Обучение – это процесс, который происходит на протяжении всей жизни человека: начиная от обучения чтению в школе и продолжая освоением новой специальности или хобби во взрослом возрасте.
Может ли психология помочь нам учиться лучше? В данной статье рассматриваются наиболее успешные стратегии обучения, включающие многократное повторение, проверку собственных знаний и обучения других. Насколько достоверна теория стилей обучения? Так ли эффективна гимнастика для мозга? Попробуем разобраться.
Профессор Нейт Корнелл из Колледжа Уильямс (США) утверждает, что одной из самых больших ошибок, которую может допустить преподаватель, является обучение учеников в соответствии с их стилем обучения. Дело в том, что разделение людей в соответствии с предпочитаемым стилем обучения на аудиалов, визуалов и кинестетиков не имеет под собой какой-либо серьезной научной доказательной базы. Но, несмотря на это, около 90% учителей по всему миру считают правильным обучать учеников в соответствии с их предпочитаемым стилем обучения.
Эбби Нолл, аспирантка из Центрального Мичиганского Университета, провела исследование, чтобы проверить данную теорию. Сначала студенты проходили опросник, целью которого было установить, к какому типу они относятся с точки зрения стиля обучения (аудиальный или визуальный). Таким образом, она выяснила, кто из опрошенных лучше запоминал услышанные слова, а кто – картинки. Затем им предлагалось выучить пары слов и пары картинок. Как оказалось, предпочитаемый стиль обучения не гарантировал эффективности, то есть, если опросник свидетельствовал о том, что человек — визуал, это вовсе не означало, что он лучше запоминал визуальную, а не словесную информацию.
Большинство людей задействует все каналы восприятия (аудиальный, визуальный и кинестетический). Если один из этих каналов более активен, это не является поводом делать основной упор при обучении именно на этот канал в ущерб развитию остальных. Ученые заключают, что категоризация людей по типу восприятия и предпочитаемому стилю обучения несостоятельна в учебном контексте.
Другой миф, так любимый большинством учителей начальной школы Великобритании, заключается в том, что простые упражнения на координацию, могут улучшить связь между левым и правым полушариями головного мозга. На этом принципе основана коммерческая программа «Гимнастика для мозга». Пол Говард-Джонс, автор книги «Эволюция мозга», заявляет, что данная теория не имеет под собой никаких научных оснований. Упражнения на координацию действительно улучшают скорость реагирования и внимательность, но никак не влияют на связь между двумя полушариями головного мозга.
Какие стратегии обучения наиболее эффективны? Профессор Нейт Корнелл утверждает, что одной из таких стратегий является многократное повторение. Информация, воспринятая единожды, вряд ли останется в долгосрочной памяти. Именно поэтому для мозга намного более эффективно выучить, забыть и снова вспомнить, чем услышать один раз. Невероятно, но забывание помогает учиться. Повторение ранее пройденного, но забытого материала, – очень экономичный процесс с точки зрения энергии, затрачиваемой мозгом. Важно учитывать данный принцип, готовясь к экзаменам. Если вы пытаетесь освоить большой объем информации накануне экзамена, вероятность, что вы вспомните этот материал, крайне мала. Намного эффективнее прочитать необходимую информацию за неделю до экзамена, частично забыть ее и вернуться к ней снова за день или два до экзамена.
Следующей важнейшей стратегией является проверка собственных знаний. Ученик способен усвоить намного больше, если в ходе обучения он регулярно занимается самопроверкой, а не просто пассивно воспринимает информацию. Проверка своих знаний после изучения материала намного эффективнее, чем заучивание прочитанного. Большинство учебников содержат вопросы для самопроверки, которые могут быть весьма полезны. Обычно они перечислены в конце учебника. Однако наиболее эффективный способ закрепить изученное – это выступить в роли учителя, то есть обучить кого-то тому, что вы недавно усвоили. Иногда в ходе такого объяснения учащийся, занимающий позицию учителя, открывает для себя новые вещи, которые ранее были для него неочевидны. Обучение другого человека, по сути, является проверкой собственных знаний на практике. В ходе такой проверки человек учится корректно выражать свои мысли, организовывать информацию, выделять наиболее важные моменты. Кроме того, таким образом, он может увидеть пробелы в собственных знаниях, понять, на что следует сделать упор.
Необходимо помнить, что обучение начинается там, где ученику становится достаточно сложно. Если все, что он делает, дается ему легко и без особых усилий, это может значить только одно: развития не происходит. Если что-то дается вам с трудом, значит, вы учитесь и улучшаете свои навыки. Самое главное – не оставлять усилий.
Подготовлено на основе подкаста: Episode 13: How To Study And Learn More Effectively. The British Psychological Society Research Digest. August, 2018
Перевод: Елисеева Маргарита Игоревна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: психология, психолог, личная эффективность, эффективность, обучение, педагогика, педагогическая психология, мотивация
Источник фото: unsplash.com
Все знать не возможно, поэтому и изучать, что то новое, естественно сложно, для восприятия.Вундеркинды ,таланты ,мастера и т д все они специалисты только в одном, поэтому они и признанные люди и с ними все считаются.В школе обучают всех по одним правилам, в институте по другим правилам, а главное, что в жизни, живем каждый по своим правилам.
Естественно, что обучение начинается там, где новое и для восприятия достаточно сложно. Если все легко дается, развития не происходит * не факт*. Можно и поспорить.
Я легко решал задачи по геометрии, мне и черчение давалось на 5+, я легко разбираюсь в механике, схемах и лабиринтах. А если мне не давалась алгебра, то учи не учи, все равно *двойки*
При выборе всех каналов восприятия (аудиальный, визуальный и кинестетический)если один из этих каналов более активен, это не является поводом делать основной упор при обучении именно на этот канал в ущерб развитию остальных — 100%-я правда!
Эффективно выучить, забыть и снова вспомнить, чем услышать один раз. Так даже в жизни бывает. Получил жизненный урок , забыл, а потом опять на те же грабли, но опыт уже на всю жизнь и наверняка 🙂 Также теория единства и противоположностей. Что забывание, есть процесс обучения. Я в восторге. С этой стороны на обучение я ещё не смотрела. А вот техника кого-то обучить, чтобы самому лучше понять я уже практиковала. Реально работает. Глубина и полнота знаний многократно увеличивается. Сейчас даже осознала, что часто ищу специалиста, будь то парикмахер или стоматолог, того кто преподаёт. Обычно они профи своего дела.
