Решение проблем включает в себя более высокий уровень обработки информации, чем те уровни, которые мы рассмотрели ранее здесь и здесь. Фактически, решение проблем одновременно мобилизует восприятие, внимание и память для достижения более высокой цели: правильного решения логической головоломки. По мере развития детей, их способность решать проблемы становится более изощренной. Происходит это из-за того, что стратегии, которыми они обладают, улучшаются. Помимо этого, дети осваивают новые стратегии. Чтобы проиллюстрировать влияние этих изменений мы рассмотрим развитие способности решения проблем в трех областях. Первая из них — это использование информации от одной проблемы для решения другой проблемы или решение проблем по аналогии. Второе — это использование детьми повседневных рутинных действий или сценариев для решения проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни. Третья область, которую мы рассмотрим — это способность детей использовать формы дедуктивного мышления для решения проблем.
Решение проблем по аналогии
Предположим, что вы пытаетесь научиться пользоваться компьютером и испытываете трудности с пониманием расположения каталогов, подкаталогов, компьютерных дисков и дисководов, которые являются частью программного обеспечения. В этой ситуации может оказаться полезной аналогия между работой компьютера и файловой системы в офисе: файлы на компьютерах такие же, как документы в офисе, каталоги — это картотеки, а подкаталоги — это ящики в картотечных шкафах. Эта простая аналогия может облегчить запутанную задачу.
Использование аналогии или решение одной проблемы на основе ее сходства с другой проблемой — это мощная стратегия решения проблем. Однако, несмотря на очевидность метода, и детям, и взрослым часто бывает трудно замечать и использовать аналогии (Gick & Holyoak, 1980, 1983). Трудности детей замечать и использовать аналогичные сходства можно увидеть в исследовании, проведенном Брауном, Кейном и Эчолсом (1986). Они попросили детей от 3-х до 5-ти лет помочь пасхальному кролику перенести пасхальные яйца в корзину на другой берег реки, используя материалы, предоставленные экспериментатором: плоский лист бумаги, свернутую трубку, трость, скотч, ножницы, веревку и несколько других предметов. Заранее детям рассказали историю о том, что Джинн столкнулся с проблемой перевозки драгоценных камней из одного места в другое, но быстро решил ее. Он свернул волшебный ковер в трубку и пересыпал через нее драгоценности из одной бутылки в другую. Несмотря на подсказку очень немногие из трехлетних детей смогли решить проблему с пасхальным кроликом. Даже некоторые из пятилетних детей потерпели неудачу. При этом дети в целом были способны рассуждать по аналогии. Когда им дали подсказку, чтобы помочь вспомнить историю про Джинна, скорость решения проблемы пасхального яйца резко возросла. Другие исследователи обнаружили, что указание на цель главного героя рассказа помогает детям в аналогичном решении проблем (Chen & Daehler, 1989). Также им помогают многочисленные примеры решения проблемы (Crisafi & Brown, 1986). Еще одним определяющим фактором способности взрослых и детей замечать аналогию является наличие поверхностного сходства между объектами в двух задачах (Gentner & Toupin, 1986; Gentner & Rattermann, 1992). Например, детям было легче воспроизвести историю о завистливом друге с новыми персонажами, если новый герой был похож на оригинального (Gentner & Toupin, 1986). Наконец, аналогии часто оказываются наиболее полезными, когда дети хорошо разбираются в теме исходной задачи (Inagaki & Hatano, 1987).
Сценарии и ментальные карты
Сценарии. Дети с самого раннего возраста кажутся достаточно компетентными во многих повседневных ситуациях. Двухлетний ребенок активно участвует во многих занятиях в течение дня: одевание, еда, покупки, купание и многое другое. Более того, кажется, что ребенок хорошо понимает свою «роль» в этих ситуациях. Если вы сомневаетесь в этом, просто попробуйте лишить двухлетнего ребенка конфетки, которую он обычно получает на кассе продуктового магазина. Как дети структурируют информацию из прошлого опыта, чтобы достичь понимания нынешней ситуации и разработать план соответствующего поведения? Было предложено, что дети и взрослые составляли сценарии для многих повседневных дел. Сценарии дают базовую схему того, что следует делать и чего следует ожидать. Это позволяет многим действиям быстрее стать автоматическими (Schank & Ableson, 1977). Подобно тому, как вы, не задумываясь, встаете, принимаете душ, одеваетесь и завтракаете по утрам, так и ребенок может эффективно и рационально справляться со многими рутинными ситуациями.
Учеными достаточно много внимания уделяется развитию структуры сценария у детей (Hudson, 1990; Mandler, 1984). В возрасте 3-х лет дети знают о последовательности знакомых событий и полагаются на них (Nelson & Greundel, 1981). Когда семья ужинает в McDonald’s, прежде чем выкинуть обертки нужно поесть. Изменение последовательности очень сбивает ребенка с толку и приводит в замешательство. Маленькие дети более жесткие в своих сценариях, чем дети старшего возраста и взрослые (Wimmer, 1980). Когда малышей просят вспомнить о каком либо событии, они устраняют несогласованные элементы рассказа, чтобы сохранить ожидаемую последовательность событий (hudson & Nelson, 1983) или заменяют отсутствующие события, которые должны были произойти (Myles-Worsley , Cromer, & Dodd, 1986).
Карты. Подобно тому, как ребенку необходимо уметь проложить себе путь в повседневных событиях дня, он также должен найти свой путь в пространственной среде. Даже очень маленьким детям удается перемещаться по знакомым местам, избегая препятствий и преград на своем пути (Heth & Cornell, 1980). Но чтобы сформировать ментальные карты знакомых мест требуется владеть более сложными когнитивными навыками. Представьте, что вас попросили нарисовать достаточно точную карту от дома до класса, где вы изучаете психологию. Маленьким детям такая задача кажется трудной, даже если они легко могут найти дорогу к месту назначения (Liben & Downs, 1989; Siegel & White, 1975). Маленькие дети часто неверно истолковывают символы на картах и принимают их за точное описание реальных объектов. Таким образом, для ребенка контур самолета на карте означает присутствие реального самолета в этом месте, а не наличие аэропорта (Down & Liben, 1986). Ниже мы рассмотрим неспособность детей использовать копии в качестве инструмента для определения местоположения объектов.
ОДНА КАРТИНКА ЛУЧШЕ ТЫСЯЧИ СЛОВ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Насколько хорошо дети используют модели в качестве репрезентаций реальных объектов? Этот вопрос был рассмотрен в серии исследований, проведенных Джуди Де Лоше. В первом из нескольких исследований с использованием одинаковой базовой парадигмы 31-ти месячным и 39-ти месячным детям показали гостиную с диваном, столом, ковриком и т. д., а затем показали модель этой комнаты, в которой дублируются объекты и их положение. Пока дети рассматривали модель комнаты, им показали, где находится маленькая копия большой куклы. Детям сказали, что большая кукла прячется в том же месте, где и маленькая, но только в настоящей комнате. После этого детей попросили найти большую куклу в исходной комнате. 39-ти месячные дети не испытали особых проблем с извлечением большой куклы из первоначальной комнаты. Но дети в возрасти 31-го месяца не смогли найти большую куклу, спрятанную в исходной комнате. При этом они не хуже старших детей помнили, где находится маленькая кукла. Следует подчеркнуть, что эти две комнаты были идентичны (мебель, цвета) за исключением размера.
Де Лоше предположила, что трудность маленьких детей при выполнении задания заключаются в их неспособности сформировать двойное представление. То есть они не могут представить комнату модель, как самостоятельную копию исходной комнаты. Чтобы проверить эту гипотезу, Де Лоше повторила этот эксперимент, но вместо того, чтобы показывать детям местоположение миниатюрной куклы в комнате модели, Де Лоше использовала изображение настоящей комнаты. Де Лоше рассудила, что поскольку картинки и рисунки являются формами представлений, с которыми дети очень хорошо знакомы, то они будут более склонны рассматривать их как представление исходной комнаты. Следовательно, их способность найти большую игрушку в исходной комнате увеличится. И это сработало. Когда на тайник маленькой игрушки было указано с помощью изображение комнаты, маленькие дети смогли без труда найти большую игрушку.
