Обучение психологии онлайн
Воронежский Институт Психологии >

Сегодня мы рассмотрим еще два метода изучения детской психологии: корреляционную стратегию и лабораторный эксперимент. Новые термины, которые встретиться в статье: корреляция, контрольная группа, зависимая переменная.

Теории развития дают понимание какие конкретно данные мы должны собирать, а также руководство относительно причин различных видов поведения и их взаимосвязей. В этом разделе мы рассмотрим две стратегии, которые обычно используются в детской психологии: корреляционную и экспериментальную.

Корреляционная стратегия

Чтобы проиллюстрировать корреляционный подход, рассмотрим исследование связи просмотра телепередач и агрессии среди дошкольников, о котором сообщили Сингер и Сингер (1981). Родителей спрашивали о телевизионных привычках их сыновей и дочерей, как часто и какие передачи они смотрят. Чтобы определить, связаны ли изменения в просмотре телевизора с поведением, наблюдатели оценивали, уровень агрессии детей с одногруппниками в детском саду. Оказалось, что агрессивные дети проводили много времени перед телевизором — в среднем двадцать три часа в неделю. Однако не всякий вид телепросмотра был связан с агрессией. По мере того, как дети начинали чаще смотреть боевики и приключенческие шоу, сверстники оценивали их более агрессивными. Тем не менее, не было никакой связи между просмотром «Улицы Сезам» и «Соседства мистера Роджерса» — показов, которые подчеркивают просоциальные и неагрессивные темы — и уровнем агрессии. Ясно, что некоторые виды телевизионных программ связаны с уровнем дошкольной агрессии, а другие виды телепрограмм — нет.

Теперь, когда мы рассмотрели пример корреляционного подхода, будет полезно дать ему более формальное определение. Корреляция — это оценка того, насколько различаются два фактора или показателя и выражается в терминах направления и размера отношений. Корреляции могут варьироваться от +1,00 до -1,00. Чем ближе коэффициент корреляции от 0 к 1, тем сильнее взаимосвязь между переменными, чем ближе от 0 к -1, тем она ниже. На практике считается, что если модуль коэффициента корреляции больше 0,6, то линейная зависимость сильная, а если менее 0,3, то почти отсутствует. Таким образом, знаки «плюс» и «минус» показывают направление связи и указывают на положительную или отрицательную корреляцию, а величина корреляции показывает, в какой степени связаны две переменные. В нашем примере с телевизионной агрессией рост агрессии среди дошкольников положительно коррелирует с тем, в какой степени дети смотрели боевики и приключенческие шоу. Возьмем другой пример: рост и вес имеют положительную корреляцию, поскольку увеличение роста почти всегда означает увеличение веса. Чтобы проиллюстрировать отрицательную корреляцию, рассмотрим взаимосвязь между курением и ожидаемой продолжительностью жизни. Чем больше сигарет выкуривает человек, тем меньше продолжительность его жизни. Наконец, если изменения одной переменной не связаны каким — либо систематическим образом с изменениями другой переменной, говорят о нулевой корреляции. Рост, например, никак не связан с интеллектом. Знание того, какого роста человек, не дает нам информации об уровне его интеллекта.

Необходимо дать предостережение. Тот факт, что два фактора взаимосвязаны, не означает, что один из них вызвал другой. Это означает лишь то, что они каким- то систематическим образом связаны друг с другом. Возвращаясь к нашему примеру с телевизором, можем ли мы заключить, что просмотр телепрограмм, транслирующих насилие вызывает усиление агрессивного поведения? Точно нет! Результаты этого исследования просто говорят нам о том, что существует связь между тем, какие телепрограммы смотрят дети, и агрессивным поведением в школе. Направление связи не ясно. Столь же правдоподобным объяснением могло бы быть то, что дети, которые смотрят жестокие программы, уже агрессивны и поэтому предпочитают такого рода шоу. Возможно, что просмотр мало повлиял на их уровень агрессивности. Корреляционные выводы не могут установить причинно- следственные связи! Этот тип корреляционного исследования является лишь одним из шагов в процессе установления понимания загадки телевизионного насилия и агрессивного поведения. Для выяснения причинно- следственных связей необходимо обратиться к другому подходу, а именно к эксперименту.

