Независимо от того, беретесь вы за изучение игры на скрипке или совершенствуете свой испанский, предлагаем вашему вниманию научные исследования, которые реально помогут учиться!
Если на 2020 год у вас в планах было освоить новый навык, возможно, сейчас вы чувствуете себя на грани провала. Независимо от того, осваиваете ли вы новый язык, музыкальный инструмент или новую профессию, на первоначальном энтузиазме далеко не уедешь, и любой дальнейший прогресс может быть разочаровывающе медленным.
После таких метаний, можно предположить, что вам просто не хватает природного дара – по сравнению с теми счастливчиками, которые могут научиться любому новому навыку с легкостью.
Однако, это вовсе не обязательно должно быть так. Многие ученые-эрудиты, в том числе Чарльз Дарвин и лауреат Нобелевской премии физик Ричард Фейнман, утверждали, что не обладают исключительным природным интеллектом. У большинства из нас более чем достаточно мозгов, чтобы овладеть новой дисциплиной, если правильно их использовать. Новейшая наука нейробиология предлагает множество стратегий как раз именно для этого.
Многие исследования в этой области основаны на идее “желательных трудностей”, впервые выдвинутой профессорами Робертом и Элизабет Бьорк из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Цель состоит в том, чтобы намеренно создать легкое чувство разочарования, когда вы учитесь, что заставляет мозг обрабатывать материал более глубоко, создавая длительные воспоминания. Это похоже на физические упражнения: вам нужно почувствовать некоторое сопротивление, чтобы добиться значительных долгосрочных успехов.
К сожалению, многие из наших предпочтительных методов обучения, такие как чтение и выделение маркером в учебниках, рисование красочных “ментальных карт” для обобщения материала – не добавляют достаточно умственных проблем, чтобы заставить информацию «закрепиться». Что, в свою очередь, приводит к разочаровывающим результатам. “Наше суждение об обучении часто предвзято по отношению к стратегиям, которые кажутся легкими и непринужденными. Но они не приводят к долгосрочному сохранению знаний”, — утверждает д-р Каролина Кеппер-Тецель (Carolina Kuepper-Tetzel), психолог из Университета в Глазго и член веб-сайта Learning Scientists.
Следующие стратегии помогут вам преодолеть эти вредные привычки. Что бы вы ни планировали узнать, они сделают вашу память предметом зависти для окружающих.
Потерпеть неудачу продуктивно
Давайте начнем с предварительной стратегии, которую будет легче понять на примере.
Как сказать «спасибо» по-фински?
Ответ — «kiitos», и я предполагаю, что у большинства читателей, которые не являются финнами, не будет никакой надежды ответить на этот вопрос правильно. Но, благодаря этой первоначальной внутренней борьбе, вы теперь с большей вероятностью вспомните ответ в будущем. Психологические исследования показывают, что «предварительный» опрос, проведенный до того, как вы изучили материал, заставляет мозг усваивать информацию впоследствии намного лучше, даже если вы не смогли правильно ответить ни на один вопрос.
Если вы изучаете игру на музыкальном инструменте, переключайтесь между гаммами и музыкальными произведениями, которые вы практикуете
Это верно как для запоминания простых мелочей, так и для погружения в более сложный материал. В одном исследовании участники были опрошены на тему нейробиологии зрения, прежде чем прочитать эссе Оливера Сакса по этой теме. В итоге они узнали на 10-15% больше, чем студенты, которым вместо этого было предоставлено дополнительное время для чтения текста. Что бы вы ни изучали, попытайтесь оценить свое текущее понимание темы, даже если его совсем нет.
Научи другого
После предварительного тестирования вы продолжаете спрашивать себя о том, что вы только что узнали. Психологи называют это «практикой поиска», и это один из самых надежных способов запоминания. Практика поиска информации значительно превосходит другие стратегии обучения, такие как мысленное отображение изучаемого материала.
Как объясняет доктор Кюппер-Тецель (Dr Kuepper-Tetzel): «Тестирование обычно рассматривается как способ оценки знаний. Однако тестирование само по себе является мощной стратегией обучения и способствует длительному сохранению знаний.»
Это может быть одной из причин, почему карточки — распространенная форма самотестирования — не работают так хорошо, как могли бы. Если вы считаете, что самопроверка — это всего лишь способ оценки вашей памяти, вы можете заглянуть в ответ слишком рано. А ведь вам нужно действительно напрячь свой мозг, прежде чем сдаться, если вы действительно хотите улучшить память. “Чем сложнее поиск, тем мы лучше запоминаем информацию”, — считает профессор Мирьям Эберсбах (Mirjam Ebersbach) из Университета Касселя в Германии.
Если вы готовитесь к экзаменам, попробуйте задать свои собственные вопросы, а не полагаться на написанные в заданиях. Эберсбах обнаружила, что создание вопросов само по себе может усилить процесс обучения, поскольку это заставляет вас переформулировать материал по-новому.
Вероятно, самая мощная техника — это научить материалу другого человека, поскольку это заставляет вас демонстрировать глубокое концептуальное понимание предмета. Если у вас нет добровольного партнера, вы можете представить себе, как описываете кому-то или составляете электронное письмо с изложением того, что вы узнали, как можно более подробно.
Чередуйте
Старайтесь не тратить слишком много времени на одну тему. Наоборот, регулярно переключайтесь между ними. Например, если вы изучаете новый язык, вы можете переключаться между двумя или тремя лексическими темами или переключаться между различными временами глагола, которые вы практикуете, а не изучать их по очереди в блоках. Эта стратегия называется чередованием, и, как и предварительное тестирование, она может вызвать разочарование, поскольку вы не можете по-настоящему вникнуть, прежде чем продвинетесь вперед. Но, согласно теории желательных трудностей, именно поэтому она и работает. Многочисленные исследования показали, что это мгновенное замешательство значительно увеличивает нашу долговременную память.
Помимо улучшения фактического обучения, чередование может также ускорить развитие навыков моторики. Например, если вы изучаете музыкальный инструмент, вы можете чередовать гаммы и музыкальные произведения, которые вы практикуете.
Двигайтесь
Вопреки стереотипу сидячего умницы, лучшие ученики еще и физически активны, поскольку кардио-упражнения вызывают высвобождение нейротрансмиттеров, таких как дофамин и адреналин, которые необходимы для формирования памяти. Это означает, что ваш ум будет наиболее активным после утренней пробежки или похода в спортзал. Поэтому постарайтесь планировать свое обучение в соответствии с существующим фитнес-планом. И вы заметите, как ваша память станет неотразимой.
Меняйте обстановку
Вы когда-нибудь замечали, что когда возвращаетесь в свой родной город, воспоминания о далеких событиях внезапно находят на вас? Это происходит потому, что наша память зависит от контекста, а это значит, что на нее сильно влияют внешние сигналы.
