маленькие девочки теряют свои надежды стать Бэтменом.
- Гендерное постоянство. На этом этапе дети осознают, что поверхностные изменения внешности или деятельности не меняют пол. Даже когда девочка носит джинсы или играет в футбол, или когда у мальчика длинные волосы или жгучий интерес к вышиванию, пол ребенка остается неизменным.
Каковы доказательства теории изложенной Колбергом? Процесс, с помощью которого дети начинают распознавать мужчин и женщин, как отдельные категории, вероятно, берет свое начало в раннем младенчестве, задолго до того, как младенцы смогут понять ярлыки и язык. Есть данные, которые свидетельствуют о том, что 75 процентов детей в возрасте 12 месяцев могут дифференцировать лица мужского и женского пола (Leinbach & Fagot, 1992). Конечно, ребенок в этом возрасте пока не ассоциирует себя с той или иной группой. Однако, это говорит о том, что процесс приобретения понимания пола начинается раньше, чем первоначально думал Колберг. К 24-м месяцам дети могут правильно обозначать свой собственный пол посредством общественных стереотипов (девочки в розовом, мальчики в голубом и.т.п.), но все еще имеют очень ограниченное понимание гендерной идентичности (Thompson, 1975; Fagot & Leinbach 1992). Они понимают гендерные слова, такие как «мужчина» и «женщина», и осознают, что некоторые виды деятельности и объекты связаны с определенным полом. Они признают, что мужчины носят галстуки, а женщины — юбки, но до понимания гендерных различий пока далеко. Только к 3-м годам у детей формируется концепция гендерного класса. Дети в первую очередь усваивают информацию о конкретных объектах и действиях. Во вторую очередь, приходит понимание более абстрактных аспектов гендерных ролей (черты характера). В 1977 году был проведен интересный эксперимент. Детей спрашивали, какими чертами можно охарактеризовать мужчину или женщину (например, кто участвует в драках, кто много плачет). Всего лишь несколько 5-ти летних детей дали правильные ответы. В то же время 75% 8-ми летних детей и почти 100% 11-ти летних детей продемонстрировали четкие знания о признаках пола (Best et al., 1977).
Идентичность — это только первый шаг в достижении знаний о гендерных ролях. В ходе прямых проверок теории Колберга исследователи обнаружили, что сначала возникает идентичность, затем понимание стабильности и, наконец, оценка постоянства. Данный порядок верен для обоих полов (Martin & Little, 1990; Slaby & Frey, 1975). Более того, дети в других культурах (Белиз, Кения, Непал и Американское Самоа) демонстрируют аналогичную прогрессию в понимании гендерных стадий (Munroe, Shimmin & Munroe, 1984). Хотя идентичность возникает относительно рано, дети начинают понимать стабильность и постоянство только в возрасте около 5-ти лет, и только в возрасте 7-ми лет они полностью осознают значение этих понятий. Для иллюстрации, рассмотрим ситуацию в детском саду, которая произошла с 4-х летними мальчиками. Мальчик по имени Джереми пришел в группу детского сада с заколкой на голове. Другой мальчик начал обвинять его в том, что он девочка, потому что «только девочки носят заколки». Джереми стянул штаны, чтобы показать, что он действительно мальчик. Его молодой оппонент ответил: «У каждого есть пенис, но только девочки носят заколки» (Bem, 1983, p. 607). Очевидно, он еще не понимал гендерного постоянства.
Бем (1989) показал, что знание об устройстве гениталий являются важным фактором, определяющим постоянство пола. Воспитанникам детского сада показали анатомически подробные фотографии обнаженных мальчика и девочки. Позже дети, изображенные на фотографиях, предстали перед группой детского сада в одежде своего пола, а потом противоположенного. Почти 40 процентов детей правильно определили пол ребенка, несмотря на одежду противоположного пола. Чтобы определить, были ли знания о гениталиях фактором, Бем проверил детское понимание генитальных различий между полами. Почти 60 процентов дошкольников, которые уже приобрели знания в области особенностей гениталий, продемонстрировали гендерное постоянство. В группе, где дети таких знаний не имели, гендерное постоянство продемонстрировали лишь 10 процентов детей.
Существует мнение, что дети осознают гендерное постоянство раньше, тогда когда оно относится к ним, чем когда оно применяется к другим (Eaton & VonBargen, 1981; Wehren & DeLisi, 1983). В более раннем возрасте дети уверены, что независимо от того, насколько сильно они захотят превратиться в представителя противоположного пола, этого не произойдет. Но вот относительно другого ребенка у них такой уверенности нет. Кроме того, гендерное постоянство с точки зрения когнитивной теории, согласуется с теорией Пиаже, которая требует признания постоянства физических объектов, несмотря на появление поверхностных преобразований (Marcus & Overton, 1978).
ТЕОРИЯ ГЕНДЕРНЫХ СХЕМ
Теория гендерных схем — еще один подход к типизации пола. Данная теория освещает современные перспективы обработки информации (Bem, 1981, 1985, 1991; froin & Halverson, 1981, 1983). Согласно этой точке зрения, дети разрабатывают схемы и теории, которые помогают организовать и структурировать опыт. Эти схемы и теории сообщают ребенку, какую информацию следует искать в среде и как ее интерпретировать (позже мы обсудим, каким образом рассказы об интеллекте заставляют детей реагировать на успех и неудачи). Аналогичным образом, если верить Мартину и Хэлверсону (1981), убеждения о гендерных стереотипах важны для детей, потому что они имеют отношение к их самооценке. Влияет ли гендерно-ролевая схема на то, как дети видят вещи? Чтобы выяснить это, Мартин и Халверсон (1983) показали детям 5-6-ти лет фотографии мужчин и женщин, выполняющих гендерно-согласованные (например, мальчик, играющий с поездом) или гендерно-несовместимые (например, девочка, пилящая лес) деятельности. Через неделю они попросили детей вспомнить фотографии. Дети, по большей части, исказили информацию, меняя пол на гендерно-несовместимых картинах. При этом дети были уверены в своей правоте. Разнообразные исследования (Bigler & Liben, 1990; Martin & Little, 1990; Stangor & Ruble, 1989) сообщают о сходных результатах. Например, девочки запоминают девчачьи игрушки и предметы легче, чем аналогичные предметы для мальчиков. То же самое верно для мальчиков (Bradbard & Endsley, 1984).
