Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Джил Ходжес и Барбара Тизард в 1989 году начали лонгитюдное исследование, целью которого было установить, как воспитание в детском доме влияет на дальнейшее психологическое состояние ребенка, как эмоциональная депривация сказывается на социальном и эмоциональном развитии и насколько долгосрочны негативные последствия опыта нахождения в детском учреждении.

Процедура

Ходжес и Тизард проследили за развитием 65 детей, которые попали в приют в возрасте нескольких месяцев. О детях хорошо заботились, однако сотрудникам детского учреждения было запрещено устанавливать эмоциональную связь с ребенком. То есть были созданы условия эмоциональной депривации.

К возрасту 4 лет 24 детей усыновили, 15 вернулись к своим родителям, остальные остались в учреждении.

Детей с опытом пребывания в детском доме сравнивали с контрольной группой, состоявшей из детей, которые всю жизнь провели с родителями.

Социальные и эмоциональные компетенции участников проверялись в возрасте 4, 8 и 16 лет. Оценка этих компетенций заключалась в интервьюировании детей, родителей и учителей, а также в заполнении ряда опросников.

Результаты

К возрасту 4 лет никто из детей не сумел установить привязанность со значимым взрослым, однако к 8 годам все усыновленные дети находились в эмоционально близких отношениях с приемными родителями. Их социальное и интеллектуальное развитие было выше, чем у тех детей, которые вернулись к своим родителям. Участники, вернувшиеся обратно в свои семьи, имели больше проблем с поведением и более низкую способность устанавливать близкие отношения с другими людьми. Все дети, которые провели какое-то время в учреждениях, имели тенденцию искать внимания со стороны взрослых, при этом им было сложно устанавливать отношения со сверстниками.

Психологическое состояние некоторых из участников вновь изучалось в возрасте 16 лет. Выяснилось, что усыновленные дети по-прежнему имели хорошо сформированную привязанность к своим приемным родителям. Дети, которые вернулись в свои семьи, продолжали иметь проблемы психологического характера. Дети, которые остались в детском доме, были наиболее нестабильны в психологическом плане и имели травму привязанности, которая сохранялась на многие годы.

Заключение

Боулби был прав, отмечая важность наличия значимого взрослого в раннем детском возрасте, однако задержка в формировании привязанности не всегда имеет необратимые последствия, влияющие на взрослую жизнь человека. Эмоциональная депривация в раннем детском возрасте необязательно ведет к развитию психопатии и неумению строить близкие отношения, как полагал Боулби. Устранить последствия депривации могут близкие отношения и забота родителя или людей, их заменяющих.

Исследование: Hodges, J. & Tizard, B. (1989) Social and family relationships of ex-institutional adolescents. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 30, 77-97.

34930cookie-checkКак воспитание в детском доме влияет на психику ребенка?