Источник: DeLoache, J. S. (1987). Быстрое изменение символического функционирования маленьких детей. Science, 238, 1556–1557.
По мере взросления дети становятся более умелыми в построении умственных и физических свойств знакомых им мест (дома, школы и района) и маршрутов перемещений. Ниже представлена карта, показывающая прогресс детей в понимании того, как ориентироваться в пространственной среде (окрестности).
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ ПРОСТРАНСТВА И КАРТ
ШАГ 1: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВ
На этом этапе дети используют ориентиры, чтобы помочь себе ориентироваться в пространстве. Например, дети могут использовать желтый дом или красный пожарный гидрант в качестве ориентиров.
ШАГ 2: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ МАРШРУТА
На этом этапе дети могут объединить различные ориентиры (например, желтый дом, почтовый ящик и красный гидрант) в последовательность, которая образует маршрут через пространство. В свою очередь, это позволяет ребенку успешно добраться до бейсбольного поля или соседской кондитерской.
ШАГ 3: РАЗРАБОТКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КАРТ
Это последний шаг и является важным достижением. Он представляет собой общую когнитивную карту знакомой местности и включает в себя различные маршруты, которые были изучены на более ранних этапах.
Источники: Anooshian & Siegel, 1985; Siegel & White, 1975.
Когда ребенок растет, он точно также может лучше использовать информацию, представленную на картах и ориентирах, для ориентирования в новой местности (Anooshian & Siegel, 1985; Scholnick, Fein & Campbell, 1990).
Дедуктивное рассуждение
При обсуждении теории когнитивного развития Пиаже мы заметили, что Пиаже уделяет большое внимание способности детей выполнять задачи, основанные на логических рассуждениях: сохранение, категоризация. Эти навыки зависят от способности детей использовать логику и дедуктивное мышление. Хотя мы видели, что когнитивные способности детей намного выше, чем первоначально предполагал Пиаже, однако дети часто находят задачи, основанные на дедуктивных рассуждениях, довольно сложными.
Переходное мышление. Одна из классических задач рассуждений Пиаже — транзитивный вывод. Он обнаружил, что дети младше 6 или 7 лет не могли сделать вывод, что Джим выше Боба, если им давали информацию «Джефф выше Боба» и «Джим выше Джеффа». Пиаже объяснил это их неспособностью использовать логику транзитивного вывода. Альтернативная гипотеза, предложенная Хэлфордом (1990), заключается в том, что на самом деле дети понимают транзитивный вывод, но используют неправильную стратегию для решения. Например, одна из альтернативных стратегий, используемых маленькими детьми, состоит в том, чтобы предположить, что последний упомянутый объект является самым большим, и они формируют свои выводы на основе этого предположения. Другая стратегия состоит в том, чтобы предположить, что один объект длиннее другого потому что так сказал человек проводящий эксперимент (Brainerd & Reyna, 1990). Таким образом, было показано наличие механизма работы транзитивного вывода у детей (Dry & Trabasso, 1971). Однако, он часто приводит к ошибочным выводам.
Категоризация. Другой ключевой логической способностью детей является использование иерархической категоризации. Одно дело знать, что есть собаки и колли, и гораздо сложнее понять, что колли — это разновидность собак. Еще труднее понять, что все колли — собаки, но не все собаки колли. Исследования с использованием примера собак показали, что маленькие дети классифицируют объекты не так как взрослые или дети старшего возраста (Klahr & Wallace, 1976; Trabasso et al. 1978). Все же данные свидетельствуют о том, что даже очень маленькие дети способны формировать категории, основанные на иерархических отношениях. Мандлер и Бауэр (1988) изучали понимание категоризации у 12-ти, 15-ти и 20-ти месячных младенцев с помощью метода последовательного касания. В этой методике используется склонность маленьких детей прикасаться к объектам в пределах их досягаемости и манипулировать ими. Экспериментаторы записали порядок, в котором младенец тянулся и хватал предметы, которые были помещены группой в пределах досягаемости ребенка. Они представили младенцам предметы базового уровня (собаки и автомобили), более высокого уровня (животные и транспортные средства), а также контекстные категории (например, вещи для ванной). Мандлер и Бауэр обнаружили, что дети последовательно касались предметов, принадлежащих к одной иерархической категории (например, всех собак). Этот паттерн последовательного прикосновения был наиболее сильным на базовом уровне и, в меньшей степени, на вышестоящем и контекстном уровне. Таким образом, даже младенцы имеют некоторые знания о взаимосвязях между объектами. Более того, они могут использовать эту информацию для формирования категорий знакомых объектов.
Что младенцы в возрасте 12-ти месяцев могут использовать в качестве основы для формирования категорий? На данный момент их знания о собаках и автомобилях весьма ограничены. Было выдвинуто предположение о том, что два фактора влияют на способность детей формировать иерархические категории. Первый фактор — это сходство между объектами, составляющими категорию. Большинство собак чем-то похожи друг на друга. У всех четыре ноги, меховая шубка и хвост. Было сделано предположение, что маленькие дети пользуются схожестью объектов при формировании категории встречаемых объектов (Rosch, Mervis, Gray, Johnson, & Boyes-Braem, 1976; Rosch & Mervis, 1975).
Второй фактор, который влияет на формирование детьми иерархических категорий — это использование ярлыков для обозначения принадлежности к категории (Gelman & Markman, 1987; Waxman & Gelman, 1986). Маркман и Хатчинсон (1984) дали детям 2-3-х лет набор из трех предметов и попросили их рассортировать предметы. Например, их просили поставить полицейскую машину рядом, либо с другой машиной (предмет из той же категории) либо с полицейским (тематически связанный объект). Если для описания объекта не использовалось никаких ярлыков (машина была просто машиной, а не полицейской машиной), дети не задумывались над выбором объекта. Однако, когда детям обозначали машину, как полицейскую, то их выбор переходил на полицейского (объект той же категории). Это открытие еще более примечательно, если учесть, что Маркман и Хатчинсон использовали бессмысленное слово «daz» для обозначения полицейской машины, а не обычное американское обозначение слово «car». Аналогичные результаты были получены с использованием японских слов вместо бессмысленных слогов (Waxman & Gelman, 1986). Также дети используют информацию о категориях, предоставленную ярлыками, чтобы определить, имеют ли объекты общую внутреннюю структуру (Gelman & O’Reilly, 1988). Например, дошкольников и детей второго класса учили новой информации о яблоке. Им рассказывали, что у яблока внутри ауксин (несуществующее в английском языке слово). Затем их спрашивали, будут ли другие предметы также содержать «ауксин». Эти объекты были либо из той же категории, что и исходный объект (например, другой фрукт) либо не были связаны между собой. Дети легко переносили наличие «ауксина» на другие фрукты. В то же время они сомневались в наличии ауксина в объектах других категорий. Помимо этого дети переносят поведенческие характеристики, основанные на категоризации (Gelman & Markman, 1987). Дети 3-х и 4-х лет, зная, что черные и белые кошки видят в темноте, говорят, что коричневые кошки тоже видят в темноте, а вот скунс не видит. Подводя итог, можно сказать, что способность детей формировать иерархические категории очевидна с самого раннего возраста.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, интеллектуальное развитие ребенка, как вырастить умного ребенка, как помочь ребенку учится, детская память, почему дети плохо помнят, память маленького ребенка, как развивается память ребенка, теория Пиаже, транзитивный вывод.
Спасибо за статью. Она дала мне возможность посмотреть на детские действия с другой стороны. Например решения задач с помощью аналогии. Моя 3,8 летняя дочка перекладывала резиночки для волос. И она их сортировала по аналогии: новые у новым, старые к старым. И старшая дочка недавно раскладывала монеты по аналогии. Ей 6 лет. Она в одну кучку сложила монеты по 10 рублей и в неё же сложила 10 копеек. На вопрос почему так решила, она ответила: и там десять и там десять.