Хотя контекстно-зависимая память может вызвать волны приятной ностальгии, она также может привести к ментальному блоку в нашем фактическом обучении. Если мы изучаем или практикуем навык только в одном месте, то наши воспоминания становятся привязанными к виду, звукам и запахам этого места. Это затрудняет возможность вспомнить тот же самый материал в новой обстановке – в экзаменационной аудитории или парижском ресторане.
Чтобы избежать зависимости от этих сигналов, вы должны попробовать учиться в разных местах. Эксперимент профессора Роберта Бьорка (Robert Bjork) и его коллег показал, что простая смена аудиторий между учебными занятиями улучшает качество обучения на 21%.
Ничего не делайте
После того, как ваш мозг встретился со всеми этими желательными трудностями, дайте ему время отдохнуть и восстановиться. Имеется в виду не обычный перерыв на просмотр телевизора, а буквально ничего не делать. Профессор Микаэла Дьюар (Michaela Dewar) из Университета Хериот-Уотт в Эдинбурге обнаружила, что «бодрствующий отдых» без какой-либо внешней стимуляции позволяет мозгу закреплять воспоминания о том, что он узнал.
Поэтому откиньтесь на спинку стула, закройте глаза и позвольте своим мыслям плыть туда, куда они хотят с глубокой уверенностью, что в этот момент ваш ум занят цементированием полученных знаний на долгий срок.
Оригинальная статья: David Robson — Fail productively… how to turn yourself into a super-learner, February 2020
Перевод: Остренко Анна Александровна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pixabay.com
Ключевые слова: нейробиология, учимся дома, супер-память, самообучение, долговременная память, улучшение памяти, самообразование
Приветствую. Из статьи я узнал о нескольких методиках для для улучшения памяти.
1. Методика «легкого разочарования» во время обучения какому либо навыку, это создаст в мозге дополнительный стимул что бы разобраться в новом деле, что в свою очередь поможет закрепить эти элементы в памяти.
2. Методика «разнообразия» — для того что бы мозг лучше запоминал информацию, нужно эту информацию разбавить какой то другой информацией, например читать 2 и более книги, или изучать несколько навыков сразу.
3. Физическая нагрузка — она помогает выработке дофамина и адреналина что в свою очередь и полезно для мозга как компонент, так и физически мозг отвлекается и отдыхает от нагрузки.
4. Собственно сам отдых. Мозг должен отдыхать для увеличения продуктивности. как и весь организм.
Добрый день! Из статьи узнал о техниках:
1 О идеи «желательных трудностях». Где целью является лёгкое разочарование.
2 Легкие и непринуждённой стратегии краткосрочной сохраняются в памяти. Я думаю, что здесь психологический механизм такой: чем сильнее эмоция, тем крепче знание в памяти, из-за того что ситуация становится значимой для человека.
3 Сделать сначала опрос, потом занятие. Так человек становится более восприимчив к материалу.
4 После изучения материала задавать вопрос: «Что я узнал?».
5 Самая крутая техника — научить другого или написать письмо, о том что узнал.
6 Материал надо чередовать, вместо изучения блоками.
7 Изучая менять обстановку, тем самым освободишься от привязки к одной среде и информацию легче будет использовать в разных местах.
8 Давать мозгу отдыхать для усвоения материала.
Очень познавательная статья с практической точки зрения.
«Желательные трудности» — так вот он — секрет успешного обучения в любой сфере.
Стратегия «научи другого» — многократно испытана на себе. Когда учила студентов, на первой паре с новым для меня материалом, было сложновато, нужна была «подстраховка» в виде конспекта. Но, уже разу к третьему все было практически на автомате. Так что, методика работает. Однозначно.
Оставшиеся стратегии довольно интересны и легко применимы на практике: продуктивно претерпеть неудачу; чередовать темы в процессе обучения; двигаться; менять обстановку.
И, конечно, самая прекрасная из всех — «Ничего не делать». Благодарю профессора Микаэлу Дьюар и приступаю к «цементированию полученных знаний на долгий срок».
Полезная обобщенная информация о том, как улучшить свою память и стать более продуктивным учеником. Не обладая замечательной памятью, к большому сожалению, мне уже с детства приходилось использовать некоторые из описанных методов: научи другого, поиск информации в глубинах своего мозга. Причём, и сейчас, когда делюсь с другим человеком специфической информацией, понимаю, что у меня остались по этой теме пробелы, даже если до этого я полагала, что всё уяснила на 100%. Это действенный способ, особенно, если у активного слушателя возникают дополнительные вопросы и возражения, которые мотивируют погрузиться в материал ещё глубже. Стратегия чередовать темы в процессе их изучения, вызывает у меня растерянность и замешательство, как и отмечено в статье, я начинаю путаться и обычно от неё отказываюсь, предпочитая изучать новую информацию блоками. Возможно, стоит попробовать этот метод ещё. Меня очень привлекает способ изучения нового материала после физической нагрузки, с гормонами не поспоришь. Обязательно возьму его на заметку, теперь уже осознанно. Не буду утверждать, влияет ли смена обстановки при изучении на качество памяти, но точно могу сказать, что у меня в этом случае всегда улучшалось настроение, происходила активация, усиливалось стремление, особенно, если использовались нестандартные места: балкон, берег реки, скамья в полисаднике в окружении ульев с пчёлами и т.п. Стратегию закрепления знаний, используя «бодрствующий отдых» также буду рада использовать. Спасибо!
Я всегда считала, что у меня память плохая. Достаточно много узнаю в повседневной жизни. Но чтобы применить полученные знания, вынуждена возвращаться и повторять пройденный материал несколько раз. Обратила внимание на то, что достаточно сложно мне дается пересказ какой-либо лекции по психологии. А ведь в наших лекциях очень много полезных знаний, которыми хочется поделиться с окружающими меня людьми. Статья подсказала мне несколько способов улучшения памяти: научить другого, чередовать темы, менять обстановку, ничего не делать — ничегонеделанье. Удивил меня совет двигаться. Оказывается, физическая активность вызывает высвобождение дофамина и адреналина, которые участвуют в формировании памяти.
Из статьи я узнала о эффективных способах усвоения нового материала.
Обычно я использую метод чередования, сначала учу то, что интересно, потом, что необходимо, но не очень хочется. Таким способом у меня получается «втянуться» в процесс запоминания нового материала.
Неожиданным было прочесть, что тестирование является успешной стратегией обучения, а не простой системой оценки усвоенных знаний. Важно научиться задавать свои вопросы, а не только отвечать на предоставленные в книге, чтобы новая информация действительно отложилась в памяти надолго.
И самое главное, что вынесла из статьи: чтобы заставить информацию «закрепиться» в голове, нужно добавить определенное количество «желательных трудностей». А какую стратегию избрать для этого каждый решает сам.
