Эрик Эриксон один из самых влиятельных учеников Фрейда. Его сценическая теория ярко иллюстрирует идею Фрейда о превосходстве социального опыта над инстинктами. Однако, Эриксон не остановился на исследовании исключительно детского возраста, в отличие от своего учителя. Он пошёл дальше и описал еще несколько этапов развития взрослого человека.
Ниже рассмотрим этапы развития по Эриксону. Первые пять из них полностью совпадают с этапами развития по Фрейду. Далее Эриксон предлагает свою теорию социального развития. Каждый этап характеризует два противоположенных полюса одного и того же качества. Если потребности ребенка относительно возрастных особенностей удовлетворены в полной мере, то формируется позитивное качество, если нет, то негативное.
- Младенчество. Оральная стадия. Формирование базового доверия к миру. Если стадия пройдена неудачно, ребенок становится настороженным ко всему, что его окружает. Если же этап прожит благополучно, то ребенок получает пожизненный вклад в позитивную идентичность (ЭГО). Самой важной фигурой на данном этапе является мать или человек выполняющий ее обязанности.
- 1-2 года. Анальная стадия. Автономия против стыда и сомнений. Для ребенка становится важна не только мать, но и отец.
- 3-5 лет. Фаллическая стадия. Инициатива против вины. На передний фон выходит вся семья.
- 6-12 лет. Латентная стадия. Компетентность против не успешности. Семья уходит на второй план, уступая место соседям и одноклассникам. Формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки. Проявляется фактор социального сравнения. Дети начинают сравнивать себя со сверстниками. В результате чего может возникнуть чувство неполноценности по отношению к другим.
- 12-18 лет. Юность. Идентичность против отсутствия понимания своей роли. Доминирующими по значимости фигурами выступают неформальные группы, состоящие преимущественно из сверстников.
- Молодость. Близость против изоляции. В этом возрасте значимым моментом является способность формирование интимных отношений с друзьями и сексуальными партнерами.
- Взрослость. Генеративность (интерес к продолжению рода, воспитанию потомства и возможностью сделать это) против стагнации (поглощенность собой, скука, невозможность оказать поддержку подрастающему поколению).
- Зрелость. Интегративность (целостность личности) против отчаяния по причине того, что жизнь прожита не так как хотелось бы.
Из всего вышеперечисленного видно, что теория Эриксона построена вокруг личных и социальных задач, которые необходимо решать на каждой стадии развития. Ученый полагал, что чем более успешно ребенок прошел все этапы детства, тем больший успех и удовлетворенность он ощутит в более поздний период жизни.
В целом, психодинамические теории помогли сформировать проблемы влияния раннего опыта на последующее поведение человека в обществе. Помимо этого, Эриксон уделял особое внимание степени влияния культуры на детей. Долгое время теорию Эриксона никто не перепроверял. Первыми, кто вновь поднял вопрос формирования подростковой идентичности, стали ученые Гротевант и Вотерман (Grotevant, 1986; Waterman, 1985). Несмотря на то, что психодинамические теории возникли из клинической традиции, их было труднее интегрировать в основное направление научной детской психологии, чем другие эмпирически обоснованные теории развития, которые мы обсудим позже.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: unsplash.com
Ключевые слова: психоанализ, фрейд,эриксон, детство и общество, сценическая теория, психодинамическая теория, воспитание
Вспоминаю такой эпизод из детства из рассказа родственников: мама уехала сдавать госэкзамены в другой город. Мне был один месяц. За мной ухаживала 2 месяца моя тетя. Видимо, тогда было подорвано базовое доверие к миру. Какое уж тут доверие, когда мама бросила, предала и может не вернется никогда? А теперь мне везде мерещатся воры, мошенники, часто безосновательно мне кажется, что людям что-то надо корыстно. Но как с этим работать? Одного осознания маловато. Так же неблагополучно и со следующими стадиями, нет автономии против чувства стыда сомнений, не сформирована инициатива против вины, не развита компетентность против неуспешности.Только сейчас начинаю понимать свою роль в этом мире и выходить за границы изоляции, коммуницировать. Предстоит длинный путь по реабилитации.
Статья дала мне возможность понять какие существуют периоды в жизни по данной теории, какие задачи решаются на каждой стадии и что нужно для их реализации. Рассматривая эти данные и примиряя их на себя выявил несколько интересных моментов над которыми стоит подумать. Корректировка поведения и периодические изменения заложены Винкс самой природой для того, чтобы суметь прожить жизнь и принести пользу своей социальной группе, роду, наследникам.