А вот если взять сценарии. Со старшей дочкой до 3х лет я больше играла в своеобразные развивающие игры. Книжки читали, больше времени проводили на улице с другими детьми. Потом родилась младшая дочка. И к этому времени я со старшей начала играть в куклы и другие ролевые игры. Теперь старшей 6 лет, младшей 3,8. Старшая постоянно ищет компанию, просит, чтобы с ней играли. А вот младшая сама может сидеть и играть в куклы. Я думаю тут как и сыграло то, в какие игры девочки играли до 3х лет. Какой был сценарий. И я заметила. Что когда дети знают, что за чем идёт и такой сценарий не нарушается. То они более спокойно себя ведут.
Интересная статья. Она, как совокупный элемент с предыдущими статьями, обогащает мое понимание развития когнитивных способностей детей. Я абсолютно не помню, как задачи, подобные описанным в статье, решал мой сын. А вот мой первый опыт дедукции привел меня в реанимацию. В возрасте около 10 месяцев я только научилась ходить и, по словам моих родителей, говорила некоторые слова. Так случилось, что я осталась одна дома. Видимо, мама вышла не на долго. Я помню очень хорошо ход моих мыслей в тот момент. Я считала, что раз таблетки мне давали, когда я болею и потом я всегда выздоравливала, следовательно они очень полезны. Но мама почему-то их запрещала их брать и хранила на холодильнике, значит надо их достать и съесть, пока ее нет дома. Возле холодильника стояло раскладное кресло с широкой грядушкой. Я залезла на кресло, потом вскарабкалась на грядушку и дотянулась до соломенной плетеной корзины с медикаментами. Спустила все вниз. И принялась есть таблетки все подряд. Потом пришла мама, вызвала скорую, меня отвезли в больничку и сделали промывание желудка. Эти три пункта моя память стерла как травматические. Помню только как я пытаюсь бежать по больничному кафельному полу, вся зареванная, к маме, которая протягивала ко мне руки. Падаю. Встаю. И снова падаю и реву и бегу… И помню очень точно ход моих мыслей во время поедания таблеток.
Прочитав статью, я узнала о том, какие стратегии могут использовать дети в различных ситуациях при решении проблем. Способность решать задачи успешнее развивается тогда, когда взрослый помогает в этом ребёнку.
Так, при решении проблем по аналогии, я увидела, что не все дети способны сопоставить вновь возникшую задачу с уже знакомой и ранее решенной ими или кем-то другим. Учитывая этот факт в процессе воспитания детей, будет полезным напоминать ребёнку о решении аналогичной проблемы. Кстати, важно понимать: ребёнок не может связать похожие ситуации не потому что он «балбес» и т.п., как считают некоторые взрослые в силу своей неосведомленности, а потому, что эта способность у ребёнка находится в стадии развития. То, насколько эффективно ребёнок будет в дальнейшем решать возникающие проблемы зависит в том числе и от окружающих его взрослых.
При решении ребёнком проблем с использованием сценария я обратила внимание на значимость последовательности известных для него действий. Я не раз наблюдала это в жизни, если ребёнок не получает ожидаемое, он расстраивается. Примечательно, что маленькие дети рассчитывают на сценарий тогда, когда дети постарше и взрослые более лояльно относятся к всевозможным отступления от него.
Также для меня была интересна информация о ментальных картах и этапах их развития, основываясь на которые можно придумать детскую игру и таким образом способствовать развитию ориентации ребёнка в пространстве.
А удивило меня то, что дети в возрасте 12 месяцев уже способны формировать категории по схожести объектов. Спасибо за полезную информацию.
В статье я познакомилась с тем, как маленькие дети способны решать проблемы. Оказывается, если дети хорошо разбираются в теме исходной задачи, то наиболее полезным будет использовать стратегию аналогии. Интересно, что маленькие дети более жесткие в своих сценариях, чем дети старшего возраста и взрослые. Они устраняют несогласованные элементы рассказа или заменяют отсутствующие события, которые должны были происходить. Меня удивило, что показывая контур самолета на карте, у детей это означает присутствие реального самолета в этом месте. Также, в статье я узнала об этапах развития понимания пространства и карт у детей. Из заключения Хелфорда, я поняла, что у маленьких детей существует механизм работы транзитивного вывода, но он не всегда приводит к правильному пониманию. Удивительно, что дети с самого раннего возраста способны формировать иерархические категории.
Благодаря статье познакомилась со стратегиями, которые применяют маленькие дети для решения своих повседневных задач. Это решение проблем по аналогии, использование привычных сценариев и способность использовать формы дедуктивного мышления.
Меня сначала удивил тот факт, что «маленькие дети более жесткие в своих сценариях, чем дети старшего возраста и взрослые», но подумав, вспомнила, что моя дочь, когда была маленькая, действительно очень остро реагировала на какие-либо изменения привычного сценария. Например, когда я читала ей детскую книжку и вдруг пропускала какую-то страницу, она — малыш, ещё не умеющий разговаривать, всеми доступными ей способами пыталась добиться, чтобы все было так, как она привыкла, как было раньше. Теперь я понимаю, что ее приводило в замешательство и сбивало с толку именно изменение последовательности.
Из статьи я узнала несколько стратегий решения проблем:
1. Решение проблем по аналогии. Нужно найти сходство с чем-то похожим. Проблема этого способа заключается в том, что у людей разные способности к поиску аналогии. Особенно сложно видеть сходства маленьким детям.
2. Решение проблем по сценарию. Особенно хорошо этот способ работает у маленьких детей. Они хорошо запоминают, что за чем идет в повседневной жизни (при условии, если ситуация происходит постоянно на протяжении определенного промежутка времени), привыкают к последовательности действий и знают её. Вот почему для ребенка важен режим. Поэтому режимные дети более спокойны.
Интересно, что маленькие дети неспособны сформировать двойное представление. Самолет, нарисованный на карте, означает для них, что там находится реальный самолет. Кстати, моя 6-летняя дочка на днях так и сказала, увидев на карте самолет.
3. Использование ориентиров и знаний.
Из исследований Пиаже, Мандлер и Бауэр я сделала вывод, что у маленьких детей логика работает не так, как у взрослых. Теперь понятно, почему дети идут в школу с 7 лет. Эта информация для меня важна, потому что я часто не понимаю, почему мой ребенок сделал неправильные выводы, и злюсь на неё (это же очевидно, почему она не понимает?). Теперь буду относиться спокойнее.
Спасибо за статью. Меня удивило «изменение последовательности очень сбивает ребенка с толку и приводит в замешательство. Маленькие дети более жесткие в своих сценариях….Когда малышей просят вспомнить о каком либо событии, они устраняют несогласованные элементы рассказа, чтобы сохранить ожидаемую последовательность событий или заменяют отсутствующие события, которые должны были произойти». Ранее в статье о том, могут ли дети быть достоверными свидетелями, их надежность была оценена как «ненадежный», что становится объяснимо этой статьей. То есть если произойдет событие с неожиданной/непривычной последовательностью, то ребенок может заменить события одни на другие и легко поддаться влиянию взрослого.
Еще меня удивил момент с поиском «клада» в комнате с моделью комнаты и фотографией комнаты. Я не думала, что у детей может возникнуть трудность с двойственным представлением. Возможно, если модель (макет) не отражает действительности, то кажется детям, будто это совсем другое место, а на фото они видят картинку один в один.
После прочтения про категоризацию у меня возникло желание понаблюдать за детьми и их развитием. Очень интересная статья
Спасибо за статью. Из узнала о различных стратегий. Заинтересовала мени стратегия сценарий. Эту стратегию маленькие дети используют для решения своих детских проблем или желаний. Это позволяет детям действиям быстрее стать автоматическими. что дети и взрослые составляли сценарии для многих повседневных дел. Была удивлена, что дети с самого раннего возраста достаточно компетентными во многих повседневных ситуациях. Детям легко разработать план своего поведения. Вспомнила своего сына когда ему было месяце 10. Он тогда плохо ходил но резво ползал. Увидел мусорное ведро подполз и высыпал все на пол. Я его отругал. Мой маленький шкодный сын увидел что я ушла с кухни и отвлеклась от него. Снова подполз и высыпал снова на пол. Это уже в младенчестве ребенок понял и придумал сценарий своего поведения. Если рядом тет мамы можно сделать тоже самое, что ему так понравилось.