Спасибо за статью, она помогла мне понять, что сейчас на данном этапе обучения со мной происходит.
Удивило, что легкое чувство разочарования в процессе овладения новой дисциплиной, заставляет мозг обрабатывать материал более глубоко , создавая длительные воспоминания.
Интересным было узнать о практике поиска, как о самом продуктивном способе запоминания информации.
Отметила для себя интересной технику « научи другого» , согласна с тем, что эта Техника является самой мощной , так как сама столкнулась с этим, и прочувствовала на себе , передавая полученные знания другим, они закрепляются во мне надолго , если не навсегда.
Также интересным для меня было узнать, что физически активные утренние занятия спортом высвобождают дофамин и адреналин , которые так необходимы для формирования памяти , и ум становится наиболее активным.
Познакомилась с таким понятием как « нейротрансмиттеры» ранее мне это понятие было не известным.
Узнала ,что для лучшего изложения материала необходимо при его изучении менять место расположения. И что полезным для усвоения и закрепления информации является « бодрствующий отдых» без какой либо внешней стимуляции.
Мне необходимо, особенно сейчас, хорошая память. У меня сейчас новое направление на работе, поэтому много новой информации, новых терминов, новых клиентов и все это надо как можно быстрее запомнить. Так , что статья актуальна для меня. Вот с первой рекомендацией в статье я полностью согласна и уже столкнулась в жизни. Это, когда я не смогла ответить на вопрос клиента. И я начала самостоятельно искать во всей новой для меня информации правильный ответ, я перечитала статьи с исследованиями, много инструкций, поспрашивала у коллег. В это период я много нового для себя узнала и стимулом к этому было мое фиаско. Но я думала, что это еще и мои амбиции дали о себе знать и заставили добиться правильного ответа. Вот в этой рекомендации не уверенна, будет ли это стимулом для того, кому не столь важна удача при ответе. Все остальные рекомендации для повышения памяти мне интересны. Особенно занятие спортом и учиться в разных местах, например с буком в кафе, или на природе. Иногда так делаю
Когда-то я занималась этим вопросом, о том, как же быстро запомнить очень важную информацию. В интернете очень много способов о том, как это сделать. Некоторые из тех, что я изучала были представлены в этой статье. Из этой статьи я узнала, что при изучении информации в любой области, для лучшего запоминания нужно намеренно создать легкое чувство разочарования. Это заставляет наш мозг обрабатывать материал более глубоко и при этом создавая длительное воспоминание. Также для меня было открытием то, что выделение маркером в тексте не добавляет достаточно умственных проблем и не позволяют информации «закрепиться». Я же всегда выделяю в тексте наиболее мне интересную информацию, чтобы потом вспомнить и сразу найти, но, как меня сейчас осенило, что этого никогда не делаю. Я имею ввиду, что никогда не возвращаюсь к выделенной информации в тексте. Про тот совет, что нужно «научить другого» я согласна. Я всегда стараюсь рассказывать интересную для меня информацию кому-то, так как она после изложения легко запоминается. О том, что говорится в абзаце «чередуйте», тоже не стало для меня новостью. Я всегда стараюсь менять области изучения. Например, изучая психологию и в какой-то момент чувствуя, что устаю — я начинаю изучать английский или заниматься каким-то другим делом. То есть, я не просто меняю темы в той сфере, которую изучаю, но даже саму сферу и так мне легче удается запомнить информацию. Остальные советы, «двигаться», «менять обстановку» и «ничего не делать», тоже взяла на вооружение. Спасибо за статью.
Спасибо за статью! Из статьи я узнал, как улучшить свою память. Впервые услышал о методике легкого разочарования, и тут же ее попробовал на изучении нового материала. Когда я задал себе вопрос как глубоко я разбираюсь в данной теме улучшения памяти? И ответив себе честно, что особо не чего, то внутри появилось желание разобраться, как можно улучшить память. Из статьи я узнал методики, которые способствуют обучению и запоминанию. Такие как 1) обучение других людей способствует большему усвоению информации. 2) чем глубже поиска информации, тем она лучше запоминается. 3) Для лучшего усвоение нужно чередовать темы. 4) Занятие спортом способствует выработке в организме гормона дофамина и адреналина. 5) давать своему мозгу отдохнуть после изучения материала. Статья оказалась интересной по больше бы таких статей. Буду стараться применять ее на практике.
Интересная статья из которой я узнал про стратегию развития памяти. Например, про то, чтобы потерпеть неудачу при изучении предмета я знаю с детства. Стратегия «научи другого» тоже довольно продуктивно влияет на память, когда ты вспоминаешь то, что сам изучил и параллельно черпаешь из мозга информацию, чтобы дополнить предыдущую. «Чередование» на мой взгляд вообще самая полезная функция. Нельзя сидеть и изучать часами одно и тоже, информация перестает восприниматься вообще и поэтому требуется перезагрузка. Стратегия «движения» идет бок о бок с восприятием и чередованием информации. Мозг должен питаться энергией, чтобы поддерживать весь организм в тонусе и более грамотно воспринимать информацию. «Смена обстановки» так же является хорошей стратегией для отдыха мозга и его восполнения энергией. Так же помогает не привязываться к определенным местам, с которыми связаны события. И снова хорошая стратегия «ничего не делать» Отдых это важно. Думаю медитация очень хорошо поможет в этом вопросе и простимулирует мозг на новые действия и открытия.
Благодарю за статью ! Интересно было ознакомиться со стратегиями , которые предлагает нейробиология для того, чтобы научиться чему то новому легко . Новым для меня оказался термин « желательные трудности»- цель, намеренно создать легкое разочарование для того, чтобы мозг обрабатывал информацию более глубоко . Для себя отметила такие стратегии 1) Предворительный опрос — пытаться оценить своё понимание темы . 2)научи другого — это позволяет демонстрировать глубокое концептуальное понимание предмета 3) тестирование самого себя способствует длительному сохранению знаний . 4) Полезно переключаться с темы на тему при изучении нового материала 5) Полезно двигаться — лучшие ученики физически активны 6) Медитации — для того чтобы успокаивать своё состояние и вселять в себя уверенность ,что все получится и новые знания укладываются . Буду использовать такие стратегии в своей практике изучения Рубинштейна .
