Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Лучшие подарки — это те вещи, которые, обычно, себе не покупают

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ

— Часто люди испытывают чувство вины, когда совершают покупку. Это называется моральным налогом или болью от оплаты.

— Моральный налог уравновешивает удовольствие от вновь приобретенных вещей и не позволяет перерасходовать средства.

— Лучшие подарки — это те, которые снижают моральный налог и помогают людям наслаждаться покупкой без чувства вины.

Мы все это проходили. Этот неловкий момент после разворачивания не очень удачного, а то и вовсе отвратительного подарка. Будь то сковородка от романтического партнера или не подходящий джемпер от друга, которому лучше знать. Но, по правде говоря, найти идеальный подарок непросто. Не всем так легко угодить, как моему трехлетнему ребенку, у которого глаза загораются при виде любой игрушки с принтом Paw Patrol.

В преддверии праздников многие люди испытывают стресс из-за необходимости покупать подарки. Подарочные карты могут показаться простым и удобным выходом из положения, но их использование может быть хлопотным и часто обманывает получателей, заставляя тратить больше, чем изначально планировалось. Как же найти идеальный подарок под елку?

Моральный налог

Психология финансового выбора может помочь выбрать хороший подарок. Помимо денежных затрат, любая покупка товаров или услуг влечет за собой и другие расходы. Люди испытывают эмоциональную боль, часто в форме чувства вины, когда тратят деньги. Это называется моральным налогом или болью от оплаты.

Моральный налог служит эволюционной цели. Он уравновешивает радость, которую мы получаем от вновь приобретенных вещей, чтобы избежать перерасхода. Мы можем считать его эмоциональным инструментом саморегуляции, который помогает нам оставаться в рамках бюджета. Эффект морального налога можно измерить даже на неврологическом уровне. Сканирование мозга с помощью технологии фМРТ показывает активацию областей мозга, связанных с физической болью, когда люди смотрят на цены товаров, которые собираются приобрести.

Степень испытываемой боли зависит от конкретных обстоятельств платежа. В частности, важно, насколько тесно связаны между собой покупка и оплата. Одним из факторов, влияющих на связь, является способ оплаты. Экономические эксперименты показали, что люди гораздо охотнее совершают платеж, если используют кредитную карту, а не наличные. Это объясняется тем, что при оплате кредитной картой моральный налог снижается, так как связь между оплатой и покупкой менее заметна. Оплата кредитной картой позволяет избежать немедленных финансовых потерь в момент оплаты, тем самым снижая негативное чувство вины.

Другой пример — использование предоплаченных жетонов, таких как фишки казино. Покупка фишек казино эмоционально болезненна в момент оплаты. Однако, если покупка совершается заранее, последующее использование фишек за игровыми столами становится сравнительно легким. Моральный налог снижается благодаря непрочной связи между оплатой и покупкой. Это означает, что потребители не испытывают чувства вины или сдерживания, расставаясь с пластиковыми фишками, даже если эти жетоны представляют собой настоящие деньги.

Моральный налог и подарки

Моральный налог — это чувство вины, которое мы испытываем, когда тратим деньги. Можно уменьшить это чувство вины, отделив удовольствие от покупки и ее оплату, как это было рассмотрено в примерах выше. Однако лучший способ уменьшить моральный налог — это получить подарок, за который не нужно платить!

Таким образом, лучшие подарки — это предметы, которые обычно вызывают особенно сильное чувство вины. Сюда можно отнести предметы роскоши, которые кажутся завышенными и неоправданными, а потому вызывают особенно сильное чувство вины при покупке. Примерами могут быть экстравагантные ювелирные украшения, декадентские шоколадные трюфели, специальные туалетные принадлежности, которые считаются настоящим удовольствием, ненужной покупкой или «слишком хорошим» приобретением для того, чтобы покупать их самостоятельно.

Любопытно, что дело не в фактической сумме потраченных денег. Важнее всего эмоции, вызванные подарком (или чувство вины, снятое с него). Рассмотрим следующий пример в качестве иллюстрации.

Уже несколько недель Анна не сводит глаз с пары дизайнерских сапог. Они выглядят невероятно стильно и прекрасно сочетаются с ее новым зимним пальто. У нее достаточно денег, чтобы заплатить за сапоги, но она не считает покупку оправданной. Ведь у нее уже есть три другие пары зимней обуви. Тем не менее Анна обязательно упоминает о сапогах своему супругу Алексу и в рождественское утро с радостью разворачивает большую коробку с сапогами. Она в восторге от подарка, несмотря на то что Алекс купил эти сапоги с их общего банковского счета.

Если посмотреть на это с экономической точки зрения, то восторг Анны не имеет никакого смысла. Поскольку у нее общий банковский счет с мужем, и не имеет значения, кто покупает сапоги. Финансовые потери одинаковы в любом случае. Как может Анна радоваться тому, что Алекс совершил покупку, которую она раньше считала ненужной? Все сводится к моральному налогу. Совершая платеж за Анну, Алекс избавляет свою жену от необходимости платить самой. Анна получает возможность наслаждаться своими драгоценными сапогами без чувства вины.

Психология финансового выбора говорит о том, что лучшие подарки — это вещи, которые люди действительно хотят, но отказывают себе в них, чтобы не чувствовать себя виноватыми. Каковы тайные желания и тайные удовольствия вашего партнера? К сожалению, это единственный вопрос, на который вы должны ответить сами.

 

Оригинальная статья: Eva M. Krockow – What’s the Perfect Gift? December 2023

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: unsplash.com

Ключевые слова: психология, праздники, подарок, новогодний подарок, чувство вины, моральный налог.

65990cookie-checkКакой он: идеальный подарок?