Добрый день, спасибо за статью. Из статьи я узнал как дети могут справляться с поставленными задачами по аналогий, но необходимо на начальных этапах давать подсказки для толчка к воспоминаниям. Выполняя обыденные дела не только детей сбивает изменения сценария, но и многие взрослые не могут переключится когда что либо идет не по плану или требуется значительные усилия и трата своего внутреннего ресурса для изменения сценария и подстраивание под обстоятельства. У моей супруги не работает двойное представление она не может на словах или карте объяснить где и что находится и она не единственная. Ей это не было ни когда необходимо и у нее нет опыта. Я считаю для развития более лучшего взаимодействия ребенка и окружающего мира, развития дедуктивного мышления и прочих навыков необходимо постоянные тренировки,занятия, пример и подсказки родителя.
Из статьи я узнал, что дети справляются с задачами тремя способами. Первая из них — это использование информации от одной проблемы для решения другой проблемы или решение проблем по аналогии. Второе — это использование детьми повседневных рутинных действий или сценариев для решения проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни. Третья область, которую мы рассмотрим — это способность детей использовать формы дедуктивного мышления для решения проблем. И скажу сразу, что третий способ всегда вызывал у меня проблемы. Проблема решать проблемы дедуктивным способом. Пример: объяснить почему Джим выше Боба, если я знаю, что «Джефф выше Боба» и «Джим выше Джеффа». Или знать, что есть собаки и колли, и гораздо сложнее понять, что колли — это разновидность собак. Еще труднее понять, что все колли — собаки, но не все собаки колли. Так же как все наркоманы-люди, но не все люди-наркоманы. Придётся развивать. И столкнулся с этим явлением на уроках по философии.
Из нового узнал слово транзитивность-одно из свойств логического отношения величин.У меня в 40 то лет мозг закипел от того что узнавал Пиаже у маленьких детей.Узнал так же как маленькие дети учатся решать повседневные задачи и проблемы.Хотя совсем недавно на лекциях слышал что мы ничего не решаем и дети тем более,скорее форма обучения происходит с самого детства и затем опыт переносится на действие я так считаю.Но сейчас не об этом.Из всего прочитанного пришел к тому что в детстве я либо смотрел как делают другие,затем пробовал сам,либо просил помощи,считаю что самый большой опыт был приобретен методом самостоятельных проб и ошибок.Вспомнил задачу с карбидом и пузырьком,нужно его было положить столько что бы в момент закручивания крышки он не разорвался в руке.Эксперимент проводил я много раз в конце концов он завершился успешно под крики бабулек во доре.Насчет задач что то получалось решить быстро имея представление и минимум знаний,над чем то приходилось посидеть,была у меня книга задачи и головоломки.Наблюдая за ребенком друзей видел как она активно принимает участие в сборе весеннего букета методом исследования я так думаю и поиском одного цвета цветов,ей 2 года.Насчет собак да в детстве видел лохматых животных порой злых порой ласковых и не более.Затем я стал задавать много вопросов чем одна отличается от другой,учитывая мое любопытство я занимался сбором информации и так узнал что существуют разные породы,как их выводят и чем отличается одна от другой.Важен интерес ребенка к окружающему миру и помощь родителей,взрослых во многих вопросах.
Из статьи я узнала, как маленькие дети решают проблемы используя разные стратегии. Первая это когда дети используют схожую со своей проблему и используют ее по аналогии, но для лучшего достижения им необходимо услышать многочисленно повторяющие примеры и желательно с акцентом на главного героя. Еще меня заинтересовала стратегия сценариев, так как меня всегда удивляло почему мой ребенок использует определенную последовательность ежедневных действий и никак иначе, а любое предложение от меня что-то изменить всегда наталкивалось на упорство со стороны дочери, оказалось, что маленькие детки более жестокие в своих сценариях и изменение последовательности их сбивает, так что статья дала мне ответ на мой вопрос. Еще в статье я прочла, что дети способны формировать иерархические категории с самого раннего детства и я вспомнила, что меня удивляло, когда моя дочь примерно года в два любила играть с игрушками-животными и всегда расставляла их по разным схемам, но всегда это были какие-то определенные категории. Спасибо за статью!
Спасибо за статью. Я узнала, как дети осваивают новые стратегии и решают проблемы. Познакомилась с тремя способами развития способности решения проблемы: решение проблемы по аналогии, сценарии и ментальные карты, дедуктивное мышление.
В первом способе детям от 3-х до 5-ти лет предлагалось решить проблему проведя аналогию, из исследования стало понятно, что не все дети смогли решить данную проблему и у многих детей вызвало затруднение. Но когда им дали подсказку, скорость решения проблемы возросла, это еще раз доказывает, что способность решать задачи у детей происходит удачнее и быстрее, когда есть помощь взрослого. По мере взросления дети становятся более умелыми, легче ориентируются в пространстве. Например, моя четырехлетняя дочь, четко знает, что я повела ее не той дорогой, которой ходим всегда, узнает места, где мы бывали не часто и давно. Дети знают, что одна бабушка живет близко, а другая далеко (разница в 5 км всего). Для себя подчеркнула, что годовалые дети способны формировать иерархические категории.
Интересная статья. Спасибо.
Статья на меня произвело впечатления сильное. Она аккумулирует мое понимание в развитии способностей детей. Из статьи при решении возникших проблем по аналогии, я увидела, что не все дети способны сопоставить, что такая задача уже была и она решалась кем- то другим. Способность решать задачи успешнее развивается тогда, когда взрослый помогает в этом ребёнку. Интерес в статье у меня вызвало еще то, что, что показывая контур самолета на карте, у детей это означает присутствие реального самолета в этом месте. Так же я узнала об этапах развития понимания пространства и карт у детей. Конечно же взрослые являются проводником в мир познаний, так как ребенок с помощью стратегии аналогии решает все свои задачи. Очень трудно представить как задачи, которые описаны в статье решают дети, но про себя могу сказать следующее. Я всегда смотрела на взрослых и делала как они. Однажды, чуть не лишилась жизни, когда решила самостоятельно учиться плавать. Старший блат зашел по пояс – и я за ним. Брат вытянул к верху руки – и я скопировала движение. Брат нырнул и вынырнул, а я захлебнулась и очнулась на берегу, на маминых руках. Почему – то именно этот случай я вспомнила, когда читала статью.
Спасибо за статью. Забавно, что взрослые решают свои проблемы по сути также как и дети, только более умело и с опытом. Поэтому я снова прихожу к выводу, что для детей особенно важно сопровождение взрослого. Разумное и своевременное. Особенно действенным способом решения проблем я считаю «По аналогии». Чем больше ребёнку объясняют и показывают, как справится с той или иной задачей, тем больше возможностей у него появляется для решения подобных проблем в будущем. Также важна тема со сценариями , или выработкой правильных привычек. Интересен факт о том, что для детей важны сценарии, и чтобы рассказать о чём-то они возвращаются в памяти к сценариям, могут убрать лишние или добавить недостающие куски сценария, которые по их представлению, там должны быть. Соответственно, если закладывать правильные сценарии детям, то в последующем выработаются правильные привычки.
Благодарю за статью! Она оказалось для меня немного сложной для восприятия. Из неё я узнала о том, каким образом маленькие дети решают повседневные задачи и решают проблемы. В статье рассказано о трех способах — решение задач по аналогии, сценарии и карты, дедуктивное рассуждение. В ходе исследования выяснилось, что детям более младшего возраста для решения задач по аналогии необходимы подсказки и помощь взрослого. Сценарии у 2х-3х летнего ребёнка уже сформированы, то есть он способен запомнить последовательность действий, происходящих с ним в течение дня. Уход от привычного «сценария» сбивает ребёнка с толку. И он пытается всячески вернуться к знакомому порядку действий. Дедуктивное рассуждение основано на использование следующих логических навыков: сохранение и категоризация. Исследуя поведение 12-ти месячных младенцев во время проведения эксперимента, ученые установили, что способность формировать иерархические категории развивается у детей с самого раннего возраста. То есть дети могут раскладывать и относить вещи к определенным категориям. Используя похожесть предметов. Или являются ли они знакомыми для ребёнка или нет.