Очень познавательная и полезная в практическом плане статья. Действительно, свой интеллект и способности к обучению можно развивать. Интересна идея «желательных трудностей», т.е. знания и информация, дающиеся нам сложнее, через сопротивление, дольше остаются в нашей голове. С принципом «продуктивной неудачи» сталкивалась буквально недавно. Действительно, предварительное тестирование перед изучением новой информации дает понять, где у меня пробелы в той или иной области, и заставляет обратить большее внимание на эти разделы, чего бы в другой ситуации я делать не стала. «Научи другого» — тоже знакомый мне метод. Читая людям лекцию, или преподнося любую новую для них информацию, поневоле готовишься услышать вопросы по теме, и сам стараешься найти максимум данных, вникнуть в тему более глубоко, чем, если бы изучал информацию только для себя. Стратегия чередования, на мой взгляд, заставляет каждый раз при переключении вспоминать заново ту информацию, от которой отвлекся. Соответственно, также происходит более глубокое запоминание темы. Советы двигаться и менять обстановку для меня в чем-то схожи. Они позволяют мозгу как бы «встряхнуться» от монотонной работы и более активно воспринимать информацию. Ну и, наконец, пожелание ничего не делать – это для меня напоминает состояние перед экзаменом, когда один человек старается до последней минуты схватить, повторить, заново прочитать информацию (это я), а другой как раз заканчивает обучение за день перед экзаменом (это моя дочь). Получается, что ее методика более правильная, т.к. как раз во время отдыха происходит окончательное закрепление материала.
Спасибо за статью. Она очень полезна для меня, так как я считаю себя тем человеком, который считает, что не возможно выучить язык, так как у меня нет к этому предрасположенности и т.д. статья понравилась так как она открыла для меня стратегии для тренировки памяти. И прочитав данную статью я поняла, что у меня не все потерянно . А так же я определила для себя именно то, что подходит мне. Начну с того, что важно для меня:Чередование тем. Я должна постоянно переключаться или мне просто станет не интересно и нудно. И тогда я всё брошу. Обучение других людей способствует большему усвоению информации. К этому я бы привезала еще тестирование. Так как рассказывая другим новую информацию, я как бы проверяю себя. Именно так я учила уроки в школе. Следующая-это смена обстановки. Я визуал и часто моя обстановка ассоциировалась с тем, что я делаю. Меняя обстановку я запоминаю гораздо больше. А вот «желательные трудности» сразу вспомнила изучение билетов по ПДД. Ох сколько сопротивления было! И конечно же отдых. Ассоциируется у меня с медитацией. В этот момент мозг полностью восстанавливаетсч и перестаёт кипеть. Спасибо за статью.
Добрый день! Спасибо за статью. Я как раз изучаю English и эта статья дала мне еще одно важное понимание как эффективнее запоминать. Меня впечатлило, что нужно чередовать темы, даже если они не совсем понятны. «…Мгновенное замешательство значительно увеличивает нашу долговременную память»,здесь употребляется слово «увеличивает», значит расширяет, дает новые пространства для новой информации, это очень удивительно! Не думала что это возможно. Всегда думала, что можно лишь улучшить память, а не увеличить «количество ГБ» в ней) В личном плане эта статья мне дала понимание почему мне так трудно говорить с англо говорящими людьми вне дома,хотя я вижу жесты и мимику, и так легко разговаривать по телефону дома. Теперь я знаю, что места, где проходит обучение надо менять. В личном плане я обязательно буду применять отдых после закрепления информации, это позволит ей лучше закрепиться. Это применимо и в работе с детьми, краткосрочные переменки очень полезны для отдыха мозга и закрепления информации в долгосрочной памяти. В профессиональном плане я буду использовать «стратегию вопроса» на занятиях с детьми, так как посредством «борьбы» ответ на этот вопрос у них закрепиться с большой вероятностью.
Спасибо авторам и переводчикам за статью. В ней я увидел, что стратегии обучения разнообразны и в мире все больше способов эффективного усваивания и применения информация. Что касается «проблемного» подхода, да, я полностью поддерживаю такой метод. Трудности запоминаются, тогда как легкое так и остается легким. Так же я учту такую стратегию как физическая нагрузка перед обучением. Дабы привести мозговые клетки в необходимый тонус. По моему опыту, я могу сказать, что указанный в статье тренажерный зал (как способ такой нагрузки) должен быть умеренным в плане упражнений. Ведь, когда я совершаю полноценную тренировку, мне необходимо концентрироваться на упражнениях и мотивации к их выполнению (большой вес поднимать сложно не только физически но и морально).
Спасибо за статью. Актуально. Когда прочитала про «Ничего не делайте» вспомнила, как в школе учила уроки. Прочитаешь перед сном историю, просыпаешься и всё помнишь. Так и стихи учила. Днём выучила. Перед сном повторила, а утром как от зубов. Интересно, а сон относится к Ничего не делать?
Смена обстановки хороший способ. Поэтому в институтах переходят из аудитории в аудиторию? Здесь мне было бы сложно учиться, если это совсем новая обстановка. Хочется сначала всё изучить, а потом можно и учиться.
И заметила. что если я не знаю на какой-то вопрос ответ или изначально на него не правильно ответила, то потом читая литературу по предмету, ищу ответ.
И про спорт и движение здорово. Запомню. Активный спорт заставляет кровь быстрее двигаться, а значит мозг получает больше кислорода.
В этой статье мы узнали об эффективных способах улучшения памяти. Действительно, когда материал даётся сложнее, он запоминается лучше, чем легкий. Возможно из-за частоты его повторения и множества попыток вникнуть. Физическая нагрузка также очень хорошо подходит перед занятиями, да и в принципе это отличное начало дня. Смена обстановки неплохой способ закрепления знаний, так как не каждый человек способен усваивать материал вне студенческой аудитории. Способ «ничего не делать» гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Если попробовать «замереть» на 15 минут, то большинству уже через 5 наскучит это занятие. Мне кажется, это схоже с медитацией, мозг расслабляется после нагрузки, чтобы потом функционировать продуктивнее.
Из статьи узнала, что наука нейробиология предлагает множество стратегий, которые позволяют не обладающим исключительным природным интелектом людям, добиваться успехов в изучении нового материала. Одной из таких стратегий является стратегия»желательных трудностей». Её цель намеренно создать лёгкое чувство разочарования от предварительного опроса по новой теме. И это побуждает мозг усваивать информацию на много лучше. Скажу, что на меня такая стратегия действует, но вместе с запомнившейся информацией остаётся некая тревожность, которая не очень приятна. Мне скорее подходят другие стратегии, приведённые в статье, это»научи другого», стратегия «меняйте обстановку». Кстати, стратегию «ничего не делайте» я тоже применяю. И чем напряжённее было дело, тем дольше я ничего не делаю.