Многократное повторение, забывание, самопроверка и преподавание — эффективные стратегии обучения. Плюс следить за тем, чтобы было трудно. Без сложностей навыков не улучшить. Отсутствие усилий говорит о том, что развития не происходит. Все остальное является мифами, легендами и очередными новоизобретенными способами выкачивания денег из населения. Порой так и хочется записаться на курсы «Иностранный язык за два дня и три ночи» или что-то в этом духе. Но я статью читала, теперь точно мимо пройду, даже если там уже образовалась очередь и ажиотаж взлетел до небес.
Через какой канал полисходит наиболее эффективное обучение? Я соглашусь, что во многом это не имеет значения. Хотя неуотрые сомнения все равно остаются: насколько это универсально для всех возрастов и для всех методов обучения? Следующее, что рассматривается в статье — как лучше всего запомнить информацию. Конечно, объянить ее кому то другому! Ведь, чтобы просто это сделать, надо что-то понять. А так же, уже в процессе пересказана и обучения другого, приходит больше понимание. В моей школе, обучение было одинаковым на любом предмете. На уроке учитель что-то рассказывает, показывет, объяснят, а дома мы должны были записать, что узнали на уроке. Если это была история или география, то просто записать, а если физика или химия, то описать проведенный на уроке опыт и сделать из этого опыта выводы. Это было не сложно, но лично для меня очень эффективно. Я легко запоминала и легко записывала.
Из данной статьи я узнала о наиболее успешных стратегии обучения, включающие многократное повторение, проверку собственных знаний и обучения других. И полностью с каждой из них согласна. Для меня наиболее успешная стратегия — это обучение других. С ее эффективностью неоднократно сталкивалась на работе, так как часто приходилось обучать новых сотрудников, а позднее и проводить обучение на целый отдел и писать методологические инструкции для сотрудников всех уровней нашей большущей организации. И, действительно, в процессе обучения обычно видны свои слабые места, лучше структурируется информация у меня в голове, и тем самым запоминается также лучше. Для меня стало удивительным, что категоризация людей по типу восприятия и предпочитаемому стилю обучения несостоятельна в учебном контексте. Я всегда считала себя визуалом и информацию на слух воспринимаю очень плохо. От этого не могу ни слушать ни аудиокниги, ни треннинги, мне надо обязательно смотреть глазами, только в этом случае я усваиваю информацию. По крайней мере, намного быстрее и проще.
Не могу припомнить, чтобы какой-либо из моих учителей подавал информацию по-разному для учеников с разным типом восприятия. Поэтому, что эта теория не состоятельна не удивило меня. Читая учитывала, что бываю и в роли ученика, и в роли учителя, поэтому было интересно понять, как я могу помочь обучающимся запоминать информацию лучше. Получается, что наибольшую пользу принесут проверки информации через время и повторение пройденного. Необходимо помнить, что обучение начинается там, где ученику становится достаточно сложно. Если все, что он делает, дается ему легко и без особых усилий, это может значить только одно: развития не происходит. Если что-то дается вам с трудом, значит, вы учитесь и улучшаете свои навыки. Самое главное – не оставлять усилий. Преодоление трудностей = развитие.
Для меня известные стратегии обучения описаны в статье так убедительно и вдохновляюще, что я уже запланировала повторение некоторого ранее изученного материала. Также полезны самопроверка и обучение других. Ценное замечание для школьников и студентов о том, что учить предмет надо всё же заранее, а перед экзаменом лишь заняться повторением.
Ни разу не слышала, чтобы в наших школах учителя сортировали детей и обучали их в соответствии с определённым стилем, зависящим от восприятия информации. Думаю, что это правильно. Процесс восприятия по разным каналам происходит совсем не одинаково. Мне, например, легче воспринимать и запоминать визуальную информацию. Полученная таким образом она практически не поддается фильтрации, является как бы естественной, не подвергается критике. Информация же полученная по аудиоканалу является более избирательной, зависит от текущего эмоционального состояния, психологических установок и т.п. С кинестетическим каналом, который используется в меньшей степени, тоже не все так просто. При использовании всех каналов, которые даны природой, человек получает больше возможностей, больше ярких впечатлений от жизни.
Спасибо за актуальную статью в начале учебного года. Желаю всем успешного обучения!
Что правда, то правда — миф разрушили прямо. Я — яркий пример визуала, на слух вообще плохо воспринимаю устную речь. Даже книги не могу слушать при моей большой любви к ним. И в школе на уроках мне было тяжело, буквально засыпала, так как там основная часть информации подается вербально. Не раз задумывалась о том, как было бы хорошо, если бы было больше картинок. Про гимнастику для мозга слышала, мне тяжело рассуждать на данную тему. Про то, что «для мозга намного более эффективно выучить, забыть и снова вспомнить, чем услышать один раз» полностью согласна — не зря говорят» что «повторение — мать учения.» И про зубрешку накануне экзамена в самое яблочко, проверено на горьком опыте. итоге такая каша в голове, что по факту будто ничего и не учила. Самопроверка тоже крайне важна, это то же повторение, только процесс несколько иначе построен. Ну а про рост через трудности знает каждый! Спасибо за статью!
Необходимо помнить, что обучение начинается там, где ученику становится достаточно сложно. Если все, что он делает, дается ему легко и без особых усилий, это может значить только одно: развития не происходит. Если что-то дается вам с трудом, значит, вы учитесь и улучшаете свои навыки. Самое главное – не оставлять усилий. Это для меня ключевые фразы. Учить — забывать -повторять -это классика. Обучать других — это по потребности , не каждый готов и сможет обучать других. Постоянно чувствовать трудности , как и в жизни , переход на другой этап развития-это уже жизнь. Найти в себе силы не бросить , не оставить усилий — вот что сложно на этапе учебы, а дальше понимать , что эффективно -это там где сложно , иначе нет эффекта.
Спасибо за статью, она для меня носит познавательный характер, из нее я узнала о мифах в системе обучения, на которые я запросто могла бы повестись. С наиболее эффективными стратегиями обучения согласна, за многие годы обучения в школе и институте я выделила из всех прочих их же. На личном опыте подтверждаю их эффективность. А вот с утверждением, что когда все дается легко нет никакого развития, я не совсем согласна. Мне в школе многое давалось легко, но тем не менее, по уровню развития я отличаюсь от школьника, во всяком случае хотелось бы в это верить. Хотя с тем, что наибольшее развитие происходит при преодолении трудностей, я тоже согласна.