Существуют индивидуальные различия относительно того, насколько сильно дети полагаются на гендерные схемы в интерпретации своего социального окружения. Дети младше 4-х лет, по-видимому, полагаются на гендерные схемы в большей степени, чем дети от 5-ти лет и старше. Отчасти это происходит потому, что дети старшего возраста обладают более полными и детальными знаниями о гендерных ролях и воспринимают мир менее ригидно. Точно так же дети различаются по степени понимания гендерных схем (Carter & Levy, 1988). Некоторые дети являются олицетворением «гендерных схема» и очень чувствительны к гендерным понятиям, в то время как другие дети являются «гендерно-несхематичными» и больше внимания уделяют неосновным аспектам информации в своей среде. Неудивительно, что дети с четкой установкой на гендерные схемы лучше запоминают информацию, согласующуюся с полом, чем дети с меньшей приверженностью к гендерным схемам (Levy, 1989). Эти исследования напоминают нам о том, что индивидуальные различия важны для понимания когнитивных подходов к гендерному типированию. Другими словами, схема гендерных ролей четко меняет способы обработки социальной информации детьми и имеет тенденцию искажать ее в соответствии с их личными представлениями.
КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Влияет ли знание, основанное на гендерной проблематике, на поведение детей? Две теории рассмотренные сегодня (теория Кольберга и гендерная схема) — дают разные ответы (Martin, 1992). Теория Колберга предсказывает, что достижение гендерного постоянства должно влиять на выбор пола. Следовательно, до 5-7-ми летнего возраста не должно быть особых предпочтений в отношении гендерно-ориентированных видов деятельности. Теория гендерных схем, предполагает, что детям важна только базовая информация об идентификации полов (Martin, 1992). То есть достаточно просто маркировать пол стереотипами, чтобы дети сами начали формировать правила, касающиеся определенного пола. Теоретики схемы, по-видимому, ближе к истине. Вопреки Колбергу, маркировки пола достаточна для того, чтобы повлиять на гендерные предпочтения в деятельности. Ведь этот процесс происходит задолго до того, как ребенок выработает устойчивую концепцию гендерного постоянства (Martin & Little, 1990; Martin, 1992). Как выяснили Фагот и Лейнбах (1989), дети, которые развили гендерную идентичность на ранних этапах (до 27 месяцев), чаще играли по типу пола, чем дети, которые приобрели гендерную идентичность на более поздних этапах развития. Короче говоря, у мальчиков, рано понявших свою половую принадлежность, больше шансов оказаться фанатами грузовиков и поездов, а у «ранних» девочек больше шансов стать приверженцем игры в куклы! Более того, «ранние» дети в 4 года обладали большим знанием стереотипов о гендерных ролях.
Другим видом базовой информации о гендерных категориях, которая важна для организации гендерных предпочтений, является признание детьми своего членства в гендерной группе (Maccoby, 1988). Признание их гендерной принадлежности к мужчине или женщине связано с гендерными предпочтениями детей и их знанием гендерных ролей (Martin & Little, 1990).
Игра по типу пола, такая как выбор грузовиков или кукол, похоже, не зависит от достижения гендерной стабильности или гендерного постоянства. Вполне достаточно первого базового этапа гендерной идентичности для интереса к типовой для пола игре. Однако, в отличие от выбора игрушек, выбор приятеля по играм может зависеть от уровня понимания пола (Smetana & Letourneau, 1984). В своем исследовании девочки, которые приобрели гендерную стабильность, предпочли играть с другими девочками больше, чем девочки, которые приобрели только гендерную идентичность. «Не имея уверенности в том, что пол инвариантен в разных контекстах и ситуациях, женщины могут активно добиваться присутствия однополых сверстников, чтобы подтвердить свои представления о себе как о женщине» (1984, стр. 695). Как только девочки достигают гендерного постоянства и их гендерные концепции твердо закреплены, они становятся менее жесткими в выборе друзей и играют как с мальчиками, так и с девочками. Девочки на самом высоком уровне понимания пола уверены, что игра с мальчиками не изменит их пол. Когнитивное понимание, в этом случае, приносит большую свободу социального выбора. Вероятно, такая же картина очевидна и для мальчиков, но в этом исследовании участвовали только девочки. Вместе эти исследования показывают, что черта между приобретением гендерных концепций и поведением варьируется в зависимости от стадии понимания пола и вида поведения.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: гендерные различия, чем мальчики отличаются от девочек, различие между полами, когнитивная теория развития, теория гендерных схем, Лоуренс Колберг, гендерно-ролевая типизация, психологические эксперименты, научная психология, детская научная психология
Спасибо за статью. Интересная тема. Так как мир уже давно сходит «с ума» и мы и наши дети могут видеть мужеподобных женщин и женоподобных мужчин для меня тема актуальна, так как я воспитывают дочь. Полагаю, что воспитание детей с разделением по гендорнной принадлежности все же играет большую роль, так как для продолжения жизни и формирования нормального государства /нации/ должны формироваться семьи в которых распределены роли и обязанности по гендорнной принадлежности. Интересные факты приведены в статье про эксперименты в детском саду между девочками и мальчиками и их переодевании и восприятии друг другом. Интересный факт и то что малыш, мальчик придя с заколкой на волосах в сад был высмеян другими мальчиками и у него сработало мышление, восприятие себя через половое различие между мальчиком и девочкой. Из статьи узнала об исследованиях девочкек, которые приобрели гендерную стабильность, то предпочли играть с другими девочками больше, чем девочки, которые приобрели только гендерную идентичность. Не имея