Благодарю за статью! Увидела в статье действенные способы улучшения памяти и повышения усвоения материала на основе идеи “желательных трудностей”. Для меня это совершенно новое понятие. А я-то думаю, почему наступает легкое разочарование при обучении нового материала. И сразу хочется бросить всё к чертям. Оказывается этому есть официальное объяснение — мозг таким способом запоминает. То есть, если периодически останавливаться, переключаться между материалом,который запоминаешь и попытаться рассказать, что узнал, то это будет способствовать усвоению материала. Беру себе на вооружение больше двигаться и менять обстановку. Оказывается во время физической нагрузки: будь-то йога, спорт или просто хотьба выделяются дофамин и адреналин, которые способствуют повышению памяти. Шикарная новость, значит необходимо продолжать зарядку. Мне сложно использовать совет «не двигайтесь», считаю это бесполезным делом — просто так лежать. Спасибо!!!
Спасибо за статью. Из всего написанного меня больше всего удивил пункт: «двигайся». Никогда бы не подумала, что и физическая активность как-то влияет на нашу память. Узнала интересный термин «желаемые трудности», никогда не думала, что такое может быть. Вообще всегда говорила, что если ты понимаешь тему, то она остаётся у тебя в мозгу, именно поэтому мне понравилась тактика «научи другого», мне она кажется наиболее эффективной, там ты сам уже можешь увидеть как ты разбираешься в материале и что ты запомнил. Вот с методикой тестов не очень согласна, ну я сужу по себе, потому что всегда после экзаменов и тестовых заданий я просто напросто забывала о чем там была речь, главное сдать. Но это, я так понимаю, просто материал был для меня не значим и эмоционально никак не окрашен. Методика «смены обстановки» мне понравилась, было интересно почитать и уяснить почему даже в школе почти всегда меняли классы. Возьму методики на вооружение и буду стараться их применять.
Очень интересная и полезная статья. Думаю, что все эти техники действительно очень эффективны и могут помочь в изучении нового материала и его долгосрочном запоминании. Очень мне понравилась техника: потерпеть неудачу продуктивно. Обязательно ей воспользуюсь при случае. Такие техники как: двигайтесь, меняйте место, ничего не делайте тоже вполне обьяснимы и, думаю, эффективны. Что касается техники: научи другого, то я ей воспользовалась в свое воемя, сама не зная о ее существовании. Я всю жизнь терпеть не могла такую юридическую дисциплину, как теория государства и права. Я ее не понимала, она для меня была слишком оторвана от жизни. Один мой знакомый работал деканом юрфака и очень меня попросил почитать именно тгп первокурсникам. Я отказывалась, как могла, говорила, что вот именно ее не знаю вообще. Но он меня слушать не стал и, сказав: «ты умная, справишься», поставил мне ее в расписание в ближайшую субботу. Так вот, теперь тгп одна из моих любимых дисциплин, я ее хорошо знаю. Обьясняя ее студентам, все и сама поняла со временем. Что касается чередования, я еще в школе неосознанно пользовалась этой техникой. Всегда думала, что это мой недостаток. Я долго не могла делать что то одно, просто мозги переставали работать. Я откладывала на время, например, сочинение и делала математику. А потом возвращалась к сочинению и его написание шло намного легче. Думала, это неусидчивость такая, а это, оказывается, техника «чередование». Во как!!!:-)))))
Из статьи я узнал изучением чего занимается наука нейробиология. Одной из сфер изучения и является эффект длительного запоминания.
Я далеко не системный, поэтому в школе и институте не относился к ребятам, занимаются выделением текста маркером в учебниках и в собственных конспектах. Со стороны выглядит красиво, не более.
Из статьи я узнал, что важно давать себе время на отдых и восстановление после усвоения нового материала. Причем, отдых — это не залипнуть в телефон или соц.сети, а позволить себе отпустить свои мысли и расслабиться. Для себя я вижу в этом свою зону роста.
Еще мне достаточно тяжело работать вне офиса, дома постоянно отвлекают близкие, гораздо сложнее сосредоточиться и усадить себя за выполнение даже казалось бы простой задачи. Оказывается, это связано с контекстно-зависимой памятью, которая может даже создавать блоки в обучении. Чтобы избавиться от затруднения запоминания новой информации в другой обстановки, нужно чаще менять саму обстановку. Ученые утверждают, что усвоение новой информации в разных местах позволит разорвать зависимость от внешних факторов. Пожалуй, воспользуюсь этой рекомендацией. Спасибо за статью!
Спасибо за статью. В ней в доступной форме и с примерами приведены обобщенные результаты исследований на тему эффективности обучения. Большинство из них мне были в той или иной форме известны, возможно, по собственному опыту. В любом случае, статья их как бы «вербализовала» и подвела под объяснения.
Когда я только начинал свою трудовую деятельность инженером, мне приходилось осваивать новые навыки и разбираться в незнакомом оборудовании. В очередной раз, задавая вопрос более опытному коллеге (ему же не трудно подсказать правильное решение), я получил такой ответ: «Разбирайся сам, иначе ничего не получится». Тогда я обиделся, но сейчас понимаю, что в моей памяти в основном осталось именно то, в чем я разобрался самостоятельно и затратил значительное количество сил.
Про эффект «предварительного опроса» я не знал, можно взять себе на заметку. Еще отметил для себя, что в первоначальном «хаосе» при чередовании материала также есть свои плюсы, это заставляет мозг впоследствии лучше запоминать усвоенный материал. В общем, все приведенные здесь приемы действительно работают и ими следует пользоваться в жизни.
Спасибо за статью.Мне всегда очень сложно начать что-то новое, всегда очень долго не решаюсь, например с тем же изучением языка, уже 2 года как не могу начать)самая основная «отмазка» не хватка времени.Благодаря этой статье я узнала про следующие стратегии:
1)Потерпеть неудачу продуктивно;
2)Научи другого;
3)чередовать (здесь я многое для себя отметила, например что надо стараться не тратить слишком много времени на одну тему. Наоборот, регулярно переключаться между ними. Например, если вы изучаете новый язык, вы можете переключаться между двумя или тремя лексическими темами или переключаться между различными временами глагола, которые вы практикуете, а не изучать их по очереди в блоках.Ну из этого возникает лично у меня следующая проблема, с недавних пор плохая память.
4) двигаться;
5) менять обстановку.
Из статьи узнала несколько новых способов обучения:
1. Во время обучения создать легкое чувство разочарования для того, чтобы момент лучше запомнился. Это интересная теория. Мне казалось, что многие падают духом как только сталкиваются с первыми трудностями. Видимо, должна быть определенная грань. То есть чувство разочарования именно легкое, не мешающее пойти дальше.
2. Метод «предварительный опрос». Когда человеку задают вопрос, ответ на который он не знает. Человек начинает искать информацию, находит, и она запоминается лучше, чем если бы ему сразу же сказали ответ.
3. Метод «научи другого». Интересный способ. Я часто слышала фразу: «Хочешь узнать про что-то больше, попробуй научить этому другого». Видимо, идет проговаривание полученной информации, и, соответственно, её усваивание. Я подсознательно часто использую этот метод, рассказывая близким о полученной информации.
