«Распределение детей по классам на основе успеваемости препятствует развитию детей, которые попадают в более слабые классы», — сообщают авторы исследования, опубликованного в Кембрижском журнале «Образование».
Ожидания учителей, основанные на предыдущих академических результатах детей, а также их установка на то, что поведение в таких классах будет плохим, может запустить негативные процессы, которые не могут не влиять на дальнейшее развитие детей.
Исследование основывалось более чем на 600 анкетах учителей математики и английского языка из 82 средних школ Британии. Кроме того, с каждым из учителей проводилось интервью с целью выяснить, как распределение детей по группам в соответствии с их успеваемостью влияло на результаты учеников с более низкими показателями.
Выяснилось, что 70% учителей использовали методики, которые должны были соответствовать предыдущим низким академическим показателям учеников. Им давалось больше строго структурированных, часто повторяющихся заданий. Кроме того, каждый из учеников больше времени проводил на индивидуальных занятиях с учителем. Учителя не хотели рисковать, давая им слишком сложные задания или задания, предполагающие творческий компонент.
Ведущий автор исследования, доктор Анна Мазенод объяснят данное явление следующим образом: «Наше исследование указывает на то, что дети в слабых классах в большей степени зависят от своих учителей по сравнению с их сверстниками из сильных классов».
Учителя воспринимают учащихся в слабых классах как более зависимых. Как правило, они не поощряют самостоятельность в своих учениках. В перспективе это может негативно сказаться на умении ребенка учиться, а также на их независимости, которая является ключевым компонентом успешного обучения.
Кроме того, распределение детей по классам с учетом их успеваемости может негативно влиять на самооценку детей, оказавшихся в классах с низкой успеваемостью. Как уже отмечалось выше, отношение учителей к классам во многом определяется ярлыком, который на него был навешан. Им сложно давать детям больше независимости, так как они не уверены в их силах. Школы, которые прибегают к распределению детей по группам на основе их академических успехов, должны задуматься, обеспечивают ли они равные возможности и высокие ожидания от всех учеников, включая учеников из более слабых классов. Кроме того, им стоит задаться вопросом, позволяет ли распределение по классам дать каждому ребенку должную поддержку и вовлечь его в учебный процесс.
Исследование: Anna Mazenod, Becky Francis, Louise Archer, Jeremy Hodgen, Becky Taylor, Antonina Tereshchenko, David Pepper. Nurturing learning or encouraging dependency? Teacher constructions of students in lower attainment groups in English secondary schools. Cambridge Journal of Education, 2018
Групповую динамику ни кто не отменял. Разбивая детей по классам успеваемости мы в одном классе тормозим процесс а в другом его ускоряем . Но в связи с тем что я сам учился сначала в гимназическом классе , а потом перейдя в другую школу в классе коррекции ( мест в другом классе в городской школе не было, а мне нужно было поступать в университет) увидел разницу в динамике обучения и там и там. Там где дети не очень образованные весь класс стоит и не развивается , а там где дети очень умные все силы уходят на учебу до тошноты. Поэтому делить детей не нужно , нужно их распределять и балансировать , чтобы одни подтягивали других не загоняя их и не расслабляя их. Чем разношёрстней коллектив тем интересней и эффективней динамика обучения.
Мое мнение, что все зависит от учителей, которые организуют учение в этих классах, так как : даже в школах, где нет разделения на классы по успеваемости , а существуют обычные наборы детей по достижению ими 7 летнего возраста существует жесткая градация на «любимчиков, «отличников», «двоечников» и на просто «таких, которых не замечают». Это моментально сказывается на детях и они просто в дальнейшем стараются соответствуют этому образу, чтобы лишний раз не привлекать к себе излишнего внимания. Хорошо бы учителям тоже давать, что то наподобие клятвы Гиппократа или воинской присяги, и относиться к детям без ярко выраженной ежедневной оценки ребенка, если он отличается от идеала, который существует в голове учителя и делать акцент именно на преподавании самого материала , а не наносить урон самооценки ребенка.