В другом источнике, описывающем процесс усваивания учебного материала, я читала, что воспроизведение усвоенного выделяется как этап, следующий за первичным ознакомлением и повторением. Стратегии обучения других и самопроверки, о которых говорится в статье, как мне кажется завязаны на этом этапе,
Из статьи я узнала, что деление людей на аудиалов, визуалов и кинестетиков не имеет под собой доказательной базы. Я думаю, что задействование того или иного канала восприятия — дело привычки. Раньше я не могла воспринимать аудиокниги, после прослушивания нескольких — научилась и теперь могу делать это не прилагая дополнительных усилий и не испытывая дискомфорта.
С тем, что обучение начинается там, где сложно — полностью согласна. Как маму первоклассника меня беспокоит ситуация, когда в одном классе оказываются дети с разными способностями — одним задачи решать пора и художественную литературу читать, а другие сидеть 10 минут спокойно не умеют и буквы выучили вчера. Учитель ориентируется на среднего ученика, поэтому у первых итак все хорошо, а последние вообще не понимают, что от них хотят — им слишком сложно. В результате обе группы детей не работают с нужной загруженностью.
Статья показала мне, как много в жизни мифов, которые порождают в людях стереотипы мышления и поведения. Для себя я уяснила, что главной задачей меня, как ученика – это не забывать повторять информацию. Выучить-забыть и снова выучить. Это позволит лучше запомнить материал, нежели зубрить накануне. Не забывать пересказывать материал вслух, рассказывать кому-то другому. Т.е. научить кого-то, значит знать и понимать информацию, которой я владею. И без её осознания, я не смогу донести её смысл третьим лицам. Опять – таки, эффективно учится – это прикладывать определённые усилия и получать результат. Надо понимать к какому результату я стремлюсь, и какие усилия мне нужно приложить для этого. При этом легко быть не должно. Конечно, меня немного смущает внешнее противоречие, что эффективно – это меньше затрат и больший результат, а развитие, связано с трудностями во время обучения. Думаю смысл в том, что обучение должно проходить качественно, а не выучил и потом забыл. А выучил, запомнил, применил в жизни. Я согласна, что чем сложнее учится, тем больше осваивается. Думаю, важно избирательно подходить к той информации, которую нужно изучить.
Ранее не сталкивалась , что есть разные стили обучения. Что зрительная память считается наиболее эффективной в запоминании, я слышала. Теперь понятно стало, что нельзя такой подход расценивать как единственный и эффективный. Согласна с тем, что эффективно повторение пройденного и забытого материала. И для этого достаточно перерыва в неделю. Отметила для себя, что мне такой подход пригодиться в работе. Когда прийдется запоминать новые материалы и готовиться к проверке знаний на работе. Ещё отметила для себя, что если приходиться сложно в обучении, не стоит отчаиваться и бросать. Это наоборот даёт развитие. Хотя всегда мои родители в считали лучшим, то когда обучение даётся легко. Теперь мне понятно, легко- не значит отлично. Трудности для развития необходимы.
На мой взгляд, самое сложное в обучении — начать. Я точно не аудиал! Если бы мне предложили такой метод обучения, то он был бы не эффективен для меня. Хочу сказать, что и подготовка к экзаменам давалась мне с трудом. В период сессий всегда учила на ночь, а утром повторяла материал. Таким образом, нужная информация запоминалась легче и ещё, лучшему усвоению материала мне помогало воображение. В старших классах, перед экзаменами в школе, всё складывалось иначе: я перечитывала учебник по несколько раз — в результате на экзаменах, при ответах на вопросы, материал вспоминался с большим трудом.
Из прочитанного в данной статье сделала для себя вывод: чтобы обучиться чему-то, нужно выбрать правильную стратегию.
В обучение должны быть заложены: чередование, переключение и отдых, тогда прокрастинировать хочется меньше!
Очень полезная и своевременная статья! Я люблю учиться, поэтому стараюсь делать это постоянно. Все методы обучения, перечисленные в статье, очень эффективны. Особенно, мне понравился способ — выступить в роли учителя. После того, как мой сын пошел в первый класс, я в этой роли постоянно. И очень этому рада, т.к. что-то могу освежить в памяти, но особенно мне нравится радость моего ребенка, когда он додумывается до чего-то сам, стоит только дать направление его мысли. В этом году начну повторять физику. Всем удачи в новом учебном году!
Для детей младшего дошкольного возраста используют различные методы обучения, совмещая аудиальное восприятие с кинестетическим и визуальным. В период работы в детском саду, я любила проводить занятия по лепке, аппликации, где в полной мере можно было задействовать различные виды восприятия. Но о разделении детей и индивидуального подхода в этом отношении никогда и нигде не применяли. Методы многократного повторения,забывания и вспоминания, обучения других, действительно работают и были проверены мною на практике.
Это статья подтвердила мои наблюдения по поводу того как я лучше запоминаю новую информацию и как мне лучше учиться. Для меня более эффективна модель обучения, когда я становлюсь учителем, когда у меня нет возможности спрятаться за кого-то, кто бы за меня рассказал материал. Еще я заметила, что если материал, который я изучила можно сразу применить на практике или он проясняет ранее возникшие вопросы, то не требует особых усилий для запоминания и она откладывается в долгосрочной памяти сразу и не требует особых усилий для извлечения. Еще мое наблюдение по обучению, что чем интересней материал, тем проще его учить и запоминать.
В школе я пользовалась другой тактикой, читала текст перед уроком, поднимала руку, отвечала и благополучно забывала текст , но это работало только с гуманитарными предметами, с физикой и химией это не работает. Видимо по этому у меня много знаний, которые имеют поверхностный уровень познания и поэтому сейчас мне тяжело учиться, потому что нет культуры учения.
Но когда работаю с группой на школах, собираю всё что изучала и применяю на практике, хотя иногда удивляюсь тому что знаю и не всегда помню откуда я это знаю.