4. Переключение между темами. Из-за трудностей, с которыми мы сталкиваемся. переключаясь на другую тему, память работает лучше.
5. Наш мозг лучше работает после физических упражнений. Связано это с выработкой нужных для мозга гормонов в процессе физической нагрузки. Этот метод мне близок. Действительно, после того, как я подвигаюсь, голова работает лучше.
6. Обучаться в разных местах, чтобы мозг не привязывался к месту.
7. Чтобы информация усвоилась после обучения нужно отдохнуть, не перегружая мозг новой информацией, типа телевизора, интернета и т.п. Этот метод мне тоже близок, стараюсь использовать в последнее время.
Бесспорно важное исследование, поскольку имеет неоспоримое практическое значение для обучения и самообучения. Статья, судя по дате публикации, новая, но вот материал её кажется довольно известным. Например, на принципе «продуктивного фиаско» строится так называемое проблемное обучение, когда в начале урока задается проблемный вопрос, ответ на который может быть получен в процессе исследовательской деятельности в ходе урока. Таким образом решаются сразу две задачи — во-первых, озвученная проблема запускает мыслительную деятельность, а необходимость активно добывать знания делает их более ценными, способствует лучшему пониманию, усваиванию и запоминанию. Тезис о том, «что я сама поняла, пока тебе объясняла» в нашей стране вообще притча во язытцех, а предложение чаще двигаться хотя и не было научно обосновано, но всегда применялось в виде физкульт-минуток в течение урока.
Благодарю за статью! Для меня откликнулось уже само название статьи «продуктивное фиаско», это о том, что потерпеть неудачу не равно расписаться в своей несостоятельности, а наоборот, приобрести опыт, сделать выводы и двигаться дальше. Недавно слушала выступление Марины Мелия — бизнес-тренера первых лиц нашего гос-ва, она подчеркивает, что общая черта всех успешных людей — умение принимать свой неуспех, не зацикливаться на нем, не бояться ошибок, уметь исправлять их, менять стратегии если нужно и достигать нужного результата.
Для меня стало очевидным, благодаря примеру с физическими нагрузками, как работает механизм обучения в случае возникновения сопротивления — чем труднее и настойчивее его преодоление, тем глубже и долгосрочнее результат!
Отметила для себя те способы обучения, которые работают у меня, хотя я их применяла неосознанно — повторить другому (в период обучения в университете учебников не хватало и мы с друзьями распределяли темы и учили каждый свою по книгам в Никитинке, а потом всем пересказывали,и было заметно, что особенно запоминались те темы, по которым предстояло «выступление», смена места положения (живя в об,щежитии готовились к сессии где придется — в холле, а скамеечках в парке, в бытовках и т.д.),физическая активность (в школе учила стихи шагая по комнате.
Новым способом стало чередование — я это делаю и при этом ругаю себя за «расфукосировку», тестирование (задать себе вопросы — что я нового узнала об этом?), обозначение вопросов в начале изучения темы, отдых. Беру их на вооружение!
Спасибо за статью. Интересные методики. Я с детства считала, что у меня замечательная память. В школе я легко учила стихи, запоминала песни. И как раз использовала технику «Ничего не делать», т.е. сначала я в течении 20-30 минут заучивала стих, а затем просто шла и смотрела телевизор или погуляла, также мин.20. и снова бралась за дело. К моему удивлению я практически знала его наизусть, оставалось только подкорректировать несколько строк, и все готово. Также развита Фотографическая память, визуализации образов после того, как они исчезли. Картинка, появляющаяся перед взором настолько реальна, что ее можно исследовать детально. Без памяти человек просто перестает быть личностью. Поэтому память, чтобы она была очень хорошей – нужно постоянно развивать. То есть, не только тогда, когда вам нужно что-то запомнить, например, во время учебы, а всегда.
Из всех предложенных методов улучшения качества обучения мне запомнился как самый понятный подход со сменой места обучения. Мне вспоминается период моей жизни во время учёбы в институте, когда я часто ездил поездом из воронежа в москву. Сначала, мне казалось, что в поезде невозможно заниматься предметами ни в каком виде. Но после нескольких поездок, где мне надо было срочно подготовиться и другого места и времени у меня не было, я получил отличные результаты. В то время я особо не придал этому значения, но после прочтения статьи для меня положительный эффект данных действий становится очевидным. Так же для меня выглядит интересным подход, основанный на физической активности. Думаю, тут продуктивность повышается на всех уровнях. Когда долго сижу работаю или что-то учу, то чувствую, как материал усваивается всё труднее и труднее. Зато если сделать перерыв и пойти прогуляться или выполнить физические упражнения, то это работает как перезагрузка. Метод с объяснением материала другому человеку я применяю, когда предстоит какое-то ответственное мероприятие. Данный метод позволяет мне увидеть те моменты, где могут возникнуть трудности, потому что думать, что уже сам разобрался мне намного легче, чем донести это знание до другого человека.
Спасибо за статью! В статье сформулированы основные методики, к которым я прибегала, не задумываясь о том, что это действительно сможет как-то помочь, но после прочтения статьи положительный эффект становится понятным. Стратегия движения наиболее близка для меня: еще со школьных времен, самый сложный материал я изучала находясь в движении, используя для этого круговое перемещение по комнате. И это действительно работало, я быстрее и надежнее запоминала стихотворения, басни и даже готовилась по такому принципу к экзаменам.
Сейчас я чаще всего прибегаю к чередованию — мне нравится переключение в работе, это помогает делать интереснее однообразную работу, исключает ошибки по невнимательности и увеличивает продуктивность. Для меня стала открытием идея “желательных трудностей”.
Постараюсь присмотреться ко всем методам и применять их в дальнейшем.
Читая статью, пришло понимание, что чем больше материал вызывает трудностей в его освоении и чем сильнее »напрягается мозг», тем продуктивнее проходит запоминание. Т.е на долгое время сохраняется в памяти. Легкость в обучении меньше способствует развитию когнитивных способностей.
Также, чтобы чему-то научиться, необходимо создавать условия (желательные трудности), которые будут способствовать развитию и обучению с помощью различных методов.
Удивительно было узнать, память может зависеть от контекста, т.е трудность воспроизведения материала, может возникнуть, когда заучивание происходило только в одном месте, а выступать нужно в другом (непохожем).
Я увидел, что на развитие обучаемости, в большей степени влияет проблемная ситуация( умственные проблемы), которые заставляет тщательно знакомиться с материалом и приходить к его пониманию.