уверенности в том, что пол инвариантен в разных контекстах и ситуациях, женщины могут активно добиваться присутствия однополых сверстников, чтобы подтвердить свои представления о себе как о женщине. Для меня это было ново в познании. Я с раннего детства понимала что я девочка, а мой брат мальчик и что мы различаемся по всем параметрам. Мне всегда было интересно в компании мальчишек, я никогда не думала, что могу стать мальчиком. Так как я девочками всегда было интересно в компании девочек. В статье изложено, что как только девочки достигают гендерного постоянства и их гендерные концепции твердо закреплены, они становятся менее жесткими в выборе друзей и играют как с мальчиками, так и с девочками. Наблюдаю сейчас за своей дочерью и вижу что она с детства любит играть с мальчиками, а повзраслев больше проводит время с девочками и мальчиками. Из статьи узнала о том что девочки на самом высоком уровне понимания пола уверены, что игра с мальчиками не изменит их пол. Когнитивное понимание, в этом случае, приносит большую свободу социального выбора. Вероятно, такая же картина очевидна и для мальчиков, но в этом исследовании участвовали только девочки. Интересны были бы исследования и в отношении мальчиков.Интересно что черта между приобретением гендерных концепций и поведением варьируется в зависимости от стадии понимания пола и вида поведения.для меня важно жить в обществе где есть гендерные различия. Так как функции и роли отличаются между девочкой и мальчиком, соответственно мужчиной и женщиной. Считаю необходимо с детства воспитывать в семье по гендарному различию чтобы брат и сестра точно понимали чем мальчики отличаются от девочек. Различие между полами, важны в социуме в семье, так как функции у каждого свои. В статье наглядно описана когнитивная теория развития, спасибо за перевод. Благодаря статье можно узнать в чем же теория гендерных схем. Исследования Лоуренс Колберг исследовал что в раннем развитии дети развиваются по гендарному разделению. А уже гендерно-ролевая типизация,помогает организовать и структурировать опыт девочек и мальчиков. Эти схемы и теории сообщают ребенку, какую информацию следует искать в среде и как ее интерпретировать. На сколько я понимаю, Принятие себя по гендорному различию, понимание своего предназначении как мужчины или женщины так же помогает с нормалмзацией самооценки. Приведённые в статье психологические эксперименты,это наглядно показывают. Так же если с детства не разделять и не наделять детей степенью функционального различия в социуме и быту то мы можем увидеть как мужчины исполняют женские роли, а женщины мужские. Мне нравится читать статьи из рубрики научная психологи ядетская научная психология
Извините за опечатки в тексте.
Из прочитанного я узнала то, что наряду с биологическими и социальными факторами, влияющими на гендерное развитие детей, играет роль самостоятельное понимание ими гендерных ролей и правил. В связи с этим, я ознакомилась с теорией когнитивного развития Колберга и теорией гендерных схем.
Когнитивная теория Колберга предполагает следующие этапы: гендерная идентичность, стабильность и постоянство. Оказывается, что гендерная идентичность проявляется у ребенка в довольно раннем возрасте, а стабильность и постоянство формируется в периоде 5-7 лет. Я никогда не задумывалась о том, что развитие гендерной принадлежности такой не простой процесс, состоящий из нескольких этапов. В своем детстве я больше общалась с мальчиками, чем с девочками и меня это никак не напрягало. И точно то, что у меня не было идеи, что я могу превратиться с мальчика в результате общения или каких-либо внешних изменений. Хотя, в дальнейшем мне было труднее и непревычнее общаться с девочками, то есть адаптироваться в своей гендерной группе. Поэтому, я думаю, что вопрос идентичности может встать повторно и в более позднем возрасте, тогда когда стабильность и постоянство уже воспринято ребенком.
Теория гендерных схем, разработанная ребенком, помогает ему интерпретировать и структурировать новую информацию. Результаты эксперимента о гендерно-согласованных и гендерно-несовместимых действиях говорят о важной роли стереотипов в развитии половой принадлежности. Также я узнала то, что гендерные схемы имеют большее значение для детей младшего возраста, до четырех лет.
В общем, взаимосвязь гендерного развития и поведения зависит от стадии понимания пола и вида поведения. Спасибо за статью.
Спасибо за статью. Когда читала, вспомнила ситуацию. Я дочке одеваю джинсы. Она стоит у зеркала и говорит. «Мама, теперь я мальчик». Когда я спросила, почему. Она ответила. Я же в джинсах. Вспоминая себя в детстве, мне интереснее было играть с мальчиками, так как я росла с братом и мы всё делали вместе. А где-то с 8 лет уже пошли игры для девочек: куклы, школы. Интересные теории по гендерным различиям. Мне ближе теория Колберга. Когда дети с возрастом, как бы дорастают до понимания гендерных различий. В нашей семье 1 мужчина и 3 женщины. Есть различия в том, что делает папа и что делает мама. Дети видят и учатся этому у родителей. И я за то, чтобы делать акцент на различие полов. Показывать что должны делать девочки, а что должны делать мальчики.
В этой статье я познакомилась с тремя этапами понимания пола у детей. Как оказалось в возрасте 12 месяцев дети уже могут дифференцировать лица мужского и женского пола, а к 24-м месяцам они уже обозначают свой собственный пол и только к 3-м годам у детей формируется концепция гендерного класса. Также я узнала о том, что существует теория гендерных схем. Она заключается в том, что дети разрабатывают схемы и теории, которые помогают организовать и структурировать опыт. В зависимости от возраста, дети полагаются на эти схемы по-разному, например в четыре года ребенок пользуется ей больше, чем в пять лет. А еще в статье приведены познавательные эксперименты над детьми, за которыми очень интересно наблюдать. Спасибо за статью.