В статье рассмотрены наиболее эффективные стратегии обучения: многократное повторение, проверка собственных знаний и обучение других. Согласна с этим на 100%. Но на мой взгляд, большую роль в обучении играет талант преподавателя. За всю мою жизнь могу назвать лишь несколько педагогов, которых все в аудитории слушали открыв рот. И поверьте, что не важно было какой канал открыт у учеников, т.к. информация просто ложилась в свои ячейки и запоминалась если не на всю жизнь, то на очень долго. Такие же впечатления у меня и от лекций В.М. Самое главное в них для меня — это то, что интерес к занятиям не притупляется. Интересно учиться!
Век живи , век учись дураком помрешь ;)! Знать все действительно не возможно , но зато возможно все воспринимать таким каким оно является. Всю жизнь я буду жить и Асю жизнь я буду учиться. Так как способность себя развивать делает меня нужным и счастливым человеком. Я получаю третье образование и понимаю , что теперь могу быть нужным и в сфере психологии, что делает меня сильнее при многих аспектах в моей жизни. Например в сфере переговоров , где действительно нужны импатийные навыки и возможность почувствовать эмоции собеседника, да и не только в переговорах ;). Я на себе прекрасно прочувствовал момент , когда я остановился в своём развитии и сказал себе , что теперь меня все устраивает … и в этот самый момент получил от жизни такой пинок , что даже нехотя стал дальше развиваться ;). Не останавливайтесь в развитии и жизнь вас не остановит в получении всех ее благ. А одно из самых больших благ это жить и наслаждаться жизнью, развивая себя и свои способности :)!!!
Интересная статья. Мозг всегда выбирает наиболее простой путь усвоения информации. И если опираться только на одно аудиальное (визуальное или кинестетическое)восприятие, то остальные два остаются совершенно не развитыми.
По поводу самопроверки — У меня всегда это работало от обратного. Куча информации в книге, порой даже много налито «воды». Но, открывая в конце учебника «проверочные вопросы», сразу становится понятно, что именно нужно запомнить, что конкретно будет спрашивать преподаватель. Поэтому, читая, к примеру, вопрос :»Что такое адаптация», уже ищу ответ на конкретно поставленный вопрос, вместо того, чтобы углубляться в «Жила-была коза и было у неё 4 копыта. И жила на поле [куча букв про жизнеописание козы] и однажды её перевезли в другой сарай и она стала адаптироваться.А адаптация -это….»
Я не получила новых знаний из статьи. Отметила для себя, если получение знаний, навыков дается легко и не приходится прикладывать усилия, значит, нет никакого развитя. Мне потребовалось себя понудить для прочтения статьи и особенно для написания комментария. Значит, у меня развитие есть.
Дельное замечание у Светланы Колдовой по нежизнеспособности методик двухдневного изучения английского языка. Я раньше об этом не задумывалась. Буду внимательнее относиться к рекламе.
Утверждение о независимости степени обучения от более развитого стиля восприятия информации, т.е. аудиалов, визуалов, кинстетиков, напомнило утверждение о том, что черный активированный уголь никак или отрицательно сказывается на состояние организма. Десятки лет люди лечились активированным углем и он им помогал, а тут вдруг не действует. Т.е. сколько людей, столько и теорий. На слово верить нельзя. Надо все проверять.
Безусловно обучение кого-то только что полученным знаниям, навыкам укрепляет эти знания в сознании самого человека. Как пример из моей жизни был случай на сессии в университете. Во время сдачи экзамена я объясняла однокурсникам материал из билетов, который им сложно давался. Под конец экзамена преподаватель спрашивал у студентов определение «блока». Определение не давалось на лекциях, определение было введено мной во время подготовки. Тот материал запомнился мне на долго.
Я училась еще в советской школе, и первые две стратегии точно там применялись. И проверочные вопросы были в конце параграфа, который изучали, а не в конце учебника.
И да, я заметила, что когда начинаешь учить других, материал начинаешь видеть с другого ракруса и запоминается он надолго. Когда расказываешь другому, даже о том, что сам недавно узнал, память работает качественно и количественно в другом режиме. Недаром говорят:» Если хочешь чему-то научиться, начни учить других.»
Прочитав статью, снова получил подтверждение, что наш мозг пластичен. Благодоря этому свойству люди имеют возможность развиваться на протяжении всей своей жизни.
Обучение это процесс, который происходит на протяжении всей жизни, начиная с обучения чтению и продолжаясь освоением работы, хобби и всего того, что дает нам возможность приобретения новых навыков. Обучение происходит тогда, когда трудно, если что-то дается легко вы не преобретаете никаких навыков и обучения, а соответственно и вашего роста и развития не происходит. Было интересно узнать, что способ запоминания текста, который я использую, он выработался у меня с годами, является наиболее эффективным. То-есть я на протяжении 1-2 недель повторяю, забываю и снова повторяю и потом, если периодически повторять, то незабудешь, наверное ну очень, очень долго. Немаловажно также, быть активным в жизни, заниматься спортом или хотябы физкультурой, так как упражнения на координацию улучшают скорость реагирования и внимательность. Активные люди меньше страдают болезнью Альцгеймера.
Спасибо.
Про стратегию выучить и отложить материал, и потом к нему вернуться и освежить, читала в главе у Рубинштейна про память. Для меня это всегда был действенный метод. Помнится, так мы учили времена по испанскому. Если в тексте встречалось новое для нас, пока еще не изученное время, наш учитель быстро писал парадигму глаголов всех спряжений в этом времени. Каждый раз когда в тексте встречалось использование этого времени он спрашивал помним ли мы, что это за время и просил желающего проспрягать какой нибудь глагол. Таким образом,когда мы доходили до грамматического урока об этом времени, мы уже хорошо были с ним знакомы и нам оставалось только закрепить правилами информацию. Не помню чтобы мне в жизни что-то давалось легко. Мне казалось плюсом когда есть какой-то дар,но видимо все-таки лучше когда все идет через усилия,труд и волю. Спасибо за статью.
Из статьи для меня было интересным узнать то, что когда я стараюсь кого-то обучить или рассказать то, что узнал новое, то это позволяет мне лучше запомнить и усвоить изученный материал. Также для меня было открытие то что, если мне тяжело в учебе значит происходит развитие. Учеба мне всегда давалась тяжело, многие мои одногруппники могли прийти на пары и во время подготовки к ответу у доски выучивали материал. Я не мог понять, как это возможно, мне же приходилось сидеть часами и разбирать материал чтобы его усвоить. Теперь я понимаю, что у каждого своего уровня развития и восприятия, кому-то учеба дается легко, кому-то тяжело, но если мне тяжело, то я на правильном пути и это означает что я делаю шаг на ступеньку выше чем я сейчас.