Очень понравилась статья, я узнал несколько новых стратегий, помогающих в усвоении материала. Читая про контекстно-зависимую память, я сразу вспомнил детство. Я часто если не мог вспомнить что-то, возвращался туда, где я это помнил. Я еще удивлялся тому, что это работает, но тогда не знал, как это называется. Идея желательных трудностей заставила меня еще раз задуматься о роли, которую играет в развитии отношение к неудачам. Есть исследование, и я с ним согласен, которое выделяет одно ключевое отличие успешных людей от обычных — продуктивное отношение к неудачам. Успешные люди способны идти дальше, даже если потеряют всё. За собой я замечаю то, что неудачи или даже страх перед ними серьезно выбивают меня из колеи. Это состояние выражается в «ленивом перфекционизме», т.е. «я не могу сделать идеально, поэтому не буду делать вообще или буду откладывать до последнего». Еще я заметил, что неприятие неудач вызывает нездоровый азарт. Например, если я играю в шахматы онлайн. В этой связи я вспоминаю, как в детстве приходил из школы с четверкой, и мама спрашивала недовольно: «а почему четыре?». Поэтому в воспитании своей дочери я не намерен требовать от нее максимума.
Статья полезная и очень практичная, после прочтения появилось желание попробовать новые методы. Есть некоторые пункты о которых уже слышал и даже пробовал Например научить другого, такое я встречал в единоборствах(там это обязательное условие для твоего развития). На заметку возьму, техника с опросом, о подобной технике ранее не слышал. Теперь при начале изучения материала буду искать возможный тест по теме для того чтобы потом сильнее напрягать свою память. Так же было интересно узнать про физические упражнение благодаря которым высвобождается дофамин и адреналин (наконец то что то про нейромедиаторы). И самое что необходимо мне изменить в подходе при освоении нового навыка, это определенное количество «трудностей». Спасибо за статью.
Спасибо за статью. Из неё я узнала, что не обязательно обладать исключительным природным интеллектом, чтобы овладеть новой дисциплиной. Самое главное выбрать правильные стратегии для достижении поставленной цели. И таких стратегий много. Наша цель не просто усвоить полученные знания, а сделать так чтобы они были долгосрочные. Сначала нам надо оценить своё текущее понимание темы, которую мы хотим изучать, даже если его совсем нет. Затем использовать предложенную в статье «практику поиска», которую доктор Кюппер-Тецель объясняет так: «Тестирование обычно рассматривается как способ оценки знаний. Однако тестирование само по себе является мощной стратегией обучения и способствует длительному сохранению знаний.» Меня удивило то, что чем сложнее поиск информации по теме, тем лучше её усвоение. Так же для того чтобы наши знания совершенствовались, нам надо научиться объяснять её другому человеку, тем самым мы её закрепляем ещё больше. Ещё в статье предлагается стратегия переключения или чередования, которые, в свою очередь, формируют длительную память. А если мы с вами в дополнение займемся спортом, будем менять обстановку и научимся вовремя делать перерывы на отдых для восстановления, то сможем на 21% повысить свою эффективность в изучении новых тем.
Продуктивно-полезная статья. Описанные методы запоминания и улучшения долгосрочной памяти реально эффективны и их можно применять на практике. На интуитивном уровне почти все методы мной использовались. Особенно метод-научить другого. Когда я сама себе могу объяснить новую информацию или другому человеку, то в этот момент я проникаюсь этими данными и они закрепляются в голове. Еще усвоила для себя,что если проветривание мозгов также является важным моментом в изучение чего-либо. Постоянно сидеть за книгами и перегруать себя информацией в надежде,что именно будучи буквоедом можно что-то достичь совершенно ошибочно и может привести в тупик. А вот чередование с другими видами деятельности,со спортом — это лучший мпособ в усвоение новой информации и развитии.
Несколько месяцев назад прочитал книгу «Зажги себя», которая посвящена пользе занятий спортом. Безусловно все знают, что физическая активность — полезно. В книге же приводятся конкретные исследования, которые проводились в том числе и на школьниках. Результатом было то, что дети, которые регулярно занимались физической нагрузкой(те перед началом исследования они ходили максимум в школе на физкультуру) улучшили успеваемость в школе по сравнению с детьми, которые доп. физ нагрузку в свою жизнь не добавили.
В статье почти со всеми методами знаком, кроме метода, в котором нужно столкнуться с трудностью — это гениально. Действительно, оказавшись в такой ситуации лучше запоминается материал, тк не найдя изначально ответа на вопрос, я концентрирую внимание на поиске именно этой инфы.
Было очень интересно почитать данную статью, спасибо. Я думаю, в этой статье даны очень полезные советы и ими нужно пользоваться. Лично для меня только, есть одно НО…Нужно захотеть так, чтобы взять и учиться…и тогда, я знаю, что можно научиться всему. Я уже, наверное, в том возрасте, когда можно это понять и принять, что для человека нет ничего невозможного, но главное, чтобы было огромное желание. Это, как лет пятнадцать назад, мне в один миг пришло желание завести пчел…хотя я даже не особо знал, как они выглядят и чем отличаются от ос. Но это желание было таким сильным (захотел я это в начале осени), что я взял учебник и стал читать. Ну и как вначале этой статьи..чем сложнее задача — тем интереснее и лучше запоминается …и я читал этот учебник, несмотря на то, что реально не понимал вообще ничего. Потом еще прочел пару книг и зимой пошел на курсы. В итоге, на курсах выяснилось то, что я практически все знаю и мне нужно было только расставить все по полочкам и объяснить не много с практической точки зрения. В общем весной я завел пчел и несколько лет занимался этим интересным делом. Так что чем сложнее задача, тем интереснее в ней разбираться, но было бы желание…а не иллюзии.
Узнал стратегии как можно развить память с конкретными примерами. Больше всего зацепил когда сначала проходишь тестирование, а потом уже изучаешь.
Есть доля веры к этому методу, так как однажды перед новыми курсами, у меня было тестирование, которое выявляло во-первых уровень знаний этого предмета, а во-вторых как раз и было таким предварительным тестом.
Помню, что в процессе обучения, когда попадались темы к которым относились эти вопросы, были более приоритетными к изучению, так как было интересно знать правильный ответ.
Меня удивило, на сколько простые эти методы, но никогда я о них не слышал.
Столкнулся с разными вариантами механизмов запоминания. Знаю какой больше подходит для какой-то ситуации.
В личном плане эта информация мне даёт возможность научиться запоминать нужным мне материал.
Натолкнуло больше не на идеи, а на воспоминания, по одной из техник.
Интересная статья. И крайне полезные советы. По себе знаю, что если у меня горит , то я буду двигаться вперед. Когда я училась в меде, я могла ночи на пролет сидеть конспектировать учебники , разбираться в атласах, изучая анатомию. Мне это было интересно . А когда дело доходило до подготовки английского ( в школе учила французский) , вот тут мне бы пригодились эти советы. Мне было не интересно , казалось , что это абсолютно бесполезный для меня предмет . Я и откладывала до последнего , и придумывала причины , чтобы его не делать . И так во многих сферах. если «горит» — могу сутками это делать . А если «не зажгло» , то меня сложно сдвинуть с места. Хотя иногда понимаю, что надо .