Из этой статьи я узнал что все дети проходят три этапа в понимании пола. Сначала ребенок просто осознает кто он, мальчик или девочка. Затем у ребенка появляется уверенность в том, что кем он родился, тем и вырастет и его пол не поменяется со временем. На третьем этапе их уверенность подкрепляется знаниями, что внешние различия в одежде или интересах, присущие обоим полам, не меняет гендерную принадлежность. Интересно, что дети охотно одевают одежду другого пола до определенного возраста, пока не понимают свое отношение к тому или иному полу. Но как только ребенок начинает осознавать свою принадлежность к определенному полу, у него начинается сопротивление и протест. Ребенок осознавший себя мальчиком не будет одеваться в девчачью одежду, ведь у него появилось понимание, что это не правильно и может появиться осуждение со стороны сверстников того же пола.
Из статьи я узнала, что на гендерную типизацию влияет не только общество, но и самостоятельное осознание ребёнка. Существует даже 2 теории по данной теме — когнитивная теория Колберга и теория схем. Я не знала, что гендерная идентичность у ребёнка начинает закладываться в раннем возрасте(около 12 мес). И для гендерной стабильности важно, чтобы ребёнок был принят своей гендерной группой. Сын у нас очень любит трактора и поезда, получается он рано понял свою гендерную принадлежность. Из своего детства я не очень помню, чтобы были разговоры, что девочки играют только с девочками, а мальчики с мальчиками — у нас чаще были какие-то смешанные игры — катали кукол в машинах, наряжали разных мягких игрушек в одежду. Возможно, на это повлияло, что у меня только брат и нам приходилось находить «общие игры».
Как оказалось ,на половое развитие у детей влияют не только биологические и социальные факторы,но и самостоятельное понимание ими мужских и женских ролей и правил.Изучая этот третий фактор подробнее,ученые задались вопросами когда дети получают информацию о половых различиях и меняют ли эти знания поведение детей? Основой для ответа на эти вопросы служит теория когнитивного развития Колберга и теория гендерных схем.Так Колберг полагал,что все дети проходят 3 этапа в понимании пола.1.Осознание себя мальчиком или девочкой.2.Признание половой стабильности.3.Осознание,что поверхностные изменения внешности не меняют пол.Теория гендерных схем предполагает,что дети сами разрабатывают некие схемы и теории,которые помогают им организовывать и структурировать опыт.Дальнейшие исследования показали,что детям достаточно знать некоторые стереотипы в разнице между полами,чтобы на их основе в дальнейшем самим формировать правила поведения того или иного пола.
После прочтения данной статьи я познакомился с гендерной теорией развития ребенка и выяснил, что вначале идет идентичность, затем понимание стабильности, а после следует оценка постоянства.Меня удивило что дети до определенного возраста с трудом могут себя идентифициоровать, но познакомившись с первичными половыми признаками это им дается гораздо легче. В данной статье я познакомился с такими психологическими понятиями как достижение гендерного постоянства , которое влияет на осознание детей при котором поверхностные изменения внешности или деятельности не меняют пол. В личном и профессиональном плане данная информация дает возможность понимания каким образом у детей происходит когнитивное развитие. Появилась идея наблюдения за ребенком в ходе его развития и знание на что стоит обращать внимание.
Приветствую. Из статьи узнал: что дети от 12 месяце уже могут различать лица мужского и женского пола; что с 27 месяцев дети уже могут понимать к кому гендерно он относиться, мальчику или девочке; дети которые в более раннем возрасте определили себя в гендерном классе, легче взаимодействуют со сверстниками, и понимают что в близком общении они не девочки не станут мальчиками; так же узнал что понимание в гендером различии у детей происходит в 3 этапа: базовая гендерная идентичность, гендерная стабильность, гендерное постоянство.
Что буду использовать сам: для своего ребенка буду в раннем возрасте давать схемы гендерных различий: «ты мальчик, а мальчики не плачут, и решают проблемы»,» ты девочка, а девочки ведут себя подобающе»
Из статьи узнала о теории когнитивного развития Колберга и о теории гендерных схем, как двух когнитивных подходах к гендерному типированию.
Теорию Колберга считают провокационной. Согласно ей, «дифференциация детей по гендерным ролям и их восприятие себя как сходных с определенным полом — предшествует, а не следует идентификации». Колберг выделил три этапа, которые проходят дети в понимании пола: базовая гендерная идентичность, гендерная стабильность и гендерное постоянство, т.е. сначала возникает идентичность, затем понимание стабильности и, лишь потом, оценка постоянства.
Ещё одним подходом к типизации пола явилась теория гендерных схем. Согласно ей, существуют определенные схемы, которые дети разрабатывают по мере взросления. Эти схемы и теории помогают структурировать накопленный опыт и сообщают ребенку, как интерпретировать найденную в окружающем мире информацию.
Благодарю за статью.
Спасибо за статью. Благодаря ей я познакомилась двумя когнитивными подходам к гендерному типированию: теория когнитивного развития Колберга и теория гендерных схем. По теории Колберга процесс, с помощью которого дети начинают распознавать мужчин и женщин, как отдельные категории, начинается с младенчества, а также все дети проходят три этапа в понимании пола, которые приведены в статье. Теория гендерных схем — освещает современные перспективы обработки информации, согласно которой дети разрабатывают схемы и теории, которые помогают организовать и структурировать опыт. Мне понравился приведённый эксперимент с фотографиями, на которых девочка пилит лес, а мальчик играет с поездом. И результат когда через неделю детей попросили вспомнить, что было изображено на картинках. И дети исказили информацию, меняя пол на гендерно-несовместимых картинах. Из статьи я усвоила, что на развитие влияют не только биологические и социальные факторы,но и самостоятельное понимание детьми мужских и женских ролей и правил.
В этой статье я познакомилась с теориями гендерного типирования :
1) Теория когнитивного развития Колберга .Он считает, что дифференциация детьми по гендерным ролям и их восприятие себя, как тот или иной пол происходит ДО идентификации, а не после нее. Это объясняет то, что неправильное установление пола у гермафродита с биологической точки зрения чревато серьезными психологическими последствиями, например, когда ребенку дали мужской пол, провели хирургию в соответствии с этим полом, а через 4 года ребенок играет в куклы, дружит с девочками, а в 14 лет влюбляется в представителя своего пола. Так бывает, когда не верно определено соотношение гормонов и ставки сделаны на более развитый половой орган. Надеюсь тот случай , о котором пишу я – окажется единственным.