Если обратиться к выводу в конце статьи, то я понял это таким образом: «Что приобретается легко, то легко и уходит». Однако на своем опыте я могу сказать несколько другое. Во-первых, обучение проходит легко, если есть преемственность информации, т.е. начиная с простого и постепенно развивая и наращивая базу знаний или умений. Это как перепрыгнуть препятствие – если сразу перед тобой стоит забор, то одолеть его будет непросто. На мой взгляд, в том случае, если учеба дается легко, есть другая опасность. Вырабатывается привычка «не напрягаться», и когда в процессе обучения ставится более сложная задача, отсутствие навыка преодоления трудности может привести к игнорированию поиска ее решения, что как раз и является отказом от развития.
По поводу развенчанных мифов об успешных стратегиях обучения: подача информации в соответствии с предпочитаемым индивидуальным стилем учащихся как раз и подразумевает создание «комфортных» условий, что мешает в итоге их общему развитию, да и непосредственно процессу обучения. Как действительно отметили некоторые комментаторы, стиль восприятия информации в основном дело привычки, и никто не знает, какие результаты может дать развитие других способностей или их сочетание. Что касается упражнений на координацию, то мне не вполне ясно, в чем измеряется или как выражается связь между полушариями, с тем, чтобы делать выводы о влиянии на нее этих упражнений.
Наиболее интересными мне показались стратегии с забыванием и учеником в роли учителя. Обе прочувствованы на себе – и РАБОТАЮТ! Про «кривую памяти» я читал, еще будучи студентом, и никогда не учил в последний день перед экзаменом. Если правило нарушалось, результаты были заметно хуже. А уж как часто нерешаемая задача, будучи объяснена кому-либо в поисках помощи, решалась еще до конца рассказа внезапным озарением. Это как раз из области структурирования знаний и проверки пробелов в них.
Про обучения по каналам восприятия не слышала. У нас в России видимо так не обучают или я не сталкивалась. Поэтому ничего не могу сказать. Но думаю, что действительно в этом нет большой пользы.
Если говорить о повторении, то это в точку. На мне это точно так работает. Зубрить у меня никогда не выходило. А вот повторённое много раз, с промежутком времени, запоминается хорошо. Очень важно понимать, то что хочешь запомнить. Поэтому, на мой взгляд помогает обучение другого. Для того чтоб кого-то научить нужно объяснить. А объяснить без понимания не получится. Поэтому тут сразу несколько механизмов срабатывает. Мне очень помогает научение другого. Я больше погружаюсь в вопрос, рассматриваю с разных сторон. Статья напомнила о многих моментах обучения. И это мне сейчас очень поможет. Спасибо.
Обучение дело серьёзное. Мой опыт говорит мне, что без качественной организации учебного процесса родителями или педагогов, ученик учится скорее «вопреки», а не благодаря.Например мысль в статье о том, что что бы выучить материал для начала его необходимо забыть, меня повергла в изумление. А затем я вспомнил, как сам пытаюсь учить.. и вижу, что тогда когда перечитываю учебный материал через какое-то время,то восприятие становиться куда тоньше и глубже. Плюс он лучше запоминается. В школе я например сначала учился по наитию, а затем и вовсе не учился понимая, что не справляюсь с учебной задачей, начинал избегать её. После это перенеслось на работу. Сейчас я потихоньку решаю эту проблему, но так или иначе…
Спасибо за статью! 🙂
«Учись учиться» — этот в каком-то смысле патетический призыв, вполне отражает суть процесса качественного обучения. Прежде всего, хочется отметить, что эффективность учения чему бы то ни было обусловлена степенью включенности в сам процесс обучения. И здесь значимую роль играет грамотный ситуационный побор стратегии учения. Для изучения декларативных (теоритических) знаний, которые представлены:
~ стратегией ЗАПОМИНАНИЯ – для изучения фактической и базовой информации.
~ стратегией ОРГАНИЗАЦИИ – для овладения в большом объёме сложной специфической информации.
~ стратегией СИСТЕМАТИЗАЦИИ – для сопоставления различных понятий и установления связей между ними.
Они в обязательном порядке, должны обеспечиваться поддержкой в части САМОРЕГУЛЯЦИИ, со стороны таких её компонентов, как:
~ метакогнитивный (самоконтроль, мониторинг, планирование);
~ управления (социально-психологические и материальные ресурсы);
и наиважнейшим мотивационным комплексом.
С учётом специфики возраста, начального уровня способностей того кто учится, а так же другим критериям, данные стратегии, внутри себя, содержат методы, способы и техники, такие как: многократное повторение, схематизация, оформление таблиц, мнемотехники, пересказ, преподавание изученного, подбор индивидуального эффективного сочетание подачи изучаемого материала (в том числе основываясь и на ведущих, на данный момент каналах восприятия, попутно развивая остальные) и т.д.. Все они призваны осуществлять оптимально-успешное освоение знаний.
Зубрить, повторять — это точно не мое! Я никогда не учила стихи, экзамены в школе. Мне нужно было понять только и все, стих я учила на перемене. То, что нравилось, помню до сих пор. То, что не понимала, могла часами повторят , толку с этого ноль. Для меня хороший вариант — это быть учителем. Я запоминаю хорошо тогда, когда сразу передаю знания! Вспомнила, что как раз таки моя учительница первых классов, применяла такую методику. Мне очень было тяжело с математикой, а она однажды дала сказала мне, что я буду учителем для одноклассника, который занимался хуже чем я.У меня появилась после этого мотивация! Я думаю, что эффективность обучения зависит именно от этого, от мотивации.