Из статьи сделала для себя выводы, что решение повседневных задач и проблем, которое может быть очевидным для взрослого человека, совершенно необязательно может быть очевидным для маленького ребёнка.
А еще о важности для ребёнка режима и понятного распорядка дня!
Статья, на мой взгляд, интересна молодым родителям. Через понимание того, как маленькие дети решают свои проблемы, взрослые могут помочь и научить ребенка делать это более эффективно. Использование аналогий эффективно помогает справиться с решением проблем, только не всегда дети (а иногда и взрослые) могут увидеть аналогию. Ситуация становится более доступной, если исходный пример (сказка, или математическое задание, или логический пример) разобран и понят ребенком, т.е. не представив мысленно, как джинн перенес драгоценные камни, ребенок не применит данный пример к пасхальному кролику. Что касается сценариев, то здесь у меня в голове возникли те ритуалы, которые мы создаем своим детям. Так, например, если ребенок будет знать последовательность событий отхода ко сну (купание, стакан чая/молока, чтение книги), то этот «занимательный» и часто проблемный вопрос при постоянном соблюдении ритуала будет проходить легче. Дедуктивные рассуждения, на мой взгляд, более характерны для более старших детей. Хотя пример про последовательное касание младенцами определенных предметов оказался очень любопытным. Но, тем не менее, авторы сами указывают, что дети опираются на схожесть предметов (4 лапы, мех, хвост у собаки), что может говорить об использовании опять же метода простейших аналогий. В любом случае, помощь взрослых позволяет ребенку быстрее освоить те или иные методы обучения, и более активно их применять.
Из статьи узнала,что уже годовалые дети способны формировать категории по схожести объектов. Так же узнала какие стратегии могут использовать дети в различных ситуациях при решении задач.Одна из них это действие по аналогии.
Чем младше ребёнок,тем сложнее ему пользоваться этой стратегией ,так как эта способность у ребёнка находится в стадии развития.
Когда ребёнок применяет стратегию сценария, ему важно быть уже заранее знакомым с последовательностью известных для него действий. Когда сценарий идёт не по плану,происходит недопонимание как себя вести дальше.
Из статьи узнала о ментальных картах и этапах их развития.Взяв за основу эти карты , можно придумать детскую игру и способствовать развитию ориентации ребёнка в пространстве. При этом рядом с ребёнком,конечно же должен быть адекватный взрослый,который помогает осваивать ребёнку эти стратегии.
Спасибо за статью. Много новой и серьезной информации дала мне эта статья. Учитывая, что я мама 3 разного возраста, у меня очень много практики воспитания детей, но мало теории. Изучая статью, мне было интересно соотносить, те случае, которые происходили в моей семье с научными исследованиями. Я ознакомилась со способами решения проблем детьми.
1. Решение проблем по аналогии (сама часто пользуюсь эти методом ))))
2. Развитие поведенческого сценария у детей
3. Понимание пространства и карт
Теперь моя задача более внимательно отслеживать поведение своих детей в решении определенных проблем, и соотносить их с методиками данной статьи. Думаю, что смогу корректировать их развитие, обращая внимание на сложности, с которыми они сталкиваются.
Статья показала мне, как формируется поведение ребенка в той или иной ситуации, а так же о так сказать «мироощущении» детей. Во взрослом возрасте я уже стал забывать о том, как чувствовал себя когда мне было 2-3 года. Конечно же, воспоминания остаются, но на них накладывается текущий опыт поэтому особенности детского мышления как бы стираются под новыми более зрелыми формами. Я узнал о том, что дети ориентируясь в пространстве использую знаки, опыт полученный ранее в проделанных маршрутах, а так же формируют в сознание общую карту местности. Так же я увидел, что дети часто прибегают к использованию сценария. Это позволяет как бы «связать» себя с реальностью, используя механизм подражания. Спасибо за статью!
Из статьи я узнала, что решение проблем одновременно мобилизует восприятие, внимание и память для достижения более высокой цели: правильного решения логической головоломки. Существует 3 способа решения проблем. Первый — решение проблем по аналогии. Решение одной проблемы на основе ее сходства с другой проблемой — это мощная модель мышления, которую часто применяют дети. Хотя иногда детям и взрослым бывает сложно ее выявить. Второй — сценарии и ментальные карты. В возрасте 3-х лет дети знают о последовательности знакомых событий и полагаются на них. Изменение последовательности очень сбивает ребенка с толку и приводит в замешательство. Трудность маленьких детей при выполнении задания заключаются в их неспособности сформировать двойное представление, им лучше увидеть чем услышать. Третий – дедуктивное мышление. На основании логических рассуждений решаются проблемы. Никогда не задумывалась о многообразии способов подхода к решению. Спасибо за статью.
Из статьи я узнала как дети справляются со своими проблемами. По мере их взросления, стратегии улучшаются. Первое-решение проблем по аналогии. Маленьким детям тяжело провести аналогию без подсказок. Если дети разбираются в исходной задаче, то тогда у них все получится. Второе-это использование сценариев для решения проблем. Здесь дети структурируют информацию из прошлого опыта, чтобы достичь понимания новой. Третья область это способность детей использовать дедуктивное мышление для решения проблем. Для детей такие задачи довольно сложные. Пиаже обнаружил это неспособностью использовать логику транзитивного вывода. Хелфорд заключил, что дети понимают транзитивный вывод, но применяют неправильную стратегию. Еще одна способность -это использование иерархической категоризации и данные свидетельствуют, что даже маленькие дети способны формировать категории,основанные на иерархических отношениях.
Из статьи я узнала:
Картина мира – формируется на основе уже существующего широкого контекста, в который вписывается новая информация, при этом восприятие этой новой информации зависит от прошлого опыта.
Существуют значительные различия в способности к запоминанию между новичками и экспертами. На этом основании можно говорить о том, что превосходство взрослых в запоминании объясняется их уже существующими знаниями и пониманием информации. Знания играют важную роль в работе памяти и восприятия.
Внушаемость детей (3-х лет) – является ограничением памяти (легко происходит замещение на ложную информацию). Я читаю, что у взрослых тоже бывают эпизоды подобной восприимчивости из вне с искажением восприятия и памяти. Хотя я замечала, что у взрослых подобные искажения могут происходить и из-за влияния изнутри – бессознательный самообман. На точность памяти вообще влияют многие факторы.
Запоминание может быть улучшено за счет взаимодействия с опытным партнером, который обеспечивает управляемое участие. Социальная природа обучения – я давно замечала, что мои значительные продвижения обучения всегда были связаны со встречей особых для меня людей – учителей, которые уникальны своей наполненностью и способностью передавать свои знания другим.
Из статьи я узнала:
Решение проблем – высокий уровень обработки информации, который мобилизирует восприятие, внимание и память.
Изощренность в решении проблем зависит от количества стратегий. Использование аналогий – это способность видеть сходства.
Сценарии (роли) и ментальные карты дают базовую схему того, что следует делать и чего следует ожидать – не задумываясь – позволяет действиям стать автоматическими. Очень интересно, то что изменение последовательности очень сбивает ребенка с толку и приводит в замешательство. Маленькие дети более жесткие в своих сценариях, чем дети старшего возраста и взрослые. Когда малышей просят вспомнить, о каком либо событии, они устраняют несогласованные элементы рассказа, чтобы сохранить ожидаемую последовательность событий или заменяют отсутствующие события, которые должны были произойти. Это сейчас мне видится как своеобразные сбои системы памяти, я замечала подобное у сына и не понимала как может быть так, что мы помним разные вещи.
Дедуктивное рассуждение — формирование иерархических категорий.