А также, интересна теория тем, что Колберг делил на 3 этапа понимание пола детьми:
— базовая гендерная идентичность, когда ребенок понимает мальчик он или девочка;
— гендерная стабильность, некое смирение, что мальчик как папа и ни когда не будет мамой;
— гендерное постоянство, когда ребенок осознает, что одев мамины бусы, он все равно останется мальчиком
2) Теория гендерных схем Бем, в целом, о том , что детям важна только базовая информация об идентификации полов. То есть достаточно просто маркировать пол стереотипами, чтобы дети сами начали формировать правила, касающиеся его пола.
Спасибо за статью!
Очень объемная и информативная статья. Читая её, я попытался вспомнить себя в юном возрасте и осознать какие были мысли на тему «пола». На данный момент ярких воспоминаний вспомнить я не смог, однако по рассказам мамы, она когда мне было 2-3 года почему-то не состригала мне волосы, и я ходил с длинными «девчачьими» волосами. В какой-то момент папе это надоело, и он подстриг меня почти налысо. Мама говорила, что я тогда был очень расстроен, ведь заколки в волосах носить мне нравилось. А из предыдущей статьи я узнал, что гендерные роли формируются в возрасте 1-3 лет, так, что наверное это на меня как-то повлияло… я действительно никогда не был фанатом грузовиков или чего-то подобного «мужского», меня больше привлекал окружающим мир, всякие цветы, насекомые, игры… Благодаря статье я узнал так же, что самоидентичность ребенка формируется исходя как из внешних влияющих на него факторов, так и внутренних мыслей, ощущений, т.е собственных «взглядов».
Сейчас очень много непонятного для меня происходит в мире, связанное с тем почему в определенный момент мальчик вдруг начинает думать что он девочка и наоборот. Поэтому статья особенно понравилась, спасибо. Новое это когнитивную теорию развития гендерного типирования Колберга. Три этапа в понимании пола — это многое упрощает в целом при воспитании ребенка. По край ней мере я так думаю. Так же много приведено конкретных возрастных категорий. Думаю статью сохранить в закладках. Использовать для себя буду следующее: давать схемы гендерных различий, а так же есть весомый повод быть более бдительным в воспитании ребенка с малых лет. Которая статья я все самое фундаментальное закладывается как раз в самом малом возрасте.
Из статьи я узнала, что по теории Колберга Идентичность, затем понимание стабильности и наконец постоянство у детей в определении типизации гендерной роли , может сформироваться быстро при объяснении генитальных различий между полами.Рассматривая теорию гендерных схем,поняла ,что дети младше 4-х лет ригидно воспринимают мир,пользуясь схемами и теориями об информации для типизации пола,чем дети старше 5-ти лет ,у которых есть более полные и детальные знания о гендерных ролях, т.к. уже являются гендерносхематичными и больше внимания уделяют не основным аспектам информации в своей среде.
Если брать когнетивно поведенческие отношения, узнала, что как только девочки достигают гендерного постоянства и их гендерные концепции твердо закрепляются, они становятся менее жесткими в выборе друзей и играют как с мальчиками так и девочками.
Об освещенных в статье когнитивных подходах к гендерному типированию я слышу впервые, но тема действительно достаточно интересная для изучений и исследований. Достаточно интересна последовательность идентификации и дифференциации детей по гендерным ролям и их восприятие себя как сходных с определенным полом, оказывается что идентификация следует только после дифференциации и восприятия, интересно к тому же то как это вообще происходит, механихм. Достаточно интересно, что сначала ребенок имитирует поведение взрослых в вопросе гендерной принадлежности. К тому же важно понимать, что детское восприятие гендерной принадлежности как раз таки лишено ярлыков и стереотипов, что присуще взрослым зачастую. Девочки не видят ничего плохого, например в том, что бы играть с мальчишками в футбол и носить джинсы, в то время как мальчики без порицания взрослых и растущих под влиянием таких взрослых детей не считают зазорным носить длинные волосы или любить вышивать. Это значит, что все же для здравого отношения к гендорным ролям у детей, необходимы здравые взгляды, лишенные стереотипного мышления у взрослых.
Спасибо за статью. В ней рассмотрены два подхода к гендерному типированию. Из статьи я узнала ,что люди используют информацию, поступившую из вне для собственной интерпритации, и окружающая среда играет активную роль в формировании человека и дети тому наглядное подтверждение.
Кольберг полагает, что ребёнок проходит три этапа для того ,чтобы разобраться с пониманием пола.
-Базовая гендерная идентичность. На этом этапе ребенок осознает, что он или она — мальчик или девочка.
-Гендерная стабильность. На этой стадии ребенок признает, что мужчины остаются мужчинами, а женщины остаются женщинами.
-Гендерное постоянство. На этом этапе дети осознают, что поверхностные изменения внешности или деятельности не меняют пол.
Меня удивило, что дети 12 месяцев хотя и не могут ещё говорить, но уже отличают мужское лицо от женского. Исходя из этого и экспериментов, которые были проведены в подтверждении теории Кольберга данная теория имеет право на существование. Но существует и вторая теория — теория гендерных схем. Согласно этой теории дети разрабатывают схемы и теории, которые помогают организовать и структурировать опыт. Эти схемы сообщают ребёнку какую информацию необходимо искать в среде. Если верить Мартину и Хэлверсону, убеждения о гендерных стереотипах важны для детей, потому что они имеют отношение к их самооценке. В проведённом ими эксперименте, дети искажали картинку, которая была показана детям неделю назад, причём искажали в соответствии с гендерными ролями. Обе теории очень интересны, но принимать какую-то одну как единственную верную ,наверное ,нельзя. Проведенные исследования показывают, что черта между приобретением гендерных концепций и поведением варьируется в зависимости от стадии понимания пола и вида поведения.
