Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Перед учеными встал вопрос: «Являются ли все виды социальных нарушений одинаковыми?». Ведь, помимо изучения правил морали, дети ежедневно изучают нормы поведения в обществе и этикет. К социальным соглашениям относятся вопросы: как вести себя за столом, как одеваться, как приветствовать людей и.т.п. Эллиот Туриэль (1983) утверждает, что рассуждения о моральных проблемах и рассуждения о социальных соглашениях — различны. Более того, понимание детьми социальных условностей может идти по другому пути развития, нежели этапы нравственности, предложенные Колбергом.

В одном исследовании с детьми (Nucci & Turiel, 1978) провели любопытный опрос. Были взяты интервью на тему, что хуже: нарушение моральных или социальных правил. В качестве нарушений правил морали были приведены примеры: ложь, воровство, нападение с применением силы. В качестве нарушения социальных норм использовались случаи: фамильярное обращение ученика к учителю по имени, поедание ланча пальцами без использования столовых предметов. Также озвучивалась история того, как мальчик открывает дверь в душ для девочек. В опросе принимали участие дети, начиная со второго класса и заканчивая учениками колледжа.

Этот эксперимент сыграл в поддержку аргумента Туриэля о том, что моральные и социальные условности представляют собой разные вещи. Дети всех возрастов оценивали моральные нарушения как более неправильные по сравнению с нарушениями социальных соглашений. Позже оказалось, что даже малыши в возрасте до 3-х лет могут проводить различия между этими двумя областями социальных суждений (Smetana Braeges, 1987). Дети рассматривают моральные нарушения как более неправильные, потому что они наносят вред другому человеку, нарушают чужие права и «никогда нельзя так поступать». Что касается отклонения от социальных соглашений и норм, то дети характеризовали ее как невероятную невежливость, неряшливость и нарушение правил.

Интересный момент заключается в том, что моральные проблемы в разных культурах часто рассматриваются как фиксированные, абсолютные и инвариантные. В то время как социальные договоренности, наоборот, чаще рассматриваются как произвольные и относительные и различаются между сообществами и культурами (Turiel, Killen, & Helwie 1988). Опросы детей полностью подтверждают эту теорию. Когда их спрашивали, является ли приемлемым воровать в стране, где законы против воровства отсутствуют, дети в возрасте 6-ти лет давали ответ, что даже в таких условиях воровать было бы неправильно. С другой стороны, дети считали, что в разных странах люди могут играть в игры по разным правилам. Очевидно, что дети различают нарушения социальных соглашений и морали с точки зрения их ошибочности и относительности.

После того, как стало понятно, что дети различают нарушения моральных норм и правил этикета, перед учеными встал следующий вопрос: «Как дети учатся их различать?». Было сделано предположение, что родители и другие члены семьи оказывают важную роль в этом процессе. В очень раннем возрасте дети учатся у своих родителей тому, что поедание спагетти руками или выплескивание молока (социальные договоренности) приводят к иным последствиям, чем отнимание игрушки у брата и вытягивание косичек младшей сестры (моральные проступки). Реакции матерей зависит от характера проступка, от того носит он моральную или исключительно социально-поведенческую основу. В возрасте от 24 до 26 месяцев ребенок видит, что, в случае нарушения кем-либо социальных договоренностей, мать реагирует именно на беспорядок, который создал акт («Посмотрите на бардак, который вы навели!»). При этом, реакция матери на нарушения норм морали иная. В этом случае рассматриваются последствия действий для прав и благосостояния других людей («Подумай, как бы ты себя чувствовал, если бы тебе ударили») (Smetana, 1989 г.). Другие социализирующие агенты, включая учителей и сверстников, также помогают детям учиться понимать, какие нормы и правила существуют в обществе (Smetana, 1984). В детских садах взрослые по-разному реагируют на моральные и обычные проступки детей в возрасте от 12 до 36 месяцев. Даже дети по-разному реагируют на моральные и социальные нарушения. Например, дети в возрасте 2-3 года реагируют на нарушения норм морали более эмоционально и чаще принимают ответные меры, чем при нарушении социальных норм. При этом, по мере развития, дети становятся более изощренными в своих ответах. Ответы 3-х летних детей уже более взрослые и осознанные, чем у 2-х летних детей. Например, они делали замечания о правах, говорили, что некое событие несправедливо и нельзя так делать. Таким образом, было установлено, что дети могут различать нарушения морали и нарушения социальных договоренностей в самом раннем возрасте. Впрочем, и в других сферах познания дети также не отстают. В 20-м веке выяснилось, что дети более компетентны, чем предполагалось ранее в сферах: восприятия информации, эмоций, когнитивных особенностей и понимании языка.

Моральные суждения и моральное поведение

Могут ли знания о зрелости моральных суждений ребенка помочь нам предсказать, как он будет себя вести в ситуации, связанной с личным выбором между этически желательным и нежелательным поведением? Моральные суждения и моральное поведение, такие как мошенничество и жульничество, часто не связаны, особенно у детей младшего возраста (Blasi, 1983; Straughtan, 1986). Многое поведение импульсивно и не всегда руководствуется рациональным и преднамеренным мышлением (Burton, 1984). Например, девочка уже достигла третьей стадии морального развития по Колбергу «стадия хорошей девочки», где она заинтересована в поддержании родительского одобрения. Однако, когда ее младший брат ломает ее любимые игрушки, девочка может пнуть его в качестве протеста, даже если родитель присутствует. При этом чуть позже она может предложить зрелую аргументацию о том, что бить маленьких детей нельзя, потому что они на самом деле не понимают, что делают. Таким образом, мысль не всегда направляет действия.

Тем не менее, есть некоторые свидетельства более тесной связи между моральными суждениями и моральным поведением среди взрослых людей. Те, кто находится на двух наиболее продвинутых стадиях классификаций морального развития Колберга (стадия 5 и стадия 6), менее подвержены обману, чем те, кто находится на более ранних уровнях (Leming, 1978). Они реже причиняют боль (Kohlberg & Candee, 1984), с большей вероятностью поддерживают свободу слова, выступают против смертной казни (Rest, 1986).

Таким образом, факты свидетельствуют о том, что связь между моральным познанием и физическим действием среди детей младшего возраста очень слаба, но, по мере взросления, она растет и в подростковом возрасте уже становится очевидна. В дальнейшем мы рассмотрим некоторые факторы, которые влияют на нравственное поведение детей.

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: воспитание детей, мораль у детей, почему ребенок не слушается, почему ребенок не понимает, почему ребенок делает наоборот, почему ребенок не соблюдает правила, ребенок отнимает игрушки, почему ребенок отнимает игрушки

50980cookie-checkКак дети понимают, что такое хорошо, а что такое плохо