Новые термины:
Дедуктивный метод мышления означает метод выведения умозаключения с помощью логики из общего к частному. Благодаря такому виду мышления, на выходе человек получает частное умозаключение, которое ему удалось выдать, опираясь на более общую информацию. Основа правильных выводов – сбор точных фактов, не подлежащих оспариванию. Метод мышления, следствием которого является логический вывод, истинность которого гарантируется истинностью посылок. Также может определяться логико-методологическая процедура, посредством которой осуществляется переход от общего к частному в процессе рассуждения.
Благодарю за статью- еще один огромный пласт знаний в области развития когнитивных способностей у детей. Удивительно, какие категории запоминания существуют у детей разного возраста. И насколько сложно происходит развитие когнитивных способностей: запоминания, мироощущения, дедуктивных рассуждений, сравнения и т.д. Мне мама рассказывала, что я в детстве когда была маленькая всем своим родственникам рассказывала, что мам сначала родила папу (он же больше ростом), а потом меня. То есть у меня было представление, откуда я появилась, а откуда папа появился не было представления, пока я не осознала, что бабушка могла родить папу.. Видимо в этот момент формировалось переходное мышление. Спасибо за статью!
Благодарю за статью. Из неё я узнала как дети разных возрастов решают свои повседневные задачи. Что детям становится проще справляться с некоторыми ситуациями, когда им помогает взрослый. Что впринципе логично. Так же узнала какие стратегии могут использовать дети в различных ситуациях при решении задач.Одна из них это действие по аналогии. Сценарии у 2х-3х летнего ребёнка уже сформированы. Чем больше ребёнку объясняют и показывают, как справится с той или иной задачей, тем больше возможностей у него появляется для решения подобных проблем в будущем. Интересно, что маленькие дети неспособны сформировать двойное представление. Нарисованный самолёт имеет для них такое же значение, что и самолёт настоящий.
Благодарю за статью. Из статьи я узнала, что по мере взросления детей, стратегия решения проблем становятся разнообразней. Одним из способов решения проблем, можно использовать аналогии. Использование аналогии или решение одной проблемы на основе ее сходства с другой проблемой — это мощная стратегия решения проблем. Но только вот у детей она работает только в том случае, когда им даются подсказки, примеры решения задач и лучше всего аналогии работают, когда ребенок разбирается в теме.
Второй способ сценарии, которые дают базовую схему того, что следует делать и чего следует ожидать. Яркий пример тому режим дня у ребенка. Вот если взять мою дочь, то у нее есть четкое понимание, что за чем идет. Для нее каждый день, это определенный сценарий, по которому она живет. И для нее такой пусть самый понятный, да и для нас взрослых также. Именно благодаря таким сценариям, вырабатывается автоматизм действий. Изменение последовательности очень сбивает ребенка с толку и приводит в замешательство. Еще я узнала про ментальные карты, с их помощью ребенок может выстраивать маршруты и ассоциации в голове. Дети используют ориентиры, какие-то яркие элементы, которые помогают детям ориентироваться в пространстве. Также ребенок выстраивает и маршрут, по таким же картинкам в голове. Также я узнала о том, что у детей развито дедуктивное рассуждение, переходное мышление и категории. Ребенку легче мыслить категориями, которые он знает.
Из статьи поняла, что дети младшего возраста решают проблемы используя мышление в меньшей степени , чем дети старшего возраста. Картинка, внешнее сходство , детьми младшего возраста принимается буквально и пример с картой на которой изображён самолёт для обозначения аэропорта, ребёнком воспринимается как самолёт , это поясняет.
Интересно было узнать, что детьми с раннего возраста доступна иерархия категорий: Кошки , собаки и т.д. Почему ? не пояснили конечно , но наверное так научили взрослые.
Иначе ,,как ребёнку понять определяющий и объединяющий критерий по которому объединяются объекты в категорию. Но, то что это так, наблюдала при общении с детьми. Ребёнок ещё не умеет разговаривать, но на разных картинках может показать изображение собаки или кошки. Интересно, что восприятие, внимание и память связанны с физиологией и возраст ребёнка в этом важен. Как я поняла, надо грамотно распределять задачи и нагрузку в обучение ребёнка учитывая его возраст.
Здравствуйте, интересная статья из которой я узнала, как дети справляются с повседневными задачами, что есть три основные стратегии их решения. Первая стратегия — это решение проблем по аналогии. Вторая стратегия — это использование сценариев для решения проблем. Третья стратегия — это способность детей использовать дедуктивное мышление для решения задач, и по мере взросления детей эти стратегии улучшаются. Из статьи для себя подчеркнула, что по мере развития детей, их способность решать проблемы становится более изощренной и фактически, решение проблем одновременно мобилизует восприятие, внимание и память. Интересен то факт, что что маленькие дети более жесткие в своих сценариях, чем дети старшего возраста и взрослые.
Спасибо за статью. Из неё я узнала, что по мере взросления дети решают возникшие перед ними проблемы. И таких способов три: решение проблем по аналогии, использование сценариев или ритуальных действий и дедуктивное мышление.
Решение проблем по аналогии хотя и мощная стратегия, но и детям и взрослым часто бывает трудно заметить сходство, чтобы воспользоваться этой стратегией. И её чаще используют те, кто разбирается в теме исходной задачи.
Одним самым простым способом решения проблем является сценарий. Им ребёнок начинает пользоваться с самого раннего детства. Такие занятия как еда, одевание, купание и многое другое мы делаем неосознанно, так как это доведено до автоматизма, а сам сценарий закладывается в детстве. Маленькие дети более жёсткие в своих сценариях, чем дети старшего возраста, так как изменение последовательности действий их сбивает и приводит в замешательство, а по мере взросления это проходит. По мере взросления дети начинают использовать третью стратегию и решать вопросы дедуктивным методом. Но его освоение зависит от способностей ребёнка. И чаще всего те задачи которые основаны на этом методе дети считают довольно сложными. Подводя итог, можно сказать, что способности детей формируются с самого детства, по этому чем раньше мы начнём их развивать у ребёнка, тем выше когнитивные способности будут в будущем.
Благодарю за статью! Честно признаться, статья оказалась для меня немного сложной для восприятия, так как в ней содержится очень много новой для меня информации. Особенно мне запомнилось исследование, касающееся категоризации о котором я почитала поподробнее .Мандлер и Бауэр на самом деле провели много экспериментов, чтобы выяснить, насколько способен ребенок к отнесению слов и именуемых ими объектов к тем или иным обобщающим категориям. Для ребенка огромным шагом в умственном развитии является приобретение навыка обобщения, когда, овладев свойствами конкретного предмета, он затем может осуществить перенос этого понимания на объекты, с которыми он сталкивается впервые. Ведь если ребенок говорит чашка в ситуации, когда перед ним чашки как предмета нет, это и означает, что он усвоил содержание некоторой категории — категории «чашка вообще», — будь она большая или поменьше, в горошек или с цветочком. Переход ребенка к полноценному использованию речи в ее знаковой функции знаменует огромный скачок в умственном развитии. С этого момента все кошки будут называться кошками, будь то своя, соседская или случайно встреченная на улице. Однако умозаключение об «одинаковости» или эквивалентности экземпляров, а также о принадлежности отдельных экземпляров к одному классу или к разным классам для ребенка далеко не простая задача. Именно поэтому вскоре появился такой эксперимент, указанный в данной статье.
Интересно было узнать из статьи, что использование аналогии в качестве инструмента решения проблем, трудна для восприятия не только детям, но и взрослым. Но использовать аналогию гораздо легче если есть примеры решения проблемы или наличие сходства между объектами в двух задачах. Для повседневных ситуаций уже в детстве закладывается подход разработки сценариев. Сценарии упрощают повседневный быт и позволяют не зацикливаться на рутинных ситуациях. При этом задачи, основанные на логике достаточно сложные для детей. При этом иерархичную структуру они могут построить. Это основано на том, что маленькие дети пользуются схожестью объектов при формировании категории встречаемых объектов и используют ярлыки для обозначения принадлежности к той или иной категории.