Спасибо за статью. Очень объёмная и информативная. Узнала о двух двух когнитивных подходах к гендерному типированию: 1. Теория когнитивного развития Колберга 2.теория гендерных схем. Так же, в теории Колберга узнала о трёх этапах становления гендора у детей: 1. Базовая гендерная идентичность. 2. Гендерная стабильность. 3. Гендерное постоянство. Интересно было узнать, что дети до 12 месяцев могут различать мужчин и женщин, но себя с гендером не идентифицируют. И только к 24 месяцам они идентифицируют свою половую принадлежность. К слову, ко всему этому вопросу, о гендоре, мне не понятно, почему, сейчас у большинства детей/подростков, которые жили не тужили понимаю свой пол, в потом раз, и решили, стригли противоположный пол. Что может спровоцировать это? Психическое растройство? Воспитание ролителей? Не понятно.
И снова…снова она, интересная статья. Как же я люблю этот блог. Не могу почти ни одну статью пропустить, чтобы не высказаться по поводу прочитанного. Итак, вот прочел я….сижу и думаю. Исследования конечно интересные, только вот зря они (европейцы) рассказывают про них всем подряд. От этого, скоро у них не останется нормальных мужиков и женщин. П…сы и …янки будут. Впрочем, это их дело. На мой взгляд, естественно, что младенцы с самых первых дней наблюдают и у них складывается картина мира, что люди разные и делятся по внешнему признаку (первый признак я думаю голос, сила, имея ввиду различность прикосновений, одежда, ну а потом остальное) Потом я думаю уже прибавляется все остальное, ключая уже его собственную одежду, цвета одежды и манера, как с ним общаются. Я думаю есть разница в отношении родителей к девочке или мальчику даже младенцу. Ну естественно игрушки….ну а там уже к этому прибавляется все подряд. Кстати, интересно было то, что ребенок в раннем детстве осознает свое гендерное постоянство, но при этом не уверен в гендерном постоянстве других детей. Вот это мне было интересно. В общем я высказался о чем хотел, спасибо за статью.
Очень интересная статья. Из нее я узнал, что по сути, дети сами создают своеобразную среду, поддерживающую их взгляд на мир. Уже в возрасте 12 месяцев дети могут дифференцировать лица мужского и женского пола, из этой информации, можно сделать вывод, что в этот самый момент у ребенка начинается определенный путь осознания гендерных различий. Конечно, до 5-7 лет у детей у них еще не возникает полного осознания гендерного различия, однако, так или иначе,признание детьми своего членства в гендерной группе является весьма оправданной мыслью. Ребенок видит различия между мамой и папой с точки зрения поведения и их ролей в семье и таким образом мысленно сопоставляет себя с кем-то из родителей. Плюс раннее общение со своими сверстниками дает ему возможность сравнения и «прикрепления» себя к той или иной группе. В этой статье указаны весьма интересные теории, а так же эксперименты, которые на мой взгляд, полностью их доказывают и дают шанс на существование каждой из них.
Из статьи узнала, что люди формируются не просто окружающей средой, а активно создают себе среду, которая поддерживает их взгляд на мир.
По теории Колберга ребенок осознает себя мальчиком или девочкой по определенной схеме: сначала он осознает себя мальчиком или девочкой, затем признает, и после осознает, что это неизменно и навсегда.
Также в статье приведена интересная теория гендерных схем, при которой по мере взросления дети разрабатывают определенные схемы. Ребенок с каждым этапом приобретает всё больше опыта и в соответствии с этим структурирует полученную информацию.
Интересно было почитать о том, каким образом дети определяют пол друг друга. Для меня до сих пор это оставалось секретом. Моя дочка (5 лет) часто смотрит на незнакомых детей и называет пол, при этом бывает, что не угадывает. Мне кажется, она руководствуется исключительно одеждой и прической.
Выходит, ребенок в вопросе гендерной принадлежности имитирует поведение взрослого. Как ему заложили информацию родители, так он и видит.
Из статьи я узнал о двух теориях, изучающих когнитивные факторы в гендерно-ролевой типизации. Колберг говорит, что понимание пола происходит постепенно, выделяет 3 этапа. Теория гендерных схем предполагает, что каждый сам себе объясняет, что такое мужчина и женщина, чем они занимаются и отличаются. Очень интересно было прочитать о том, как дети решают, можно ли играть с представителями другого пола. Я задумался о том, просто или сложно замаскировать пол человека или внушить ему, что он на самом деле противоположного пола. Важен жизненный опыт, и важен этап, на котором он находится (по Колбергу). Я подумал, что не все взрослые люди находятся на этапе гендерного постоянства. Особенно мужчины. Я вижу, что некоторые боятся показаться слишком женственными или демонстрировать поведение, которое может показаться спорным с гендерной точки зрения. Возможно, гомофобия у мужчин как раз связана с этим.
В статье рассмотрены две теории гендерной типизации детей – теория Колберга и теория гендерных схем. Гендерная идентичность формируется в раннем возрасте, но стабильность и постоянство пола только к 5-7 годам. Большое значение придается знаниям об устройстве гениталий при установлении постоянства пола. Интересно, что все исследования на эту тему проводились в детских садах, где дети активно делятся между собой любой информацией. Возможно, что детсадовские дети и раньше осознают себя по гендерной принадлежности, чем домашние. В теории гендерных схем мне не до конца стало понятно, какие же схемы формируются у детей и кто их должен формировать, сами дети при помощи каких-то знаний (каких?) или их родители. Гендерно-согласованные или –несовместимые виды деятельности – это только лишь мужские и женские занятия, этого примера мне не хватило для понимания теории. На этапе становления гендерной стабильности дети предпочитают общаться с однополыми сверстниками. Таким образом, видимо, и происходит закрепление гендерной роли, как становление себя в группе своего пола (как вариант из статьи – чтобы не превратиться в представителя противоположного пола). И при достижении гендерного постоянства уже происходит более свободный социальный выбор в общении между полами.