Спасибо большое за статью!
Очень полезная и — что самое главное — актуальная тема. Я как раз планирую в этом году начать обучение в совершенно новом для себя направлении, совершенно новой профессии, с которой никак не был связан раньше, поэтому придется начинать с самого нуля — эти советы мне сильно помогут. Так или иначе, я думаю, мне повезло в определенной мере, так как у меня сама по себе хорошая память. Однако уже года 2 не приходилось сильно напрягаться, чтобы что-то изучить, запомнить, был в зоне комфорта, поэтому надо быть готовым к трудностям на старте. «Научи другого» 100% работает! Надо было брату объяснить интерфейс программы, что побудило меня узнать о ней то, чего до этого сам не знал, хотя давно уже пробовал. Также очень полезный совет «ничего не делайте». Трудно выйти из информационного поля, ничего не делать. Буду стараться!
Спасибо за статью! Мне сразу вспомнились институтские годы, а именно один конкретный зачет по психологии. Я всегда тяготела к этому предмету, понимала его и разбиралась, а вот подруга моя — нет. В ночь перед экзаменом я устроила ей полноценное обучение в лицах как можно понятнее, иногда одно и тоже в нескольких вариациях. Зачет был сдан, а я тогда отметила, что была готова к сдаче, как никогда. Теперь есть понимание почему. Обучая другого человека мы стараемся интерпретируем материал с учетом интеллекта обучаемого, а значит возвращаемся к своим знаниям и еще сильнее укладываем в своей голове. мы рассматриваем одно и тоже знание с разных сторон и делаем его объемным и более полным, надолго фиксируя его в своей памяти.
Спасибо за статью. Для меня очень важно постоянно находиться в процессе обучения, но меня очень сильно угнетает тот факт, что полученные знания не очень долго задерживаются в моей голове — иногда даже не успела прочитать, уже забыла. Когда я училась в школе, бессознательно я открыла для себя интересный метод запоминания учебного материала методом либо его пересказывания или же попыткой кому-то что-то объяснить или, как написано в статье, научить. Но из данной статьи я узнала, что есть еще большое количество методов запоминания нового материала, такие как: чередования, быть в движении, менять обстановку и даже такой абсурдный метод, как просто «ничегонеделывание», что для меня было необычным открытием.
Благодарю за статью !Вот прям именно с изучением языка все схоже. После некоторых метаний я так и сделала, как написано, сделала вывод,что мне просто не хватает природного дара – по сравнению с теми счастливчиками, которые могут научиться любому новому навыку с легкостью. Интересно было ознакомиться со стратегиями , которые предлагает нейробиология для того, чтобы научиться чему -то новому легко .
Новым для меня оказался термин « желательные трудности» — цель, намеренно создать легкое разочарование для того, чтобы мозг обрабатывал информацию более глубоко .
Для себя отметила такие стратегии 1) Предварительный опрос — пытаться оценить своё понимание темы . 2)Научи другого — это позволяет демонстрировать глубокое концептуальное понимание предмета 3) тестирование самого себя способствует длительному сохранению знаний . 4) Полезно переключаться с темы на тему при изучении нового материала 5) Полезно двигаться — лучшие ученики физически активны 6) Медитации — для того чтобы успокаивать своё состояние и вселять в себя уверенность ,что все получится и новые знания укладываются . Буду использовать такие стратегии в своей практике изучения всего нового . Спасибо!
Крайне полезная статья и очень интересная и актуальная тема в ней поднята. Конечно обучение , получение новых навыков и знаний это совсем нелегкое дело, но в этой статье, на мой взгляд собраны самые эффективные и способствующие продуктивности этого процесса рекомендации. Однозначно и первоначальная неудача является толчком для получения знаний, своего рода очевидной и сильной мотивацией, ведь не ответив один раз на поставленный вопрос не хочется попасть впросак и
во второй, и появляется стремление восполнить пробел и получать как можно больше знаний, что бы блеснуть в следующий раз. Так же очень полезно чередование, смена формата или способа изучения, монотонность имеет тенденцию утомлять. Также смена обстановки способствует эффективному обучению.
Благодарю за полезную статью!
Действительно, приходится не только осваивать сам навык, но и учиться его правильному освоению. В статье для этого приведены несколько действенных стратегий.
‒ «желательные трудности» заставляют мозг более глубоко обрабатывать материал. Вчера в книге прочитала такую идею: чтобы сохранять энтузиазм и продуктивность, каждая ваша задача должна быть на 4% сложнее, чем ваши навыки на старте. Так мы не заскучаем и будем развиваться, чтобы преодолеет сопротивление.
– потерпеть неудачу продуктивно. Наверное, мозг работает по логике: «О, я этого раньше не знал, а теперь знаю, здорово, надо запомнить».
– научи другого. Проверяла эту технику на себе и всех однокурсниках. Наш преподаватель философии говорил нам не приходить на экзамен, если мы простым языком не сможем объяснить любую концепцию своему коту или парню.
Не совсем согласна со стратегиями чередования. Возможно, это работает сугубо индивидуально. Мне нужно долго, вдумчиво и детально изучать любой материал, чтобы его усвоить.
– активность. Выработку дофамина и адреналина для работы мозга попробую на себе прямо завтра.
Вот это действительно замечательная статья . которую необходимо закоспектировать , потому что она действительно поможет в развитии если конечно человек который ее прочитал поставил себе такую цель., после ее прочтения я познакомился с методикой развития памяти и приобретения новых навыков.меня удивило что казалось бы очевидные вещи и ответ на поверхности , как надо учится и усваивать новый материал, но мало кто этим пользуется. познакомился с такими понятиями как чередование изучаемого материала, формулирование вопросов по изученной теме самостоятельно. В профессиональном и личностном плане данная информация дает возможность более осознано подойти к вопросу самообучения. Ведь развития себя является одним из основных критериев развития личности.
Когда я читала книгу про мотивацию учения, я с большим удивлением обнаружила, что существуют различные стратегии учения и что хороший педагог не только дает материал по предмету, но и материал о том, как этот предмеь лучше учить. Из своего детства я помню подобные знания только по математике. Там действиьель учитель объясняла, как быстрее и удобнее считать и прочее. В остальных же предметах ничего подобного не было. И поэтому подобная инфлрмация, когда четко и конкретно рассказывают о том,как лучше учится, чтобы запоминать материал, мне очень близки и интересны. Из описанных я больше всего люблю метод «научи другого», при возможности всегда стараюсь им пользоваться. Ведь действительно пртходится поднапрячся.