В этой статье я узнал, что по мере развития детей, их способность решать проблемы становится более изощренной. Происходит это из-за того, что стратегии, которыми они обладают, улучшаются.
Также я узнал о трех стратегиях решения проблем у детей – это аналогия, сценарии или карты и метод дедукции.
Дополнительно я узнал, что для успешного решения проблемы по аналогии ребенку нужно подсказать, что можно сделать также.
Интересно то, что сценарии дают базовую схему того, что следует делать и чего следует ожидать. Это позволяет многим действиям быстрее стать автоматическими. Для того, что бы дети 3-х летнего возраста лучше понимали карты, необходимо показывать фото этой объекта сверху, нежели делать миниатюрную модель.
С возрастом дети научаются применять знаки в реальном мире, например, желтый дом, большое дерево, лавочка, а впоследствии и их последовательность. А затем и нанесение этих объектов на карту в виде знаков.
Меня впечатлило то, что при дедуктивном способе решения проблемы — даже очень маленькие дети способны формировать категории, основанные на иерархических отношениях. И даже младенцы имеют некоторые знания о взаимосвязях между объектами (касались только собак). Т.е. маленькие дети пользуются схожестью объектов при формировании категории встречаемых объектов.
Я узнал механизм психической реакции – использовать схожесть объектов по внешнему признаку для того, что бы показывать подобные объекты.
В личном плане я понял, что для успешного решения проблемы по аналогии ребенку нужно подсказать, что можно сделать также.
Я понял, что ребенку нужно помогать в его развитии его мышления.
Спасибо за статью. Очень хорошо, что так много статей посвящено развитию детей и методам, помогающим активно помогать детям продуктивно развиваться. Интересно, что по мере взросления у детей увеличивается способность адаптироваться в различных ситуациях и решать новые для себя проблемы. Основными путями развития памяти и интеллекта являются: метод по аналогии, метод использования рутинных действий и метод форм дедуктивного мышления. Причём чем старше становится ребёнок, тем легче ему осваивать те или иные методы. Задача родителей активно использовать все методы и помогать детям осваивать их. Например есть техника сценариев, она о том, какие мы создаём сценарии в наших семьях и адаптируем их к постоянной жизни. Дети впитывают их и используют в дальнейшем. Например, собираться на дни рождения всей семьёй. Или смотреть всеми фильмы по вечерам. Также очень полезно использовать карты при описании ежедневных маршрутов детей. Важно ещё конечно образовывать родителей в этом смысле. И дети соответственно тоже будут быстрее развиваться.
Из статьи узнала о стратегиях, применяемых детьми для решения своих проблем и повседневных дел.Причем по мере развития детей улучшаются стратегии решения и появляются новые.Из статьи узнала о трех стратегиях — решение вопросов по аналогии, сценарий и дедуктивное мышление.Первый способ — решение вопроса по аналогии, то есть применение информации о решении одной проблемы при решении другой, считается одним из мощных инструментов. Однако не все дети и даже взрослые могут его использовать. Чтобы этому научиться может быть использованы сходства по цели, опыт решения похожих вопросов,внешнее сходство, а также глубокое знание об исходной задаче.Второй способ — сценарии достаточно легко применимы детьми в повседневной жизни, более того, чем предсказуемы и повторяемы события его жизни, тем более спокоен ребенок. Режим дня в данном случае играет свою важную роль. Спасибо за статью!
Когда я прочитал про стратегию аналогии для решения задач, я подумал о том, что детям да и взрослым необходим опыт решения проблем. Он дает не только уверенность, но и инструментарий для других подобных проблем. В принципе, любой навык можно рассмотреть как способность решения проблем одного рода. Пример со сценариями дал мне информацию о том, как дети запоминают информацию и почему иногда могут опускать детали, не согласующиеся с заложенным сценарием. Также я узнал, что на рубеже 3 лет ребенок начинает воспринимать модели. Было интересно узнать, в какой последовательности развивается мышление ребенка, его способности, необходимые для решения задач. Также я узнал о том, что уже в 2-3 года дети проявляют способности к категоризации объектов.
Спасибо за статью. Из статьи я узнала, как маленькие дети решают повседневные задачи и проблемы. Оказывается, что у маленьких детей большое разнообразие методов решения, начинаю от аналогии, заканчивая дедуктивным рассуждением. Но если метод аналогии хорошо подходит для детского решения проблемы, то я считаю, что для взрослых это невсегда уместный способ, так как ситуации бывают разные и нужно подстраиваться под конкретное решение задачи. На самом деле для меня статья стала большим открытием, так как я думала, что дети обходятся гораздо меньшими способами решения и наиболее примитивными, но данная статья дала мне понять, что маленькие дети достаточно находчивые, что подверждается приведенными исследованиями.
В статье я познакомилась с тем, как маленькие дети способны решать проблемы. Оказывается, если дети хорошо разбираются в теме исходной задачи, то наиболее полезным будет использовать стратегию аналогии. Интересно, что маленькие дети более жесткие в своих сценариях, чем дети старшего возраста и взрослые. Они устраняют несогласованные элементы рассказа или заменяют отсутствующие события, которые должны были происходить. Основными путями развития памяти и интеллекта являются: метод по аналогии, метод использования рутинных действий и метод форм дедуктивного мышления. Причём чем старше становится ребёнок, тем легче ему осваивать те или иные методы. Задача родителей активно использовать все методы и помогать детям осваивать их.
Благодарю за статью.Всегда интересно читать информацию связанную с развитием детей.Конечно по мере взрослее дети становятся смышлёней,изобретательней и умнее.разрабатывают новые стратегии.Новым для меня была информация о том, что существует три стратегии решения проблемы:
1) использование информации от одной проблемы для решения другой проблемы или решение проблем по аналогии.
2)использование детьми повседневных рутинных действий или сценариев для решения проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни.
3) это способность детей использовать формы дедуктивного мышления для решения проблем.так же узнала,что изменение последовательности очень сбивает ребенка с толку.
Благодаря статье я узнал о стратегиях, которые применяют маленькие дети для решения своих повседневных задач. Это решение проблем по аналогии и использование привычных сценариев . Так, при решении проблем по аналогии, не все дети способны сопоставить вновь возникшую задачу с уже знакомой и ранее решенной ими или кем-то другим. Учитывая этот факт в процессе воспитания детей, будет полезным напоминать ребёнку о решении аналогичной проблемы. Это описано в первом способе, когда детям от 3-х до 5-ти лет предлагалось решить проблему проведя аналогию. Из исследования стало понятно, что не все дети смогли решить данную проблему и у многих детей эта задача вызвала затруднение. Но когда им дали подсказку, скорость решения проблемы возросла, это еще раз доказывает, что способность решать задачи у детей происходит удачнее и быстрее, когда есть помощь взрослого. Спасибо за статью, узнал полезную информацию для себя.
После прочтения данной статьи я узнал каким образом происходит развития у детей , как они принимают решения в зависимости от ситуации , какой алгоритм действий у них возникает и каков может быть результат в зависимости от их действий .меня удивило каким образом Ребенок принимает решение в зависимости от вводных данных на примере решении задач по аналогии . Познакомился с таким психологическим понятием как логика транзитивного вывода , которую дети понимают , а использовать не могут исходя из наблюдений Пиаже . В профессиональном и личностном плане данная информация даёт мне возможность более продуктивно подойти к развитию ребёнка и пониманию каким образом у детей происходит механизм решения той или иной ситуации .Главной идеей данной статьи считаю ознакомление людей с порядком принятия решений у детей в зависимости от их возраста и ситуации.