Спасибо за статью. В этой статье я узнала , что существует три этапа понимания пола у детей.
1. Базовая гендерная идентичность. Как оказалось в возрасте 12 месяцев дети уже могут дифференцировать лица мужского и женского пола.
2. Гендерная стабильность а к 24-м месяцам они уже обозначают свой собственный пол.
3.Гендерное постоянство 3-м годам у детей формируется концепция гендерного класса. Интересная было прочитать о теории гендерный схем, при которой по мере взросления дети разрабатывают определенные схемы. Ребенок с каждым этапом приобретает всё больше опыта и в соответствии с этим структурирует полученную информацию. Кроме того, как удивительно, что на фотографии девочки ищут женские атрибуты и мальчики мужские, тем самым определяют гендерные различия .
Продолжая цикл статей на тему формирования и развития гендерных отличий, данная статья описывает влияние когнитивного развития на данный процесс. Мне интересно было узнать, что на гендерную принадлежность влияют не только биологические (гормоны) и социальные (окружающая среда)факторы, но и когнитивное развитие ребенка. То есть уже в возрасте до 2-х лет ребенок знает кто он -мальчик или девочка (гендерная идентичность).Затем по теории Колберга идет этап гендерной стабильности (девочки больше не мечтают вырасти супергероеми, а мальчики стать мамами),а затем наступает гендерное постоянство, когда ребенок не боится приобрести противоположный пол только из-за одежды или определенного вида деятельности.Для меня стало открытием тот факт, что согласованность между полом ребенка, его категоризацией и соответствующим поведением и ценностями имеет решающее значение для поддержания его самооценки. Т.е для адекватной самооценки моего ребенка, передо мной, как родителем стоит задача способствовать этой согласованности и способствовать формированию его гендерной идентичности. Спасибо за статью!
Еще одна статья, рассматривающая различные факторы, влияющие на типизацию гендерных ролей ребенка. Как выяснилось, процесс этот крайне сложный и неоднозначный. Есть свои этапы, существуют различные теории. Таким образом, из данной статьи я узнала, что для того, чтобы проявлять свой пол ребенок сначала должен его осознать. Существует три этапа:
Гендерная идентификация — ребенок понимает, какого он пола;
Гендерная стабильность — ребенок понимает что его пол неизменен, то есть он не только мальчик сейчас, но и вырастет мужчиной, а не женщиной.
Гендерное постоянство — принадлежность к полу не меняется в зависимости от внешних факторов. То есть, если мальчик носит заколку, он остается мальчиком. То есть, осознание предшествует проявлению.
Благодаря статье узнал о двух подходах гендерного типирования. Когда я читал про гендерное постоянство у меня возник вопрос:» Как реагирует ребенок, скажем мальчик, выросший в семье геев на постоянство в выборе пола?». На мой взгляд — это может нарушить его процесс идентификации себя. Интересно, если проблема есть, она как-то обозначается научным сообществом по поводу усыновления детей однополыми родителями? Интересно было узнать, что дети уверены относительно себя, что мальчик в девочку не превратиться, но в отношении другого ребенка у них такой уверенности нет. Это очень забавно. А выражение: «У каждого есть пенис, но только девочки носят заколки» я взял на вооружение на случай спорной ситуации. Читая такие статьи, я всегда удивляюсь и пытаюсь хоть чуточку понять, как ученым удается найти проблему и взяться за ее исследование.
Интересно было узнать одно из предположений когнитивного развития детей, связанное с гендерными различиями , что восприятие себя как сходных с определенным полом — предшествует, а не следует идентификации.Т.е восприятие ребенка себя как мальчика или девочки.Узнал, что есть понятие гендерного постоянства, которое осознается в разном возрасте, в зависимости от индивидуальных различий. И осознание и понимание гендерного постоянства, дает уверенность в своей идентичности и позволяет спокойно общаться в обществе противоположного пола.Т.е не сомневаться в том кто я мальчик или девочка, мужчина или женщина.
Поэтому для формирования адекватной самооценки ребенка, важно согласованность его представления о себе и принадлежности определенному полу.
Спасибо за статью.Из статьи узнала, что существуют два когнитивных подхода к гендерному типированию: 1.теория когнитивного развития Колберга
2.теория гендерных схем
Так же узнала про то что все дети проходят три этапа в понимании пола:
1.базовая гендерная идентичность
2.Гендерная стабильность
3.Гендерное постоянство.
Узнала про теорию гендерных схем ,что это еще один подход к типизации пола.Так как у меня есть ребёнок и ему сейчас три года, на мой взгляд это какой кризисный возраст у детей, мне интересно и важно наблюдать за его развитие.И прочитав эту статью я многое отложила для себя.Так же новое для меня было,что дети младше 4-х лет полагаются на гендерные схемы в большей степени, чем дети от 5-ти лет и старше.
Из статьи я узнал, что по Кольбергу все дети проходят три этапа в понимании пола. Интересной мне оказалась мысль, что когнитивное понимание приносит большую свободу социального выбора. В данном случаем понимание того, что общение с противоположным полом в детстве никак не изменит собственный пол. Т.е. на гендерное развитие оказывает влияние самостоятельное понимание гендерных ролей и правил. Меня удивило, что гендерная идентичность проявляется у ребенка в раннем возрасте, а стабильность и постоянство формируется в 5-7 лет. Вспоминая себя в этом возрасте, я ничего насчёт данной темы скоррелировать применительно к себе не могу. Когда там у меня какой этап наступал, я как-то не задумывался. Не вспомню, чтоб у меня были трудности с определением пола других детей. Скорее наоборот, у меня было чёткое разделение на мальчиков и девочек. И вот с девочками как-то в моём коллективе общаться было не принято. Другое дело сейчас: постоянно встречаю людей непонятного пола. И ладно если это дети, но всё чаще это взрослые и это меня немного напрягает.