Истина говорю Вам, рекомендую для прочтения ….Ученик способен усвоить намного больше, если в ходе обучения он регулярно занимается самопроверкой, а не просто пассивно воспринимает информацию. Проверка своих знаний после изучения материала намного эффективнее, чем заучивание прочитанного. Большинство учебников содержат вопросы для самопроверки, которые могут быть весьма полезны. Однако наиболее эффективный способ закрепить изученное – это выступить в роли учителя, то есть обучить кого-то тому, что вы недавно усвоили. Иногда в ходе такого объяснения учащийся, занимающий позицию учителя, открывает для себя новые вещи, которые ранее были для него неочевидны. Обучение другого человека, по сути, является проверкой собственных знаний на практике. В ходе такой проверки человек учится корректно выражать свои мысли, организовывать информацию, выделять наиболее важные моменты. Кроме того, таким образом, он может увидеть пробелы в собственных знаниях, понять, на что следует сделать упор. Хорошая статья , а главное во время. Многократное повторение, забывание, самопроверка и преподавание — эффективные стратегии обучения. Спасибо !
Статья интересная, спасибо. Новое узнала, что оказывается аудиалы и визуалы-миф) в моей практике обучения я выявила, что запоминаю без проблем то, что мне очень интересно. То, что я понимаю. Тогда и заучивать не нужно. Раньше мне хватало просто слушать интересную лекцию, сейчас я стараюсь записать важные моменты чтобы ничего не упустить. Конечно, название терминов и тп необходимо заучить, но в целом, мое мнение, главное понять материал. Есть дисциплины, которые трудно давались в понимании и их необходимо было зазубрить. В моем случае срабатывал метод-на ночь прочитать очень много раз текст, не запомнить ни слова, а с утра, перечитав, понять, что все вызубрил. В статье этот метод звучит как -«Информация, воспринятая единожды, вряд ли останется в долгосрочной памяти. Именно поэтому для мозга намного более эффективно выучить, забыть и снова вспомнить, чем услышать один раз». По поводу проверки знаний, опять же по моему мнению, если можешь перенести на бумагу изученный материал, значит ты понял и выучил его. Новым было-«Однако наиболее эффективный способ закрепить изученное – это выступить в роли учителя, то есть обучить кого-то тому, что вы недавно усвоили. »
Спасибо за статью.
Прочитала статью и порадовалась за англичан — какие же они там экспериментаторы! Про каналы восприятия слышала раньше. Как-то пыталась свои друзей понять — к какому каналу восприятия они больше склонны. Для меня новая информация о том, что если обучение дается трудно — значит есть потенциал дальнейшего развития. Я реально думала до прочтения данной статьи, что если заставляешь себя учиться — значит не стоит пытаться, просто НЕ МОЁ. А на самом деле мозг сопротивляется развитию. «Проверка своих знаний после изучения материала намного эффективнее, чем заучивание прочитанного» — это прямо точно про экзамены в институте. Помню, что постепенное изучение билетов, а потом просто повторение перед экзаменом — гораздо эффективнее экспресс-методов запоминания информации.
Здорово, что где-то зреет беспокойство об улучшении образованности нации. Однако, если ты обучаем, то вся информация, рассчитанная на твою возрастную категорию тебе под силу. Более способный всегда будет усваивать информацию быстрее и лучше, а менее способный медленнее и хуже, не зависимо от способа донесения информации/навыка и тд. Не обучаемый ничего не будет воспринимать, так же, независимо от способа обучения. И это что касается того возраста, где человек еще не в состоянии адекватно фильтровать информацию. Мне кажется просто все зависит сугубо от желания и увлечения учащегося. Как бы преподаватель не скакал по аудитории, если ученику это не нужно и не интересно, то врядли что-то усвоится. Ну по крайней мере шансы весьма малы. Если хочешь учиться, то усвоишь.
«Век живи — век учись». И на самом деле, действительно, процесс обучения не заканчивается с окончанием школы или ВУЗа, он пронизывает всю нашу жизнь и во всех сферах и знать о том, как хорошо и эффективно учиться необходимо не только тем, кто сидит за школьной партой. В этом плане статья крайне полезна. К тому же на деле подтверждено, что однобокий подход к обучению со стороны преподавателя вряд ли будет реально эффективным и продуктивным. Касательно того же обучения основывающегося на стиле восприятия, действительно, даже при наличии преимущественно активного канала восприятия, так или иначе при запоминании разной информации подключаются разные и эффективны они в своей совокупности, таким образом я, например, учу тексты «загружая» их на слух, но если есть какие-то «проблемные» части, то их запоминание уже происходит при подключении визуального канала, пометками в тексте и самое последнее закрепление выученного может происходит кинестетически, при записи их на бумагу. Вряд ли бы было эффективным применение только одного из способов. Определенно и остальные выводы статьи тоже являются эффективными для действительно продуктивного процесса обучения и обязательно должны учитываться.
Согласна с тем, что обучение – это процесс, который происходит на протяжении всей жизни человека. В данной статье рассматриваются наиболее успешные стратегии обучения, включающие многократное повторение, проверку собственных знаний и обучения других. Профессор Нейт Корнелл утверждает, что одной из самых больших ошибок, которую может допустить преподаватель, является обучение учеников в соответствии с их стилем обучения. Было проведено исследование, которое показало, что предпочитаемый стиль обучения не гарантировал эффективности, то есть, если опросник свидетельствовал о том, что человек — визуал, это вовсе не означало, что он лучше запоминал визуальную, а не словесную информацию. Большинство людей задействует все каналы восприятия (аудиальный, визуальный и кинестетический). Если один из этих каналов более активен, это не является поводом делать основной упор при обучении именно на этот канал в ущерб развитию остальных. Из статьи для себя отметила, что эффективными стратегиями обучения считаются: многократное повторение, забывание, самопроверка и преподавание. Плюс следить за тем, чтобы было трудно. Спасибо за статью
Все стратегии обучения уже давно известны,кстати разделения на визуалов и аудиалов для меня всегда являлось условным.Всегда считала,что при получении новой информации очень важно хорошо ее законспектировать,причем красиво оформить.Потому что ,когда я стараюсь красиво законспектировать это помогает мне еще раз вдуматься в информацию ,выделяя в ней наиболее важные моменты изложить эту информацию в конспекте.Потом еще несколько раз обратиться во время подготовки и информация надежно усвоена.
Абсолютно верно подтвердилась мое наблюдение,что самый верный способ по пониманию и изучению какого-либо предмета или специальности,это попытаться обучить этому другого человека.Именно во время передачи знаний другому открываются новые грани ,казалось бы уже изученного и понятого.Находишь новые нюансы ,на которые не обратил бы внимания без объяснений этого материала ученику.