Из статьи я узнал о том, какие стратегии используют дети при решении проблем. Как я понял, самостоятельное решение задач занимает у детей больше времени и менее эффективно. Т.е. помощь взрослого в решении проблем развивает эту способность у ребёнка. Я вспоминаю подобные моменты из своего детства. Когда в решении какой-то проблемы я упирался в тупик, то казалось, что она неразрешима. Но стоило взрослому человеку мне немного помочь или подсказать, как я самостоятельно продвигался дальше в данном процессе. Помню, я с трудом принимал чью-либо помошь и старался все сделать самостоятельно. Для меня было сложно принять тот факт, что я чего-то не могу. Это сейчас я могу оценить, что моя стратегия была совсем не конструктивной. Тем не менее я придерживался её и в более взрослом возрасте. Только недавно я смог осознать, что делать всё самому такая себе идея и мне стало легче просить о помощи.
Из данной статьи я узнал о стратегиях используемых детьми при решении проблем. Самостоятельное решение задач занимает у детей больше времени и менее эффективно. При отсутствии определенного опыта, детям всегда требуется наставник, человек обладающий неким опытом. Но есть ситуации, при которых дети оказываются более находчивыми чем взрослые. Еще узнал о стратегиях решения проблем, применяемых детьми. Первая стратегия — это решение проблем по аналогии. Вторая стратегия — это использование сценариев для решения проблем. Третья стратегия — это способность детей использовать дедуктивное мышление для решения задач, и по мере взросления детей эти стратегии улучшаются. Данные исследования вполне подтверждаются моим детством, когда я по мере взросления, находил все более изящные решения.
Спасибо за статью, для меня она была интересна тем, что я начала немного понимать, каким именно образом развивается мозг моего ребёнка. Ведь в дальнейшем ее ждут разные изменения, на которые она будет обращать внимание( я так думаю) и я смогу ей объяснить что именно с ней происходит. Далее, я для себя увидела, что решение проблем одновременно мобилизует восприятие, внимание и память для достижения более высокой цели: правильного решения логической головоломки. У детей с каждым годом более изощрённый метод решения проблем. Если раньше моя дочь могла просто капризничать, чтобы получить желаемое, то сейчас она старается приводить аргументы, объясняя мне зачем ей вкусняшка или новая игрушка. Ещё я в очередной раз убедилась, как важен для детей график, как важно быть последовательным в своих действиях. Честно признаться, я тоже человек-график и мне очень тяжело даются изменения. Ещё я прочла о эксперименте с комнатами и куклами, и мне стало дико интересно, как бы моя дочь прошла этот тест.
В статье показывается, как маленькие дети учатся справляться с тем, что взрослые уже умеют делать автоматически, не задумываясь. Решение проблем с помощью аналогии – эффективный метод, но его сложность в том, что не только дети, но зачастую и взрослые увидеть аналогию могут не всегда. Чем более явно проявляется сходство, тем легче его заметить. У детей формируется множество сценариев поведения, начиная с утреннего вставания и заканчивая требованием сладости или игрушки в магазине. Но чем меньше ребенок, тем жестче его сценарий, и тем больше он теряется, если привычная череда действий нарушается. Яркий пример, когда ребенок вечером «перегулял», и спокойно уложить его теперь практически невозможно. Также с возрастом ребенок учится ориентироваться в картах и в пространстве. Маленькие дети часто путают значки на картах с реальными объектами, что говорит об отсутствии связи между предметом и его функцией (как в случае со значком самолета). Отметил, что дедуктивное мышление, в частности способность к транзитивному выводу, формируется несколько позже. Дошкольник не может связать между собой несколько сравнений в одну логическую цепочку, он либо доверяет человеку, проводящему эксперимент, либо цепляется за последний факт, принимая его за истину. Однако такой метод, как категоризация, существует даже в раннем возрасте. В частности, дети от года до полутора способны рассортировать игрушки по их внешнему сходству. Более старшие уже используют ярлыки для определения категории, объединяя предметы не по сходству (машина к машине), а по их функции (например, принадлежность к полиции). Однако вполне естественно, что при формировании стратегий поведения у ребенка его должен курировать взрослый, чтобы данные стратегии формировались продуктивно.
Дети способны на своем уровне решать проблемы. Тремя способами это аналогия стратегия и дедукция. Те кто хорошо разобрался в сути проблемы могут использовать метод аналогии. Но если для детей это хорошо подходит то для взрослых не всегда. Однако этот способ у детей принято считать достаточно сильным. Использование сценариев для решения проблем то есть продумывание того что делать и того что следует ожидать. Задачи которые основываются на логике для детей более сложны так как они не способны использовать логику транзитивного выхода. Важно отметить что дети могуть возвращать в памяти разные сценарии прокручивать из и убирать из низ что то лишнее по их мнению и так же добавлять недостающие элементы сценария.
У меня сначала не стыковалось название статьи и фото . Потом я подумала , что даже груднички решают задачи . Да , не такие , какие принято у взрослых называть «задачами», но на своём уровне , свои важные точно решают . Из статьи я узнала как дети выстраивают стратегии для решения своих проблем . Отметила про помощь взрослых . Ну тут мое любимое , чем более участив родители в жизни своего ребёнка , тем лучшего у того все получается . То что по мере развития ребёнка , у него улучшаются стратегии , как написано в статье , мне тоже кажется вполне логичным . Там уже и опыт прибавляешься плюс ко всему . За детьми крайне интересно наблюдать . Ведь они на самом деле строит свои стратегии для решения своих проблем . Главное , чтобы взрослые не обесценивали это.
Спасибо большое за статью!
Действительно, очень важно понимать, как у детей формируется способность к выработке решения постоянно возникающих перед ними задач и проблем. Я, хоть уже и не ребенок, но до сих продолжаю учиться решать многие бытовые проблемы, как ребенок. Я заметил, что часто использую метод Сценариев. Так, одна моя подруга сказала, что у нее сломался унитаз, она посмотрела в интернете, как его чинить, и сделала это. До того, как я узнал этот сценарий развития событий, в случае возникновения проблем я старался сам что-то предпринять, но часто безуспешно, либо вообще бросал решать её. Теперь я смотрю в интернете, и это уже несколько раз мне сильно помогло. То же касается и аналогии. В общем, опыт и знания играют весомую роль в развитии. Чем больше ребенок узнает, тем больше у него возможности и ресурсов, чтобы решать новые проблемы.
Из статьи я узнала о стратегиях, которые используют дети по мере их развития.
Стратегия решения проблем по аналогии может облегчить запутанную задачу. В этой стратегии помогают многочисленные примеры решения проблемы, наличие поверхностного сходства между объектами в двух задачах, понимание темы исходной задачи.
Сценарии дают базовую схему того, что следует делать и чего следует ожидать, что позволяет многим действиям стать автоматическими.
У маленьких детей более жесткие сценарии, чем у детей старшего возраста и взрослых.
Карты используют дети постарше. У маленьких детей возникает трудность с сопоставлением символов на карте и в реальной жизни.
Стратегия дедуктивного рассуждения основана на способности детей выполнять задачи с использованием логических рассуждений: сохранение, категоризация. Эти навыки зависят от способности детей использовать логику и дедуктивное мышление.
Переходное мышление (транзитивный вывод) присутствует у детей, но он часто приводит к ошибочным выводам.
Категоризация является ключевой логической способностью детей даже в очень маленьком возрасте.
Мне было интересно читать о том, каким образом маленькие дети решают повседневные задачи не только потому, что для меня это важная информация как для будущего специалиста, но и потому, что у меня дома двое маленьких детей, и в из поведении я вспоминала подтверждение словам статьи.
Например о картах. Когда тёплая погода, я вожу старшего ребёнка в садик пешком. Идти нам долго, но уже на третий раз дочка запоминала и говорила мне предметы, признаки, которые ждут нас впереди. Например, она просила дать вкусняшку, когда мы пройдём рельсы, или соглашалась накинуть кофту, когда мы свернём в тихий переулок и так далее.
Второй пример о категориях. Оба моих ребёнка в год любили играть в игру с баночкой и маленькими фигурками. В крышке баночки я делала надрез и предлагала ребёнку сложить все фигурки, по аналогии с бросанием монет в копилку. Изначально эту игру я сделала для моторики. Каждый раз у обоих детей я с любопытством наблюдала, что из кучи фигурок, они сначала искали все фигурки одной формы, круга например, и складывали их, потом все квадраты и так далее.