Интересно было узнать, что большое влияние в развитии гендерных ролей играет самостоятельное понимание ребёнком своей гендерной роли. Гендерная идентичность , по теории Колберга развивается в раннем возрасте. Оказывается ребёнок может подвергать сомнению свою идентичность, поэтому следом за ней развивается стабильность и позже (5-7лет) постоянство. Почему то вспомнились детские ощущения. Я считала , что в течении жизни я могу быть сначала девочкой , а потом через какое то время стану мальчиком. Видимо как раз об этом и написано в статье. Что идентичность развивается, но стабильности и постоянства ещё нет в определении гендерной роли. Так же из статьи я узнала, что гендерные схемы имеют более важное значение для детей младшего возраста.
Из статьи я понял, что теория когнитивной развития Колберга имеет значительную несостыковку — для гендерной принадлежности необходимо наличие гендерного постоянствам к наступлению 6-7лет. Т.е до этого ребёнок не проявляет свои гендерные предпочтения даже в игре. Но это не так. Мальчики достаточно рано начинают интересоваться машинками и роботами, а девочки — куклами. В год сыну нравилось катать детскую игрушечную коляску, но сажать куклу от туда категорически отказывался — выбрасывал. Возил мяч или лопатку из песочницы. Поэтому мне теория Колберга не зашла,т.к. я основываюсь на личном опыте.
Ещё заинтересовала информация, что в раннем возрасте девочки играют с девочками, а мальчики с мальчиками из-за гендерной нестабильности, они ещё не осознают, что гендерная принадлежность даётся от рождения и игры с противоположным полом на это не влияют.
В статье я узнала о теории когнитивного развития Колберга и о теории гендерных схем . Так же узнала , что дети раннем возрасте начинают понимать свой пол . Но свою стабильность в этом вопросе обретают уже в дошкольном возрасте . Ранее не встречала о том , что гендерная роль формируется , скажем так этапно . Опять же гендерная роль с рождения формируется наблюдением за родителями, окружением. Опять прихожу к выводу , что важно кто воздействует на ребёнка . Попыталась вспомнить себя в дошкольном возрасте . Помню , как с сестрой у бабушки дома находили старие платья наших мам , мерили , у бабушки брали помаду морковного цветы и устраивали «подиум» . Это об этом ?)) спасибо за статью .
Интересная статья о когнитивном развитии детей с точки зрения гендерной принадлежности. Для меня теорию Колберга читать было легко и понятно — 3 пункта, 3 этапа понимания пола: гендерная идентичность, гендерная стабильность и гендерное постоянство понимания пола. И снова здесь про значимый в жизни ребенка возраст — 3 года, когда формируется концепция гендерного класса. Насмешил меня пример про заколку у мальчика на голове, сразу вспомнился анекдот, как девочка сидя на горшке определила пол своего соседа (который тоже сидит на горшке) по цвету носочков. И еще меня возмутил эксперимент некого Бема, который воспитанникам детского сада показывал анатомически подробные фотографии обнаженных мальчика и девочки.. А потом пытался выяснить у одетых детишек, определили ли они пол по тому, как эти мальчики и девочки одеты. Не экологично это всё..такие эксперименты, ну и я не исследователь-ученый.
Из статьи узнала о стадиях гендерной идентификации ребенка. В базовом определении себя как мальчика или девочки им помогает гендерно-различное отношение и определение их взрослыми. За этим следует усвоение различных стереотипов мужского и женского, таких как черты характера и поведения. Отдельным этапом становление идентификации является осознание гендерной стабильности. На этом этапе дети выбирают себе группы однополых сверстников, чтобы подтверждать собственную принадлежность к этому полу. На стадии гендерного постоянства ребенок становится более пластичен в выборе друзей, потому что его представления о себе сформированы, и есть понимание, что пол не зависит от одежды, длины волос, аксессуаров и т.п. и не может смениться от контакта со сверстниками другого пола.
Благодарю за статью!
Помимо биологических и социальных факторов, на гендерное развитие детей влияет и их самостоятельное понимание гендерных ролей и правил. То есть мы используем информацию из окружающего мира и интерпретируем её уже самостоятельно.
Впервые узнала о теории Лоуренса Колберга. Он полагал, что дифференциация детей по гендерным ролям и их восприятие себя происходит до идентификации. Интересно ознакомиться с этапами понимания пола.
Удивительно, что дети в возрасте 12 месяцев могут различать лица мужского и женского пола, хотя разница мужчин и женщин более или менее формируется к 3 годам.
Любопытно было бы подробнее узнать, как убеждения о гендерных стереотипах влияют на отношение к своей самооценке.
Спасибо за статью. Из данной статьи я узнала, что существует два когнитивных подхода к гендерному типированию: теория когнитивного развития Колберга и теория гендерных схем. Каждый ребёнок проходит три этапа в понимании пола:
Базовая гендерная идентичность, гендерная стабильность, гендерное постоянство. Но так или иначе ребёнок берет пример из родительской семьи, из общества, в котором живет и общается, а также не малую роль играет генетические особенности, которые проявляются наиболее явно с Кольберга — дают разные ответы на гендерное развитие детей: первая — что достижение гендерного постоянства должно влиять на выбор пола. Вторая предполагает, что детям важна только базовая информация об идентификации полов
Про гендерные схемы вспомнила историю из своего детства. Точнее мне об этом рассказывали родители, сама я этого не помню. В общем в возрасте 3-4 лет я отличала мальчиков от девочек и мужчин от женщин по признаку застежек на одежде. В мужской и женской одежде запах делают на разные стороны и в том возрасте для меня это был реальный признак пола. Информация из этой статьи мне показалась очень важной и полезной, особенно в вопросах воспитания детей. То есть ребенку действительно надо объяснять чем мальчики отличаются от девочек и при этом не давать им стереотипов, которые в последствии могут навредить. Как например, что мальчики не плачут. Потому что этот схема, может закрепится и не перейдет в стадию постоянства, когда мужчина будет понимать, что если он плачет, он не перестает быть мужчиной.