Обучение — процесс бесконечный, будь то добровольно или нет, но обучение сопровождает человека всю жизнь. Оно проявляется как в изучении чего-то нового, так и в жизненных ситуациях, которые необходимо решать. Что касаемо новой информации из статьи, то новым для меня было узнать, что нет научно-обоснованного исследования касаемо восприятия информации. До этого я неоднократно слышал, как некоторые публичные люди ссылаются на то, что степень восприятия человеком информации зависит от того, какой канал восприятия у него работает лучше. Соглашусь с тем, что когда пересказываю информацию другому человеку, мне легче ее воспроизводить в дальнейшем.
Как сказано в статье- если учиться легко,то развития не происходит ,надо для себя это хорошенько запомнить и не опускать руки) из статьи узнала ,что лучший способ учиться это повторение и отработка материала на практике,например выступить в роли учителя/ рассказчика. Я отмечала и первое и второе в своей жизни. Действительно пересказ другому человеку нового материала помогает даже взглянуть на некоторые аспекты иначе, структурировать речь и мысли.узнала ,что упражнения на развитие полушарий больше миф.
Много интересных примеров исследований и опровержений популярных теорий и мнений относительно обучения. Мне понравилась рекомендация о том, что намного эффективнее прочитать необходимую информацию за неделю до экзамена, частично забыть ее и вернуться к ней снова за день или два до экзамена. Вероятнее всего так лучше запоминается информация. С двойным погружением в материал.
А вот с мнением относительно того, что обучение — это там где становится сложно, мне не очень понятно. Например, если я замотивирована на учебу и мне очень нравится то чему я обучаюсь, мне очень интересно, но совсем не обязательно сложно. Я узнаю новую информацию — легко запоминаю ее, так как она мне интересна и начинаю использовать ее на практике. В чем тут сложность? И обязательно ли ей здесь должно быть место?
Обучение начинается там, где становится достаточно сложно. Если все, что он делает, дается ему легко и без особых усилий, это может значить только одно: развития не происходит. Глубокая мысль из области личностного роста. Но с другое стороны, обучение и мой рост напрямую связаны. И зависит от того как я могу усваивать информацию из вне. Поэтому это так важно. И здесь не надо изобретать велосипед. Работают старые дедовские методы — надо заучивать и повторять. Ничего нового не придумаешь. И все новомодные системы раннего развития детей не имею научного обоснования. А так коммерческая тема, основанная на человеческих мифах.
Голосую за самопроверку! Как много народу пренебрегает этим, даже при наличии контрольных вопросов в конце главы, а меж тем это отличный способ припомнить весь материал, обратить внимание на основное, установить новые смысловые привязки. Тренируется сразу всё. И материал запоминается. С обучением кого-то происходит примерно то же, только уже не книга, а человек будет задавать те же вопросы. Один минус — надо этого человека найти))
Из статьи узнал, что эффективно узнать информацию забыть и снова её услышать, чтобы запомнить её лучше. Также статья напомнила, что самым эффективным методом является повторение. Не зря же говорят, что повторение – мать учения. Конечно, я это знал ещё учась в институте. Но некоторые предметы были мне неинтересны, поэтому я не считал нужным тратить время на изучение этих предметов. Учил непосредственно перед экзаменом, чтобы только его сдать. Сейчас на работе те операции, которые совершаю чаще всего уже доведены до автоматизма. А некоторые вещи, которые раз в полгода делаю, забываются легко. Поэтому приходится писать себе методички на такие вещи, чтобы заново не разбираться как они делаются. Интересной для себя я отметил мысль, что обучение должно быть сложным. Т.е. необходимо прикладывать достаточные усилия, чтобы происходило развитие.
Интересная статья. Про один из подходов обучения я знал. И не давно его осознал после переквалификации. В данной статье он описывается вторым методом обучения. Могу с уверенностью сказать, что он очень эффективен. Описанные первый метод, звучит тоже очень реалистичным, по возможности проверю. Согласен с тем, что нет необходимости разделять обучающихся по типу восприятия. Даже если в какой-то мере это так, то получается, что человек развивается только с одной стороны, а не всецело. Поэтому я считаю, что данный вид обучения не может быть эффективным. Интересно было бы почитать ещё в данной теме.
Для меня новой информацией стало то, что разделение обучающихся на кинестетиков, аудиалов и визуалов не играет роли в эффективности обучения. В статье сказано, что это научно доказано, однако 90% учителей до сих пор пользуются этим методом. Хотя, как мне кажется, в России только к этому идут. То есть, когда, например, в Германии полностью перестанут пользоваться этой методикой, в России это будет повсевместно. И все будут этим гордиться.
Мне интересно было узнать, что метод «выучил-забыл-снова вспомнил» работает. Точнее, что он подкреплён теоретически, ведь на практике мы все так живём — вспомнить хотя бы экзамены. Лекции изучены давно и так же давно забыть, но перечитываются в ночь перед экзаменом или за пять минут до него и сразу все в голове складывается.
Метод самопроверки очень помогает закрепить материал. Сейчас все большую популярность набирают пособия для малышей 3-4 лет, где в конце игры малыш видит, правильно ли он выполнил задания. Все чаще этот метод можно встретить в в развивающих играх на телефоне в том числе и у подростков.
Однако вопросы в конце параграфа в учебнике не пользуются популярностью особенно у школьников среднего и старшего звеньев.
Повторение как познавательный процесс неотъемлемая часть любого обучения. Копирование без осмысления к осознанию сути процесса не приведёт. Я считаю что повторение это последовательное усваивание незнакомой информации с одновременным соотнесением той терминологической и понятийной базы которая уже является частью способностей человека. А все эти аудилы и прочии отклонения мной воспринимаются как попытка спрятать лист в лесу. Обьяснеяя всеобщую деградацию разума » неподходящим » подходом. Конечно же очень большое значение имеет понимание конечной цели собственно обучения. Отбыть 11 лет или же освоить новые горизонты любимого дела.