Лабораторный эксперимент

Чтобы проиллюстрировать лабораторный эксперимент, как метод исследования вопроса о телевизионной агрессии, рассмотрим исследование Либерта и Барона (1972), в котором приняли участие 136 мальчиков и девочек в возрасте от 5 до 9 лет. Проследим за ходом событий, пережитых детьми. В этом исследовании родители и дети пришли в лабораторию, где проводился эксперимент. Следующим шагом в исследовании было случайное распределение детей по различным видам экспериментального подхода. Другими словами, одни дети были назначены в качестве подопытных, а другие шли в контрольную группу (не подвергается воздействию, эффект которого предполагается изучить в эксперименте). Так как дети были распределены случайны образом, то предположительно они не должны различаться каким — либо систематическим образом. Следовательно, результаты должны быть связаны с влиянием экспериментальных условий, а не с первоначальными различиями у детей. Затем экспериментатор провожал каждого участника в комнату, включал телевизор и предлагал несколько минут посмотреть его. Все дети видели два коротких рекламных ролика, выбранных с учетом их юмора и ценности для привлечения внимания. Затем начиналась критическая часть процедуры. Половина детей экспериментальной группы смотрели 3 с половиной минуты передачи из сериала «Неприкасаемые». Эпизод содержал погоню, две сцены кулачного боя, две сцены стрельбы и поножовщину. Дети контрольной группы смотрели 3 с половиной минуты видеозапись спортивного видео с высокой активностью, в которой спортсмены соревновались в беге с барьерами и прыжках в высоту. Затем все дети смотрели еще шестьдесят секунд рекламы шин. Особого внимания заслуживают два аспекта процедуры. Во-первых, единственная разница в экспериментальных и контрольных условиях связана с типом предложенной программы. Во всем остальном опыт испытуемых был одинаков. Тщательно уравнивая методы исследования, можно быть достаточно уверенным в том, что любые последующие различия в поведении на самом деле вызваны типом телевизионной программы, которую смотрели дети. Есть еще один важный момент: просмотр телепередач представлялся как часть периода ожидания перед началом «настоящей» части эксперимента. Таким образом, подозрения испытуемого в отношении цели эксперимента были уменьшены, и маловероятно, что эффекты связаны с предварительным знанием испытуемым истинной цели экспериментатора. Однако обман, связанный с этим исследованием, поднимает этические вопросы о процедуре. Как вы считаете был ли оправдан обман в данном случае? Мы еще вернемся к этому вопросу в конце главы.

На следующем этапе оценивалось влияние впечатления от просмотра. Субъект сидел перед панелью с двумя кнопками, помеченными как «Больно» и «Помощь», которые были подключены к панели другого ребенка в соседней комнате. Второй ребенок играл в игру, требующую поворота ручки. Испытуемому сообщили, что, если он хочет облегчить поворот ручки другому мальчику, он может нажать кнопку «Помощь». С другой стороны, если он нажмет кнопку «Больно», ручка в другой комнате нагреется и причинит ребенку боль. На самом деле «другой» ребенок был сообщником экспериментатора, и на него не влияли кнопки «помощь-больно». Количество времени, в течение которого дети в двух условиях просмотра нажимали кнопку «Боль», использовалось в качестве основного показателя агрессии. В этом эксперименте время, затрачиваемое на нажатие кнопки «Боль», является зависимой переменной величиной. В эксперименте зависимая переменная — это мера, которая меняется или на которую влияет манипуляция. В нашем примере независимой переменной был тип телепрограммы, которую смотрели дети. Результаты были очевидны. Дети, смотревшие программу «Неприкасаемые», показали достоверно большую готовность к межличностной агрессии, чем те, кто смотрел нейтральную программу. Воздействие телевизионного насилия действительно вызывает усиление межличностной агрессии. Однако у исследования есть ограничения, которые затрудняют перенос этой ситуации на натуралистическую среду. Постановка теста и индекс агрессии были созданы искуственно. Поэтому правомерность переноса этого типа лабораторных исследований на реальную жизнь весьма сомнительна. Как однажды заметил один наблюдатель, большая часть американской психологии развития — это «наука о странном поведении ребенка в странной ситуации с незнакомым взрослым в течение кратчайшего периода времени» (Bronfenbrenner, 1979, р. 19).

Подход, который преодолевает некоторые проблемы искусственности традиционного лабораторного эксперимента, включает лабораторный аналог естественной ситуации, в которой экспериментатор пытается воспроизвести многие черты естественного контекста (например, дома) в лаборатории. Например, в одном исследовании наблюдали, как дети реагируют на любой гневный обмен репликами между их матерью и другим взрослым — событие, которое могло иметь место в повседневных условиях, таких как магазин, парк или дом (Cummings, Pelligrini, Notarius & Cummings, 1989).

Лабораторный контекст позволяет экспериментатору точно записать на видеопленку, а затем измерить реакцию ребенка на наблюдаемый взаимообмен, сохраняя в то же время некоторую реальность жизненной ситуации. Хотя эта озабоченность по поводу «натурализма» может быть справедливой для некоторых типов исследований, особенно социального и эмоционального развития, следует признать, что лаборатория остается важным контекстом для исследования многих аспектов развития. Например, важные сведения о способностях восприятия младенцев (слух, обоняние, зрение), обычно получают путем эффективного использования лабораторных оценок. Именно способность контролировать громкость, высоту тона и другие характеристики звука в лаборатории позволяет точно определить перцептивные способности младенцев. В случае перцептивного развития основные интересующие умы исследователей навыки, такие как реакция младенцев на высоту тона или громкость, могут не различаться в зависимости от контекста. Способность детей обнаруживать различия в высоте звука, цвете или яркости в лаборатории вряд ли изменится при тестировании в повседневных условиях (Seitz, 1988). Стратегии исследования должны соответствовать задаваемому вопросу, а значит разные стратегии служат разным целям. Лабораторные эксперименты полезны и действенны для некоторых вопросов, но имеют ограничения для изучения других тем.

В следующем разделе мы рассмотрим две альтернативные экспериментальные стратегии, которые преодолевают некоторые ограничения лабораторного эксперимента.

 

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: детская психология, продольные исследования, поперечные исследования, детская научная психология, национальные психологические исследования.

 Источник фото: freepic.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, детская научная психология, как проводятся психологические исследования, корреляция в психологии, лабораторный эксперимент, связь агрессии с просмотром телевизора, детская агрессия.

63560cookie-checkДетская психология. Установление причин: шаги к пониманию развития ребенка