Думаю, что тема эффективности обучения всегда актуальна, для себя я считаю ее важной, так как нахожусь в постоянном обучении. Выражение, Гимнастика для мозга, все чаще звучит. Чем яснее, острее ум человека, тем дольше он в строю социума. Даже пожилого человека, рассуждающего здраво, окружающие воспринимают серьезно, чем того кто рано теряет рассудок. Согласна с выводами сделанными в статье, что нет абсолютно чистых аудиалов, визуалов и кинестетиков. У каждого есть свои личные особенности восприятия, но при обучении будет правильнее воздействовать на все органы чувств. И еще, очень правильный тезис, «обучение начинается там, где ученику становится достаточно сложно. Если все, что он делает, дается ему легко и без особых усилий, это может значить только одно: развития не происходит. Если что-то дается вам с трудом, значит, вы учитесь и улучшаете свои навыки.» Если я не развиваюсь, то вероятнее всего, начинаю деградировать.
На самом деле в данной статье ничего нового для себя не выявил, достаточно прописные истины в ней изложены. Самое главное, что стоит отметить это кем бы ты не был визуал, аудиал или кинестетик самый лучший способ воспринимания информация это комплексный , когда принимают участие все перечисленные канала восприятия, а также это само собой как говорится в поговорке » повторение , мать ученье» и само главное ,это делится теми знаниями в которых ты эксперт , ведь чем больше отдаешь, тем больше вернется в замен , к тому же сам себя при этом прокачиваешь и понимаешь на какой аспект необходимо обратить внимание и проработать в будущем. К тому же , если дается легко , то это скорей всего не рост знаний и стоит обращать внимание там где тяжело, ведь проходя трудности учишься и ростешь.Спасибо.
На собственном опыте знаю, что повторение уже частично забытого материала очень действенный способ что бы запомнить на долго. Самопроверку использую в обучении постоянно, но не в контексте ответа на вопрос о конкретных терминах, а в целом, что понял из прочитанного. Пытаюсь сам себе рассказать краткое содержание изученного. С Рубинштейном это даётся не легко. Но каждый раз узнаёшь что-то новое. Отлично замечено, что обучение начинается там, где ученику становится достаточно сложно. Если все, что он делает, дается ему легко и без особых усилий, это может значить только одно: развития не происходит. Если что-то дается вам с трудом, значит, вы учитесь и улучшаете свои навыки. Самое главное – не оставлять усилий. Полностью согласен с данным тезисом.
Самое главное — не оставляйте усилий! Какие хорошие слова и как сложно мне им следовать на самом деле. Вообще прихожу к выводу, что учение для меня очень сложный процесс. Была иллюзия, что мне нравится учиться (ну точнее стало нравится после лет 28), но это был миф. Да, мне стало нравится читать, рассуждать, ..но все не по теме. Т.е. те вещи, которые необходимо не просто почитать, а сидеть и разбираться, изучать, понимать — мне это быстро надоедает. А вот просто почитать, с иллюзией, что я саморазвиваюсь — то это пожалуйста. Нет, ну может доля развития и в этом присутствует, но это развитие хаотичное, не последовательное, бестолковое. Поэтому, требуется пересмотреть свой подход к самообучению и постараться научиться учиться. Спасибо за статью.
В статье хорошо отмечено, что обучение начинается там, где становится сложно. Это принцип, который многими игнорируется, как мне кажется, потому что все хотят максимально комфортной работы, без перегрузок и настойчивости. Еще мне понравился прием про многократное повторение, которое позволяет запомнить что-то важное, чтобы оно не ушло из памяти. Но главная идея статьи заключается в том, что нужно учиться всю жизнь, а не ограничиваться одним лишь высшим образованием, как у нас принято. Интересная и полезная статья, но хотелось бы больше методик обучения.
Очень интересная статья и интересные методы обучения, указанные в ней. Итак, первое, что я для себя отметила-это повторение изученного материала, то есть прочитала что-то, через какое то время вернулась к этому снова, и вероятность запоминания данной темы будет выше. Второе, что запомнила-попробовать кому-то рассказать, об изученном материале, то есть попробовать себя в роли учителя, рассказать другому, ответить на возникающие вопросы. Думаю методика эффективная, стоит попробовать.
Учиться всегда трудно, какие бы стратегии ты не выбрал, будь то многократное повторение, проверка собственных знаний или обучения других. Открытием стало то, что забывание помогает учиться и для мозга намного более эффективно выучить, забыть и снова вспомнить, чем услышать один раз. Абсолютно согласна с тем, что обучение начинается там, где приходится преодолевать сопротивление- «Если все, что он делает, дается ему легко и без особых усилий, это может значить только одно: развития не происходит. Если что-то дается вам с трудом, значит, вы учитесь и улучшаете свои навыки.» Спасибо за статью.
Интересно , все учителя , педагоги , преподаватели это знают . А самое главное , все учителя начальной школы !. Как по мне , так это очень важные люди в жизни ученика , которые ох как сильно влияют на его дальнейшую учебную жизнь . Конечно , нельзя снимать ответственность с родителей. Так же какие-то индивидуальные особенности ребенка тоже влияют . Но всё же . Учитель начальной школы , на мой взгляд , учит детей учится . А без этого навыка никуда . Да и не только в учебном плане.
Статья интересная, спасибо.
В статье я прочитала то, что попробую применить на своих детях, благо их много и они разного возраста)
Мне очень понравился приём, когда чтобы закрепить полученные знания, ребёнок должен будет научить этому кого-то другого.
Мне кажется такое упражнение просто гениальным, тк оно действительно научит и закрепить материал и лучше усвоить.
Почему таким приемом не пользуются у нас в школах?! Это же осень здорово, тем более, что детей много и они могли бы друг друга обучать.
А пока, имея 2-х школьников в семье, смею констатировать, что заучивание это, пока, основная стратегия в образовании.
Полезная статья с важными советами! Хотел бы дать совет по еще одному важном аспекте обучения, а именно музыки во время обучения. Некоторым легче сосредоточиться в тишине, но некоторым нужна тихая музыка для фона. Музыка поможет успокоиться, поднимет вам настроение и даст стимул. Лучше всего для фона подойдет инструментальная музыка, в которой нет слов. Это может быть классическая музыка, музыка из кино или в стиле барокко.Если музыка со словами вас не отвлекает, можно включить что-то из знакомых композиций. Избавьтесь от любого шума, который будет вас отвлекать. Можно слушать рок музыку, в которой есть слова, но крайне не рекомендуется поп музыка. Выберите то, что вам больше подходит.Музыка должна быть негромкой. Слишком громкая музыка будет вас отвлекать, а спокойная музыка поможет вам сосредоточиться.